Кроссовки Nike Air Max: история и самые известные модели. История гибридов Nike Air Max

Мы рассказываем о ключевых моментах линейки Nike Air Max. Данный материал — обзорный взгляд на тридцатилетнюю историю технологии, создавшей новый стиль в спорте и на улицах.

Nike Air Max 1 (также известны как Air Max 87)

Создавая первую модель под лейблом «Air Max», дизайнер Тинкер Хэтфилд в прямом смысле слова перевернул индустрию с ног на голову — его задумка смещала привычный фокус с верха на низ конструкции. Вдохновившись центром искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже, где трубопроводы, лифты и эскалаторы вынесены наружу здания, Хэтфилд решил обнажить капсулу с инертным газом в подошве — Air Sole Unit.

Оригинальная расцветка Air Max 1 1987 года смело комбинировала яркий красный с оттенками белого, а приставка «Max» обозначала увеличенный объем капсулы по сравнению с предыдущими кроссовками Air. Спустя 30 лет Air Max 1 остаётся одним из популярнейших силуэтов линейки, но эксперименты того времени только начинались.


Nike Air Max Light (также известны как Air Max II)

Не слишком популярный силуэт, который редко появляется в нынешних релизах. Причины очевидны — внешне он едва ли отличается от предыдущего собрата. Тем не менее, его достоинством было наличие закрытого Air Sole Unit в мыске, а также облегчённая конструкция, направленная на совершенствование Air Max 1 без необходимости новых инноваций.


Nike Air Max 90 (также известны как Air Max III)

Желая увеличивать рекорды спортсменов, Тинкер Хэтфилд действовал в единственно логичном направлении — увеличении объема воздушной капсулы. Сочетать такую подошву с верхом оказалось сложнее, чем он думал, поэтому в итоговом варианте она разбита на три части: это позволяет применять различные материалы и технологии в одном месте. Визитной карточкой Air Max 90 считается расцветка «Infrared» с акцентами красного на полиуретановых деталях, однако при первом релизе подобная модель называлась «Hyvent Orange».


Nike Air Max 180

Элегантное решение, перенёсшее Air Sole Unit ближе к подмётке, сделало возможным обзор капсулы с трёх сторон, в том числе снизу — отсюда и название, обозначающее угол в 180 градусов. За разработку отвечала команда во главе с Тинкером Хэтфилдом и Брюсом Килгором, а директор Nike по инновациям Дэйв Форлэнд назвал Air Max 180 одним из самых трудоёмких силуэтов в истории Air Max.


Nike Air Max 93 (также известны как Air Max 270)

Больше — лучше. Продолжая тенденцию, кроссовки снова обрели увеличенную капсулу инертного газа, расширившуюся до пятки. Развитие технологий полимерных материалов позволило поднять угол Air Sole Unit до 270 градусов — удобнее, выразительнее, стабильнее. По каким-то причинам Air Max 93 не стали такими же популярными, как другие собратья, и несмотря на огромное количество релизов в 2014-2015, 2016 год прошёл для них совсем в тишине. Ждём и надеемся.


Nike Air Max 95

Важные для линейки Air Max кроссовки, в которых молодой дизайнер Серхио Лосано отразил свои амбиции: «Все вокруг говорили „просто получай удовольствие“, а я был молодым и слегка наивным, так что это всё, что мне нужно было слышать». Air Max 95 вдохновлены анатомией — их строение напоминает человеческое тело, где шнуровка и петли являются ребрами, боковые детали — мышцами, пятка и подошва — позвоночником, а сетка — имитацией кожи. Общий вид кроссовок также напоминает слоистый вид Гранд-Каньона, где на стенах постепенно обнажаются слои — Air Max 95 следуют такому же принципу. Главную инновационную роль в силуэте сыграли видимые вставки Air Sole Unit в мыске, которые ранее появлялись в конструкции только скрытыми. Успехом признана и оригинальная расцветка: «все твердили, что серое продать нельзя, но я хотел доказать обратно» — говорит Серхио, воплотивший неоновый дизайн с градацией серых оттенков.


Nike Air Max 97

Один из самых спорных силуэтов Air Max. Для первого крупного юбилея бренде подготовил полноразмерный Air Sole Unit длинной во всю подошву, и позаимствовал дизайна верха от Air Max 95 с его волнистыми линиями. Результат — серебристые кроссовки, которые большинство либо ненавидело, либо обожало. Но это было 20 лет назад — сейчас отношение к ним более лояльное, в основном из-за той частички истории, которую они в себе несут.


Nike Air Max TN (также известны как Air Max Plus)

Стоя на пороге нового тысячелетия, Air Max TN в 1998 году поразили даже любителей футуризма — изогнутые линии конструкции напоминали инопланетный аппарат, а подошва обзавелась механизмом, регулирующим амортизациию в зависимости от нагрузки стопы в том или ином месте — его назвали «Tuned Air». По количеству выпущенных модификаций Air Max TN может посоревноваться с Air Max 1, а его внешний вид гарантирует актуальность как минимум ещё десяток лет.


Nike Air Max 360

В 2006 году возможности инженеров Nike доросли до проектирования прочного и надёжного Air Sole Unit ещё больших размеров, они сделали то, что планировали почти двадцать лет. Air Max 360 стали первыми кроссовками, где подошвы в традиционном понимании не было вообще — только элементы Air, которые можно разглядеть с любой стороны.


Nike Air VaporMax

Силуэт Air VaporMax готовится к презентации 26 марта, в , но уже сейчас мы знаем, что будет внутри: полное собрание достижений и разработок бренда за последние три десятка лет. Эластичный и «дышащий» Flyknit помещён прямиком на Air Sole Unit: если предыдущие версии Air требовали дополнительной резиновой прослойки для защиты и прочности, инновации сегодняшних дней позволяют объединить все части Nike Air на одном слое. Благодаря этому, каждая часть кроссовка способна двигаться отдельно и принимать любую форму — кульминация Air Max, готовящаяся оставить не меньший след в истории, чем Air Max 1 в 1987.

Празднует 20-летие узнаваемой модели из 90-х — Air Max 97. Для кого-то это абсолютно новый силуэт, но для определенных людей это классика наравне с треками Notorius B.I.G. «Hypnotize» или Big Pun «Still Not A player», которые в то время крутились по радио с самого утра и до поздней ночи. Данный дизайн считается до сих пор футуристическим, хотя прогресс шагнул далеко вперед. Дизайнер Кристиан Трессер создал уникальную модель, которая узнаваема и востребована спустя 20 лет.

Очень многие вопросы оставались в тени и Кристиан не делился всеми деталями, так как работал в компании и не мог разглашать определенные моменты. Но исходя из того, что он уже не работает в , то он поделился интересными воспоминаниями. Предлагаем к прочтению интервью с дизайнером модели Air Max 97.

Ray P: Скажи пожалуйста у тебя есть пара 2017 года?

Christian: Нет, у меня даже нет оригинальной пары 1997 года выпуска. Есть другой релиз, который находится в коробке позади меня.

Ray P: Очень удивлен, если честно. С 1997 года стиль существенно изменился и многие ретро дизайны не выдержали смену поколений и течения в моде, но твоя модель смогла выстоять и стала легендарной. Когда ты разрабатывал этот дизайн, ты ожидал такой эффект? Ты хотел сделать что-то футуристическое?

Christian: В тот момент я делал то, что мне очень нравилось и что меня вдохновляло. У меня было четкое чувство сделать это, я не очень задумывался по поводу 20 лет и так далее, а старался вложиться полностью в эту идею. В момент работы над моделью я откинул все другие дизайны, а свое вдохновение я черпал из природы и материалов.

Ray P: Меня самого вдохновляют окружающие нас вещи, природа, обычные прогулки. Сам стараюсь ценить все мелочи и они действительно вдохновляют.

Christian: В этом и есть сама суть. Когда я прихожу в магазин, то стараюсь найти уникальный дизайн кроссовок, чтобы был виден стиль дизайнера. В данный момент большинство дизайнов одинаковы и производитель старается применять 3D печать, с одной стороны это что-то новое, но стиль и оригинальность дизайна теряется.

Ray P: Расскажи пожалуйста про идеи, которые использовались в этом силуэте и какие детали были в процессе разработки?

Christian: Очень много идей я воплотил в Air Max 97. Материалы, дизайн и так далее. Я старался сделать дизайн модели наподобие книги, которую вы читаете и каждый элемент кроссовка можете выделить отдельно.

Основой для создания силуэта послужила капля ударяющаяся об воду и после которой появляются волны. В тот время горные велосипеды стали очень популярны, в них активно использовали 3М материал для светоотражающего эффекта. Эти мелочи я применил в дизайне и они очень органично влились в общий концепт.

Я очень четко помню тот момент, когда презентовал дизайн руководству . Это был настолько уникальный силуэт, что многие сотрудники не знали как реагировать на него. Я не хотел выпустить обычные кроссовки, я хотел создать что-то уникальное. И я очень рад тому, что у меня это получилось, после этого дизайна я стал разрабатывать модели для футбола.

Ray P: Как ты видишь свое детище в 2017 году?

Christian: Я рад, что эту модель носят абсолютно со всем и она до сих пор популярна.

Ray P: Если посмотреть на прототип твоего скетча, то модель не сильно изменилась по сравнению с начальным дизайном. Что ты все-таки изменил? Как это было?

Christian: С первого момента разработки дизайна и далее сэмпл действительно не сильно изменился. Поменялось пару элементов и все. Я всегда старался быть более открытым к разным решениям в дизайне, если что-то нужно было менять, мы это делали. Разработка самого дизайна это лишь начальная часть процесса, хотя и довольно большая.

Ray P: Большое спасибо за интервью, было очень приятно с тобой пообщаться.

Christian: Благодарю вас.

На веку существования Найк Аир Макс появлялось множество моделей необычного дизайна с внедрением новых технологий. История модели Nike Air Max 97 интересна не только инновационными решениями, но и футуристическим дизайном, который пришелся по вкусу любителям электронной музыки.

Культовая воздушная подушка, разработанная инженерами Nike , претерпевала изменения от года к году. И в 1997 ее внешний вид стал столь непохожим на предыдущие силуэты, что популярность мгновенно возвела модель на вершину беговых кроссовок.

Дизайнеры, сотрудничающие с компанией, выдвигали новые идеи, которые вершили судьбы линейки Аир Макс. Помимо всемирно известного архитектора Тинкера Хэтфилда, ушедшего в дизайн обуви, на поприще трудился не менее достойный выдумщик Серджио Лозано. Именно он разработал предыдущие модели Nike Air Max , но силуэт 1997 года позволил переосмыслить представление о внешнем виде спортивной обуви.

Система видимой капсулы была предложена Тинкером в 1987 году при создании первой модели, снискавшей мировую известность. Серджио пошел дальше и сделал видимой прослойку по всей длине стопы. Прозрачная подушка была видна со всех сторон, придавая кроссовкам неповторимый стиль.

Но это далеко не все новшества. Верхняя часть Найк Аир Макс 97 сшита из параллельных линий, символизирующих скорость. Подобное изображение можно увидеть на ночных дорогах, когда автомобильные огни отражаются яркими лучами. Но основным вдохновением дизайнера стал скоростной японский поезд "Shinkansen", по образу которого он и придумал внешний вид кроссовок.


Для более прочной конструкции в верхнюю часть Аир Макс 97 была установлена металлическая сетка. Образ целиком состоял из серебряных линий с оттенками аналогичного металлика. Именно поэтому представители рейв культуры тут же закрепили модель за собой. Яркий металлический силуэт, символизирующий скоростные и digital технологии, пришелся по вкусу футбольным фанатам и представителям течений электронной музыки. Доля фанатов поп-культуры 90-х тоже не могла пройти мимо серебряных Аир Макс.

Серебряная пуля

Технология Air практически по всей длине стопы позволила уменьшить количество пены и при этом улучшить амортизационные свойства обуви. Помимо классического для этой модели цвета серебряный металлик, силуэт доступен в черном и цвете золотой металлик. Есть даже вариант с розовыми вставками под названием "I Love Nike".

В 2017 году бренд празднует 20-летний юбилей Найк Аир Макс 97, и в честь этого переиздает почетаемую футуристическую модель. Самое востребованное цветовое решение получило название "Серебряная пуля". Ведь из-за него сникерхеды и продолжают охоту на полюбившийся силуэт. Металлические Max уже готовы оказаться на полках магазинов по всему миру.

Последнее обновление: 17.11.2018

Поскольку Nike представляет последнюю перезагрузку франшизы – Air Max Zero – мы исследуем истоки самых узнаваемых кроссовок в мире. С тех пор, как они были впервые представлены в 1987 году, кроссовки Nike Air Max с их видимым воздушным пузырьком были последними кроссоверными кроссовками Nike. Спустя почти 30 лет воздушный пузырь не показывает признаков разрыва.

Дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд заслуженно получает кредит на разработку оригинальных Air Max 1. Стоит заметить, что энтузиасты также обязаны благодарностью Ренцо Пиано, Ричарду Роджерсу и Джанфранко Франчини. Именно эти три архитектора придумали создание постмодернистского центра Помпиду в Париже. Их открытая каркасная концепция с её прозрачными дорожками и смелыми выстрелами цветов вдохновила Хэтфилда, обученного строительного архитектора, перенести идею на обувь.

«Я специально отправился в Париж, чтобы осмотреть город, но и посетить Центр Помпиду», – вспоминает Хэтфилд. «Это было здание, вывернутое наизнанку, со стеклянной кожей внизу. Возвращаясь к [штаб-квартира Nike] в Орегон, я встречался с техническими специалистами, которые работали над более крупными подразделениями Air-Sole. Я передал свои мысли: возможно, мы могли бы также разоблачить технологию Air-Sole и создать обувь, которая не похожа ни на какую другую».

“Air Max 87 в магазине Nike”, Air Revolution Store Mailer, 1987

Сын тренера по баскетболу, Хэтфилд был звездным спортсменом и играл за свой штат как в баскетболе, так и в американском футболе. Он выиграл стипендию для изучения архитектуры в Университете штата Орегон, где он работал в команде под руководством тренера и соучредителя Nike Билла Бауермана. Он начал работать в Nike как корпоративный архитектор в 1981 году.

«В то время я проектировал несколько уникальных зданий и офисов и вещей. Люди говорили: «Этот парень должен делать обувь». Я не настаивал на этом, откровенно говоря, я знал, что это было неизбежно. Когда это случилось, я подумал: «Да, поехали», – сказал он The Guardian в 2013 году. «Даже будучи молодым архитектором, я всегда был ведущим архитектором. Даже в начале я всегда вел творческий процесс до конца и упаковки».

Атлетический опыт Хэтфилда в сочетании с архитектурным подходом помог ему приблизиться к дизайну кроссовок по-новому. Он хотел, чтобы кроссовки Air Max были заметными издалека, и чтобы ощущался их уникальный силуэт. Инновация помогла Nike выйти на новый уровень бизнеса.

«Это вызвало множество дискуссий», – говорит Хэтфилд. «Кроссовки имели новые цвета, их носили и они не были сумасшедшими. Обувь была разработана для того, чтобы дышать, быть гибкой и хорошо подходить. Но факт, что в них было воздушное окно в подошве и цвет рамки вокруг него, означало, что кроссовки сильно отличались от другой обуви в свое время».

Инновация дизайна была новаторской. Компания Nike лихо использовала песню The Beatles «Revolution» в телевизионном объявлении 1987 года, в котором участвовали Джон МакЭнро и Майкл Джордан, помогая превратить бренд в известный и узнаваемый.

Важно, что кроссовки Nike Air Max были не просто спортивной обувью. Компания Nike поразила всех идеальным сочетанием функций и моды. В отличие от многих других икон 1980-х годов, как технология, так и эстетика выдержали испытание временем. «Nike Air стали их визитной карточкой», – говорит Джеральд Флорес, главный редактор журнала кроссовок в США Sole Collector. «Это была не только игра с изменяющейся производительностью, но они также выглядели очень круто».

«Кроссовки Nike Air Max похожи на суперкар со стеклянным люком, чтобы показать двигатель»

«Air Max похож на суперкар со стеклянным люком, чтобы показать двигатель», – говорит Винни Тан, помощник редактора австралийского журнала Sneaker Freaker. Человеком, который первым изобрел этот «двигатель», был авиационный инженер Мэрион Франк Руди. Он в конце 1970-х годов сделал концепцию ходьбы по воздуху, когда он разработал полиуретановую капсулу, наполненную сжатым газом, и показал её соучредителю Nike Филу Найту.

Этот Air-Sole был затем настроен Дэвидом Форландом, директором Nike инновации смягчения. Он отвечал за то, чтобы воплотить видение Хэтфилда. Им удалось повторить трюк со свежими Air Max, выпущенными каждые несколько лет. «Было легко перекрасить их и сделать это снова и снова. Они не были слишком переработанными», – говорит Хэтфилд.

Эволюция прошла от чистоты оригинальных Nike Air Max 1 в красном цвете, в неоновые подсвеченные градиентные накладки Air Max 95 и футуристическую серебряную пулю Air Max 97 к экзоскелету Air Max Plus. Каждый дизайн – это победа. Он преследуемый навязчивыми коллекционерами по всему миру.

Высокопоставленные поклонники также помогли сохранить Air Max на вершине популярной культуры. Барак Обама бегает в паре Air Max. Канье Уэст был преданным, пока он не подписал свою сделку с Аdidas. Рэперы Eminem и Dizzee Rascal разработали свои собственные. Серия стала настолько большой, что Nike даже заявила о своей годовщине, посвященной этому. 26 марта — в настоящее время день Nike Air Max.

С момента своего появления в 1980-х годах кроссовки никогда не были более популярными, чем сегодня. Отчасти это стало благодаря взрывам в социальных сетях, которые помогли расширить их привлекательность и мгновенно рассеять новые стили.

«Культура кроссовок появилась из-за того, что она была нишей для чего-то гораздо более массового без потери её крутого фактора», – говорит Лоббан. «В целом, повседневная одежда, безусловно, более важна, чем когда-либо прежде», – добавляет он, – «поэтому высококачественные или роскошные кроссовки прекрасно вписываются в ».

Конечно, каждая успешная франшиза имеет приквел. Компания Nike выпустила Nike Air Max Zero, получивший название «до 1». Они сделанные на основе первых 30-летних эскизов Хэтфилда с 1985 года. «На первый взгляд мне нравится дизайн Nike Air Zero», – говорит Кевин Норман, который считается одним из самых выдающихся в мире поклонников Air Max. «У них есть классический силуэт Air Max 1 с видимым окном в промежуточной подошве. Но сзади есть элементы [другой обуви Nike] Huarache и дизайн носка сверху и инновационного ремешка на пятке – современная форма модернизации».


Тинкер Хэтфилд в штаб-квартире Nike, Портленд, штат Орегон, март 2015 год

Торговец энергетическими средствами в Манхэттене днем и импресарио ночью, Норман имеет более 300 пар Air Max в своей коллекции. Но его любимая пара из всех остается оригинальной. «Air Max Zero могут основываться на ранних чертежах, но Air Max 1 по-прежнему является обувью, которая начала династию. В архитектурном плане это фундамент».

Оглядываясь назад, насколько успешной стала линия, удивительно узнать, как трудно было заложить эти ранние основы. Недавно Хэтфилд показал, что он изо всех сил пытался придумать свои первые Air Max. «Многие люди пытались меня уволить за [проектирование] их в Nike», – сказал он. «Я горжусь тем, что я назван в честь кого-то, кто немного нарушает правила здесь и там».

Air Max 90

Прибыв в 1990 году, эти кроссовки имели больший объем воздуха в своей подошве. Air Max 90 включали ребристые пластиковые панели и несколько вариантов шнуровки, чтобы создать идеальную форму. У президента Джорджа Буша была пара, специально заказанная с брендингом AIR PRES.

AIR MAX 93

Как и бампер на автомобиле, воздушный блок обтекает заднюю часть кроссовок с 270-градусами видимого воздуха.

AIR MAX 95

Этот дизайн основан на человеческом теле: подошва – это позвоночник, петельки представляют собой ребра, а слоистые панели и сетка символизируют мышечные волокна и плоть.

Air Max 97

Вдохновленные скоростными поездами Токио, серебристые верхушки и отражающие трубы этой обуви придают ей футуристический вид. Воздушный блок растягивает всю длину кроссовок.

Air Max 360

В 2006 году, спустя почти 20 лет после того, как первоначальные Air Max дебютировали, воздушный блок на 360 градусов реализует первоначальное видение Nike, полностью управляемое воздухом.

Air Max Zero

Nike Air Max 1 не были спроектированные с первой попытки. Скорее, это было результатом нескольких итераций дизайна, одним из самых ранних из которых является концепция Air Max Zero. Оригинальные эскизы появились в архивах Nike, и результат верен оригинальному видению, реализованному в современных материалах и конструкции.

1987 год оставил заметный отпечаток на культуре: вышел седьмой студийный альбом Майкла Джексона «Bad» и дебютный альбом Джорджа Майкла «Faith», на экранах появились Симпсоны, а Nike выпустили первые кроссовки из линейки Air Max — Air Max 1. В честь грядущего и тридцатилетия дебютного силуэта, мы рассказываем о нём всё, что знаем.

Главный архитектор Nike Air Max 1

Многие знакомы со вкладом Тинкера Хэтфилда в историю Air Max, но обойтись без его упоминания в статье об Air Max 1 невозможно. Впервые придя в Nike по знакомству с Биллом Боурэманом, со-основателем компании, Хэтфилд проектировал новые офисы. Четыре года спустя, в 1985, к нему обратились с просьбой придумать дизайн новых кроссовок: Nike терял позиции из-за конкуренции с более смелыми брендами, предлагающими яркие и запоминающиеся модели.

Тинкер Хэтфилд, дизайнер Air Max 1

Тинкер Хэтфилд не следовал маркетинговому плану или корпоративным установкам Nike, поэтому имел шанс создать что-то бунтарское, идущее против заложенной стратегии. Силуэты Nike Cortez и Nike Tailwind удовлетворяли покупателей раньше, но не во второй половине 1980-х. Хэтфилд вдохновлялся путешествиями, и поездка в Париж стала катализатором одного из самых гениальных решений за всю жизнь. Центр Жоржа Помпиду отличается интересной архитектурой — все коммуникационные элементы, включая лестницы, эскалаторы и лифты, вынесены за пределы основного здания. «Не уверен, что я тогда подумал о дизайне обуви на основе увиденного. Я только помню, что это перевернуло мой взгляд на архитектуру с ног на голову» — рассказывает Хэтфилд в интервью.


Центр Жожра Помпиду в Париже

Вопреки протестам

Сначала планом было просто увеличить капсулу Air Sole Unit, однако в итоге Хэтфилд убрал часть подошвы, обнажив амортизацию. В то время Nike наоборот пытались уменьшить размер своей технологии, и выставление её на показ казалось безумием — вдруг Air Sole Unit проткнётся или слишком ослабит конструкцию? «Были широкие дискуссии о том, что я зашёл слишком далеко. Люди хотели уволить нашу команду» — комментирует процесс разработки Тинкер Хэтфилд. К счастью, ему хватило уверенности, чтобы довести задумку до результата.


Наброски Air Max 1

Air Max 1 представлены 26 марта 1987 года в рамках «Air Pack», куда входили также Air Trainer 1, Air Sock, Air Revolution и Air Safari. Риск был большим, но награда оказалась больше — после релиза Air Max 1, показатели Nike выросли до рекордных с момента основания в 1964 году. Богатая история разработки Air Max позволила Найку создать рекламу нового поколения: бренд открыто рассказывал о всех поворотах на пути к созданию и приводил статистику, говорящую об очевидном превосходстве над конкурентами с точки зрения амортизации.

На шаг впереди

Первая модель Air Max 1 сочетала замшу с нейлоновой сеточкой и была выполнена в комбинации белых, серых и красных оттенков. Центр Жоржа Помпиду повлиял не только на способ применения Air в Air Max 1, но и на оригинальную расцветку: внешние коммуникации здания выделяются красной отделкой, поэтому Хэтфилд использовал красные акценты, чтобы Air Max 1 заявляли о себе даже в толпе. Уже на следующий год, в 1988, появилась версия с конструкцией из полностью натуральной кожи — её более подходящей для повседневного использования.

Nike неспроста использовали статистику для сравнения с конкурентами. Дело в том, что открытость Air Sole Unit позволила ему расширяться за пределы подошвы. Это случалось только под сильным давлением от резких ударов, поэтому на уязвимость капсулы влияло мало, зато на комфорт — заметно. Вопрос с надёжностью вообще был одним из главных для покупателей: не все считали капсулу с инертным газом достаточно прочной, чтобы носить её регулярно. Но время доказало обратное: спустя годы подошва уже стиралась, но Air Sole Unit работал так же стабильно.

Коллаборации Air Max 1

Отдельные коллаборации в индустрии кроссовок были редки до 2000-х, и Air Max 1 не стал исключением. Первый совместный релиз состоялся спустя 15 лет, в 2002 году, когда Nike сотрудничали с японским магазином atmos. Модель совместила образ Nike Air Safari с силуэтом Air Max 1, создав уникальные кроссовки, считающиеся одними из лучших среди всех Air Max 1. Но есть и другие претенденты, способные побороться за топ 10: тройная коллаборация Parra x Patta x Nike Air Max 1 «Maroon», CLOT x Nike Air Max 1 SP с полупрозрачным мыском, а также HUF x Nike Air Max 1 «Hyperstrike», выпущенные всего в 24 экземплярах.


Atmos × Nike Air Max 1 "Safari", 2003 год

Проекты с участием Air Max 1

Наследие Air Max 1 поистине огромно. Помимо «отцовской» роли для линейки Air Max, силуэт Air Max 1 продолжает жизнь в качестве самостоятельной легенды. Это единственные кроссовки, в честь которых выпустили книгу: в 2011 году дизайнер Мэтт Стивенс разместил на Kickstarter проект, ставящий целью напечатать книгу со ста дизайнами Air Max 1. Проект в итоге собрал 40 тысячи 369 долларов и был успешно реализован. В 2016 году Nike представили , где показали девять самых преданных коллекционеров Air Max, а в этом году презентуют модель Air Max 1 «Master», сочетающую лучшие расцветки за тридцатилетнюю историю на одном полотне. Следите за анонсами, чтобы не пропустить её появление в BRANDSHOP, а пока предлагаем ознакомиться с историей Air Max 1 лично от команды Nike Sportswear.


Top