Идейно-художественное своеобразие "повести о петре и февронии муромских"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Университет Российской Академии Наук

по предмету: Древнерусская литература

на тему: Повесть о Петре и Февронии. Особенности жанра повести связана со смертью князя и княгини

Работу выполнила:

Юрникова Яна

Москва, 2011 год

1. Краткое содержание Повести о Петре и Февронии

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолившись, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

2. Образ Петра (Давида) в повести

Петр - муромский князь, один из главных героев. Имя героя является вымышленным, так как Повесть создавалась Ермолаем-Еразмом на основе преданий. В научной литературе принято считать, что в предании за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена Петра. и его брата Павла соотносят с двумя братьями - Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г.

С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г., на княжеском престоле был младший брат Давид. Согласно другой точке зрения, князя Петра, отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI века, который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI века.

Повесть делится на четыре части. Петр является действующим лицом во всех четырех частях. Первый эпизод повести основан на фольклорном сюжете змее-искусителе. Но наряду со сходством между князем Петром и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь Петр не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к нему в виде отрока. Главный герой не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. Петр же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь Петр получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.

Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь Петр отправляется на поиски лекаря. И его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя Петра. Затем Феврония соглашается вылечить князя с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Последняя часть повести связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили Петра и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между Петра и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а Петр как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в повести Петр, как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.

3. Образ Февронии (Ефросинии) в повести

Феврония - главная героиня повести. Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Феврония - один из немногих персонажей древнерусской литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Феврония создает эту гармонию вокруг себя.

В первой части повести Феврония не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне повесть и сказка похожи, но в повести речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве.

В третьей части повести описывается конфликт между муромскими боярами и Февронией. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же Февронии с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка - оставления княжества ради жены. Феврония, в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Феврония разрешает любую ситуацию самостоятельно.

В четвертой части, когда герои умирают, Феврония опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Феврония держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.

4. Особенности повести

Как мы видим, повесть состоит из четырех новелл, объединенных трехчленной композицией и идеей всемогущества любви.

Повесть не связана с какими-либо конкретными историческими событиями, а отражает возросший интерес общества к личной жизни человека.

Жанр повести не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с агиобиографией. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умение автора художественно обобщать различные явления жизни, позволяют рассматривать повесть как начальную стадию развития жанра светской бытовой повести. О ее популярности свидетельствуют многочисленные списки (четыре редакции) и переработки.

Повесть в дальнейшем оказала влияние на формирование Китежской легенды, необычайно популярной в старообрядческой среде. Эта легенда изложена в романе П.И. Мельникова-Печерского «В лесах», в очерках В.Г. Короленко. Поэтическая основа легенды пленила Н.А. Римского-Корсакова, создавшего на ее основе оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». повесть народный поэтический

Стиль данной повести строго соблюдает этикет, церемонию, в нем преобладают абстрагирующие начала в изображении героев, которые предстают перед читателем во всем блеске и величии украшающих их добродетелей.

Они произносят торжественные речи, соответствующие их сану и ситуации. Они совершают свои деяния в строгом соответствии со своим официальным положением.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.

    курсовая работа , добавлен 29.06.2010

    Особенности работы Чехова над повестью "Три года". Эволюция творческого жанра от "романа" к повести. Описание системы образов в повести "Три года", ее художественное своеобразие. Литературные приемы, используемые писателем для раскрытия образов героев.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2011

    История создания повести "Котлован". Обзор критических и научных работ, посвященных творчеству русского писателя Андрея Платонова. Трансформация хронотопа дороги. Изучение речевой структуры художественной системы повести. Повесть как прозаический жанр.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Возникновение жанра бытовой повести и ее проблематика. Характеристика жанра бытовой повести XVII века. Анализ фольклорных элементов "Повести о Горе-Злочастии". Средства типизации жизненных явлений в этот период. Связь повести с народными песнями.

    реферат , добавлен 19.06.2015

    Проблема палеографических особенностей "Повести временных лет". Выявление стилистической неоднородности летописи, анализ значения и грамматической формы слов. Обзор работ о языке Лаврентьевского списка Повести, сравнение со стилями других списков.

    реферат , добавлен 20.11.2012

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Идейно-художественное своеобразие повести Достоевского "Дядюшкин сон". Средства изображения характера главных героев в повести. Сон и реальность в изображении Ф.М. Достоевским. Смысл названия повести Достоевского "Дядюшкин сон".

    курсовая работа , добавлен 31.03.2007

    Место повести "Старик и море" в творчестве Эрнеста Хемингуэя. Своеобразие художественного мира писателя. Развитие темы стойкости в повести "Старик и море", ее двуплановость в произведении. Жанровая специфика повести. Образ человека-борца в повести.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2013

    История создания повести. Болдинская осень, как необычайно плодотворный период творчества А.С. Пушкина. Краткое содержание и особенности повести "Выстрел", написанной поэтом в 1830 г. Описание главных и второстепенных героев и символики произведения.

    презентация , добавлен 12.11.2010

    Раскрытие художественного мастерства писателя в идейно-тематическом содержании произведения. Основные сюжетно-образные линии повести И.С. Тургенева "Вешние воды". Анализ образов главных и второстепенных персонажей, отраженных в текстовых характеристиках.

  • 2. Основные особенности древней русской литературы и её художественного метода. Работа и.П. Ерёмина «о художественной специфике древнерусской литературы».
  • 10. «Сказание о Борисе и Глебе» как жанр княжеского жития. Агиографическая форма и элементы воинской повести. Признаки раннего психологизма в произведении.
  • 26. Изображение нравственного идеала человека в «Житии Сергия Радонежского»ю Герой, его назначение, художественные приёмы.
  • 27. «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе» - легендарно-историческое сказание. Фольклорные и агиографические элементы в повести.
  • 21. Композиция, жанр, способы изображения персонажей в «Повести о разорении Рязани Батыем». Взаимодействие фольклорного начала в поэтике повести.
  • 22. Русская земля и русская история в трактовке автора «Слова о погибели земли Русской». «Слово о погибели Русской земли» и «Слово о полку Игореве».
  • 23. «Житие Александра Невского» - новая разновидность княжеских житий. Образ Александра Невского. Соединение элементов жития и воинской повести в «Житии Александра Невского».
  • 24. «Задонщина» - поэтическая воинская повесть о Куликовской битве. Идейный пафос эпохи и его художественное воплощение в «Задонщине». Связь «Задонщины» и «Слова о полку Игореве».
  • 29. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина как литературный памятник. Описание Индии. Образ автора. Особенности стиля.
  • 33. Беллетристическая «Повесть о Петре и Февронии». Композиция, система образов, фольклорное начало и житийные мотивы в произведении. Гуманистический пафос «Повести о Петре и Февронии Муромских».
  • 34. «Домострой» как памятник русской жизни 16 века.
  • 37. «Повесть о Юлиании Осорьиной» как житийно-биографическая повесть. Отражение быта. Композиция. Буслаев ф.И. «идеальные женские характеры Древней Руси».
  • 39. Бытовая беллетристическая «Повесть о Горе и Злочастии». Жизненный выбор молодого человека и его судьбы. Символическое значение образа Горя и Злочастия. Фольклорное начало в поэтике повести.
  • 41. «Повесть о Фроле Скобееве» как плутовская новелла. Система образов. Фрол Скобеев – новый тип героев в литературе второй половины 17 века. Особенности сюжета.
  • 44. Основные жанры первобытной литературы 17 века.
  • 45. Творчество протопопа Аввакума. Особенности композиции, приёмов изображения главного героя «Жития» протопопа Аввакума. Жанр и стиль «Жития».
  • 37. «Повесть о Юлиании Осорьиной» как житийно-биографическая повесть. Отражение быта. Композиция. Буслаев ф.И. «идеальные женские характеры Древней Руси».

    «Повесть о Юлиании Лазаревской». Изменения традиционного жанра жития ярко прослеживаются в «Повести о Юлиании Лазаревской». Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией жен­щины-дворянки. Она была написана сыном Юлиании Дружиной Осорьиным, губным старостой города Мурома, в 20-30-х годах XVII в. Автору повести хорошо знакомы факты биографии героини, ему дорог ее нравственный облик, ее человеческие черты. Положи­тельный характер русской женщины раскрывается в обыденной обста­новке богатой дворянской усадьбы.

    На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки. После выхода замуж на плечи юной Юлиании ложится ведение сложного хозяйства дворянского поместья. Угождая свекру и свекрови, золовкам, она следит за работой холопов, за ведением домашнего хозяйства; при этом ей часто приходится улаживать социальные конфликты, возни­кающие между дворней и господами. Эти конфликты приводят к открытому мятежу «рабов», который, правда, объясняется в повести традиционным мотивом - кознями дьявола. Во время такого стихий­но вспыхнувшего бунта был убит старший сын Юлиании. Безропотно переносит Юлиания невзгоды, которые выпадают на ее долю. Дважды пришлось пережить ей страшные голодные годы: в молодости и в старости, когда Юлиания вынуждена была даже отпустить своих «рабов», чтобы дни сами добывали себе пропитание.

    Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье, ее бесправие и многочисленные обязан­ности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что она лишена возможности посещать церковь, и тем не менее она «святая». Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни, служения людям. Юлиания помогает голодающим, ухаживает за больными во время «мора», творя «милостыню безмерну», она не оставляет у себя «ни единой сребреницы». Это свидетельствует о том, что прежний аскетический идеал отрешения от жизни отошел в прошлое, потерял свое значение.

    «Повесть о Юлиании Лазаревской» создает образ энергичной умной русской женщины, образцовой жены и хозяйки, с терпением перено­сящей испытания, которые обрушивает на нее жизнь. Осорьин изо­бражает в повести не только реальные черты характера своей матери, но и рисует идеальный облик русской женщины таким, каким он представлялся русскому дворянину первой половины XVII в.

    В жизнеописании Юлиании Осорьин еще не отходит полностью от агиографической традиции, с ней связано начало повести. Юлиания происходит от «боголюбивых» и «нищелюбивых» родителей; она выросла во всяком «благоверии», «от младых ногтей бога возлюби». В характере Юлиании подчеркиваются черты христианской кротости, смирения и терпения, нищелюбия и щедрости («милостыню безмерну творя»). Как и подобает христианским подвижникам, Юлиания, хотя и не уходит в монастырь, под старость предается аскезе: отказывается от «плотского «совокупления с мужем», спит на печи, подкладывая «под ребра» поленья и «ключи железны», ходит зимой без теплой одежды, «в сапоги же босыма ногами обувашеся, точию под нозе свои ореховы скорлупы и чрепие острое вместо стелек подкладаше и тело томяше».

    Использует Осорьин и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешатель­ство святого Николая спасет ее. В ряде случае «бесовские козни» носят весьма конкретное бытовое и даже социальное очертание. Таковы раздоры в семье, мятеж «рабов».

    Как и подобает святой, Юлиания сама предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. Десять лет спустя обретают ее нетленное тело, которое творит чудеса.

    Таким образом, в «Повести о Юлиании Лазаревской» тесно пере­плетаются элементы бытовой повести с элементами житийного жанра, но преобладающее место явно уже начинает занимать бытовое пове­ствование. Повесть лишена традиционного для жития вступления, плача и похвалы. Стиль ее довольно прост. Он отражает канцелярскую практику муромского губного старосты.

    «Повесть о Юлиании Лазаревской» - свидетельство нарастания в обществе и литературе интереса к частной жизни человека, его пове­дению в быту. Эти реалистические элементы, проникая в жанр жития, разрушают его и способствуют постепенному его превращению в жанр светской биографической повести. «Повесть о Юлиании Лазаревской» не исключение.

    Цель : показать значимость “Повести…” в формировании нравственных семейных ценностей.

    Задачи:

    1. Совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное: выразить собственное суждение, раскрыть авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.
    2. Прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
    3. Воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность в дружбе и любви, умение прощать.
    4. Формировать навыки исследовательской работы.

    Ход урока

    Слово учителя (презентация – Приложение 1)

    Добрый день! В последнее время стало очень модным отмечать день святого Валентина– покровителя влюбленных. Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    С 2008 года день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности . Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который объявлен годом семьи. Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святых Петра и Февронию за покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

    Обращение к эпиграфу урока :

    Ф. Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».

    Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

    А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

    Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

    Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

    Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…

    На прошлом уроке мы познакомились с содержанием «Повести о Петре и Февронии Муромских», а сегодня обратимся к произведению еще раз, чтобы понять, что же хотел сказать нам автор, какие темы поднимает в повести, какие проблемы волнуют писателя далекого прошлого.

    Первая часть нашего урока пройдет в виде защиты ваших презентаций, которые вы самостоятельно приготовили в группах или историков, или литературоведов.

    Оценивать ваши проекты будет экспертный совет (три ученика), у которых есть лист с критериями оценки презентации. После защиты ваших проектов им будет предоставлено слово.

    Критерии оценки защиты ученической презентации:

    количество баллов

    Сформулированы тема исследования и проблемный вопрос

    Информация точная, полная, полезная и актуальная

    Ясно изложены и структурированы результаты исследования

    Иллюстрация результатов исследования

    Использование научной терминологии

    Грамотность (орфография и пунктуация)

    Дизайн (максимум – 20 баллов)

    Читаемость текста

    Использование эффектов анимации

    Цветовое решение

    Иллюстрации интересны и соответствуют содержанию

    Защита презентации(максимум – 20 баллов)

    Свободное владение темой проекта

    Способность кратко и грамотно изложить суть работы.

    Монологичность речи

    Выражение своего мнения по проблеме

    Критерии оценки:

    • Отлично – от 50 баллов и выше
    • Хорошо – от 40 до 50 баллов
    • Удовлетворительно – от 30 до 40 баллов

    Защита презентации группы «историков»

    - «Повесть о Петре и Февронии» является одним из шедевров древнерусской литературы, и имя автора ее должно стоять в ряду самых видных писателей русского средневековья.

    Кто же написал это произведение? Какова его предыстория? Слово – нашим историкам.

    Результаты исследовательской работы представит руководитель группы «историков» (Приложение 1 , слайды №6 - 10):

    ХVI век - время образования единого Русского государства со стольным городом Москвой. За объединением Руси последовало объединение русской культуры. Под руководством митрополита Макария составляется обширное - 12 огромных томов - собрание всех чтомых, т.е. читавшихся, на Руси книг. Это собрание называлось "Великие Четьи-Минеи".

    В "Великих Четьи-Минеях" по порядку месяцев и дней излагались рассказы о жизни святых Православной церкви. Русская пословица гласит: "Не стоит город без святого, селение - без праведника". И Макарий поручает священникам собирать по русским землям предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Священнику Ермолаю, писателю и публицисту, было поручено написать житие о муромских святых Петре и Февронии.

    Читая произведение, мы обратили внимание, что автор пишет: «В одно время приняли они монашество и облачились они в иноческие одежды. И назван был в иноческом чину блаженный князь Петр Давидом, а преподобная Феврония в иноческом чину была названа Ефросинией».

    Нас заинтересовал вопрос: «Князь Петр – истинный герой или был прототип?»

    Муром славился легендами. Самой поэтичной из муромских легенд явилось сказание о мудрой деве, ставшей доброй и справедливой княгиней. Оно и послужило основой для повести. До сих пор неизвестно, кого можно назвать прототипами героев. Но чаще всего, как мы выяснили, прототипом героя повести, князя Петра, называют князя Давида Юрьевича, правившего Муромом в начале 13 века. Он женился на крестьянке Ефросинии в благодарность за то, что она излечила его от болезни, от которой никто не мог излечить. Брак князя с простой крестьянкой вызвал злобные наветы, но супруги счастливо прожили до конца своих дней. Состарившись, они оба приняли монашество и умерли в 1228 году.

    Повесть стала подлинным шедевром древнерусской литературы, она была написана после канонизации, то есть причисления к лику святых, Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. Ею зачитывались в Московском государстве, до наших дней сохранилось 150 списков этого произведения.

    Защита презентаций групп «литературоведов»

    Работа творческих групп с текстом: «Сказка? Житие? Повесть?»

    Как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в сборник «Великие Четьи-Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответ - в исследованиях творческих групп учащихся – литературоведов, которые работали над выявлением особенностей жанра данного произведения.

    В ходе выступления ученики заполняют в тетрадях таблицу:

    Результаты исследовательской работы предоставят руководители каждой группы «литературоведов».

    1 группа литературоведов – сказка (Приложение 1 , слайды №14-16)

    Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.

    Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:

    • Начало повести напоминает сказочный зачин: «Есть в русской земле город…Правил в нем когда – то князь по имени Павел…»
    • Повесть начинается событием, которое, несомненно, перешло сюда из сказки: к жене князя Павла стал прилетать Змей и обольщать ее.
    • Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Как и во всех сказках, есть сказочный герой - змей-искуситель.
    • По законам волшебной сказки Добро всегда побеждает зло: Пётр победил змея.
    • Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Например: «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей».
    • Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена)
    • Волшебные предметы (например, Агриков меч, о которого гибнет Змей)
    • Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.

    Но необходимо отметить, что с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше и больше начинают приобретать черты русских святых.

    2 группа литературоведов – житие (Приложение 1 , слайды №17 – 20)

    Житийная литература была очень популярна на Руси. Слово «житие» означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о святых – государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки были расценены как образцовые. То есть житие – это жизнеописание святых.

    Жития имели определенную структуру:

    • Вступление, в котором объяснялись причины, побудившие автора начать повествование.
    • Основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах.
    • Завершалось житие похвалой святому.

    «Повесть о Петре и Февронии» написана в форме жития – это художественная биография людей, причисленных церковью к лику святых.

    В ходе работы мы выявили следующие черты житийного жанра:

    • Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    • Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»
    • Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.
    • Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).
    • Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

    В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Но, как мы можем отметить, в повести нет традиционного для житийного жанра построения произведения (лишь финал – классический образец жития).

    3 группа литературоведов – повесть (Приложение 1 , слайды № 21 – 24)

    Жанр произведения определен в заглавии: «Повесть». В ходе исследования мы выявили следующие жанровые особенности:

    • Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность.
    • Герои повести – реальные люди.
      Князь, прежде чем начать лечение, хочет испытать мудрость Февронии и дает ей невыполнимые задания. В сказке подобные задания выполняются с волшебной быстротой. Не то в повести. Феврония на лукавое задание отвечает не менее лукавым.
    • Детали.
      Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.
    • На первый план выдвигается личность крестьянки
    • Тема социального неравенства
    • История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

    Таким образом, в данном произведении есть элементы исторической повести.

    Итак, каков жанр у этого произведения? “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Можно ли назвать это произведение житием?

    Делается вывод по определению жанра: житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

    Слово экспертному совету (количество баллов и оценка, комментарий).

    Обобщающая беседа .

    Словесное рисование: К каким эпизодам повести вы бы сделали рисунки? Почему именно к этим? Что бы вы хотели сказать своими иллюстрациями?

    (Мудрая девушка из села Ласково.
    Условие Февронии и исцеление.
    Заговор против княгини Февронии.
    “Дайте то, что я прошу!”
    Прозорливость Февронии.
    Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    “Приспело время преставления”.
    Чудеса с телами Петра и Февронии.)

    - Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть. Но он показал и образец супружеской жизни, верности и веры. Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро – главнее всего для автора.

    - Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения? (Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

    Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

    Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

    - Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

    В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

    В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

    Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

    Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

    Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

    Сочинение-миниатюра : «Как меня изменила “Повесть о Петре и Февронии Муромских”?» (2-3 предложения).

    Слово учителя. Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, делаем жизнь свою более наполненной, познаем свой смысл в ней.

    Чтение отрывков из сочинений-миниатюр.

    Подведем итоги

    Чем запомнился вам сегодняшний урок?

    Чем обогатила вас история Петра и Февронии?

    О каких вечных темах мы говорили сегодня?

    Домашнее задание. Составить план сочинения-эссе: «Какие семейные ценности актуальны в наше время?»

    Список литературы:

    1. Ельцова О.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова: 7 класс.- М., 2006
    2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских.IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82
    3. Малюкова В.Ф. Урок по «Повести о Петре и Февронии Муромских» VII класс ⁄⁄ Литература в школе.-2008.- №9.-с.37-39
    4. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М., 1999
    5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.13-18.
    
    Top