Господи когда же ты мне поможешь. Помоги мне Боже, щедрою рукой Ниспосли терпенье, радость и покой. Грешник я великий на земном пути. Господи помилуй, Господи прости

Утром, когда я ухожу на работу, они еще спят. Кто видел спящих

детей, тот поймет мои чувства. Это ангелы, а дом, где дети, - это рай:

там тепло и хорошо. У нас с женой три дочки. Каждое утро я благодарю Господа за это

счастье. Действительно, Его щедрость не видит границ, он дал

мне прекрасную супругу и прекрасных детей, я счастлив в

Мы узнаем, что мы не контролируем ветер, а ветер контролирует нас. Это то, как Бог использует нас, чтобы уменьшить и увеличить Христа. По опыту мы учимся: «Без Него мы ничего не можем сделать». «Если кто захочет пойти за Мною, пусть он откажется от себя, пусть каждый день принимает свой крест и следует за мной».

Крест объясняет, почему вещи кажутся нам всегда более трудными, поскольку мы продвигаемся по Узкому Пути. Учитывая, что мы не живем во грехе и что наше сердце прямо перед Богом, когда мы больше не «ощущаем» вещи, как прежде, означает ли это, что что-то не так? Многие христиане скажут «да», что-то должно пойти не так. Должны ли мы просить Господа восстановить наши хорошие ощущения? Повторяю, многие христиане, которые считают, что христианская жизнь должна быть непрерывной последовательностью положительного опыта, скажет «да».

браке, по-моему, это главное. Если ты несчастен в браке, то ни карьера, ни

финансовые успехи не заменят тебе главного. Ничто не может заменить

то чувство, которое ты переживаешь, когда приходишь с работы и

раздается крик «папа пришел!» И бегут к тебе твои девочки, виснут на

Чтобы научить нас, Господь часто позволяет нам иметь духовные переживания в начале нашего путешествия, и в эти моменты мы можем слышать, как Его голос прямо говорит нам, что делать и куда мы должны идти, конечно, незаменим для детей, у которых нет другого способа понять иначе. Но со временем эти переживания становятся все реже и реже.

Это не означает, что христианин должен быть полностью пуст от чувств, но это означает, что ученик Господа не руководствуется чувствами. Это практическое применение Креста: только заключенные несут Крест - «свободные» мужчины не носят его, а те, кто любит себя, никогда не возьмут его.

тебе, целуют тебя. Да, я счастлив в браке, у меня хорошая семья, но

это не моя заслуга, это заслуга Господа и моей жены. Не всегда было так хорошо и

причина тому - во мне. Я сам своими руками хотел сломать то, что было дано мне в

дар. С Леной мы познакомились, когда нам было по шестнадцать, встречались два

Прежде всего, это означает отказ от нашей свободы. Это означает, что мы больше не свободны одеваться и идти туда, куда хотим, другие могут делать, как им заблагорассудится, но заключенные Господа не могут делать все, что им нравится Другие могут идти вперед, что бы ни случилось, но мы, все наше время и наши движения, находятся в Его руках. Во-вторых, быть узником Господа означает, что мы должны принимать длительные периоды одиночества. Мы благодарны за возможности общения и дружбы, но, будучи узником Господа, нас часто просят быть один и заткнуться с Богом.

года, потом я ушел в армию. Леночка меня ждала. Два года прошли быстро, когда я

пришел из армии, мы с Леной стали жить на съемной квартире отдельно от

родителей, отношений не оформляли. Я продолжил служить водном

из спецподразделении МВД и учился заочно в юридическом. Лена по

Все наши отношения должны быть отмечены крестом. Иными словами, мы даем дружбу и наши семьи Богу и получаем их в обмен на Него. Таким образом, Господь сохраняет превосходство. В-третьих, быть узником Господа означает, что мы принимаем смертный приговор и принимаем нашу судьбу. Мы не являемся узниками Господа, если будем продолжать объявлять нашу невиновность. Если мы не одобряем приговор Господа, в котором говорится, что эго заслуживает только смерти, то мы необоснованно задерживаем неизбежное. Если мы будем нести наш Крест и быть распятым, лучше подчиниться ему, как это сделал Христос, вставив наш дух в руки Господа и смиряя головы в покое.

образованию модельер, работала в ателье. В 1995 началась война на Кавказе,

я стал ездить в командировки, шесть месяцев в командировке, шесть

месяцев на стакане, вперемежку со сдачей сессий. А Лена все ждала. В

1996 родилась у нас дочь Елизавета. Я продолжал трудиться в прежнем

режиме, Лена никогда не упрекала меня ни за неустроенный быт, ни за

Если мы будем бороться и протестовать, как два вора, это только продлит нашу агонию, и солдаты должны будут прийти и сломать наши ноги, и в любом случае Крест означает смерть. мы подчиняемся, тем скорее мы находим Воскресение. Это славная вещь быть узником Господа, потому что в наших узах мы находим свободу. В нашей слабости мы находим силу. В нашей бедности мы находим процветание. Потеряв все, мы все находим. Отказавшись от всего, мы наследуем все. Принимая приговор смерти, мы находим Жизнь Господа.

Давайте протянем руки и дадим Ему одеть нас и вести нас туда, куда Он хочет, чтобы мы пошли, таким образом, чтобы мы не выбрали себя, потому что это Узкий Путь, и это способ благо, хотя оно замаскировано. Пусть Господь подтвердит эти слова в наших сердцах. Сделай Господа прелестями твоими, и даст тебе то, чего хочет сердце твое.

маленькое жалование. Упреки были, но другие, вполне справедливые: что

я не уделяю внимания дочери и ей, что пью после командировок

месяцами, а потом опять уезжаю. На это я отвечал, что так я «спускаю пар»

и вообще «солдат должен отдыхать». В 1999 началась вторая кампания

на Кавказе, нужно было ехать. Мне поступает предложение от моего

Какая связь между тем, чего желает мое сердце, и наслаждениями Господа? Будьте осторожны, чтобы прочитать «банановую оболочку» этого стиха! Радость, разве это не шоколадный десерт? Пойдем, сделай это, ты увидишь, это дает головокружение. «Вы делаете Господа своими прелестями?» Мы не можем заставить Господа радоваться, если мы его не знаем, и если мы возьмем его за отца или за полугада-дедушку! Чтобы заставить Господа радоваться вам, придётся к нему с молитвой, с уважением и уверенностью, вылить свое сердце перед собой, быть верным ему, осознать свою силу и силу, удивить вас чудеса, которые он создал и что он делает в вашей жизни.

товарища поучаствовать в его бизнесе. Обсудив это с Еленой, приходим к решению,

что нужно оставить службу и соглашаться. Ленка была на седьмом небе от

счастья, что мне не нужно больше ездить на войну, что

прекратятся мои реабилитационные пьянки,

улучшится финансовое положение семьи. Так оно и было поначалу.

Это позволить ему направить свою жизнь с уверенностью, что он хочет лучшего для вас. Для того, чтобы Господь стал вашим удовольствием, любить то, что просит Господь, его Слово, правила игры в жизни, которые он исправил, потому что вы понимаете его смысл. И вы верите, что Бог не знает, чего желает ваше сердце? Теперь, великий вопрос: можем ли мы быть христианином и честолюбивы? Христианин должен иметь амбиции, но никогда не за счет других. Разве у Иисуса не было стремления преуспеть в его миссии спасения, и у Бога не было стремления создать великолепный мир для человечества?

За год я заработал на квартиру, купил машину. Но случилось другое.

Я не смог вынести испытания деньгами, семья также оставалась

брошенной, я либо работал, либо гулял, причем я считал, что если я

обеспечиваю семью финансово, то что еще им нужно? Какие могут быть

недовольства? Я мог по трое суток не приходить домой, не объясняя

У нас должны быть амбиции, потому что это Бог, который дает нам нашу истинную ценность: любовь и любовь к Богу, и это должно мотивировать нас. Мы тоже не самые лучшие! Нет никакой цены, и она стоит каждой профессиональной карьеры в мире! Нет хорошей или плохой работы, есть жизнь, которую нужно заполнить! Заполните его как можно лучше, со своими конструктивными вещами, ценными людьми, полезными переживаниями и помните, что вам нужно прилагать усилия, потому что ничто не испекается с небес!

Мы часто задаем себе эти вопросы, когда проходим испытания: Почему я? Почему Господь разрешает мне страдать? Страдание - это инструмент, который Бог использует, чтобы привлечь наше внимание и достичь Его целей в нашей жизни. Страдание обязывает нас отвернуться от уверенности, которую мы имеем по-своему, и жить верой в средства Бога. Страдание не является добродетельным поступком или признаком святости. Это не средство получения благосклонности Господа или подачи его кафедры как аскетизма. Когда это возможно, следует избегать страданий.

причины, на все возражения жены я отвечал: кому не нравится, может

уходить. Говорил так, зная, что идти ей некуда. Подлец…

Так прошло еще три года, а Ленка все ждала. Потом я стал

задумываться о том, чтобы мне окончательно уйти из семьи. Это не

трудно, думал я: мы не расписаны, квартиру я ей оставлю, дочку

«В день счастья, будьте счастливы, и в день несчастья подумайте: Бог сделал одно, как другое, чтобы человек не мог обнаружить ни в чем, что будет после него». Следующие вопросы могут помочь нам задуматься о том, когда мы придем к несчастью. Какова моя реакция на это событие?

Какая должна быть моя реакция? В моем способе реакции на испытание, демонстрируются ли мои христианские ценности? Каково использование отклонений на жизненном пути и почему их следует принимать во внимание? Короче говоря, страдание - это все, что болит или раздражает нас. В Божьем плане страдание служит для того, чтобы мы задумались. Это инструмент, который Бог использует, чтобы привлечь наше внимание и выполнить Его цели, которые не были бы возможны без суда или раздражения.

спонсировать буду, а сам погуляю еще - ведь мне всего-то 30 лет, а

семья лишь обременяет. Так я ушел из семьи. Лена плакала. Ничего, думал я,

привыкнет, найдет кого-нибудь себе, успокоится. Прошло пять месяцев

после моего ухода, и вот в один летний вечер, возвращаясь с очередной

Это может быть любая форма страдания, испытание как минимальное и раздражающее, как укус комара до великого испытания, как лев, с которым Даниэль должен был встретиться в логовище льва. Конечно, эти случаи не все применяются одновременно. Страдание не всегда является результатом нашей собственной глупости, самоповреждения или греха. Однако страдание всегда всегда проявляет потребность, слабость или плохое отношение, которое необходимо устранить как загрязнение в процессе измельчения золота.

Это ваша радость, хотя теперь, поскольку это необходимо, вы должны быть опечалены в течение короткого времени различными испытаниями, чтобы суд над вашей верой, которая дороже, чем скоропортящееся золото, хвалите, славу и честь, когда появится Иисус Христос.

гулянки, я шел в пригороде по обочине дороги в безлюдном

месте. Я слышал, как приближается по дороге машина, но не стал

поворачиваться, ощутил только очень сильный удар, пронизывающую

боль - и все, свет потух, сознание отключилось. Со мной ничего подобного не было, как

Независимо от того, что мы знаем и насколько хорошо мы применяем принципы, страдание будет больно. Мы можем знать некоторые богословские причины по Слову, но когда это происходит с нами, есть еще какая-то тайна. Мы спрашиваем себя: почему сейчас? Страдание предназначено для повышения нашей уверенности в Всемогущем.

Его главная цель - соответствовать образу Христа. Более того, мы знаем, что все согласуется с благом тех, кто любит Бога, тех, кто призван по Его назначению. Для тех, кого он знал заранее, он также предопределил их, чтобы они были похожи на образ Сына Своего, чтобы Сын Его был первенцем среди многих братьев.

я читал, бывает с людьми, пережившими клиническую смерть. Я не летел по

туннелю, не видел божественного света, черти меня не хватали, а было

вот что. Трудно объяснить и описать словами то, что в обычной

реальности не бывает… Я очутился как бы на стыке двух миров или

жизней, я стоял и видел то, что я прожил. Но видел это не как в кино,

Это относится к экзамену, подтверждающему или утверждающему. Страдание доказывает наш характер, нашу целостность, а также предмет и качество нашей веры. Результаты, которые Бог желает увидеть в нашей жизни в наших испытаниях, требуют времени и, следовательно, выносливости.

Более того, мы гордимся даже от скорбей, зная, что скорбь порождает настойчивость, упорную победу в суде и эту надежду на победу. Зная, что суд над вашей верой производит терпение, но терпение должно прекрасно выполнять свою работу, чтобы вы были совершенны и совершены без каких-либо проблем.

а как бы сразу целиком всю мою жизнь. Я видел себя ребенком, когда

тонул в пруду в деревне - меня спас старший соседский парень; и

одновременно видел себя взрослым - как меня раненого выносили с гор;

видел все подлости, которые я сделал, - до мельчайших подробностей… Как же мог

Я столько напакостить? А еще я чувствовал, нет, не видел, а только чувствовал Его. Что

Именно по этой причине он называется «тест». Даже если мы поймем его цель и принципы и утешаемся Божьими обещаниями и Его вниманием в Его Слове, никогда не бывает легко столкнуться с испытаниями жизни, потому что страдает. Настойчивость дает нам возможность сотрудничать, пока работа выполняется в нас. Это позволяет нам испытывать радость и мир через испытание.

Чтобы противостоять страданиям, имея мир и душевное спокойствие, мы должны сосредоточиться на Божьих причинах наших страданий. Это требует, чтобы мы верили в вечные истины Господа. Сравните благословения скорби, как видно из показаний псалмопевца в Псалме 119.

вот Он рядом, и мне не надо ничего объяснять, нет смысла оправдываться, все

ясно, как день. Я прочувствовал мозгом, костями, кожей, что мне дали драгоценность,

которой нет цены, а я её не сберег, мало того, я её испортил, сломал. Я

прочувствовал всю ничтожность моей убогой жизни. И понял: это Он меня тогда вытащил

Мы должны понять, что главная цель Бога для нашей жизни состоит в том, чтобы мы соответствовали образу Христа, и Он определил в своем плане использование страданий для нас, чтобы расти духовно. Если мы должны переносить страдания и испытания жизни, мы должны также понимать другие причины страдания, поскольку они также относятся к основной цели.

Когда мы, верующие, терпим здоровый образ жизни и испытываем определенную радость, он становится прекрасным свидетельством силы и жизни Христа, которые мы присвоили. Страдание - это возможность для Бога проявить и возвеличивать Свою силу через Своих слуг, чтобы проверить и подтвердить посланника и Его послание. Это дает возможность верующим продемонстрировать свои качества как посланников Христа и, следовательно.

из пруда, это Он меня вытащил с гор, это Он мне дал жену, это Он подарил мне дочь.

Очнулся я в реанимации через пять суток после дорожного происшествия, оказалось,

Что машина, которая меня сбила, уехала. Место было безлюдное, люди,

ехавшие в машине, меня оттащили подальше от дороги и бросили в кустах, где и нашла

меня женщина, выгуливавшая утром пса. Состояние было тяжелое, большая

потеря крови, множественные переломы, хорошо, что голова была

целая. Лежал я месяца три в больнице. Времени было предостаточно, чтобы

осмыслить и сделать соответствующие выводы: настолько живо стояли в памяти

картины увиденного. Крещен я был еще подростком, но на этом вся моя религиозная

жизнь и кончалась. А когда потерял крест нательный на учениях, то с этой

потерей утратил последнюю связь с православием. В больнице же

попросил принести мне Новый завет, читал как впервые, читал и снова перечитывал -

настолько потрясали меня простые вроде истины, ведь читал раньше и не видел… Как

пелена с глаз упала, будто серую, как дождь, завесу отдернули, и за ней открылся весь

мир. Стали приходить проведывать меня Лена с дочкой. Жена ничего не говорила,

просто принесет что- нибудь, посидит и уйдет. А мне и сказать им нечего: я их предал.

Как встал на ноги пошел в храм, он рядом с больницей. Не был в храме с тех пор, как

крестился. Встретился с настоятелем отцом Алексеем, долго беседовали, он мне

сказал: «А ведь твоя жена с дочкой каждый день здесь бывают, как ты

думаешь, что они просят у Господа?» Я исповедовался в первый раз в своей жизни,

упала гора с плеч, через неделю причастился, ходил в храм каждый день, пока не

выписали. Еще в больнице принял решение попросить прощение у моей жены, попросить

стать моей женой официально и если согласится, то обвенчаться. Выписался из

Больницы, позвонил Елене, попросил о встрече. Когда шел к ним, очень волновался,

примет меня или нет, согласится или нет, шел и молился: «Помоги мне,

Господи, еще раз». Разговаривали долго, Лена согласилась, это про таких, как она,

написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,

любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет

своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а

сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все

переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества

прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. (1Кор.13:4-9)

Мы обвенчались, с того дня прошло семь лет. У нас родилось

еще две дочки - Мария и Александра. Я очень люблю свою семью, по

воскресеньям мы все вместе дружно идем в храм Петра и Павла, в

котором началась моя вторая жизнь, в котором свершилось таинство

нашего венчания, в котором крестили моих детей, настоятель которого стал

большим другом нашей семьи. Вот как получается: вроде все

дано человеку для счастья, а он ищет чего-то на стороне, не видя под

носом у себя богатства, женщины не видя, той, что самая лучшая и рядом

с ним, веры не видя, той, что есть истина и что близка - прямо в храме

под окнами. Так случилось со мной. А Тот, которого я просил помочь мне

в последний раз, когда шел к Лене с предложением обвенчаться,

помогает нам до сих пор.

Слава тебе, Господи!

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Добрый день. Не знаю, как правильно описать свое душевное состояние - но мне кажется, что мне ничего не поможет. Исповедуюсь очень редко, после последнего раза были ощущения, что уже поздно что-либо исправить в своей жизни. То есть надежды на воцерковление и спасение нет. Слишком велики грехи. У меня маленькая дочь 5 лет и мама-пенсионерка. Мне 33 года. Я чувствую, что живу не так. Я в основном домашний человек, но каждый день мне кажется, что я прожила его зря - даже если ничего плохого не сделала. А когда иду в церковь - ощущаю, что уже поздно надеяться на спасение и отвечать за все я буду после смерти. Подскажите, что мне делать - мне страшно
Ольга .

Уважаемая Ольга!

Давайте начнем с того, что вы совершенно правильно чувствуете, что живете не так. Как говорил Тертуллиан, душа человека по природе христианка, и она стремится к вечности и спасению. Поэтому земное и материальное рано или поздно ее перестает удовлетворять. Душе требуется другое - духовная жизнь, главные основы которой заключаются в покаянии перед Богом и в благодарении за Его благодеяния. Мы же чаще всего что-то просим у Бога, а вот благодарить забываем. Ну, а уж истинное покаяние у нас совсем редко возникает. Человек обычно вспоминает о своем Творце только в трудные минуты, в остальное же время думает о себе. И это, конечно, неправильно. Господь говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). То есть в любом деле мы должны просить помощи Божией. И еще говорит: «Что невозможно человеку, возможно Богу». И когда мы, смиряя свою гордыню, просим: «Господи, да будет на всё воля Твоя, как Ты хочешь, но не как я хочу!», то Господь устраивает все к лучшему, к спасению. «Не желаю смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», - непрестанно повторяет Он нам. Нужно лишь обратиться к Нему. И Господь обязательно поможет. Но для этого необходимо пойти узким путем, ведущим в жизнь вечную. По словам поэта, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…», а не от случая к случаю. Вот Вы пишете, что редко исповедуетесь. Это - то же самое, что редко мыться, смывать с себя телесную грязь. Представьте себе, что Вы не мылись целый год. Легко ли Вам будет тогда отмыться от въевшейся в тело многомесячной грязи? А душевную грязь отмыть гораздо труднее. Умываться принято каждый день, а купаться хотя бы раз в неделю. Так и повседневные грехи мы исповедуем Богу каждый день в конце вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся мои грехи…». А полностью очищаемся от грехов в Таинстве исповеди. Грех есть преступление, в данном случае - преступление Закона Божия, за каждое же преступление положено наказание, хочет того человек или нет. Христианин, осознающий это, старается исповедоваться (омываться от душевной грязи) как можно чаще. Напомню, что в Православной Церкви принято исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц. В большие посты благочестивые люди исповедуются и причащаются каждую неделю. Показателен в этом плане пример из духовной практики актера и певца Петра Мамонова, о чем я писал недавно в своей заметке о встрече с ним в нашем соборе. Он исповедался и причастился в Москве, но через день в Самаре снова пришел исповедоваться, потому что новый грех не давал ему покоя. Мы должны четко понимать, что грех мешает нам жить и ведет к тяжелым последствиям.

Но есть еще один важный момент. Мы должны научиться правильно исповедоваться. Не механически перечислить совершенные нами грехи, а глубоко осознать их, оплакать в своем сердце, раскаяться и в противовес им совершить добрые дела, то есть, принести плоды, достойные покаяния. К исповеди необходимо тщательно готовиться. Мы же не заходим в ванную и не включаем сразу душ, как минимум нам надо приготовить сначала мыло, шампунь, мочалку, полотенце, чистое белье. А исповедь есть словно второе крещение, «баня пакибытия».

Вы упоминаете, Ольга, о своих великих грехах. Но нет таких грехов (кроме хулы на Духа Святаго), которые бы не простил Господь. Преподобная Мария Египетская в своих грехах дошла до бездны падения и даже не смогла войти в Храм Гроба Господня. А раскаявшись, стала великой святой, переходившей Иордан, как посуху. Священномученик Киприан был колдуном, а после покаяния стал одним из самых почитаемых в Христианской Церкви святых. Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом с Распятым Христом, раскаявшись и исповедав Его Сыном Божиим, сразу вошел с ним в Царство Небесное. Примеров много. Нужно только так покаяться, чтобы Господь принял наше покаяние. Каяться надо от всего сердца, и проявить решимость не повторять раскаянные грехи…

А самое главное - непрестанно благодарить Бога. Как говорил Святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все - и за скорбь, и за радость!». Эти замечательные слова должны быть лейтмотивом нашей греховной жизни. И если мы научимся благодарить Творца не только за радости, но и за скорби и болезни, посылаемые нам для очищения души, Господь обязательно поможет нам. Верую, Господи, помоги моему неверию! Попробуйте, Ольга, изменить свою жизнь, и Вам тогда не будет казаться, что спасение невозможно.

Нераскаянный грех

Пару лет назад, страдая от неразделенной любви, у меня возникали мысли о самоубийстве. Сейчас, слава Богу, таких мыслей нет. Но я на исповеди говорила, что у меня плохие помыслы возникали. Но я не имела ввиду мысли о самоубийстве. Надо ли отдельно называть этот грех?

У меня семья совсем недавно пришла к вере. Но папа не хочет ничего слышать об этом. Он ни разу не был на исповеди. И очень часто говорит мне, что вера мне ни к чему. Я даже и не знаю, что делать. Подскажите. Заранее благодарю.

Наталья .

Уважаемая Наталья!

По Евангельскому учению любое намерение к греху, любая мысль о грехе приравнивается к самому греху: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). На основании этого мысли о самоубийстве являются тяжелым грехом. Следовательно, их нужно обязательно исповедовать отдельно. Плохие мысли - это слишком общее понятие, к ним можно отнести столько всяких мыслей… Поэтому их необходимо называть конкретно. Положено конкретно исповедовать даже плохие сны (они могут быть блудными, богохульными и т.д.).

Слова Вашего папы о ненужности веры - не его слова, а слова извечного врага рода человеческого, то есть дьявола. Человек - образ и подобие Самого Бога, поэтому без веры он жить не может. Без веры человек уподобляется животному, живущему инстинктами. «Без Православия русский человек - дрянь», - справедливо говорил Достоевский. Также широко известны его слова: «Если нет Бога, тогда все позволено». Отступление России от Бога и от веры, по пророчеству того же Федора Михайловича и праведного Иоанна Кронштадтского, привело к разрушительным революциям и войнам, гибели десятков миллионов людей, разрушительным процессам в государственности, экономике, социальной сфере, культуре, а самое страшное - в семье и личности. Безбожие и вседозволенность привели к тому, что сейчас страшно становится жить. Только вера помогала русскому народу выстоять в годины лихолетий.

Величайшие ученые (Ньютон, Галилей, Менделеев, Эйнштейн), врачи (Павлов, Пирогов, Сеченев), полководцы и флотоводцы (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков) и многие другие выдающиеся люди не могли жить без веры. Ньютон, например, написал толкование на Библию. Менделеев говорил, что Бог во сне (!) открыл ему принцип периодической системы химических элементов, а он только записал ее. Не думаю, что Ваш папа мудрее всех этих известных людей. Целая историческая общность - казаки - провозгласили своим главным лозунгом «Казак без веры - не казак».

Вера дает человеку главное - спасение безсмертной души. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Даже более того: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).

Безусловно, вы должны любить и чтить Вашего отца, молиться о его вразумлении, чтобы и он пришел к вере, которую сейчас, по крайней мере на словах, отрицает. Проявите любовь и заботу и научитесь прощать слабости и заблуждения близких людей. И не смущайтесь их ошибочными суждениями.


Top