Учительские университеты. Нормы и правила приличия для мужчин и женщин - основы ведения светской беседы и поведения в обществе

ОРКСЭ (Модуль» Основы светской этики»)

Тема урока – «Этикет»

Цель урока : Формирование у школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций народа и норм этикета.

Задачи урока:

Познакомить с понятием «Этикет», и его значением в жизни человека через работу в группах, просмотр видеосюжетов;

Познакомить с некоторыми правилами этикета, обобщить и расширить уже имеющиеся знания о правилах этикета;

Развивать логическое мышление, внимание, воображение, коммуникативные способности;

Воспитывать чувство терпимости друг к лругу, аккуратность и самостоятельность в работе

Оборудование:

ТСО (компьютер, проектор, экран),

компьютерная презентация «Этикет»,

раздаточный материал «Кроссворд»

тетрадь по ОРКСЭ

Формы и виды деятельности:

беседа, комментированное чтение, устное

высказывание на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная

работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группе.

Ход урока

1.Организационный момент (Эмоциональный настрой на урок)

Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки. (Стоят у доски, взявшись за руки)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?

Проходите, пожалуйста, на свои места.

2.Актуализация знаний (Слайд 1).

Тему сегодняшнего урока сформулируем, разгадав кроссворд.

Повторим пройденный материал.

(Разгадывание кроссворда на раздаточных листах).

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Этика)

2.Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3.Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. (Эгоизм)

4.Действия, результатом которых является причинение зла себе или другим людям. (Порок)

5.Положительное нравственное качество, высокая нравственность. (Добродетель)

6.Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

3. Целеполагание.

Какое ключевое слово получилось? (этикет)

А вы знаете, что такое этикет? (ответы детей).

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (ответы детей: этикет – ключевое слово в кроссворде).

Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.(Слайд2)

Сформулируйте цель нашего урока.

Что такое этикет? Дайте определение.

Посмотрим в учебнике на стр. 56

4. Беседа по теме:

Что такое этикет?

Кто-то знает, кто-то нет.

Это правила такие поведения,

Когда мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет! (Юрий Чичев)

(Слайд 3,4) «Этикет» - слово французское. Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека. «Этикет» - это значит «воспитанность», «хорошие манеры», «умение вести себя».

Слайд 5

Существуют разные виды этикета. Сегодня рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет за столом, этикет внешнего вида.

В 21 веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их все очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

5. Это во-первых, речевой этикет. Слайд 6,7

Употреблять в речи вежливые слова: (Слайд 8)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят (до свидания!)

6. Просмотр отрывка фильма «Ералаш»:

(Слайд 9) «Ну, почему мы так говорим?»

Почему мы так говорим?

Все ли вам было понятно в его речи?

Что вам показалось смешным?

Как вы думаете, а почему он так рассказывал произошедший случай? (Потому что мальчик привык так разговаривать в повседневной жизни).

Учитель: Такие слова, как “гикнулся”, “закочевряжился”, “фитиль”, “шнобель”, “велик”, “училка”, относятся к молодежному жаргону – сленгу. Эти слова звучат некрасиво из уст ребят. Поэтому нужно говорить такими словами, чтобы было понятно всем окружающим.

7. (Слайд10,11,12,13) Этикет внешнего вида.

В настоящее время в школах вводится школьная форма. В разных странах - она разная, но очень приятно на нее смотреть.

Задание: Нарисовать в тетради, какую бы школьную форму вы хотели носить в школе.

8. Этикет за столом.(Слайд 14)

Правила (Слайд 15)

Просмотр отрывка из журнала “Ералаш”

Царевна Несмеяна”(Слайд 16)

Когда вы будете смотреть, обратите внимание на поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.

Обсуждение просмотренного отрывка.

Что было необычного в поведении мальчика?

Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда.

А как вы ведете себя за столом?

9. Работа в группах. (Слайд 17)

Поработаем в группах. Посмотрите, над каким видом этикета будет работать ваша группа. Сформулируйте и запишите свои правила этикета.

10 . Задание (Согласен ли ты…) Слайд 18

Стихотворение

Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!

11.Подведение итогов (Слайд 19)

Что такое этикет? Виды этикета.

Какие правила этикета запомнили?

Нужны ли сейчас знания этих правил?

12 . Домашнее задание (Слайд 20)

13. Рефлексия (Слайд 21)

(9 голосов : 3.56 из 5 )

Знают люди с детских лет,
«Что такое – этикет»…

А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

— Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

Ходить в гости, принимать друзей и знакомых у себя - давняя традиция. В обоих случаях мы надеемся получить от общения положительные эмоции. Но случается, что после очередного такого визита остается не очень приятное «послевкусие». Может, все дело в том, что мы просто не знаем, как себя вести в гостях?

Нашим предкам неукоснительное соблюдение правил этикета прививалось с раннего детства и было практически «в крови». Современному человеку ни к чему все эти церемонии? Или все-таки умение правильно себя вести является залогом достойной репутации и хороших отношений вне времен?

Каждому времени - свой этикет

Конечно, чопорные стародавние церемонии в наше время неуместны, но и сейчас, собираясь в гости, знать правила этикета нужно непременно. Особенно, если идете не к близким родственникам или друзьям, а к малознакомым людям. Естественно, что вы захотите произвести на них хорошее впечатление, не попасть в чужом доме в неловкую ситуацию. Для того чтобы чувствовать себя более уверенно, нужно знать, как себя вести в гостях. Не помешает иметь представление и о том, как нужно гостей принимать самим.

Но, к сожалению, в наше время не принято уделять много внимания этикету, и далеко не каждый современный человек знаком с существующими правилами. Постараемся восполнить этот пробел.

Как правильно пригласить в гости?

Прежде всего, нужно знать, что приглашать людей в гости принято не позднее, чем за неделю до назначенной встречи. Это не просто требование этикета: у ваших потенциальных гостей могут быть другие планы, которые им придется скорректировать, чтобы ответить на приглашение положительно. За короткое время они сделать этого не успеют.

Если вы пригласили в гости человека, который не симпатизирует или находится в конфликте с другим вашим знакомым или родственником, то последнего в этот раз звать не следует.

Приглашать гостя в присутствии другого знакомого, кого в гости позвать не планируете, неэтично.

Вы собираетесь пригласить к себе людей, о взаимоотношениях которых ничего не знаете? Тогда стоит сообщить каждому из них о другом. Таким образом, ситуация «разрулится» сама собой. Лучше у вас будет на одного гостя меньше, чем под угрозой окажется настроение всех остальных.

Гости на пороге. Как вести себя хозяевам?

Не стоит забывать, что именно хозяин несет ответственность за то, чтобы каждому из приглашенных было комфортно у него в гостях. Поэтому беседу нужно направлять так, чтобы темы разговоров были близки и понятны каждому из гостей, чтобы все могли принять в ней участие, высказать собственное мнение. Но и заставлять поддерживать разговор помимо воли приглашенного тоже не стоит.

Если хозяин вдруг заметит, что среди гостей назревает опасность спора, нужно тактично перевести беседу в другое русло. Как это сделать, подскажет интуиция. Возможно, поможет вовремя сказанная шутка или отвлекающее замечание.

Хозяева-супруги при гостях должны вести себя друг с другом ровно, не допуская ни споров, ни чрезмерной демонстрации любви.

Без приглашения в гости - ни-ни!

Воспитанные люди ходят в гости только по приглашению. Не стоит буквально воспринимать слова, что вам в любое время рады, и вы всегда желанный гость. И даже если они действительно искренние, невежливо «заваливаться» в дом без предварительного согласования этого визита с хозяевами. И лишь в отношении самых близких друзей и родных иногда можно сделать исключение. Но даже их лучше предупредить о предстоящей радости встречи с вами заранее.

Если вас пригласили в гости, нельзя приводить с собой друзей, знакомых или детей, не предупредив об этом хозяев заранее.

Собираясь в гости, своих четвероногих любимцев воспитанные люди оставляют дома. Хозяева также должны позаботиться о том, чтобы их домашние животные не докучали гостям.

Что взять с собой в гости?

Когда гости приглашены в связи с празднованием дня рождения, свадьбы, новоселья или другой знаменательной даты, они обязательно покупают для виновника торжества подарок. А если встреча не связана с какой-то датой, не приходить же с пустыми руками? Что лучше принести? Вы точно не ошибетесь, если подарите хозяйке дома цветы. Уместно принести торт, конфеты или другие сладости. Если в доме есть маленькие дети, можно принести для них небольшую игрушку.

А главное - возьмите с собой в гости хорошее настроение. Ведь самое важное в гостях - не обильное угощение, а интересная живая беседа, дружба и человеческое тепло.

Как вести себя в гостях? Правила этикета

Приходить в гости нужно вовремя. Если придете раньше обусловленного времени - у хозяйки может быть еще не все готово, или она не успеет привести в порядок себя для приема гостей. Опоздаете - приготовленные блюда могут остыть, а хозяева и пришедшие вовремя гости станут нервничать.

Войдя в дом, прежде всего, нужно поприветствовать хозяев и других гостей. Демонстративно рассматривать все вокруг бестактно. А вот похвалить хозяев за созданный в их жилище уют не помешает - они будут рады.

Непозволительно выражать шумные эмоции по поводу встречи в гостях со своим старым знакомым или приятелем. Радость от встречи лучше показать улыбкой и спокойным вежливым приветствием. Вспомните уроки хороших манер.

Если же, наоборот, вас что-то расстроило или кто-то обидел, и этого не следует демонстрировать окружающим, дабы не испортить им настроение.

Элементарные правила, как себя вести в гостях, предусматривают, что мужчины должны ухаживать за женщинами. Представители сильного пола помогают зашедшим в помещение дамам снять верхнюю одежду, за столом накладывают еду в тарелку сидящей по соседству женщины, подливают ей напитки. А вот слишком открыто проявлять свою симпатию, а тем более распускать руки - крайне некультурно. Если прекрасная незнакомка настолько понравилась, что появилось желание завязать с ней отношения, - лучше взять у нее номер телефона.

Уходя, следует попрощаться со всеми присутствующими или как минимум с хозяевами. Если нужно уйти пораньше, следует предупредить об это хозяев, объяснив причину.

Основные правила застольного этикета

Несмотря на то, что в гости мы ходим вовсе не для того, чтобы вкусно поесть, ни один такой поход не обходится без застолья. Поэтому не лишним будет напомнить, как нужно вести себя за столом.

Первое, что нужно сделать, сев за стол, - положить на колени салфетку. Помните, что она предназначена для защиты вашей одежды, и руки или губы вытирать ею не следует. Когда нужно будет выйти из-за стола, салфетку можно оставить на стуле или слева от своей тарелки.

Прежде чем приступить к еде, дождитесь, когда это сделает хозяин дома. Прежде чем пригубить напиток, надо тщательно прожевать и проглотить пищу и вытереть губы салфеткой. Человек, знакомый с правилами этикета, никогда не станет запивать еду, находящуюся во рту. И еще один маленький нюанс - прежде чем налить напиток себе в стакан, предложите его соседу по столу. После трапезы не забудьте поблагодарить хозяев и похвалить выбор блюд.

Как правильно пользоваться столовыми приборами?

Существует простое правило пользования столовыми приборами: в первую очередь нужно брать тот из них, который расположен дальше всего от тарелки, а затем тот, что ближе к ней.

Вилку полагается держать в левой руке зубцами вниз, а нож - в правой.

Рукоятку вилки нужно держать так, чтобы средний и большой пальцы придерживали основание, а указательный располагался сверху.

Общими столовыми приборами пользуются лишь с целью положить еду из общей в свою тарелку, а вот отправлять общую ложку или вилку в рот категорически запрещено!

При небольшом перерыве в еде столовые приборы кладут, скрестив их перпендикулярно: нож вправо, вилку влево. Чтобы показать, что вы закончили трапезу, достаточно положить эти приборы на тарелку параллельно.

Десять «НЕ» в гостях

Не стоит забывать и о том, как нельзя вести себя в гостях. Правила хорошего тона предусматривают следующие «НЕ»:

  • не заходите без разрешения хозяев в спальню или на кухню;
  • не кладите локти на стол, не размахивайте руками;
  • не разговаривайте за столом по мобильному телефону;
  • не жуйте с открытым ртом;
  • не чавкайте;
  • не злоупотребляйте спиртным, не позволяйте спаивать себя;
  • не принуждайте других пить спиртное;
  • не заставляйте гостей произносить тосты;
  • не демонстрируйте недовольство угощениями или компанией;
  • не засиживайтесь в гостях, не напрашивайтесь переночевать.

Правила поведения в гостях для детей

В гости ходят не только взрослые, но и дети. Если вы берете любимое чадо с собой, то можете контролировать его поведение. Правда, важно помнить, что воспитывать его в гостях не следует, а при необходимости замечания надо делать тихим голосом.

А вот если ребенок собирается в гости к сверстнику без сопровождения взрослых, родители должны напомнить ему, как себя вести в гостях.

Отправляться в гости можно только по приглашению.

Если ребенка пригласили в гости одного, нельзя брать с собой братьев, сестер или друзей.

Нельзя ходить в гости без разрешения своих родителей и родителей друга, к которому ребенок собирается.

Важно быть пунктуальным, не опаздывать. Допускается прийти позже не более, чем на 15 минут. Если вовремя прийти не получается, необходимо предупредить об этом хозяев заранее и извиниться.

Придя в гости, ребенок должен поприветствовать друга и поздороваться с его родителями.

При входе в квартиру необходимо снять обувь.

Ребенок должен предупредить родителей друга, в котором часу он планирует уйти и как будет добираться домой.

На вопросы, хочет ли ребенок что-нибудь выпить или съесть, он должен ответить не кивком или покачиванием головы, а фразами: «Да, пожалуйста» или «Нет, спасибо».

Упрашивать хозяина открыть подарки некрасиво, даже если ребенку очень хочется посмотреть, что же принесли другие гости.

В гостях нельзя громко кричать, абсолютно недопустимо грубить. Говорить нужно спокойно.

Дети не должны заставлять себя ждать, если хозяева пригласят их к столу или предложат поиграть, посмотреть фотографии. По этикету положено согласиться, даже если делать этого не хочется.

Нельзя прыгать на диване, дурачиться, бросаться подушками.

Залезть в кресло с ногами - дурной тон.

Уходя из гостей, нужно поблагодарить хозяев за гостеприимство и пообещать спросить у родителей, когда можно будет пригласить друга к себе.

Благодарить за вечеринку нужно как минимум два раза. Первый - перед уходом домой, второй - по телефону на следующий день.

Эти уроки хороших манер неплохо бы взять на вооружение и взрослым.

Зная и соблюдая правила этикета в отношении того, как должны вести себя гости, вы оставите о себе только приятные впечатления и будете всегда желанным в любом доме.

Тема. Понятие этикета и этики. Развитие этикета в исторической ретроспективе. История становления и развития этикетных норм.

Цель: рассказать студентам о том, что такое этикет, о значении этикета в жизни общества, обсудить основные правила этикета.

Задачи: 1) образовательная – раскрыть понятие этикета, рассмотреть основные виды этикета, рассказать об истории возникновения этикета в человеческом обществе;

2) развивающая – развивать мышление, грамотную, вежливую речь, умение общаться с ровесниками и взрослыми;

3) воспитательная – прививать правила этикета, воспитывать интерес к изучению правильного с точки зрения этикета поведения.

Оборудование: раб. тетр., лекционный материал, иллюстрации.

Ход уроков

I. Орг. момент

    Сообщение темы и целей урока.

    Введение в тему.

Этика – это наука, а этикет – это правила поведения. Можно сказать, что этика изучает правила этикета.

Сегодня на уроке мы будем говорить о правилах этикета.

II. Основная часть (Объяснение нового материала, закрепление)

Лекционный материал

История возникновения этикета

Слово «этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе .

Этикет Средневековья

Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться,снимал шлем или поднимал забрало .

Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.
Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Этикет в Египте

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом.

В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .

В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе .
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры.

Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка:
«Этикет делает королей рабами двора».

Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету .

Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы.

При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или "Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе .

Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Что такое этикет?

Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.

История этикета в далёком королевстве

У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер , чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.

Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя.
В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня . Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ .

Этикет в Библии
Уважай и думай о других – вот главное правило вежливости и воспитанности .
Об этом говорится и в Священном Писании : «Возлюби ближнего своего…» .

Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.

Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.

Этикет в сказках
Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джованнино Периджорно .

Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.

А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.

Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.

Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.

Этикет в стихах

Что такое ЭТИКЕТ -
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения ?
Как знакомиться ?
Как есть ?
Как звонить ?
Как встать ?
Как сесть ?
Как здороваться со взрослым ?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Древняя Греция

Центром культурной и деловой жизни древних греков была агора – рыночная площадь в центре города. На ней греки узнавали последние новости, решали деловые вопросы. Каждого греческого гражданина сопровождал раб, который нёс "Дифрос" - складной стул: общение обычно затягивалось на несколько часов и вполне могло закончиться лишь ночью. Женщина согласно древнегреческим обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов.

Основным видом мужской и женской одежды древних греков служил хитон – платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом. Хитон мог быть с рукавами или без них. Поверх хитона мужчины носили длинные плащи: у мужчин он назывался гиматий, а у женщин - пеплос (отличался наличием капюшон). Головной убор греки надевали исключительно в дорогу. Обувью греков были сандалии и войлочные или кожаные сапоги со шнуровкой.

В Древней Греции одним из любимых занятий было посещение бани. Там граждане бывали чуть ли не каждый день. Были бани с сухим паром и горячие ванны. Не менее популярны были и спортивные состязания, а Олимпийские игры были событием мирового масштаба. На время проведения соревнований даже прекращались все войны. Олимпийские игры посвящались богам и были названы в честь горы Олимп, на которой, по мнению греков, они обитали. Победители Олимпийских игр пользовались большим почётом. Посещали Олимпийские игры исключительно мужчины, женщинам это запрещалось под страхом смертной казни.

В Греции было принято трёхразовое питание: два завтрака и обильного обеда, который обычно проводился в вечернее время. Несмотря на то, что гостей принято было приглашать, присутствовало на пиру гораздо больше людей. Дело в том, что приглашённые могли привести с собой своих друзей. Бывало, что на пиру присутствовали и люди, которых вовсе никто не приглашал. Выгонять последних было не принято, но относились к ним все с презрением.

За стол садились в определённое время, не дожидаясь опоздавших. У входа все гости снимали обувь, мыли ноги и даже принимали ванну. Вокруг столов в пиршественном зале располагали ложа в форме подковы. На каждом ложе в положении полулёжа располагалось двое гостей. Хозяин дома располагался в центре, а самым почетным считалось место справа от него. Ели древние греки руками, периодически вытирая их тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для особо жирной пищи.

Обед начинали с закусок, за которыми следовали блюда из мяса, рыбы, зелени и соусов. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Завершался пир обычно беседой на философские темы. Вино, совмещавшееся с этой беседой, принято было пить разбавленным. Считалось, что неразбавленное вино употребляют лишь варвары.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

Возникновение этикета

Возникновение этикета

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора - Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.

Правила хорошего тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между полами, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Знакомое нам слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Дело было так: однажды на одном придворном приеме (в те времена как раз правил французский король Людовик XIV) гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета - Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.

Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.
Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.

Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, принятие оммажа (от французского hommage - вассальная зависимость), объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты - все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета. Известен пример, когда во время битвы при Креси французские рыцари, прискакавшие к королю со срочным боевым донесением, не нашли в себе смелости первыми обратиться к королю, поскольку только он обладал таким правом по отношению к своим подданным. Когда же король, наконец, соизволил поговорить с ними, рыцари долгое время препирались, уступая друг другу почетное право докладывать королю. Никто не думал, что творится на поле брани и о том, что промедление могло губительно отразиться на ходе битвы.

Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

Этикет советского времени

Этикет советского времени

Сформировавшийся к началу прошлого века российский этикет был достаточно простым и свободным, без излишнего пафоса. В моде были официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы, на которых девушки обычно знакомились со своими избранниками. Также были распространены поездки в театр, гулянья в парках, катания в праздники. Возрождение всемирных Олимпийских игр способствовало распространению увлечения различными видами спорта. Даже низшим сословиям стали доступны некоторые виды развлечений, в частности цирк и кинематограф.

В таком положении Россию застала Октябрьская революция 1917 года. Во время гражданской войны было не до манер, да и потом понятие светского общества как такового исчезло. Среди большинства людей распространилась даже мода на некоторую грубость, которая считалась признаком рабочего класса. Снижению уровня культуры городского населения также способствовало массовое переселение в города сельских жителей. Определённые нормы поведения остались в ходу разве что у высшего начальства (причём далеко не всегда) и у дипломатов.

С другой стороны, образованность общества в советское время, благодаря общедоступному высшему образованию, значительно возросла. Если первое время быть крестьянином и рабочим было престижно, то во второй половине XX века большая часть населения стремилась закончить вуз.

Нормы приличия и одежда стали очень простым, без излишних изысков. Распространились вежливые устойчивые выражения для определённых случаев (например, фраза с просьбой о чём-либо начиналась обычно так: «не будете ли Вы любезны», «будьте добры», «не затруднит ли Вас»). В одежде в моду вошёл деловой костюм для мужчин, строгие платья, блузки и юбки ниже колен для женщин. Общепринятым стало обращение по фамилии с прибавлением слова «товарищ». Несмотря на отсутствие в школе особых предметов по правилам этикета, общие нормы поведения в обществе знали и соблюдали большинство советских людей.

Этикет XIX века

Этикет XIX века

При Петре I было распространено в основном влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все существовавшие ранее нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменяется французским (при Елизавете). Французская мода, язык и обычаи сохраняются вплоть до начала прошлого века.

Поведение человека из светского общества приобрело сначала окраску сентиментализма, а затем романтизма. В моду вошла образованность, владение несколькими языками, большое внимание оказывалось музыке, литературе и живописи. Некоторый спад французского влияния наблюдался лишь после Отечественной войны 1812 года. Однако общение на французском языке в светском обществе (особенно с женщинами), ещё некоторое время сохранялось.

Уже XVIII веке стало развиваться образование. Если раньше обучаться в университете можно было лишь за рубежом, то теперь он появился и в России. Правда, поначалу образование было доступно исключительно высшему сословию и людям со средствами. Лишь в конце XIX века дети крестьян и рабочих смогли получать нормальное образование. Получить высшее образование девушкам, даже из знатной семьи не всегда удавалось. Они обычно получали образование на дому. Однако обучению светским манерам уделяли немаловажное значение.

Настоящие расцвет образования наблюдался во времена Александра II, когда доступ к образованию получили дети из не слишком знатных семей. Благодаря этому постепенно исчез образ идеального аристократа, который ничего не делая и имея массу свободного времени, занимался исключительно собой и проводил время на бесконечных баллах и приёмах. Появилась так называемая интеллигенция - так называли категорию людей, не обладавших особым положением, но имеющих хорошее образование и манеры. При этом излишняя вежливость и слишком уж строгое соблюдение всех норм становится немодным.

Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости или камней. Особую популярность приобретают короткие прически – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.

Этикет во времена Петра I

Этикет во времена Петра I

Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В виде исключения бороду можно было сохранить, лишь выплачивая за это довольно внушительный штраф. В моду вошли пышные парики западного образца.

При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.

Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.

Несмотря свою бурную политическую деятельность и постоянную занятость Петр Великий был большим любителем развлечений. По поводу и даже без него император часто закатывал пир, который мог продолжаться несколько дней. Со временем вошли в моду так называемые ассамблеи – приемы, на которые приглашались знатные особы вместе с женами. Во время этих празднеств гости танцевали, пировали, играли в шахматы, шашки(игру в карты император не поощрял). Развлечения делились на зимние, которые проходили во дворцах или в здании Сената, и летние - в Летнем саду, в парках Петергофа, на площадях. Помимо пиршеств в моду вошли военные парады, маскарады, морские и речные прогулки. Даже гонимую православной церковью масленицу при Петре отмечали с особым размахом.

Допетровская русь

Допетровская русь

Этикет Руси до восхождения на престол Петра Великого значительно отличался от западно-европейского. Часто иностранные послы поражались диким, по их мнению, нравам и обычаям русских, с которыми им приходилось сталкиваться в России. Гораздо большее влияние на языческие традиции и нормы этикета оказали византийские традиции, пришедшие вместе с христианством. Однако многие языческие традиции сохраняются в сельской местности в немного изменённом виде до сих пор. Часть обычаев видоизменилась под влиянием монголо-татарского ига.

Как и в западных странах в средние века на Руси большое значение имело положение человека в обществе, однако отдавали ещё и дань уважения возрасту. Уважение выражалось в частности в том, что к равному в гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу, а высшему по рангу и более знатному шли через двор пешком. В гости знатного человека мог пригласить только хозяин или его родственники, а равного или менее знатного, чем хозяин – слуги. Важного человека хозяин встречал, стоя на крыльце, равного по статусу – в сенях, младшего – в комнате.

Трость или посох гости оставляли в сенях, в комнату принято было входить без шапки (её несли в руках). Войдя в комнату, гости троекратно крестились на образа святых, которые были в каждом доме, делали три поклона до земли, затем кланялись хозяину (при статусе гостя ниже, чем у хозяина), равные протягивали друг другу руки, друзья и родственники обнимались. Считалось неприличным кашлять и сморкаться в гостях. Перед уходом гости снова крестились на образа, кланялись им, после чего прощались с хозяином, который провожал гостя до сеней или крыльца, в зависимости от его знатности.

Русская мужская и женская одежда средних веков имела незначительные различия, не имела размеров (поэтому обычно была свободной). Ввиду особенностей климата помимо нижней одежды поверх обычно одевалась ещё и верхняя, в зависимости от времени года душегрейка, телогрейка, тулуп или шуба. Обувью знати служили сапоги, крестьян – лапти, зимой – валенки. Неизменным атрибутом мужчин были борода и усы, а женщин длинные косы.

Пир на Руси начинался обычно с чарки водки, которую закусывали хлебом, наломанным хозяином. Еда на стол подавалась уже нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе скорее для украшения. Кости складывали в специальные тарелки. Когда произносилась здравица, каждый из гостей выходил на середину комнаты и выпивал чарку. Особым уважением к хозяину считалось, если гость пробовал все напитки кушанья, предложенные хозяином.

Придворный этикет

Придворный этикет

Со времён позднего средневековья всё большее внимание стало уделяться манерам в высшем обществе. Вскоре эталоном придворного этикета стали правила, которые были приняты при дворе французских королей. Так как это время практически совпало с эпохой просвещения, то одно за другим стали появляться пособия по дворцовому этикету. В этих пособиях были регламентированы не только правила общения, но и, например, распорядок дня (в том числе монарха и членов его семьи), порядок проведения различным церемоний.

Особое внимание уделялось проведению различных церемоний, которые занимали значительную часть жизни монарха. Любое событие при дворе обычно сопровождалось сложным и пышным обрядом, причём сложность напрямую зависела от ранга виновника торжества. Так, траур королевы вполне мог продолжаться до года.

Этикет придворного общества регламентировал тончайшие детали поведения. Соблюдение правил этикета считалось обязательным во время танцевальных вечеров. В это же время в придворном обществе появляется учитель танцев - преподаватель изящных манер. Зачастую в танце преобладали поклоны, а не танцевальные движения.

При дворе даже незначительная оплошность в правилах поведения вполне могла стоить статуса, а то и головы. Даже зайти в комнату раньше старшего по рангу, а уж тем более занять его место, считалось непростительным оскорблением. Имело значение даже то, кто на чем сидит. Даже обгон кареты более знатного вельможи расценивался как неуважение.

В большинстве случаев регламентировались права и обязанности каждого придворного, за рамки...

Правила поведения и традиции Китая

За время существования китайского государства сменилось несколько династий, а вместе с ними менялись обычаи и правила поведения в обществе. Одеяние китайцев зависело от положения в чиновничьей иерархии и делилось на несколько категорий: одежды императора, одежды правителей вассальных княжеств, одежды их министров, одежды аристократов двух рангов.

Неотъемлемой деталью одежды был головной убор, который также зависел от ранга. Снимать его в помещении было нельзя. Ношение обуви и головного убора считалось отличительными признаками китайской культуры. Немаловажное значение имела прическа китайцев. Ни мужчины, ни женщины не стригли волос – их укладывали их в сложные прически.

Мужской костюм делился на три основных категории: «бяньфу» - халата до колен и юбки до щиколоток, «чанпао» - длинный халат от плеч до пяток и «шэньи» - аналог «бяньфу», две части которого сшиты вместе. После Синьхайской революции наряду с европейским костюмом распространилась «чжуньшань чжуан». Китайские женщины обычно носили одежду ярких цветов, особенно красного, а мужчины, напротив, более темных тонов. Украшения китаянок (перстни, броши, заколки) также привлекали внимание и были яркими и блестящими.

В Китае принято ходить и приглашать гостей домой, причём гости вполне могли прийти и без предупреждения, причём вместе со своими друзьями. Однако гость обычно приходил не с пустыми руками, а с ценным подарком, причем не только адресуемым хозяину, но и другим жителям дома.

Во время обеда в центр стола выставлялись несколько блюд, но каждый участник обязательно получал свою чашку риса и палочки для еды. В древности перед началом обеда все участники трапезы благодарили будду и хозяина дома, но со временем эта традиция была утеряна. Каждый участник трапезы ест из своей чашки с рисом, накладывая туда понемногу каждого блюда. В китайских ресторанах для большего удобства даже предусмотрен специальный вращающаяся часть стола. При употреблении алкоголя китайцы не выпивают сразу всю рюмку до дна, а произносить тост каждый раз не обязательно.

Показателем общего подъема культуры Древнего Китая было развитие научных знаний, прежде всего математики. Прогресс в этой области науки определяется ее прикладным характером.

Древний этикет, древние установления, древние обряды и обычаи становятся предметом скрупулезного изучения. В стране появляется множество наставников и «ученых», которые, странству из княжества в княжество, поучают народ, Дают советы правителям. Каждый на свой лад они истолковывают традицию, предлагают свои рецепты для спасени страны. Они стремятся найти руководящие принципы прежде всего в земной человеческой мудрости, а не в небесных откровениях. Ведь недаром в Китае, предваряя Софокла, говорили о том, что «нет никого сильнее человека».
Поэтому главной целью «ученых» было воспитание Жэнь, т.е. свойств истинно человеческих.

Значение этикета

Значение этикета

В чем же состоит практическое значение этикета? Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет - это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе

Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.

Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:
Речевой, или вербальный этикет.
Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации - искусство вести беседу.

Мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.

Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.

Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.

Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным - это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.

Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях. Бывает ли он за границей, вступает в отношения деловые и личные; присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.

Этикет больше напоминает не строгий черный костюм и галстук-бабочку Джеймса Бонда, а правила дорожного движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все…» Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.

Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения - довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании.

История этикета России

История этикета России

История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.

В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни.

К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в...

Основы этикета

Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.

С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV-XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII-XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол.

С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы.

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
    • “Этикет делает королей рабами двора”.
    • Язык голову бережёт.
    • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, - 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста - всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)

ХОД УРОКА

На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости . Эти карточки назвали “этикетками” . Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Учитель. Проверим вашу внимательность.

Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

  • современные греки – “Будь здоровым!”,
  • арабы – “Мир с тобой!”,
  • индейцы – “Все хорошо!”,
  • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
  • китайцы – пожимают руку себе самому,
  • лапландцы – трутся носами,
  • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
  • японцы – кланяются.

Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

Довольны ли вы сегодняшним днем?

Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

Ждёте ли вы каникул?

(Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

Живите так, как будто перед вами зеркало.

Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

Конкурс: “ Пригласительный Этикет”.

Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

- Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

- Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

- Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

- Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь .

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека . (1мин)

Одежда должна быть чистой.

Волосы должны быть уложены в прическу.

Одежда должна быть аккуратной.

Ногти в приличном виде. Оценка жюри

Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

Как только вошли в комнату.

Только после того, как сядут хозяева.

После приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

Заправляете за воротник.

Кладете на колени +

Кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

Гневно отказаться.

Отказаться, назвав причину отказа.

Взять немного, поблагодарив +

4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

О болезнях +

О погоде

О новых впечатлениях

5. Для чего к рыбе подается нож?

Чтобы отделять мясо от костей +

Чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

Чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

Самые большие.

Самые маленькие.

Те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

В правой руке – вилка, в левой – нож.

В правой руке – нож, в левой – вилка +

По очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

Поднять и продолжать есть.

Попросить другой прибор.

Извиниться и попросить подать другой прибор +

Оценка жюри

Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

Выбираем “Знатока этикета”

Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

  • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
  • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
  • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
  • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

Задания для команд:

Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

Оценка жюри

Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет .

С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

Задание № 2

За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

  • Спасибо!
  • Пожалуйста!
  • Благодарю!
  • Простите!
  • Извините!
  • Будьте добры!
  • Будьте любезны!
  • Не обессудьте!
  • Добро пожаловать!
  • Здравствуйте!
  • Доброе утро!
  • Добрый день!
  • До свидания!
  • До новых встреч!
  • Спокойной ночи!

Оценка жюри

  • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
  • Англ. яз. – thank you
  • Нем. яз – danke
  • Итал. яз – grazie
  • Франц.яз. merci
  • Украин. яз – спасибi
  • Испанс. яз. – gracias
  • Казахс. яз. – рахмет

Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

Актуальная ситуация:

Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

“Воспитанный человек – это тот, кто….”

Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

(Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

Подведение итогов. Жюри - называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!


Top