Что такое дружба беседы в доу. Беседа - игра "Что такое дружба?"

Поговорим о дружбе.

Цель : развитие представлений о дружбе, друге, понимания их значения в жизни общества

Задачи :

    показать ценность и необходимость дружбы, важность друзей в семейной и общественной жизни человека;

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;

    развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

    воспитывать у школьников чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Оборудование:

    2.Сигнальные карточки (красного, желтого цвета)

    3.Медиаресурсы, компьютер: мультфильм «Димка и Тимка»

Ход занятия

I. Организационный момент .

- в: Сегодня у нас, ребята необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте все встанем и поприветствуем наших гостей. Я рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас было всегда. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Давайте все вместе скажем. (Дети повторяют с воспитателем)

Приветствие: Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй вольный ветерок!

Здравствуй крепенький дубок!

Мы живем в родном краю, всех мы вас приветствуем!

Молодцы, ребята! Тихонько присаживаемся на свои места.

А как вы думаете, мы все одинаковые с вами? Конечно, нет! Хоть мы и общаемся с вами, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, ростом, интересами, желаниями и еще много чем. Но у нас есть и общие моменты, которые нас объединяют. В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на них отвечать. Слушайте меня внимательно!

    Поднимите правую руку те, кто любит мороженое.

    Поднимите обе руки вверх те, кто любит делать зарядку.

    Сделайте хлопок руками те, кто любит на улице гулять.

    Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

    Улыбнитесь те, кто любит получать и дарить подарки.

Вот видите, сколько у нас общего. Вы молодцы!

Сегодня у нас пройдёт необычное занятие. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну. Чтобы открыть эту тайну, мы немного потрудимся - построим домик. И это будет не просто домик, а мирный домик.

    С чего начинают строить дом? (Фундамента).

    На фундамент положим брёвна, крышу, окна, дверь. (Выстраивается домик)

    Ребята, как вы думаете, что в доме должно быть самое крепкое? (ответы детей).

Чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, самым прочным должен быть фундамент, так как он держит на себе всё здание.

Наша жизнь - это тоже маленький домик, в котором происходит всякое: радости, беды, удачи, ссоры. Чтобы наш домик тоже стал крепким, нужен прочный фундамент.

А сейчас мы с вами отгадаем кроссворд, узнаем тему нашего сегодняшнего занятия, и что является фундаментом нашего с вами дома.

1. Одной ручкой всех встречает, а другой провожает. (Дверь)

2. Два братца пошли в воду купаться.(Вёдра)

3. С ногами - без рук;

С боками - без рёбер;

С сиденьем - без живота;

Со спиной - без головы. (Стул)

4. Если люди за столом не зевают,

Этой штукой пищу ловко хватают,

Этой штукой борщ умело хлебают,

Тех на работу всегда нанимают.

(Ложка)

5. Есть знак "точка",

На ветке - "почка",

А схожа с кадушкой

В хозяйстве + (бочка).

6. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

1. Д в е р ь

2. В ё д р а

3. С т у л

4. Л о ж к а

5. б о ч к а

6. Ч а й н и к

Какое слово получилось в выделенном столбике? (Дружба)

Итак, фундаментом нашего домика должна быть именно дружба.

Прочитайте название темы Поговорим о дружбе.

Сегодня мы поговорим о том, что такое дружба, кого можно назвать настоящим другом и постараемся составить правила дружбы.

Дружба _ это отношение к другому, как самому себе.

Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Какое прекрасное слово – “ дружба ”! давайте вместе скажем

Дружба – это тёплый ветер,

Дружба – это светлый мир,

Дружба – солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,

Дружба – у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой – жизнь весной полна.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

В: – О чем эта притча, чему она учит нас?

Д: – Нужно прощать обиды, не помнить зла.

Д: – Тот, кто дал пощёчину, наверное, в душе тоже раскаялся, что так сделал, но сразу не показал этого, а когда его друг оказался в беде, стал тонуть, вытащил его на берег, спас ему жизнь.

Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня всегда только хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит : Настоящий друг с тобой, когда ты не прав.

Когда ты прав, всякий будет с тобой.

А как вы думаете, с чего начинается дружба? (с улыбки - давайте улыбнёмся друг другу,

А ещё с чего начинается дружба? (игры, совместные дела, общение, общие интересы)

Послушайте пожалуйста стихотворение:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружба

Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или секретничать.

Произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь Ожегова.

Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Иметь друга – это настоящий подарок судьбы. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

Отгадайте загадку

На контрольный даст списать

С ним всегда легко болтать

Если надо даст совет,

Знает мой любой секрет,

Радость делит он со мной,

За меня всегда горой

Коль беда случится вдруг,

мне поможет верный (друг)

-А кто такой друг ?

1)это тот человек,который помогает, волнуется, переживает и радуется за своего друга.

А у кого из вас есть друзья? (поднимают руки)

Вижу много таких детей.

А с кем вы дружите?

Есть ли у вас друзья взрослые? (ответы детей)

Почему вам нравится иметь взрослого друга?

Чему он может вас научить?

Вывод: взрослые опытнее. Он помощник, советчик.

Для чего дружить ровесниками?

У сверстников общие интересы, учебы, игра, коллективное дело

Воспитатель


– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?

(с животными, природой, книгами)

друг - это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;

друг - это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушивает тебя, когда тебе будет плохо;

друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью.

Дружба начинается в семье. Семья –начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем.

Дружите ли вы со своими родителями?

Мама - самый лучший и надежный друг, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту и не оставит в беде.

МАМА – ЛУЧШИЙ ДРУГ

Мама – самый лучший друг!
Это знают все вокруг.
Если нам совсем невмочь,
Заболеем – мама рядом,
Мамы знают, что нам надо.
Плакать станем – приголубят,
Мамочки нас очень любят!
Даже самый верный друг
Может нас обидеть вдруг,
Только мамы наши беды
Могут превратить в победы.
Вот поэтому, друзья,
Маму не любить нельзя,
Даже лучшая подруга
Не заменит маму – друга!

Про дружбу много есть пословицы, давайте с ними познакомимся.

Внимание на слайд.

Игра «Закончи пословицу»

    Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

    Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

    Один за всех …… /и все за одного/.

    Человек без друзей …… /что дерево без корней/.

    Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.

    Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.

в: Молодцы, ребята! Физкультминутка.

А теперь мы с вами ребята отдохнем. Все встали в круг, повернулись лицом друг к другу. Представьте, что вы встретили своего друга. Произнесем слова и покажем движениями.

Добрый день, мой милый друг! (за руки приветствие)

Посмотри ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону)

Здесь есть ты? (кладем прав руку на плечо соседа)

Здесь есть я (показ на себя)

Будем вместе! (руки в стороны)

Жить!(хлопаем в ладошки)

Дружить (соединяем руки ладоши)

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт на земле один раз, поэтому нужно каждый день творить добро.

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если и споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящий.

А что значит – настоящий друг ? (выслушиваются ответы детей).

Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.

Ученик:

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты -
И друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвёт ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

- Как ты думаешь, можно ли этих героев назвать настоящими друзьями? (Нет!).

Почему?(Они дружат тогда, когда им выгодно).

сценка

Учитель: Кто кого обидел первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Учитель: Кто кого ударил первым?

1-ый мальчик: Он меня!

2-ой мальчик: Нет, он меня!

Вос: Вы же раньше так дружили!

1-ый мальчик: Я дружил!

2-ой мальчик: И я дружил!

Учитель: Что же вы не поделили?

1-ый мальчик: Я забыл.

2-ой мальчик: И я забыл.

воспитатель: Если ты за что- либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему обиду. Не злись! Будьте дружными!

А сейчас, ребята, я предлагаю вам обсудить ситуации: “Как бы я поступил?”.

1).Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил плохую оценку и очень расстроился из-за этого.

Как вы поступите в такой ситуации? (Будем успокаивать, утешать).

Другими словами вы будете сочувствовать своему другу.

2).Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы списать у тебя домашнее задание.

Как бы поступили вы?

Д: - Поинтересуюсь, почему он не сделал, может, не понял тему урока, тогда попробую ему объяснить, как я её понял, и вместе сделать.

Д: - Дам списать, но попрошу, чтобы в следующий раз постарался всё сделать.

3).Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

Как бы вы поступили?

Д: - Объясню ему, что говоря плохие слова он, прежде всего себя показывает с плохой стороны и невоспитанным человеком.

4) Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

Как вам не стыдно! - А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивлялись мальчики.

Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

В:- Почему женщина сказала мальчикам, - Как вам не стыдно? - В чём вина мальчиков?

Д: - Мальчики не должны были просто стоять, собака могла растрепать котёнка, они могли позвать на помощь взрослых, что бы спасти котёнка, но этого не сделали.

Д: - Могли сами отогнать собаку, если она не большая была. А они этого не сделали, а только смотрели как страшно котёнку.

В: - А как бы вы поступили в этой ситуации?

В: - Правильно ребята. Отношение к животным, это тоже одно из качеств доброты. Также как и людям, животным тоже бывает, нужна наша с вами помощь, не будьте равнодушными, оберегайте и защищайте братьев наших меньших.

-Как бы в данной ситуации вы поступили?

Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.

В: - Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?

Д: - Оксана правильно сделала, что подошла и помогла Вере подняться

Д:- Вера не виновата в том, что споткнулась и упала, а может у нее голова закружилась, нужно было ей помочь, а не смеяться над ней, как это делала Люда.

Д: - Коля вообще хотел её ударить не за что, нужно было ей помочь встать, такое с каждым может произойти.

В: - Правильно, ребята. Такое может произойти с каждым из нас. Мы с вами тоже несколько раз в день поднимемся и спускаемся с первого этажа на второй. Да просто идя по коридору, можем споткнуться, и в этот момент, идущий рядом видя, что его товарищ падает, он должен постараться его удержать, не дать ему упасть, а не смеяться над ним, и уж тем более не бить его за это.

стих

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день

не напрасно был прожит

На свете живешь ты не зря!

Произносишь слово «дружба», и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов.

Ребята, я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы. Давайте мы с вами поигрем в игру «Кто с кем дружит?» Я назову одного из героев мультфильма, а вы должны угадать кто его друг.

    Зеленый крокодил Гена и … (Чебурашка)

    Смешной мишка Винни- пух и … (Пятачок0

    Малыш и … (Карлсон)

    Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

    Добрая Белоснежка и….. (7 гномов)

    Забавные бурундучки Чип и…. (Дейл)

Молодцы

А сейчас поиграем в игру, «Выбери качества настоящего друга.» у вас на столах сигнальные карточки красного и желтого цвета.

Я буду вам называть вам слова, которые подходят настоящему другу.

А вы будете поднимать сигнальные карточки.

Карточка красного цвета - согласны.

Карточка желтого цвет – не согласны.

Добрый

Отзывчивый

Жадный

Обманщик

Ласковый

Злой

Верный

Заботливый

Да, ребята, вы очень внимательны! Действительно, чтобы рядом с вами были настоящие друзья, вы сами должны быть хорошими друзьями.

Если есть друзья на свете –

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел.

Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы.

Давайте составим основные Правила дружбы .

- В дружбе нужно…

    Чаще улыбаться другу

    Уметь выслушать своего друга

    Называть друга по имени

    Совершив ошибку, признай и исправь её

    Помогай друг в беде

    Не обманывай друга

    Умей с другом разделить радость

    Останови друга, если он делает что-то плохое

    Не смейся над недостатками друга

Существует много правил дружбы. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.

Вы согласны с этими правилами ? (ответы детей)

Принимаем эти правила? (Да.)

Ребята, а давайте мы с вами сейчас поиграем в игру «Клубочек». Он не простой, волшебный. Вы должны будете сказать добрые слова друг другу, непринуждённо, а искренно. Может быть кто-то из вас, когда-то, кого то обидел и не смог тогда попросить прощение, вот сейчас предоставляется такая возможность. Давайте я начну первая, - Саша, какая ты сегодня красивая и т.д.

Какие вы все молодцы. Наш класс теперь будет намного дружнее, таким, как в стихотворении «Наш класс»

Ученик:

Дружба крепкая у нас,

Ей гордиться весь наш класс.

Вместе учимся, играем,

Веселимся, отдыхаем.

Ну, а если у кого- то

Приключиться вдруг беда,

Огорчаться нет причины,

Мы поможем вам всегда.

Если радость у кого- то,

Вместе радуемся мы,

Потому, что в нашем классе

Все заботливы, дружны.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела.

И хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.

Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».

А теперь давайте возьмёмся за руки и скажем друг другу: (хором)«Ребята давайте жить дружно!.

В : - Наше сегодняшнее внеклассное занятие о дружбе заканчивается.

Что вы сегодня из этой беседы взяли для себя,

Что узнали нового?

Если останется время.

VI. Закрепление

Просмотр мультфильма «Тимка и Димка»

Давайте внимательно посмотрим мультфильм про Тимку и Димку.

Беседа после просмотра мультфильма :

Понравился вам мультик?

Назовите главных героев?

Кто из героев вам понравился?

Почему?

Можно ли этих героев назвать настоящими друзьями?

Какие ошибки допустил Медвежонок Димка?

А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

(Рассуждение, ответы учащихся).

Д: – Это тот, кто помогает другу в беде, умеет разделить с ним радость.

Д: – Не смеётся над недостатками друга;

Д: – Может остановить друга, если он делает что-то плохое, и сказать ему, что так делать нельзя.

Д: – Настоящий друг умеет принять помощь, совет, не обижается на критику;

Д: – Настоящие друзья не обманывают друга; умеют признавать свои ошибки.

Д: – И нужно относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.

Воспитатель: Медведева Наталья Николаевна

Беседа по теме: «Что такое дружба?»

Цель :

Формирование у детей дружеского отношения друг к другу.

Задачи :

Формировать нравственные качества: в умение дружить, беречь дружбу;

Развивать умение у учащихся вести рассуждения;

Воспитывать доброжелательность.

Певец С. Адамо считал: «Дружба – это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой. В дружбе важно: если вы хотите побыть в одиночестве, друг должен понять вас и уйти, исчезнуть на время».

Как вы понимаете выражение «дополнение одного человека другим»

Почему сердце и ум по-разному понимают одну и ту же ситуацию?

Как научиться дружить, нужно ли этому учиться?

Какая бывает дружба?

Какого друга вы бы хотели иметь?

Летчик и писатель А. де Сент-Экзюпери писал: «Если человек уважает только того, кто с ним схож, он уважает лишь себя одного».

У кого из вас другое мнение?

Запомните это высказывание и попытайтесь проверить его при общении с другими людьми.

  • А у кого из вас есть друзья?
  • Кого можно считать другом или подругой?
  • Есть ли у вас друзья среди ваших сверстников?
  • Подумайте, о чем говорится в этих пословицах.
  • С кем поведешься, от того и наберешься.
  • Друга ищи, а найдешь береги.
  • Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
  • Без беды друга не узнаешь.
  • Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
  • Друг познается в беде.
  • С добрыми дружи, а от лукавых беги.
  • С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде.
  • Нечего с теми дружить, кто любит других судить.
  • Недруг поддакивает, а друг спорит.
  • Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.

2. Закончи рассказ.

«Я не знаю, есть ли у меня друзья или это только приятели и одноклассники. Я хотел бы, чтобы мой друг…»

3. Игра «Хочу быть»

Хочу быть для Пети таким другом, который…

4. Чтение детьми стихотворений

(Возможно также чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется…».)

В небе солнышко сияет,

На траве дрожит роса,

Мы друзей своих встречаем.

Значит, будут чудеса.

Люди ценят мастерство

Друг сегодня приезжает

Значит, будет волшебство.

Белым цветом сад сияет,

И в горах бежит ручей,

Друг своим теплом согреет,

Значит, будет веселей.

Все травинки разволнуются,

Звезда с неба упадет,

Если все вокруг обнимутся,

То природа расцветет.

Мы природу уважаем,

Не нужна нам суета.

Никого не обижаем.

В мире будет красота.

Если все на свете дружат-

Люди, звери и леса,

Хороводы дружбы кружат,

Значит, будет доброта.

Давайте помечтаем: какие могут произойти в нашей школе чудеса, если вокруг все подружатся?

5. Анализ ситуаций

1. Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Отец и сыновья».

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии. Они не слушались.

Вот он велел принести веник и говорит:

Сломайте!

Сколько они не бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит:

Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит!

Как вы понимаете словосочетание «жить в согласии»? Приведите пример из своей жизни, когда согласие или дружба помогли в каком-то деле.

2. Чтения стихотворения А. Л. Барто «Требуется друг».

Все живут - не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: - Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки.

Предлагаю Ильиной:
- Ты дружи со мной одной! -
Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер, и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: - А ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать.

Какого друга ищет девочка? Как она понимает дружбу?

Правила настоящей дружбы

. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду, если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.

Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет.

Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.

Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

6. Итог беседы

Дружба – это ответственность не только за себя, но и за другого.

Наша беседа подошла к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому мы друзья!

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда!

Мы будем дружить!


Поговорим о друзьях и дружбе.

Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!

♦ Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?

♦ Какие качества характера привлекают вас в нем?

♦ Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души!

Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший —

Это сверстник мой Алеша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша — лучше всех!

♦ О каких хороших качествах Алеши рассказывает его друг в этом стихотворении?

Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки...

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей.

♦ Почему, как вы думаете?

Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух частей — «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек — тот, кто желает вам добра.

Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка — начало дружбы.

Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.

В чем же заключается умение дружить?

Прежде всего в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, — улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками и книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить — значит уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки: «Друг — ценный клад, ему всякий рад», «Дружба дороже денег», «Дружба что стекло — разобьешь, не склеишь», «За друга держаться — ничего не бояться».

♦ Какие вы знаете стихи, сказки, истории о дружбе?

♦ Знаете ли вы пословицы и поговорки о дружбе? Назовите их.

♦ Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

♦ Почему говорится: «Дружба познается в беде»?

Послушайте несколько стихотворений о друзьях и ответьте на вопросы.

Мои друзья

Друзей немало у меня:

Я со всем двором дружу.

Не прожить без них ни дня!

О друзьях вам расскажу.

Любит Ксения гостей,

Добротой от Ксюши веет:

Ни игрушек, ни сластей

Для подружек не жалеет,

Утешает, привечает

И душистым поит чаем.

У Лёни — золотые руки.

Все он может делать сам:

Утюгом погладить брюки,

Починить на кухне кран!

Петя может дать совет,

Посочувствовать другому.

Он не скажет слова «нет»,

Помогает всем знакомым.

Петя кормит хомяка,

Чистит клетку попугая,

Приласкает он щенка

И с сестренкой погуляет.

Помогает Саша маме —

Возится он с малышами.

И сочувствует другим —

Верный друг, хороший сын!

Егор и честен, и правдив,

Он ненавидит ложь,

Настойчив и трудолюбив —

Его не проведешь!

♦ О каких хороших качествах друзей рассказывается в этих стихах? Назовите их.

♦ Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух»?

Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.

Послушайте стихотворение.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей:

«Нет никого меня храбрей!

Не боюсь опасных змей,

Ни лягушек, ни червей.

Не боюсь я тьмы ночной,

Справлюсь с бурною волной.

Не боюсь я привидений,

Привиденья — это тени!

Не боюсь...» — и вдруг молчок:

Хрустнул в темноте сучок,

И послышались шаги

По тропинке у реки.

Побледнел слегка Андрей,

Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Игра в «Поликлинику»

Однажды Зоя предложила ребятам играть в «Поликлинику».

— Как это в «Поликлинику»? — удивился Артем.

— Очень просто, — объяснила Зоя, — куклы будут нашими детьми. Одни девочки станут мамами и поведут их в поликлинику на осмотр, другие ребята станут врачами.

— Чур, я врач! Чур, я врач! — сразу же закричал Артем.

— Анна Анатольевна! — обратилась Зоя к воспитательнице. — Можно мы поиграем в «Поликлинику»?

— Ну, конечно, можно, — согласилась та. — Вы пока распределите роли, а я принесу набор «Кукольный доктор», — сказала Анна Анатольевна и пошла в другую комнату за набором.

Ребята быстро распределили роли. Коля стал детским врачом, Саша — глазным, Вера — хирургом, Катя — медицинской сестрой.

— А кем же буду я? — спросила Алла.

— Ты будешь работать в регистратуре. Выдавать талоны, отвечать на звонки по телефону, записывать «больных» на прием.

Алла капризно надула губки.

— Не хочу сидеть в регистратуре. Это не интересно! Хочу тоже быть врачом.

— Но ведь кому-то нужно выдавать талоны, — рассудительно заметил Коля.

— Немного «поработаешь» в регистратуре, а потом поменяешься в Верой и тоже будешь врачом.

— Ты согласна? — спросила Зоя.

♦ Что бы вы ответили на месте Аллы?

♦ Умеет ли Алла соблюдать правила игры?

♦ Справедливое ли решение предложила Зоя? Почему?

— Ну нет! Я не согласна! — ответила Алла. — Раз не даете мне роль врача, лучше я одна буду играть с куклой.

Она взяла куклу и ушла с ней в другую комнату.

Игра в «Поликлинику» оказалась очень интересной. Ребята увлеклись и совсем забыли про Аллу, которая села в кресло, положила куклу на колени и задумалась: «Эх, зря я отказалась играть со всеми. Вон как они весело смеются, болтают, а мне одной очень скучно. Может быть, пойти и попросить, чтобы меня приняли в игру?»

♦ Попадали ли вы в подобные ситуации?

♦ Какой выход находили из них?

♦ Что бы вы посоветовали Алле?

Лариса, лучшая подруга Аллы, заметила, что девочка не участвует в игре, пошла за ней.

— Аллочка, почему ты с нами не играешь? Мне без тебя очень скучно! Пойдем играть, — позвала она подругу.

Алла объяснила, почему она не участвует в игре. Тогда Лариса сказала:

— Не беда! Пойдем со мной, и для тебя найдется подходящая роль.

Лариса и Алла пошли к детям, и Лариса предложила:

— Ребята, у нас в поликлинике нет зубного врача. Пусть Алла будет им.

— Ну ладно, пусть Алла лечит куклам зубы, — согласились все.

— А ты согласна, Алла? — спросила девочку Зоя.

— Согласна! — радостно согласилась девочка. — А потом я могу поменяться с Катей и поработать в регистратуре.

♦ Что вы можете сказать о Ларисе? Хороший ли она друг?

♦ Почему вы так думаете?

♦ Почему Алла сама согласилась поработать в регистратуре?

Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Лучше во тьме пребывать, чем без друга.

Брат может не быть другом, но друг — всегда брат.

Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга!

Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя!

Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.

Послушайте стихотворение.

Ябеда

Любит ябедничать Таня

На подруг и на друзей:

Опоздал на завтрак Ваня,

Грузовик сломал Сергей.

Нина вкусную котлету

Отдала коту тайком,

Руки не помыла Света,

Коля ходит босиком.

«Ябедой-корябедой»

Дразнят дети Таню.

Хорошо быть ябедой?

Догадайтесь сами!

Тест

Выберите ответ и объясните свой выбор.

I. В группе детского сада появился новый мальчик. Он еще не познакомился с ребятами, не освоился в коллективе. Вы заметили, что мальчик хочет с вами подружиться. Как вы поступите?

1. С радостью примете его дружбу. Чем больше друзей, тем лучше!

2. Поможете ему на первых порах, но не больше. У вас уже есть друзья, и новый друг вам не нужен.

3. Не обратите на него никакого внимания.

II. Ваш друг заболел и попал в больницу. Как вы поступите?

1. Будете часто звонить маме друга, передавать ему привет и спрашивать о здоровье.

2. Попросите свою маму или бабушку отвезти вас в больницу, чтобы навестить друга, поддержать его в трудную минуту.

3. Напишите письмо или записку и попросите маму друга передать ему письмо.

III. Перед вами четыре правила. Вычеркните одно, которое не является правилом дружбы.

1. Не ссорьтесь по пустякам.

2. Уступайте другу.

3. Стремитесь быть везде и во всем первым.

4. Делитесь с друзьями игрушками и книжками.

♦ Как вы думаете, приятно ли дружить с капризным, плаксивым ребенком?

Верно, не очень. Если кто-то плачет по пустякам, обижается понапрасну, всем недоволен, портит интересную игру, ребятишки вряд ли захотят с ним играть.

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.

Царевна Несмеяна

Девочку Тоню в детском саду частенько дразнили то плаксой-ваксой, то ревой-коровой, потому что она капризничала и плакала по любому пустяку.

Пьет чай, уронит на пол кусочек булки и сразу в слезы.

— Ай! Я вкусную булку уронила, а ведь с пола есть нельзя!

Подружка Вера ей свою булку отдаст.

— Возьми мою булочку. Только, пожалуйста, не плачь.

Развяжется ли бантик в косичке, не получается ли рисунок, Тоня плачет в три ручья.

Анна Анатольевна ее успокаивает, уговаривает, подружки стараются во всем угодить. А толку никакого!

Играть с Тоней ребятам в самом деле не интересно! Чуть что, она дуется, плачет. Улыбается редко. Вот и получилось, что все играют вместе, а Тоня — одна.

Сережа — добрый отзывчивый мальчик. Ему Тонечку жалко, он никогда не дразнит ее плаксой-ваксой. Он зовет ее сказочным именем — Царевна Несмеяна. Сереже кажется, что Тоня и вправду похожа на сказочную царевну. Глаза у нее большие, синие, а золотистые волосы длинные, вьющиеся колечками.

Однажды он задумался, как бы развеселить Тоню. Долго думал и кое-что пришло ему на ум. Сережа рассказал о своей задумке Анне Анатольевне, и той его затея очень понравилась.

Так и сделали. Ребятишки приготовили красивые костюмы, разучили смешные стихи, песенки, танцы. Анна Анатольевна распределила роли, а Тоне сказала:

— Тонечка! Ты будешь играть роль Царевны Несмеяны. Кто из ребят сумеет тебя рассмешить, тот и получит приз!

— Хорошо, — согласилась Тоня.

Быть царевной ей очень хотелось!

Началось представление. Тоне надели на голову красивую корону, усадили ее в кресло. Ребята стали выступать, стараясь изо всех сил рассмешить Несмеяну.

Клоуны в ярких колпачках кувыркались на ковре, так и сыпались веселые шутки и смешные истории. Но Тоня оставалась серьезной и ни разу не улыбнулась. Представление уже подходило к концу, когда в костюме Царевны Несмеяны в зал вошел Сережа. Его окружали мамушки и нянюшки.

Одна из них протянула Сереже румяное яблоко.

— Дитятко, съешь яблочко.

— Не хочу, не буду! — захныкал Сережа. — Оно кислое, невкусное.

Он оттолкнул яблоко, оно упало на пол и закатилось в угол.

— Яблоко упало, — заревел мальчик в три ручья.

Мамушки и нянюшки заахали, заохали, стали суетиться вокруг него. Одна собирала в малюсенькое ведерко слезинки, другая утирала слезы носовым платком. Словом, настоящий переполох.

Сережа при этом так капризно надувал губы, морщил нос, тряс головой, что стал чем-то похож на Тоню. Девочка словно увидела себя в зеркале, не выдержала и рассмеялась! Ребята в ответ тоже засмеялись и захлопали в ладоши.

— Молодец, Сережа! Рассмешил ты нашу Царевну Несмеяну. Вот тебе в подарок книжка веселых рассказов с забавными картинками. — Анна Анатольевна протянула Сереже книгу.

— Спасибо, Анна Анатольевна! Можно я буду ее читать вместе с Тоней, чтобы она почаще улыбалась и никогда не плакала? — спросил мальчик.

— Конечно, можно! — ответила воспитательница, обнимая Сережу за плечи.

Постепенно характер Тони изменился к лучшему. Она стала меньше капризничать. Когда ей хотелось заплакать, девочка вспоминала веселое представление, которое устроили для нее ребята, и ей становилось стыдно: ведь они так старались ее рассмешить. Анна Анатольевна даже сказала: «Ты нам гораздо больше нравишься, когда смеешься! Улыбайся и смейся почаще!»

♦ Как вы думаете, интересно ли было играть с такой плаксой и капризулей Тоней? Почему?

♦ Почему Тоню дразнили плаксой-ваксой?

♦ Как звал ее Сережа?

♦ Почему?

♦ Что придумал Сережа, чтобы развлечь Тоню?

♦ Удалась ли его затея?

♦ Как вы думаете, почему засмеялась Тоня?

♦ Изменится ли после этого характер девочки?

Послушайте сказку и ответьте на вопросы.

Волшебное перышко

Утром Федя как обычно капризничал и ворчал:

— Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же несладкий!

— Не надоело тебе ворчать? — вздохнула мама. — Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты — в детский сад.

— Не пойду я сегодня в детский сад! — угрюмо сказал Федя.

Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

— Но почему? Может быть, ты заболел? — встревожилась мама.

— Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

— Может, кто-то тебя там обидел?

— Да никто меня не обижал, — хмуро бросил Федя.

— Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

Делать нечего! Пришлось Феде послушаться маму, одеться и идти в детский сад.

Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка. Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

— Не забыл, не забыл, — хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. «Какая болтливая, вертлявая девчонка», — подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры.

Войдя в групповую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер. Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

Федя молча подошел поближе.

— Здравствуйте, Анна Анатольевна! Здравствуйте, ребята! — выдавил из себя Федя.

— Здравствуй, Федя! — весело отозвалась воспитательница. — Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Анной Анатольевной он не стал.

После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.

Дима спросил:

— Будем снежную крепость строить?

— Будем, — согласились ребята.

Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

— Я буду командиром крепости! — крикнул Федя.

— Почему ты? — удивился Коля.

— Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! — гордо ответил Федя.

Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

— Командиром крепости будет Дима!

— Да, да! Дима! — хором подтвердили ребята.

— Это еще почему? — удивился Федя.

— Дима — справедливый и добрый, — ответил Коля.

— Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

♦ А кого выбрали бы вы — Федю или Диму? Почему?

— Тогда я вообще с вами играть не буду! — обиделся Федя и отошел в сторону.

Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами, а почему — мальчик не понимал.

♦ А вы знаете, почему?

В субботу папа взял Федю в гараж. Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями. Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленькое перышко.

— Папа, смотри, что я нашел! Золотое перышко!

Папа взял перышко, повертел его в руках и пожал плечами:

— Не знаю, сынок! Я этого перышка раньше не видел.

Федя полюбовался пером и положил его в карман джинсов.

Мальчик даже не догадывался, что золотое перышко было волшебным!

Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

— Доброе утро, Коля! Я рад тебя видеть!

— Доброе утро, «дядя» Федор, — пошутил Коля.

Но Федя совсем не обиделся.

На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

— Санки — это вагоны, вы будете пассажирами, а я — электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась.

— Здесь остановка, — сказал Федя возле ледяной горки. — Немного покатаемся с горки, потом поезд снова отправится в путь.

Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

♦ Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

— Анна Анатольевна, — вежливо обратился Федя к воспитательнице, — можно я помогу вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь.

— Ну, помоги, Федюня, — удивленно и ласково сказала воспитательница.

Вечером ребята стали готовить новогодние подарки. Когда Верочка попросила у Феди ножницы, мальчик сказал:

— Ну, конечно, возьми, а я пока елочку раскрашу.

— Спасибо, Федя, ты такой добрый! Я тебя не узнаю.

Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебное перышко.

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

♦ Как вы думаете, почему у Феди появилось много друзей?

Весной Федя переоделся в шорты, а волшебное перышко так и осталось в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без него оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже и не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Мама отдала Федины джинсы племяннику Косте, ведь Федя из них уже вырос. Теперь и Костя никогда не ссорился с ребятами из-за игрушек, научился уступать друзьям и радоваться их успехам.

Вот такая история! Хотите верьте, хотите нет!

♦ Почему Федя не хотел идти в детский сад?

♦ Как вы думаете, легко ли было общаться и дружить с Федей? Почему?

♦ Почему Федя не хотел дежурить?

♦ Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

♦ Почему Анна Анатольевна сделала Феде замечание?

♦ Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным? Почему вы так думаете?

♦ Почему ребята выбрали командиром снежной крепости Диму, а не Федю?

♦ Что важнее — уметь командовать или быть добрым и справедливым?

♦ Правильно ли поступил Федя, обидевшись на ребят? Кому от этого стало хуже — ребятам или Феде? Почему?

♦ Что Федя нашел у папы в гараже?

♦ Как волшебное перышко помогло Феде?

♦ Как изменилось поведение Феди?

♦ Что вы заметили хорошего в поведении Феди и в его отношении к окружающим?

♦ Как вы думаете, почему Федя не изменился после того, как волшебное перышко перестало ему помогать?

Беседа о дружбе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы разные, но мы вместе!


Коваленко Екатерина Викторовна, воспитатель.
Описание: данный материал может быть полезен воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Детский сад – первый социальный опыт ребёнка, первые уроки правильного общения с окружающими: взрослыми, сверстниками, людьми разных профессий. Детский сад – это мостик между семьёй и обществом, по которому дети учатся ходить по правилам, замечая, слыша, понимая друг друга. Учиться дружить – нелёгкое, но необходимое дело. От нашей общей кропотливой работы зависит формирование ценностей ребёнка, которые помогут ему в дальнейшем сделать правильный выбор. Где грань, которую переступать нельзя? Давайте порассуждаем.
Цель: продолжать укреплять дружественные отношения в детском коллективе.
Задачи:
- создавать условия для дружественного общения детей и взрослых;
- учить детей внимательно и терпеливо относиться друг к другу: стараться выслушивать до конца мнение товарища, не перебивать;
- учить толерантности;
- способствовать сплочению детей посредством игры;
- развивать стремление высказывать свою точку зрения при обсуждении;
- воспитывать в детях чувство милосердия и сострадания;
- воспитывать желание действовать сообща.

Ход беседы.


Организационный момент (настрой на совместную деятельность).
Дети собираются вместе и становятся в круг:
Собрались все дети в круг (жестом показывают круг)
Я – твой друг, и ты – мой друг (жестом показывают сначала на себя, затем – на ребёнка, стоящего напротив)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки так, чтобы не сделать другу больно)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу)
Дети садятся на стульчики, поставленные по кругу, или просто - на ковёр.
Воспитатель:
Ребята, послушайте фразу: «Мы разные, но мы вместе!»
Как вы это понимаете?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Каждый день мы собираемся вместе! Для чего?
(Высказывания детей)
Воспитатель:
Чтобы весело проводить время, нужно каждый день учиться дружить. Как же это нужно делать?
(Не говорить обидные слова… Не жадничать… Не отнимать… Слышать друг друга… Говорить, когда что-то не нравится… Мирно играть… Играть в весёлые игры…)
Игра малой подвижности «Кру-кру-кружочек»
Дети встают в круг. Ведущий (если игра проводится впервые, - воспитатель) говорит слова:
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Света, перевернись ты! (Ребёнок, услышав своё имя, быстро поворачивается на 360°) .
Ведущий должен говорить слова игры так, чтобы никто из детей не понял, чьё имя будет названо.
Кру-кру-кружочек,
Сыграй во рожочек!
Раз, два, три! -
Рома, перевернись ты!
Игра проводится весело. Имена детей выкрикиваются беспорядочно до тех пор, пока все дети не перевернутся. Имя оставшегося ребёнка проговаривают все вместе, ритмично хлопая в ладоши.
После игры дети садятся.
Воспитатель:
Учиться слышать и понимать друг друга сложно, но необходимо для укрепления дружбы.
Я прочитаю вам историю про двух друзей, которая называется «Урок».
Чтение рассказа "Урок"

Рассказ учителя

Эта история произошла очень давно, когда мне было лет шесть. Я жил тогда не в Москве с родителями, а у бабушки на Украине, в военном городке. Бабушка работала, а я ходил в гарнизонный детский сад* - самый любимый из всех, которые когда-либо посещал. Мы учились читать, считать, писать, рисовать, лепить, танцевать, петь, дружить. После занятий - на улицу, гулять! Вокруг детсада разросся замечательный палисадник, в тени которого «прятались» деревянные домики и машины, качели, карусели, песочницы. Мы придумывали игры, пели смешные песенки, принесённые из дома от старших братьев и сестёр, и, как все мальчишки, любили играть в войну. У каждого из нас было «оружие».
- Не целься в человека, нельзя, - говорила Евгения Васильевна - наша воспитательница.
Но мы только посмеивались: "Ну, как эти взрослые не понимают - оружие ведь игрушечное, не настоящее?"
Однажды, в группу вошёл худенький черноволосый мальчик маленького роста. Он изучал наши лица, и его необычные глаза блестели из-под длинных густых ресниц.
- Ребята, знакомьтесь! Это Тин, - сказала Евгения Васильевна. - Он будет ходить в нашу группу.
По-русски Тин говорил плохо. От Евгении Васильевны мы узнали, что его папа – военный и что они приехали из Вьетнама. Мы нашли на глобусе Вьетнам, познакомились с новеньким поближе, а вскоре и совсем подружились с ним.
Жизнь шла своим чередом. Тин играл с нами в разные игры, но в войну - никогда, всегда уходил в сторонку. Как-то раз, я всё же решил «взять его в плен».
- Руки вверх! - подскочив к нему, выкрикнул я.
Тин медленно повернулся. Пистолет находился прямо у его сердца. Полные ужаса глаза Тина испугали меня. Я неожиданно спустил курок. Игрушечный пистолет щёлкнул, мальчик упал на землю и замер… Раздался страшный крик… Я с трудом узнал свой голос. Мысли бешено рвались наружу: «Я убил человека! Друга! Он лежит... не двигается... Я же понарошку, я не хотел!» Зубы стучали, колени дрожали так, что я не мог стоять и осел. Я видел, как прибежала наша врач Татьяна Ивановна, как слушала сердце Тина, как схватила его на руки и побежала в здание детского сада. Я видел свои белые пальцы, впившиеся в пистолет. Что случилось? Почему он стал настоящим?..
Кто-то подхватил меня и сильно прижал к себе. Это была Евгения Васильевна. Она несла меня куда-то. Я едва заметил взволнованные лица ребят, столпившихся у дорожки. Всё было, как во сне.
В кабинете врача мне дали валерьянку.
- Я убил его, я убил его, - беспрестанно шептал я дрожащим голосом.
- Нет, нет. У Тина был обморок. Уже всё прошло, - успокаивала меня Евгения Васильевна. - Понимаешь, Тин видел настоящую войну, видел, как погибла мама... Для вас война - это игра, а для него - трагедия, пережитое горе. Поэтому твой пистолет на миг показался ему настоящим. Вот почему мы не любим, когда вы, дети, играете в войну и целитесь друг в друга пусть даже игрушечным, но оружием.
Она гладила меня по голове. Я осторожно, шмыгая носом, слегка пошатываясь от нахлынувшей слабости, направился в лазарет, где на кроватке лежал Тин. Никто не остановил меня.
- Прости меня... друг… пожалуйста... прости. Я не хотел… Я не подумал...
Слёзы душили, застилали глаза. Я не видел лица Тина, но почувствовал тепло его ладошки. Он гладил меня.
- Я тоже не хотел пугать тебя, - услышал я тихий голос друга.
Этот урок запомнился всем детям. Мы больше не играли в войну - не хотели.
Много лет прошло. Тин и я – совсем взрослые люди и живём далеко друг от друга: он - в Ханое, я - в Москве, но мы дружим до сих пор.
Он теперь врач, а я - учитель.

*гарнизонный детский сад – детский сад для детей военнослужащих гарнизона.


Обсуждение рассказа
Игра-упражнение «Это мой дружок!» (с элементами ориентирования)
Дети образуют маленький круг, стоя плечом к плечу (лицом в круг) и говорят, выполняя движения:
Посмотрю налево,
Посмотрю направо
(поворачиваются направо друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После этого дети снова встают лицом в круг (плечом к плечу) и повторяют то же самое, но в другую сторону.
Посмотрю направо (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят направо)
Посмотрю налево (прикладывают ко лбу ладошку «козырьком» и смотрят налево)
Это - мой дружок! Это - мой дружок! (поворачиваются налево друг за другом и гладят впередистоящего ребёнка по спине)
После игры дети берутся за руки:
В нашей группе ссориться нельзя,
Потому что вместе мы – друзья!

Цель:

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств;
  • формировать умение различать дружбу и товарищества;
  • воспитывать культуру чувств.

Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление.

Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.

Высказывания по теме.

Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

М. Джалил.

Друзей познаешь лишь тогда
Когда к тебе придет беда.

Н. Хосраев.

Береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость, другого человека.
Не причиняй людям зла, обиды, боли, тревог и беспокойства.

В.А. Сухомлинский.

В крепкой дружбе наша сила
Дружбе – слава и хвала.

Истинные друзья ничего не требуют один от другого во имя дружбы, но делают друг для друга все, что могут.

В. Г. Белинский

Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикасаемся к этике человеческих отношений, войди в мир тонкий и сложный. Отношения людей близких, знакомых, посторонних, что заслуживает вечной памяти.

Дружба, товарищество, друг и товарищ казались бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое зависит многое, зависит, какой будет наша жизнь.

У всех у вас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем отличаются понятия “друг”, “товарищ”. Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?

Возможные ответы: товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.

Друг – тот с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.

Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас.

Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.

Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей?

Отец девушки счел, что юноша, с которым подружилась дочь, ей “ не пара”, хотя в нашем обществе нет сословных различий. Конечно, бывает, что люди не подходят друг другу по уровню развития, воспитанности. Юноша, по просьбе отца Лиды перестал с ней дружить, сначала звонил, писал записки. Вскоре и это кончилась. И вот через месяц она познакомилась с другим и подружилась, а в письме, адресованном в редакции газеты она спрашивает: говорить ли о своем новом друге родителям.

Каково ваше мнение? Стоит ли винить здесь только отца Лиды? (Лида не пыталась бороться за право встречаться со своим другом).

Можно ли дружить с человеком, которого ты считаешь хорошим, а твои родители так не считают?

Итог учителя: Такую дружбу нельзя назвать настоящей, а друга, который не готов к испытаниям верным. Может быть, отец Лиды хотел испытать их дружбу. Иногда девушки называют другом тех, с кем ходят в кино, проводят свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями.

Прекрасный пример благородной, искренней дружбы оставили нам К. Маркс и Ф. Энгельс, в отношения которых, по словам В.И. Ленина, “Превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе”.

Послушайте следующую ситуацию и скажите. Как вы оцениваете поступок Наташи?

Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей” Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Я опешил и не успел сказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и меня первым вызвали к доске. Пришлось мне с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.

Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?

Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.

Учитель: А можно ли критиковать друг другу?

Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду, - преданным. Есть хорошее высказывание В.Г.Белинского по этому вопросу. “Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого – необходимо”.

Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?

Итог: Значит есть дружба личная и коллективная. Личная основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.

Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?

Итог: Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению другому.

Послушайте следующую ситуацию и скажите:

Как ба ты вышла из этой ситуации?

Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.

Итог: Если ты настоящая подруга, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее.

Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”.

У поэта Е.Евтушенко есть прекрасное стихотворение “Люди сильны друг другом”.

… Люди сильны друг другом,
Так, словно Севером – юг,
Так, словно пахарь – плугом,
Так, словно пахарем – плуг,
Люди сильны друг другом.
Что равнодушья мерзей?
Люди сильны испугом
Вдруг потерять друзей.

А сейчас Исаева и Мусаева прочтут нам стихотворение о дружбе, о друзьях.

А в заключении хочу пожелать, чтобы у каждого из вас был настоящий друг. Еще хочу пожелать вам доброты словами поэта Алима Кешокова:

Хочу я, чтоб добро к тебе пришло,
Как свет весенний, как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра
Не станет то, что для другого зло.

Литература

  1. Толковый словарь русского языка под редакцией Ожегова.
  2. Газета “Комсомолец Дагестана” 1998год (ситуации взяты из этой газеты).

Top