Почему ребенок агрессивный дома. Агрессия и возраст

Агрессивный ребенок отличается специфичным поведением от других детей. Такого малыша заметно сразу. Перед тем как начать предпринимать какие-нибудь меры, необходимо выявить причины такой реакции. Родители должны себя вести с ребенком правильно, учитывая, что агрессия на ребенка может только усугубить ситуацию.

Младенец способен проявлять свои чувства только двумя способами: демонстрируя удовольствие или неудовольствие. Поэтому детская агрессия заметна еще с рождения. Взрослым людям хотя бы в общих чертах следует знать, что такое агрессия детей, ее причины и предупреждение.

То, что малыш испытывает дискомфорт, может отражаться в виде плача, крика, истерики. Через некоторое время агрессивные дети начинают более активно проявлять протестные реакции. Это выражается в деструктивных манипуляциях. Они могут быть направлены на окружающих, ценные предметы.

Агрессия у ребенка встречается часто. Ее следует воспринимать как инстинктивную форму поведения. Основная цель кроется в обеспечении самозащиты, выживания. младших школьников следует пресекать, поскольку с возрастом люди должны учиться преобразовывать естественные инстинкты в варианты реагирования, которые являются социально приемлемыми в обществе. Для коррекции нужно использовать специальные приемы. Обязательно нужна профилактика, которая позволяет воспитателям и родителям справляться с трудностями, она будет способствовать социализации агрессии.

Агрессивные дети не умеют держать под контролем собственные импульсы, поэтому сталкиваются с проблемами общения с людьми. Если вовремя не принять меры, из них вырастают психи, неуравновешенные субъекты. Если знать, как снять агрессивность, можно существенно упростить процесс воспитания детей.

Обычно для решения проблемы применяют специальные игры для агрессивных детей и другие особые приемы. Когда такая борьба является некорректной, это может спровоцировать аутоагрессию. Проявляемые психи могут способствовать появлению психосоматических расстройств, что может негативно отразиться на дальнейшей жизни.

Факторы, провоцирующие проблему

Почему ребенок агрессивный? Существуют различные причины агрессивного поведения. Деструктивное поведение обуславливается чувством страха. Истерики могут быть связаны с недоверием по отношению к окружающему миру. Агрессивное поведение ребенка нужно заменить способностью отстаивать ряд своих прав, защищаться социально приемлемыми способами так, чтобы не причинять вреда окружающим.

Причины агрессии у детей нередко связывают с тем, что они сталкиваются с невыполнением их желаний, когда им запрещают удовлетворять некоторые потребности. Другие причины детской агрессии заключаются в стремлении любыми способами отстоять свою личность, обрести самостоятельность, независимость от взрослых. Когда ребенок ведет себя агрессивно, необходимо научить его держать под контролем такие проявления.

Существуют разные виды агрессии, некоторые случаи характеризуются присутствием существенной угрозы для психоэмоционального состояния. Агрессивное поведение детей может быть обусловлено травмирующим воздействием на детскую психику. Например, оно связано со ссорами между родителями.

Агрессия у детей может быть последствием запрета определенного поведения. Иногда по этому поводу появляются очень часто. Однако не всегда у родителей есть желание или способность удовлетворять все потребности. Детская агрессия может быть преодолена, если взрослые будут правильно устанавливать запреты, а наказания использовать только при необходимости.

В каждом случае важно выяснить причины и последствия. Например, фактором может выступать установление личных границ. Детская агрессия возникает из-за чрезмерной родительской опеки. Чтобы понять, как научить ребенка нормальному поведению, следует учитывать критерии агрессивности, схема наблюдения за ребенком должна быть продуманной и последовательной. Это поможет своевременно выявить серьезные отклонения. При помощи специалиста можно подобрать наиболее правильный способ общения с детьми в каждом конкретном случае. Принятый способ позволит решить проблему.

Простой алгоритм

Как вести себя с агрессивным малышом должны знать не только родители, но и воспитатели. Такие знания помогут предотвратить развитие проблемы. Если не предпринимать никаких мер, последствия детской агрессии могут быть плачевными, что отразится на его дальнейшей взрослой жизни.

Рекомендации родителям заключаются в проявлении максимума любви к своему ребенку. Это касается абсолютно всех ситуаций. Как справиться с агрессией ребенка? Запрещается озвучивать негативные реплики по отношению к ребенку. Нельзя называть детей обидными словами, использовать угрозы, оскорбления. Это отражается на их психике. Для того чтобы выявить свое недовольство, нужны непосредственно действия. Нужно учитывать, что ребенок — личность.

Что делать, если ребенок агрессивный? Необходимо всеми допустимыми способами предотвращать развитие агрессии. Иногда малыш хочет , но у родителей не всегда есть свободное время. В рамках стратегии поведения родителей, воспитывающих агрессивного ребенка, категорически нельзя проявлять раздражение, отмахиваться от крохи. В любом возрасте надо объяснять причины, почему невозможно поиграть вместе именно в конкретный момент времени.

Как бороться с агрессией ребенка? Родители не должны откупаться от своих детей дорогостоящими подарками, игрушками. Правильное воспитание подразумевает необходимость уделять достаточное количество внимания, любви и заботы малышам.

Когда в семье агрессивный ребенок, что делать? Всей семье необходимо осваивать приемы социального взаимодействия. Дети часто копируют мимику, жесты, реплики близких людей, но особое внимание они обращают на собственных родителей. Если мать и отец не желают, чтобы сын или дочь закатывали истерики, затевали драки, были непослушными, следует обязательно держать под контролем свою агрессию, оскорбительные высказывания или крики. С детьми нужно чаще играть.

Как добиться результата?

Важный совет! Неприемлемо подавлять агрессивные проявления ребенка. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья, психи должны проходить постепенно. Из-за подавленных агрессивных импульсов угроза для возникновения нарушений в работе центральной нервной системы существенно возрастает. Иногда лечение агрессии должно проводиться профессионалами, например, если это отсталый ребенок в развитии.

Как помочь ребенку справиться с агрессией? Его следует научить применять приемлемые варианты выражения враждебных чувств. Он в этих целях может использовать рисунки, игрушки, пластилин. Допустимо использование физических нагрузок, которые не представляют никакой угрозы или не причиняют вреда окружающим.

Подобные коррекции агрессивного поведения подразумевают трансформацию чувств из действий в словесную форму. Это дает возможность малышам осознать, что все обсуждается, существуют способы мирного разрешения конфликтов. Например, не следует вступать в драки, когда мирный способ гораздо лучше. Агрессивность у детей со временем начнет проходить, так как им не составит труда рассказать о своих переживаниях, обидах, зле, расстройстве и пр. Необходимость привлекать внимание посредством плохого поведения отпадает сама собой.

Научить ребенка не вредничать не так сложно. Однако не следует запасаться абсолютной уверенностью по поводу того, что именно ощущает агрессивный малыш, какие чувства сейчас в нем скрываются. Предположения можно делать, только исходя из собственного опыта, самонаблюдения. Лучше всего, когда у детей младшего школьного возраста есть привычка активно рассказывать о собственном внутреннем мире. Взрослые только должны обеспечивать подобное проявление, предоставляя ему время и возможность высказать свои проблемы.

Другие меры

Как бороться с детской агрессией? Когда малыш или ребенок уже в старшем возрасте агрессивен, следует показать ему отсутствие итоговой результативности агрессивных действий. Он должен понимать, что если в дальнейшем будет проявлять негатив, например, отнимать игрушки у других деток, с ним никто не станет дружить.

Как справиться с детской агрессией? Со стороны родителей социальные поведенческие правила должны быть установлены в такой форме, чтобы она была понятна ребенку. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей, возраст которых составляет 4 года и больше, допускает озвучивание более подробных требований. Вести себя с агрессивным ребенком следует непринужденно. Нужно обязательно его хвалить, когда тот старается над выполнением любой работы. Ребенок будет отвечать с благодарностью.

В большинстве случаев реакция детей правильна. Приступы агрессии у ребенка снимаются путем закрепления полученного результата. Похвалу ребенок способен принимать гораздо лучше, если он видит, что на самом деле им гордятся.

Как помочь агрессивному ребенку? Воспитывать детей нужно не просто путем произнесения банальных фраз, к примеру, хорошая девочка. Нужно выразить доверие в выполнении важных заданий, дать ребенку почувствовать его значимость и потребность в нем.

Как реагировать на агрессию ребенка? В этом вопросе следует быть внимательными. О плохом поведении, неправильных поступках нужно побеседовать с детьми, но обязательно наедине. Нельзя разговаривать при других детях, родственниках, одноклассниках и т. д. Ребенок не сможет полностью раскрыться и доверить свои чувства и переживания, боясь насмешек. Коррекция агрессивного поведения у детей посредством беседы проводится так, чтобы в разговоре применялось минимальное количество эмоциональных слов. Особенно это актуально в отношении детей с умственной отсталостью.

Взрослым следует научиться подавлять агрессию у ребенка. Когда у него истерики, он плачет, кричит, следует его просто обнять. Это действие позволяет снимать эмоциональное напряжение. Истерики будут случаться все реже. У матери будет постепенно уходить меньше времени на успокоение малыша.

В борьбе с такой проблемой нужно запастись терпением. Если ребенок уже проявляет агрессию, значит, ранее были допущены ошибки в воспитании ребенка или же малыша просто не слышат. Часто дети стараются подать сигнал родителям, но те в спешке не успевают правильно отреагировать на свое чадо, формируя в нем недовольство и злость. Поэтому нужно каждый день общаться, вникать в проблемы и показывать ему свою любовь.

Нередко родители обращаются к психологам с жалобами на поведение собственных детей. В зависимости от возраста они вступают в перепалку, «огрызаются» на просьбы и замечания, могут пинаться, кусаться и ломать игрушки и вести себя как маленькие дьяволята. Такое поведение может злить, вызывать растерянность, стыд, если на ребенка жалуются окружающие, и мысли «почему у всех дети как дети, а у меня ты?»

Давайте разбираться, как проявляется детская агрессия и что могут сделать родители.

Агрессия — активность, направленная на причинение вреда собственному здоровью, людям, животным, внешним объектам. Основана на , желании навредить.

В то же время это сила, которая присуща всем животным. Это нервное возбуждение и энергия, необходимая для реализации собственных желаний и самозащиты. В природе даже зайцы могут активно бороться за свою жизнь и сражаться с хищными птицами. Жизнь совсем без агрессии лишает смелости и умения отстоять свои интересы.

Но здесь мы рассматриваем те аспекты, которые доставляют неудобство окружающим.

В два года дети часто кусаются, для них это как способ познания мира, так и средство отстоять свои права, выразить свое недовольство неудачами и способ самоутвердиться. Также они могут попытаться ударить родителя или сверстника.

К трем годам ребенок лучше владеет своим телом и расширяется репертуар проявления агрессии: он может плеваться, кусаться, пинаться, бросаться предметами, бить других и устраивать истерики. Но в этом возрасте ребенка легко отвлечь, переключить внимание малыша на что-то другое.

К 4-5 годам добавляется вербальная агрессия, дети больше обзываются, но меньше используют зубы или игрушки. В то же время они пока оценивают все окружающее полярно хороший — плохой, им сложно представить переживания другого, встать на его точку зрения. У девочек могут быстрее добавляться новые формы протеста, такие как молчание, игнорирование.

К 6-7 годам детская агрессия может проявляться любым описанным способом, новым приобретением является месть. Зачастую она используется чтобы скрыть другие эмоции – страх, неудовольствие, обиду.

Младшие школьники уже имеют определенный самоконтроль, способны подавлять агрессию как способ выражения обиды, неудовольствия, страха. Мальчики действуют открыто, применяют физическую силу – дерутся, ставят подножки, «щелкают» по лбу. Девочки выбирают косвенные и вербальные способы – насмешки, присвоение прозвищ, сплетни, игнорирование, молчание.

С возрастом улучшаются навыки речи и контроля своих эмоций, и в то же время детская агрессия становится более изощренной и болезненной для окружающих. В подростковом возрасте при гормональной перестройке организма более чувствительными и агрессивными становятся даже спокойные прежде дети.

Что бывает обычно: эмоции заразительны, рассерженный ребенок злит родителей, на него орут в ответ или говорят «Прекрати! Не ори! Успокойся!», по сути взрослые накладывают запрет на проживание гнева.

Но от простого запрета детская агрессия никуда не девается, если не показать как можно проявлять злость или недовольство, агрессия просто переносится на отношения с другими (аутоагрессия – вред себе, на сверстников — особенно тех, кто слабее, животных).

Другой крайностью при жестком подавлении агрессии родителями может быть вариант, когда ребенок становится вялый, пугливый и замкнутый.

Родителям следует помнить, что детская агрессия всегда имеет причины, и если вы их понимаете, то и справиться с «ужасным» поведением ребенка будет проще.

Частой причиной бывает равнодушие родителей к делам и интересам ребенка или навязывание своей воли, отсутствие выбора даже в мелких бытовых вопросах (что одеть, что съесть).

Для ребенка игнорирование просьб, ломание вещей и переворачивание тарелок с едой это способ донести свое недовольство, отстоять границы своей личности и желаний, добиться хоть какого-то внимания

Пример: Если взрослые не помнят и не выполняют своих обещаний, например, пойти в парк и купить мороженое, то гнев вполне ожидаемая реакция со стороны ребенка.

Детская агрессия может использоваться как способ утвердиться среди сверстников или взрослых

Пример: Если суровый папа много критикует и наказывает сына, при этом достижения и попытки понравиться остаются без внимания, ребенок может драться в саду или школе, чтобы получить уважение, которого не хватает дома. Или же не слушаться маму и бабушку как «компенсация» папиной строгости.

Для маленьких детей это тот путь, которым они заявляют о своем плохом настроении, усталости или другом эмоциональном неблагополучии, поскольку часто не могут назвать свое переживание

Пример: Если к концу прогулки ваш малыш стал капризным или дерется с теми, с кем он полчаса назад он мирно играл, он просто устал от обилия впечатлений и может хотеть пить. Если мальчик обижен и расстроен (сестра съела его конфеты), но усвоил, что «мальчики не плачут», он может топать ногами и кричать, забросить ее игрушки подальше, превращая обиду в злость.

Для детей постарше это наиболее легкий путь добиться статуса или верховодить, свою внутреннюю неуверенность и неудовлетворенность они выражают через противоположное поведение

Пример: К психологу привели 9 летнего мальчика, который регулярно провоцировал драки с другими детьми, обзывался и пинался. Не только одноклассники, но и дети из других классов его боялись. В беседе с забиякой, почему он так делает, прозвучало «я никому не нужен», папа пил, мама пропадала на двух работах.

Детям нужно много двигаться, исследовать мир, но если для этого нет возможности или постоянно идут указания «сиди тихо, не мешай», и вместо игр или рисования предлагается смотреть ТВ/планшет, то нерастраченная энергия может выливаться в агрессию. По возможности запишите ребенка в спортивную секцию, любой спорт учит самообладанию и самоконтролю.

Если вы не можете установить причин, а детская агрессия присутствует почти в любой ситуации, то это может свидетельствовать о серьезных эмоциональных нарушениях. Иногда так бывает после перенесенных заболеваний или из-за отставания развития структур мозга, ответственных за контроль поведения и эмоций. Такого ребенка следует отвести к психологу.

Если ребенок маленький, понаблюдайте как он взаимодействует со сверстниками, если постарше — поговорите с ребенком, узнайте, что им двигало (может его тревожил конкретный ребенок, которого он ударил, может какой-то ребенок случайно на него упал, а ваш ребенок подумал, что это было преднамеренно и решил ему ответить)

Будьте готовы извиниться, если вы сами обидели своего ребенка поступком, криком или невниманием, тем самым вы дадите понять, что уважаете его. Дети быстро перенимают пример поведения из семьи.

С маленькими детьми можно проиграть волнующую ситуацию с помощью кукол или других игрушек, например «Как тигренок обидел мишку, и что теперь делать», «Как трудно дружить с мышкой, которая обзывается». Показать на примере сказок как неприятно выглядит тот, кто дерется (бармалей, карабас-барабас). Такой подход очень понятен и близок детям.

Если детская агрессия направлена на вас, то можно придержать руки ребенка (только аккуратно), либо отойти подальше, чтобы он не мог вас ударить. С маленькими детьми лучше не исчезать из поля зрения ребенка, чтобы он не чувствовал себя брошенным. Когда уходите, скажите, что когда ребенок успокоится, то вы будете рады с ним поговорить или поиграть.

В то же время проанализируйте собственные требования – не чрезмерны ли они, выполнимы по возрасту? И как вы эти требования доносите: даете выбор, просите или все происходит в форме приказа?

  • Называйте ребенку его чувства, говорите о чувствах. «Я вижу, что ты сейчас злишься», «Ты расстроился», «Ты рассердился». Ребенок научится распознавать свои чувства и со временем управлять ими.
  • Повторяйте каждый раз, что все чувства хорошие, все чувства могут быть . «Ты злишься и это нормально. Я тоже иногда злюсь»
  • Давайте оценку только поведению, но не ребенку целиком . «Злиться – хорошо. А бить кошку – плохо. Не стоит так делать», «Я люблю тебя, но мне не нравится, когда ты дерешься»
  • Вместе с ребенком найдите такие способы выхода из ситуации, которые не задействуют агрессивное поведение . «Ты можешь показать, что ты злишься по-другому» «Ты можешь сказать о своей злости словами»
  • Сотрудничайте с ребенком . «Давай вместе придумаем, как ты можешь говорить о своем гневе», «Ты хочешь (одно), а я (другое), как же нам поступить?»

Вспомните, что вам помогает совладеть с эмоциями и поделитесь этим секретом с ребенком.

Лучшим способом справиться с агрессией является профилактика вниманием и любовью:

  • Высказывайте одобрение самостоятельным действиям своего чада, позвольте ему побыть независимым.
  • Постарайтесь стать советчиком, а не запретителем, находите время обсуждать его жизнь до чрезвычайных происшествий.
  • Чаще хвалите детей, этого не хватает в любом возрасте.
  • Разрешите себе признать взгляды ребенка и выразить согласие, если это не затрагивает чего-то принципиально важного — вашему авторитету ничего не грозит, а самоуважение вашего отпрыска укрепится.

Признавая за ребенком право защищать себя, помогите ему справиться с ситуацией, в которой детская агрессия возникла. Ребенку пришлось атаковать, потому что он не знает, как еще справиться с ситуацией. Важно не подавлять и запрещать проявление агрессии, а находить для нее приемлемые формы. Совсем отказывая ребенку в агрессии и борьбе, мы лишаем его защиты, разоружаем, не давая ничего взамен.

Если у вас возникли вопросы или вы не можете понять причину по которой ваш ребенок агрессивный, непослушный, капризный или отличается резкими перепадами настроения приглашаю вас на консультацию где мы вместе сможем найти подход к ребенку, определить его потребности и наладить диалог, обучим родителей и детей техникам, которые помогут избежать конфликтов, но доносить свои интересы до окружающих.

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Понимание агрессивности младшими школьниками.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

2. Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным ребенком?

3. Считаешь ли ты себя агрессивным?

Ответы агрессивных детей Ответы неагрессивных детей
Нет Нет

То есть видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Как выявить агрессивного ребёнка?

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставит “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком.

Критерии ягрессивности.

1. Часто теряет контроль над собой.

2. Часто спорит, ругаемся с взрослыми.

3. Часто отказывается выполнять правила,

4. Часто специально раздражает людей.

5. Часто винит других в своих ошибках,

6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

7. Часто завистлив, мстителен.

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.

Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребёнка можно использовать специальную анкету, разработанную российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелательное, обращение, взрываются и бушуют? Причин такого поведения может быть много.

Но часто дети поступают так потому, что не знают, как поступить иначе.

К сожалению, их способы поведения, так называемый, поведенческие репертуар, довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение. Предоставление выбора способа взаимодействия особенно актуально, когда речь идет об агрессивных детях. Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях:

1. Работа с гневом.

Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в снтуаииях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

В основном это работа психолога в ходе индивндуальнои психологической консультации. Но кое-какие рекомендации можно принять к сведению.

Работа с гневом.

Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению американского психолога Холста, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др.

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами,

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в результате ограничения свободы, то в момент наивысшего “накала страстей” необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит оттого, в какой форме – словесной или физической – выражает ребенок свой гнев.

Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется “оскорбленному”. Если ребенок умеет писать, можно позволит ему подписать рисунок так, как он хочет, если нё умеет – сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводтъся один на один с ребенком, вне поля зрения соперника. Этот метод работы со словесной агрессией рекомендует В.Оклендер в своей книге “Окна в мир ребенка”.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое “вольное” общение,

при более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых. Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится. Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему “врагу”, провоцируя его на ответную брань. привлекая все новых и новых “зрителей”. В результате конфликт двоих детей перерастет в общегрупповой или даже в жестокую драку.

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию – поиграть с ними в игру “Обзывалки”.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность вьплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

“Обзывалки”.

Цель: снять словесную агрессию, помочь ребёнку выплеснуть гнев в приемлемой форме.

“Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называтъ друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).

Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты..., морковка!” Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будём. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: “А ты..., солнышко!”

В течение многих веков русский народ использовал дразнилки, и обзывали для установления с ребенком эмоционального контакта, общения. Незатейливые по содержанию и простые по форме образцы народного поэтического творчества хранят в себе большие речевые, смысловые богатства и служат для снятия агрессивности у детей.

1. Андрей – ротозей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся,
Крыша ломается.
Хозяин ругается.

2. Борис-барбарис.
На веревочке повис.
Как веревка оборвется,
Так Борис перевернется.

3. Валя, Валя, простота,
Кислая капуста!
Съела мышку без хвоста.
И сказала: “Вкусно”!

Также помочь детям доступным способом выразить гнев, может так называемый “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, можно подойти к “Мешочку для криков” и как можно громче покричать в него. Таким образом, он “избавляется” от своего крика.

Однако далеко не всегда дети ограничиваются (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В такихслучаях нам также следует научить детей справляться со своей физической агрессией.

Видя, что дети распетушились и уже готовы вступить в бой можно мгновенно отреагировать и организовать, к примеру, спортивные соревнования по бегу, прыжкам, метанию мячей.

Легкие мяч, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить; резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить – все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Обучение навыком распознавания
и контроля негативных эмоций.

Следующим очень ответственным и не менее важным направлением является обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Далеко не всегда агрессивный ребенок признается, что он агрессивна.

Более того, в глубине души он уверен в обратном: все вокруг агрессивны.

К сожалению, такие дети не всегда могут, адекватна, оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих,

Как уже отмечалось выше, эмоциональный мир агрессивных детей очень скуден. Они с трудом могут назвать всего лишь несколько основных эмоциональных состояний, а о существовании других (или их оттенков) они даже не предполагают. Нетрудно догадаться, что в этом случае детям сложно распознать свои и чужие эмоции.

Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела.

Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое настроение у него в данный момент и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их. Например, если ребенок злится, он чаще всего определяет свое состояние так: “Сердце колотится, в животе щекота, в горле кричать хочется, в пальцах на руках как будто иголки колют, щекам горячо ладошки чешутся и т.д.”. Мы можем научить детей точно оценивать эмоциональное состояние, и, значит, вовремя реагировать на сигналы, которые подает нам тело.

Таким образом, ребенок, если он верно “расшифрует послание своего тела, сам сможет пояятъ: “Мое состояние близко к критическому. Жди бури”.

А если ребенок к тому же знает несколько приемлемых способов вьплескивания гнева, он может успеть принять правильное решение, тем самым, предотвратив конфликт.

В книге К. Фопеля “Как научить детей сотрудничать” приводиться игра

“Камушек в ботинке”.

В эту игру полезно играть, когда ребёнок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.

Игра проходит в два этапа.

1 этап (подготовительный).

“Случалось ля, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую болышую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями”. Далёе вы говорите ребёнку: “Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?”

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

“Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые.

Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.

Далее вы говорите: “Давайте договоримся: если кто-то из “вас скажет: “У меня камушек в ботинке”, мы все сразу поймем, что им что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какое-то неудовольствия, чего-то такое что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: “У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем”. Расскажите, что вам еще не нравится. Если же вам ничего не мешает, вы можете сказать: “У меня нет камушка в ботинке”. Вместе оговариваете способ, как можно избавиться от “камешка” Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем имеют потребность рассказывать о своих проблемах.

Игра “Камушек в ботинке” особенно полезна для тревожных детей,

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии,
доверию сочувствию, сопереживанию.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.

Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, агрессия в следующий раз будет слабее.

Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности которые доставляют так много неприятностей и самому “агрессору и тем, кто находится с ним рядом.

Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.

Правда, взрослым, работающим с агрессивным ребенком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: “Ты – негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!”

Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение “негодника”. Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение “я”, а не “ты”. Например, вместо: “Ты, почему не убрал игрушки?”, можно сказать: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”.

Другими словами, мы обращаемся к технологии “Я – сообщение”

Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.

В заключении хочется пожелать всем работающим с “агрессивными, трудными” детьми, чтобы не раздражаться, когда ребенок ведет себя дурно, нужно поставить перед собой вопрос: “Интересно, что с ним сейчас происходит?”

Практически в любом детском коллективе встречаются драчуны и задиры, которые любят показывать свою силу. Высокий уровень агрессии у детей может стать настоящей проблемой для окружающих. Как минимум он повышает тревожность всех участников конфликта. Как максимум – может привести к несчастному случаю. Поэтому важно таких детей вовремя выявлять, а затем учить их контролировать свои эмоции. Как помочь малышу справиться с гневом, и что на самом деле стоит за агрессией?

Портрет агрессивного ребенка

Для начала стоит прояснить, что агрессия и агрессивность далеко не одно и то же. Агрессия – это разовый поступок, который идет вразрез с общепринятыми морально-этическими нормами, а его результатом является психологический или физический вред. Агрессивность – это способ выражения себя в обществе, поведение, ставшее привычным. Кроме того, стоит отличать агрессию и гнев у ребенка. Негативные эмоции и несогласие могут и должны находить иной выход и не должны выливаться в причинение вреда окружающим людям.

На самом деле детская агрессивность имеет вполне определенные критерии. Таковым является ребенок, который часто:

  • не может контролировать себя;
  • конфликтует со взрослыми, ругается или спорит;
  • завидует и мстит;
  • намеренно раздражает окружающих, выводит их из себя, обижает;
  • отказывается следовать правилам;
  • винит в своих ошибках других;
  • злится и отказывается делать что-либо;
  • избыточно чувствителен к словам и действиям как взрослых, так и детей.

При этом говорить об агрессивности как о патологическом поведении можно, если хотя бы 4 вышеперечисленных признака проявляются в течение полугода. В таком случае важно не медлить, а помочь малышу с адаптацией в социуме. Для этого нужно установить причины агрессии, понять, что на самом деле за ней стоит.

Причины детской агрессии

Агрессивность не является природной чертой характера. Ребенок изначально настроен к миру положительно. Не зря первое эмоциональное проявление – это улыбка. Предпосылки к агрессии создает среда, в которой он воспитывается и растет.

  • Пример первый. Малышу запрещают играться в песке, поднимать камушки, быстро бегать, рвать листья. Его постоянно одергивают и ругают. Сломал игрушку – значит, ты плохой, негодник. Он чувствует давление и несправедливость, думает, что его отвергают. Более того, под запретом оказываются вполне естественные эмоции гнева и обиды. Ребенок бунтует – проявляет агрессию к взрослым, срывается на детях.
  • Пример второй. В семье потакают капризам ребенка, он не знает слова «нет». Но рано или поздно ему приходиться столкнуться с ситуацией неудовлетворенности. Воспитатель в саду запретил бегать за обедом, или сверстник не поделился игрушкой, или что-либо еще. В любом из случаев малыш негодует – он так не привык.

Таким образом, агрессивность есть не что иное, как недостаток самоконтроля, неумение выразить гнев мирным способом. Нужно учитывать, что ребенок учится на примере. Видя насилие в семье, он усваивает урок: «Если я с чем-то не согласен, я могу ударить или наказать другого». «Если я зол и ругаюсь, меня боятся». Другой пример подают фильмы, сказки. Практически все современные герои проявляют силу, с кем-то борются, побеждают. Время диктует: если хочешь быть лидером, побеждай. Иными словами, найди антигероя и побей его.

Что стоит за агрессивным поведением?

В результате опросов школьников психологи выявили, что агрессивные дети не считают себя таковыми. Скорее наоборот, они чувствуют себя жертвами, обиженными, отвергнутыми. Агрессивное поведение формируется, сродни страху, от недоверия к окружающему миру.

Что же на самом деле движет ребенком, когда он проявляет насилие по отношению к другим?

  • Желание стать лидером, завоевать симпатии.
  • Низкая самооценка, стремление скрыть ее, защита.
  • Нехватка внимания со стороны родителей, агрессия как способ обратить на себя внимание.
  • Подражание сверстникам, нежелание быть белой вороной.

Агрессивный ребенок не видит иного выхода, кроме как напасть, чтобы получить то или иное благо или реакцию со стороны других людей. И чем больше подкреплено подобное поведение положительными результатами, тем сложнее его изменить.

Проявления агрессии в разном возрасте

Однажды мама на приеме у психолога пожаловалась: «Сын с детства был таким – кусался, толкал меня, бил». На что тот ответил: «Ребенок, который растет в атмосфере любви и понимания, среди дружелюбных и любящих людей, не имеет предпосылок к агрессивности». В действительности это так. Чем меньше причин к недовольству, чем ярче пример, как положительно реагировать на неприятные обстоятельства, тем меньше повода к агрессии.

С самого раннего детства ребенок учится взаимодействовать с окружающими. Он воспринимает себя центром мироздания и искренне не понимает, почему не могут удовлетворяться все его желания и потребности. Задача родителей – мягко объяснить, показать, что иногда нужно соблюдать определенные правила.

Почему ребенок может проявлять агрессию в разных возрастах?

  • До года. Недовольство у младенца могут вызвать ограничение движения, а также гигиенические процедуры: промывание носа, подстригание ногтей. Некоторым детям не нравится одеваться на улицу. Агрессия проявляется в отталкивании, демонстративном разбрасывании игрушек, вещей. А вот страсть к кусанию обычно вызвана желанием установить контакт с матерью. При положительном подкреплении (например, реакцией смехом) действие повторяется.
  • 1-2 года. В этом возрасте ребенка начинают интересовать другие люди, он активно исследует мир и пробует устанавливать контакты. Агрессию могут вызывать частые запреты, особенно непоследовательные. Например, сегодня это можно, а завтра нельзя. Или когда мать сначала ругает и наказывает, а затем тут же целует и награждает игрушкой или сладостью.
  • 2-3 года. Малыш не чувствует боли, причиняемой другому, не способен поставить себя на чужое место. Кроме того, он эгоцентричен. Жестокость и агрессия могут проявляться при желании обладать какой-то игрушкой, когда возникает конфликт интересов с другими детьми. Также злость вызывают родительские запреты на то, чего очень хочется. Подкрепляют агрессивное поведение ругань, физическое наказание, оскорбления, изоляция.
  • 3-4 года. Ребенок уже не решается излить гнев на родителей и переносит его на предметы или других детей. Злость может возникнуть из-за строгих правил, несправедливого наказания. Реакция взрослых на поведение играет решающую роль. Вседозволенность, равно как излишняя строгость, ведет к агрессивности.
  • 4-5 лет и старше. К этому возрасту устанавливаются основные поведенческие реакции. Ребенок находит свой способ разрешения конфликтов, снятия стресса, злости, и в большинстве ситуаций действует одинаково. Кроме того, он начинает вникать в социальные связи, учится строить разные отношения с разными людьми. Важную роль играет понимание добра, воспитание сопереживания, милосердия. Агрессия может проявляться более изощренно, через словесные оскорбления, спланированную месть, отказ от общения. Зачастую ребенок перенимает манеру поведения родителей.

Как реагировать на агрессивное поведение?

Правильная реакция взрослых на агрессию решает половину проблемы. Нельзя отвечать ребенку тем же, то есть ругать и наказывать за агрессивное поведение. Нужно донести и подкрепить собственным примером, что любой конфликт можно решить мирным путем.

  • В момент вспышки ярости правильно будет крепко обнять ребенка сзади, чтобы он не мог ударить, и прошептать на ушко, что его эмоции понятны и нормальны. Когда малыш успокоится, нужно вместе найти мирный способ решения проблемы.
  • Если между детьми назревает ссора или заметно, что ребенок злится, нужно переключить его внимание. Важно учитывать, что тело к этому времени напряжено и готово к активным действиям. Поэтому лучше быстро затеять подвижную игру: бег наперегонки, прятки и т. д.
  • Объяснять ребенку, что он был не прав, нужно через «Я-сообщения». Неправильно говорить, что он плохой, драчливый, с ним не будут дружить. Лучше сказать: «Я расстроена, что произошла драка». «Я хочу, чтобы ты показал другим, какой ты добрый и воспитанный». «Мне приятно смотреть, когда ты весело и мирно играешь, а когда дерешься, мне грустно».

Способы коррекции

Лучше всего, если с агрессивным ребенком будет работать квалифицированный психолог. Знаний родителей зачастую недостаточно для эффективной коррекции поведения. Работа с агрессией проводится в нескольких направлениях:

  • обучение приемлемым способам выражения злости, недовольства, гнева;
  • обучение самоконтролю, умению распознать негативные эмоции по ощущениям в теле и вовремя успокоиться;
  • формирование способности сопереживать, доверять, сочувствовать, проявлять милосердие.

Если дома накаленная обстановка или ребенок переживает развод родителей, рекомендуется психологическая консультация всем членам семьи. Чтобы справиться с агрессией, важно поместить ребенка в спокойную, доброжелательную, любящую среду. При неврологических заболеваниях требуется лечение.

Также родителям стоит оказывать посильную поддержку ребенку. Важно помнить, что он проявляет агрессию только потому, что не умеет иначе. О том, какие способы помогут справиться с эмоциями, читайте ниже.

Что ты чувствуешь?

Когда ребенок злится, нужно попросить его описать, что он чувствует, где располагается чувство гнева в его теле. Обычно дети очень детально расписывают, как горят щечки, начинает покалывать в ладошках, колотится сердечко, в горле кричать хочется. Важно чтобы малыш научился прислушиваться к своим ощущениям. Нужно попросить его словесно сообщать о своем состоянии. Например: «Я очень злюсь», «Тебе лучше меня не трогать, я могу сорваться».

Обзывалки

Гнев нужно выражать приемлемым способом. Например, вместо обидных оскорблений лучше использовать шуточные обзывалки. Участники конфликта должны договориться, какие слова они будут говорить друг другу. Например: «Ты картошка». «А ты укроп». В конце, когда на смену злости придет смех, нужно закончить перепалку приятным словом: «А ты солнышко (котенок, сахарок)».

Агрессию у детей постарше можно унимать обзывалками в стихотворной форме. Например:

«Ленка — пенка — колбаса,
На веревочке оса.
Ленка — пенка — колбаса,
Тухлая капуста.
Съела кошку без хвоста,
И сказала: «Вкусно».

Расслаблялки

По мере того, как ребенок будет учиться распознавать свой гнев, нужно учить его самоконтролю. Одним из способов является расслабление. Нужно попросить малыша изобразить злость, а затем попробовать прилечь и расслабиться. Необходимо закрыть глаза и представить, как он качается на волнах на надувном матрасе. Можно сделать легкий массаж с потешками. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что гнев – это временная эмоция, которую он способен контролировать.

Злая кукла

Малышу можно подарить игрушку, которая обладает не слишком покладистым характером. Нужно придумать и рассказать ее историю, попросить сына или дочку ее перевоспитать. Чтобы игра не наскучила, взрослый должен активно участвовать в ней, управлять второй куклой, спрашивать, как чувствует себя воспитанник, научился ли он бороться со злостью.

Мешочек для крика

Еще один действенный способ избавиться от гнева и предотвратить агрессию – покричать в мешочек. Ребенку нужно разрешить выкрикивать любые, даже самые плохие слова. Лучше он сделает это сейчас, чем потом, на улице. После того, как малыш почувствует облегчение, мешочек вытряхивают за окошко.

Арт-терапия

Разгневанному ребенку можно предложить лист бумаги и карандаши и попросить нарисовать свои чувства. Поначалу он будет выбирать темные тона, надавливать на карандаш с силой. По мере того, как нажим будет слабеть, нужно предложить новую идею – изобразить счастье или мечту. Также для арт-терапии хорошо подходят пальчиковые краски, которыми можно рисовать на холсте всей рукой. Дети 5 лет и старше могут рисовать карикатуры на своего обидчика. На заключительном этапе плохой рисунок уничтожают – рвут или сжигают.

Действие

Если ребенок сильно разозлен и расслабление невозможно, нужно показать, как правильно выплеснуть негатив. Например, устроить бой подушками, покидать мяч в баскетбольное кольцо, побить грушу, поиграть в боулинг. Также полезно будет отвести агрессивного ребенка в какую-нибудь спортивную секцию, где он будет расходовать свою энергию (плавание, боевые искусства, акробатика).

Итог

Итак, на формирование агрессии у детей существенно влияют внутрисемейные отношения и способы воспитания. Слишком строгие правила, равно как и вседозволенность, могут подтолкнуть ребенка к агрессивному общению. Важно не окружать ребенка запретами, а объяснять и показывать на примере, как приемлемо себя вести, а как нет. Психологи рекомендуют использовать слово «нельзя» не более 5 раз в день – только в случаях, когда малыш собирается сделать что-то действительно опасное. В остальном нужно переключать его внимание. Например, если он пытается разбить кружку, нужно дать пластиковый стаканчик со словами «попробуй бросить это». Или при попытке порвать книгу дать старую газету, которую рвать можно.

Конечно, чтобы обуздать агрессию ребенка, взрослому самому нужно умерить эмоции. Для этого при очередной вспышке гнева стоит задаться вопросом: «А что в этот момент происходит в детской голове?».


Top