Что делать, если мы все перепробовали? Как помочь трудному ребенку? Как строится учебный процесс в интернатах? Дурное поведение, как острая необходимость быть замеченным.

Трудные дети – широкое обобщенное понятие, используемое в научной и главным образом в научно-популярной литературе, а также в педагогической публицистике для обозначения обширной категории детей, демонстрирующих явное отклонение в личностном развитии. Отнесение ребенка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребенка, бывают весьма разнообразны.

Поэтому нередко к трудным относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребенка как трудного преимущественно отражает мнение о нем родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики.

В современной литературе трудными обычно называют тех детей, чье поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т.к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.

Одной из основных причин, порождающих затруднения в воспитательном процессе, являются психические заболевания и так называемые пограничные состояния. Ребенок, страдающий, например, психопатией или ранним детским аутизмом, безусловно выделяется из массы нормально развивающихся сверстников, и его воспитание значительно затруднено. Однако отнесение его к категории трудных не вполне оправдано, т.к. его отклонения подлежат преимущественно медицинской коррекции. Если поведение ребенка заставляет заподозрить у него нервно-психические отклонения, необходимы консультации с психоневрологом, невропатологом, детским психиатром, которые выносят квалифицированный диагноз и назначают соответствующее лечение (в отсутствие его любые меры педагогической коррекции могут оказаться неэффективными). В отдельных случаях рекомендуется индивидуальное обучение.

Некоторые нарушения поведения могут быть вызваны врожденными или приобретенными психофизиологическими отклонениями, которые не относятся к психическим заболеваниям. Это так называемая ранняя детская нервность, проявления так называемого алкогольного синдрома плода (возникающего вследствие алкогольной интоксикации на пренатальной стадии развития). К нерезким психофизическим нарушениям относят также минимальную мозговую дисфункцию, возникающую вследствие воздействия разнообразных вредоносных факторов на ранних этапах развития.

Наиболее распространенным следствием этого нарушения выступает так называемый гиперкинетический синдром, который вследствие дисбаланса процессов возбуждения и торможения в нервной системе проявляется в чрезмерной активности, импульсивности, неспособности к произвольной регуляции поведения. Дети, страдающие подобными отклонениями, нуждаются в индивидуальном подходе в воспитании с учетом особенностей их психофизического развития. В большинстве случаев скорректировать их поведение удается при условии сочетания индивидуально подобранных мер педагогического воздействия и лечебно-коррекционных мероприятий.

В большинстве случаев медицинское обследование трудных детей констатирует нормальный уровень их психофизического развития. Очевидно, что отклонения в их поведении обусловлены внешними – социальными и педагогическими факторами.

Наиболее распространенная причина временных отклонений заключается в недостаточном учете со стороны родителей и педагогов возрастных особенностей развития ребенка. В отечественной детской психологии установлено, что индивидуальное развитие осуществляется в виде чередования так называемых стабильных и критических возрастов. В рамках последних происходит переход ребенка на качественно новый этап развития, реализация формировавшихся ранее психических новообразований. При этом взрослые не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся, но более неадекватные меры педагогического воздействия. В такой ситуации критический возраст превращается в подлинно кризисный этап, чреватый нарушениями в поведении ребенка. В этом аспекте особенно значим кризис трех лет, когда формируется самосознание ребенка, что требует иного к нему отношения, а также кризис подросткового возраста, в рамках которого ребенок склонен переоценивать свои возросшие возможности, а старшие наоборот продолжают относиться к нему как к маленькому. Многочисленные исследования показали, что при адекватном подходе к формирующейся личности критический возраст может протекать бесконфликтно. Поэтому определение «трудный возраст» достаточно условно; учет возрастных особенностей развития позволяет избежать многих трудностей, характерных не столько для определенного возрастного этапа, сколько для индивидуальной ситуации развития.

В ряде случаев нарушения учебно-воспитательного процесса бывают порождены хронически неадекватными условиями педагогического воздействия на ребенка. Неблагоприятный морально-психологический климат в семье часто является той почвой, на которой возникают отклонения в развитии личности. Недостаточные либо, наоборот, чрезмерные требования к ребенку порождают его нежелание и неспособность воспринимать педагогические воздействия. Особо негативную роль играет отсутствие единства требований со стороны родителей, при котором ребенок попадает в «воспитательный вакуум», будучи не в силах и не желая удовлетворять противоречивым или даже взаимоисключающим требованиям. Воспитание, основанное на нравоучениях и наказаниях, обычно не приводит к долговременному положительному эффекту: привыкнув подчиняться только из страха, ребенок легко идет на любые проступки, стоит лишь страху ослабнуть. Поэтому жалобы родителей и педагогов на поведение детей следует рассматривать комплексно, с учетом всех возможных ошибок в воспитании.

Большую помощь может оказать в этом семейная психологическая консультация и школьная психологическая служба, где поведение ребенка анализируется в контексте всей совокупности условий его развития. Часто определенные меры психотерапевтической коррекции внутрисемейных отношений помогают решить проблему трудного ребенка.

Важную роль в поведении ребенка и формировании его личности играет школьная успеваемость. Возникшее вследствие разных причин хроническое отставание в учебе может породить у школьника отвращение к учебной деятельности и стремление самоутвердиться иными способами. Нередко неуспевающий ученик противопоставляет себя классу и педагогу, демонстрирует вызывающее и неадекватное поведение.

Трудный ребенок. Как быть?

Как воспитывать импульсивного, возбудимого ребенка, готового устроить скандал по самому невинному поводу, и при этом не чувствовать себя «самой ужасной матерью на свете» и не сходить с ума от каждой очередной выходки своего чада?

Чаще всего, все начинается как обычно - маленький, умилительно сопящий конверт, перевязанный ленточкой, оказывается в своей кроватке, и в очередь к нему выстраиваются заботливые родственники. Странные вещи происходят чуть позже. Младенец, которому природой назначено мирно спать двадцать часов в сутки, вместо этого днем и ночью кричит, требует внимания и не слазит с рук. Измученные и издерганные родители отправляются к невропатологу, который говорит что-то о последствиях гипоксии и синдроме гипервозбудимости. Лечебный массаж и легкие седативные препараты, лишь немного улучшают обстановку. Тем, кому повезло больше - забывают об этих проблемах вместе с окончанием младенческого периода, и истории о бессонных ночах переходят в разряд семейных легенд. Но не все дети так удачно компенсируются и перерастают свои проблемы. Некоторые из них и в более старшем возрасте остаются очень возбудимыми, плаксивыми и требовательными. А иногда, так начинают вести себя и те дети, которые в младенчестве казались очень спокойными, кричали тихо и слабо, и очень уставали во время кормления.

«Пограничные» дети - за шаг до благополучия

«Как только не называли мою дочь - манипуляторшей и притворщицей, ребенком с ужасным характером и дурной наследственностью, гиперактивной, капризной, невротизированной и даже «одержимой». Совершенно непонятные перепады настроения, тотальное непослушание, сплошные истерики, отказы и протесты - сопровождали весь ее дошкольный возраст. Стало легче только после первого класса. Если бы у меня не было ее старшего брата - покладистого, рассудительного и спокойного парня, я бы чувствовала себя самой ужасной мамой на свете и полным ничтожеством не умеющим справляться с собственным ребенком» - призналась как-то в беседе мама Ольги - двадцатилетней умницы, красавицы и почти спортсменки.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД), пренатальная энцефалопатия (ПЭП), вегетососудистая дистония (ВСД), и прочие странные аббревиатуры могут быть записаны или не записаны в карточке ребенка. Но независимо от этого и так понятно - общаться с ребенком может быть очень непросто, да и его самому тяжело с самим собой: что-то беспокоит, что-то мешает нормально развиваться, воспринимать и адекватно реагировать на события и поступки окружающих. В любом случае, такое поведение основано на нарушении работы нервной системы, различной степени - от самой легкой до довольно тяжелой, проявляющейся в нарушении моторики, задержке речевого развития, поведенческих проблемах, которые выражаются в протестных реакциях, истериках, бурном и активном нежелании выполнять любые правила. Такие дети - действительно, развиваются иначе, чем их более нейроблагополучные (новомодное словечко из слэнга зарубежных коллег) сверстники.

Поэтому, те родители, которым выпал нелегкий жребий растить и воспитывать маленькую вредину - должны всегда помнить о том, что тяжелый характер и «невоспитанность» их ребенка, чаще всего, имеет вполне объяснимую нейрофизиологическую основу. Ведь «плохой характер» или «взрывной темперамент» не появляются из воздуха. Все это закономерное следствие незначительных нарушений мозговой деятельности, причин возникновения которых, помимо генетической предрасположенности в наше экологически неблагополучное время может быть миллион. И если нам не приходит в голову ругать ребенка с плохим зрением за то, что он не может прочитать страницу текста, написанного мелкими буквами, то также следует относиться и к ребенку с нарушением поведения.

И в этом случае, очень важно не столько победить или даже «поломать» непростой характер ребенка, сколько помочь ему адаптироваться и к своим собственным особенностям и к требованиям общества.

Путь в никуда

Любой ребенок растет и развивается, и по мере этого, его нервная система крепнет, процессы возбуждения и торможения становятся более сбалансированными, а его поведение - более адекватным и уравновешенным. Как правило, это происходит в период с 7 до 12 лет. Однако, очень часто происходит так, что к этому возрасту ребенок, имеющие в раннем детстве «тяжелый характер» и поведенческие проблемы приходит с психикой, покалеченной всеми возможными доморощенными педагогическими концепциями, которые чаще всего сводятся к одному - физическому наказанию.

«Я ее один раз так отлупила, что у меня аж рука заболела. Вмиг перестала сладости выпрашивать!» - гордо заявляет на детской площадке мама двухлетней девочки, раздавая «воспитательные» советы. И многие, наслушавшись рассказов о таких «действенных» способах начинают срочно пополнять свой арсенал воспитательных средств. Вот только не у всех детей это проходит без серьезных последствий. «А как еще?!» - удивленно хлопая глазами, заявляет мама пятилетнего мальчика, страдающего от обширных тиков и заиканий. Глубоко вздохнув, психологу приходится в тысячапервый раз объяснять, что наказывая его за «дурацкие кривляния» она только усугубляет проблему, ведь нервная система ребенка и так еле-еле справляется с нагрузкой, а тут еще фактор постоянного страха и дополнительного напряжения.

А сколько скандалов и разногласий возникают между супругами, которые никак не могут согласовать свои позиции по поводу воспитания своего чада с непростым характером! «Это ты его избаловала, на голову сел и ноги свесил!»- кричит папа и хватается за ремень. «Это из-за тебя он такой, потому что отца не видит, то на работе, то на рыбалке!» - парирует мать. «Вырастили малолетнего преступника, по нему тюрьма плачет!» - авторитетно заявляет бабушка. И вся эта безобразная сцена проходит под аккомпанемент воя нашкодившего отпрыска.

Разумеется, последствия такого воспитания очень плачевны - одни дети, выплескивают свою агрессию на все что движется, другие - ищут понимания и утешения на улице, третьи - быстро учатся манипулировать взрослыми и превращаются в домашних тиранов, четвертые - зажимаются, начинают болеть и чахнуть.

Все это специалисты называют вторичными патопсихологическими проявлениями. Они и являются теми самыми «наслоениями», которые появились вследствие даже не столько обычных родительских ошибок воспитания (с кем не бывает), сколько из-за тотального неуважения и неприятия личности ребенка. Нервная система уже в состоянии выдерживать нагрузки, которые предъявляет современному ребенку жизнь, а психологически он уже сломан, подавлен и не способен не то что к продуктивной учебе или работе, а даже к более-менее конструктивному диалогу.

Так, к своим восьми годам, Витя - сын высокоинтеллектуальных и успешных родителей, помимо своего «родного» диагноза «задержка психического развития», был крайне невротизирован очень высокими требованиями родителей, которые, несмотря на советы специалистов, отдали сына в престижную гимназию, с программой которой он не справлялся. Энурез и энкопрез, повышенная тревожность, страхи, нервные тики, писчий спазм - все это было только видимой частью айсберга всех проблем мальчика. Родительские и школьные требования оказались непосильной ношей для его неокрепшей нервной системы. Мозг Вити, вместо того, чтобы спокойно «дозревать» и компенсировать последствия преждевременных родов, был вынужден работать с двойной нагрузкой. А если бы амбициозные мама и папа позволили ребенку развиваться в собственном темпе, много гулять, свободно играть на свежем воздухе, большинства этих проблем можно было бы избежать. Но, к сожалению, таких детей очень много.

Спокойствие, только спокойствие!

Однако, среди детей с минимальной мозговой дисфункцией, есть категория очень возбудимых, и даже агрессивных малышей, склонных к истерикам и негативизму.

«Ему все крушить и ломать, нет, чтобы сказку послушать, порисовать» - вздыхает мать такого забияки. «Вчера в луже валялся, не хотел с улицы уходить, сегодня еле-еле увела его от ларька с игрушками. Он плевался, кусался, орал так, что люди оборачивались и пальцами показывал. На горке толкнул девочку, в малыша запустил ведерком. Я просто боюсь с ним на улицу выходить».

И хотя, каждая такая мама, искренне верит, что ее ребенок «самый ужасный и невоспитанный» - подобные жалобы звучат довольно часто. И если в семье завелся «маленький монстр», пожалуй, не остается ничего другого, как спокойно, терпеливо уверенно и настойчиво учить тому, чему обычно детей не учат - раз за разом объяснять, что посторонним взрослым говорят "вы", что когда все дети в саду делают аппликации, нужно заниматься тем же, что нельзя открыв рот и забыв обо всем идти следом за тетенькой с огромным сенбернаром на поводке.

И конечно, придется забыть о неспешных беседах с другими мамами о новых моделях памперсов и преимуществах соков в баночках, в то время как их дети мирно играют в песочнице.

А для того, чтобы выработать в себе это спокойствие и уверенность, родителям придется научиться очень многому - не реагировать на комментарии окружающих, по поводу поведения ребенка, забыть о своих родительских амбициях и мечтах по поводу всюдууспевающего-суперпокладистого отличника, легко выигрывающего международные конкурсы по музыке, литературе и дзюдо. И отказаться от поездок к строгой бабушке, которая запрещает прикасаться к ее вещам и считает что «приличные дети должны говорить шепотом». И смириться с тем, что тройка - вполне нормальная оценка. Ведь здоровье действительно дороже.

В общем, даже самым юным мамам и папам придется стать мудрее и взрослее, если им выпало воспитывать «трудновоспитуемого» ребенка. И если ребенок истеричен и возбудим, взрослым придется стать вдвое спокойнее - «за себя и за того парня».

А еще родители ребенка, имеющего отклонения в развитии, должны постараться выяснить, что в поведении ребенка является проявлением болезни, а что - уже успевшими сформироваться негативными паттернами поведения, над исправлением которых нужно работать особенно настойчиво. Так, к примеру, рассеянность, которая так раздражает родителей, может быть проявлением дефицита внимания. И ругать, а тем более наказывать ребенка, регулярно забывающего игрушки в детском саду, как минимум, неконструктивно.В то же время, плаксивость и истеричность, может быть как следствием проблем со здоровьем, так и удачно подобранных маленьким манипулятором «отмычек» к сердцу родителей. Поэтому информированность о том, что происходит с ребенком, что можно исправить, а что необходимо просто принять как данность, очень важна.

Что такое слово «сам»?

Ещеодной трудностью, с которой приходится сталкиваться родителям «пограничных» детей является отсутствие у них явного желания делать что-то самостоятельно. И в то время, как его сверстники во время кризиса трех лет, активно борются с заботливыми мамами, бабушками и нянями за свое право надевать колготки, застегивать пуговицы и орудовать ложкой, детей с отклонениями в развитии все это не интересует. Они предпочитают жить так, как им комфортно - пусть мама завязывает шнурки, а бабушка кормит кашей. Не спешат они и приучатся к горшку. Это происходит оттого, что формирование социального «я» у них происходит с задержкой. А это в свою очередь, приводит к тому, что потребности в преодолении трудностей (чтобы убедится в том, что "я могу", как это часто бывает в норме) у таких детей почти нет. Внутренняя мотивация достижения снижена, желание получить одобрение взрослых тоже. Это делает воспитание такого ребенка действительно сложной задачей.

Ребенок, будто всем своим поведением провоцирует взрослых к тотальному контролю. Он неловок и несамостоятелен и родителям приходится многое делать за него. Однако, со временем, это имеет очень негативные последствия. Ребенок становится более тревожным (ведь он много не знает и не умеет, без мамы этот мир кажется ему враждебным), мнительным (ведь постоянные одергивания и замечания не позволяют сформироваться уверенности в себе), инфантильным (ведь с каждым месяцем расстояние между тем, что может и умеет он и его сверстники - растет). Помимо этого, гиперопека не позволяет ребенку практиковаться в умении планировать свои действия, в произвольной регуляции своих движений и душевных порывов, в самоконтроле и внимательности.

Получается замкнутый круг - с одной стороны ребенок не имеет особого желания развивать именно те качества, которые и так у него отстают в развитии, с другой - родители, своей чрезмерной заботой и контролем, не позволяют ему это делать. И надо сказать, очень упорно, не позволяют ребенку взрослеть и развиваться, путая заботу с гиперопекой. Мотивы такого поведения родителей очень просты - гораздо удобнее иметь дело с ребенком, который полностью зависит от взрослого. Таким ребенком проще управлять. Он больше нуждается в опеке взрослых, что позволяет им испытывать чувство своей собственной значимости и восстребованности. Но потребность матери, а иногда и отца, подольше сохранить симбиотическую связь с чадом, оборачивается для него катастрофой. Разрыв между желаниями, потребностями и возможностями подрастающего человека увеличивается с каждым месяцем, а умения, навыки и простой жизненный опыт, которые уже есть у сверстников, у такого ребенка отсутствуют. Вместе с ним растет, формируется и крепнет его комплекс неполноценности.

Прочь из замкнутого круга

Поэтому от родителей требуется обеспечить физическую безопасность ребенка, но заставить себя перестать беспокоится за чистоту в квартире и сохранность не самых ценных вещей, . Ребенок должен сам ощутить на деле действия своих поступков - что разлитый на пол сладкий чай, если его не вытереть, противно липнет, что забытый на столе кусок хлеба очень быстро зачерствеет и станет невкусным, что заброшенную неизвестно куда шапку придется долго искать перед прогулкой. Единственное условие - устранять последствия своей невнимательности или неосторожности ребенок должен сам. Поэтому, прежде, чем бросаться с криками «осторожно, разольешь!» на помощь чаду, неуклюже пытающемуся налить лимонад из большой бутылки, стоит задуматься - а может, ему нужны эти ошибки? Разлил - вытер за собой, насорил - убрал. Об этих несложных правилах вполне можно договориться. Однако очень часто родители не придают значения этим очень простым на словах, но очень непростым на деле вещам.

Ведь, в норме, маленький человек должен сам стремиться разрывать пуповину, связывающую его с матерью. Если этого не происходит, родителям нужно спокойно и ненавязчиво стимулировать ребенка к выполнению самостоятельных действий. Ставить его в ситуации, когда он будет вынужден принимать самостоятельные решения и делать что-то для самообслуживания.

Так, к примеру, одной маме шестилетнего мальчика, который наотрез отказывался одеваться сам, приходилось выдумывать ситуации, когда она ждала сына во дворе, а мальчик должен был одеться, закрыть дверь и спуститься во двор, чтобы пойти с ней в магазин «за подарком».

В другой ситуации, когда восьмилетняя девочка рано просыпалась и будила мать, чтобы та накормила ее завтраком, папа девочки научил ее делать бутерброды и объяснил на какой полке холодильника будут лежать продукты для ее утренних трапез. И хотя мама поначалу сопротивлялась (так как она считала своим священным материнским долгом «накормить малышку»), уже через несколько дней это позволило всей семье вздохнуть с облегчением. Девочка могла позаботиться о себе и не будить никого во время своих утренних трапез, за что потом получала свою долю внимания от благодарных выспавшихся родителей.

И арсенал подобных родительских хитростей должен быть очень велик. Что делать, если уж пришлось воспитывать нестандартного ребенка, стандартные методы здесь могут быть бесполезны. Зато можно каждый день придумывать новые гениальные психологические приемы, для воспитания несговорчивого чада.

Однако, прежде, конечно же стоит обучить несложным алгоритмам действий - прежде чем выйти из дома, нужно проверить выключены ли все бытовые приборы, взять ключи на полочке и закрыть дверь на замок. Для того, чтобы эта ситуация была возможна и опыт удался, предварительно следует разбивать все эти действия на более мелкие операции - научить ребенка открывать и закрывать ключом дверь, выбирать одежду по погоде, выключать бытовую технику.
Если всего этого не делать, ребенок, конечно же, тоже будет расти и развиваться. При условии нормального интеллекта, который всегда выступает как очень значимый ресурс развития, многие эти проблемы исчезнут. Однако ребенок будет расти с ощущением своей неполноценности и инаковости (которую, к сожалению, и упорными занятиями не всегда удается преодолеть) и менее приспособлен к посещению детского сада, а потом и школы.

Сдерживающий фактор

Еще один очень важный шаг к гармонизации не только развития ребенка, но и отношений в семье - установление границ (состоящие из запретов и разрешений) и согласованных правил. Дети, нуждаются в ощущении безопасности, а дети с отклонениями в развитии - особенно. Им нелегко справляться с собственными аффектами, поэтому мир вокруг них должен быть понятен, стабилен и структурирован. И если сегодня мама разрешает то, что вчера она категорически запрещала, а папа запрещает то, что разрешал позавчера этот мир кажется очень нестабильным, а взрослые - крайне ненадежными существами. И это вызывает у ребенка потребность каждый раз проверять эти границы, на прочность, и желание манипулировать взрослыми. Поэтому, в семье должен существовать свод никогда-низачто-ненарушаемых правил, которые должны быть хорошо известны ребенку. Чтобы правила работали, их не должно быть много лучше 5, а максимум 7-8.

Относительно всех прочих больших и мелких, глобальных и локальных конфликтов и конфликтиков всегда можно договориться. И именно это слово «договариваться» должно лежать в основе воспитания ребенка с трудным характером. В своей замечательной книге «Взрывной ребенок», ее автор американский психиатр Росс Грин, предлагает подход к воспитанию детей с нарушениями поведения, который называется «метод совместного принятия решений». Он заключается в том, что родители вполне благожелательно и спокойно предлагают ребенку самому найти компромиссное решение, для выхода из сложной ситуации.

Наряду с развитием самостоятельности, формирования ответственности за свои поступки, такой подход, значительно облегчает жизнь родителям трудного ребенка.


Практические советы по воспитанию трудных детей.

Чрезмерная привязанность родителей к ребенку, зацикленность на его воспитании, на его моральном облике и здоровье, увы, наказывается. Но наказывается с воспитательной целью, дабы показать родителям, что они неправильно думают, поступают, берут на себя слишком много.

Например, родители страстно мечтают о послушном ребенке, который без них не сделает ни шагу. А в результате получается совсем другое. Он будет самостоятелен в высшей степени, советы будут для него не актуальны, он прекрасно обойдется и без них. Он такой, какой он есть, и он имеет право быть таким!

Здесь очень важно уловить момент, что любой конфликт, недовольство, ссора, проблема являются сигналом: что-то не так, что-то неправильно делается или думается. Произошла зацепка, чему-то придается слишком большое значение. Важно разобраться в себе. При этом отбросить в сторону эмоции и амбиции , иначе сложно трезво оценить проблему.

А решение данной проблемы лежит на поверхности: необходимо изменить отношение к ребенку, принять его такими, какой он есть, позволить ему быть самим собой.

Хвалите, поощряйте ребенка за хорошее поведение.

Уважайте личность ребенка, помогайте его развитию .

Устанавливайте правила и последовательно следите за их соблюдением.

Расширяйте горизонты ребенка.

Повышайте самооценку ребенка. Дайте ему понять, как он для вас важен.

Напоминайте ему, что вы любите его, даже если недовольны его поведением.

Ежедневно обнимайте и целуйте ребенка.

Замечайте и поощряйте проявление способностей ребенка. Говорите ему, какая он уникальная личность.

Уважайте его мнение и право на выбор.

Говорите ребенку, как вы рады, что он часть вашей семьи

Возлагайте на него обязанности . Сотрудничайте с ним.

Дайте ребенку почувствовать его значимость. Пусть он гордится своими достижениями.

Развивайте чувство юмора. Покажите внуку, что умеете смеяться над собой. Смейтесь вместе с ним, но не над ним.

Скажите, что очень цените его уникальность. Обратите внимание на таланты ребенка.

Не зацикливайтесь на ошибках. Лучше обратите внимание на то, что ребенок делает правильно.

Будьте оптимистом. Убеждайте ребенка, что он умеет справляться с трудностями или что вы поможете ему с ними справиться

Если же вы решитесь на это, то, как это ни сложно, вам придется многое поменять в себе: признать, что та самая вещь или явление, которые вы идеализируете, не обладают абсолютной ценностью и не имеют глобального значения в этой жизни . Поэтому все, что не соответствует вашим идеалам, тоже имеет право на существование и, более того, заслуживает уважения.

Модель работы психолога предполагает многообразие методов работы, гибкость, выделение основных приоритетов исходя из возрастных особенностей клиентов.

Принципы работы психологов с трудными подростками:

  • Диагностический;
  • Консультативный;
  • Профилактический;
  • Коррекционно-развивающий с элементами терапевтических техник.

Специфика работы детских психологов:

1. Ребенок не может обнаружить и заявить о своих проблемах, обычно это делает кто-то из взрослых.

2. Необходима заинтересованность ребенка в избавлении от психологических проблем.

3. Ребенок зачастую не обладает достаточной рефлексией, что безусловно усложняет работу психолога.

Если обращение произошло на почве отношений родителя и ребенка, то здесь существует несколько путей работы:

  • работа непосредственно с ребенком;
  • работа с семьей как с единым организмом;
  • повышение социально-психологической компетенции родителей.

Установление терапевтических отношений с большинством подростков является более трудным, чем с детьми младшего возраста и взрослого человека в том числе, в особенности, если подросток пришел к психологу не по собственной инициативе, а по направлению взрослого.

Недоверие подростка к психологу обусловлено отсутствием у него необходимости психологических работ. В отличие от взрослых, его самого устраивают те защитные модели поведения, которые выработаны у него в течение этапа взросления. Нередко для проведения изменений приходится сталкиваться с глубокими, затрагивающими «больную» тему чувствами, из-за чего подросток отказывается от дальнейшей работы с психологом. Потому важным фактором работы, занимающим продолжительное время, является установление согласия подростка на сотрудничество с психологом.

Взрослый может открыто изложить причину своего обращения к специалисту, не согласовываясь с подростком. В некоторых случаях стоит не гнаться за правдой в полном объеме, так как психологу необходимо знать отстраненную позицию ребенка от родителей. В случае упорного отказа со стороны ребенка, имеет смысл попробовать договориться с ним о нескольких встречах для ознакомления, а после принятия решения о продолжении работы.

Методы работы психолога с трудновоспитуемыми детьми включают в себя:

  • Психоаналитическая психотерапия;
  • Принцип диалогического общения;
  • Равноправные отношения, с целью совместного изучения четкой ситуации и ее разрешения.

Все вышеперечисленные аспекты входят в индивидуальное консультирование с подростками, начиная в возрасте от 10-11 лет. Большинство проблем подросткового периода устраняется путем повышения самооценки ребенка и исследование изменений, происходящих в его духовном мире и в отношениях с окружающими.

Самый сложный этап взросления человека - это безусловно подростковый возраст. Данный период начинается с 9-10 лет, и заканчивается к отрочеству. В этот промежуток времени перестраивается психика ребенка, изменяется характер, развивается самосознание и личность подростка.

Признаки, учитываемые при определении трудновоспитуемости ребенка:

1. Наличие исходной моральной и физической полноценности.

2. Отклонения в нравственном развитии и поведении.

3. Постоянное устойчивое сопротивление воспитанию и обучению.

4. Отрицательное влияние со стороны неуправляемых факторов внешней среды, под воздействие которых подросток может легко попасть.

Трудновоспитуемые - это дети, здоровые в психическом и физическом отношении, но при этом с трудом поддающиеся воспитанию вследствие наличия отклонений в нравственном развитии и поведении. Психологическое благополучие ребенка зависит от того, насколько вовремя выявлены проблемы и эффективность помощи.

У психолога имеется своя сфера компетенции, в которую входят те свойства и явления, которые в некоторой степени вызывают и обуславливают дезадаптацию детей, их отклонения в психическом и социальном развитии.

Выявление сильных и слабых сторон личности трудновоспитуемых предполагают, индивидуальные психологические исследования, требования которых заключаются в психолого-педагогической коррекции, а так же в составлении здорового психологического потенциала личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перестраиваться, учитывая ориентации, интересы и мотивации ребенка.

Трудности в общении подростков со взрослыми и сверстниками зачастую влияют на успеваемость, поведение, и душевное равновесие. Как правило, такие нарушения остаются незамеченными или же их причина видится совсем в другом. Именно поэтому подросткам необходимы советы психолога.

Диагностическая работа психолога с подростками предполагает:

  • Исследование познавательной сферы школьников;
  • Диагностику способности к обучению;
  • Выявление тревожности у подростков;
  • Исследование самооценки и особенностей личности подростка;
  • Оценка воли и мотивации подростков;
  • Исследования интересов, способностей и склонностей подростка в профессиональном плане.

Психологическое консультирование, в ходе которого используется индивидуальный подход к клиенту/подростку. Цель - разрешение проблем подростка за счет преодоления психологических затруднений.

Подросток хочет обрести свое место в мире, познать себя. Ограничение деятельности подростка в этот период может привести к уходу из дома и депрессии. Взрослым необходимо установить уважительные, партнерские отношения с ребенком, уважать его свободу.

Для проведения коррекционно-развивающей, профилактической работы определяется общее направление коррекции. В настоящее время используется огромное количество способов воздействия: библиотерапия, арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, ролевые игры, коммуникативные игры, телесно-ориентированные техники и тд.

Коррекция поведения трудновоспитуемого предполагает выявление неблагополучия в системе отношений со взрослыми и сверстниками, а также устранении проблем социальной ситуации, укрепление самооценки и уверенности в себе, ориентации на изменения в личностном плане, а так же обучение контролировать свои деструктивные эмоции/чувства и использовать их как ресурс для решение трудных жизненных ситуаций.

Работа психолога с трудными подростками так же должна быть ориентирована и на взрослых. У родителей, у значимых взрослых для подростка так же должно быть желание на изменения себя и своего отношения к трудной семейной ситуации, которая сложилась между взрослым и подростком.

Асма спрашивает:

Добрый день. У моего мужа от первого брака двое детей:мальчик 7 лет и девочка 5 и у меня от первого брака одна дочь: 6 лет и совместный сын маленький, его дети меня сразу приняли называют меня мамой, но мальчик очень агрессивный постоянно бьет свою младшую сестру иногда и мою дочь, орет психует, дверями хлопает, если где-нибудь услышит скверные слова т.е. То тут же дома повторяет, в школе постоянно жалуются на неуспеваемость, мы живем во Франции они родились тут, не знаю как себя с ним вести, чтоб чего то добиться от него надо 10 раз сказать или уже повышенным тоном, ничего не хочет понимать, отца боится,когда он дома видет себя лучше, я его и обнимаю и целую и говорю, чтоб был хорошим мальчиком, после начинает еще больше баловаться, подскажите пожалуйста, как себя вести, я уже не знаю мои нервы сдают

Добрый день! Для начала учтите, что у мальчика кризис 7 лет. Кризис – это не только сложности, конфликты, кризис – это возможность выйти на новый уровень развития, приобрести новые интеллектуальные, социальные, эмоциональные навыки.
Прежде всего происходит много изменений на физиологическом уровне. В этом возрасте идет интенсивное созревание организма.
Возрастает общая подвижность нервных процессов, особенно – процессов
возбуждения. Поэтому дети обычно непоседливы, подвижны и эмоционально
нестабильны. Их настроение может резко меняться от слез до заливистого смеха в
течение десяти минут. Также для детей этого возраста характерны слишком острые реакции: нередко в ответ на внешние события у них возникают страхи, агрессия, истерики.
Психологические симптомы кризиса семи лет делятся на три группы: негативные, нейтральные и позитивные.

Негативные симптомы – это непослушание, капризность, раздражительность, негативизм (отрицание правил и требований).
Ребенок часто вступает в споры и конфликты, начинает оспаривать или игнорировать ранее выполняемые обязанности. Иногда эти изменения нарастают постепенно, иногда – появляются внезапно.Например, в ответ на просьбу сделать что-то (убрать игрушки или заправить постель) ребенок может делать вид, что не слышит, или говорить, что очень занят. Такая реакция нередко доводит родителей до белого каления, и их можно понять: совсем недавно подобные ситуации не вызывали никаких проблем.

Между тем для ребенка такие симптомы – необходимый для взросления этап «примерки» на себя новых ролей. Он пока не понимает до конца, что значит быть взрослым, нести ответственность. Для него взрослость – это прежде всего свобода поступать так, как хочется. Кроме того, в словесных спорах, нередко выматывающих родителей, развивается логическое и абстрактное мышление малыша, формируется способность отстаивать свою точку зрения.

Нейтральные симптомы – это новые черты в поведении ребенка, направленные на подчеркивание его «взрослости».

Позитивные симтомы – это приобретения, которые ребенок выносит из успешного разрешения кризиса.
К ним относятся возросшая самостоятельность, интерес к школе и к занятиям, появление новых увлечений.

Значение любого кризиса – разрешение конфликта между готовностью что-то делать и способностью к этому, а также приобретение новых навыков. Кризис семи лет называют периодом рождения социального «Я» ребенка.
Как пережить все это родителям?

Логично, что если у ребенка меняются образ жизни, самоощущение, поведение, то и родителям необходимо что-то менять в привычных способах взаимодействия с ним. Это очень важно, т.к. если родители по каким-то причинам продолжают общаться с
ребенком так же, как с дошкольником, то они могут замедлять развитие его социальных навыков.
Установите четкий режим дня - приучите ребенка пораньше ложиться и вставать.

Обговорите с ребенком его новые права и обязанности. В период непослушания, когда ребенок отвергает старые требования, необходимо четко обозначить границы его возможностей. В семье обязательно должны быть правила, и, несмотря на выраженный негативизм, детям они тоже нужны, т.к. создают понятное для них жизненное пространство со своими законами. Объясните ребенку, в чем суть «взрослости», какие
обязанности есть у родителей, бабушек и дедушек, в чем каждый из них независим, а в чем зависит от других. Преподнесите ребенку требования как расширение его полномочий. Например, раньше вы не просили его мыть за собой тарелку, т.к. он мог случайно разбить ее, то теперь ребенок уже взрослее, поэтому ему можно это доверить. Нужно создать ощущение, что ответственность, которая на него возлагается, – это проявление доверия и надежды на его помощь, а не стремление его нагрузить и заставить что-то делать. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за его личные дела.
Давайте ребенку свободу. Некоторые правила должны быть закреплены (например, поддержание порядка в его комнате). Способ же их выполнения и время могут оставаться за ребенком. Пусть ребенок не сразу научится ориентироваться в том, сколько времени требуется, чтобы убрать свою комнату, и пару раз это затянется надолго. Постепенно он сможет приспособиться, зато выработанный способ действия будет собственным, а не навязанным извне. Не вмешивайтесь в то, что делает ребенок, если он сам не просит помощи. Тем самым вы как бы говорите ему: «Я тебе доверяю, я думаю, что ты справишься».
Дайте ребенку видеть последствия своих поступков. Не нужно стараться предотвратить негативные результаты действий или бездействия ребенка (если они, конечно, не угрожают его безопасности). Например, если ребенок отказывается делать домашнее задание без уважительных причин, то позвольте ему получить «двойку» или порицание учителя. Только так он сможет понять, что сам ответственен за них.
Учитесь, играя. Включайте элемент игры в выполнение новых обязанностей. . Ребенок должен постоянно видеть, что его дела кому-то нужны. Это будет стимулировать его лучше, чем любые уговоры.
Поощряйте детскую дружбу. Поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе и т.д.
Не торопите события. Ваш ребенок в любом случае преодолеет свой кризис. Пусть вас не слишком беспокоит, что он длится дольше, чем вам хотелось бы. У каждого свой ритм. Помните, что решение психологических кризисов ничуть не легче решения кризисов финансовых.

Родителей часто раздражают новые черты в поведении ребенка. Мало того, что он становится плохоуправляемым, так еще и непонятно, что с ним в этой ситуации делать. Родители, которые были ориентированы на спокойный, уважительный диалог с ребенком, чувствуют свое бессилие, они могут часто срываться на крик или грозить наказанием. Но, оказывается, новые симптомы – это всего лишь обертка действий, которые важны для развития ребенка.
1. «Манерничание» и «кривляние»
В движениях и словах ребенка появляются какая-то искусственность, нарочитость, нелепость. Он часто кривляется, строит из себя шута. До шести лет малыш тоже мог паясничать, но это выглядело естественно, непосредственно и не вызывало раздражения у взрослых. Младший дошкольник делает то же самое, что и думает. У детей 6–7 лет появляется разделение между внутренним миром и внешним. Теперь в его поведении выражается не то, что он непосредственно думает, а то, как он хочет выглядеть. А поскольку действовать адекватно своему желанию быть взрослым он пока не умеет, то это выглядит манерно и натянуто.
Смысл этого симптома – осознание своего внутреннего и внешнего «Я», формирование социального стиля поведения.

2. Пауза
Если раньше малыш реагировал на слова родителей достаточно быстро, то сейчас между просьбой взрослого и действиями ребенка появляется пауза. «Кризисное» чадо может оттягивать выполнение неприятных для него обязанностей или игнорировать их. Родители в этом случае злятся на то, что он «как будто не слышит» их. Как правило, пауза возникает только в ответ на привычные просьбы, которые раньше не вызывали возражения. Крайне редки случаи паузы в новых для ребенка ситуациях.
Смысл этого симптома – переосмысление «прошлой жизни», прежних правил и способа взаимодействия с родителями.

3. Спор
Ребенок открыто оспаривает требования и ограничения, которые ставят перед ним родители, либо говорит, что ему некогда их выполнять. В ответ на привычное «ложись спать» он начинает доказывать, что раз можно старшему брату сидеть допоздна, то и ему тоже. Ребенок начинает сравнивать права/обязанности свои и членов семьи и, когда обнаруживает, по его мнению, несправедливость (ему нужно одевать шапку, а папе нет), сразу вступает в спор.
Смысл этого симптома – познание содержания социальных ролей: что такое быть мамой, папой, сестрой, бабушкой, школьником, что при этом нужно делать.

4. Непослушание
Малыш отказывается от выполнения привычных требований и обязанностей. Он может быть молчаливым (игнорирование), конфликтным или демонстративным (когда ребенок не слушается, причем так, чтобы все обязательно это заметили). Например, девочка начинает громко петь песню, находясь в автобусе. В ответ на просьбу прекратить она повышает голос и победно допевает до конца.

5. Нарочито взрослое поведение
Ребенок пытается подражать взрослым. Как правило, это строится на копировании поведения родителей. Например, возвращаясь из школы, ребенок повторяет действия папы, вернувшегося с работы. Или отвечает: «У меня нет времени» на просьбу убрать свои игрушки. Ребенок в этом возрасте хочет быть взрослым, но еще не знает, что конкретно стоит за этим словом. Его привлекают внешние формы – кажущаяся независимость и свобода действий.

6. Упрямство
Он настаивает на своем, независимо от содержания вопроса. Ребенку важно именно отстоять свое мнение, а не получить то, на что он якобы претендовал. Зачастую после того, как родители «сдаются» и ребенку разрешается поиграть еще полчаса, он сам теряет интерес к игре и идет делать то, чего от него так долго добивались пятнадцать минут назад.
Смысл 4–6 симптомов – попытка примерить на себя новую роль взрослого, самостоятельно действующего человека.

7. Самостоятельные занятия
У ребенка появляется стремление к самостоятельным не игровым занятиям – рисованию, лепке, шитью, конструированию.
Смысл этого симптома – смена мотивов – от игровых к желанию создать что-то ценное.

8. Обострение реакции на критику
В этом возрасте малышу очень важно слышать похвалу продуктов своей деятельности. Нарисовав что-то, он обязательно принесет показать родителям. Появляется и способность внутренне оценивать себя, сверять свои достижения с идеалом. Например, если раньше ребенок рисовал «каляки» и говорил, что это ваша собака, то теперь он чаще отказывается ее рисовать со словами, что у него «не получится».
Смысл этого симптома – формирование самооценки.
Бить младших он может из-за ревности. Поэтому уделяйте ему достаточно времени не тогда, когда он в чем-то провинился, а ежедневно и всегда подчеркивайте его хорошее поведение, его добрые поступки. Ругая за что-то разделяйте его личность и поступок. Например, для такого хорошего мальчика твой сегодняшний поступок не подходит. Что ты можешь сделать, чтобы исправить ситуацию? (И сами можете предложить подходящие варианты, а он пусть выберет). Сдруживайте всех своих детей общими делами, играми, общением, праздниками и семейными традициями и всем должно найтись дело и все должны высоко оценить вклад ребенка в общее дело или какой-то его талант. Удачи Вам, терпения и ЛЮБВИ!!!

 Top