Что главное в работе воспитателя детского сада. Воспитатель доу в современной ситуации в условиях реализации фгос

«Современный воспитатель, какой он?»

Горжусь профессией своей за то, что

детство проживаю многократно

Быть воспитателем детского сада очень и очень непросто. Понимаешь, какая ответственность лежит на тебе - от воспитателя зависит будущее ребёнка и страны. Лет через 15 всё взрослое население будут представлять наши выпускники. Именно к ним мы пойдём лечиться, они будут строить дома, принимать законы, станут теми людьми, от которых зависит судьба страны.

Детский сад – это второй дом для детей, здесь они проводят 10-12 часов в день. Главная задача воспитателя – развить в ребёнке личность, ту неповторимость, которая будет выделять его среди окружающих; научить общаться и считаться с другими, уважать себя и других…

Но чтобы воспитать личность, нужно самому быть личностью.

1) Воспитатель должен очень много знать, постоянно работать над собой, обладать специальными умениями и навыками; постоянно совершенствовать своё мастерство, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики; знать компьютер, уметь пользоваться Интернетом.

2) Воспитатель должен быть психологом, учитывать возрастные особенности детей, находить к ним индивидуальный подход, уважать их. Дети открыты для добра и красоты, не терпят несправедливости, говорят правду прямо в лицо!

3) Воспитатель должен быть творческой личностью, быть проводником для детей в мир сказки и фантазии, вызывать в детях восторг, любовь, нежность, удивление. Воспитатель должен быть интересен детям – уметь петь, танцевать, «оживлять» кукол, читать стихи, рассказывать сказки, шить, рисовать, делать игрушки из природного материала, из бумаги, из бутылочек и баночек, из крышек и коробочек и ещё много из чего!

5) Воспитатель должен заботиться о здоровье детей, выполнять все режимные мероприятия; учить следить за своим внешним видом, приучать к самообслуживанию.

6) Воспитатель должен уметь находить общий язык с родителями. Воспитатель должен со вниманием относиться к вопросам и пожеланиям родителей, быть с ними предельно вежливым и терпеливым (знать психологию взрослого человека, ведь родители все такие разные!)

7) Воспитатель должен быть: самостоятельным, старательным, дисциплинированным, трудолюбивым, ответственным. А также – быть обаятельным и привлекательным, красивым, аккуратным, соблюдать правила личной гигиены (ведь воспитатель является для детей образцом); не зависимо от житейских неприятностей – всегда жизнерадостным, весёлым, обладать чувством юмора.

Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника и т.д. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя, поэтому нужно уделять большое внимание развитию творческого воображения.

Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Необходимые качества современного воспитателя - терпеливость, доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями.

Общение с детьми - каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно раствориться без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны.

Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. Быть воспитателем – это призвание. Это значит, хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть не заметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.

Работая воспитателем, я могу сказать - лучше моей профессии нет! Она заставляет забывать все огорчения и обиды, даёт ощущение вечной молодости.

Конечно, добрым должен быть!

Любить детей, любить ученье,

Свою профессию любить!

Каким быть должен воспитатель?

Конечно, щедрым должен быть.

Всего себя без сожаленья

Он должен детям подарить!

Каким должен быть воспитатель детского сада в современных реалиях? Данная профессия является особой по своей значимости и сущности.

Особенности профессии

Специфика труда заключается в том, что в качестве основного объекта выступает ребенок, являющийся уникальным творением природы. Воспитатель должен заниматься духовным, психическим, физическим развитием малыша. Именно по этой причине работа воспитателем в детском саду является одной из самых ответственных и важных в современном мире.

Специфика педагогической деятельности

Вся работа воспитателя направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих развитию гармонически развитой личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть подлинное профессиональное мастерство. Далеко не все обладатели диплома педагогического учебного заведения смогут стать хорошими работниками ДОУ. Работа воспитателем в детском саду подразумевает осуществление музыкальной, игровой, трудовой, исследовательской, проектной деятельности с воспитанниками.

Программа работы воспитателя

Существуют определенные требования к уровню подготовки, а также к непосредственной деятельности педагогического работника дошкольного учреждения. Помимо среднего профессионального либо высшего профильного образования, должна быть специальная рабочая программа воспитателя. В ней указываются основные цели работы с воспитанниками: образовательные, развивающие, воспитательные. Здесь прописываются задачи, поставленные воспитателем на определённый период, способы их достижения. По новым стандартам дошкольного образования, педагог прописывает все основные универсальные умения и навыки, которыми должны овладеть после завершения курса обучения, его воспитанники. В зависимости от того, какой профиль выбран дошкольным учреждением, программы педагогов могут быть узконаправленными. Среди самых распространенных направлений в ДОУ лидирует патриотическое, экологическое, физкультурное направление.

Функции для реализации образовательной деятельности воспитателя

Для реализации задач, поставленных перед воспитателем современной системой российского образования, ему необходимы определенные функции. Коммуникативно - стимулирующая функция предполагает умение педагога налаживать контакт с детьми, поддерживать доброжелательные отношения с ребятами. Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения. Эта функция предполагает полноценное общение не только с подопечными, но и с родителями, другими сотрудниками, коллегами.

Диагностическая функция взаимосвязана с изучением особенностей каждого ребенка и установлением их уровня воспитанности и развития. В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду. Настоящий профессионал изучит все личностные характеристики каждого ребенка в своей группе, познакомится с родителями, проанализирует жилищные условия, атмосферу в семье, чтобы быть в курсе всего, что происходит с его малышами.

Предполагает такие профессиональные качества воспитателя детского сада как планирование образовательной и развивающей работы. Кроме того, в профессиональные интересы работника ДОУ должно входить желание творчески подходить к своей деятельности.

Конструктивно - проектировочная функция характеризует профессиональные качества воспитателя детского сада, касающиеся организации учебных занятий и развивающих игр, проектов с малышами.

Организаторская функция считается самой сложной, именно она позволяет продемонстрировать воспитателю свои личностные характеристики. Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.

Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.

Что должен уметь воспитатель

Есть определенные личностные качества, которыми должен обладать воспитатель детского сада. Образование данного профиля можно получить в педагогическом колледже или университете. В первую очередь необходимо отметить доминантные качества. Если педагог не любит детей, не хочет с ними работать, не идет даже речи о его педагогической компетентности.

Гуманность

Данное качество особенно важно для представителей данной профессии. Именно воспитатель должен оказывать своевременную поддержку и помощь ребенку, помогать ему в преодолении проблем, связанных с общением с другими ребятами. Под руководством чуткого наставника, происходит превращение малыша из «гадкого утенка» в красивого «лебедя». За время посещения детского сада, должен идти личностный рост ребенка, расти желание к получению новых знаний и навыков.

Толерантность

Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.

Педагогический такт и справедливость

Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности. По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника. Справедливость - обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу. Какими еще личностными качествами должен обладать хороший воспитатель? Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость. С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Министерством образования разработаны требования, которым должен отвечать современный педагог дошкольного учреждения.

  • Он обязан планировать, организовывать, осуществлять деятельность и детей и их воспитание в ДУ.
  • Воспитатель занимается повседневной работой, которая направлена на обеспечение условий для социальной и психологической реабилитации дошкольников.
  • В своей работе он обязан применять современные владеть приемами, методами, средствами обучения.
  • Основываясь на рекомендациях детского психолога, результатах личных исследований, работает с детьми индивидуально, в группах, занимается коррекционно-развивающей деятельностью.
  • Вместе с медицинским работником разрабатывает и реализует комплекс мероприятий, направленных на профилактику и укрепление физического здоровья дошкольников.

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение укрепление здоровья детей, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Воспитатель обязан знать и соблюдать законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, касающиеся дошкольного воспитания, владеть положениями Конвенции о правах ребенка.

Заключение

Такое слово, как «воспитатель» происходит от «питать», то есть вскармливать. Современный словарь трактует данную профессию как человека, который занимается воспитанием кого-либо, принимает на себя всю ответственность за развитие и условия существования личности иного человека. Для появления данной педагогической профессии были объективные причины. Для полноценного развития общества, было важно, чтобы опыт, накопленный старшими поколениями, передавался детям. Впервые данная профессия появилась в Древней Греции. В то далекое время за развитием ребенка отвечал раб. Именно он сначала следил за малышом, после того, как ребенок подрастал, сопровождал его в школу. В обязанности раба входил контроль развития ребенка, его поведения и совершаемых поступков. Постепенно на смену рабу пришли домашние воспитатели (гувернантки), а потом и воспитатели детского сада. Современные педагоги ДУ - творческие и яркие личности. Они отличаются эмоциональной стойкостью, выдержкой, терпением, уравновешенностью, наблюдательностью. У представителей данной профессии прекрасные коммуникативные и Воспитатель - прекрасный организатор, владеющий четкой речью, умеющий привлечь к себе внимание собеседника. У всех представителей этой важной и ответственной профессии, развито чувство личной ответственности. Они активны, инициативны, добры по отношению к своим воспитанникам и коллегам. Существуют и определенные медицинские ограничения, не позволяющие человеку работать воспитателем ДУ. Кандидат на должность воспитателя проходит медицинский осмотр. К детям не допускают людей с психическими расстройствами, серьезными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, страдающих сильным заиканием. Нельзя работать в детском саду и лицам, которые имеют кожно-венерические и инфекционные болезни, являются вирусоносителями.

Современный педагог дошкольного учреждения

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой создание нового типа детского сада, способного организовать единое образовательное пространство, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, особенностей, выражение в творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, где интересы ребенка-дошкольника будут взяты за основу. На данном этапе происходит переоценка ценностей и авторитетов, которая приводит к интенсивному поиску современных образовательных технологий, направленных на развитие и поддержку детской инициативы, на охрану и укрепление здоровья детей. В подтверждение этому новый нормативный документ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования» определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы – развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Профессионализм педагога состоит из многих составляющих. Но очень часто бывает, что процесс воспитания и обучения детей выстраивается в систему, которая зачастую четко спланирована и жестко регламентирована, почти полностью исключая творчество как педагога, так и детей. И как следствие, предложения, вопросы детей, их настроения остаются без должного внимания, так как выходят за рамки спланированной деятельности. Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.

Обновление педагогического сознания – процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значимость своей миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. У воспитателя должна быть мотивация и потребность в саморазвитии. В современном образовательном учреждении должны быть созданы условия для изучения передового опыта, актуализации знаний и творческого применения их на практике. Педагог должен быть способным к самоанализу и самооценке, восприятию новой информации и внедрению в свою работу инновационных форм взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – современные требования к качеству образования. Прежде всего, всеми благами информационно-коммуникативных технологий должны владеть педагоги.

Применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе важно для совершенствования образовательной системы. Использование современных технических средств может изменить педагогический процесс, внеся в него новизну и разнообразие. Современный педагог в своей работе должен использовать персональный компьютер со всем его огромным потенциалом – это облегчит некоторые моменты его педагогической деятельности, а также при грамотном использовании и творческом подходе можно добиться ошеломляющих результатов – процесс воспитания и обучения будет интересен всем участникам образовательного процесса.

Становится очевидно, что педагог, который ведет педагогическую деятельность с использованием мультимедийного проектора, компьютера, ориентируется в информационном пространстве, обладает качественным преимуществом перед коллегами, действующими только в рамках традиционных технологий.

Одно из главных условий использования информационно-коммуникативных технологий в детском саду – с детьми должны работать грамотные специалисты, не только владеющие навыками работы на компьютере, знающие их технические возможности, но и четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым информационным технологиям. Учитывая это, педагог должен владеть компьютерной грамотностью, осваивать работу с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной информационной сети Интернет для того, чтобы можно было использовать современные компьютерные технологии для взаимодействия с воспитанниками и их родителями на качественно новом уровне.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будут не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникативными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма. В образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.

Какими же качествами должен обладать современный педагог дошкольного учреждения? В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие. Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:

а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им) . Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;

б) способным к изменениям - чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;

в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;

г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.

Исходя из всего вышесказанного, можно выделить несколько рекомендаций по профилактике педагогических затруднений, о которых еще говорил В.А. Юзефович.

  • Систематически анализируйте собственные действия в процессе профессиональной деятельности с позиции «подвергаю сомнению правильность содеянного» . Сомневайтесь. Научитесь смотреть на себя в процессе деятельности глазами других людей. Поспорьте с собственными мыслями. Ведите дневник, записывайте свои мысли и пр.
  • Скрупулезно изучайте все дисциплины, в особенно педагогику и психологию. Не переоценивайте свой личный опыт, выстраивайте собственную педагогическую деятельность, соотносится её с научными основами, а не с обыденными представлениями или стереотипами.
  • Избегайте ошибочных обобщений («Я пришла на занятие недостаточно подготовленной и вышла из затруднительного положения за счет своей общей эрудиции, следовательно, можно не готовиться тщательно к каждому занятию» )
  • Не принимайте негативные реакции людей, их неадекватное поведение как желание причинять вам неудобство. В основе такого поведения лежат собственные проблемы людей и неумение их конструктивно разрешать.
  • Если совершили ошибку, не опускайте руки. Постоянно повышайте свой теоретический уровень.
  • Посещайте занятия опытных педагогов, впитывайте в себя новое.

Только постоянно развиваясь и совершенствуясь, воспитатель полноценно сможет выполнять свои функции. А важнейшей служебной функцией воспитателя была и будет – постоянное общение с ребенком. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, общительными, а главное, подготовленными к жизни в современном обществе!


Top