Внутренняя алхимия. Практики даосской медитации

Прежде всего нужно постараться понять, что китайская культура имеет свои представления, иногда принципиально противоположные понятиям культур других стран. Даосизм, а тем более бессмертие в китайской традиции хотя и известны сейчас повсюду, однако возьму на себя смелость сказать, что совершенно не изучены. Особенно это касается наиболее древнего пласта даосизма и так называемого учения шэньсяней. Это не удивительно, и в Китае на каждом шагу встречается тоже самое. Так вот, китайское бессмертие это вовсе не желание оставить о себе память потомкам, и не стремление жить на земле вечно (а физическое бессмертие и долголетие хотя и считались реально достижимыми, но никогда не были высшей целью даосизма), а есть реализация высшей свободы, которая имеется в каждом человеке, но человек обычно о ней и не подозревает. Об этом хорошо написано в «Главах о прозрении истины» (Учжэньпянь). Таким образом, даосизм это не философия, и не религия, а Путь Свободы. Конечно найти суть даосизма среди временных наслоений и искажений очень сложно, но и сейчас в Китае есть люди, которые несут ту, наиболее древнюю традицию даосизма…

Даосская алхимия есть УЧЕНИЕ об обретении ЕДИНСТВА. Причем не физического или жизнепроявления сознания (как у нас понимают дух), а достижение особого состояния, ЯВЛЯЮЩЕГО СОБОЙ ВЫСШЕЕ ВОЗМОЖНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДУХА.

Китайское бессмертие более имеет своей целью бессмертие духовное, нежели физическое. Во внутренней алхимической практике существуют определенные стадии, которые характеризуются отнюдь не феноменами цигун, а ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ изменениями и трансформациями. Так можно выделить Жэнь сянь (Бессмертный человек), Ди сянь (Земной бессмертный), Шэнь сянь (Духовный бессмертный), Тянь сянь (Небесный бессмертный), Цзинь сянь (Золотой бессмертный) и некоторые другие. Хотя не все школы даосизма называют одинаковые уровни внутренней алхимии одними названиями. Единственно нужно особо отметить, что китайское обозначение Дух не имеет ничего общего с понятием Сознание, о чем и говорит сам иероглиф Шэнь (переводимый просто как Дух).

Даосская алхимия, как известно, ранее называлась двумя терминами: НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ (что обычно и переводят как внутренняя и внешняя алхимия). Сам иероглиф ДАНЬ обозначает тигель, в котором происходит плавление. Однако, мало кто знает (а даосы на этом настаивают), что это учение существовало еще с незапамятных времен, и известно в Китае как минимум с ХУАНДИ . Учение это называлось ХУАНЛАОСЮЭ - т.е. учение ХУАНДИ-ЛАОЦЗЫ . Это учение имеет и другие названия. А сами термины НЭЙДАНЬ и ВАЙДАНЬ появились уже гораздо позже, в начале нашей эры. На самом же деле, алхимией можно назвать лишь ВАЙДАНЬ, как учение о внешнем выплавлении эликсира. Внутренняя же алхимия (которая в науке считается производной от внешней), имела в традиции гораздо более высокий и древний статус. Алхимией же называю это более по привычному стандарту, чем по смыслу… Именно о внутренней алхимии и пойдёт дальше речь.

Краткое описание основных стадий даосской внутренней алхимии

На сегодняшний день среди людей распространена масса различных толкований бессмертия в даосской алхимической традиции. Поэтому хотелось бы расставить точки над и, и пролить свет на данный вопрос. Итак, речь пойдёт об общем представлении процесса даосского пути внутренней алхимии, не более того… Однако необходимо помнить, что такая краткость нужна лишь для общего понимания процесса, тогда как в практическом плане на каждом из этапов существуют свои подводные камни, секреты и тонкости, и в данных тонкостях поможет разобраться только исключительно истинный учитель.

Схема, изложенная в данной работе, основана на изучении трактатов с одной стороны и наставлениях Учителя с другой.

Существует установленная даосская классификация насчитывающая 5 видов бессмертия, вот её структура:

  • Бессмертный призрак — Гуй сянь.
  • Бессмертный человек — Жэнь сянь.
  • Земной бессмертный — Ди сянь.

На самом деле перечисленные виды бессмертия, кроме Бессмертный призрак鬼仙 Гуй сянь, есть не что иное как результаты последовательного достижения человеком различных стадий внутренней алхимии.

1. Бессмертный призра — Гуй сянь

К достижениям внутренней алхимии не имеет прямого отношения.Данный вид бессмертия является плодом шаманских практик, позднего Чань буддизма, некоторых упрощённых ветвей буддизма, псевдодаосизма, различных практик продвинутой медитации. Во время таких практик в состоянии отсутствия дыхания и сердцебиения человек выводит свой иньский дух из тела. Однако человек, практикующий данные методы, остаётся, не смотря на имеющиеся достижения, обычным смертным. И более того, после своей смерти такой человек уже не может переродиться, так и оставаясь на этом уровне псевдовысокого развития навсегда. В даосизме подобные практики строго запрещались. Однако имеется в виду серьезная проработка данных практик, а не простое тихое сидение, стояние, и т.п.

2. Бессмертный человек — Жэнь сянь. Первое серьёзное достижение внутренней алхимии

Жэнь сянь — человеческий бессмертный или бессмертный среди людей.Первой стадией алхимии является достижение уровня Бессмертный человек 人仙 Жэнь сянь. Стадия бессмертия Жэнь сянь на самом деле является промежуточной стадией, через которую в обязательном порядке лежит путь к бессмертию. Данная стадия представляет из себя всего лишь совершеннолетие, пик расцвета физиологии. Каждый человек в жизни проходит период人仙 Жэнь сянь, человеческое бессмертие. Именно в этот период юношества, у людей особенно наполненное и высокое энергетическое и физическое состояние.

Если начать практиковать внутреннюю алхимию непосредственно в этот период, то можно очень быстро завершить вторую стадию - 地仙 Ди сянь Земного бессмертного. Если время 人仙 Жэнь сянь (юношество) прошло без практики даосской алхимии, то необходимо вернуть организм, а вернее его внутреннюю структуру до юношеского уровня физиологии. Иначе дальше двигаться бесполезно, и более того — невозможно…

Т.е. мы видим что данная стадия пока еще не бессмертие, а лишь достижение высшей наполненности изначальной энергией, т.е. Мин.(Термин Мин обозначает в целом телесные и энергетические составные части человека. Также он имеет ещё значение - Судьба. Однако остановимся пока на его значении обозначаемом телесное).

Полнота Мин — это наличие полноты энергии. Но само тело на этой первой стадии 人仙 Жэнь сянь все еще не достигло внутренних изменений (так как это должно происходить на следующей стадии Ди сянь 地仙 Земного бессмертного), и внутренние органы и т.п. ещё не получили преобразования. Поэтому даже при полноте Мин возможны болезни, и требуется дальнейшее преобразование в следующую стадию Ди сянь地仙 Земного бессмертного, чтобы избежать болезней, вызванных несовершенством тела.

Однако почему же данной стадии, не являющейся самой по себе бессмертием соответствует название 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек?

Дело в том, что зачастую люди, впервые узнав о методе от учителя алхимии и начав практиковать алхимию, уже далеко не юноши. Вот поэтому, будучи уже в возрасте, им и приходится специальными алхимическими методиками достигать юношеского состояния энергии и юношеской бодрости тела. И если человеку было к примеру 40-50 лет и даже намного больше, то практиками алхимии он сможет реально достичь внутреннего состояния юноши. Именно такое чудо и послужило присвоению данной стадии названия 人仙 Жэнь сянь, бессмертный человек. Однако речь пока идёт только о наполнении энергией и доведения её до уровня юноши. На следующем уровне — Земной бессмертный 地仙 Ди сянь, основным требованием к преобразованию тела является преобразование внутреннего энергетического и физиологического состояния, что и происходит в обязательном порядке. Если же говорить о преобразовании тела по внешнему виду до состояния молодости, то это может происходить по желанию.

И ещё пару слов. Под Жэнь сянь в практическом смысле обычно понимают человека, возвратившегося во внутреннее состояние юношества, т.е. восполнившего Мин. Полнота Мин и есть признак Жэнь сянь. Однако, на уровне Жэнь сянь Мин растрачивается так же как и у обычного человека, т.е. её полноту надо поддерживать постоянными практиками, так как из стадии Жень сянь легко обратно стать обычным человеком, растратив Мин. Что касается обратимости вспять последующих стадий:

  1. Земной бессмертный — Ди сянь.
  2. Духовный бессмертный — Шэнь сянь.
  3. Небесный бессмертный — Тянь сянь.

то достигнув полностью какой либо из них, свойства и достижения данных стадий необратимы.

Ради справедливости стоит отметить, что Мин восполняют специальными алхимическими упражнения, аналога которым нет как в книгах по алхимии, так и в книгах по цигун. Наставление может дать исключительно истинный Учитель.

3. Земной бессмертный — Ди сянь. Второе серьёзное достижение внутренней алхимии

После достижения человеком состояния полноты Мин (энергии тела) - первой стадии — Жэнь сянь Бессмертный человек, следующей, и 2 по счёту стадией является — Земной бессмертный — Ди сянь. Эта стадия как раз и есть достижения того, что все понимают под бессмертием — бессмертие физического тела на земле. (Стоит заметить, что достижение Земного бессмертия как раз и есть цель и конечное достижение внешней алхимии, в отличие от внутренней, про которую мы сейчас говорим.)

Сейчас стоит рассмотреть специальный термин Син, который будет встречаться далее неоднократно. Син - это характер человека, его умственные способности, его внутренний мир. Объединено это всё душой, или другими словами духом Инь.

На этой стадии Земного бессмертного Син и Мин человека сливается в одно целое, зарождая тем самым Духовный зародыш - янский дух Яншэнь. К тому же от слияния Син и Мин Возникает некое подобие вечного термоядерного двигателя в собственном теле в условиях Земли поэтому и возможно бессмертие и такие способности…

Понятие соединения Син и Мин абсолютно одинаково на стадиях:

  • Земной бессмертный — Ди сянь.
  • Духовный бессмертный — Шэнь сянь.
  • Небесный бессмертный — Тянь сянь.

А различие кроется в дальнейшем развитии янского духа, который зародился от Слияния Син и Мин на данной стадии Земного бессмертного.

К сожалению написать, как проявляется образование духовного зародыша у внутреннего алхимика на стадии Ди сянь нельзя по соображениям закрытости информации.

Так как если методология алхимии является наиболее закрытым разделом алхимии, то часть связанная с ощущениями в процессе трансформации — еще более скрыта. Потому как даже посвященному намеренно не объясняют ощущения предварительно, дабы он не пытался сознательно вызывать и отождествлять их.

Однако вернёмся к описанию свойств Бессмертного человека. Не смотря на соединение Син и Мин, и обладание янским духом Яншэнь Земной бессмертный хоть и может существовать бесконечно долго на Земле, но его тело может быть разрушено убийством или несчастным случаем. Поэтому и такое казалось бы высокое достижение уровня Земного бессмертного не считалось высоким и все практикующие стремились подняться выше, рассматривая эту стадию земного бессмертного лишь как промежуточный этап.

Следует добавить однако, что и на предыдущем и на этом этапе есть возможность совершенствования различных качеств своего уровня, но это уже не основной путь, а боковые тропинки.


Если человек не задерживается на стадии Ди Сянь и идет дальше, то его тело может не успевать вернуться по внешнему виду до состояния которое было в молодости, и внешне смотреться для окружающих старческим, внутренне будучи словно здоровым младенцем. Если же специально задерживаться на стадии Земного бессмертного — Ди сянь, то путем долгого преобразования можно вновь сделать юношеским тело, однако такая практика (с такой целью) для даосов вполне понятно не является главной. Соответственно стадия — Ди сянь служит связующим звеном предыдущих и последующих стадий, и главным в ней является слияние Син и Мин, и зарождение Духовного зародыша янского духа Яншэнь, а не преобразование внешней части физического тела до уровня юношеского состояния.

Вот картина этой стадии — Ди сянь:

На изображении мужчина, так изображали чань-буддистов. Положение рук здесь непринципиально. Но здесь с таким же успехом могла быть нарисована и женщина, путь никому не закрыт, все равны в такой возможности.

Дело в том, что древний даосизм и Чань до 6-го патриарха это одно и тоже! Лю Хуаян, которому приписывают данный трактат и изображения, был чаньским монахом, который, разочаровавшись в ложном чань, перешел в алхимическую школу и вновь засвидетельствовал древнее единство этих школ. Древний даосизм и древний чань это одно и тоже.

Поэтому в них одни и те же этапы. Поэтому у этих картинок нет никакого отличия с другими картинками из даосских трактатов за одним исключением: там тоже самое выполняют люди даосского вида.

4. Духовный бессмертный — Шэнь сянь. Третье серьёзное достижение внутренней алхимии

От соединения Син и Мин, которое произошло на предыдущей стадии Земной 6ессмертный — Ди сянь зародился Духовный зародыш, янский дух Яншэнь.

Духовный зародыш — Яншэнь на этой стадии - 4.Духовный бессмертный — Шэнь сянь выходит из головы (то есть ещё только рождается в духовном мире), его еще придётся воспитывать и развивать. Это похоже на то как мать (тело) заботится о ребенке (дух). После его укрепления и реализации этого этапа этот дух перейдёт на более самостоятельный этап этой стадии Духовного бессмертного и сможет перемещаться, выйдя из тела в любую точку Вселенной, прежде всего чтобы понять ее устройство и впоследствии для осуществления духовной работы.

Вот картина этой стадии:

Убить Яншэнь уже невозможно, он бессмертен. Но еще остается тело, которое требует внимания… и нуждается в защите, от разрушающих внешних факторов.

Попасть на стадию Духовного бессмертного, минуя стадию Земного бессмертного, никак нельзя. Ореол вокруг Яншэнь — это золотой свет, такой же как нимбы на иконах. И когда зародыш выходит или возвращается в тело через макушку, то свет исходит от головы.

Далее на определенной стадии развития янского духа Яншэнь обретает возможность делиться, воспроизводя таких же двойников. Их количество постепенно можно довести до огромного множества. Они могут выполнять различную духовную работу в разных мирах. Именно тогда происходит полное понимание устройства и законов Вселенной и смысла дальнейшего развития. По желанию практикующего эта фаза может быть растянута на очень долгий срок. Например можно засесть в пещеру на тысячелетия и практиковать в духовных телах…

Вот картина этого процесса деления янского духа:



Если практикующий обретя возможность выводить свой янский дух покинет тело насовсем, а у него на данном уровне появляется такая возможность, то тогда ему придется уйти, не достигнув высшего возможного завершения на Земле — Небесного бессмертного.

Стоит сказать несколько слов о внетелесном опыте в целом. Есть 3 вида внетелесного опыта: мир сновидения, выход иньского духа, выход янского духа. Если сохраняется нормальное дыхание, то речь идет лишь о сновидении, реального выхода иньского духа нет.

Хотя в даосизме и есть практики, направленные на работу со сновидениями, но в его высшем разделе — алхимии, их не только не используют, но и наоборот выполняют специальные упражнения для прекращения сновидений. Ибо в сновидении иньская энергия преобладает над янской и это может сильно препятствовать настоящей практике и даже приводить к необратимым изменениям.

Во время же выхода янского или иньского духа тело недвижимо, но в отличие от выхода иньского духа выходы янского духа не вредят телу и могут быть очень долгими, на разных стадиях от нескольких дней до нескольких лет и т.п. Соответственно, вывод иньского духа из тела приносит телу вред, и продолжительность такого выхода мала по сравнению с продолжительностью выхода янского духа.

Однако, первый выход янского духа должен быть кратковременным, дух сразу возвращают в тело.

Если человек видит свое тело в том же положении, из которого вышел дух и пространство тем же самым, то это выход духа инь, если пространство текуче либо тело совсем в другом положении, то сновидение.

5. Небесный бессмертный — Тянь сянь. Четвёртое серьёзное достижение внутренней алхимии

Итак, Тянь сянь. Напомню, что уже предшествующая стадия может быть растянута на бесконечно долго. Но у бессмертного духа еще остается не превращенное тело. Поэтому остается еще возможность осуществления высшей стадии, которая согласно алхимии возможна на Земле — превращение этого тела в тело света. Это наиболее трудное занятие, потому как требует 9-10 летней неподвижности. Ее должны обеспечить либо верные ученики и единомышленники, Учитель, либо сокрытие, замуровавшись в пещере в соответствии с определенными правилами.

После ее осуществления тело и дух сливаются воедино в «тело» света, и когда достигший уходит с земного плана, ничего не остается… (Кроме каких-либо вещей, как в случае с туфлей Бодхидхармы)

Это высшее достижение всячески искажается современными подвижниками, такими как Шри Ауробиндо например, которые пытаются преобразовать тело непревращенным сознанием. Эта затея совершенно бесполезна…

Если же по каким то причинам практикующий не доходит до высшей стадии — Тянь сянь, то он может либо сам по желанию либо в силу обстоятельств «освободиться от трупа». В зависимости от достигнутого уровня, его оставшееся тело может быть не подвержено гниению, а само мумифицироваться либо даже сгорать от внутреннего огня…

В случае освобождения от трупа тело в любом случае меняется в невозвратимую сторону, и покинувший его бессмертный больше не может возвратиться в своё оставленное тело обратно. Вспомните рассказ о жизни Ли Тегуая.

Вот картины этой стадии:



Есть еще одна деталь, если практикующий завершил полностью стадию — Тянь сянь и вдруг остались ногти, части кожи и т.п., то нет основания утверждать что он окончательно завершил стадию Небесного бессмертного. Поскольку после окончательного завершения стадии Небесного бессмертного от тела не остается ничего…

Часто за тело света миряне принимают сияние янского духа, что является более низшей стадией — Шэнь сянь, как мы с вами уже знаем…

Итак, мы заканчиваем данное описание стадий даосской внутренней алхимии, и как видим чисто физическое бессмертие вовсе не центральная цель даосской внутренней алхимии, и на самом деле нет ничего общего с обще распространенным мнением о даосах, как страстно желающих лишь добиться физического бессмертия и вечно пребывать в суете земной жизни. Анализ древнейших текстов и знаков позволяет увидеть, что в древности жизнь обычного обывателя сравнивалась символически с тюремным заключением, где господствует автоматизм и несвобода. Перед каждым «арестантом» стоит выбор — либо смириться в ожидании конца, либо попробовать рискнуть и сбежать из клетки. Для даосов таким способом «сбежать» стала практика даосской внутренней алхимии. Совсем недавно обнаружил, что в древних текстах крия-йоги стадии полностью соответствуют даосским, прибавим сюда и практику Чань до 6-ого патриарха, что и позволяет сделать вывод, что знание и практика именуемое как даосская внутренняя алхимия было распространено в древности под различными названиями, среди народов Китая, Индии, Тибета. Однако более подробно эту тему древнего единства и распространения практики внутренней алхимии стоит осветить в будущем.

Артемьев Д.А.

Из всех трех техник сексуальной магии Внешняя Алхимия наиболее проста, т.к. требует меньшей самодисциплины.

Внешняя алхимия - техника сексуальной магии

Сексуальная магия Внешней Алхимии в отличие от остальных двух форм сексуальной магии, требует наличие партнера противоположного пола. По своей природе она не подлежит гомосексуальной адаптации.

Любой может выполнить Ритуал Пентаграммы. Неважно, являетесь ли вы евреем, буддистом, мусульманином, атеистом или кем-либо еще. Все, что требуется - ваша готовность совершить ритуал. Можно визуализировать Бога как концепт, существующий вне богов и богинь творения; как христианскую Троицу; источник энергии. Все это не важно - если это работает на вас. Важно лишь то, что хотя наша магическая практика духовна, она не требует приверженности какой- либо религиозной конфессии. Процедуры в этом курсе являются общими по своей духовной природе, следовательно, они приложимы к любой религиозной вере (или отсутствию таковой).

Так как возможно отделить духовность от религии, то можно отделить секс от любви. Совсем не следует разделять эти вещи - имеется в виду, что секс может выступать как упражнение. Секс в сексуальной магии можно отделить от секса в любовных взаимоотношениях. Это не означает, что можно иметь секс на стороне, извиняя его магией. Необходимо сообщить партнеру о предполагаемой цели сношения, получить его разрешение. Это разрешение не должно цедиться сквозь сжатые губы, вызывать злобу и ненависть. Помните, что правдивость жизненно необходима магу.

Это означает, что если у вас нет партнера или если вы имеете свободное разрешение своего партнера, позволительно для сексуальной магии работать с другим партнером.

Любовь и установившиеся отношения важны в человеческой жизни. Если ваше участие в ритуалах, включая и ритуал сексуальной магии, создает трещины в отношениях, лучше всего отказаться от выполнения таких ритуалов. Или, может, вы воспользуетесь лучшим методом, который задействует и вашего партнера.

Итак, если вы гомосексуалист и вы со своим партнером считаете, что секс может быть отделен от любви, вы можете заниматься Внутренней Алхимией. Это зависит от вашей природы и природы ваших взаимоотношений. Возможно, что ритуал, где вместо булавы и чаши используются половые органы, будет для вас более действенен.

Многие маги считают, что классические тексты по западной алхимии содержат в себе зашифрованную информацию о сексуальной магии. Основная идея такая: мужская сперма и женские выделения обладают естественными магическими качествами как результат ментального направления и сексуальной стимуляции. Алхимические инструкции - это простые способы усилить выделения, сделать их более мощными.

С этой точки зрения важно понять 2 вещи:

  • Некоторые указания, содержащиеся в алхимических текстах - всего лишь попытка скрыть истинную природу этой техники.
  • Некоторые слова, употребляемые обычно в алхимии - шифр для сексуальных идей.

Одно из основных традиционных положений Внешней алхимии гласит: процесс задействования материи и нагревание ее может быть очень медленным и занимать дни или даже недели. Для сексуального мага это означает, что лучший способ работы с мужскими и женскими флюидами - делать большую подготовку, возможно в несколько часов. Это означает сексуальное сношение без оргазма или эякуляции в течение очень долгого периода. Ментальная техника, используемая при этом, называется Карецца.

Метафизические представления прошлого века указывают на то, что каждая капля спермы равна 10 или больше каплям крови. Следовательно, для мужчины желательны редкие эякуляции, в то время, как увеличивающийся контакт полезен для парных взаимоотношений. Но как задержать оргазм?

Основная техника задержки оргазма Карецца рекомендует сосредотачиваться на цели сношения больше, чем на физических ощущениях. Необходимо концентрироваться не на получении удовлетворения, а на магической цели. Если мужчина и женщина чувствуют, что оргазм близок, то прекращают движения и, если нужно, пенис вынимается из вагины.

К сожалению, эта ментальная техника эякуляционного контроля недостаточна для большинства мужчин, которых учили с детства, что эякуляция - цель сексуальной деятельности. Большинство мужчин уверены, что они столкнутся с физическими проблемами, если каждый раз при сношении не будут эякулировать. Действительно, после многократных сексуальных возбуждений без оргазма мужчина ощутит дискомфорт - но это не опасно и в следующий раз он ощутит полное облегчение.

Мужчинам для контроля оргазма требуется комбинация ментальной и физической техники. Это особенно относится к тем мужчинам, которые считают, что оргазм - обязательная цель каждого сексуального взаимодействия.

Самая известная техника, - но и вызывающая большинство проблем - техника "сжатия" . Когда мужчина чувствует, что оргазм близок, он должен вынуть пенис из вагины. Затем он или партнер схватывает пенис и сдавливает его головку до тех пор, пока потребности эякуляции не станет.

К сожалению, это не самый приятный метод. Партнеру требуется знать, когда требуется его помощь. Следующая тантрическая система намного лучше.

Преимущество тантрической техники заключается в том, что она использует несколько физических методов и партнеру не требуется знать, когда вы применяете их. Во-первых, сразу перед точкой, за которой наступление оргазма уже не остановить - глубоко вздохните и задержите воздух, медленно считая до 16. При этом посмотрите обоими глазами на кончик носа.

Во-вторых, начните медленно дышать. При этом вращайте глазами по часовой стрелке: вверх, влево, вниз, вправо, вверх. Вы чертите не круг, а квадрат. Одновременно напрягите мышцы ануса (сфинктер) так сильно, как сможете. После того, как начертите 3 квадрата, медленно выдохните и ослабьте мускулы.

Повторите все 3 раза, даже если эякуляция отодвинулась. Заметьте, что это можно совершить, не вынимая пениса - и ваш партнер ничего не заметит.

Но существует еще лучшая даоистская техника контроля оргазма, физическая по природе. В точке эякуляционной нестабильности прекратите толчки и сделайте 3 глубоких вдоха. Затем первыми двумя или тремя пальцами, или всей рукой сильно нажмите в точке перинеума. Эта точка важна для энергетической системы репродуктивности тела. Нажатие изменяет энергетическую систему, которая влияет на органы. Эякуляция не произойдет.

Используя любую из этих техник, вы научитесь контролировать свой оргазм. Но нужно отметить одну сторону даоистской техники: практикуя ее, первое время можно изменять телесную энергию настолько, что мужчина может оргазмировать без эякуляции! Необходимо научиться пользоваться этой методикой.

Основная идея Внешней Алхимии - комбинация флюидов мужчины и женщины (первооснова) магическая по своей природе (становится Элексиром). Затем Элексир должен быть поглощен опять магом во время сексуальной магии. Простейший способ - оставить пенис в вагине на 15 минут: по Тантре, сперма теряет свою магическую силу через 15 минут. Эти флюиды поглощаются тонкой тканью стенок вагины и головкой пениса - но, разумеется, не все.

Большое число сексуальных магов считают Элексир магической Евхаристией. После оргазма мужчина орально стимулирует женщину и поглощает ртом комбинированные выделения. Для большего эффекта он может подержать их под языком, ожидая, пока они на рассосутся. Или же он может поцеловать партнершу и выпить Элексир. Также можно смешать Эликсир в небольшой чашке с вином - и затем выпить.

Когда используется чаша с вином, можно пригласить помощника, который бы эту чашу держал и собирал также в нее Элексир.

Существует также много возможностей для Внешней Алхимии. Стоит лишь заметить, что сношение должно длиться, как минимум, 45 минут. Дальнейший срок определяется самим магом.

Первооснова превращается в Элексир простым удлинением полового акта и неориентацией только на физическое удовлетворение. Этого можно достигнуть силой воли или сосредоточием на символах.

Вот еще одна система, которая ставит мага в один ряд с силами природы и способствует усилению превращения энергии.

Женщинам присущ естественный менструальный цикл примерно в 28 дней, совпадающий с лунным циклом. По оккультной науке, в каждый из 28 дней женщина вырабатывает различные флюиды, когда она имеет оргазм или сексуально возбуждена. Следовательно, акт сексуальной магии необходимо совершать в определенный день с определенной целью. Совмещая духовную силу человека с силами природы, Элексир становится прекрасным мощным магическим флюидом.

Вот список магических возможностей флюидов на 28 дней. Он начинается вместе с появлением Новой Луны женщины. То есть, начало идет от конца ее менструального цикла:

  • Удача;
  • Разделение, плохие желания;
  • Получение общественного признания;
  • Любовь;
  • Материальное благосостояние;
  • Победа в бою;
  • Излечивание от болезней;
  • Обретение здоровья;
  • Духовность;
  • Неудача в любви;
  • Гармония в браке;
  • Разделение, развод;
  • Дружба;
  • Материальные блага;
  • Избежание воров;
  • Избежание ядовитых тварей;
  • Помощь при родах.
  • Помощь при охоте;
  • Общение с врагами;
  • Общение с беглецами;
  • Разрушение;
  • Домашние животные;
  • Растительность;
  • Получение любви и успеха;
  • Жидкости и сосуды;
  • Водные создания;
  • Разрушение;
  • Примирение.

Отметим, что некоторые пункты имеют очень широкий смысл. Их следует интерпретировать магу во время обряда. Например, маг хочет помочь беглецу или спрятать его с помощью Внешней Алхимии. Разумеется, т.к. это вид Серой Магии, сначала необходимо совершить предсказания.

Теперь для вас не представляет трудности создать свой собственный ритуал сексуальной магии. Начните с Открытия Смотровой Башни. Затем выполните саму сексуальную магию. Затем - Закрытие Смотровой Башни. Если участвует группа, то все члены могут сидеть, держась за руки вокруг пары. Иногда возбуждение членов группы благотворно влияет на саму пару. Но возможно и сидение спинами к центру. Сидящие концентрируются на цели ритуала. Наблюдение в течение нескольких часов за слиянием может быть весьма трудным, поэтому особую важность приобретает умение сосредоточиться на конечной цели. Как говорилось ранее, Элексир можно смешать с вином. Этот магический напиток Амариты можно передать по кругу. Сама пара должна испить последней. Она совершает последний глоток, чаша переворачивается, говорится: "Окончено".

Внутренняя даосская алхимия

Предыдущая форма сексуальной магии называется Внешней Алхимией, потому что она работает с энергетической системой тела и магически заряжает вещества, находящиеся вне тела. Внутренняя Алхимия же работает с силами внутри тела и использует силу магически направляемого возбуждения, чтобы усилить и укрепить психическую энергию тела. Внутренняя Алхимия, возможно, окажется более простой для мага, который добросовестно выполнил все ритуалы курса.

Внутренняя Алхимия, иногда называемая Тантра-йогой или Кундалини-йогой, задействует сексуальное возбуждение и энергию и направляет ее к целям, отличным от полового удовлетворения. Когда вы сексуально возбуждены в достаточной степени, пошлите энергию из паха в голову. Это вид обратного Ритуала Срединного Столпа.

Примечание: Не практикуйте эту технику до тех пор, пока не научитесь выполнять Ритуал Срединного Столпа

Неверно считать, что тантра-йога - йога секса. Тантра - это целая философия, один малый аспект которой затрагивает секс. Называть Тантру йогой секса подобно тому, что определять Хатха-йогу как йогу сидения со скрещенными ногами.

Тайны Тантры, особенно сексуальные, тщательно скрывались и скрываются теперь оккультными орденами. Большинство книг о Тантре написано непосвященными тантристами и содержат ошибки авторов. Многие оригинальные тантристские тексты зашифрованы.

Существует много центров психической энергии, расположенных на человеческом теле. Их несколько в голове, на ладонях, на ступнях и т.д. Их называют чакрами. Основных чакр 8. Сейчас для нас совершенно неважно, "открыта" та или иная чакра. Важно научиться посылать энергию вверх от основания позвоночника.

В соответствии с древними тантрическими манускриптами дыхание длятся около 4 секунд. Это означает, что в день происходит 21600 вдохов и выдохов. Конечно, во сне вы дышите медленнее, а при напряжении быстрее: это число символично. Дыхание играет очень большую роль в жизни человека: самая старая основная мантра - ОМ - звук дыхания.

Прислушайтесь к звукам своего дыхания. Вы слышите мантру, которую повторяете 21600 раз в день? При вдохе - "Со". Эту мантру Хам-со мы неосознанно повторяем 21600 раз в день. Контролируя ее, мы сможем научиться контролировать ее силу.

Хам-со - санскритское слово, означающее "лебедь". Важно понять, что вы не говорите и не поете эту мантру. Вместо этого вы просто дышите и слышите ее в своем дыхании. Попробуйте несколько минут.

  • Вдох - Хам
  • Выдох - Со

Чем меньше вы обращаете на нее внимание - тем легче она получается. Однажды вы сможете услышать мантру в своем дыхании - вы уже готовы приступить к следующему упражнению.

Крийа - санскритское слово, обозначающее действие. Выполняя следующее упражнение, вы будете "действовать" с психо-сексуальной энергией силы кундалини. Начните с выполнения Ритуала Релаксации. Когда ваше тело получит глубокое расслабление, начните медленно дышать и слушать "лебедя". Как только вы услышите его, на вдохе - Хам визуализируйте, как ваше дыхание идет через нос, через макушку и вниз по позвоночнику до его основания. Задержите дыхание, насколько возможно, затем выдохните. При выдохе визуализируйте, как энергия идет вверх по позвоночнику, через макушку - и выходит через нос. Выполняйте упражнение 10 -20 раз минимум. Затем вернитесь к обычному вашему дыханию.

Как только вы легко научитесь делать это, вместо задержки дыхания при вдохе сделайте секундную паузу. Затем сделайте несколько коротких выдохов животом. Это получится, если совершить несколько толчков мускулами живота. Вы должны слышать мантру: "Со, Со, Со, Со" и т.д.

Визуализируйте, как прежде, пока не ощутите потребность вдоха. Повторяйте весь процесс до 20 минут.

Через некоторое время вы можете ощутить, как тело начинает само совершать толчки, раскачиваться. Попробуйте отождествить себя с просыпающейся змеей Кундалини. Первое время у вас могут наблюдаться интенсивные эротические ощущения. В любом случае вы должны ощущать толчки, крийю. Если ничего не получается - начните опять.

Когда вы ощутите крийю в себе, важно научиться работать с ней и с потоками энергии в другом человеке. Для этого вам потребуется партнер. Желательно, чтобы он уже работал с крийа внутри себя.

Лучшее положение - это сидя на полу или на подушках или на низких стульчиках одинаковой высоты. Вы садитесь спина к спине, желательно обнаженные, полностью соприкасаясь спинами. Если вы предпочитаете одежду - облачитесь в тонкий хлопок. Каждый из вас выполняет Ритуал Релаксации, затем упражнение Хам-со. Дышать необходимо в одном ритме. Почувствуйте, как ваша энергия и энергия партнера поднимается и опускается в позвоночнике. Хотя она курсирует в позвоночнике (являющемся духовным сосредоточением церебро-спинальных флюидов), она эманирует также и за пределами физического тела. Результатом этого явится усиление действий каждого.

Обмен психо-сексуальной энергией

Важно понять, что все формы работы с дыханием - замена сексуальной деятельности. Следующая ступень заключается в повторении последнего упражнения, используя сексуальную активность как средство стимуляции крийи.

Для этого сядьте опять спиной к спине. В предыдущем упражнении была желательна обнаженность - сейчас она необходима. Здесь дыхание используется для осязаемой стимуляции, ведущей к ощущениям крийа. После Ритуала Релаксации вы и ваша партнерша начинают сексуальную стимуляцию. Начните ласкать себя. Почувствуйте свое лицо, волосы, уши. Коснитесь кистей рук, грудей. Поласкайте ноги, ступни, ягодицы. Научитесь сексуально стимулировать все свое тело. Но не касайтесь партнера - кроме, как спиной.

Как только вы возбудитесь, начните оба интенсивную генитальную стимуляцию. Это означает не только стимуляцию пениса и вагины, но и периниума, ануса и т.д. Вы можете стимулировать любую часть своего тела, дающую наибольшее возбуждение. Но ни один из вас не должен достигать оргазма.

Затем нужно увеличить поток энергии. Это требует соединения энергии обоих участников особым образом. Это физическая техника, которая автоматически увеличивает поток энергии. Здесь нужно, чтобы мужчина и женщина были одеты, по крайней мере, чтобы гениталии участников и груди женщины были закрыты. Можно одеть купальный костюм.

Мужчина сидит, скрестив ноги на полу, на подушке или на очень низком стуле. Женщина сидит на его коленях и смотрит на него. Они смотрят друг на друга. Она может обвить его ногами. Можно для удобства использовать подушки.

Когда вы удобно устроитесь, немного поговорите друг с другом. Осведомитесь у партнера, удобно ли ему, не хочет ли он что-нибудь сказать, есть ли у вас или у партнера чувства или эмоции, от которых вы хотите избавиться. Поведайте друг другу свои страхи и мечты. Ментально соединитесь друг с другом.

Затем начните регулировать дыхание. Близость позволит установить противоположный ритм: когда выдыхает женщина, вдыхает мужчина - и наоборот.

Если вы совершали Ритуал Срединного Столпа и работали с мантрой Хам-со, как описывалось выше, вы достаточно укрепили себя, чтобы двигаться дальше. Но даже если вы не занимались этим, свое действие возымеют физические действия.

Мужчина должен посмотреть в правый глаз женщины, а женщина - в левый глаз мужчины. При ее выдохе и его вдохе она ощущает энергию, восходящую по своей спине и выходящую через правый глаз, а он чувствует энергию, исходящую из ее правого глаза, входящую в его левый глаз и спускающуюся по его позвоночнику.

При его выдохе и ее вдохе он чувствует, как энергия опускается ниже по позвоночнику и выходит через пенис. Она ощущает исходящую из пениса энергию, которая входит в ее вагину и поднимается по ее позвоночнику. Этот процесс представлен ниже схемой.

  • Мужчина Женщина
  • Левый глаз << Правый глаз
  • Пенис >> Вагина
  • Поток энергии

Перед тем, как перейти к следующей технике Внутренней Алхимии, вы должны оставаться в этом положении не менее 20-ти минут (желательно 40). Если это трудно, обоим партнерам можно вытянуть ноги. Он отклоняется назад и упирается ногами в пол, или даже спиной о стену или подушку.

Почувствуйте движение энергии, как она поднимается даже на более высокий, чем при сидении спиной к спине или в одиночестве уровень. По мере работы с этим вы почувствуете, как крина сотрясает вас. Это хороший знак. Но из-за близости, связанного дыхания и циркуляции между вами энергии вы можете ощутить сильное сексуальное возбуждение. Это тоже хороший знак - но подождите до окончания упражнения (20 - 40 минут), и лишь потом займитесь сексуальной деятельностью. Вы можете обнаружить, что это весьма экстатичный секс, которым вы раньше никогда не занимались.

Затем необходимо повторить уже данное упражнение, но раздевшись. Но пенис не должен находиться в вагине. Не поддавайтесь искушению! Смотрите раскрытыми глазами друг на друга. Если взгляд уйдет - энергетическое поле исчезнет. Потребуется много времени для восстановления контакта.

К этому можно добавить физические ласки. Так как нужно поддерживать глазной контакт, будут задействованы только руки. Ласкайте лицо, уши, руки, ноги, грудь, живот. Женщина может начать ласкать пенис, а мужчина - ее груди, клитор, вагину. Но ни один из вас не должен иметь оргазма. Хорошим знаком будут обильные выделения женщины. Если кто-нибудь почувствует приближение оргазма, необходимо сообщить партнеру о желательной перемене способа стимуляции. Продолжайте упражнение 20-40 минут.

С добавлением ласк величина энергии снова возрастает. Крийа может оттолкнуть вас друг от друга; тогда необходимо начать упражнение снова! После выполнения можно заняться сексом.

Чем больше интимный контакт - тем выше величина психо-сексуальной энергии и сильнее крийа.

После выполнения описанных упражнений вы готовы к выполнению следующего ритуала. Все это были приготовления к нему.

СТУПЕНЬ 1. Поместите для ритуала Внутренней Алхимии в комнате источник слабого света, желательно свечи. Зажгите много ароматных палочек, преимущественно сандаловых или мускатных. В центре будет ваше место, от которого на расстоянии руки поставьте воду, вино, мясо или кукурузные хлопья, рыбу или имбирь и чувственные "игрушки" - веер, перчатки, масла и т.д. Не следует брать вибраторы, дезинфицирующие пение кремы или что-нибудь, вызывающее боль. Возможна мягкая музыка. Подготовив помещение, закройте дверь и выйдите из него до следующей части ритуала. Выключите телефон. Попросите не беспокоить вас и партнера в течение нескольких часов.

СТУПЕНЬ 2. Вместе с партнером примите ванну, оставаясь в ней по возможности подольше. Осветите ванную свечами. Моя друг друга, поговорите о дневных проблемах и эмоционально разрядитесь. Освободившись от проблем, начните играть друг с другом, но нс допускайте сношения. Если нельзя принять ванну - примите вместе душ. Наденьте после этого свои магические мантии.

СТУПЕНЬ 3 ритуала Внутренней Алхимии. Выполните Открытие Смотровой Башни или, по меньшей мере, РП.

СТУПЕНЬ 4. Сядьте вместе, женщина слева от мужчины, ласкайте друг друга. Немного подкрепитесь. Ласки должны быть физическими и словесными - до тех пор, пока сексуальное возбуждение не станет настолько сильным, что потребуется снять мантии. Снимите их. Если это случится быстрее, чем за полчаса - вы торопитесь (но в комнате не должно быть часов).

СТУПЕНЬ 5. Продолжайте ласки. Используйте игрушки. Если кто-нибудь приблизился к оргазму - замедлите ласки.

СТУПЕНЬ 6. Когда возбуждение достигнет максимума, пара принимает положение, данное уже в упражнении. Но сейчас женщина берет пенис и вставляет его в свою вагину.

Существует и другое положение, которое, возможно, многие пары предпочтут. Мужчина ложится на спину и поднимает ноги, чтобы они коснулись груди. Женщина, повернувшись спиной к его лицу, как бы садится на пенис. В этот момент мужчина расслабляет ноги. Если пенис находится глубоко, мужчина сможет поставить одну ногу на пол, а другую положить на бедро женщины. Мужчина может ласкать женщину сзади, а она легко может ласкать его гениталии.

СТУПЕНЬ 7 ритуала алхимии. Теперь вы видите, что достигли состояния, когда глазной контакт не нужен. Но дыхание необходимо согласовывать. И, что особенно важно, не двигайтесь! Не должно быть толчков ни с чьей стороны. Женщина может только расслаблять мускулы вагины.

СТУПЕНЬ 8. Почувствуйте, как через и вокруг вас течет энергия. Важен интимный контакт. Неважно, если у женщины кончатся выделения или у мужчины ослабнет эрекция. Оставайтесь в том же положении.

СТУПЕНЬ 9. Если женщина оргазмирует - не страшно. При приближении к оргазму нужно воспользоваться техникой контроля, даваемой раньше.

СТУПЕНЬ 10. Пусть крийа возрастет до тех пор, пока у вас не будет Маха тантры (подробнее об этом ниже), или пока не пройдет 40 минут.

СТУПЕНЬ 11 ритуала алхимии. Затем возможно обычное сношение или иная сексуальная деятельность. Вырабатываемый алхимический Эликсир будет очень силен в течение 15 минут, и хотя в этом ритуале это не обязательно, лучше его не расточать напрасно.

СТУПЕНЬ 12. Выполните Закрытие Смотровой Башни или РП. Обряд завершен.

Примечание: "Маха" значит великая. Маха-тантра поистине велика! Она представляет собой крийа, умноженную в миллион раз. Маха Тантра-гениальныйсверх-оргазм, когда все тепло, кажется, освобождается от многолетнего напряжения. Обычно она длится от 20 сек.до 2 минут, но кажется, что проходят часы. Это ощущение радости, силы, освобождения, возбуждения, удовлетворения, соединения со всем, слияния с Божественным Источником. Это совершенно иное состояние сознания.

Очень трудно описать Маха-тантру; пока вы ее сами не ощутите - это невозможно.

Внутренняя Алхимия (内丹 - Нэйдань) – это особые методы высшего уровня, основу которых составляют медитативные практики (打坐 - Дацзо), предполагающие сидение в неподвижном покое и безмолвии (静坐 - Цзинцзо). Их целью является духовное развитие человека, которое дает возможность понять самого себя и свое предназначение в этом мире.

Принципиальное отличие Нэйдань от Цигун заключается в том, что методы обычного Цигун позволяют работать с обычными видами энергии, позволяют оздоровить тело, уравновесить циркуляцию энергии и достичь контроля над своими чувствами и эмоциями. А методы Внутренней Алхимии позволяют работать не только с обычной энергией и с обычным сознанием, но и с изначальной энергией человека и его изначальным духом (божественной природой), что существенно повышает эффективность всех энергетических практик по развитию тела и сознания.

Работая с изначальными сокровищами Юань Цзин, Юань Ци и Юань Шэнь, а также с истинной (чжэнь) Ци Неба и Земли и используя специальные практики, человек выплавляет в своем теле особое энергетическое образование - Эликсир Бессмертия (金丹 – jindan – цзиньдань - пилюля бессмертия, эликсир бессмертия, золотой эликсир, золотая пилюля, золотая киноварь). В дальнейшем этот Эликсир используется для открытия обычных, чудесных и алхимических каналов, изменения физического тела и совершенствования Души и Духа.

В результате можно обрести абсолютное здоровье и существенно продлить жизнь. До недавнего времени именно методы Внутренней Алхимии хранились в очень большой тайне, в отличие от обычных методов Цигун, достаточно широко распространенных в мире. Внутренняя Алхимия - это сердце, самое ядро Даосской Традиции, и в Школе Чжэнь Дао этому разделу уделяют самое большое внимание.

В каждом человеке присутствует его сокровенная духовная («божественная») природа, и цель практик внутренней алхимии – пробудить ее! В повседневной жизни мы больше направлены вовне, на взаимодействие с окружающим миром, познавая и изучая его. При этому обычно у нас формируются жизненные цели, направленные главным образом на материальные аспекты нашей жизни. Однако такой образ мышления часто приводит к непониманию и непринятию событий, которые с нами происходят, и, как результат – к страданиям и стрессам. Вследствие этого наше сознание ограничивается, и мы не можем увидеть общую картину мира и себя в этом мире!

Внутренняя алхимия предоставляет методы проникновения в сущностные глубины Бытия.

Через изучение и постижение внутреннего мира в состоянии тишины и покоя мы проникаем в тайны Бытия. Методы внутренней алхимии помогают вернуться к своим истокам, прикоснуться к своей изначальной («божественной») природе и направить свое познание на понимание и соединение с этой истинностью (с Дао). Таким образом становится возможным более глубокое понимание мира, и как следствие – более адекватное взаимодействие с окружающим миром. А Мастера, достигшие совершенства, практикуя методы внутренней алхимии, выходят за пределы всех человеческих и земных ограничений, что называется состоянием бессмертного небожителя, святого (仙 – «сянь»).

Методы внутренней алхимии, которым обучают в Школе Чжэнь Дао, в первую очередь направлены на очищение и совершенствование сердечной природы, очищение сердца и ума от омрачений и постижение своей изначальной природы. В процессе самосовершенствования задействуется работа с изначальной энергией (Ци) – жизненной силой, которая помогает нам обрести внутреннюю гармонию, развиваться духовно и постигать себя. Таким образом происходит двойное совершенствование – на уровне сердечной природы (Син) и жизненности (Мин).

Самые начальные знания по Внутренней Алхимии обычно преподаются на специальном семинаре или на ритрите. Далее люди, прошедшие семинар или посетившие ритрит, могут посещать специальные поддерживающие занятия для регулярной практики и уточнения различных практических и теоретических аспектов.

Регулярные занятия по внутренней алхимии могут посещать только те, кто прошел семинар в Школе Чжэнь Дао.

Даосская медитация – искусство Хранения одного. Оно направлено на понимание энергетических процессов в организме через призму Единого, то есть через призму той реальности, которая помогает уйти от временных значений. Даосская медитация направлена в первую очередь на подготовку тела, энергии и сознания к алхимической работе. Медитация создаёт два важней для этого условия: сохранение состояния естественности и «удержание» тела, подобно сосуду для алхимического преобразования.

Все медитационные техники в даосской традиции опираются на специальные знания и приёмы, позволяющие заниамться внутренним укреплением духа и изменением энергии посредством концентрации мысли, преобразованием тела и создания циркуляции энергии.

Внутренняя алхимия - совокупность даосских духовных практик, включающих в себя элементы йоги, медитации, дыхательной гимнастики цигун, визуализации (цуньсян) и ритуала. Целью внутренней алхимии является достижение бессмертия или долголетия. Внутренняя алхимия стала особенно популярна в эпохи Тан и Сун, о ней сохранилось большое количество сочинений этого периода. При этом традиция внутренней алхимии прослеживается ещё до Ханьского периода и ранее (IV-III века до н. э.), о чём свидетельствуют мавандуйские тексты; внутренняя алхимия существовала параллельно внешней; в ранние времена внешней алхимии было посвящено больше сохранившейся литературы, но в конце танской эпохи внешняя алхимия почти полностью была вытеснена внутренней алхимией, при этом древние трактаты по внешней алхимии были заново интерпретированы, как трактаты по внутренней. Одним из основополагающих трактатов является сочинение Вэй Бояна Цаньтунци II века.

Внутренняя алхимия опирается на представление, что бессмертие достигается за счёт определённых процессов в организме, которые поддерживаются специальными упражнениями и медитациями. Учение о внутренней алхимии обладает следующими особенностями:

· Теория внутренней алхимии опираются на древние сочинения по внешней алхимии, но вещества, которые там описаны (золото, серебро, киноварь, ртуть …), равно как и процессы плавления являются лишь символами, указывающими на организм человека - внутренние органы, меридианы, жидкости, соки, секрецию, потоки энергии.

· Процессы, проходящие внутри человека, взаимосвязаны с природными ритмами - сезонными изменениями природы, циклом день-ночь, фазами луны, ходом Юпитера. Пониманию природных ритмов и явлений посвящён Ицзин. Наблюдая за природой и следуя Ицзину и другим классическим книгам, можно правильно направить внутренние процессы в организме.

· Внутренние процессы регулируются с помощью дыхательных упражнений (цигун) и специальных медитаций. При этом активно используются знания классической китайской медицины о каналах, внутренних органах и потоках энергии ци в организме.



· Огромное значение имеет психологическое состояние адепта, который должен быть настроен на правильные внутренние процессы, не расходуя энергию зря.

· Многочисленные переплавки длятся многие месяцы.

· В процессе переплавок и трансформаций вызревает бессмертный зародыш, который находится в киноварном поле (даньтянь) - полости живота на определённом расстоянии ниже пупка, которая является центром «утробного дыхания».

· Зародыш вскармливается и развивается в течение девяти месяцев (в некоторых рецептах указываются другие сроки), после чего покидает тело через макушку, новое тело уже обладает бессмертием.

Сам себя смог родить таким способом Лао-цзы (буквально - старый ребёнок), матушка Ли вынашивала его 81 год, а комментарии говорят, что Матушка Ли - это не кто иной, как сам Лао-цзы.

Для того, чтобы выращивание зародыша стало возможным, нужно не тратить попусту энергию и поддерживать себя особым образом - правильно питаться, не давать хода эмоциям. В частности, не рекомендуется тратить «эссенции» (цзин) - такие как семя и слюна. Разработаны методы глотания слюны и удержания спермы от семяизвержения. Со внутренней алхимией связана также особая сексуальна практика, при которой удерживается семя, но энергии используются для омоложения организма.

Внешняя алхимия - раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом. Внешняя алхимия известна с давних времён, ещё с эпохи Чжоу. Исследования по приготовлению эликсиров бессмертия активно поощряли императоры Цинь Шихуан и У-ди. И позднее немало императоров прибегало к услугам даосских магов, особенно во время танской династии.



Первые танские императоры активно пользовались услугами алхимиков, причём не всегда выбирали «квалифицированных» даосов (с точки зрения даосской традиции), приглашая нередко откровенных шарлатанов. После того, как императоры умирали в страшных мучениях от сильных отравлений, алхимиков преследовали и казнили, но потом находились другие и история повторялась снова. После нескольких случаев неестественных смертей императоров репутация методов внешней алхимии среди даосов резко упала, и основной интерес переместился на внутреннюю алхимию.

Приготовлению эликсиров посвящено несколько глав энциклопедического труда Гэ Хуна «Баопу-цзы», написанного в IV веке, в котором собрано и критически прокомментировано множество рецептов долголетия и бессмертия.

Даосы считали, что органические вещества сами распадаются со временем, не являясь вечными. Бессмертия можно достичь, используя высокочистые минералы. Процесс приготовления снадобья требует определённых ритуалов и медитаций, праведного образа жизни, очистки своих мыслей и помыслов. Эликсир должен вызревать длительное время, готовиться в соответствии с сезонами года, днями календаря и часами дня и фазами Луны. Эликсир бессмертия получается в результате многочисленных переплавок и перегонок.

Для приготовления эликсиров использовались, в зависимости от рецептов, разные минералы. Особенно ценились золото и киноварь, сплав которых считался эликсиром. Сочетание иероглифов «золото» и «киноварь» (кит. 金丹, пиньинь jindan , палл. цзиньдань ) со временем приобрело значение эликсира бессмертия (иногда переводится как «золотой эликсир» или «золотая пилюля»). Применялись также сера, ртуть, свинец, серебро, мышьяк и другие минералы.

Трудность получения эликсира заключалась в получении предельно чистых веществ, соблюдении технологии выплавления пилюли, выбора времени начала алхимических процессов, правильных методов принятия пилюли. Трактат «Баопу-цзы» обсуждает эликсиры с использованием многочисленных веществ и минералов и приводит истории из жизни бессмертных, а также шарлатанов.

Приготовление эликсиров было популярным вплоть до III-V веков, эликсиры давались также императорам, которые умирали неестественной смертью, современный анализ останков показывает наличие в костях многих императоров мышьяка и других минералов. По мере развития даосизма древние сочинения по внешней алхимии были переосмыслены, минералы и вещества стали пониматься как символы внутренних процессов в организме, и стали развиваться методы внутренней алхимии.

13. Ведущие направления религиозного даосизма. Школы Шанцин (Маошань), Линбао, Чжэнъидао и Цюаньчжэнь цзяо .

Шанци́н «Школа Высшей Чистоты» - направление в даосизме, возникшее в конце IV века в Китае. Другое название школы - Маошань по имени горы, где находился центр этой школы.

Эта школа практикует преимущественно медитацию визуализации (цунсян - «поддержание жизни в образе»). Шанцин - первая школа даосизма, о которой можно сказать, что она собрала все знания и представления воедино, создала канонические тексты и выработала указания, чётко зарегламентировав жизнь общины.

По представлениям школы Шанцин, существуют живущие на небе Истинные Люди (Чжэнь-жэнь), которые обладают огромным знанием и ценнейшими книгами из Небесных Книгохранилищ. Контакт с Истинными Людьми позволяет записать эти тексты, которые они передают достойным медиумам через состояние транса.

Основателем школы считается Вэй Хуацюнь (252–334), известная под именем Сяньань. Она всерьёз занималась медитациями и мистическими практиками, и достигла успехов в визуализациях через своё тело. Фактически школу основал её ученик Ян Си, происходящий из аристократического рода. В период 364-370 он активно практиковал визуализацию, возможно с использованием галюциогенных препаратов, и видел многочисленные чудесные видения, встречался с бессмертными, духами и божествами, которые открыли ему небеса Высшей Чистоты (Шанцин), секреты бессмертия и другие тайны. О своих открованиях он рассказал чиновнику Сюй Ми (семья которого состояла в родстве с родом Гэ Хуна), и вместе с Сюй Ми и его сыном Сюй Хуэем они построили скит на горе Маошань, это и послужило основанием школы. Входя в транс, Ян Си записывал свои откровения палочкой на песке.

Позднее движение Шанцин стало набирать силу и стало популярным среди интеллигенции и аристократии, составив конкуренцию Школе Небесных Наставников. Среди патриархов Шанцин прославился Тао Хунцин, блистательный учёный и энциклопедист, упорядочивший сочинения школы и собравший канон школы Шанцин.

Школа Шанцин вернулась к шаманским практикам экстатических полётов, распространённых в эпоху Чжоу, и ввела снова в практику визуализацию, как мистическую так и связанную с вызовом духов. Школа вернулась также к старым техникам, связанным с физическим упражнениям потреблению галлюциногенных веществ и целебных трав в рамках внешней алхимии. Божества в Шанцин были для посредничества - они призваны были передавать адептам ключи ко входу в Небесные Реалии. Таким образом, школа Шанцин стала первой даосской школой, которая по-настоящему поклонялась божествам и составляла им гимны.

Адепт школы Шанцин, используя своё тело и свой организм, старался, подключив воображение, поймать соответствие между собой и космосом, ощутив себя небесным божеством, и реализовать таким способом Небесное Дао. Общей целью являлось всё многообразие духов, из которых состоит человеческий организм и психика, собрать в единое целое и привести в гармонию, вернувшись к изначальному единству.

Мир богов воспринимается адептом как рай, где играет небесная музыка, стоят изысканные павильоны, балдахины с цветными перьями, драконы, фениксы, паланкины. Для попадания в этот мир надо привлечь божества, управляющие телом и частями организма, собрать энергию ци девяти пренатальных небес. Это воображаемое путешествие требует путеводителей, карт, талисманов, знания секретных имён богов и способов проникновения через охраняемые заставы.

Линбао , иначе Школа Волшебной Яшмы или Школа Духовной Драгоценности - одна из основных школ даосизма, возникшая в Китае во времена династий Цзинь (265-420) и Лю Сун в начале V века. Школа Линбао существовала около двухсот лет, и после этого во времена династии Тан растворилась в школе Шанцин. Учение Линбао является синтезом религиозных идей школы Шанцин, ритуалов Школы Небесных Наставников и буддийских практик.

Отличительной особенностью Линбао является заимствование многих положений буддизма, в частности идею перерождения и элементы космологии. Несмотря на включение в учение понятия реинкарнаций, школа Линбао сохранила учение о бессмертии. Пантеон школы Линбао - тот же самый, что в школе Шанцин и в Школе Небесных Наставников. Однако ритуал стал меньше опираться на индивидуальную практику, а более - на коллективные обряды. Наиболее известное из сочинений школы Линбао - Уфуцзин (Пять Талисманов ), в основе которой лежат работы по даосской алхимии Гэ Хуна, обработанные Гэ Чаофу. Хотя школа Линбао прекратила существование, другие школы переняли от неё буддийские практики и различные элементы учения.

Школа Истинного Единства или Чжэнъидао - религиозное направление даосизма, основанное во время династии Сун как школа, продолжающая Школу Небесных Наставников, эта школа опирается на линию Небесных Наставников со времён Чжан Даолина. Школа была признана китайскими императорами и её территория обладала правом самоуправления.

Во время династии Сун и позднее при династии Мин руководители Школы Небесных Наставников были поставлены во главу всех направлений даосизма, и Школа Истинного Единого оставалась наиболее активной и процветающей среди всех других школ.

В XII-XIII веках название Чжэнъи (Школа Истинного Единого ) приобрело официальный статус.

Территория вокруг горы Лунхушань в провинции Цзянси в 1275 была пожалована императорами династии Сун во владение 36-го Небесного Наставника Чжан Цзунъяня, где вплоть до 1948 существовало вассальное теократическое государство со статусом самоуправления. Тогда же императором было признано главенство Небесного Наставника над всеми даосами южного Китая (северный был занят чэурчжэнями).

После образования КНР в 1949 63-й «Небесный наставник» эмигрировал на Тайвань, где сейчас находится резиденция его преемника. Школа Чжэнъи оказывает существенное влияние на ситуацию на Тайване, особенно в крестьянской среде.

В центре религиозной практики школы Истинного Единства - совершение общинных богослужений (цзяо), призванных «обновить» силы природы и способствовать процветанию общины верующих. Ритуалы имеют сложный символич. характер. Для ее учения характерна подробная разработанность космологии. Доктрина Чжэнъи изложена в четвертом (дополнительном) разделе даосского канона «Дао цзан» под названием «Чжэнъи бу».

Цюаньчжэнь Школа Совершенной Истины , Школа Совершенной Подлинности - основная школа даосизма, распространённая преимущественно на севере Китая. Школу основал даос Ван Чунъян (кит. 王重陽,1112 - 1169) в XII веке, когда наибольшего могущества достигла чжурчжэньская династия Цзинь (1115-1234). Когда в 1254 в Северный Китай вторглись монголы и одержали победу над династией Сун, даосы школы Цюаньчжэнь приложили огромные усилия для достижения мира и спасения жизни тысяч людей.

Основным положением школы Совершенной Истины стало требование обязательного принятия даосами монашеского обета, особое значение имела встреча ее основателя - Ван Чунъяна с бессмертным Люй Дунбинем в 1159. В целом это определило персональный характер данного направления даосизма. Догматической основой повседневной жизни даосов школы Совершенной истины являются обеты (цзе).

Принципы вероучения Цюаньчжэнь изложены в трактате Ван Чунъяна «Ли цзяо ши у лунь» (Пятнадцать статей, устанавливающих учение ).

В отличие от прежних школ, Цюаньчжэнь уделяет существенно меньшее внимание литургии и магической обрядности. При этом значительное место уделяется медитации и созерцанию, а также «внутренней алхимии», в которую входят элементы цигун.

Много идей и медитационных техник школа Цюаньчжэнь переняла или сформировала под влиянием буддизма, отчего получила название «даосский Чань».

От адептов школы требуется высокое нравственное совершенство и принятие монашества.

Под словосочетанием «даосская алхимия» скрываются древние знания китайской традиции даосизма о трансформации человеческой природы и достижении бессмертия. Первоначально отталкиваясь от заимствования свойств и качеств у природных элементов, учение даосов вылилось в понимание бессмертия как результата постоянной работы над своим телом и духом. В этой статье мы рассмотрим, какие методы даосы считали действенными для достижения бессмертия человека.

Даосизм как учение

Учение о дао появилось еще за несколько веков до нашей эры. Однако сама философия даосизма оформилась только во II-V веке н.э. В ее основе лежит многогранное понятие «дао», означающее саму суть этого мира. Его трактуют и как вечное действие, благодаря которому существует мир, и как единую силу, пронизывающую все на свете. Дао можно сравнить и с христианским Святым Духом, и с тем, как индийские боги «танцуют» мироздание. Дао — это та искра жизни, из-за которой существует мир.

Ключевые фигуры даосизма: легендарный Хуанди

Существует несколько исторических персонажей, которых считают основателями даосизма. На сегодня мы точно не знаем, кто первым сформулировал принципы дао, однако все из описанных героев сыграли важную роль в становлении философии и школ даосизма.

Если рассматривать становление традиции в хронологическом порядке, то первым, кого стали называть основателем даосизма, был полулегендарный Желтый Император Хуанди. Историки не отрицают существование такого государственного деятеля, однако жил он столь давно — еще 3000 лет до н.э. — что его деяния слишком мифологизированы. Его считают не только создателем первого китайского государства, но и первопредком всех китайцев вообще. А с даосизмом его связывает создание нескольких трактатов на медицинскую и космологическую тематику. Одно его такое сочинение — Иньфуцзин — содержит множество рассуждений о внутренней алхимии, процессах внутри человеческого тела и взаимодействии человека с внешним миром.

Лао-цзы и «Дао Дэ Цзин»

Другим полумифическим персонажем, сыгравшим важную роль в становлении философии даосизма, является китайский мудрец Лао-цзы, живший за пять веков до нашей эры. Достоверность его биографии, да и сам факт реального существования Лао-цзы подвергаются сомнениям. Чего стоит одна только легенда о его рождении: якобы мать вынашивала его 80 лет, и родился он уже седым и мудрым старцем, причем не так, как рождаются все остальные люди, а из бедра матери. Впрочем, такая легенда лишь может свидетельствовать о масштабах мудрости Лао-цзы — его современникам не верилось, что столь почтенный старец мог прийти в этот мир так же, как и все остальные.

Главное наследие Лао-цзы — философский трактат «Дао Де Цзин» (“Книга пути и достоинства”), в котором описаны основные принципы и понятия даосизма:

  • дао — понятие, лежащее в основе всего сущего, Абсолют;
  • дэ — проявление дао, связанное с моралью и добродетелью;
  • у-вэй — принцип недеяния, утверждающий, что иногда лучше остаться созерцателем.

Внешняя даосская алхимия

Поначалу бытовало мнение, что добиться бессмертия можно с помощью специальных снадобий и средств — якобы можно позаимствовать у веществ их свойства и таким образом изменить свою природу.

Органическим веществам приписывалось свойство удлинять жизнь, иногда на целые столетия и даже тысячелетия, но обеспечить бессмертие могла только неорганика — металлы и алхимические реактивы. На основе минералов создавались снадобья, которые надлежало регулярно употреблять в микроскопических дозах. Естественно, эликсир бессмертия, в составе которого была ртуть, киноварь, мышьяк и прочие подобные вещества, превращался в яд. Впрочем, ежедневная порция эликсира была столь мизерна, что смерть в результате отравления ядовитыми веществами наступала, только когда в организме накапливалось их достаточное количество. И то, подобную смерть считали одной из форм бессмертия (вознесение из физического тела), а легкие недомогания от снадобий — верным знаком на пути к вечной жизни.

Трактат «Баопу Цзы»

Важную роль в становлении и развитии методов внешней алхимии сыграл древний китайский ученый Гэ Хун. Он жил в IV веке нашей эры, состоял на службе у императора и посвятил свою жизнь алхимическим опытам и написанию трудов, в том числе и энциклопедических трактатов. Один из текстов, сохранившихся до наших дней, носит название «Баопу Цзы», что в переводе означает «Объемлющий пустоту мудрец».

Трактат Гэ Хуна «Баопу Цзы» содержит не только размышления о дао и принципах даосизма, но также много практической информации, касающейся достижения бессмертия и продления жизни. Несколько глав посвящены рецептам различных снадобий - как на основе минералов, так и на основе органических веществ. Гэ Хун замечает, что для эликсиров подходит только минеральное сырье высшего качества, не содержащее лишних примесей. Также сырье для эликсиров, бессмертия золото и серебро, обычно были весьма дорогостоящими. Именно поэтому Гэ Хун приводит много альтернативных рецептов с использованием растительных и животных компонентов.

Внутренняя даосская алхимия

Впоследствии от принципов внешней алхимии было решено отказаться в пользу методов, называемых внутренней алхимией. В их основе лежало постоянное совершенствование тела и духа, включая медитацию, специальные упражнения и постоянную работу над собой.

Последователи внутренней алхимии взяли за основу все те же принципы внешней алхимии, однако трактовали описываемые эликсиры бессмертия и вещества, необходимые для их создания, всего лишь как алхимические символы, аллегоризацию человеческого тела. На первый план вышло взаимодействие элементов и стихий внутри человеческого тела.

Считается, что на протяжении всей истории даосизма нескольким мудрецам удалось добиться бессмертия и покинуть свое физическое воплощение. К ним относят уже упоминавшихся выше Гэ Хуна и Лао-цзы. Причем существуют свидетельства о смерти Гэ Хуна, утверждающие, что через несколько дней его тело исчезло из гроба, якобы вознесшись в виде чистой энергии.

Принципы внутренней алхимии

Добиться бессмертия полагалось не с помощью специальных медикаментов, а полагаясь на гармонизацию собственного организма с окружающим миром. Жаждущему вечной жизни необходимо было выстроить свою жизнь в соответствии с ритмами природы: сменой дня и ночи, времен года и так далее. Кроме следования специальному режиму, нужно было также освоить различные практики и упражнения, помогающие нормализовать внутренние процессы. Важная роль отводилась дыхательным и медитациям — ведь эмоциональное состояние непосредственно влияло на физическое. Чтобы достичь бессмертия, полагалось освободиться от разрушающих эмоций и пребывать в состоянии абсолютного спокойствия.

Внутренняя алхимия обычно оперирует тремя основными понятиями - Ци, Цзин и Шэнь. Они представляют собой три субстанции, находящиеся в постоянном круговороте и формирующие человеческое бытие.

Энергия Ци

Жизненная сила, которую может сохранять и накапливать каждый человек, в соответствии с даосской алхимией носит название Ци. Иероглиф Ци также принято переводить как «эфир» или «дыхание». Считается, что Ци пронизывает все вокруг и является материальной основой всего происходящего. Если в организме человека нарушается циркуляция Ци — возникает болезнь. Со смертью Ци полностью покидает тело человека. Для того чтобы излечиться, нужно восстановить в своем теле правильную циркуляцию Ци. Тот же принцип встречается и в фэншуй — если в доме нарушено течение Ци, то живущих в нем будут преследовать несчастья.

Эссенция Цзин

Цзин — это скорее не энергия, а тонкая субстанция, из которой состоит тело человека. В более узком понимании это понятие употребляется для обозначения половой энергии человека в даосской алхимии. Цзин рассматривалась как врожденная и приобретенная — какая-то ее часть переходила от родителям к ребенку на генетическом уровне, в то время как другая накапливалась в течение жизни в виде питательных веществ, полученных из воздуха, еды и воды. Считалось, что совокупность врожденной и приобретенной Цзин хранится в почках.

Дух Шэнь

Третьей концепцией внутренней алхимии является Шэнь, символизирующий бессмертный дух человека. Шэнь - это то, что отличает нас от животных и помогает достичь бессмертия. Человек называет это сознанием или разумом. Именно Шэнь контролирует Цзин и Ци. Это наиболее тонкая форма субстанции, дающая ощущение ясности. Если дух Шэнь слаб, то ваше сознание словно пребывает в потемках. Шэнь также соответствует процессу мышления и всей нервной системе.

Меридианы тела

Даосская алхимия рассматривает тело человека как совокупность меридианов, по которым циркулирует Ци и другие энергии. Физиологически эти меридианы не выражены, но на них возможно повлиять путем воздействия на различные зоны тела (чем, в частности, и занимается акупунктура). Всего различают двенадцать парных меридианов, соответствующих определенным органам, а кроме них, отдельно выделяют передний и задний срединный меридианы. Обычно во время манипуляций с энергией в упражнениях Цигун и медитациях ее проводят именно по срединным меридианам.

Понятие о даньтянях

Согласно даосской науке о бессмертии и принципам внутренней алхимии, в теле человека расположено три резервуара для накопления энергии, называемых даньтянями (буквально — «поле киновари»). Даньтянь — это своего рода точки пересечения нескольких энергетических меридианов. Концентрация на ощущении даньтяня позволяет уплотнить его, словно набирая в резервуар энергию и упаковывая ее «до востребования».

Обычно рассматривают верхний, срединный и нижний даньтянь. В чем-то такая схема соответствует чакрам в йоге, правда, количество энергетических центров - не семь, а три. Верхний даньтянь, «корень мудрости», расположен в области третьего глаза (как Аджна-чакра). Срединный даньтянь, «корень духа», соответствует Анахата-чакре и располагается в центре груди. Нижний даньтянь, «корень цзин», расположенный чуть ниже пупка, соответствует трем нижним чакрам. В нем происходит преобразование эссенции Цзин в энергию Ци.

Работу с даньтянями и управление потоками энергии можно освоить с помощью регулярных занятий Цигун, йогой и медитаций. Даже занимаясь обычными физическими упражнениями, вы все равно задействуете все энергетические центры и каналы - именно поэтому после спорта чувствуется такой прилив сил.


Top