Вы поедете на бал? История балов. Бальный этикет

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ИЗО в средней группе.

Тема: «СОБИРАЕМСЯ НА БАЛ»

Цель:

  • Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка;
  • Обогащать словарный запас существительными, определениями;
  • Формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.
  • Воспитывать дружеские отношения между детьми

Материал для занятия:

Демонстрационный: Фланелеграф, персонажи сказки "Золушка",сюжетное панно. Ножницы, сантиметр, наперсток, утюг, ткань, иголки, нитки. Старинная грамота, корона, волшебная палочка.

Раздаточный: Набор картинок; карточки с изображением одежды; цветная бумага, ножницы, клей, кисточка; бумажные куклы на каждого ребенка

Предварительная работа:

  • Изготовление кукол из картона;
  • чтение сказок «Золушка»;
  • обыгрывание из на фланелеграфе;
  • игры в теневой театр.

Ход занятия

Воспитатель держит в руках старинную грамоту с печатью.

Ребята, посмотрите, что принес нам посыльный:

Слушайте! Слушайте!

И не говорите, что не слышали!

Поспешите все на бал!

Бал! Бал! Бал!

В гости всех ребят позвал!

Воспитатель. Ребята, король из сказки «Золушка» пригласил нас на праздничный бал. Хотите туда попасть вместе с Золуш­кой? А что нам для этого надо? У нас нет праздничных нарядов. Как же быть? Дети дают варианты

Может, воспользуемся волшебной палочкой? Сейчас я пре­вращусь в добрую фею. Помогите мне, скажите три раза закли­нание:

Фея, фея, приходи!

Нам наряды приноси.

К королю на бал идем.

И тебя с собой возьмем.

Получилось? Ах, какая у меня на голове красивая корона! А платье самой настоящей феи! А вот и волшебная палочка. Теперь я смогу вам помочь.

Но сначала подумайте, представьте и опишите мне свой наряд, в котором вы бы хотели пойти на бал. Я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра «Что возьмем с собой на бал»

Воспитатель предлагает детям набор картинок: спортивный костюм, платок, фартук, перчатки, сарафан, шляпка, шуба, туфли, кроссовки, бальное платье, шорты, фрак, валенки и т.д. Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.

Ребята, а где мы можем взять все вещи, которые вы выбрали? (Можно купить в магазине, сшить в ателье, сшить самим и т.д.)

Давайте сошьем сами. Хотите? (Да.)

Что нам нужно для работы? Какие предметы и приспособления? (Ножницы, сантиметр, наперсток, утюг, ткань, иголки, нитки и т.д.)

А ткань для бального наряда должна быть необычной, сказочной. Кто какую ткань себе подберет? Придумайте. (Из лунного света, из звездного неба, из прозрачной воды, из лепестков роз, из шелковой травы, полевых цветов и т.д.)

Какими иголками и нитками вы будете шить? Ткань у нас необыкновенная, и иголки должны быть необыкновенными. (Иголки от ежика или сосны, кость рыбы, сосульки и т.д.)

И нитки у нас будут волшебными. Какими? (Из волос гривы конька-горбунка, из паутинки, из солнечных лучей, из волоса Златовласки и т. д.)

Все у нас готово. Ткань, иголки, нитки... Приступим к работе. (Звучит легкая музыка.)

Дети имитируют движения, показывают, как снимают мерки, кроят, сшивают, примеряют, украшают мелкими деталями: воротничками, пуговицами., пряжками, кружевами, ленточками, драгоценными камнями и т. д.

Ну, а теперь наряжайтесь в свои сказочные наряды. Не забудьте об обуви, головных уборах и всяких мелочах. Не забудьте зайти к парикмахеру сделать себе неотразимую прическу. (Дети имитируют движения.)

Ребята, я вас не узнаю. Вы такие красивые. Покажите, как вы в этом необыкновенном волшебном наряде будете ходить на балу. (Дети важно, грациозно, легко, уверенно, таинственно проходят по группе.)

Упражнение «Любимые куклы»

Куклам платье дружно шили, Изображают качание куклы на руках.

Кукол очень мы любили. Прижимают ладони к груди.

Долго нитку одевали, Изображают продевание нитки в иголку,

Узелок потом вязали, Делают вращательные движения указательными пальцами вокруг друг друга.

Отрезали лоскуток. Соединяют и разъединяют указательный и средний пальцы

Прошивали вдоль стежок. Зажимают между большим, указательным и средним пальцами « иголку», изображают волнообразные движения справа налево.

Утюгом горячим шов. Отдёргивают руку.

Распрямили, чтобы лёг. Проводят по ладони кулаком горизонтально.

Кукол поскорей позвали, Машут к себе.

Нарядили. Не узнали! Делают движение руками вдоль тела сверху вниз.

Украсим платье для куклы

Воспитатель:

Ребята, а теперь давайте возьмём собой своих кукол и тоже сошьём им наряды. Я предлагаю шить их из бумаги и украсить. Мы заранее вырезали куклы и лекала платьев.

В начале, воспитатель показывает готовое платье и предлагает детям подумать, и украсить, как они захотят. Можно предложить украсить их бантиками, рюшами и блёсками.

Я включу вам тихую музыку, а вы закройте глаза и подробно, до мельчайших деталей, представьте им наряд. Пусть они у вас будут самые разные. Когда вы будете рассказывать, я должна буду представить ваш наряд, чтобы волшебная палочка его в точности воспроизвела.

Но вот наряды готовы!

Ну-ка, встаньте все в круг, я на вас посмотрю. Какие вы все красивые, глаз не отвести! И куклы ваши очень красивые!Я думаю, что король удивился бы, увидев вас на балу: откуда такие красивые дети? Бал начинается! Музыка! Танцуем медленный танец. Ходим плавно, как это делали на балах.

Итог.

Весело было на балу, но пора возвращаться в детский сад. Часы скоро пробьют полночь, и наши наряды превратятся в обычную одежду. Собирайтесь вокруг меня, закрывайте глаза: «Раз, два, три, волшебная палочка, из сказки нас унеси!» Дети, вам понравилось собираться на бал? А куда бы вы хотели по­пасть еще?

До Нового года осталось совсем немного времени и мы уже живем в предвкушении грядущего праздника. Впереди нас ожидает масса новогодних мероприятий - корпоративов на работе, утренников в садах и школах, вечеринок и прочих новогодних "балов". Мы рассматриваем модные журналы, обдумывая подходящий наряд, бегаем по магазинам, (ведь по традиции новый год принято встречать в новых вещах) и грезим о чудесном превращении себя-Золушки в Принцессу.

Новогодний бал действительно может стать самым ярким и запоминающимся событием года, если только не будет безнадежно испорчен. Нет, конечно, вам не придется бежать по лестнице под бой Курантов, теряя на ходу туфельки и другие предметы женского туалета, но масса других досадных мелочей может надолго испортить настроение. Итак, давайте посмотрим, какие оплошности с нашей стороны могут все испортить.

1. Наряд.

Выбирая платье или костюм, обратите внимание на материал. Красивые сверкающие ткани с металлизированными нитями типа жаккардовой парчи могут быть очень колючими и некомфортными, а ткани с большим содержанием синтетики плохо "дышат". Это нужно учитывать, особенно если вы хотите надеть платье с длинным рукавом или, что называется, "в облипку". Разгоряченному обильной едой, выпивкой и танцами телу будет очень жарко в тесном "скафандре", особенно, если у вас имеется лишний вес. Выход - сшить костюм, чтобы можно было снять жакет и остаться в легком топе или приобрести открытое вечернее платье и накидку или подходящий шарф.

Даже если на вашем празднике вечерние туалеты не предполагаются, выбирайте вещи тонкие и комфортные, чтобы в итоге по вашему телу не побежали ручейки пота и можно было снять что-нибудь при необходимости.

Второе важное условие - ткань не должна сильно мяться. Вы будете очень огорчены, когда встав из-за стола обнаружите, что ваше шикарное платье превратилось в гармошку спереди и мятую тряпку сзади.

И не забудьте про антистатик, даже если ваш наряд не склонен к разбрасыванию вокруг себя голубых искорок. В сегодняшней жизни так богатой искусственными материалами шарахнуть разрядом может даже диэлектрик.

2. Обувь.

Обувь - это, пожалуй, самая большая головная боль многих женщин. В любом возрасте хочется надеть высоченные шпильки и совместив легкую летящую походку с сексуальным раскачиванием бедер фланировать по залу под восхищенными мужскими взглядами. Несмотря на пару десятков лишних килограммов, отеки, варикоз, выпирающие косточки и прочие "довески", которыми наградила нас жизнь.

Но даже если вы здравомыслящая женщина и приобрели обувь на среднем каблучке или вообще без оного, это не повод держать ее в коробке до заветного момента. Обязательно разносите туфли дома! И не по принципу "надела-сняла", а походите в них столько времени, сколько планируете провести на вечеринке. Туфли сами подскажут вам, перспективно ли дальнейшее разнашивание, или лучше вообще засунуть их обратно в коробку и забыть о своей безумной затее.

При покупке праздничной обуви следует учесть не только высоту каблука и ваше умение на этих каблуках передвигаться, но и удобство и ширину колодки, материал, из которого обувь сделана, наличие ремешков и декоративных элементов.

Почему? Да все очень просто! Если колодка узкая (у азиатской обуви, к примеру) и неустойчивая, а пол гладкий, вы можете легко поскользнуться или подвернуть ногу (не забываем про алкоголь).

В туфлях из дешевого искусственного материала ваши ножки будут неприятно париться. Тугие ремешки явно обозначат даже легкие отеки и будут причинять боль, не давая вволю натанцеваться. Ну а украшения и пряжки угрожают подолу длинного платья и чулкам, так как могут не только наделать кучу затяжек на ткани, но и попросту ее порвать.

3. Чулки и белье

Многие женщины мечтающие о стройности, собираясь на какое-нибудь мероприятие обязательно втискиваются в утягивающее нижнее белье. В ход идут панталончики под грудь, корсеты, грации и прочие текстильные орудия мазохизма. Вы и правда думаете, что в глазах окружающих станете изящной газелью? Люди даже не заметят, что ваша талия уменьшилась на два сантиметра, а вы рискуете превратить для себя вечеринку в многочасовую пытку.

Читая романы, мы иногда удивляемся, что в старину барышни то и дело падали в обморок. А ведь дело вовсе не в излишней чувствительности! Всему виной мода на тугие корсеты, которые едва давали бедным женщинам дышать. Так их корсеты хоть из натуральных тканей были! А сегодня женщины натягивают на себя кучу синтетики, купившись на идиотскую рекламу, и удивляются своему неважному самочувствию.

Плюс - не забываем о походах в известное пикантное местечко, где эти утяжки сначала нужно стащить с себя, затем натянуть обратно, не повредив при этом ногти и не помяв платье. А там еще наверняка и утягивающие колготки имеются...

Колготки и чулки - дело хорошее. Вне зависимости от того, длинное на вас платье или короткое. Некоторое время назад вообще считалось неприличным приходить в ресторан, театр или в другие подобные общественные места с голыми ногами. Но времена изменились и звезды давно продемонстрировали нам, что можно ходить в "голом" платье не только без чулок, но и без нижнего белья...

Вряд ли нам стоит уподобляться звездам и отказываться от трусиков и чулок, - на корпоративе это могут неправильно понять. Да и натёртостей вы избежите, тем более что тонкий чулочек способен успешно скрыть силиконовые пластыри, наклеенный в проблемных местах.

Еще раз хочется вернуться к белью, чтобы напомнить о том, что не следует надевать бюстгальтер с прозрачными бретельками под открытое платье - их все равно видно. Еще хуже, когда на открытой спине красуется силиконовый поясок бюстгальтера, - встречается и такое. Выбирайте подходящий фасон или бюстгальтер-невидимку, который клеится прямо к телу (правда, подходит он далеко не всем).

Трусики же под тонкое платье выбираем бесшовные и желательно высокие, чтобы резинка не врезалась в ваши бедра и эта линия не обозначилась на платье. Кто-то может напомнить про стринги - их действительно сзади не заметно. Но, во-первых, стринги - не удобно и негигиенично, а во-вторых они могут поставить вас в неловкую ситуацию. Знаете, что происходит, когда мужчины разглядывая вашу попку решают, что вы позабыли дома свои трусики? Они пытаются подтвердить свою догадку. В лучшем случае - сверля вас упорным взглядом спереди. Пока трезвые...

4. Сумочка

Тут стоит сказать не о внешнем виде сумочки, а о ее вместительности.

К вечернему туалету принято подбирать маленькие изящные сумочки или клатчи. Это хорошо, если у вас где-то поблизости находится "авоська" со всем необходимым, или ваш спутник готов послужить жилеткой Вассермана. Во всех остальных случаях вам нужна более объемистая сумочка, куда можно сунуть не только помаду, зеркальце, носовой платок и номерок из гардероба.

Смотрите сами: мобильник - куда вы сегодня без него? Расческа и минимум косметики (на случай если вы будете хохотать до слёз и у вас потечет тушь), таблетки от головной боли (на случай, если музыка будет слишком громкой или кавалер слишком навязчивый), таблетки от урагана в желудке (так, на всякий случай), ключи от квартиры (а иногда - и от машины), упаковка бумажных носовых платков (к концу вечеринки все салфетки на столах могут превратиться в мусор, а в туалете банально закончится туалетная бумага), личные средства женской гигиены (помним, что даже ежедневные прокладки нужно менять достаточно часто), маленький флакончик духов, деньги (кто знает, как вам придется добираться домой)...

Еще неплохо бы иметь с собой запасные чулки или колготки, особенно, если вы в коротком платье. Внезапно поехавшая стрелка может стать причиной того, что вы весь вечер просидите за столиком, отказываясь танцевать и принимать участие в веселых конкурсах. Обидно, правда?

Ну а если вы любительница подобных развлечений и с легкостью выигрываете призы в разных играх, то к концу вечера у вас скопится некоторое количество сувениров, которые тоже нужно куда-то сложить.

Любая женщина легко дополнит этот список, не правда ли? А по сему стильный плоский клатч для самостоятельной дамы просто неприемлем!

Существуют сумочки округлой формы или сумки-мешочки, которые с виду очень малы, но вместительны. Вот это самое то! Причем в этих сумочках может быть несколько отделений и кармашков, в которых вещи будут находиться в идеальном порядке и вам не придется долго копаться в поисках нужного.

5.Красота

Этот пункт объединяет все, что мы сотворим с собой, собираясь на вечеринку.

О личной гигиене упоминать как-то неловко, - все всё и так знают, но... Если ваш наряд и белье из стопроцентной синтетики, то после душа обработайте дезодорантом не только подмышки, но те области на теле, где у вас возможно обильное потоотделение. Это, конечно, не самое правильное, зато избавит вас от неприятностей на несколько часов. Дезодорант, естественно, используем твердый и желательно без запаха. Избегаем дезодорантов, которые могут проступить на одежде и тщательно подсушиваем кожу после нанесения средства.

Как уже говорилось, берем с собой запасные прокладки и бумажные салфетки, а в особых случаях - и специальные влажные.

Кстати, прокладки можно использовать не только по прямому назначению, но и в экстренных случаях, если вы что-то пролили на платье. Прокладка быстро соберет жидкость и просушит одежду. Чтобы избежать неловкости, вместо прокладки можно запастись впитывающей пеленкой для собак (они продаются в зоомагазинах). Очень удобная штука!

Не используем слишком резкие, тяжелые и приторно-сладкие духи - он таких запахов нередко начинает болеть голова если не у вас, то у окружающих. Вообще, с парфюмом не перебарщиваем.

Слой тонального крема не забывайте закреплять пудрой, чтобы на костюмах ваших партнеров по танцам не осталось улик. Да и собственный наряд можно легко испачкать, если тональный крем "поплывет".

Тушь в идеале должна быть дорогой (чтоб не осыпалась) и водостойкой (чтобы случайно не потекла). К помаде это тоже относится, хотя помаду можно нанести на припудренные губы, - так она будет лучше держаться. Припудриваем ротик, наносим помаду, промакиваем салфеткой, затем снова слой пудры и завершающий слой помады.

Не делайте сложную прическу, не стройте башен на голове из искусственных волос и не цементируйте все сооружение особо прочным лаком и массой шпилек и невидимок. Новогодний праздник - это не театр, где вы будете сидеть в покое и неподвижности весь вечер. Лучше лихо отплясывать, не заботясь о том, что ваши волосы разлохматятся, чем каждые пять минут судорожно проверять состояние прически и бегать к зеркалу с баллончиком лака.

Если используете накладные ногти - клейте их добротно, чтобы не растерять. Очень неловко, когда ваш ноготь остается у кого-нибудь в руке после танца.

Будьте осторожны, наклеивая на лицо стразы, ресницы из перышек и прочие украшалочки. Если это делает не профессиональный стилист, то результат может быть, мягко говоря, странным. Во-первых, такие вещи должны гармонично вписаться в ваш облик и не выглядеть чужеродными и неуместными. А во вторых, они, как и накладные ногти, могут начать внезапно отклеиваться в самый неподходящий момент. Лучше вообще отказаться от подобной "красоты", чем выглядеть глупо.

Конечно, эта статья затрагивает далеко не все моменты наших праздничных сборов, но возможно, она поможет вам учесть какой-то нюанс, который вы не принимали в расчет.
И пусть ваш новогодний праздник будет радостным, беззаботным, веселым и счастливым!

Яра Рута, специально для сайта "Праздничный мир"

Я помню свое обещание написать о балах. Выполняю. =)

С давних времен люди стремились налаживать отношения с представителями различных кругов общества (разумеется, в рамках одного социального слоя). С этой целью устраивались балы. Бал (от фр. bal , итал. ballo , нем. Ball - танцевать) - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.


Владимир Первунинский - Бал

История балов

В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".

Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.

После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.

Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.

Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.


Владимир Первунинский - Светский раут

Классификация балов

Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.

Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.

Но светская молодежь предпочитала посещать московские - гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», - писал Пушкин.

Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов - семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.

Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.

Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.


Владимир Первунинский. Под звуки вальса

Дворянские балы в 19 веке

Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской, и даже крестьянской. Балы давали все - соразмерно со своими средствами и возможностями. К княгине Зинаиде Юсуповой съезжался весь Петербург, к мещанскому семейству собирались только сослуживцы, но и то, и другое называлось балом. Бал был очень дорогим удовольствием для принимающей стороны. "Давал три бала ежегодно и промотался наконец" - говорится об отце Онегина. Но не буду вдаваться в финансово-экономические подробности. Интереснее говорить о том, что было на балах.

Любой бал начинался с приглашения. "Бывало, он еще в постели, ему записочки несут Пушкина, несколько неточно отражает ситуацию: приглашения на бал не могли посылаться в день бала - адресаты должны были получить их за три недели, и составить ответ - будут или нет. Приглашения были очень лаконичны, например: "Князь Потемкин просит сделать ему честь, пожаловать в маскерад, сего февраля 8 дня 1779 года в Аничков дом в 6 часов". Впрочем, вся остальная информация была излишня - все и так знали прочие бальные условности.

Незыблем был распорядок бала. Гости начинали съезжаться после шести или девяти вечера, некоторые приезжали к десяти или к полуночи. После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр.

С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви. Ужинали все в боковых гостиных, за небольшими столиками. За каждым столиком гости собирались своей компанией. Кроме того, на балах всегда был открыт буфет с разными яствами, шампанским и прочими горячительными и прохладительными напитками.

В обязанности кавалеров, входило, чтобы у дам было все, что они пожелают. При этом кавалер должен развлекать дам и вести с ними светскую беседу. За ужином гости говорили о многом: о музыке, театре, последних новостях из светской хроники, кто на ком женится или за кого выходит замуж... После ужина всегда танцевали котильон. К нему выносили большие короба с цветами. Кавалеры разбирали букеты и подносили их своим дамам. После всего этого дирижер бала и его помощники на шпагах вносили множество разноцветных лент (перевязей), а также узких и коротких ленточек с бубенцами на концах. Кавалеры, разобрав ленты, подносили их своим избранницам, и те надевали через плечо одну ленту на другую. Причем узкие короткие ленточки с бубенчиками мужчины привязывали дамам к рукам, начиная от кисти рук до локтей. «Это было, скажу вам, премилое занятие. Склоняешься к нежной ручке дамы, к ее благоухающему телу и вдыхаешь аромат чарующих французских духов...»

На бал люди приходили одетыми парадно. Кавалеры - во фраке, смокинге или костюме (в зависимости от десятилетия), белой рубашке и обязательно в белых перчатках. Причем в руководствах дама имеет право отказать кавалеру без перчаток, и для кавалера лучше прийти на бал в черных перчатках, чем без перчаток вообще. К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше. На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.

Дамы и девушки одевались в платья по последнему писку моды, каждое из которых создавалось на 1-2 бала. Дамы могли выбирать любой цвет для платья (если он не был оговорен особо - например, в 24 января 1888 г. в С.-Петербурге проводился изумрудный бал, на котором все присутствующие были одеты в соответствующий цвет), для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового, айвори. К платью подбирались перчатки в тон платья или белые (надевать кольца поверх перчаток считалось безвкусным). Дамы могли украсить себя головным убором - например, беретом. Девушкам рекомендовалась скромная прическа. В любом случае, шея должна была быть открыта. Украшения дам могли быть любыми - главное, чтобы они были подобраны со вкусом. Девушкам следовало появляться на балах с минимальным количеством украшений - подвеска на шее, скромный браслетик.

Покрой бальных платьев зависел от моды, но одно оставалось в нем неизменным - открытые шея и плечи. При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном, колье - что-либо было надето обязательно. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях описывает такой случай: его родители, граф Сумароков-Эльстон и княгиня Юсупова, пошли на представление в Мариинский театр. В антракте в их ложу зашла фрейлина императрицы Марии Федоровны и попросила княгиню снять фамильный бриллиант, висевший на шее Зинаиды Юсуповой, т. к. императрица в тот день не украсила себя бриллиантом такой величины. Княгиня немедленно исполнила это, но, т. к. другого украшения на шею у нее не было, супружеская пара вынуждена была покинуть театр.

Кроме того, в 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах, прикрепляли к платью на талии или на груди. Обязательным атрибутом был веер. Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.

Приезжали на бал, как правило, с небольшим опозданием. Первых гостей хозяин встречал, опоздавшие присоединялись к танцующим порой даже без объявления персон. На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.

Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались играми: спокойными, такими как карты, веселыми и подвижными - например, фантами. Разъезжались часто по утру: "Полусонный в постелю с бала едет он: а Петербург неугомонный уж барабаном пробужден".

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.


Владимир Первунинский - Бал

Бальный этикет

Элементы танцевального этикета, необходимые для участия в бале

1. Участникам бала необходимо следить за осанкой и положением рук.

2. Необходимо быть учтивым как по отношению к своей партнёрше, так и ко всем остальным.

3. Следует избегать столкновений с другими парами и стараться не задевать за неподвижные конструкции и оборудования зала.

6. Во время танца неуместно излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу, а также откровенно обниматься.

Элементы светского этикета, необходимые для участия в бале

1. На официальную церемонию не опаздывают - это неуважение к Хозяевам и Почётным гостям.

2. Одежда участников бала должна быть нарядной: дамы в вечерних платьях, кавалеры в костюмах, перчатки желательны.

3. На балу приветствуется вежливость, галантность, учтивость.

4. При обмене приветствиями, сначала кавалеры приветствуют дам поклоном, затем дамы, после книксена, могут протянуть руку для поцелуя или рукопожатия.

5. Бал сопровождается определённой манерой разговаривать. Недопустим громкий, резкий разговор, запрещено употребление ненормативной лексики. Кавалерам рекомендуется делать дамам комплименты.

6. На балу важно не только красиво танцевать, но также грациозно ходить и стоять. Не следует прислоняться к стенам и колоннам. Кавалерам не стоит держать руки в карманах. Ни в коем случае нельзя жевать! Есть конфеты, фрукты и др. следует только в специально предназначенных для этого местах.

7. При входе в бальный зал следует отключить мобильные телефоны и снять наушники.

8. Ни в коем случае не разрешается бегать по залу, особенно через его центр.

Элементы бального этикета, необходимые для участия в бале

1. Одежда участников должна соответствовать классу ответственности бала.

2. Всем участникам необходимо выполнять просьбы и требования Главного и Зального церемониймейстера, Хозяйки и Хозяина бала.

3. Первый танец, вальс первого отделения открывают Хозяин и Хозяйка бала, все гости вступают в этот танец после того, как Хозяин и Хозяйка сделают три тура вальса.

4. Приглашение к танцу начинается с поклона приглашающего лица. Ответ на приглашение также сопровождается поклоном.

5. После приглашения кавалер выводит даму в танцевальную зону с соблюдением всех правил этикета.

6. При движении «под руку» рука дамы не должна обвиваться кольцом вокруг руки кавалера, не следует также виснуть на локте кавалера.

7. По окончании танца кавалер должен проводить даму на то место, где он её приглашал или любое другое место по желанию дамы.

10. Необходимо, безусловно, выполнять требования Главного и Зального церемониймейстера.


Владимир Первунинский - Вальс

На бал нужно являться изящно одетым; особенно туалет дам должен отличаться своей изысканностью. Не требуется роскошного и/или строго исторического наряда. Кроме того, мы не стремимся реконструировать никакую определенную эпоху, но на бал следует одеваться аккуратно и элегантно.

Молодой человек, принимая приглашения на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах обязанность танцевать падает на каждого. Высказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично. Напротив, кто хочет сделаться любимцем общества, тот должен всей душой предаться удовольствию и танцевать без исключения с каждой дамой.

Нет ничего смешнее молодых людей, разыгрывающих роль стариков и не танцующих, из желания выказать, что не находят никакого удовольствия в этом развлечении. Они поступают тогда явно невежливо и неприлично, особенно когда потом танцуют с избранной барышней, показывая, что их неприятие танцев вовсе не существует. Такая манера держать себя оскорбляет остальных дам, и кавалер заслуживает получить отказ от избранной им дамы. Во всяком случае не мешало бы предпочитаемой личности взять вышеозначенный совет за правило - это лучший способ дать почувствовать кавалеру всю неделикатность, всю смешную сторону подобного поведения и оградить в то же время себя от неприязненных взглядов остальных дам.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Крайне неприлично приглашать даму, которой Вы не представлены. Для этого лучше всего либо найти человека, который согласится Вас представить, либо в крайнем случае представиться самостоятельно.

Когда кавалер приглашает даму, то она в знак согласия наклоняет голову, говоря: "с удовольствием", "хорошо", или же: "сожалею, я уже обещала", или: "я уже танцую". Дама, не желающая танцевать с каким-либо кавалером, не должна прибегать к уловке: "Я устала", и вслед за тем принять приглашение другого. Так она может навлечь на себя большие неприятности. Кавалер, получивший отказ, наверное, будет следить, была ли причиной действительно усталость или же просто нежелание танцевать именно с ним. Ни одна благовоспитанная особа не должна позволить себе, отказав одному кавалеру, идти сейчас же танцевать с другим. Если дама нечаянно забыла, что дала слово, и то время, как она идет танцевать с другим кавалером, является первый, то ей следует извиниться. Чтобы выйти из этого неприятного положения лучше всего совсем отказаться от танца или же предоставить первому кавалеру танцевать с ней другой танец. Во всяком случае положение это очень неловко и неприятно, и дамы должны были бы его избегать, записывая имена приглашавших ее кавалеров на особенных карточках разного вида и устройства, смотря по моде, висящих на цепочке веера или пристегнутых крючком к лифу.

Пригласить даму и забыть потом об этом, не только самая непростительная невежливость, но просто грубость со стороны кавалера; в подобном случае он совершенно справедливо навлекает на себя гнев приглашенной и строгое порицание всего общества.

С другой стороны, дама, оставшаяся без приглашения, должна перенести спокойно эту маленькую неприятность и не выказывать своего неудовольствия: ни одна черта ее лица не должна выдать ее разочарования и дурного расположения духа. Ей надо иметь вид, будто она с большим удовольствием смотрит на танцующих.

Также само собой разумеется, что кавалер, пригласивший даму и получивший отказ, не имеет права тут же, в присутствии этой дамы, приглашать на танец другую. Это было бы верхом неприличия.

Приглашая следует смотреть в глаза даме, тогда она точно поймет, что Вы обращаетесь именно к ней. Но если Ваш поклон приняла на свой счет не та, которую Вы хотели пригласить, ни в коем случае не показывайте своего разочарования и уж тем более не произносите: "Я не Вас хотел пригласить"; соблюдайте правила приличия и научитесь в неловкости винить прежде всего себя, а не других; а еще лучше - не винить, а выходить из них с юмором.

В ситуации, когда Вашу спутницу пригласил на танец Ваш знакомый, Вы приглашаете его даму, чтобы она не осталась в одиночестве.

В танце женщину ведет партнер, и все ошибки должен принимать на свой счет; если пара случайно задела другую пару, то извиняется мужчина - ведь он ведущий. Во время танца партнеры не должны быть слишком далеки друг от друга, но и не должны прижиматься. Танцуя с дамой, одетой в декольтированное платье, мужчина не может позволить себе держать ее за обнаженные плечи или спину; в этом случае наиболее удачное положение для рук - на боку, на талии.

Верхом бестактности считается прийти на вечер со своей дамой, а танцевать все время с другими. Не удивляйтесь, если к кону вечера она предпочтет, чтобы домой ее проводил кто-то другой. Однако даме неприлично танцевать много с одним и тем же кавалером; можно принять два или три приглашения одного кавалера, особенно если этот кавалер из Ваших знакомых и если танцы различны. То же самое касается и мужчин. Неприлично приглашать постоянно одну и ту же даму.

На балу ни на минуту не забывайте, что выражение лица должно быть веселым и любезным. Унылое или злое лицо на балу - то же, что пляска на поминках.

Вообще на балу следует держать себя скромно, танцевать грациозно и строго соблюдая приличие; прыгать, ломаться, принимать жеманные позы значило бы выставить себя в глазах одних предметом, достойным осмеяния, а в глазах других - предметом, достойным жалости.

Дама не должна подходить к буфету иначе, как под руку с кавалером, который отдает приказание подать ей то, чего она желает.

По окончании танца кавалер должен поклониться даме и довести ее до места или предложить проводить к буфету. Отведя даму на место, кавалер должен поклониться и отойти, но не оставаться для разговора с ней. В свою очередь дама, отведенная кавалером на место, не должна удерживать кавалера для разговора с ней.

Как считается неприличным говорить без умолку над ухом своей дамы во время танца, так точно было бы неловким и неучтивым не сказать ей нескольких слов.

По окончании вечера, кавалер должен проводить свою даму домой.


Владимир Первунинский - Незнакомка


Также необходимые на балу сведения:

Язык веера

веер развернут, дама отмахивается - "я замужем";

веер закрывается - "вы мне безразличны";

открывается один лепесток - "будьте довольны моей дружбой";

веер полностью раскрыт - "ты мой кумир".

Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):

подать верхним концом - симпатия и любовь;

подать ручкой - презрение;

подать открытым, перьями вперед - напрашиваться на любовь.

Язык цветов

Вопрос о том, как одеться на бал, совсем не канул в Лету. Если вы думаете, что времена этих шикарных райтов прошли, вы ошибаетесь. Глубоко заблуждаются и те, кто думает, что балы – это прерогатива исключительно власть имущих или светских львиц, проводящих все свое время в праздности. О том, что одеть на бал, задумываются и школьницы-выпускницы, и сотрудники офисов, посещающих корпоративные мероприятия, и самые обычные домохозяйки, делающие приятно провести время на костюмированных маскарадах.

Итак, сначала об этикете. Время: 20.00-24.00 и позже. Повод: дипломатические события, благотворительные вечера, новогодние праздники, ночь в опере.

Дресс-код на балу — это самый официальный и одновременно сказочный выбор, где бриллианты не покажутся чересчур крупными, меха слишком вызывающими, а платья слишком пышными. Основное требование: бальное платье, безупречный внешний вид и сияющая улыбка.

В танцевальных помещениях поверхность пола гладкая и скользкая, чтобы по ней достаточно легко было двигаться в танце, и это стоит учитывать при выборе обуви. Особенности вечерних платьев зависят от страны: в США на это влияет Голливуд, в Британии - дворцовые ритуалы.

В худшем случае женщине, неправильно выбравшей одежду на бал, отказывают в приеме. Стоит отметить, что на балах это случается, не так часто, как у строго охраняемых входов в дискотеки и ночные клубы.

Не посещайте мероприятия с дресс-кодом White tie, если у вас нет соответствующего наряда.

Платья, перчатки, обувь, сумки и украшения для бала (с фото)

Платье. В эпоху расцвета балов дресс-код отличался необычайной сложностью, но в наше время главное его правило для таких мероприятий весьма простое: длинное декольтированное бальное платье. Его называют «большой бальный туалет».

Посмотрите на фото: платье на бал — это наряд, предназначенный для танцев.

Его характерные отличия - специальная длинная широкая юбка, в которой удобно танцевать, лиф с открытыми плечами, напоминающий корсет. Цвет платья может быть любым, но часто определяется этикетом (девушкам полагается носить светлые платья), а также модой или темой бала. Бальное платье создает нарядное, женственное, роскошное впечатление. Глубина декольте зависит от статуса: девушкам рекомендуются скромные вырезы, замужним дамам - более смелые.

Обувь. Желательны атласные туфельки. Вместо серебряных босоножек на шпильке лучше надеть плоские балетки - так вы будете выглядеть естественнее, современнее и, что важно, действительно сможете танцевать до утра.

Сумка. Сумочка должна быть достаточно маленькой, чтобы ее можно было просто зажать в руке.

Украшения. Ювелирные украшения требуются роскошные, но компактные, чтобы не потерять их во время танца. Часто используются тиара и ювелирные украшения в волосах. Не надевайте вместе серьги, кольца, браслет и из одного сета. Бижутерия исключается. Вечерняя высоко уложенная прическа подчеркивает красивый изгиб шеи. обязателен.

Перчатки для бала – это длинные атласные модели в тон платья.

История самых известных балов

Балы и маскарады в России ввел Петр I, издав в 1718 году указ об устройстве ассамблей. Расцвет моды на балы пришелся на 1812-й - год победы над Наполеоном. За один вечер их бывало столько, что светские львы не поспевали на все. При Николае II вошли в традицию благотворительные балы, сбор от которых шел, например, в пользу сирот.

В дореволюционной России бальный сезон начинался осенью, после возвращения дворянства в город из своих имений. Вслед за осенним балом вторым был новогодний. В Петербурге новогодний бал проходил в Зимнем дворце, а в Москве - в доме генерала-губернатора. Сезон балов продолжался вплоть до Масленицы.

Бал - это не просто танцы под оркестр, это ритуал. Приглашение посылалось за десять дней. Балы не начинались раньше десяти вечера, а заканчивались под утро. Из истории самых известных балов известно, что женщине на балу появляться без мужа было неприлично, точно так же как девушке - без маменьки. Мужчины приезжали на бал в черных фраках и белых лайковых перчатках. Традиционным цветом платьев у дам был белый, допускались еще розовый и голубой. Такие красивые светские события, как балы, и сейчас проходят во многих странах, и у каждой есть свой главный бал. В Америке - вручение «Оскаров». В Англии - чайный бал. В Монако - трогательный бал семи принцесс. Венские балы - самые пышные и самые знаменитые в мире, особенно бал Венской оперы, билет на который стоит тысячу долларов.

Бал дебютанток (Le bal des debutantes), Париж, октябрь.

Самые богатые наследницы планеты из благородных и известных семей, впервые «выходящие в свет», съезжаются на бал дебютанток в отеле «Crillon». Это самый известный бал и самое красивое светское событие года. Обязательное условие - наряды от именитых модельеров. Французские и итальянские дома высокой моды предоставляют дебютанткам свои умопомрачительные бальные туалеты, которые великолепно оттеняют их юную свежесть и красоту. Начать свою светскую карьеру с такого бала - это огромная удача в жизни любой девушки.

Новогодний бал (Kaiserball), Вена, декабрь.

Всю зиму в Вене устраивают тематические балы: танцуют ювелиры, пожарные, туристы и студенты. Но главных балов два: Новогодний - в бывшей императорской резиденции, дворце Хофбург, и Оперный - соответственно, в Опере. Необходимы бальные туфельки и длинные платья для дам, фраки - для джентльменов. А танцевать, в крайнем случае, вас научат уже на месте.

Большой венецианский бал (Gran ballo della Serenissima), Венеция, февраль.

Во время карнавала в различных старинных палаццо устраиваются пышные костюмированные балы с шампанским и фейерверками. На Большом балу в одном из роскошных дворцов гости танцуют в масках и исторических костюмах.

Бал-маскарад «Рудольфина Редут» (Rudolfitia Redoute), Вена, январь.

На самое веселое событие сезона дамы и кавалеры являются в масках. Это единственный бал в Вене, куда, не боясь быть узнанными, приходят потанцевать настоящие принцы и принцессы. Принцы демонстрируют хорошие манеры, принцессы скрываются под масками. Только здесь и есть шанс узнать их поближе - на остальных балах с незнакомцами общаться не принято.

Благотворительный бал White Tie & Tiara Ball, Виндзор, июль.

Элтон Джон, как известно, большой затейник. Каждое лето он устраивает в своем виндзорском поместье костюмированный бал с аукционом, и ни за какими приглашениями не охотятся в Лондоне с большим упорством, как за этими. Благотворительный бал - отличный повод придумать феерический наряд и как следует повеселиться. Среди гостей Элтона Джона - самые богатые и знаменитые. Все средства, вырученные на балу-аукционе, направляются на борьбу со СПИДом.

Бал «Лед и пламя» (Fire & Ice Ball), Голливуд, декабрь.

Бал «Лед и пламя» - главная выставка нарядов моделей и кинодив, где звезды жертвуют миллионы на борьбу с раком. Проходит это мероприятие на двух континентах: европейский вариант - в Лондоне, американский - в Голливуде. Танцуют мало, в основном красуются.

Венский бал в Гостином дворе, Москва, июнь.

Для того чтобы потанцевать во фраке или бальном платье, теперь не обязательно лететь в Вену. Венские балы, а также балы дебютанток и праздники начала весны в центре Москвы уже не сказка.


Каждая девушка мечтает почувствовать себя принцессой и, как в сказке, попасть на бал! Например, на Венский бал! На Венском балу завораживающая атмосфера! Три тысячи человек сливаются в танцевальном экстазе! Для людей, питающих любовь к танцам, это великое событие! Для гостей - это огромное светское мероприятие, на котором собирается весь свет европейского общества! В феврале завершился бальный сезон в Вене, в Москве же бал пройдет в конце весны. И готовиться к нему нужно уже сейчас! А потому, расскажет о том, как и в чём прийти на бал.

Бал - это важнейшее светское мероприятие. И готовится к нему нужно загодя!

    Бальные платья являются неотъемлемой частью женского гардероба. Они помогают девушке выглядеть красивой и неотразимой.

    Выбирая платья на бал, девушки стремятся найти именно то, что сможет подчеркнуть достоинства их фигуры, а также скрыть возможные недостатки.

Материалы

    Если посмотреть на каталоги одежды, в которых представлены бальные платья, то в глаза сразу же бросается разнообразие материалов, из которых они сшиты.

    Чаще всего можно встретить платья, сшитые из атласа, шифона, бархата, шелка, гипюра и тафты. Кружева также прекрасно подойдут для платья на Венский бал.

    В зависимости от фасона платья дизайнеры выбирают материал, который будут использовать при пошиве.

    Влияют на выбор материала для платья и модные тенденции, которые являются актуальными на момент пошива.

Шифон

    Наибольшей популярностью у модниц пользуются бальные платья из шифона.

    Благодаря своей легкой и мягкой структуре этот материал помогает создавать воздушные и изящные модели.

    Что касается цветовой гаммы, то для шифона наиболее естественными считаются такие цвета как бирюзовый, ярко зеленый, фуксия, желтый, насыщенный синий.

    Даже самая капризная модница не откажется от такого платья на Венский бал.

Атлас

    Не менее популярны бальные платья из атласа. Этот материал по своей структуре немного плотнее и жестче, чем шифон, что позволяет модельерам создавать платья на бал, которые легко ложатся по фигуре, создавая при этом впечатление роскоши и богатства.

    В этом сезоне актуальными будут атласные платья ярких цветов: синего, зеленого, оранжевого, бирюзового.

Фасоны

    Что касается формы, то платья могут быть пышными, облегающими, с корсетом и без.

    В нынешнем году популярными будут длинные платья на бал на одно плечо, а также модели, выполненные ассиметрично.


Top