Как поддержать ребенка, если у него что-то не получается.

Каждый родитель любит своего ребенка и поддерживает его. Казалось бы, чего сложного: кивнуть в нужный момент, похлопать по плечу, сказать ободряющие слова…

Однако не все оказывается так просто: какие именно слова считать поддерживающими – здесь часто возникают разночтения и подмена смысла. Однако есть устойчивый показатель того, что родитель делает все верно, – это благодарность ребенка. Любые другие реакции – показатель сбоя в отношениях.

«Сын очень странно реагирует на мою поддержку и ободрение, – жалуется мама второклассника. – Такие разговоры почти всегда заканчиваются слезами и отказом продолжать начатое дело. Например, сын получает тройку, приходит домой грустный.

Я ему говорю, мягко, не ругаю: «Надо стараться!»
Он отвечает сразу с вызовом: «Я старался!»
Я не реагирую на его вызов: «Ну, раз три получил, значит, недостаточно старался».
Сын: «Я не могу… У меня не получается».
Я: «Что тебе мешает?»
Сын: «Меня Антон весь урок смешил. Я не мог из-за этого сосредоточиться».
Я: «Это проще всего вину свалить на кого-то другого. Надо самому отвечать за свои действия».

Сын ничего не говорит, начинает плакать. Я начинаю сердиться, не успокаиваю его поэтому. Как еще его поддерживать?»

Приведенный разговор мамы с сыном хорошо иллюстрирует, к сожалению, типичные подмены смысла, где результатом общения становится не поддержка ребенка в сложной для него психологически ситуации, а нечто другое.

Разберем, какой вклад делает каждая «поддерживающая» фраза в конечный результат – слезы ребенка.

Итак, ребенок ошибается, получает отметку ниже ожидаемой. Он расстроен, приходит домой. Мама его не ругает, но говорит: надо стараться! Что означает эта фраза для ребенка?

Мама считает, что сын не приложил достаточного количества усилий для достижения необходимого результата. Следовательно, ребенку плохо, и мама на это состояние накладывает обвинение в несоответствующем усердии.

Ребенок протестует: я старался! Мама разбивает его сопротивление железным аргументом, апеллируя к результату. Теперь ребенок ни себе, ни маме не может доказать, что усилия он прикладывал.

Далее мальчик расписывается в своей полной несостоятельности: я не могу… Здесь мама дает сыну провоцирующую возможность снять с себя вину за происходящее. Однако это возможность именно провоцирующая, так как уже в следующей реплике мама возвращает сыну вину в двойном объеме. В двойном за то, что переложил ответственность на внешние обстоятельства – хотя именно мамин вопрос (что мешает?) подтолкнул сына к ответу, за который ему пришлось поплатиться.

От бессилия, от нежелания попадаться в ловушки, расставленные мамой, мальчик уходит в плач. Может быть, теперь, видя его неподдельное горе, мама его пожалеет и поддержит?

Нет. Мама, видя слезы, считает сына мягкотелым и раздражается: я его поддерживаю-поддерживаю, а он этого не ценит – ревет. А ведь могла бы и наказать за низкие отметки.

При таком подходе мама начинает восприниматься коварным монстром. Однако по сути это не так, мама поддерживает сына так, как умеет. Или так, как поддерживали ее саму в детстве. На уровне чувств воспоминаний не осталось, нет ощущений от этих слов, остались только сами слова: надо стараться!

Встать на место ребенка в такой ситуации довольно легко. Можно представить, как муж, пробуя ужин, хмурится и говорит: «Котлеты сегодня не удались! Надо лучше стараться!»

Сразу возникает ощущение чинимой несправедливости: ведь могла бы просидеть за сериалом, а на ужин сварить магазинных пельменей, но я сделала котлеты, я старалась…

Подводя итоги, можно сказать следующее: расхожие воспитательные штампы (надо стараться!) не выполняют поддерживающей функции.

У них другая задача, как и у всех фраз, начинающихся со слова «надо», – чаще всего это контроль и указание на ошибку. В данной ситуации (и в ей подобных) это избыточно, ребенок и так расстроен.

Если взглянуть на происходящее глазами ребенка, поддерживающие слова найти значительно легче. Что хотелось бы услышать от супруга в случае не вполне удавшихся котлет? Да, что угодно, но не поучительное: «Надо стараться!»

Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как поддержать ребёнка?

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Вербально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

Как же поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «поддержки-ловушки». Так, типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничеством с сиблингом (братьями и сестрами) и сверстниками. Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

Забыть о прошлых неудачах ребенка;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;

Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к

ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. -

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.

Ты делаешь это очень хорошо.

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?

Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

Ты мог бы сделать это намного лучше.

Эта идея никогда не сможет быть реализована.

Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то хорошо, или за какие-то достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда же взрослый доволен тем, что делает ребенок, это поддерживает малыша и стимулирует его к новым попыткам деятельности. И ребенку нравится быть активным и самостоятельным.

Поддержать можно посредством:

отдельных слов - красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай;

высказываний - я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал;

прикосновений - похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его;

совместных действий, физического соучастия - сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним;

выражения лица - улыбка, подмигивание, кивок, смех. Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба - и ребенок, и взрослый - позволяют друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым .


Если ваш ребенок профессионально занимается каким-либо видом спорта и участвует в соревнованиях, то важно знать, как подготовиться к ним не только физически, но и психологически.

Перед соревнованиями любой человек испытывает волнение, а уж тем более маленький ребенок. Личность маленького спортсмена еще не сформирована, поэтому тяжесть возложенной на него нагрузки и и психологические переживания он воспринимает острее. Поэтому родители и тренеры должны как можно внимательнее относиться к ребенку в этот сложный период, всячески помогать справиться с волнением. Ребенок сможет победить, если будет спокоен и уверен в себе и своих силах.

Накануне соревнований ребенок, как правило, особенно нервозен, поэтому нужно снять это напряжение: попытайтесь отвлечь его — съездите погулять на природу, сходите вместе в кино или театр. Постарайтесь не касаться в разговоре темы соревнований.
За 2-3 дня до начала соревнований исключите физические нагрузки для ребенка, в том числе и тренировки: организм должен максимально отдохнуть и набрать силы перед предстоящей нагрузкой. Не забывайте, что для маленького спортсмена важнее всего моральная поддержка родителей. Если ребенок высказывает вам свои тревожные мысли и опасения, то нужно постараться убедить его в обратном — что страхи напрасны и он все преодолеет; а если даже не выиграет призовое место, то укрепит свой дух для дальнейших побед. Цель родителей и тренера — мотивировать ребенка на борьбу с собственными страхами и победу.

Также важен для ребенка правильный распорядок дня с чередованием труда, отдыха и достаточного времени на сон — не менее 8 часов. Вопрос сбалансированного питания тоже немаловажен: пища должна заряжать ребенка энергией. Желательно сократить времяпровождение ребенка перед компьютером и телевизором.

Поддержка во время соревнований

Не нужно давать советов ребенку во время соревнований, выкрикивая их с места: будьте максимально спокойны — тогда и ваша уверенность передастся вашему чаду. Во время перерывов между поединками бесполезно пытаться предостеречь от чего-то или научить, кроме неуверенности вы ничего не поселите в душе маленького спортсмена.

На соревнования нужно приезжать примерно за минут 30-40 до начала, чтоб успеть спокойно переодеться и настроиться на нужный лад.

После соревнований

Если ваш ребенок не занял призового места или проиграл, то он не в коем случае не должен заметить разочарованности в ваших глазах или словах, нужно всегда уважительно разговаривать с ребенком и не заваливать нравоучениями. Гнев или негативные отзывы могут вызвать у ребенка депрессию и сформировать заниженную самооценку на долгие годы. После соревнований нужно наоборот отвлечь чадо от мрачных мыслей — купить любимую вкуснятину или желанную игрушку. А самое важно для ребенка - это понять, что главная победа — это победа над собой. Родителям нужные слова могут помочь найти тренеры, которые являются авторитетом для юного спортсмена.

Критика или поддержка, что важнее в случае неудачи?

К моему огромному сожалению, я никогда не чувствовала поддержки близких мне людей. Это все начиналось с детства. В школе, если что-то не так, то никто не забывал поругать, но, когда все хорошо, редко, кто говорил слова одобрения. Дома родители всегда реагировали на плохие оценки, а вот хорошие оценки далеко не всегда замечались, это ведь норма. Но на самом деле ведь не все так просто. А фраза, которую никогда не забывала сказать мама, если что-то не получилось: «Я же тебя предупреждала, я же тебе говорила!» — была как нож в сердце.

Взрослая жизнь стала логическим продолжением. Получить поддержку в чем-либо тоже было очень сложно всегда. Даже я бы сказала часто сталкивалась со злорадством, когда у меня что-то не получалось. Естественно, многие моменты были мной учтены, и сына я поддерживала всегда, но и покритиковать не забывала: «Молодец, сыночек! Но вот если бы ты больше старался, больше уделял внимания урокам, больше тренировался, то результат был бы значительно выше». Но я просто прозрела, когда получила огромную дозу поддержки от людей, которые настолько авторитетны и важны для меня!

Я приняла участие в чемпионате мира по плаванию FINA MASTERS. Этот чемпионат проходил в канадском городе Монреале с 27 июля по 10 августа 2014 года. Я — не пловчиха, но так сложились обстоятельства, что мы с сыном решили воспользоваться случаем и съездить посмотреть Канаду. Я занималась организацией поездки для наших пловцов. Они меня уговорили принять участие в соревнованиях (плаваю я в общем-то неплохо). Я довольно долго думала над тем, что не стоит позориться, но в итоге, решила рискнуть, дабы не упасть лицом в грязь перед сыном, чтобы подать ему пример, чтобы он мог гордиться мной.

Я проплыла самую простую и короткую дистанцию – 50 метров брасом, и конечно, я не заняла призовое место, не получила никакие медали, но как меня поддерживала команда! Как будто я заняла первое место! Во-первых, все пришли на мой заплыв, а это не так уж просто, потому что многие в этот день могли отдыхать, если их заплывов нет, некоторые тоже плыли в этот день, а между бассейнами довольно приличное расстояние, а старты проходят целый день в двух больших бассейнах. Во-вторых, это были люди, которые действительно достигли многого в плавании. В нашей команде бывший олимпийский чемпион, призеры чемпионатов мира и Европы. Но ни один из них даже не пытался критиковать меня, говорить, что и как мне делать, сколько тренироваться. Все поздравили с началом моей спортивной карьеры, сказали, что я – молодец! Я ведь и сама прекрасно понимаю все и адекватно оцениваю свои способности и возможности. Безусловно, надо тренироваться, работать над техникой, но все лишь похвалили меня без единого слова критики, без малейших замечаний и оговорок. Я – взрослый человек, а как мне было приятно, как важно было для меня услышать слова одобрения без примеси поучений!

А как важно это для ребенка? Как для него много значит безусловная похвала! Крылья вырастают за спиной! Учитываются все недочеты и новый виток развития начинается на таком подъеме, на таком позитиве!

Несколько слов о личном примере родителей

Мы уже неоднократно поднимали эту тему, но не лишним будет еще один подход. Не будет ребенок спортивным в семье, где принято все время лежать на диване перед телевизором! Не сможет ребенок питаться здоровой пищей, если холодильник забит полуфабрикатами и сладкой газировкой! Подавайте детям пример во всем! Я могу сказать, что мой ребенок мной гордится! Не скромно? Может быть, но это правда! Мне было очень неуютно перед началом соревнований, я очень переживала, но я не хотела показать своему сыну, что я испугалась. Надо идти до конца, выполнять задуманное.

Важно подавать ребенку пример во всем, и не время от времени, а постоянно! Хотите, чтобы дети были здоровыми и успешными? Будьте сами такими!

Начать выполнять утреннюю гимнастику не сложно совершенно, легкая пробежка по утрам – это тоже не проблема. Можно начать с покупки тренажера для всей семьи. Посвятите своей спортивной подготовке минут 15-20 в день, и это будет огромным вкладом не только в ваше здоровье, но и в развитие вашего малыша. Вы — пример для подражания! Не подавайте детям плохой пример.

Как поддержать ребенка?

Итак, перейдем к самому важному: как поддержать ребенка ? Какие правильные слова найти? Важный индикатор того, что ваши слова правильные – благодарность и радость ребенка! Если ребенок демонстрирует другую реакцию: нервничает, злится, обижается – значит, что-то вы делаете не так.

Каждый раз, когда вместо поддержки, вы хотите озвучить свои веские замечания ребенку, подумайте, что бы вы хотели услышать, когда подали на ужин мужу котлеты, которые не очень хорошо получились у вас? Вы же знаете, что они получились не такими, какими должны были быть? Вы же знаете правду? Но хотите ли вы слышать ее от мужа? Вы хотели бы, чтобы он сказал, что нужно совершенствовать свои кулинарные способности, больше стараться, быть более внимательной? Вот все, что хотели бы услышать вы в случае неудачи, хочет услышать ваш ребенок! Если он расстроен, то уже понимает, что это неудачная попытка, что надо принимать меры, исправлять ошибки. Как правило, спустя некоторое время, дети сами обращаются за помощью, за советом, если в семье доверительные отношения. Поддержите своего малыша словами: «Ты – молодец!» Вот увидите, эффект будет потрясающим!

Ну а если ребенок действительно показал высокие результаты: занял высокое место на соревнованиях, написал хорошо контрольную, сделал что-то своими руками и так далее, то стоит от всей души поздравить малыша и даже стоит устроить небольшой праздник! Положительный результат нужно зафиксировать приятным откликом. Это обычно имеет потрясающий эффект для любого человека, а для ребенка это просто необходимо! Замечательный детский праздник с шариками, тортом, веселыми клоунами оставит на длительное время след в душе крохи. А организацию и проведение детского праздника дня рождения сейчас легко можно доверить профессионалам. Подготовленные аниматоры сделают этот день незабываемым и очень ярким для любого ребенка.

Надеюсь, для многих мои рассуждения и мой опыт будет полезен. Как поддержать ребенка я теперь знаю точно. А как вы поддерживаете своих малышей? Какие слова находите для них? Поделитесь с нами в комментариях.

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Как поддержать ребенка во время подготовки и сдачи экзаменов

Памятка для родителей

Вы узнаете:

1.Как организовать условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

2. Меню выпускника

3.Как создать эмоционально-поддерживающую среды со стороны родителей

Уважаемые родители!

Последний год обучения в общеобразовательной школе (9 или 11 класс) – один из самых сложных периодов для учащихся и их родителей. Привычное и предрешенное течение событий подходит к концу. Выпускникам необходимо не только решить, что делать дальше, но и основательно потрудиться над воплощением в жизнь своего решения.

В период подготовки и сдачи экзаменов в ваших силах обеспечить все условия для эффективного и безопасного прохождения вашим ребенком этого испытания.

1. Условия для эффективной подготовки к экзаменам дома

Подготовкой своего рабочего места тесно связана с усвоением экзаменационного материала:

доказано, что желтый и фиолетовый цвета повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно повесить в комнату где занимается ребенок какие-то картинки в этих тонах, эстампа и т. п.;

обратите особое внимание на внешние помехи, поскольку они могут очень чувствительно влиять на эффективность усвоения материала. Возможно, ваша квартира находится на улице с шумным движением, с постоянно тормозящими машинами и громыхающими трамваями. Может ли ребенок уйти на время экзаменов в другую комнату?

попросите ваших друзей и знакомых и друзей ребенка не заглядывать к вам, предварительно не предупредив. Если рабочий стол находится у окна, и ребенок все время отвлекается на внешние события, закройте окно шторками до уровня глаз. Не недооценивайте эти внешние мешающие факторы. Особенно тогда, когда ребенку прихо­дится постоянно насильно заставлять себя учить, особенно когда стоит очень хорошая погода;

организация письменного стола может также значительно повлиять на усвоение материала. Если он заставлен вещами, не имеющими отношения к экзаменационному материалу, тогда ребенок наверняка тратит ценное время и внимание в поисках нужных бумаг. Очистите его рабочее поле и сделайте так. чтобы оно было обозримым. Не оставляйте в пределах досягаемости предметы, которые могут соблазнить и отвлечь. К ним относятся журналы, фотографии, еда, радио и телевизор;

музыка, как правило, при обучении, скорее вредна, чем полезна. Но это дело личное и зависит, наверное, от вида экзаменационного материала. Тихая фоновая не сумбурная музыка, скорей всего, позитивно может влиять на способности мышления и творчества;

продуктивно заниматься человек может 8 -10 часов в сутки. Оптимальный период для непрерывных занятий составляет 40 - 50 минут, после чего целесообразно сделать 5-10-минутный перерыв, за день должно быть два больших (1 - 1.5 часа) перерыва, когда выпускник может заняться любимым делом, спортом, прогуляться;

самое благоприятное время для занятий с 7 до 12 часов и с 14 до 17 -18 часов (мозг способен к наиболее продуктивной работе). Исключение делается только для закоренелых «сов», которые достигают наибольших успехов вечером и ночью;

если ребенок не может сосредоточиться, используйте его «вялые» фазы, например, для походов за покупками в магазин, наведения порядка, прогулок и т. д.;

сон должен быть полноценным, желательно увеличить его на 1 час по сравнению с обычной его продолжительностью;

если у ребенка есть хронические заболевания, то в период подготовки к экзаменам необходимо сходить на консультацию к специалисту и пройти курс лечения, т. к. стрессовые ситуации обостряют заболевания.

2. Меню выпускника

Постарайтесь обеспечить ребёнку полноценное питание, по возможности включайте в рацион мясо (телятина, утка), рыбу (морская), овощи, фрукты орехи.

Все зеленые продукты помогают снимать стресс (зеленый лук, петрушка, морская капуста, китайская капуста)

Инжир (1р в 4 часа по несколько штучек)

Орехи - благотворно влияют на работу мозга, укрепляют нервную систему

Креветки - деликатес для мозга, они снабжают организм витаминами , жирами, кислотами, которые не дадут вниманию ослабнуть (достаточно 100 граммов в день)

Морковь – улучшает память, перед заучиванием надо съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом

Ананас - помогает запоминать большой объем информации благодаря высокому содержанию витамина С (достаточно 1 стакан сока в день)

Капуста - снимает стресс

Лимон – освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет большого количества витамина С

Хлеб грубого помола

Сухофрукты

Завтрак перед экзаменом

1 вариант: печеная рыба, кофе с шоколадкой

2 вариант: банан, пломбир, черный, горький шоколад

Валерьянку нельзя – нарушает работу сердца, появляется состояние торможения

На экзамен:

Шоколад в полиэтилене

Одежда на экзамен:

Продумайте одежду на экзамен: костюмы, брюки , юбки, рубашки должны быть комфортными для ребенка.

Заранее подготовьте, погладьте, примерьте одежду, особенно если вещи новые.

3. Эмоционально-поддерживающая среда со стороны родителей

Оказывайте ребенку внимание (интересуйтесь его настроением состоянием здоровья, проявляйте заботу о его нуждах)

Позаботьтесь, чтобы дома было что-то вкусненькое, что любит наш ребенок, это будет снижать его эмоциональное напряжение (при этом не злоупотребляйте сладостями и мучным).

Оставьте ему на период экзаменов минимальный круг домашних обязанностей, давайте ему понять, что оберегаете его.

Выражайте ему готовность помочь и помогайте в различных вопросах подготовки: послушайте пересказ темы, сделайте краткий конспект материала, разбирайте вместе сложные для ребенка темы

Рассказывайте о своем опыте сдачи экзаменов, где это уместно, расскажите, что вы испытывали перед экзаменами.

Старайтесь выражать уверенность в его силах, не пугайте провалом

Сами постарайтесь регулировать свое волнение и не переносить его на ребенка.

Будет полезно, если вы примете мысль, что в случае неуспеха жизнь ребенка не закончится, и вы его любить не перестанете.

Как помочь справиться с неудачей

необходимо подготовить «запасные варианты»: подобрать еще один институт, где экзамены позже и куда в случае провала можно успеть подать документы. Поиски запасного ВУЗа родители могут искать самостоятельно, зная, какую профессию выбрал их ребенок и какие дисциплины собирается сдавать. До начала экзаменов необходимо обсудить возможность поступления в альтернативное учебное заведение.

Заслуженный отдых

вынуждать выпускника идти работать сразу после окончания экзаменов или после провала на экзаменах – наносит огромный его психическому и физическому здоровью.

Чувство усталости и опустошенности настигает всех выпускников: и безалаберных (с точки зрения взрослых), и ответственных (эти дети особенно подвергаются опасности истощения).

Хорошо для эмоционального состояния ребенка, если он будет знать, что « сейчас необходимо напрячь все силы, а потом я смогу отдохнуть и расслабиться - (крайне желательно, чтобы это «потом» имело конкретную дату).

Одна одиннадцатиклассница так описала свою подготовку к выпускным и вступительным экзаменам: «Мои друзья обижаются на меня и не верят мне. Они считают, что я их обманываю и не хочу с ними общаться. А на самом деле на выходных я сижу, не отрываясь, над учебниками, даже телевизор не смотрю и не ем. Недавно села утром за математику, думала, только пара часов прошла, а посмотрела на часы - оказывается, я уже пять часов сижу и даже не заметила».

Некоторые родители могут подумать: «Какая умница, вот бы наш балбес...» Конечно, здорово, что старшеклассница гак серьезно занимается. Однако во всем хороша разумная мера, ведь так можно переутомиться и в дни экзаменов ощущать только подавленность и усталость.

Не лишайте своего ребенка настоящего

Человек, полностью устремленный в будущее, лишает себя настоящего, перекрывая пути для полноценного развития своей личности. Родители ни в коем случае не должны препятствовать естественному для этого возраста стремлению общаться со сверстниками. Взрослым всегда кажется, что дети слишком много времени тратят на своих товарищей и собираются вместе только из желания развлечься. Однако юноши и девушки чувствуют острую необходимость в тесном общении с широким кругом людей, находя в этом глубокий смысл, чувствуя острую эмоциональную зависимость от качества и количества неформальных контактов со сверстниками. Родителей должно настораживать обратное: если их ребенок не ищет возможности проводить время с одноклассниками и не занимает телефон. Обычно это свидетельствует не об ответственном отношении к учебе, а об отсутствии возможности удовлетворить потребность в общении. Между тем эта потребность и в одиннадцатом классе остается важнейшей для учащихся. Помочь родители смогут, если вместе с ребенком подумают, где найти сверстников-единомышленников с похожими интересами и способностями. В одиннадцатом классе не поздно поступить в спортивную секцию или театральный кружок - главное, чтобы новое занятие занимало не все свободное время старшеклассника. Обучение в школе остается важным и неотменяемым делом. Вопреки опасениям родителей, старшеклассник, у которого есть с кем отметить день рождения и пойти на дискотеку, станет лучше учиться (здесь уместна аналогия со взрослым, у которого наконец-то наладилась личная жизнь и он стал хватать «звезды с неба» на работе).

В заключении хотелось бы сказать, что дети это самое большое наше достижение в жизни, и мы должны вселить в них уверенность, что, несмотря на их успехи или провалы, они любимы и всегда получат от нас поддержку и защиту. А самое страшное чего нам следует бояться, это потеря контакта и взаимопонимания с ними.

Помните, что ваша поддержка и внимание залог успешности вашего ребенка!

Желаю здоровья и вам и вашим детям!


Top