Методическая разработка на тему:"Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка в условиях детского сада". Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей таких важных психологичес

Прогрессивные педагоги во все времена уделяли внимание вопросу об индивидуальном подходе к детям.

Интересные открытия и выводы по этому вопросу сделал Я. А. Коменский. В его педагогической системе чётко обозначались такие важные положения: весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, выявлять эти особенности надо путём систематических наблюдений.

Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н. К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.

Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, - писала Н.К. Крупская, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… ». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте. А.С. Макаренко подчёркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребёнка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребёнка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или приём можно использовать по-разному, в зависимости от определённых условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причём каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С. Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогики проблемы индивидуального подхода к детям.

Индивидуальный подход в воспитании ребёнка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определённую взаимосвязанную систему.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребёнка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребёнка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность детей формирует у них упорство, настойчивость, сообразительность.

Таким образом, сущность индивидуального подхода выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психологических особенностей и условий жизни, где главная точка опоры – ориентир на положительные качества малыша. В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка, а его осуществление возможно при определенных условиях.

  1. Условия и этапы осуществления индивиду ального подхода.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, её способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учёта отношения ребёнка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребёнку с воспитанием и формированием коллектива.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребёнка.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребёнка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребёнку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребёнка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребёнка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своём труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребёнка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесённые ребёнком заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно, дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребёнка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитанности детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учётом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребёнка создаёт условие для успешного учёта этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

  1. Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе организации поручений, дежурства, коллективного труда.

Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной ступени – одна из важнейших задач в сфере реформы школы. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти своё место в жизни.

Очень важно с малых лет прививать ребёнку глубокое уважение к труду взрослых, вырастить человека трудолюбивого, скромного и отзывчивого, стремящегося приносить своим трудом пользу людям, работать для блага общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребёнка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качеств, отношении к учению, интересе к знаниям.

А.С. Макаренко допускал, что ребёнок может нерадиво относиться к трудовой деятельности, если он не здоров или ещё не овладел нужным навыком. «Большой же частью лень ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет». Развитие интереса к труду – процесс медленный, оно требует надлежащего упорства и настойчивости, начиная с младшего дошкольного возраста.

Индивидуальные особенности ребёнка в процессе трудового воспитания в дошкольном возрасте проявляется в различной степени его самостоятельности, различном уровне умений и навыков самообслуживания, интерес к труду, а также в игре, на занятиях.

Правильная организация трудового воспитания ребёнка с самого раннего детства служит надёжной основой для его дальнейшего развития. Недооценка этого положения приводит к весьма печальному исходу, так как впоследствии, в старшем дошкольном возрасте, приходиться ребёнка перевоспитывать, а это процесс очень сложный.

В организации трудового воспитания детей младшего возраста, в подборе методов и наиболее эффективных приёмов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его надо с изучения индивидуальных особенностей всех детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. От этого зависит дифференцированный подход к детям: одним в самообслуживании требуется большая помощь другим - незначительная, а третьим можно предоставить возможность самим выполнять посильную работу. Очень важно знать эти особенности, так как завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в своих силах, у них угасает интерес к труду и в связи с перегрузкой даже возникает негативное отношение к любимому трудовому процессу.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребёнка, но и его нравственные качества - скромен ли он, дружелюбно ли относится к товарищам, готов ли помочь нуждающимся в этом. Трудовые навыки и трудолюбие ребёнка должны гармонически сочетаться с его отношением к коллективу, поэтому при оценке трудолюбия нужно учитывать не только добросовестное выполнение поручений, но и проявление с его стороны дружелюбия, помощи товарищам. Надо помнить что трудовое воспитание есть прежде всего нравственная проблема.

Трудиться не только для себя, но и для других - исключительно важная нравственная черта, которую нужно прививать постоянно, всеми средствами. Взаимопомощь воспитывает у детей доброжелательность, чувство коллективизма, уважения друг к другу. Детям, привыкшим трудиться только для себя, нужно давать поручения, которые имеют общественное значение: закрыть дверь, чтобы было всем тепло, поставить в вазу цветы, чтобы стало красиво и всем было приятно; при этом надо постоянно подчёркивать значения общественно полезных действий. Такой факт нельзя оставлять без внимания, так как взаимовыручка, взаимопомощь при выполнении детьми различных поручений и заданий является по существу начальной формой коллективного общественно полезного труда.

  • Шамис Виталий Александрович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
  • РЕБЕНОК
  • ПЕДАГОГ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ

В статье рассматривается сущность индивидуального подхода, как педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

  • Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников
  • О понятии академическая мобильность обучающихся в вузах
  • Профессионально-педагогическая компетентность современного педагога
  • Профессиональный стандарт педагога и качество подготовки: детерминанты современного образования

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни

Индивидуальный подход предполагает, что педагог занимается с группой воспитанников, но при этом учитывает особенности каждого ребенка в отдельности.

Вопрос об индивидуальном подходе к детям во все времена привлекал к себе внимание многих прогрессивных педагогов. Индивидуальный подход имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир, а также на гуманное отношение педагога к ребенку. Воспитание детей в дошкольном учреждении должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, инициативу, активность .

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

При разработки образовательной программы, в соответствии с ФГОС, можно выделить один из принципов: учитывание индивидуальных образовательных потребностей ребенка; оценка развития ребенка в сравнении с самим собой, а не со сверстниками. Условия, которые предъявляет ФГОС, к индивидуальной работе в детском саду занимает значительное место и способствует выполнению ряда условий:

  • Психолого – педагогические условия – учет индивидуальных способностей ребенка по восприятию и усвоению информации, а также по психологическим характеристикам личности;
  • Материально – технические условия – оснащение группы и помощь родителей;
  • Кадровые условия – взаимодействие воспитателя с другими специалистами;
  • Требования к развивающей предметно – пространственной среде – все оборудование и материалы должны быть безопасными, полифункциональными, вариативными, трансформированными, функциональными .

Развитие личности требует постоянного изучения и умелого учета педагогических воздействий всех факторов . Опираясь только на природные задатки, положительные средовые влияния и способности учащихся и нейтрализуя негативные влияния, воспитание в состоянии играть определенную роль в формировании личности. Обеспечивая высокий уровень развития учащихся, воспитание ни в коем случае не может допускать нивелировки и уравниловки в их личностном формировании. Его важнейшей задачей является выполнение и развитие положительного потенциала каждой личности, ее природных задатков, способностей и склонностей, которые в своей совокупности определяют формирование ее своеобразия и индивидуальности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей каждого ребенка. У детей одного возраста много общих особенностей физического и психического развития, которые определяются как возрастные.

В зависимости от индивидуальности общие возрастные особенности ребенка проявляются по-разному. Каждый ребенок неповторим, нет двух одинаковых характеров. На характер и привычки ребенка влияют условия жизни, окружение, особенности семейного воспитания – все это обуславливает необходимость индивидуального подхода.

Отличительные возрастные особенности дошкольников выражаются в следующем :

  • Эмоциональность и впечатлительность (развитие психических свойств личности);
  • Запоминание услышанного, понимание своих высказываний (развитие логического мышления);
  • Развитие и пластичность нервной системы (помогает при воспитании и обучении);
  • Склонность к повторению с постепенным нарастанием и усложнением материала (приобретение и закрепление навыков);
  • Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.
  • Развития речи и воображения; восприятия различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что самое главное, для нашего исследования, развития художественных способностей.

Я.И.Ковальчук выделяет несколько условий для осуществления индивидуального подхода:

  • Сочетание индивидуального подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием сплоченного и жизнерадостного коллектива;
  • Взаимосвязь в воспитании ребенка, педагогов дошкольного учреждения с семьей;
  • Опора на положительные моменты в характере и свойствах личности ребенка.

Индивидуальный подход требует от педагога дошкольного учреждения любви к детям, большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях ребенка, он направлен на повышение качества освоения программы, создание имиджа группы, повышение уровня активности родителей .

Указывая на неповторимость индивидуальности, на необходимость дифференцированного подхода в обучении, воспитании ребенка В.Д.Еремеева и Т.П.Хризман дают педагогам некоторые рекомендации:

  • Наглядность очень важна при обучении дошкольников;
  • При неудачах не нервничать самим и не нервировать ребенка, а находить причины трудностей и смотреть с оптимизмом в будущее;
  • Не ругать ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять. Пройдет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше чем вы;
  • Хвалите ребенка за его успехи и достижения, не сравнивая с другими;
  • Следует ориентировать методику обучения на конкретную группу детей или на конкретного ребенка так, чтобы максимально раскрыть их возможности;
  • Педагогу следует быть максимально терпеливым, понимающим и мобильным, не перебивать ребенка;
  • Не обвиняйте ребенка в трудностях общения с ним, в непонимании друг друга;
  • Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь, поэтому ребенок не должен бояться ошибаться. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу;
  • Не ругайте ребенка за неумение, а попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы;
  • Главным для педагога должно стать не столько научить чему-то ребенка, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового;
  • Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка, не преподнося истину;
  • Признайте за детьми право на индивидуальность, право быть другим.

По мнению Е.А. Аркина в изучении индивидуальности каждого ребенка важен «интимный контакт». Под «интимным контактом» нужно понимать установление таких отношений, при которых ребенок видел бы во взрослом лицо, которое глубоко интересуется им, у которого его переживания находят искренний, живой отклик .

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребенка. По мнению Я.И. Ковальчук, технология индивидуального подхода включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:

  1. Изучение особенностей ребенкапосредством наблюдения, специальных опросников, тестов, методик, результаты заносятся в дневник.
  2. Информация анализируется, педагог делает выводы и акцентирует свое внимание на самом важном.
  3. Проанализировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы работы с каждым ребенком в отдельности.
  4. После глубокого анализа можно приступать к реализации намеченных целей, к осуществлению запланированной работы на занятиях, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения, для изучения индивидуальных особенностей детей. На каждого ребенка составляется характеристика в которую входят :

  • Общие сведения о ребенке;
  • Данные о физическом состоянии;
  • Положительные проявления ребенка;
  • Отношения к коллективу;
  • Отношение к труду;
  • Особенности умственного развития;
  • Педагогические выводы.

С течением времени могут меняться факторы, воздействующие на ребенка и развитие личности, поэтому важно помнить, что такая работа должна вестись постоянно.

Положительное влияние на формирование личности каждого ребенка оказывает индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенка в общей педагогической работе со всеми детьми.

Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему: в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность . Воспитывая интерес к изобразительному искусству, следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания. О содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний хорошо сказала Е.А.Флерина: «Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным» .

К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами, или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне.

К индивидуальной работе необходимо привлекать родителей. Для этого можно организовать совместные выставки «Вот мы какие»; создание рукописного журнала «Это было недавно, это было давно…»; проведение бесед и анкетирование «Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество в семье и детском саду». Итоговой формой сотрудничества с родителями может стать «День семьи».

Таким образом, индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирование личности ребенка , он пронизывает всю воспитательную и образовательную систему. Сущность индивидуального подхода заключается в том, что педагог решает стоящие перед ним задачи посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, с учетом его психологических особенностей и условий жизни.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
  2. Борисова Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании. \\ Дошкольное воспитание. 2002.
  3. Борзова В.А. Развитие творческих способностей у детей. – М, 1994 – 320 с.
  4. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с.
  5. Дубровина И.В. Практическая психология образования/– СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников\-2-е изд., ипр.- М.:ТЦ Сфера, 2010.-192с.
  7. Еремина Р.А., Кудрина Н.И. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста: Учебное пособие. / Мордовский –государственный педагогический институт. – Саранск, 2000. – 70 с.
  8. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995.
  9. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М, 1995 – 156 с.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: Пособие для педагогов-психологов ДОУ/.– М.: Учитель, 2009.–118с.
  11. Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность. – М, 1996 – 78 с.
  12. Маруннковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. Пособие по практической психологии. – М: Пресс, 1997.
  13. Минкина Е.В. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий. –Волгоград: учитель, 2012.-132с.
  14. Практическая психология образования/И.В.Дубровина [и др.], под ред. И.В.Дубровиной. – СПб.: Питер, 2004. – 592с. – ISBN 5-94723-870-5
  15. Опевалова Е.В. Методы изучения познавательного развития детей по их рисункам: Учебно-методическое пособие/Е.В. Опевалова. – Комсомольск-на-Амуре: Издательство Комсом.-н/А гос. пед. университета, 2003. – 148с. – ISBN 5-85094-080-4.
  16. Шамис В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕКЛАМЫ //Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 10. С. 51-53.
  17. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева. Казань, 2005
  18. Шамис В.А. РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ)// диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Казань, 2005

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

  • Введение 2
    • 3
    • 6
    • 8
    • 4. Опыт работы 11
    • Заключение 16
    • Список литературы 17
    • Приложения 18

Введение

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об "индивидуальной работе как важной форме воспитания".

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Индивидуальный подход - один их главных принципов педагогики.

Цель контрольной работы - изучение индивидуального подхода в воспитании детей с учетом типов высшей нервной системы.

1. Научное обоснование индивидуального подхода к детям (характеристика типов нервной системы)

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского - великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее "коррективы" в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые "запутанные узлы".

Этим определением А.С. Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка - это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

Силу возбуждения и неуравновешенность;

Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности:

Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети - флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойства нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один "чистый" тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

2. Психологическое обследование формирования характера в зависимости от типа высшей нервной системы

Учение о типах высшей нервной деятельности имеет важное значение для понимания закономерностей формирования у детей таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Оказалось, что тип нервной системы является той физиологической основой, на которой формируются затем особенности темперамента и характера ребенка. Но между типом нервной системы, темпераментом и характером человека не существует фатальных закономерностей. Свойства нервной системы не определяют свойства темперамента, а лишь способствуют или препятствуют их формированию. Например, инертность нервных процессов будет способствовать формированию флегматического темперамента. Однако в зависимости от условий воспитания на этой основе можно сформировать и свойства других темпераментов, но сделать это будет много труднее.

На базе любого типа высшей нервной деятельности можно сформировать все общественно ценные качества характера, но их проявление будет своеобразным у представителей различных типов высшей нервной деятельности.

Нервная система является частью целостного организма, и поэтому формирование ее основных свойств и типов высшей нервной деятельности находится в некоторой зависимости от развития общих конституционных свойств организма. Следовательно, те факторы, которые определяют развитие организма в целом (наследственность и среда), оказывают влияние и на формирование типов высшей нервной деятельности. Можно лишь предполагать, что в пренатальном периоде большее значение имеют наследственные факторы, а в постнатальном развитии - влияние окружающей среды. При этом наследственность определяет пределы изменчивости типологических свойств нервной системы, а от среды зависит степень их развития. Имеются многочисленные экспериментальные данные, свидетельствующие, что то или иное свойство нервной системы может быть выражено в минимальном или максимальном варианте в зависимости от условий воспитания (Г.А. Образцова, 1964).

Значительные трудности в изучении механизмов развития типов высшей нервной деятельности связаны также с тем, что современная физиология еще не располагает полными данными о физико-химической и морфологической природе основных свойств нервной системы. Пока мы имеем возможность изучать развитие основных свойств нервной системы лишь по общим показателям. Индивидуальные различия в скорости образования условных рефлексов и в особенностях проявления дифференцировочного и угасательного торможения проявляются у детей на ранних этапах постнатального развития (Н.И. Касаткин, 1948). Четкие типологические различия обнаружены уже к концу первого года жизни и хорошо прослеживаются в ясельном возрасте.

Однако тип высшей нервной деятельности ребенка напоминает тип высшей нервной деятельности взрослого лишь в общих чертах, так как основные свойства нервной системы, определяющие тип высшей нервной деятельности у детей, имеют свои возрастные особенности. Для детей дошкольного возраста характерна слабость процессов возбуждения и торможения и их неуравновешенность в сторону преобладания возбуждения независимо от типа их высшей нервной деятельности (Н.И. Красногорский, 1958). В связи с этим у детей дошкольного возраста сильный тип нервной системы также будет характеризоваться слабостью нервных процессов, но степень ее выраженности будет меньше по сравнению со слабым типом. Иначе говоря, происходит своеобразное "наложение" возрастных особенностей высшей нервной деятельности с ее типологическими свойствами. Основные свойства нервной системы достигают своего нормального уровня развития, ограниченного типом нервной системы, только к моменту ее полного созревания, т.е. к 20-22 годам.

3. Роль педагога в формировании характера ребенка, учитывая тип нервной системы (темперамент, детские гороскопы)

Обязательным условием организации индивидуальной воспитательной работы с детьми является знание их основных психических и физиологических особенностей, среди которых, прежде всего, следует выделить типологические особенности нервной системы. Нет сомнений, что одинаковые педагогические воздействия на детей с различными типами нервной деятельности не будут для каждого из них адекватными. То что посильно ребенку с сильным типом нервной системы, может оказаться не под силу ребенку со слабым типом. Ребенок с инертными нервными процессами будет удивлять педагога своей медлительностью, а ребенок с преобладанием процессов возбуждения и их высокой подвижностью всегда будет непоседливым. Следовательно, учебно-воспитательная работа с такими детьми должна строиться из учета их биологических особенностей и быть направлена на воспитание у них положительных качеств. У ребенка со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ребенка с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ребенка с "безудержным" типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.

Было бы также неверным считать, что дети, относящиеся к сангвиническому типу, характеризуются более благоприятными психофизиологическими качествами в сравнении с детьми флегматического или меланхолического типа. В современных исследованиях показано, что каждый тип высшей нервной деятельности обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью к педагогическим воздействиям. У детей с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а дети со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа. Следовательно, правильно организованный дифференцированный педагогический подход к детям с различными типами высшей нервной деятельности поможет педагогу добиться высокой успеваемости в классе.

Еще раз следует отметить, что типологические свойства человека ни в коей мере не характеризуют его убеждений, интересов, взглядов и не являются показателями его ценности как личности. Нет плохих типов высшей нервной деятельности, и правильно организованная педагогическая работа с детьми любого типа нервной системы способствует их полноценному развитию и позволяет добиваться им одинаковых успехов во многих видах человеческой деятельности. Исключение составляют лишь те виды деятельности, где требуются специфические физиологические качества человека. Например, специальность летчика требует от человека чрезвычайной быстроты реакции, и люди с инертными нервными процессами вряд ли подойдут для такой работы.

Значительные трудности в настоящее время представляет определение типологических свойств нервной системы человека. Те методы, которые существуют в экспериментальных лабораториях, громоздки и сложны. В педагогической же практике приходится ограничиваться наблюдением за поведением детей. Но форма поведения зависит в значительной степени от условий воспитания ребенка и лишь в незначительной степени - от типологических особенностей его нервной системы. Свойства нервной системы, по мнению Б.М. Теплова, не предопределяют никаких форм поведения, но образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее - другие. Поэтому, основываясь только на поверхностном наблюдении, нельзя с полной уверенностью сказать, что та или иная особенность в поведении ребенка связана с типологическими свойствами его высшей нервной деятельности. Необходимо всегда допускать и вторую возможность - ее связь с воспитанием. Например, невыдержанность ребенка может быть связана и с преобладанием возбудительного процесса и просто с плохим воспитанием. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо длительное и внимательное наблюдение за ребенком. Только на основе всестороннего изучения психологических и физиологических особенностей детей возможна оптимальная организация педагогических воздействий. В этом и заключается основная роль педагога.

Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Также педагог может использовать в своей работе детские гороскопы. Астрологи советуют использовать детский гороскоп как помощь - это поможет оценить и научиться поощрять, а не подавлять особые дарования ребенка. Гороскоп поможет понять, как более просто общаться с ребенком и как направлять наиболее спорные аспекты его индивидуальности в продуктивное русло.

4. Опыт работы

Цель эксперимента:

Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.

Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента.

Методы исследования: наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога (календарные и перспективные планы).

Практическая часть была выполнена на базе детского сада "Родничок" гп Пойковский, во второй младшей группе.

Состав группы: 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы: Анисимова Ольга Ивановна - стаж работы 12 лет, образование среднее.

Исследование проводилось с подгруппой детей.

Алина Г.4г.

Иван К.3,5

Екатерина П.4г.

Аким С.3г.

В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане: хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны: задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями; общительны, дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим.

В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А., Урунтаевой Г.А. (см. приложение 1-2).

Диагностика проводилась в два этапа:

Изучение волевых проявлений.

В результате исследования удалось выяснить, что у Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к для нее характерно: быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д.

Екатерина П. и Иван К. - флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры. Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента, для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально - типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание - умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Дети самостоятельно ставят цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г., Катя П., Иван К. Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П., Иван К, т.к для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций.

Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы у Алины Г., Кати П., Ивана К. Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом.

Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять.

Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П., Ивана К., т.к уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям (см. приложение 2). К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к систематически проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений.

Изучив документацию: перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми.

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка: и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом, можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы.

На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуется провести следующую работу:

1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка.

2. Организовать консультации по темам: "Знать ребенка, чтобы воспитывать", "Правильно ли воспитываем малыша? ", "У каждого ребенка свой темперамент", "Развитие волевого поведения у дошкольников".

В организации занятий следует учитывать склонности детей.

Использовать развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка

Изучить книги:

Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: "Просвещение", 1989г.;

Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М., 1972г.;

Никитин Б.П. "Ступеньки творчества или развивающие игры". М., 1990г.

Необходимо уделять больше внимание самообразованию.

Выполнять все требования предъявляемые педагогом.

Изучить книги:

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста". М., 1991 г.

Диалоги о воспитании: Книга для родителей / Под ред. В.Н. Столетова М., 1982г.

Островская Л.Ф. "Педагогические знания - родителям". М., 1983г.

Заключение

Итак, индивидуальный подход к воспитанию детей должен основываться на знании типов высшей нервной деятельности, которых описано четыре: сильный, неуравновешенный; сильный, уравновешенный; сильный, уравновешенный, инертный; слабый.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному.

Список литературы

1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. - М.: Просвещение, 1985.

2. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под редакцией Г.М. Ляминой - М.: Просвещение, 1990.

3. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985.

4. Дошкольная педагогика. Часть 1 / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995.

5. Дошкольная педагогика. Часть 2 / под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1995.

6. Дошкольная педагогика / под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1999.

7. Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта / Пед. соч. - М.: Просвещение, 1984.

8. Пашков А.Г. Педагогика и психология. - М.: Просвещение, 1989.

9. Подготовка детей к школе / Под редакцией Л.А. Парамоновой. - М.: Просвещение - Братислава "Словацкое педагогическое издательство", 1990.

10. Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А.И. Шустова. - М.: Просвещение, 1980.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Исследование типов темперамента дошкольников.

Проведение исследования: Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента.

Сангвиник. Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события.

Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает. Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе.

Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к "своей" чашке и ложке и пр. Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость.

Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность. Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности.

Холерик. Нестабилен, активен. Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности.

Обработка данных: Анализ проводят по схеме:

Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть).

Какие волевые качества у ребенка сформулированы:

дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности;

самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет;

настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;

инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.

Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления.

Уровни сформированности волевых проявлений:

Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность.

Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества.

Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.

Подобные документы

    Дети с особенностями психофизического развития. Учащиеся с речевыми нарушениями. Методы и приемы индивидуального подхода, применяемые в воспитании личностных качеств у детей с особыми образовательными потребностями. Формирование самооценки ребенка.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2016

    Особенности социально-педагогической защиты прав ребенка на образование и на охрану здоровья. Формы участия социального педагога в защите прав ребенка. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа органов управления образованием.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2010

    Темперамент в структуре индивидуальности, его зависимость от свойств нервной системы. Исследование психологического типа и уровней нейротизма школьников, взаимосвязи между экстраверсией-интроверсией и межличностными отношениями в классном коллективе.

    дипломная работа , добавлен 13.10.2015

    Сущность индивидуального подхода к учащимся. Основные пути и способы индивидуальной работы с детьми. Особенности применения индивидуального подхода к учащимся на уроках трудового обучения. Роль индивидуального шефства в перевоспитания трудных школьников.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2012

    Научно-педагогические исследования личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка. Способы учебной работы. Самоактуализация, самовыражение, субъектность, педагогическая поддержка. Основные принципы построения процесса воспитания и обучения.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2014

    Принцип индивидуального подхода в отечественной дидактике. Пути осуществления индивидуального подхода при изучении математики в начальной школе. Логико-дидактический анализ темы "Сложение и вычитание в пределах 100". Анализ фрагментов конспектов уроков.

    курсовая работа , добавлен 10.09.2012

    Характеристика детей дошкольного возраста, их психологические особенности. Анализ социальной ситуации развития дошкольников. Понятие и методы индивидуального подхода, его роль в воспитании детей. Педагогическая оценка их деятельности и поведения.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2009

    Общая характеристика детей младшего школьного возраста. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.

    учебное пособие , добавлен 18.05.2009

    Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъекности ребенка. Сущность деятельностного подхода в педагогике. Основные понятия и принципы как составная часть деятельностного подхода.

Среди вопросов физиологии ВНД человека особое значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса и разработки естественнонаучных теорий воспитания и обучения имеет учение о типах ВНД. Это связано с тем, что именно типологические особенности нервной системы детей и подростков и их ВНД являются той физиологической основой, на которой затем происходит формирование темперамента ребенка. Вполне очевидно, что знание типологических особенностей ВНД каждого ребенка способствовало бы более оптимальной организации учебно-воспитательной работы, а также более точному прогнозированию ее результатов.

Нервная деятельность представлена возбуждением и торможением, обладающими многочисленными свойствами.

В понятие "тип нервной системы" входят 3 свойства нервных процессов:

1. сила нервных процессов;

2. уравновешенность нервных процессов;

3. подвижность нервных процессов.

Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель. В основе - выраженность в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Нервные процессы подразделяются (по силе) на сильные (преобладание в центральной нервной системе процессов возбуждения) и слабые (преобладание в центральной нервной системе процессов торможения).

Уравновешенность нервных процессов - сбалансированность процессов возбуждения и торможения.

Подвижность нервных процессов - возможность быстрой смены процессов возбуждения и торможения.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД)

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) -- совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного -- продукт взаимодействия генотипа и среды -- может меняться в зависимости от условий. В необычных, экстремальных условиях на первый план выступают преимущественно врожденные механизмы высшей нервной деятельности. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы -- силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности -- позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам.

Т. ВНД сильный неуравновешенный -- характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах -- это холерический тип.

Т. ВНД уравновешенный инертный -- с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах -- это флегматический тип.

Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный -- имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах -- это сангвинический тип.

Т.ВНД слабый -- характеризуется слабостью обоих нервных процессов -- возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов -- это меланхолический тип.

На основе различного соотношения первой и второй сигнальных систем действительности, кроме четырех основных типов, выделены три частных (дополнительных) типа ВНД, характерных только для человека: художественный, мыслительный и средний (промежуточный).

Учение о типах ВНД имеет большое значение для понимания закономерностей формирования у детей и подростков таких важных психологических особенностей личности, как темперамент и характер.

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД

Особенности педагогического подхода к детям с различными типами ВНД. Каждый тип ВНД обладает своими положительными свойствами. Например, дети меланхолического типа (слабый тип) в сравнении с сильным типом имеют более низкий уровень работоспособности, но обладают более высокой чувствительностью, в том числе, к педагогическим воздействиям. У учащихся с сильной нервной системой лучше развита механическая память, а учащиеся со слабой нервной системой лучше усваивают осмысленный материал. Оказалось, что дети меланхолического типа медленнее запоминают учебный материал, но прочность запоминания у них выше, чем у детей холерического типа.

Учителя должны достаточно хорошо знать типологические особенности ВНД и темперамента учащихся. У ученика со слабой нервной системой педагог, постепенно увеличивая нагрузки, должен повышать работоспособность его нервных клеток, у ученика с инертными нервными процессами - воспитывать быстроту реакции, у ученика с «безудержным» типом нервной системы - тренировать процессы торможения и т.д.

Задача учителя помочь детям с учетом их типологических особенностей ВНД и темперамента сформировать наиболее оптимальный индивидуальный стиль работы по приобретению глубоких и прочных знаний при минимальных затратах сил и энергии, без чрезмерного напряжения и утомления.

Учителями могут стать люди с любым типом ВНД, но это будут учителя разного индивидуального стиля и почерка работы. Зная особенности своей нервной системы, учитель может сформировать свой стиль работы, рассчитывать свои возможности и оптимально строить свою практическую деятельность.

Перед системой образования стоит множество важнейших задач. Но особое место среди них занимает поиск такой организации процесса, который позволил бы сформировать индивидуальный подход в воспитании, обучении детей. Только в таком случае возможно получение ребенком не только необходимого объема навыков, умений и знаний, но и развитие его стремления к самопознанию и саморазвитию.

Актуальность темы

Насколько важна технология индивидуального подхода в детей? Ответ на этот вопрос можно получить, если вспомнить о том, что именно человек является высшей ценностью нашего общества. Именно поэтому столь велико внимание к воспитанию каждой личности, забота об усовершенствовании ее качеств и многогранном развитии способностей. Все эти задачи являются приоритетными для любого государства.

Очевидным фактом является и существование между людьми индивидуальных различий. В этом и кроется ответ на поставленный вопрос. в обучении и воспитании ребенка необходим по причине того, что при любом педагогическом воздействии происходит преломление личных способностей человека через изменившиеся «внутренние условия». Без учета данного фактора процесс воспитания и обучения теряет свою действенность.

Определение понятия

Основной целью нашего общества является всестороннее развитие всех его граждан. Решение этой задачи возможно только через выявление творческого потенциала личности, а также формирования ее индивидуальности, представляющей собой высший уровень развития. Ведь каждый человек должен непременно выявить, то есть «выполнить» себя. И это является не только целью его жизни, но и основной задачей общества в целом.

К тому же такая форма воспитания, как индивидуальный подход в обучении, не противостоит такому принципу, как коллективность. И это подтверждено научными исследованиями. «Я» у человека имеет место именно потому, что существует «мы».

Индивидуальный подход в обучении и воспитании является мероприятием далеко не одноразовым. Им необходимо пронизывать всю систему, воздействующую на ребенка. В связи с этим такой подход можно назвать общим принципом воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании, ставит своей целью укрепление положительных черт характера личности и устранение недостатков в ее поведении. Имея достаточные педагогические навыки и произведя своевременное вмешательство, можно избежать в дальнейшем столь мучительного и нежелательного процесса, как перевоспитание.

Индивидуальный подход в обучении потребует от взрослого человека большого терпения, а также умения правильно разобраться в тех или иных проявлениях поведения ребенка.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании - это составляющая часть педагогического процесса. С его помощью дети вовлекаются в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом.

Сущность индивидуального подхода

Обращение к конкретной личности ребенка должно присутствовать в каждом звене учебной и воспитательной работы с детьми всех возрастов. В чем же заключена сущность такого индивидуального подхода? Она выражается в непосредственном педагогическом воздействии на ребенка при решении общих задач, стоящих перед коллективом. При этом учитель или воспитатель должны учитывать условия жизни и психические особенности личности.

Можно смело говорить о том, что принцип индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании является главным в педагогической практике. При его осуществлении взрослому необходимо:

Знать и понимать своих воспитанников;
- любить детей;
- уметь размышлять и анализировать;
- придерживаться основательного теоретического баланса.

Педагог всегда должен помнить о том, что ребенок является самонацеленным субъектом собственного развития. При этом ему всегда нужна поддержка взрослого.

Реализация индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании невозможна без учета психофизических аспектов. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Уровень умственного развития

Это первый аспект, который должен рассматриваться, когда осуществляется индивидуальный подход в обучении дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Педагог должен изучить уровень ребенка. Это необходимо для его дальнейшего успешного обучения. Если данный показатель имеет высокий уровень, то воспитанник быстрее воспримет и осмыслит материал, хорошо запомнит его и воспроизведет, а затем дольше удержит в памяти. Полученные знания, в таком случае, будут успешно использованы при выполнении последующих заданий.

Индивидуальный подход в обучении детей и их воспитании, который основывается на уровне умственного развития, строится педагогом с учетом зоны его ближайшего воздействия. В таком случае взрослый должен дифференцировать не само задание, а ту меру помощи, которую он предлагает ребенку. Например, одни воспитанники не только сами производят ту или иную деятельность, но и объясняют ход ее выполнения товарищам. Другие же способны выполнить задание, придерживаясь определенного алгоритма. Третьим и вовсе потребуется помощь педагога.

Тип нервной системы

Это второй аспект, который необходимо учесть при осуществлении индивидуального подхода к ребенку. Согласно выводам, сделанным современными исследователями, свойства, которые присущи нервной системе человека, имеют генотипическую природу.

Другими словами, они являются практически неизменными и стабильными характеристиками личности. Именно поэтому не считаться с данным фактором нельзя.
Основные свойства нервной системы: подвижность-инертность и сила-слабость.

Тип мышления

Это третий и достаточно важный аспект, который педагог должен учесть, когда будет осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Дети, как и взрослые, решают поставленные перед ними задачи по-разному. Одни из них имеют аналитический склад ума. Он находит свое проявление в словесно-логическом абстрактном мышлении. Другим проще думать образами. В таком случае проявляется художественное мышление.

Есть и такие люди, у которых эти два компонента находятся в равновесии. В таком случае можно говорить о гармоничном складе ума. Существующие различия имеют место в связи с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это и должен учесть воспитатель, когда будет проявлять индивидуальный подход в обучении учащихся или дошкольников.

Так, дети с умом художественного типа начинают осмысливать любой материал только после эмоционального включения. Вначале они опираются на образы и представления, а только потом анализируют все составляющие и делают свои выводы.

Дети мыслительного типа начинают решать задания с выстраивания логических цепочек. Они анализируют все составляющие и мыслят символами. В их алгоритме решения задач преобладают логические размышления. Эмоциональная окраска деталей, как правило, просто мешает им думать.

Модальность восприятия

Это четвертый и также немаловажный аспект, учитываемый педагогом при индивидуальном подходе к детям. Наблюдая за поведением ребенка, можно убедиться в том, что то, каким способом он познает окружающий мир, оказывает огромное влияние на его уровень адаптации в обществе, физическое развитие и успехи в обучении.

Внимательно следя за этим аспектом, уже в младшем возрасте можно предположить, с какими проблемами малыш столкнется при обучении в школе. Зная способ познания, родители, воспитатели, педагоги и психологи могут правильно построить игры и занятия с ребенком. Это позволит извлечь из процесса обучения максимум пользы.

Восприятие информации может быть визуальным, аудиальным и кинестетическим. При первом из них обучение ребенка должно осуществляться благодаря зрительному восприятию поданной информации. Аудиальный тип говорит о том, что все материалы воспитаннику проще запомнить на слух. Некоторые дети воспринимают информацию только в результате собственной деятельности. В таких случаях можно говорить о кинестетическом типе восприятия окружающего мира.

Состояние здоровья

Этот аспект приобретает особую важность в тех случаях, когда требуется организация воспитания и обучения детей с физическими дефектами и нарушениями в соматическом развитии. Но педагог должен всегда учитывать и такие психологические особенности детей, как страхи и тревожность, неуверенность в себе и неврозы. Недооценка всех этих психофизических характеристик воспитанников наносит колоссальный вред их здоровью.

Педагогу необходимо знать, что нарушения психики у детей могут быть связаны с такими факторами, как:

Соматические заболевания;
- дефекты физического развития;
- стрессы и различного рода неблагоприятные факторы, касающиеся социальных условий жизни.

Возрастные особенности

Что еще должен учесть педагог в процессе воспитания? Ему необходимо помнить о том, что на личностном развитии любого человека отражаются его возрастные особенности. В зависимости от прожитых лет происходит изменение мышления личности, круга ее интересов и запросов, а также социальных проявлений. В каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии и возможности. Например, память и мыслительные способности интенсивнее всего расширяются в детском и юношеском периодах. Если это не учесть в процессе обучения и воспитания, то время будет упущено. Возможности этого периода использовать в более позднем периоде очень сложно. Но в то же время воспитатель не должен и слишком забегать вперед, воздействуя на нравственное, умственное и физическое развитие детей. Здесь важно учитывать возрастные возможности организма.

Физическое воспитание

Современные ученые, основываясь на результатах проведенных исследований, сделали удивительный вывод. Они выявили прямую зависимость между умственным, физическим и нравственным развитием человека. Первое из них влияет на формирование характера личности. Физическое же совершенство позволяет развиваться органам зрения, слуха и чувств. Кроме того, оно тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. При этом активная деятельность зависит от состояния здоровья ребенка, и наоборот.

Игры, проводимые с детьми, также способствуют укреплению их воли, дисциплинированности, организованности и других нравственных качеств. Физическое воспитание связано и с воспитанием эстетическим. Выполняемые упражнения делают тело красивым. Движения человека становятся ловкими. Осанка и походка - правильными.

При индивидуальном подходе к физическому воспитанию у детей пробуждается интерес к активным движениям на свежем воздухе, к обретению навыков культурно-гигиенического характера и т. д.

Нравственное воспитание

В детском и юношеском возрасте у детей происходит формирование моральных норм. Они приобретают опыт поведения и вырабатывают собственное отношение к людям. Проводя нравственное воспитание ребенка, педагог может существенно повлиять на формирование характера и воли ребенка.

Заключение

Проявляя принцип индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагог должен знать:

1. Особенности здоровья и физического состояния ребенка. От этого во многом будет зависеть его внимание на занятии, уроке и общая работоспособность.
2. Свойства памяти, интересы и склонности воспитанников. Учтя эти особенности, становится намного проще осуществить индивидуальный подход к ребенку, нагрузив более сильного дополнительными занятиями и оказав помощь более слабому.
3. Умственно-эмоциональную сферу детей, выявляя воспитанников с болезненной реакцией на замечания и повышенной раздражительностью. Понимание характера ребенка позволит максимально эффективно организовать коллективную деятельность.

Только знание особенностей развития каждого из детей, полученное педагогом на основе глубокого изучения всех факторов, создаст необходимые условия для их успешного использования в процессе обучения и воспитания.


Top