Программа кружка по нетрадиционной аппликации средняя группа. Рабочая прграмма кружка по аппликации "бумажная симфония"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад № 61 «Мечта»
Принято на педагогическом совете Заведующий МДОУЦРРР
«__» ______________ 2014 года Детский сад № 61 «Мечта»
Протокол № ___________ _________ М.И. Щетинина
Рабочая учебная программа
по дополнительному образованию
кружка по аппликации
в средней группе № 5.
Руководитель: воспитатель-
Артемова И.В.
Г. Воскресенска
2014 -2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.
Учебная программа реализуется по средствам основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и дополнена программой под ред. А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой обучения дошкольников работе с бумагой в средней группе в детском саду.
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования требованиями (ФГОС от 17 октября 2013 г. №1155). Так же следующими нормативными документами:
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 23.07.13.
- Концепцией дошкольного воспитания;
Задачи - Сан Пин от 30.07. 2013г.№2.4.1. 3049-13
В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.
Наиболее полно изобразительное творчество у детей дошкольного возраста проявляется в аппликации. Поэтому особую актуальность приобретает развитие творческой личности ребёнка посредством аппликации.
Программа кружка «Цветная фантазия» разработана на основе программы А. Н. Малышевой и Н. В. Ермолаевой и поможет организовать интересные и увлекательные занятия для детей.
Цель рабочей программы:
Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребёнку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.
Задачи:
В разработанной программе предполагается:
- развивать эстетическое восприятие мира, природы, фантазию, художественного творчества взрослых и детей.
-развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
-освоить навыки работы с ножницами и клеем;
-научиться приёмам преобразования бумаги;
-развивать мелкую моторику рук.
Программа кружка «Цветная фантазия» по аппликации предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в средней группе 20 мин. Всего30 занятий.
Средняя группа
Продолжительность(мин.) Количество в неделю Количество в год
20 1 30
Учебно- тематическое планирование.
№ Темы НОД Кол-во
1. Практические 29
2. Итоговая 1
Результатом реализации учебной программы следует считать:
1.Приобщение детей к миру прекрасного,развитие активного интереса к изобразительному искусству.
2.Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста позволяют ставить перед ними посильно выполняемые изобразительные задачи,овладеть разнообразными способами и приёмами аппликации форм, величины, пропорции.
3.Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. К концу года дети познакомятся с различными материалами и их свойствами
4. Освоят навыки работы с ножницами и клеем; научатся некоторым приёмам преобразования бумаги.
5.Научатся видеть необычное в обычном предмете; разовьют мелкую моторику рук.
Материально-техническое обеспечение:
1. Наглядные материалы:
. Иллюстрации к темам.
2. Картинки, книжки - раскраски.
3. Принадлежности для аппликации: альбомные листы А-4,заготовки из бумаги
. Цветная бумага и цветной картон, Клей, кисточки, краска, мягкие салфетки.
. Самоклеящаяся и гофрированная бумаги, наборы для детского творчества.
. Простые и цветные карандаши
4. Методическое обеспечение.
. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. -Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2008.-144 с., ил.
. Богатеева З. А.Занятия аппликацией в детском саду; Кн. Для воспитателя дет. сада.-М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
. Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста», методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика -2006г.
. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. «Цветные ладошки»: М.: «Карапуз».
Месяц Тема занятия Кол-во занятий Программное содержание Литератур
а
СЕНТЯБРЬ 1. «Весёлый клоун» 1 Закрепить умение раскладывать и Малышева А.Н.
наклеивать готовые формы, сопоставлять срт. 27
их с образцом, соотносить по размеру и цвету.
2. «Пирамидка» 1 Учить составлять пирамидку сопоставляя Малышева
формы и размер кругов, закрепить знание стр.21
основных цветов.
3. «Травушка-муравушка» 1 Познакомить детей с ножницами и конспект
основными правилами безопасности при
работе тренировочного упражнения.
ОКТЯБРЬ 1. «Разноцветная матрёшка» 1 Учить располагать узор в пределах Малышева А.Н.
основы неправильной формы Стр.28-34.
(силуэт матрёшки).
2. «Полосатый коврик» 1 Учить подбирать гармоничные цветовые
оттенки. Правильно держать ножницы,
сжимать, разжимать кольца. Техника
безопасности при работе.
3. «Волшебные палочки» 1 Продолжать осваивать работу с ножницами,
правильно держать их, составлять
изображения из полосок
4. По замыслу 1 Продолжать составлять изображения
по замыслу. Творческие способности, умение самостоятельно составлять фигуры
. НОЯБРЬ 1. «Праздничные флаги» 1 Закрепить умение разрезать полосы Богатеева З.А.
Поперёк и составлять композицию из флажков стр. 96
В виде гирлянды, красиво сочетать элементы по цвету.
2. «Шарфик для Мишутки» 1 Учить располагать подготовленные фигуры, Малышева А. Н
чередуя их по величине и форме. Продолжать Стр.16
отрабатывать умения правильно держать ножницы.
3. «Грузовичок» 1 Научить создавать знакомые предметы, Малышева.
срезая углы у прямоугольника и квадрата, стр. 33
закрепить знание геометрических фигур.
ДЕКАБРЬ 1. «Мозаика» 1 Развивать воображение, чувство цвета "Аппликация в
и умение трансформировать детском саду»
геометрические фигуры. - стр. 59.
2. «Украсим рукавичку» 1 Составлять узор на основе, Малышева - стр. 35
самостоятельно выбирать элементы украшения
3. «Ёлочки растут в лесу» 1 Учить вырезать треугольники и Богатеева З.А
составлять из них ёлочку: варьируя величину. - стр.97
частей, наклеивать на основу, украшать фон снежинками
4. «Новогодняя открытка» 1 Учить аккуратно, наклеивать элементы, «Аппликацией в
не размазывая клей на основ. детском саду"- стр.70.
ЯНВАРЬ 1. «С Рождеством!» 1 Учить аккуратно наклеивать МалышеваА. Н. -стр.40.
элементы сюжетной композиции
не размазывая клей на основе.
2. «Снеговик» 1 Тренировать умение срезать углы,
равномерно закругляя их, развивать воображение,
глазомер, мелкую моторику рук.
3. «Домик для снегурочки» 1 Формировать умение вырезать Богатеева З. А.- стр.97.
части домика и наклеивать их, украшая узором.
Закрепить приёмы вырезания.
ФЕВРАЛЬ 1. «Строим дом» 1 Продолжать работать с геометрическими Малышева А. Н.-
фигурами, составляя из них изображение стр.37
конкретного предмета (дома).
2. «Открытка папе» 1 Закрепить умение вырезать фигуры
круглой и овальной формы из др. геометрических фигур,
создавать сюжетную композицию к празднику.
3. «Микроавтобус» 1 Научить составлять композицию Стр.39.
из геометрических фигур, изображая автобус.
Тренировать срезать углы, закругляя их.
4. «Красный цветок для мамы» 1 Учить вырезать круги и овалы. Богатеева З.А. стр.100.
Составлять из них цветы, бутоны и стебли с листьями.
Учить радоваться результату.
МАРТ 1. «Подарок маме- 1 Учить осваивать новые приёмы Малышева АН. Стр.38.
декоративная закладка» с бумагой: складывание полоски
бумаги гармошкой, срезание углов,закругление их по
контрольной линии.
2. «По замыслу» 1 Закрепить приёмы складывания
бумаги гармошкой, срезание и закругление углов
в сюжетной композиции.
3. «Одуванчики расцвели» 1 Учить вырезать круги и полоски. БогатееваЗ. А. стр.99
Составлять из них образ одуванчиков, варьируя по
высоте. Воспитывать любовь к природе
АПРЕЛЬ 1. «Скворечник» 1 Учить вырезать части скворечника Богатеева З.А. стр.97
и наклеивать их в определённой последовательности.
Воспитывать заботливое отношение к птицам.
2. «Заюшка» 1 Закрепить умение вырезать Малышева А.Н. стр.42.
фигуры круглой и овальной формы из других
геометрических фигур(круг из квадрата, овал -из
прямоугольника).
3. «Пирамидка» 1 Учить вырезать округлые формы Малышева А.Н. стр.43
из прямоугольника (плавно срезая углы).
Составлять пирамидку и располагать изображение
аккуратно, ровно на листе.
МАЙ 1. «Праздничные шары» 1 Учить вырезать и различать Богатеева З.А. стр.100
Круг. Овал. Составлять композицию
в виде связки шаров разного цвета и размера.
Вызвать радостное ожидание праздника.
2. «Идёт бычок, качается» 1 Итоговое занятие. Закрепить Малышева А. Н. стр. 45
различные приёмы вырезания и сгибания бумаги и
правила техники безопасности при работе с ножницами.
3. «На птичьем дворе» 1 Закрепить умение составлять Малышева А. Н. стр.46
сюжетную композицию из геометрических фигур и
отработку навыка работы с ножницами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№22 «Синяя птица» комбинированного вида»
Планирование кружка «Волшебная бумага» в средней группе №1 «Бабочки» на 2014-2015 учебный год.
Воспитатели: Зинченко. Т.Н
Соловьева. А.Г
Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами. В связи с этим, в МДОУ введены кружковые занятия по этому направлению, которые проводит воспитатель средней группы.
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с этим воспитателями была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала детей.
Цель программы – развитие творческих способностей детей, средствами бумажной пластики и оригами, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
Задачи:
1. Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
2. Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
3. Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в кружковой деятельности, а также поэтапное освоение детьми различных видов бумажной пластики и оригами.
4. Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей интерес к бумажной пластике и оригами.
6. Развивать творческие способности дошкольников.
7. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Развивать навыки декоративного искусства.
9. Способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю в первую или вторую половину дня. Продолжительность занятия: 20 минут – средняя группа.
На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Волшебная бумага".
Знать:
правила ТБ;
название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
правила общения;
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
различать материалы по их назначению;
качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
1. «Театрализованная деятельность». Создание подарков для сказочных героев, персонажей, масок и предметов ряженья для драматизации.
2. «Физическая культура». Использование поделок в оформлении к праздникам, развлечениям.
3.«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
4. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам, потешкам, стихотворениям.
5. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
6. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Блок 1 – «Волшебные полоски»
Блок 2 – «Игры с бумагой»
Блок 3 – «Рваная бумага»
Блок 4 – «Мятая Бумага»
Блок 5 – «Объемная аппликация»
Блок 6 – «Закрепление пройденного материала»
Тематический план для детей средней группы.
Месяц, блок. | Тема | Компонент ДОУ | Материал | Сопутствующие формы работы |
|
«Волшебные полоски» | Цветы из двух крестиков. | Научить детей склеивать цветок из двух крестиков. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета. | ||
Цветы из снежинок. | Познакомить детей с новым способом изготовления цветов. | Развитие творчества, воображения. | Полоски бумаги разного цвета | Разучивание хоровода «Цветы» (муз. Бахудовой) |
|
Гирлянда из цветов. | Закрепить умение детей склеивать цветок из двух крестиков, составлять гирлянду из цветов. | Бумажная пластика. Развитие чувства ритма и цвета в гирлянде. | Полоски бумаги разного цвета, цветы из двух крестиков, Цветы астры. | Развитие навыков декоративного конструирования. |
|
Ноябрь. «Игры с бумагой» | Такая разная бумага. Скрутите… | Научить детей превращать бумагу в подзорную трубу, цилиндр. | Познакомить детей с различными свойствами и видами бумаги. | Листы бумаги, цветные карандаши, кораблик. | Занятие по ознакомление с окружающим. |
Сверните… | Научить скручивать из бумаги кулёчек, делать нос, рожки, цветок. | Познакомить с новым способом манипуляции с бумагой: сворачивание | Цветные листы бумаги, предметы из уголка ряженья. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
|
Скатайте… | Показать способ игры с бумагой - скатывание. Сделать башню из трубочек. | Способствовать развитию навыков конструирования. | Цветные листы бумаги, пирамидка, кубики. | Развитие речи. Заучивание стихотворения А. Ахундовой «Ступеньки». |
|
Сложите… | Изучить прием складывания бумаги. Сделать гармошку, бабочку. | Развивать моторику пальцев, познакомить с новым способом манипуляции с бумагой. | Цветные листы бумаги, клей, нитка, музыкальные инструменты: гармошка, барабан, металлофон. | Музыкальное воспитание. Разучивание песни «Я играю на гармошке…» |
|
Сомните… | Изготовление осьминога. | Изучить прием сминания бумаги. | Цветная бумага, рисунок осьминога. | Физическая культура. Пальчиковая игра «Осьминожки». |
|
«Рваная бумага» | Подарок для мамочки в виде сердечка на детской ладони. | Знакомство с гофрированной бумагой и новой техникой «мятая бумага» | Закрепить умение скатывать и скручивать бумагу, развивать мелкую мускулатуру рук. | Красная гофрированная бумага, заготовка детской ладони. | Подготовка подарков для мамы, а также разучивание песен и стихов к празднику «День Мамы» |
Создать из оторванных цветных кусочков жирафа. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев. | Кусочки цветной бумаги, оторванные от листов и подобранные по форме, мягкая игрушка – жираф | Развитие речи. Разучивание стишка о жирафе. |
||
Сделать аппликацию пингвина из кусочков рваной бумаги. | Способствовать развитию навыков конструирования, воображения. | Цветная бумага различного цвета, альбомный лист, клей, кисточки, карандаши, салфетки | Ознакомление с окружающим миром Беседа о том, какие бывают птицы. |
||
Подарок родителям к Новому году. | Сделать аппликацию снеговика из ватных дисков. | Развитие творчества, воображения | Ватные диски, цветная бумага, открытки. | Разучивание стихов на новогоднюю тематику. Разучивание ролей к новогоднему празднику. |
|
«Повторение пройденного материала» | Снежинки. | Склеивание снежинок из полосок. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. Наклеить снежинки на окна к празднику. | Цветные полоски из плотной бумаги разного цвета, предметы ряженья к новогоднему празднику. | Театрализованная деятельность. Рассматривание и рисование снежинок. |
Карнавальные очки. | Оформление и украшение карнавальных очков. | Воспитывать интерес к бумажной пластике. | Заготовки карнавальных масок, цветная бумага, вата. | Театрализованная деятельность. |
|
Февраль ие пройденного материалаю тематику.. «Мятая бумага» | Снеговик. | Изготовление снеговика способом «Мятая бумага», знакомство с гофрированной бумагой. | Создание праздничного настроения и украшение группы. | Цветная бумага, гофрированная бумага, игрушка снеговика, клей, снег. | Опытно - экспериментальная деятельность «Таяние снега» |
Изготовление елочки и ее украшений способом «Мятая бумага» | Создание праздничного настроения и украшение приемной. | Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки. | Экологическое воспитание: «Что будет, если каждый из нас срубит по одной елочке?» Разучивание стихотворенияИ.Токмаковой «Живи, елочка» |
||
Черепашонок. | Изготовление черепашонка. | Закрепить изученный способ аппликации: мятая бумага. Развивать воображение. | Листы и кусочки гофрированной бумаги, клей, кисточка. | Развитие речи. Чтение отрывка из сказки «Золотой ключик». |
|
Светофор | Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. | Правила дорожного движения. | Игрушка светофора, машинки, цветная гофрированная бумага. | ПДД «Пешеходный переход». Воспитание эмоциональной отзывчивости |
|
Март. «Объемная аппликация» | Гусеница. | Научить склеивать гусеницу из нескольких шариков одинакового размера. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности | Несколько полосок одинакового размера для изготовления объемных фигур. | Воспитание бережного отношения к живой природе. |
Закрепление навыков склеивания из полосок. | Наблюдение за аквариумными рыбками. Бумажная пластика. | Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы. | Развитие речи. «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» А.С.Пушкина. |
||
Цыпленок. | Научить склеивать цыпленка из двух шариков одинакового размера. | Полоски цветной желтой бумаги разного размера, клей. | Воспитание бережного отношения к животным. Рисование «Цыплята гуляют в траве». |
||
Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. | Бумажная пластика. Развитие воображения через воспитание наблюдательности. Развивать моторику пальцев. | Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса. | Чтение сказки Олега Ицексон «Про автобус Быстрик». | ||
Апрель. «Закрепление пройденного материала» | Изготовление бабочки из мятой бумаги. | Способствовать усвоению навыков работы с мятой бумагой, развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением лета, бабочек, сачок. | Ознакомление с окружающим миром. Рисование бабочек в свободное от занятий время. |
|
Разноцветный коврик. | Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. | Познакомить детей с таким приемом аппликации, как рваная бумага. | Разноцветная цветная бумага. | Художественное воспитание. «Будет радуга у нас», чтение стихотворений о радуге и красках. |
|
Игрушка «Зайчик» | Закрепить умение правильно пользоваться ножницами и клеем | Развивать эстетическое восприятие, мелкую мускулатуру рук. | Разноцветная цветная бумага, заготовки основы зайчика. | Театрализованная деятельность. Русская народная сказка «Заюшкина избушка» |
|
Совместная рабата детей на тему: «Скоро лето…» | Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. | Учить детей создавать композицию из кусочков бумаги. Развивать моторику пальцев | Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей ПВА, кисточка, открытки, картина в рамке. | Художественное воспитание. Развивать художественно – эстетический вкус при рассматривании произведений великих русских художников. |
|
Стрекоза. | |||||
Божья коровка. | Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем | Учить детей оформлять свою работу красиво, развивать эстетический вкус фантазию. | Разноцветная цветная бумага, заготовки элементов работы. | Развитие навыков декоративного конструирования, бережного отношения к своей работе. |
Анализ результатов диагностики уровня развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста кружка: «Волшебная бумага»
Цель диагностики: выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.
Срок диагностики: от 10.05.15 до 18.05.15 г.
В диагностике принимало участие: 26 детей.
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
Беседы, игры, художественное слово;
Специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости - аппликация,
Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
Выставки, изготовление подарков.
Критерии диагностики разработаны исходя из задач кружковой работы и ручной умелости детей, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Занесены критерии в таблицу. Критерии были разделены по направлениям: развития мелкой моторики движений руки, пальцев и качество освоения ребенком продуктивного труда. Данные диагностики обработаны и получены следующие результаты по развитию у детей мелкой моторики рук и освоению качества продуктивной деятельности.
Выделили следующие уровни развития детей:
2- низкий уровень развития.
3-удовлетворительный уровень развития.
4-средний уровень развития.
5-высокий уровень развития.
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность детей дошкольного возраста, на конец 2014-15 учебного года кружка «Волшебная бумага»
Ф.И ребенка | ||||||||||||
Владеет приемами работы | ||||||||||||
Таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений рук. | Владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем. | Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики) | Владеет приемами работы | Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы. | Использует свои конструктивные решения в процессе работы. | Показывает уровень воображения и фантазии. Выполняет работу по замыслу |
|||||||||||||||||||||||||||||
Уровень | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|||||||
Кол-во детей | 2 | 6 | 9 | 9 | 0 | 13 | 6 | 7 | 2 | 6 | 11 | 7 | 0 | 11 | 8 | 7 | 0 | 9 | 11 | 6 | 0 | 10 | 6 | 10 | 0 | 10 | 7 | 9 |
|||||||
7 | 23 | 35 | 35 | 0 | 50 | 23 | 27 | 8 | 42 | 23 | 27 | 0 | 42 | 31 | 27 | 0 | 35 | 42 | 23 | 0 | 38 | 24 | 38 | 0 | 38 | 27 | 35 |
Сводная таблица результатов за 2014-2015 учебный год
Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев | Критерии качества освоения ребенком продуктивной деятельности |
|||||||
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень - 5% (Детей испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук).
Удовлетворительный уровень развития – 38% (У детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль);
Средний уровень - 22 % (Дети, относительно хорошо пользуются приемами работы, справляются с заданиями при помощи взрослого)
Высокий уровень- 29%, (Владеют навыками и умениями работы с инструментами, проявляют интерес к практической деятельности.)
По критериям качества освоения ребенком продуктивной деятельности
Низкого уровня – нет.
Удовлетворительный уровень развития-40% Дети испытывают затруднения по всем критериям качества освоения продуктивной деятельности (у детей из-за возраста: не сформированы навыки, им 4 года; из- за пропусков д/с по болезни, без причины.)
Средний уровень - 32% .
Высокий уровень- 32%, Дети имеют представление о материале, из которого сделана поделка, с амостоятельно определяют последовательность выполнения работы.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в нашей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.
В заключение хочется отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Для совершенствования работы по данной проблеме мы наметили следующие перспективы:
Продолжить работу над развитием мелкой моторики в следующем году;
Продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
Осуществлять взаимодействие с семьей;
Продолжить работу кружка «Волшебная бумага».
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад №44 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рабочая программа кружка по аппликации
«Умелые ручки»
Воспитатель: Ермакова Н.И.
Г. Нефтекамск
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами:
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлин ский.
Пояснительная записка
Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле, является – работа с бумагой.
Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, бумажные салфетки, ватные диски и т.д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки.
Аппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.
Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.
Основные задачи:
- формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
- учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
- учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции);
- обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
- развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
- развитие речевых навыков;
- развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
- воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
- воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста(4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю длительностью 20 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).
Срок реализации программы 9 месяцев.
Ожидаемые результаты работы:
Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.
Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду.
Литература : И.В Новикова «Объёмная аппликация в детском саду»
И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в
Детском саду»
А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду»
Интернет – ресурсы
Тема | Задачи | Материал |
|||
Сентябрь |
|||||
« Фруктовый сад» | Учить детей аккуратно отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, обмакивая в клей, приклеивать их к картону. | ½ белого картона с изображением дерева, цветная бумага (зеленый, коричневый цвет), бумажные салфетки красного цвета, клей кисть, салфетки. |
|||
Октябрь |
|||||
«Осенние листочки» | Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный). | Альбомный лист с изображением дерева, цветная бумага (желтая, оранжевая, красная), клей, кисть, салфетки. |
|||
«Ветка рябины» | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисть рук, развивать мелкую моторику. | ½ лист картона, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки. |
|||
Ноябрь |
|||||
«Осенний букет для мамы» (коллективная работа) | Закреплять приём раскатывания, аккуратно прижимать жгутики пластилина, наклеивать пряжу на листочек, продолжать формировать желание делать приятное для своих мам. | Ватман, пластилин, Разноцветная пряжа, Заготовки кленовых листочков, клей, салфетки. |
|||
«Петушок – золотой гребешок» | Упражнять в комковании и скатывании в жгутики полосок от бумажных салфеток. Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных жгутиков на силуэт хвоста, комочков на туловище) | ½ тонированного альбомного листа с силуэтом петушка бумажные салфетки, клей. |
|||
«Медвежата» | Продолжать учить аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера, приклеивать кусочки бумаги к картону. | ½ картона с контурным изображением медведя, клей, салфетки. |
|||
Декабрь |
|||||
«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) | Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю), пространственное освоение листа, развитие воображения. Продолжать учиться действовать сообща. | ½ тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, клей, салфетки. |
|||
«Зимняя картина» | Отрабатывать приёмы работы с разным материалом: бумагой, ватными дисками. Самостоятельно создавать композицию размещая дерево и снеговика на листе | Образец аппликации, Фон (1/2 альбомного листа) голубая, синяя или фиолетовая бумага; Клей, ватные диски, Простой карандаш, Фломастеры, ножницы, Полоски белой и коричневой бумаги, Салфетка. |
|||
«Зайка беленький сидит » | Закреплять умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических форм (круг из квадрата, овал- из прямоугольника); Создавать образ зайца. | Заяц – игрушка, Бумага чёрная (1/2 альбомного листа) – фон Заготовки белые размером 6х4 см, 3х4см, 1,5х1,5 см Полоски размером 1х6 см, 1х4 см, ножницы, клей, карандаш простой, Салфетка. |
|||
«Новогодняя елочка» | Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников), с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики, аккуратно пользоваться клеем. | ½ альбомного листа, заготовки из зеленой бумаги (треугольники разных размеров), двусторонняя бумага ярких цветов, фантики, клей, салфетки, кисти. |
|||
Январь |
|||||
«Зайка» (обрывная аппликация) | Продолжать учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ тонированного альбомного листа, белая бумага, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки. |
|||
«Валентинка» | Упражнять в работе по шаблону, вырезании по линии контура | Образец, шаблон сердечка, картон красного цвета 10х10см. Квадрат из белой бумаги 4х4см., круг диаметром2см, обрезки зелёной бумаги, клей, ножницы, простой карандаш. |
|||
«Снегирь на ветке рябины» | Создавать объёмную аппликацию выполняя ягоды рябины в виде комочков и приёмов вытачки и частичного приклеивания крыла снегиря. Упражнять в разрезывании бумаги на узкие полоски. Отрабатывать приемы работы с шаблонами. | Образец, шаблоны фигуры снегиря,1/2 альбомного листа для фона, красная салфеточная бумага, ножницы, клей, коричневая бумага для веточки, фломастеры. |
|||
Февраль |
|||||
«Неваляшка, пирамидка» | Упражнять в умении детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру. Закрепить знания основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | ½ альбомного листа, цветная бумага (красная, желтая, синяя, зеленая), клей, кисти, салфетка. Игрушки неваляшка, пирамидка. |
|||
«Украсим рукавички» | Самостоятельно составлять узор на середине и по краю изделия; выбирать элементы украшения, развивать творчество, воображение. | Рукавички с вариантами украшения, цветные полоски бумаги, ножницы, клей. |
|||
«Летят самолеты» | Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок). Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. | ½ тонированного альбомного листа (в виде российского флага), заготовки самолетов из цветной бумаги (прямоугольники, полоски). |
|||
Март |
|||||
«Цветы в подарок маме» | Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рванная бумага, развивать эстетическое восприятие, формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. | ½ тонированного альбомного листа с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая и красная цветная бумага, клей, кисти, салфетки. |
|||
«Смотрит солнышко в окно» | Продолжать учить детей работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, дополнять по желанию недостающими деталями, развивать воображение, чувство цвета и формы. | Альбомный лист с изображением окна, желтые бумажные салфетки, бумага желтого цвета, клей, салфетки. |
|||
«Кот и мышка» | Упражнять детей в скручивании жгутиков разных размеров из бумажных салфеток и использовании их в аппликации, создавать образы животных. | Образец. Фон – плотная Бумага1/2 альбомного листа, бумажные салфетки разного цвета, ножницы, клей |
|||
«Декоративный поднос» | Знакомить детей с жостовской росписью, называть элементы узора, традиционные цветовые оттенки; выполнить элементы украшения из цветной бумаги. | Силуэты подноса овальной и круглой форм, цветные полоски, ножницы, клей, образцы. |
|||
Апрель |
|||||
«Космос» | Упражнять в технике бумагопластики. Наклеивание бумажных шариков на подготовленный темный фон. | картон черного цвета, бумажные салфетки желтого и белого цвета, клей, салфетки. |
|||
«Веточка вербы» | Продолжать формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек, отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон. | ½ цветного картона, Желтого цвета бумажные салфетки, коричневая цв.бумага, клей, салфетки. |
|||
Май |
|||||
«Божьи коровки» | Продолжать формировать умение отрывать от листа бумаги кусочки, наклеивать на приготовленную картинку. Воспитывать бережное отношение к насекомым. | ½ зеленого цвета картона с контурным изображения Божьей коровки, цветная бумага красного и черного цвета, клей, салфетки. |
|||
«Одуванчики в траве» |
Аппликация - один из популярнейших видов рукоделия, который представляет интерес современных детей и даже взрослых. И преданность этому виду рукоделия продолжает расти, ведь обладать и пользоваться вещью, сделанной своими руками не только модно, но и практично!
Казалось бы, лист бумаги, газета, клей, картон - простые материалы, плюс ваша фантазия - вот то, что заставляет ребёнка тратить своё свободное время на это занятие. Аппликация превращается от ручного труда к образу жизни. Ребёнок по средствам бумаги или какого-либо другого материала выражает своё отношение к окружающему миру. Данный вид ручного труда помогает ребёнку реализовать свои впечатления миропонимания.
Компонент нового ФГОС обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. В связи с эти мною была разработана программа кружковой работы, направленная на формирование творческого потенциала учащихся.
Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с профессиями дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Цель кружка: развитие творческих способностей учащихся, развитие фантазии, мышления; формирование творческого мировоззрения; воспитание эстетических качеств учащихся; привитие интереса к ручному труду.
В связи с этим задачами кружка являются:
Рассмотреть основные направления аппликации;
Дать представления о видах ручного труда;
Учить разнообразным техникам аппликации;
Учить работать с различными материалами по форме, цвету и структуре;
Воспитывать толерантное отношение к работам сверстников.
Программа рассчитана на 34 часа. Из расчёта 1 час в неделю.
На занятиях применяются словесные, практические методы , используется наглядность.
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Требования к УУД при работе в кружке "Аппликация".
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция.
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение инструментов, необходимых при работе над аппликацией;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям;
- виды материалов;
Уметь:
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты.
Тема 1. "Основы техники" (4 часа).
Дать понятия об основных техниках аппликации. Рассказать и показать о приёмах работы над аппликацией. Учить работать с различными материалами (цвет, структура, фактура и т.п.)
Тема 2. "Дизайн дома" (4 часа)
Дать понятия дизайну. Раскрыть понятие "дизайн дома". Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.
Тема 3. "Рамки и картины" (4 часа).
Рассказать об особенностях работы над рамками и картинами; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Тема 4. "Коллаж" (3 часа).
Раскрыть понятие "коллаж"; рассмотреть основные техники работы в данном разделе "аппликации". Развивать творческое мышление, воображение у учащихся.
Прививать интерес к ручному труду.
Тема 5. "Альбомы и блокноты" (4 часа).
Рассказать об особенностях работы над альбомами и блокнотами; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Учить ручному труду. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тема 6. "Открытки и конверты" (5 часов).
Раскрыть основные понятия раздела. Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.
Тема 7. "Коробки для хранения" (5 часов).
Рассказать об особенностях работы над коробками для хранения; рассмотреть основные техники в работе над данной категорией аппликации.
Учить ручному труду. Развивать творческие способности учащихся. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тема 8. "Праздники и подарки" (5 часов).
Раскрыть основные понятия темы. Учить работать с разнообразными материалами по форме, структуре, фактуре. Развивать умение творчески мыслить. Воспитывать любовь к ручному труду; воспитывать толерантное отношение к творчеству других ребят.