Контрастные цвета в макияже глаз. Как это работает в макияже? В стиле техно

Теория цвета в сфере make-up основана на так называемом цветовом круге. Он представляет собой спектр, состоящий из двенадцати цветов. И чтобы уметь грамотно сочетать цвета, необходимо знать, какие характеристики имеет каждый из них и в какую группу он входит.

Колористика для визажистов
Основные цвета

К основным цветам относят: красный, синий, желтый. Они образуют группу главных либо базовых цветов. Объясняется это тем, что их невозможно создать при смешивании остальных тонов, находящихся в цветовом круге.

Колористика для визажистов
Дополнительные цвета

Такими считают цвета, которые создаются при сочетании двух базовых цветов. Например, смешивая желтый и красный, получается оранжевый. Если смешать красный и синий, то получится фиолетовый, а при сочетании желтого и синего – зеленый.

Колористика для визажистов
Производные цвета

Колористика для визажистов
Ахроматические цвета

К данной группе относят классический белый и черный, а также всевозможные оттенки, расположенные между ними. Данную цветовую группу еще называют нейтральной либо бесцветной.

Колористика для визажистов
Цвета-антагонисты

Досконально изучив расположение цветов в цветовом спектре, можно понять, что главные и дополнительные цвета располагаются друг напротив друга. И сочетание этих двух цветов составляет пару цветов-антагонистов. Каждый из них гармонично подчеркивает другого и выглядит ярче и контрастнее.

Данная группа используется в макияже не только для того, чтобы создать яркий и броский мейк ап. С помощью гармоничного сочетания можно легко скрыть некоторые косметические изъяны. К примеру, использование корректирующего средства зеленого цвета, который накладывается на красный, можно получить белый ахроматический. Подобная манипуляция зачастую применяется для устранения покраснений на коже лица. Покраснения нейтрализуются, а цвет лица выравнивается.

Колористика для визажистов
Контрастные цвета

Это два цвета в цветовом спектре, между которыми находится три промежуточных цвета. В мейк ап эти цвета используются для того, чтобы каждый из них подчеркивал глубину другого. Такой подход открывает новые возможности в воплощении самых смелых, дерзких и эпатажных идей и позволяет создавать яркий и броский макияж.

Кроме этого, все цвета, которые располагаются на цветовом круге, можно подразделить на холодные и теплые, а также на светлые и темные. Такое условное разделение в цветовом спектре помогает создать поистине безупречный make-up, который идеально будет подходить к выбранному образу.

Здравствуйте, Makeup Lovers. Как вы считаете, с чего начинается макияж? Может быть, с набора кисточек или с покупки палетки теней? В основе макияжа, как и при разработке веб-сайта, рекламной листовки, оформлении витрины магазина, лежит знание теории цвета.

Существует множество описаний теории цвета применительно к разным областям (веб-дизайн, реклама, макияж и т.п.), но лично я нигде еще не встречал материала в удобоваримой и примлемой для меня форме – так, чтобы и понять, и запомнить, и суметь рассказать, как говорится, если ночью разбудят.

Я склонен полагать, что большинство людей, интересующихся макияжем с точки зрения хобби или профессии визажиста, являются визуалами (визуал – человек, воспринимающий бо̀льшую часть информации с помощью зрения). А для визуала что главное? Картинка. Поэтому в этой статье я постараюсь представить материал в виде логичных блоков, максимально его визуализировав, и надеюсь, что это форма окажется полезной, легкоусвояемой и запоминающейся.

Итак, теория цвета

Целью познания теории цвета в макияже является выбор подходящей индивидуальной цветовой гаммы.

В основе теории цвета лежит цветовой круг, который предложил швейцарский художник, теоретик нового искусства и педагог, Иоганнес Иттен. Цветовой круг Иттена представляет собой спектр, разделенный на 12 цветов.

Давайте разберем по порядку, из каких же цветов состоит данный цветовой круг, и к какой из «групп» можно каждый такой цвет условно отнести.

Основные цвета

Основными называются три главных чистых цвета, не имеющих каких-либо посторонних оттенков: желтый (верх цветового круга), красный (правая нижняя часть цветового круга) и синий (левая нижняя часть цветового круга). Желтый, красный и синий являются главными, базовыми или основными цветами (далее – основные цвета), поскольку только эти цвета невозможно получить при смешивании других цветов.

Дополнительные цвета

Дополнительными называются те цвета, которые получаются при смешивании двух основных цветов (желтый + красный; красный + синий; синий + желтый) в равных пропорциях. Дополнительными являются следующие три цвета, расположенные на цветовом круге:

оранжевый = желтый + красный

фиолетовый = красный + синий

зеленый = синий + желтый

Производные цвета

Производными называются те цвета, которые получаются при смешивании одного основного цвета (желтый, красный или синий) с одним из дополнительных цветов (оранжевый, фиолетовый или зеленый). Производными цветами являются следующие шесть цветов цветового круга:

желто-зеленый = желтый (основной) + зеленый (дополнительный)

желто-оранжевый = желтый (основной) + оранжевый (дополнительный)

красно-оранжевый = красный (основной) + оранжевый (дополнительный)

красно-фиолетовый = красный (основной) + фиолетовый (дополнительный)

сине-фиолетовый = синий (основной) + фиолетовый (дополнительный)

сине-зеленый = синий (основной) + зеленый (дополнительный)

Наглядно все перечисленные выше цвета цветового круга и способы их получения представлены на рис.ниже.

Все цвета, расположенные на цветовом круге, можно поделить на светлые и темные

К светлым цветам относятся следующие цвета: желтый (основной); оранжевый, зеленый (дополнительные); красно-оранжевый, желто-зеленый, желто-оранжевый, сине-зеленый (производные).

Тогда как темными цветами являются: красный, синий (основные); фиолетовый (дополнительный); красно-фиолетовый, сине-фиолетовый (производные).

Кроме того, все цвета, расположенные на цветовом круге, делятся на теплые и холодные

Обратите внимание на то, что цветовой круг состоит из шести теплых и шести холодных цветов.

Теплыми являются те цвета, в которых желтая составляющая преобладает над синей: красный, желтый (основные); оранжевый (дополнительный); красно-оранжевый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый (производные).

Холодными , соответственно, являются те цвета, в которых синяя составляющая преобладает над желтой: синий (основной); фиолетовый, зеленый (дополнительные); желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый (производные).

Ахроматические и нейтральные цвета

А как же черный и белый цвета – наша любимая классика, спросите вы? Так вот черный и белый цвета, а также все расположенные между ними области серых тонов, являются ахроматическими, нейтральными или бесцветными цветами (далее – ахроматические цвета), где наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, а наиболее темным – черный.

Черный и белый цвета универсальны, и сочетаются со всеми остальными цветами цветового круга, за редкими исключениями. Ахроматический (серый) цвет или нейтральный коричневый цвет, не являющийся ахроматическим, можно получить путем смешивания основного цвета с дополнительным, а тон (насыщенность) полученного серого или коричневого цвета зависит от пропорций, в которых смешиваются указанные цвета.

Как это работает в макияже?

Теплые цвета следует сочетать с темными ахроматическими тонами (темно-серый и черный), а холодные — со светлыми ахроматическими тонами (светло-серый и белый).


Белый цвет визуально уменьшает яркость прилегающих к нему цветов, делает их более темными. Черный цвет, наоборот, повышает их яркость и делает более светлыми. Также черный и белый цвета повышают контрастность прилегающих к ним цветов. Некоторые оттенки нейтрального коричневого цвета могут сочетаться с рядом оттенков ахроматического серого цвета, однако бежевый цвет, являющийся оттенком коричневого, теряется на сером фоне.

Цвета-антагонисты

Как вы уже успели заметить, основные и дополнительные цвета расположены на цветовом круге друг напротив друга. И это неслучайно. Пара основного и дополнительного цветов, расположенных друг напротив друга, называется вторичными цветами или цветами-антагонистами, потому что такая пара имеет свойство подчеркивать друг друга. Цветами-антагонистами являются следующие пары:

Красный – зеленый

Желтый – фиолетовый

Синий – оранжевый

Цвета-антагонисты в паре заставляют друг друга казаться ярче и контрастнее. Вы можете оценить это, посмотрев на иллюстрации выше. Красный и зеленый как будто светятся, не так ли?

Как это работает в макияже?

Вот самые простые примеры.

Для того чтобы скрыть покраснения на коже, используется корректор зеленого цвета, который наложением на красный цвет дает ахроматический белый и нейтрализует покраснение.

Для того, чтобы замаскировать темные круги под глазами, используют персиковый корректор, который нейтрализует синий подтон.

Для того, чтобы освежить желтоватый тон лица, используют лиловую базу, которая несколько осветляет кожу и придает сияние.

Контрастные цвета

Эти сочетания являются максимально броскими и навязчивыми, в которых один цвет подчеркивает глубину другого. При этом двигаться по цветовому кругу для определения контрастных цветов можно как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Таким образом, для каждого цвета можно подобрать 2 контрастных.

Из группы основных цветов контрастными по отношению друг к другу являются все цвета: желтый, красный и синий. То есть указанные цвета могут сочетаться в любой комбинации в паре (красный и синий; красный и желтый; желтый и синий) или, при желании, в тройке.

Из группы дополнительных цветов контрастными по отношению друг к другу являются также все цвета: оранжевый, зеленый и фиолетовый. То есть указанные цвета могут сочетаться в любой комбинации в паре (оранжевый и зеленый; оранжевый и фиолетовый; зеленый и фиолетовый) или, при желании, в тройке.

Из группы производных цветов можно составить следующие контрастные тройки цветов (при этом вовсе необязательно использовать тройки — два цвета также прекрасно смотрятся вместе):

Красно-оранжевый – сине-фиолетовый – желто-зеленый

Желто-оранжевый – красно-фиолетовый – сине-зеленый

Желто-зеленый – красно-оранжевый – сине-фиолетовый

Сине-зеленый – красно-фиолетовый – желто-оранжевый

Чем же отличаются цвета-антагонисты от контрастных цветов, спросите вы? По сути, и те и другие образуют наиболее яркие пары вместе, и их сочетания дают нам простор для фантазии, творчества и самовыражения в подборе одежды и макияжа.

Как это работает в макияже?

Например, тени фиолетового оттенка могут выгодно подчеркнуть зелень радужки глаза. Помада цвета фуксии (красно-фиолетовый) очень выигрышно подчеркивает голубые глаза (сине-зеленый).

Такие сочетания очень хорошо применяются, например, в макияжах для фотосессий, когда вам нужно создать яркий и кричащий образ.

Соседние цвета

3 оттенка, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге, также прекрасно сочетаются между собой. Смотрите сами:

Такие оттенки очень хорошо работают в моно-макияже, то есть когда вам нужно выполнить макияж в одной цветовой гамме.

Оттенки

Наверное, вы задаетесь вопросом, где же на этом цветовом круге такие оттенки, как хаки, шоколад, вишня, слива, винный, розовый и т.п.? Дело в том, что эти оттенки получаются путем смешивания каждого из 12 цветов круга с нейтральным серым, при этом за тон отвечает степень его «серости» — смотрите сами:

  • если смешать красно-фиолетовый с белым, который является самым светлым ахроматическим оттенком, мы получим розовый;
  • если смешать красно-фиолетовый с темно-серым из линейки ахроматических, получим вишневый.

Вот так образуются бирюзовые, ореховые и мандариновые оттенки.

Итог

Итак, мы познакомились с теорией цвета, которая лежит в основе макияжа. Теперь мы знаем, что цветовой круг состоит из 12 цветов, 3 из которых являются основными (чистыми), 3 дополнительными (полученными при смешивании двух основных цветов) и 6 производными (полученными путем смешивания основных с дополнительными); что существует целая вечность ахроматических цветов (черный, белый и все оттенки серого) и оттенков коричневого цвета, получаемых путем смешивания некоторых основных цветов с некоторыми дополнительными в разных пропорциях; что цвета делятся на теплые и холодные, светлые и темные; существуют контрастные цвета и цвета-антагонисты, представляющие собой наиболее яркие и кричащие комбинации.

Оказывается, это возможно. Если знать несколько простых правил визажистов. Позаимствованы они, кстати, у художников и колористов. И используются представителями этих профессий сотни лет, если не дольше.

1. Изучите цветовой круг

Цветовой круг, или цветовое колесо, - основа основ в понимании правил цвета. Для макияжа теория дополнительных цветов - настоящее спасение, потому что гармония складывается именно благодаря дополнительным цветам. Дополнительными называют пары цветов, которые находятся напротив друг друга в цветовом круге. Например, для фиолетового цвета дополнительным является . И, наоборот, для оранжевого – фиолетовый. Эти цвета дополняют друг друга, отсюда и название. Пока запомним это и попробуем применить на практике.

2. Тени

Самая большая ошибка – когда женщины думают, что подбор теней к цвету глаз – это выбор такого же оттенка теней, как глаза. Это неверное решение. Два синих оттенка никак не добавляют друг другу яркости и ясности, а наоборот, делают друг друга тусклыми.

Правильный подход – работать на дополнительных цветах. Например, для синих глаз голубые тени вообще не придадут выразительности, а вот бронзовые, медные и даже красные оттенки помогут выделить зрачок, сделав его ярким сапфиром или бирюзой.

Для карих глаз наиболее выигрышными являются фиолетовые тени, для зеленых – коричневые и т.д.

Примечание: дополнительный цвет может указывать не только на то, какой оттенок нужно выбирать, но и на характер цвета: холодный или теплый. Если дополнительный цвет к голубому красный, то в принципе, любой теплый оттенок будет более выигрышным, чем любой холодный.

3. Румяна

Один из главных советов: – это не продукт для контуринга лица. То есть, они не «лепят» форму лица, не меняют её. Румяна добавляют цвет вашему лицу, оживляют его.

Второй совет – это правильный выбор цвета. Попробуйте отнести свою кожу к одному из двух типов: 1) слоновая кость, бежевая; или 2) бронзовая. Для первого типа следует применять легкие, светлые оттенки, даже холодноватые. А для второго типа подходят более темные и теплые цвета. Посмотрите на цветовой круг: теплые оттенки – это все те, которые ближе к красному, а холодные – ближе к синему. Холодные румяна – это те, в которых присутствует синий (голубой), хотя бы минимально.

Летом почти любая кожа становится теплее (из-за , даже очень легкого), поэтому летние румяна должны быть теплее, чем зимние.

И третье правило – не используйте румяна темнее, чем ваш собственный оттенок естественного румянца. Следует пощипать кожу на скулах или легко побить подушечками пальцев, и вы увидите, каков румянец может быть по насыщенности.

Визажисты относят к универсальному продукту, то есть для него не действуют правила подбора цвета по принципу «теплый-холодный». Потому что бронзер – это оттенок загорелой кожи, он может присутствовать на коже любого тона. И подходит бронзер как к теплой, оливковой, так и к светлой коже. Вопрос только в интенсивности цвета бронзера.

4. Губная помада

Во-первых, используйте правило, что темные цвета делают предмет зрительно меньше, а светлые – напротив, расширяют. Вот простейший пример, как это работает: окружности абсолютно одного размера, но черная смотрится меньше, а белая – больше.

Поэтому при тонких губах лучше выбирать светлую помаду, а не драматическую сливовую.

Другое правило выбора цвета для губ – это соответствие оттенку кожи. Теория такая же, как при выборе румян: для холодноватого оттенка кожи можно выбирать более холодные цвета помады, а горячие цвета помады подойдут для более темных оттенков лица.

Учитывайте также и . Хорошо, если помада будет из той же группы цветов, что и тени. То есть, если тени холодные – то и помада холодная. Если тени теплые, то и помаду выбирайте теплую. Гармоничный образ часто наиболее выигрышное решение.

Но дело в том, что применение его для сочетания цветов в интерьере, гардеробе и макияже имеет некоторые нюансы. А так как в этой статье речь идет о технике макияжа, как вы уже поняли, рассмотрим использование цветового круга в макияже. А точнее сказать рассмотрим маленькие, но очень полезные хитрости идеального макияжа - цвет в макияже.

Глаза - зеркало души человека… И начнем с них. Какого цвета ваши глаза? Наверняка вы знаете, что с помощью правильно подобранных теней можно подчеркнуть и сделать ярче цвет глаз. И как же сделать ярче глаза?

Начнем по порядку: используем «дополнительные цвета» - это те цвета, которые контрастируют друг с другом. На цветовом круге они находятся друг напротив друга. Для чего их использовать? - Для того чтобы подчеркнуть свой цвет глаз.

Как это работает? - первый пример разберем подробно. Скажем у вас голубые глаза (синие глаза), в цветовом круге напротив синего цвета располагается оранжевый цвет. Оранжевый цвет в тенях - это не только персиковые и коралловые, но и все оттенки коричневого и бежевого.

Стоит отметить, что первый вариант (коралловые, персиковые тени) подойдет девушкам с теплым тоном кожи, а на бежевых и коричневых тенях стоит остановиться девушкам с холодным тоном кожи.


А обладательницам зеленых глаз подойдут тени, которые содержат красный пигмент (пурпурные, лиловые, бардовые, фиолетовые и т.д.). Обратите внимание на то, что вам следует избегать теней холодного розового цвета. Так как они сделают ваши глаза опухшими и заплаканными, но при этом румяна на щеках такого цвета вполне уместны.


Карие глаза подчеркнут тени синих оттенков, а тем, кто боится использовать синие тени можно посоветовать задействовать синею подводку или синюю тушь.

А вот если у вас черно-карие глаза, лучше использовать белый цвет. И осветительный принцип в виде теней цвета слоновой кости, золотисто-бежевых, пастельно-желтое золото и т.п.


И последний вариант серые глаза. Счастливым обладательницам серых глаз подойдут любые тени, причем при помощи соответствующих цветов теней вы сможете получить любой «цвет глаз». Если вы хотите «получить» зеленые глаза, используйте тени с красным пигментом. Для получения карих глаз - тени с синим пигментом. Голубые - теплые нейтральные оранжевые, бежевые, коричневые тени.


Учтите, при не правильном использовании цветов можно получить обратный эффект. Так зеленая тушь или тени усилят красноту сосудиков глаз на роговице. А помада фиолетовых оттенков придаст желтизну зубам и т.п.

Следующий принцип использования цветового круга в макияже основан на тех же дополнительных цветах. Но теперь воспользуемся тем, что при их смешивании мы получим нейтральный серый цвет, смешав на коже, получим серо-коричневый оттенок. Это свойство пригодится для скрытия недостатков кожи. Все покраснения на лице замазываем зеленым консилером, смешав его с цветом тона. А вот синяки нейтрализуем оранжевым цветом. Желтые пятна компенсируем фиолетовым цветом, а фиолетовые круги под глазами соответственно желтым цветом и т.д.

Модные показы часто демонстрируют нам яркий и экзотичный макияж, однако за пределами подиума все же лучше придерживаться более традиционного подхода и грамотного подбора цветов. Понимание основ цветовых сочетаний даст вам возможность всегда быть на высоте и создавать действительно продуманные и стильные образы. Для того, чтобы создать идеальный макияж, нужно помнить несколько основных рекомендаций:

  • оттенок помады по цветотипу должен подходить к теням;
  • тональное средство и румяна должны быть тщательно подобраны под оттенок кожи;
  • при подборе теней обязательно учитывается цвет глаз.
При сочетании оттенков важно ориентироваться на цветовой круг!

Изучаем цветовой круг

Найдите и смело используйте цветовое колесо, ведь гармония достигается благодаря правильному нанесению дополняющих друг друга цветов. Дополняющие – это цвета, которые расположены в цветовом колесе напротив. Цвет-дополнитель указывает не только на выбор оттенка, но и на то, должен он быть из теплой или холодной гаммы. Например, если напротив синего цвета расположен теплый красный, это не значит, что их нужно сочетать в макияже, а говорит о том, что теплый оттенок создаст более выигрышную комбинацию.

Подбор цвета теней

Наиболее распространенной ошибкой является выбор теней под цвет глаз. Этот, казалось бы, самый простой путь давно раскритикован бьюти-сообществом - взгляд становится не выразительным, а тусклым: акцент нанесенных теней приглушает цвет радужной оболочки. Подход должен быть совершенно иным – нужна работа с дополнительными, контрастными цветами. Так, например, синие и голубые глаза лучше подчеркнуть теплыми оттенками медного.

Обладательницам карих глаз повезло больше всех, но лучше их подчеркнуть тенями фиолетового оттенка. Зеленые глаза требуют коричневых цветов. При подборе теней также можно применить правило «контрастной температуры», то есть к теплому цвету нужно подобрать холодный оттенок, например, к салатовому – ментоловый. Еще одно важное правило в макияже глаз – учет цвета кожи при выборе насыщенности оттенка теней. Темная кожа требует яркости, а на светлой темные оттенки выглядят неестественно.

Правильное сочетание цветов

Для создания модного двуцветного макияжа можно посоветовать несколько беспроигрышных сочетаний.

  • Для серых и голубых глаз можно использовать сочетания серебристого и серо-бежевого, нежно-розового и тёплого коричневого, золотого и бронзового цветов. Придать радужке еще большей насыщенности поможет макияж в теплом сочетании цвета шампанского с рыжеватым оттенком;
  • Для карих глаз подберите палетку с бежевыми, серыми, черными, графитовыми, фиолетовыми и пыльными розовыми цветами. Для яркого макияжа подойдет сочетание оливкового и темно-серого цвета теней;
  • Зеленые глаза можно подчеркнуть грамотным сочетанием шампани с теплым оттенком коричневого или шоколада, а также сливочного с насыщенным коричнево-серым или цветом охры.

При нанесении теней светлый оттенок наносится на зону внутренней части глаза и под бровь, а темным прокрашивается подвижное веко (начиная с середины). По мере приближения к внешнему уголку глаза оттенок должен становиться все более интенсивным. Не забывайте уделить внимание тщательной растушевке теней, чтобы они плавно переходили из одного цвета в другой.

Подбор цвета румян

Первый и главный совет при нанесении румян – помните, что этот продукт декоративной косметики не подходит для скульптурирования лица, а призван оживить его цвет. Правильный выбор румян зависит от кожи. Так, например, для кожи светлого цвета – слоновой кости или бежевого – подходят светлые румяна холодных оттенков (прежде всего, холодные розовые). Для обладательниц бронзовой кожи можно посоветовать теплые оттенки коричневой гаммы.

При нанесении румян помните, что для грамотного сочетания цветов они не должны конфликтовать с тенями. В противном случае вы получите эффект макияжа 80-х. Определите по цветовому кругу как выбранный вами цвет теней сочетается с оттенком румянца. Теплые коричневые оттенки теней хорошо будут смотреться с матовыми теплыми цветами типа «пыльной розы», синие тени подчеркиваются нежным оттенком бронзового, а зеленые – персиком или абрикосом.


Помада должна быть одной цветовой «температуры» с вашей кожей

Цвета помады и блеска для губ

Помада, как и другие виды декоративной косметики, должна подбираться, исходя из тона кожи. Правила подбора соответствуют рекомендациям при подборе румян: холодные тона требуют таких же по «температуре» оттенков помады, а теплые – подходят для смуглого лица. Для белоснежек можно порекомендовать помаду розового и бежевого цвета, или нежный персиковый оттенок. Для обладательниц бежевого цвета кожи подойдет светлая карамель, абрикос, коралл.

Оливковая кожа хорошо дружит с теплыми оттенками красного, вишневого и ягодного цвета. При подборе помады обязательно учитывайте макияж, который вы нанесли на глаза. В идеале помада должна быть из той же группы цветов, из которой взяты тени. Холодные тени сочетаются с помадами «низкой температуры» и наоборот. Только в этом случае ваш образ получится гармоничным и выдержанным в стильном цветовом решении.


Top