Лазарев диагностика кармы. Как развить экстрасенсорные способности

Что такое диагностика кармы и для чего она нужна? Начнем с того, что карма – это действие, которое рано или поздно порождает последствия. Кто бы что ни говорил, от нее нельзя уйти, если вы, конечно, не профессиональный йог. Но можно проработать, найти свой жизненный путь, и здесь не обойтись без помощи кармического астролога.

— Позвольте, как нельзя уйти? А если сброситься с Бруклинского моста или выпрыгнуть с последнего этажа одной из башен Москва-Сити? – спросит любопытный читатель.

Это не выход из игры, а прерывание уровня. При подобном проявлении излишней самостоятельности существует большая вероятность родиться через пару дней где-нибудь в Африке без рук или еще без какой-нибудь части тела для лучшего усвоения материала…

Многие события, происходящие вокруг человека на отдельно взятом уровне прохождения его настоящей жизни, тянутся из прошлого воплощения. В тоже время в течение жизни продолжает нарабатываться хорошая и плохая карма.

У вас с детства плохие отношения с матерью? Ищите причину не в ней, а в себе. Вы когда-то набедокурили в веке эдак в 17 и теперь необходимо усвоить урок. Что конкретно произошло тогда, доподлинно не сможет установить никто. Может быть, вы ругались и унижали свою сестру, а теперь она, став вашим родителем, получает с вас долг. А может это ваш муж, с которым вы некрасиво поступили во времена Великой Депрессии в США в 1929 году.

Разберитесь в себе и усвойте урок. Как только он будет усвоен, все прекратится, и вы перейдете к следующей части «марлезонского балета», то есть к следующему уроку. Осознание и контроль за своими мыслями и поступками помогут вам в этом.

Гороскоп показывает энергии, с которыми вы пришли в этот мир и в нем заложено все, что осталось нерешенным и что необходимо решить в этой жизни. Проводя кармическую диагностику, астролог опирается на карму, накопленную в прошлых жизнях, родовую карму и карму, которая создается здесь и сейчас. Кармическая диагностика позволяет определить, что происходит и где находиться ваш жизненный путь. Особенно интересно работать с диагностикой кармы при анализе совместимости партнеров, чаще всего это, конечно, мужчина и женщина, которые имеют долги друг перед другом, тянущиеся из прошлых жизней. Хотя, если задуматься, то из века в век повторяется одно и то же: мужчина — две женщины, два мужчины — одна женщина и кармическая история то одна, просто декорации разные: страны, одежда, времена. Люди вдруг чувствуют притяжение и пока кармический узел не будет развязан, им друг от друга никуда не деться. А в какую сторону будет размотан клубок — всецело зависит от участников сюжета.

Вам не поможет, если вы не собираетесь проявлять осознанность здесь и сейчас и в будущем. То есть, он обязательно вам объяснит чего лучше не делать, а дальше все зависит только от вас.

Кармическая астрология подскажет, в какую сторону надо идти и «где копать»? Любые ситуации в жизни – это уроки, которые необходимо усвоить. Карма проявляется через жизненные обстоятельства, людей в нашем окружении, «случайные» совпадения, незнакомцев, неожиданно встреченных нами на улице, и многие другие события. Подсказки кармы иногда бывают в очень жесткой форме. Попали в серьезную автомобильную аварию? Поразмыслите на досуге, почему это случилось именно с вами. Подробнее об этом можно прочитать . К сожалению, для некоторых, это может быть, последним предупреждением. Постоянно проигрывается повторяющаяся ситуация с партнером? Задумайтесь, что вы делаете не так, а не партнер. Почему к вам притягиваются именно такие партнеры? Чему необходимо у них научиться? Вернее чему надо научиться вам!

Все, что осталось нерешенным в прошлом, мы приносим с собой в эту жизнь. У вас в гороскопе соединение Урана с Марсом и вы домохозяйка, хотя подсознательно чувствуете, что могли бы командовать полком? Я вам искренне сочувствую, но придется учиться управляться с кастрюлями и непривычным женским телом. Существует четыре вида кармы. Общая карма, накопленная в прошлых жизнях, которую каждый из нас несет на себе. Вторая карма, общая доля совокупной кармы, которую мы готовы ощутить и исполнить в этой жизни. Третий вид кармы – это карма, которую мы создаем здесь и сейчас своими поступками. И четвертый вид кармы создается нами для нашего будущего. Опытный астролог начинает диагностику кармы с лунных узлов. В ведической астрологии Южный узел называется Кету, считается, что он управляет первыми двумя видами кармы. Он управляет прошлым и нашим кармическим наследием. Северный узел Раху, управляет двумя последними видами кармы и будущим. С помощью лунных узлов мы можем найти лучший способ управления своей собственной жизнью. Мы создаем свое будущее нашими мыслями и поступками в настоящем. При работе над своей кармой мы снижаем количество потерь, с которыми сталкиваемся в те моменты, когда сжигаем старую негативную карму. Никто не приходит в этот мир, не имея неоплаченных долгов, некоторые придется отдать в этой жизни и, конечно, без приобретения новых не обойдется.

А вот, примерно, так работает карма:

Доктор Мартин Шульман: Что же такое карма?

Всякий раз, когда какая-то идея начинает широко распространяться в мировом сознании, ее первоначальное значение меняется. В сущности, чем больше признания приобретает идея, тем больше она может отдалиться от своего первоначального значения, контекста и источника. Так было и в случае кармы, которая даже не является идеей, концепцией или мыслью, а скорее Космическим законом. Когда все больше и больше людей в мире признают факт существования этого закона, сам закон может исказиться, так как каждый человек интерпретирует его на своем уровне понимания.

Если тысяче людей задать вопрос, что такое карма, вы будете удивлены большим разнообразием ответов. Но еще более удивительными будут сложности, приписываемые очень простой сущности этого универсального закона.

Чтобы ясно понять, что такое карма, мы можем проследить ее значение в трех основных источниках, а затем синтезировать их в наиболее значимое сочетание того, что фактически представляет сущность Закона кармы.

Во-первых, мы имеем сказанные несколько тысяч лет назад слова Гаутама Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Что он хотел сказать этим философским утверждением?

Человек всегда задается вопросом, что он собой представляет. Дело в том, что от мгновенья к мгновенью то, что он собой представляет, меняется. Именно эти многочисленные изменения заставляют человека интересоваться, есть ли в нем вообще что-то постоянное. Если человек «является тем, что он думает», то, поскольку его мысли меняются от мгновенья к мгновенью и день ото дня, это же происходит и с ним! Если человек думает: «Я голоден», — то это то, каков он в данный момент. В тот момент, когда он больше не думает так, он больше не представляет продукт этой мысли. Если человек думает: «Я устал… я зол… я беден», — то он является всем этим. Это происходит из-за очень сильной тенденции считать то, что он думает, истиной. Таким образом, веря в свои мысли о себе, человек отождествляется с этими убеждениями и фактически становится всем, что он думает.

Если однообразный паттерн мышления сохраняется на годы, то он становится даже более правдоподобным для этого человека. Таким образом, длительные мыслительные паттерны, направленные по какому-либо определенному пути, заставляют человека поверить не только в то, что он находится на этом пути, но и в то, что это единственный путь, который он может увидеть.

Давайте еще раз используем аналогию с чувством голода, поскольку он имеет столько различных форм, что буквально каждый из нас испытывал его тем или иным образом. Представим двух индивидуумов, собирающихся съесть кусок пирога. Первый смотрит на пирог, и в его голове мгновенно возникают противоречивые мысли. «Я хочу пирога, но знаю, что он сделает меня толстым». Когда этот человек начинает есть пирог, его тело усваивает пищу с той же нервозностью, которая была спровоцирована его мышлением. Таким образом, подсознательная тенденция нежелания признаться себе в том, что он съел пирог, испытывая психологическое разочарование из-за этого, проистекавшее из первоначальной мысли, что пирог вреден, создает ситуацию, в которой контакт пирога с телом делает пирог правителем, а тело слугой.

Между тем второй индивидуум, намеривающийся съесть пирог, рассматривает его как источник радости. Это пища, предоставленная человеку Богом, чтобы удовлетворить его потребность в питании, красоте и энергии. Каждая крошка этого пирога будет гармонировать с каждой клеткой его тела в самом превосходном соотношении, поскольку тело и пирог находятся в гармонии. Этот человек никогда, по-видимому, не наберет избыточный вес, невзирая на то, что он ест. Первый же человек может набрать несколько фунтов от одного стаканчика мороженого. Здесь мы видим превосходный пример того, что подразумевал Будда своими словами: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали».

Таким образом, первый принцип кармического закона основан на мышлении. Насколько было бы просто изменить жизнь человека, просто изменив его мысли. Но дело в том, что ни одна мысль не представляет остров в себе. Одна мысль всегда ведет к другой, а та к следующей и к следующей, что в конце концов уводит человека в направлении его мыслей. Поэтому по мере лет он фактически становится «всем, что он думал».

Интересно отметить, что, чем дольше человек привержен определенной линии мышления, тем больше он вводит в свою жизнь тех людей, чьи мысли умножают его первоначальную идею. Он никогда не одинок в своем мышлении. Из-за тенденции делиться своими мыслями с другими в массовом сознании всегда существует растущая «мысленная форма», которая поддерживает представление человека о том, что он собой представляет. Он будет входить в резонанс с теми, кто думает, как и он сам, и сторониться тех, чьи убеждения отличны от его мыслей. Каждый раз, когда человек чувствует угрозу своему мнению о том, что он собой представляет, он будет отступать к прошлым поискам тех людей, чьи мысли подкрепляют все, к чему он привык. Это одна из величайших слабостей человека — тенденция избегать преодоления привычных паттернов мышления.

Даже когда человек встает на путь духовного роста, он всякий раз сомневается в себе, когда улавливает мысли других, сходные с теми, к которым он сам привык. Это происходит из-за того, что, когда он верил в эти мысли, то считал своей обязанностью и долгом передать их другим. Подвергая проверке обоснованность собственных идей, он старался убедить других, что его мысли правильны.

Теперь мы подходим к очень интересному моменту. Поскольку значительная часть кармы основана на эффектах того, о чем человек думал в прошлом, тогда для преодоления устаревших паттернов мышления, индивидуум должен рассмотреть следствия, которые он вызвал в жизни других людей попыткой внушить им свои прошлые мысли. Он в какой-то степени стал их частью, поскольку, когда другие люди рассматривают и разбирают свои индивидуальные проблемы, они обращаются ко многим источникам для поиска ответов. А одним из этих источников были слова, которые он сказал им в прошлом. Поэтому космически, математически и физически невозможно, чтобы человек полностью возвысился над собственной кармой, пока каждый человек, с чьей жизнью он соприкасался, не возвысится над своей кармой в том отношении, в котором он затронул его!

Это приводит нас ко второй интерпретации кармы, которая исходит из третьего закона Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие». Человек иногда действует и создает свою жизнь, тогда как в другое время он восприимчив и уязвим к результатам всего, что он создал — иногда он действует, тогда как в другое время противодействует. Однако он подчиняется закону причины и следствия.

Один из наиболее интересных способов понимания этого исходит из неправильного представления о «таланте». Не наделенные талантом люди часто смотрят снизу вверх на тех, кто обладает загадочным духом гениальности, особым типом ауры, даром. Но талантливый человек, демонстрирующий свои рисунки, скульптуры, музыку или поэзию, знает, что талант — это нечто иное. Он хорошо исполняет мелодию, потому что в течение многих часов и, возможно, многих месяцев учился владеть своим инструментом. В этот момент кто-то может выдвинуть аргумент, что, хотя на развитие таланта уходит много времени, некоторые люди склонны проявлять значительную легкость в определенных сферах с самого начала. Есть люди, изучающие музыку, которые на самом первом уроке проявляют высокое осознание того, что представляет собой музыка. Есть люди, изучающие искусство, которые в своих первых рисунках намного превосходят ожидания от начинающих. Есть люди, изучающие астрологию , которые на первом курсе задают вопросы, демонстрирующие знания, часто превышающие знания их преподавателя, тогда как другим студентам приходится проходить начальный курс дважды, чтобы развить базовое понимание предмета. Эти факты не отрицают закон причины и следствия, а указывают на концепцию реинкарнации.

В течение нескольких недель преподаватель может понять, кто из его студентов изучал астрологию в предшествующей жизни, а кто познает ее впервые. Однако даже эти студенты при должном старании и годах серьезной работы могут достичь того, что покажется другим огромным астрологическим талантом. Их совершенное владение предметом приходит не как странный загадочный дар, а как прямое следствие их причинных усилий.

Этот закон причины и следствия работает везде, но менее очевидным кажется то, что точный научный принцип «Для каждого действия есть равное противодействие» постоянно применим к человеческой жизни. Легко увидеть реакции на наши действия в повседневных отношениях. Но намного труднее понять, что общая сумма, испытываемых нами реакций, точно равна сумме действий, которые мы совершили. Другими словами, поступление и отдача в конце концов должны всегда уравновешиваться. Это кажется нам обманчивым, потому что индивидуум А вполне может давать индивидууму Б намного больше любви, чем тот может ему возвратить. В таких случаях закон причины и следствия кажется сомнительным индивидууму А, который больше отдает. Создается впечатление, что о пропорциональной реакции на каждое действие не может быть и речи. Но из-за того, что вселенная действует по определенным космическим законам, индивидуум А в итоге получит от индивидуумов В, Г или Д больше любви, чем он сам может дать. Когда подсчитывается общая сумма дебита и кредита человеческих взаимоотношений, итоговые результаты каждой колонки всегда будут равными.

Ощущая этот эффект бумеранга, люди всего мира учат своих детей золотому правилу: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». В иной интерпретация это просто другая версия того же научного принципа, что при каждом действии можно ожидать равного противодействия. Если индивидуум пытается возвысить свое сознание посредством медитации, созерцания или какой-то другой формы эзотерических занятий, он автоматически столкнется с теми силами в мире, которые стараются понизить его сознание. Таким образом, когда человек начинает вибрировать в направлении более позитивных энергий, он автоматически становится более чувствительным и должен противостоять негативным энергиям, представляющим равное противодействие его действиям.

В известной работе Лао-цзы «Дао дэ цзин» задается вопрос: «Что такое хороший человек?» И приводится ответ: «Это учитель плохого человека». Тогда задается следующий вопрос: «Что такое плохой человек?» И на него приводится следующий ответ: «Это бремя и забота хорошего человека». Если человек целеустремленно старается быть «хорошим», он всегда сталкивается с людьми, которые стараются быть «плохими». Если человек избегает добродетели в себе, он подсознательно привлекает в свою жизнь всех тех, кто научит его «добродетели».

Причина того, что закон действия и противодействия, причины и следствия так тяжело распознать, заключается главным образом во временном факторе. Человек обычно ожидает, что реакция последует за действием в течение разумного промежутка времени, чтобы между ними можно было провести различимую логическую связь. Когда временной фактор между действием и реакцией растягивается на дни, месяцы или годы, многие люди пытаются объяснить закон причины и следствия словом «совпадение». Слово «совпадение» — это препятствие, которое нужно преодолеть человеку, если он хочет понять универсальную истину. Из какого бы источника ни черпал человек свое понимание (имеет ли он математические, научные, философские, религиозные корни или представляет их смесь), факт заключается в том, что «совпадение» невозможно. Если человек смотрит на свою жизнь с персональной точки зрения, то легко может допустить, что совпадения происходят повсеместно, так как пучок неудовлетворенных желаний возбуждает его, ограничивая перспективу понимания того, что непосредственно не связано с удовлетворением его желаний. Но если человек может сойти с персональной точки зрения и увидеть мир таким, как он есть, тогда он начинает замечать, что по сути есть множество миров — и каждый человек живет в рамках закона причины и следствия, действия и противодействия с перспективы, которую он может воспринять через собственное жизненное пространство.

Таким образом, люди говорят друг другу, но редко говорят друг с другом — все же это действие, и оно вызывает противодействие. Недостаток понимания, проистекающий из этого, заставляет каждого человека искать других индивидуумов, чтобы объяснить идеи, которые они не смогли передать или получить от людей, вибрирующих в мирах, не гармонирующих с их миром.

Человек никогда полностью не понимает степень своей силы, так как он чаще воспринимает созданный им самим мир, чем совокупность миров, составляющих вселенную. Если человек в Америке покупает импортные ботинки, он косвенно помогает накормить в чужой стране семью, с которой никогда не встретится. Тем не менее он помог поднять экономику чужой страны и в то же время позволил семье, которая непосредственно получила пользу от этого, вести торговлю где-то еще, возможно, покупая еду, произведенную людьми, которых они в свою очередь никогда не узнают. Люди, которые произвели еду, могут в свою очередь приобрести импортное оборудование в Америке. А удивительная часть всего этого цикла становится ясной тогда, когда человек осознает, что, возможно, определенные детали этого импортного оборудования были произведены в Соединенных Штатах компанией, выплачивающей жалование тому самому американцу, который приобрел пару ботинок! Таким образом, через серию различных миров, состоящих из людей, которые могут никогда не узнать друг друга, каждый столкнулся с жизнью другого, чтобы универсальный закон действия и противодействия, причины и следствия, космический закон кармы был осуществлен.

Третья интерпретация кармы исходит от Эдгара Кейса, знаменитого «спящего Пророка», который благодаря своим исключительным качествам визионера смог помочь тысячам людей найти более гармоничный и здоровый образ жизни. Почти все работы Кейса были основаны на законе кармы. В отличие от утверждения Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали», и математической формулировки Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие», Кейс использовал только три слова, чтобы описать этот удивительный космический закон. Он называл это «Встречей с собой». Что он подразумевал под этим? Как человек может встретиться с собой? Говорил ли Кейс о зеркале, посредством которого каждый человек использует свой жизненный опыт и людей в своей жизни, чтобы увидеть себя? Кейс обнаружил, что лучший способ узнать человека — это посмотреть на то, как человек смотрит на себя. Зеркало не лжет, оно показывает то, что есть в действительности. Хотя это не реальность человека, это достаточно яркое отображение его реальности, чтобы он поверил, что все это существует. Людям нравится знать, что думают о них другие. Они ищут одобрения и избегают осуждения во внешнем окружении. Таким образом, внешние обстоятельства в жизни человека — это просто зеркальное отражение всего, что происходит внутри.

Человек постоянно стремится увидеть себя глазами других. Достаточно интересно, что, чем больше он это делает, тем меньше является собой. Но человеку кажется, что это наиболее естественный способ учиться, или, сформулировав это более ясно, вводить себя в иллюзию, что он учится. В обычных повседневных разговорах, которые ведут между собою люди, легко заметить, что они почти всегда разговаривают с собой, делая вид, что говорят с другими. Внешний вербальный разговор всегда сопровождается внутренним разговором, который человек ведет в это время с собой, постоянно спрашивая, что дают ему или берут у него другие, что он сам дает или берет у них и сколько одобрения получает за свои усилия. Если индивидуум ведет такой образ жизни, насколько трудно ему узнать свою карму? Если друзья, которых он выбирает, правдивы, тогда он искренне интересуется встречей с собой. Если же, с другой стороны, он заводит друзей по расчету, которые скорее тактичны, чем правдивы, тогда он не встречается с собой. Это основано на том факте, что люди склонны искать поддержку правильности своих убеждений и поведения. Вместо того чтобы самим посмотреть в собственное зеркало, люди склонны искать зеркала, отражающие те их грани, которые они готовы увидеть. Таким образом, когда замужняя женщина общается с многочисленными друзьями, которые по большей части разведены или одиноки, становится очевидным направление, на которое она нацеливается. Если большинство друзей человека составляют преуспевающие бизнесмены, а не избегающие ответственности люди, то легко увидеть мерило успеха, к которому движется человек. Если у ребенка много ориентированных на цель друзей, то это говорит многое о ребенке. Таким образом, становится ясно, что для процесса встречи с собой очень верна пословица: «Рыбак рыбака видит издалека».

Однако определение встречи с собой не заканчивается на этом. Оно основано на том факте, что в каждом человеке есть действие и противодействие. Только когда они уравновешены, человек может обрести единство в центре своего существования. Только тогда он по-настоящему встречается с собой.

По утверждению Успенского в человеке существуют различные «я», каждое из которых стремится к кратковременной власти над другими. Он сравнивает их с чертовым колесом, где в одно мгновенье одно «я» находится на вершине власти, а в другое мгновенье другое «я» старается взять управление на себя. Превосходный пример — это покупка автомобиля, когда «я», находящееся в данный момент у власти принимает импульсивное решение приобрести в кредит желаемую вещь, за которую всем остальным «я» придется расплачиваться. Но ни одно из них не является истинным «я». Истинное «я» — это центр колеса, единственная часть индивидуума, которая способна увидеть и в конечном счете понять все остальные индивидуальности, которые в разное время тянут в разных направлениях.

Таким образом, чтобы, по словам Кейса, встретиться с собой, человек должен научиться быть в центре своего колеса. Тогда вместо того, чтобы смотреть на жизнь через серию пробных зеркал, человек сможет излучать чистую сущность, исходящую от наилучшего единства, которое он может достичь, со своим единым, божественным, всезнающим существом.

Теперь мы видим три различные грани кармического треугольника. Во-первых, в словах Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Во-вторых, в законе Исаака Ньютона: «Для каждого действия (в вашей жизни) будет (когда-то вы испытаете) равное противодействие». И в третьих, в толкованиях Эдгара Кейса, — процесс встречи с собой. Во всех трех случаях карма создает впечатление тонкого действия инь/ян конфликта. Мысль торопит действие. Действие вызывает противодействие. Через процесс действия и противодействия человек в конце концов может развить третье высшее «я», которое способно увидеть с более ясной и выгодной позиции постоянные битвы между его поведением инь и ян. Именно с этой выгодной позиции, центра чертова колеса Успенского, человек может увидеть истину о себе. Только такое восприятие позволяет человеку медленно освобождаться от законов кармического взаимодействия.

Аналогия пирамиды или треугольника — это одна из старейших и наиболее таинственных аналогий, известных человеку. У треугольника две точки в основании и одна на вершине. У человека две ноги, но один разум, который, если человек собирается быть единым, должен управлять координацией обеих ног. Во всех учениях йоги всегда говорится о том, что человек в своем низшем «я», разделенный инь и ян или позитивными и негативными влияниями, которые он видит в окружающем мире, борется с собой. Сначала он один, затем другой. И только путем обучения и воспитания он развивает третью часть себя, вершину треугольника, которая смотрит на две другие созданные им идентичности с космической точки зрения. Йога называет эту верхнюю точку треугольника Беспристрастным Я . Только через развитие этого Беспристрастного Я, в единстве разума, человек может, наконец, узнать себя. А от этого знания исходит полнота, являющаяся результатом фактической «встречи с собой» и, что даже более важно, принятия себя. Эта точка на вершине треугольника не может существовать одна. Это результат многолетней борьбы между двумя противоположными точками у основания треугольника.

В течение столетий астрология сосредотачивала внимание на качествах инь и ян натуры человека, позитивных и негативных эффектах планетарных энергий и взаимосвязи между ними. Легко рассматривать мир как множество позитивных и негативных сил, потому что есть различия между днем и ночью, любовью и ненавистью, концепциями правильного и неправильного, идеями добра и зла и массой других постоянно проявляющихся двойственностей. Но существует также и более широкий и более многогранный взгляд на вещи, который не рассматривает двойственность как обилие противоположных сил. Этот взгляд не основывается на концепции позитивного и негативного, хорошего и плохого, правильного и неправильного, здесь и там, вчера и завтра и всех других делений, при которых восприятие может отклонить человека от истины. Вместо этого есть единое восприятие, которое, хотя и видит позитивные в негативные двойственности, также видит столько же ценности в негативном, как и в позитивном. Оно не ценит будущее больше или меньше прошлого. Оно не ценит день больше или меньше ночи.

Наиболее спорная и поразительная особенность точки зрения этого восприятия заключается в том, что оно не оказывает предпочтения хорошему над плохим или плохому над хорошим. Все двойственности рассматриваются как две стороны одной монеты, обе из которых необходимы, чтобы монета была завершенной.

Причина того, почему большинство людей никогда не достигает такой точки зрения, очень проста. Пока человек занимает свой ум проблемами двойственности, он живет в угнетенном сознании. Мир не позволяет ему быть всем, кем, как он чувствует, он мог бы быть. От мгновенья к мгновенью, когда человек переключает свое отождествление с позитивного на негативное и наоборот, он не перестает искать виновного за все, что противодействует ему на пути удовлетворения его желаний. Он будет винить свое детство, религию, пол, учителей, работу, друзей и общество, в котором он живет, за все ограничения, которые считает причинами конфликтов, ощущаемых внутри. Человек не осознает, что, рассматривая вещи таким образом, он делает все возможное, чтобы нарушить три принципа, составляющие по существу закон кармы. Он создает дисгармоничные мысли, мешающие ему быть созидателем, которым он хочет быть. Он жалуется на результаты своих мыслей, которые выводят его из гармонии со вторым принципом кармы (или законом причины и следствия). И, наконец, постоянно пытаясь увидеть себя глазами других, он делает все возможное, чтобы избежать фактической встречи с собой в истинном свете божественного понимания. Почему же тогда человек постоянно делает все, что в конечном счете удерживает его от единства с собой?

Ответ на этот вопрос вовсе не таинственен, а по сути столь очевидно прост, что человечество в своем поиске истины часто упускало его из виду. Если бы человеку было не на что жаловаться, если бы в остановке его прогресса нельзя было обвинить внешние проблемы, если бы все его финансовые потребности и потребности выживания удовлетворялись, что бы он тогда делал с собой? Гораздо проще быть поплавком, плывущим по воде и ждущим внешних течений, перемещающих человека в различных направлениях, обвиняя эти внешние течения во всех помехах на пути к прогрессу, чем фактически взять ответственность за то, чтобы стать всем, чем человек мог бы быть.

Когда устами Гамлета Шекспир сказал: «Быть или не быть, вот в чем вопрос…», — мир едва ли понял, что он имел в виду. Это отсутствие понимания не прекращается просто из-за того, что человек начинает изучать астрологию, которая оказывается первой дверью к пониманию. Вряд ли есть изучающий астрологию, который в тот или иной момент не пытался возложить вину за обстоятельства в своей жизни на какой-то аспект в своем гороскопе. Таким образом, натура человека такова, что он всегда пытается найти внешнего козла отпущения за то, чему он не готов посмотреть в лицо как собственной правде. Этот поиск внешних причин, эффектов и следствий вызывает то, что Шекспир назвал бы состоянием «не быть». Но в тот момент, когда индивидуум решает, что он хочет «быть», он начинает по-настоящему «встречаться с собой» как с причиной и следствием, лидером и последователем, источником и отражением. В сущности, он начинает становиться собственным властителем. И именно в этот момент он может начать понимать истинное значение кармы, ибо единственной особенностью, общей для всех событий, обстоятельств и людей в его жизни, является Он сам !

Занимаясь любым видом диагностики, мы всегда знаем, что ищем. У нас есть арсенал средств и ряд критериев, исходя из которых мы оцениваем состояние тестируемого объекта. При диагностике кармы мы вступаем на зыбкий путь непонятных с точки зрения официальной науки определений и измерений.

Как проводить диагностику кармы

Здесь многое приходится брать на веру, поскольку, к сожалению, большинство людей не обладает экстрасенсорными способностями. Трудно говорить о вещах, которые нельзя увидеть, потрогать или хотя бы услышать их звуковые вибрации.

Если бы на минуту все, кто читает эти строки, могли бы видеть тонкоматериальные структуры человека, то всё то, о чем будет говориться далее, не вызывало бы никаких сомнений.

Итак, что мы ищем и по каким параметрам осуществляем кармическую диагностику? В первую очередь нас интересуют так называемые кармические блоки, которые находятся в казуальном теле. Это некоторые пространственные образования, несущие в себе память о негативном опыте прошлого.

По наблюдениям многих экстрасенсов, людей, способных видеть тонкие материи, и моему собственному опыту, негативный кармический багаж располагается в энергетическом коконе человека (в казуальном теле) в виде темных сгустков – областей различной плотности. Они могут быть

  • диско-,
  • шаро-,
  • шлейфообразными и т.п.

Если условно такой кокон разделить на две вертикальные плоскости, так чтобы получились передняя и задняя полусферы, то человек, обладающий астральным зрением, увидит, что в каких-то из них темных областей больше, а в каких-то – меньше.

Диагностика кармических блоков

Эмпирически доказано: если подобный темный «шлейф» или кармический блок находится в задней полусфере человека, то он является тем багажом, который называют скрытой кармой. Она неподвижна и ждет своего часа для реализации в будущем. Если же кармический блок находится в передней полусфере, то это говорит о том, что карма активирована и готова к реализации в любую минуту.

Дело в том, что это деление чисто условно и кармический блок, который начинает реализовываться, может иметь свои «представительства» во всех частях человеческой энергоструктуры. Однако наблюдения показывают, что именно находящиеся в передней полусфере человеческого кокона блоки наиболее активны в своих проявлениях, нежели располагающиеся в других областях.

По количеству и плотности «шлейфов» можно определить, большой или маленький у человека кармический багаж. Как же количественно оценить его размер? Если существует в пространстве некоторая область, то ее можно математически измерить, определить ее максимальные размеры и объем. Если вы обладаете астральным зрением, то области кармических следов, которые представляют собой серые уплотненные массы, можно замерить обычной линейкой.

Диагностика степени тяжести кармы

Подобная практика известна давно, и уже выявлена некоторая связь между размерами областей и тяжестью негативной кармы. Статистически было определено, какой размер шлейфа имеет человек с тяжелой, средней и незначительной отрицательной кармой.

На сегодняшний день, если максимальный размер шлейфа, измеренный в горизонтальной плоскости (назовем его кармическим хвостом), в среднем превышает один метр, это говорит о наличии тяжелой кармы. Естественно, чем больше превышение, тем тяжелее жить человеку в окружающем мире, тем больше страданий выпадает на его долю.

Если размер шлейфа от тридцати сантиметров до одного метра, то такую карму можно считать средней по тяжести. Как правило, у большинства людей, живущих на Земле, кармические блоки имеют такие размеры.

Для человека, у которого кармический хвост не превышает тридцати сантиметров, жизнь протекает достаточно спокойно и беззаботно, без тяжелых потрясений и неудач. Это указывает на маленький отрицательный кармический багаж. Такой человек, как говорили древние, избавлен от превратностей судьбы в силу его заслуг в прошлых жизнях.

Есть, конечно, исключения из правил. Например, человеку, вставшему на путь самосовершенствования, мешают даже небольшие кармические хвосты, размер которых не превышает одного метра.

Чтобы не свернуть с духовного пути, необходимо для начала уменьшить свой кармический хвост до размеров, не превышающих 1–0,3 сантиметра. Это достигается в результате определенных усилий и работы над кармическими следами. Несомненно, по мере духовного роста человека области с негативной кармой постепенно исчезают.

Нельзя забывать, что мы постоянно творим карму, как негативную, так и позитивную. Области с отрицательной кармой образуются вследствие наших негативных действий, поступков, намерений, эмоций, мыслей.

Кто способен провести диагностику кармы?

Конечно, многие скажут: мол, для такого дела нужны специальные способности и прочее, и прочее… Но так ли это? Не скрывают ли от нас что-то важное? Мы воспринимаем окружающий нас мир пятью органами чувств. Эта истина была известна с древних времен. Но то, что мы взаимодействуем с миром не только посредством этих органов и умеем на самом деле воспринимать более тонкие материи, скрывалось от нас всегда.

Раньше те, кто говорил о подобных вещах, подвергались гонениям или попросту уничтожались. Во времена инквизиции «еретиков», «ведьм», «колдунов», которые подчас были талантливыми учеными, просто отправляли на костер.

Итак, главная тайна в том, что мы воспринимаем мир не только посредством пяти органов чувств! На самом деле у нас очень много органов восприятия. Это, в первую очередь, энергетическое или, как говорят эзотерики, эфирное тело. В его состав входят пять органов восприятия, дублирующие пять органов чувств, но возможности их значительно шире, чем возможности органов физического тела.

С их помощью мы можем также воспринимать области электрических сигналов, определять радиационные, гравитационные и другие излучения. Но и этим наши возможности не ограничиваются. Мы способны воспринимать пространство и на более тонком уровне с помощью астрального или ментального тела.

Наконец, наше сознание и высшая его надстройка – сверхсознание – обладают супервосприятием окружающего нас мира и знают все обо всем, что творится во Вселенной. Но я подчеркиваю: это секретная информация. И если мы воспользуемся своими способностями, перед нами откроются безграничные знания, мы будем воспринимать мир в истинном его проявлении, а раз мы знаем истину, нами нельзя манипулировать.

Если мы обладаем безграничными возможностями восприятия внешнего мира, что же нам мешает ими воспользоваться? В первую очередь мы сами, наши невежество и нежелание знать, неверие в нашу божественную сущность. Наше представление о себе сводится к физическому телу. Наш эгоизм, под влиянием которого мы боимся потерять власть, не позволяет сознанию слышать, видеть, ощущать в других диапазонах восприятия и заставляет использовать только пять органов чувств – не больше.

Но если мы преодолеем невежество и скажем себе: я могу воспринимать все, что существует в этой реальности во всех ее диапазонах,– то можно с уверенностью заявить, что диагностика кармы доступна любому человеку.

Для этого нужно прежде всего обладать небольшой наблюдательностью и, конечно, знанием основных законов кармы и образования кармических блоков. Сперва начинающий диагност станет делать много ошибок – это естественно, поскольку данная область для него еще не освоена, но со временем по мере накопления опыта его выводы будут становиться все точнее и точнее.

Несомненно, диагност, обладающей интуицией, всегда будет более точен в своих исследованиях. Понятно, что идеальными людьми, которые могут заниматься диагностикой кармы, являются экстрасенсы, ясновидящие и т.п.

Но и среди них не все смогут сразу в совершенстве овладеть данной методикой. Конечно, самыми лучшими диагностами являются «видящие», то есть те экстрасенсы, которые обладают способностью видеть казуальное, астральное или хотя бы энергетическое тело человека.

Как развить экстрасенсорные способности

Но, к сожалению, большинство людей не обладает подобными врожденными способностями. Что же тогда нам делать?Ответ простой: развивать интуицию, а также экстрасенсорные способности и открывать третий глаз. «Но на это уйдут годы!» – ответит мне вдумчивый читатель, и он окажется, несомненно, прав.

Во-первых, для развития подобных способностей нужно тратить не менее двух часов в день на практики, и тогда, возможно, года через три появятся первые проблески экстрасенсорных возможностей.

Во-вторых, обязательно должна быть к этому предрасположенность.

Так, если человек хочет стать музыкантом, у него должен быть музыкальный слух, но учиться музыке может любой. Есть, правда, один маленький нюанс: музыкальный слух при упорных занятиях со временем появляется, как говорят, его можно развить.

Но как быть в случае, когда у нас нет ни времени, ни средств, чтобы обратиться к «видящему» или экстрасенсу? В этой ситуации тоже есть выход: существуют методы диагностики кармы, которые в принципе может использовать любой человек. Эти способы при желании осваиваются довольно быстро. Вам не нужно тратить на их изучение годы.

Последствия диагностики

При диагностике кармы могут возникать следующие нежелательные последствия.

Во-первых, сам диагност рискует перетянуть на себя часть кармы пациента или самому стать частью сети причинно-следственных кармических процессов, с которыми связан пришедший к нему на прием человек.

Во-вторых, в процессе взаимодействия с пациентом диагност может случайно активизировать собственную карму, до того момента находящуюся в скрытом, спящем состоянии.

В-третьих, неумелый диагност своей энергетикой может вызвать движение кармических блоков, которые запустят к реализации скрытую карму пациента.

Еще одним нежелательным последствием диагностирования может являться блокировка кармы пациента. Это худший вариант, поскольку в результате происходит нарушение естественного хода причинно-следственного событийного ряда человека. В итоге диагност нарабатывает себе негативную карму.

Негативным побочным эффектом также можно считать включение взаимных кармических связей «пациент – диагност», если они, конечно, имеются. А они наверняка существуют, иначе вы никогда бы не встретились.

Бывают и положительные моменты, возникающие в результате диагностики кармы,– это когда у пациента вдруг включается озарение и он осознает причины возникновения кармических долгов перед другими людьми. Но самый большой подарок, который, к сожалению, очень редок,– это когда диагностируемый не только понимает причины своих бед, но знает и как их исправить.

Диагностика кармы по индийской философии

Похожий подход наблюдается и в индийской традиции. В данном случае тернером является закон трех гун, однако проявляется он несколько иначе, нежели при магическом подходе.

Каждой гуне приписываются определенные свойства, которые тем или иным образом влияют на усугубление негативной кармы или ее нейтрализацию.

В индийской философии под гунами – саттвой, раджасом и тамасом – понимают элементы первичной субстанции – пракрити. Эти элементы, переплетенные подобно трем привязывающим душу к миру канатам, содействуют главной цели пуруши (которая есть нечто, отличное от них самих)– одухотворению материи и, как следствие, возникновению разнообразных форм материального мира и многообразию проявлений жизни.

Все объекты этого мира, от высокоразвитых до самых обычных и даже нематериальных (например, машина, животное, звезда и т.п.), должны обладать тремя свойствами, способными вызывать удовольствие, страдание или безразличие.

Одна и та же вещь может доставлять удовольствие одному лицу, причинять боль другому и оставаться неинтересной для третьего. Пышная роза дарит наслаждение юноше, удручает умирающего человека и оставляет садовника спокойным или вовсе равнодушным.

Причина должна содержать в себе все события, появляющееся в ее следствии, поэтому первопричина любых вещей также должна состоять из трех элементов: удовольствия, страдания и безразличия. Остановимся более подробно на каждой из гун.

Саттва – элемент пракрити, который представляет собой природу удовольствия, являясь бодрящим и легким, блестящим и освещающим. Она – основа пульсаций силы духа. Эта гуна способствует появлению воспринимаемых объектов в сознании. Она также приводит к осознаваемому возникновению объектов восприятия в чувствах, разуме и интеллекте.

Качество саттвы проявляется и в вещах. Те вещи, в которых преобладает ее сила, могут в нас вызвать проявление саттвичных чувств, таких как удовлетворение, радость, счастье, блаженство и т.п.

Саттва – это божественная интуиция, познание и счастье.

Поэтому если во время своих побуждений, мыслей и действий человек пребывает в состоянии саттвы, то его поступки способствуют улучшению кармы.

Раджас – деятельное начало. Он всегда движется и приводит в движение другие вещи. Иными словами, раджас является подвижным и вместе с тем стимулирующим началом.

Благодаря раджасу огонь распространяется, ветер дует, чувства следуют к своим объектам, а ум становится беспокойным. В области воздействия на нашу жизнь он является причиной всех болезненных переживаний, представляя собой природу страдания (духкха).

Раджас – это побудительное желание (аханкара), программа к действию, волевой импульс. Он управляет причиной будущих проявлений. Раджас порождает узы, которые привязывают нас к самим действиям.

Раджас помогает неактивным и недвижимым элементам – саттве и тамасу – выполнять свои функции. Он является инициатором вибраций побудительной силы, ответственным за создание или разрушение всех творений. Из вышесказанного понятно, что преобладание в человеке раджас-гуны может как улучшать, так и ухудшать его карму в результате его действий.

Тамас – это энергия, побуждение бесформенной силы к созданию некоторой формы, это источник и материя утонченных элементов. Тамас по природе своей является пассивным и отрицательным началом. Как тяжелый и препятствующий проявлению объектов элемент, он противоположен саттве. Поскольку он ограничивает движение вещей, тамас противостоит также и раджасу, то есть деятельному началу. Он противодействует творческим силам в разуме, интеллекте, порождая тем самым неведение и темноту, приводя к путанице и замешательству, принося страдания.

Противодействуя раджасу, тамас вызывает у нас сон, дремоту, леность, состояние апатии или безразличия.

Тамас порождает узы беспечности, лени и заблуждения. Поэтому доминирование в человеке тамасического состояния всегда приводит только к усугублению негативной кармы.

Если провести аналогию с цветом, то саттву, раджас и тамас можно сравнить соответственно с белизной, краснотой и чернотой.

Связь трех гун, образующих Вселенную, представляет собой одновременно и постоянный конфликт, и вечное содружество. Они пребывают во всем: в большом и малом, тонком и грубом.

Природа вещей определяется господствующей в них гуной, которая подчиняет себе две другие. Классификация объектов на

  • хорошие, плохие и безразличные,
  • или на чистые, нечистые и нейтральные,
  • или на разумные, активные и бездеятельные

возможна настолько, насколько в них преобладает соответственно саттва, раджас или тамас.

Надеюсь, книги «Диагностика кармы» Сергея Лазарева знакомы многим читателям моего блога. Для тех, кто не знаком с автором, скажу: Сергей Николаевич Лазарев более 20 лет занимается исследованиями в области биополевых структур человечества.

Свои теоретические исследования он изложил в двенадцати книгах. Суть их заключается в том, что все причины неблагополучия окружающего мира заключаются в человеке и чтобы мир изменился, сначала каждый из нас должен измениться сам.

В статье я обещала рассказать, как мне пришло понимание влияния отрицательных эмоций на здоровье и каким образом мне удалось избавиться от груза негатива и мучивших меня заболеваний. Этому способствовало знакомство с книгами С.Н. Лазарева.

«Диагностика кармы» Сергея Лазарева

«Спасение заключается в личном духовном поиске каждого человека, в осознании того, насколько каждый из нас ответственен за судьбу людей и жизнь на Земле».

В одной беседе моя знакомая обронила фразу: «А вы читали Лазарева?». – «Нет» — был мой ответ. «Ну да ладно» — сказала она. Ее слова не выходили из головы, и в выходные я оказалась на книжном рынке. Продавец показал мне серию книг, автором которых был Сергей Лазарев.

Я смотрела на книги с легкой растерянностью. Они были мне знакомы, несколько лет подряд бросались в глаза. Однажды я даже держала какую-то из них в руках, но тогда они меня не зацепили. Открыв наобум страницу, не нашла в тексте ничего важного для себя.

Высшие силы, заинтересованные в моем саморазвитии, подводили меня к информации, которая была мне необходима, но я не понимала этого. Тогда мне была дана подсказка через мою знакомую. Если бы она сказала: «Прочитайте книгу «Диагностика кармы», я бы, наверное, пропустила ее слова мимо ушей. Меня задела фраза «Ну да ладно».

Начав читать первую книгу из серии, я не могла от нее оторваться. Надо сказать, что я всегда любила научно-популярную литературу. А эта книга увлекла меня описаниями собственных исследований, ошибок и откровений. На момент прочтения исследования длились уже десять лет, пять лет назад я могла начать их читать, если бы была внимательнее на тот момент к знакам, которые давались мне в жизни.

Я прочитала серию из двенадцати книг как увлекательный роман. У меня кружилась голова, меня качало из стороны в сторону и появлялись «звездочки» в глазах. Я поняла, что идет очищение полевых структур, о чем предупреждал Лазарев. Книги обладают очищающим воздействием вне зависимости от того верит ли человек в изложенную информацию или нет. Я прочитала все книги еще дважды. Каждый раз я находила что-то новое для себя.

Что мне дали книги «Диагностика кармы» Сергея Лазарева

Книги привели к пониманию, что нельзя

  • обижаться;
  • осуждать;
  • презирать;
  • ненавидеть.

Я обижалась по любому поводу. И теперь понимаю, что, по Закону притяжения, притягивала к себе еще больше ситуаций, вызывающих обиды, потому что никак не могла выучить урок по теме «Никогда не обижайся».

Я осуждала людей. Особенно курящих женщин и пьяных мужчин. И не было дня, чтобы мне не попадались на глаза курящие девушки или мужчины, заливающие спиртное прямо за углом магазина и вызывающие мое внутренне осуждение и загрязняющее душу.

Я презирала сквернословящих людей. И каждый день слышала нецензурную речь рядом с собой от мужчин, женщин, детей. Меня возмущали маты, произнесенные в присутствии детей, в разговоре парня с девушкой, в беседе попутчиков, в каких-то ситуациях в общественных местах и вызывали презрение.

Я ненавидела грязные улицы, обрисованные подъезды домов, заплеванные тротуары.

Осознав, какой вред я наношу себе, я стала себя контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами.

Моя первая работа над собой

  • Обиды пропускала сквозь себя как через решето – меня это не касается.
  • Не вступала в разговоры, осуждающие людей.
  • Перестала оценивать поведение других людей.
  • Не стала придавать значение окружающей действительности.

Лазарев писал:

«Человек является энергетической системой. На энергетическом уровне родители, дети и внуки представляют собой единое целое. Психика, эмоции и поведение родителей влияют на психику, эмоции и физическое состояние детей. Следовательно, изменяя психику родителей, можно изменить физическое состояние детей».

Я поняла, что меняя себя, я не только меняю свою жизнь и судьбу, свое будущее, но и психику, эмоции, здоровье, судьбу своих детей и потомков.
Я занялась саморазвитием. Я стала использовать знания, которые дал мне и книги “Диагностика кармы”.

С.Н. Лазарев о своих книгах расскажет сам.

Следующая статья “ “

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

© Сергей Николаевич Лазарев, 2016

© Михаил Сергеевич Лазарев, дизайн обложки, 2016


ISBN 978-5-4483-3002-5

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Лучи солнца освещают листки бумаги, стопкой лежащие передо мной на столе. На одних – печатный текст, на других – рукописный. В каждом из них умещается целая жизнь.

Раньше основным содержанием этих писем и записок были мука, отчаяние, непереносимые страдания. Разрушенные, исковерканные жизни, смерть детей и близких, неизлечимые заболевания. Это были предсмертные письма. Основным их мотивом была надежда на чудо, на избавление от непрерывных несчастий. Непонимание происходящего, ощущение несправедливости судьбы, растерянность от предательств и унижений со стороны близких, – не письма, а сплошная боль.

Прошли годы, и смысл писем изменился. Почти все они дышат счастьем, – наконец-то найденным.

Далеко не все люди пишут о любви и вере. Но любовь и вера постепенно начинают незримо присутствовать в каждом письме. Таких слов, как «несчастье», «катастрофа», «предательство», «безысходность», практически уже нет. Остались другие: «пока не получается», «еще не сумел», «любимый оплошал, подвел».

Когда ты знаешь, кто ты такой, откуда пришел и куда идешь, тогда страх, мука и уныние постепенно исчезают. Жизнь становится красивой игрой, а

главный приз в этой игре – любовь. Этот приз мы периодически получаем. Потом, по наивности и неумению удержать, теряем, а затем, пережив испытания и страдания, обретаем вновь. И постепенно наша душа перестает зависеть от тех благ, которым мы раньше поклонялись.

В задумчивости я перебираю записки. Надо будет по возможности убрать мое имя-отчество, исключить имена и фамилии, чтобы не было привязки к личности человека, сократить слова благодарности и похвалы в мой адрес, чтобы не было слишком сладко. Сами же тексты лучше не трогать.

В последнее время появляется все больше записок, которые рассказывают о том, как у человека изменился характер, прошли болезни. Иногда происходят просто чудеса. Надо будет оставить только те письма, где речь идет о последовательных изменениях, о преодолении своих проблем. Чудеса лучше отложить в сторону.

Главное чудо – это изменение характера и мировоззрения. Если вместо ненависти сумел пожалеть обидчика, если великодушно относишься к близкому человеку, который невольно тебя оскорбил, – это и есть настоящее чудо. Если дарить стало приятнее, чем получать, – это ведь тоже чудо. Для того чтобы все это стало возможным, нужно привести в порядок душу. Только тогда в душу придет любовь и сделает человека счастливым. А когда здорова душа, тогда появляется будущее, тогда выравниваются и судьба, и физическое здоровье.

В памяти всплывает недавний разговор с женщиной, – я общался с ней по телефону. Это был обычный прием, правда, на расстоянии. Я не вижу этой женщины, не знаю, кто она.

Но это даже лучше, в таком случае легче выявить главное.

– Назовите, пожалуйста, вашу проблему, – обращаюсь я к ней.

– Моему ребенку поставили диагноз – умственная отсталость.

На мгновение я задумываюсь, стоит ли смотреть поле ребенка. Сначала изучим, что происходит с матерью. Переключившись на внутреннее зрение, я вижу плачевную картину: в ауре женщины – возможная смерть ребенка. У этого ребенка нет будущего, поэтому жить он будет при минимальной активности сознания, которое связано с будущим. Это может быть слепота, глухота, умственная отсталость, церебральный паралич. Ясно одно – болезнь должна быть неизлечимой.

Если бы врачи победили болезнь, которая, по сути, является механизмом спасения души, ребенок бы умер. Болезнь – это всегда следствие. Если нет будущего, остается два варианта – неизлечимая болезнь или смерть. Правда, существует и третий путь, для большинства ранее практически невозможный. Это вера, любовь и добровольное спасение души. Но перед тем как спасать душу, сначала нужно научиться ее не убивать. А у этой женщины с душой катастрофа – говоря на моем жаргоне, частичное разрушение 7 слоев души. Любви сложно удержаться, когда душа в таком состоянии. На выживание самой женщины энергии хватит, а вот на ее ребенка энергии уже не осталось. Удивительно, что он не умер, и понятно, что никакая медицина его не вылечит. Так все-таки, что же у женщины с душой?

Я начинаю объяснять:

– Любой грех – это преступление против любви, это внутреннее отречение от Бога. Сначала мы отказываемся от любви и утрачиваем личное устремление к Богу, когда забываем о том, что истинное счастье гораздо масштабнее того, что мы называем жизненными удовольствиями. Первая утрата любви происходит совершенно незаметно. Главным счастьем для нас становится не любовь, а энергия. Главным источником счастья становится не Бог, а окружающий нас мир. Мы перестаем воздерживаться и отстраняться от жизненных удовольствий. Мы разнообразим их, слишком усердствуем в потреблении, ищем все новых и новых удовольствий. Исполнение желаний, удовольствие, радость, потребление – все это очень хорошо, пока не ущемлена любовь. Часто для спасения любви нужно ограничить себя, воздержаться, отказаться от чего-то. Но для этого вера и любовь должны быть на первом месте. Если же мы начинаем поклоняться различным кумирам, если главное счастье находим в любимом человеке, в семье, в работе, в наслаждении и удовольствиях, то мы разрушаем единение с Творцом и любовь незаметно уходит из нашей души.

Вслед за невоздержанностью возникает привязанность, а потом и преступление против души. Женщина легко может сделать аборт, отказаться от любимого из-за вспыхнувшей похотливости, увлекаться сексом и алкоголем, что особенно разрушительно перед зачатием и во время беременности. Женщина уже не может перенести боль души и в ответ ненавидит, презирает обидчика и не хочет жить. Нежелание иметь ребенка, мысли об аборте – это то же самое убийство, только на уровне чувств. И если первая беременность закончилась абортом, женщина подсознательно автоматически убивает ребенка во время каждой последующей беременности.

Когда из души уходит любовь, женщина перестает ощущать присутствие Божественной воли во всем. И тогда неприятности и унижения, которые должны помочь очистить душу, приводят к обратному результату – к нежеланию жить, унынию, ненависти к окружающему миру. Нам кажется, что наши чувства иллюзорны, но они так же реальны, как наши поступки. Наше поведение лишь закрепляет наши чувства, фиксирует их, но то, что мы делаем, исходит из наших ощущений. Любому внешнему преступлению предшествует преступление внутреннее.

Я делаю паузу, размышляя, стоит ли уточнять детали. Честно говоря, я и сам еще многого не понимаю в той области, которая связана с таким сокровенным понятием, как наша душа. Вторгаться туда с диагностикой не хочется, поэтому я ограничиваюсь вопросом:

– У вас было в жизни что-либо из того, что я перечислил?

– Практически все, – медленно произносит женщина.

– У вас много работы, – замечаю я. – Главное, не ставьте себе целью избавить ребенка от болезни, потому что подсознательно это будет выглядеть как поклонение будущему, и тогда ваши усилия будут бесплодны. Если целью молитвы для вас является выздоровление, то это уже своего рода магия. Главная цель – пробудить в душе ребенка любовь и ощущение единства с Богом. Если душа оживет, ребенок выздоровеет. Еще раз хочу подчеркнуть: счастье и здоровье – это побочные продукты. Главное счастье – это единение с Богом. Главное здоровье – это здоровье души. Вот к этому и стремитесь. На время забудьте о болезни вашего сына, думайте о своей душе и о том, как помочь ей.

Я отвлекаюсь от воспоминаний. Если бы небо было покрыто тучами, если бы лил дождь или сыпал снег, – это было бы хорошо. Сейчас на небе – ни облачка. Оно бездонное, голубое и умиротворенное. И это тоже хорошо. Ну что ж, пора переходить к чтению записок.

Дорогой Сергей Николаевич!

Решил написать Вам письмо с благодарностью за Вашу работу. Я уже 12 лет изучаю Ваши книги и 3 года слушаю диски. Потихонечку я обретаю Любовь, Веру и диалектическое мышление.

Кем я был до Вас? Темный язычник с полупарализованным мышлением, не умеющий любить и плохо относящийся к людям. Когда я впервые взял в руки Вашу книгу и начал читать, у меня было ощущение, что меня шарахнули дубиной по голове. Вы раскрыли передо мной огромный, неисследованный мир, от которого, как оказалось, на 99,9% зависит то, что произойдет со мной. Ваши исследования бесценны, что бы ни говорили дураки и завистники. Про науку, психологию и медицину я молчу: то, что они говорят, – это бред.

Я очень рад, что судьба Вас била, а Вы только молились и думали: «Почему?», не отвечая агрессией или унынием. Вы чрезвычайно сильно упростили жизнь нам – Вашим последователям. Ваши книги читаются легко, как лодочка скользит по воде. Там, где для атеиста или язычника наступает кошмар, – для нас это всего лишь мелкая рихтовка. Я улыбнусь, покаюсь и пойду дальше. Вы сделали мою жизнь сладкой, как медовый пряник.

Я обычно включаю DVD с Вашими выступлениями и молюсь под них. У меня появилось легкое ощущение, что я сильно подсел на них. Фактически, Ваша система стала моими глазами и шаблоном по принципу: короткое растянем, длинное урежем, толстое расплющим, если они не вписываются в систему.

Еще раз спасибо за Ваш неоценимый труд. Я желаю Вам творческих успехов и народного признания.

С глубоким уважением…

Я тоже был в свое время темным язычником, не имеющим любви, с огромной гордыней и непрестанной болью в душе. Но с детства у меня было сильное и настойчивое желание познать мир. Я верил, что это возможно, и никогда не подавлял в себе этого стремления.

Дети, взрослея, обычно задумываются о смысле жизни. А что это, вообще, такое – смысл жизни? Это то главное направление, в котором нужно двигаться. Это то главное желание, которому подчиняются все остальные. Мне не хотелось быть рабом сиюминутных желаний и целей. Поиск смысла жизни еще больше усилил мое стремление познавать мир.

Обычно к двадцати годам поиски смысла жизни заканчиваются. Даже не найдя этого смысла, человек выбирает какую-то более или менее приемлемую для себя цель и начинает к ней стремиться. Как правило, это слава, благополучие, деньги.

Мои поиски смысла жизни продолжались и в двадцать, и в тридцать, и в сорок лет. Когда после тридцати я говорил, что пытаюсь понять, в чем смысл жизни, на меня смотрели с улыбкой. Прошли годы, и на меня стали смотреть с сочувствием. Но я от своего устремления не отказывался. И, наверное, искал бы всю жизнь.

Когда мне было около сорока лет, я начал заниматься профессиональным целительством и увидел, как при нарушении вселенских законов появляются болезни. Это был выход в новое измерение. Оказалось, что болезнь – это помощь свыше, позволяющая выстроить более правильную картину мира. Через болезни и неприятности мы познаём мировые законы. А истинное понимание приходит через любовь.

Сначала я воспринимал человека как механизм, в котором можно что-то отвинчивать и подкручивать. Потом понял, что в человеке все едино – тело, дух и душа представляют собой единое целое. Невозможно вылечить тело, если не выздоравливает душа. Лечить человека бесполезно, – ему можно лишь помогать выздороветь. Затем я понял, что главное лекарство, которым лечатся все болезни, – это любовь. Потом узнал, что любовь живет в душе, а значит, заботиться, прежде всего, нужно о своей душе и только потом – о своем духе и своем теле.

Я понял, что никакая система не может быть полной, совершенной и законченной. Любая система связана с сознанием, а оно вторично по отношению к душе и любви. Главная система – это вселенная, созданная Богом и являющаяся Его частью. А главной функцией этой системы является любовь. Мое желание познать мир, мои поиски смысла жизни, мое стремление победить болезни – все, в конечном счете, слилось воедино в этом понятии.

Мне бы очень хотелось получить от Вас ответ на вопрос: «Что это значит?»

Расскажу вкратце свою историю. Приключения начались 10 лет тому назад. Моя жизненная ориентация была не совсем та, и меня решили подкорректировать – дали диабет. Я стала читать Ваши книги, попала к Вам на прием, начала работать над собой. Диабет отступил, я вышла замуж (до этого мы с мужем встречались 7 лет). А потом я отложила Ваши книги, забросила работу над собой, погрузилась в человеческое, и диабет не замедлил вернуться.

Дальше – больше: было постоянное недовольство мужем, осуждение, куча претензий – дали аварию, две недели комы, врачи не знали, выживу я или нет, потом была длительная реабилитация. На реабилитацию я уехала в деревню с мамой и там осела, т. е. стала проводить там по полгода, а то и больше. Людей там очень мало, нет ни телевизора, ни радио, ни компьютера, ни воды – никакой цивилизации, так что возвращение в Москву было для меня мощным стрессом. Моим учителем стал лес, там не было человеческих эмоций, и мне было там уютно. Я постоянно делала что-нибудь руками и вскоре опять вернулась к Вашим книгам. Скоро я забеременела, родила сына.

Все было хорошо. Через 2,5 года я забеременела второй раз, и тут начались приключения с мужем. Сначала изменился его характер, а потом – камни в желчном, операция, панкреатит, лечение, проблемы с кишечником.

У меня родился второй сын, все хорошо, но с мужем нелады продолжаются. Он уехал в деревню – никакой цивилизации, никаких удобств, очень мало людей, вроде бы нормализовался. Но с работы уволился, очень худой. Вернулся – и опять начались боли. Очень прошу сказать, что это значит.

Наше физическое тело есть связанная энергия. Наше сознание – это тоже энергия, не имеющая жесткой структуры. Наши чувства – это тоже энергия. Очень многое зависит от того, в каком направлении и каким образом энергия реализуется.

Первая из Десяти заповедей постулирует единство Творца. Это означает, что вселенная едина и устремление к Творцу не должно быть хаотичным. Свою главную энергию клетка должна отдавать всему организму в целом, увеличивая единение с ним, иначе будет распад.

Вторая заповедь гласит: «Не сотвори себе кумира». Это означает, что главная наша энергия должна направляться к Богу, а не к объекту поклонения, будь то любимый человек или идол, символизирующий деньги, власть, благополучие, сексуальность и т. д. Поклоняясь кому-то или чему-то, мы забываем о Боге, и наша энергия, которая должна течь к главной цели, смещается к целям вторичным и начинает разрушать вселенную. Это приводит к постепенному распаду самого человека и его потомков.

Третья заповедь утверждает, что нельзя вспоминать о Боге между делом.

К слову сказать, я слышал, что одно из имен Бога звучит как «Элоим». «Эль» в переводе означает «единый». Сочетание «оим», судя по всему, произошло от древнеиндийского слова «Ом», что значит «Абсолют». Таким образом, имя «Элоим» в смысловом переводе означает приблизительно следующее: «Все, что может существовать, – это Творец; кроме Него, ничего нет; Он абсолютно един». Значит, мы являемся Его частью, мы неразрывно связаны с Ним. Если клетка пренебрежительно относится к организму, она становится раковой. Пренебрежение – это смещение приоритетов.

Если я уважаю родителей, значит, я подсознательно ставлю их на первое место, а себя – на второе. Ощущение собственной вторичности по отношению к родителям помогает почувствовать свою вторичность по отношению к Богу, вторичность души, духа и тела по отношению к любви. Если же я не уважаю родителей, это значит, что на первое место я ставлю себя, а их – на второе. А потом я начинаю болеть и умирать, не понимая, что моя душа утрачивает единение с Творцом, не замечая, что мои тело, дух и душа выходят на первый план, а любовь остается на втором.

Говорить о Творце всуе, то есть пренебрежительно, с иронией – по сути, есть неуважение к Нему. В этом случае человек подсознательно ставит на первое место себя. Но ведь именно любовь питает душу, дух и тело, а приходит любовь только тогда, когда становится для нас главной ценностью. А когда мы отворачиваемся от любви и первостепенное значение для нас приобретают наши человеческие потребности, начинается медленное умирание. Причем первыми слабеют, а потом умирают, становясь нежизнеспособными, наши будущие потомки. Иногда, для того чтобы их спасти, начинаем болеть и умирать мы сами.

Пренебрежительное отношение к Богу приводит к тому, что энергия перестает направляться к главной цели. Как только энергия разворачивается и начинает течь, в первую очередь, по направлению к второстепенным объектам, включается механизм разрушения единства вселенной, который быстро сменяется саморазрушением человека.

Четвертая заповедь гласит, что один день в неделю необходимо отрешаться от всего и посвящать себя Богу. Дело в том, что постоянная занятость делами, работой все сильнее привязывает нас к человеческим ценностям. Привязанность порождает зависимость и агрессивность, а внутренняя агрессивность влечет за собой неприятности и болезни.

Как же так? Один человек может напряженно работать и при этом быть веселым и здоровым, а другой, который не особенно перегружен работой, но сильно переживает, обижается, раздражается, может серьезно болеть. Разгадка кроется в особенностях подсознания. Наше сознание отделено от вселенской энергии. Поэтому, если мы на уровне головы, сознания поклоняемся близкому человеку или работе, это для вселенной не опасно. Наше тело и сознание не имеют вселенских масштабов, а вот душа – имеет, и когда поклонение чему-то начинает проходить глубоко в душу, то есть в подсознание, которое является главной составляющей нашей души, тогда вселенная реагирует мгновенно.

Зададимся вопросом: в каких случаях наши слова, мысли и чувства, связанные с нашим поведением, проходят в подсознание? Основные правила очень просты: в подсознание легко проходит то, что сопровождается положительными эмоциями; то, что подтверждается стопроцентно, то есть не вызывает никаких сомнений; то, что повторяется постоянно, а также то, что сопровождается большим выбросом энергии.

Если вы будете работать семь дней в неделю, вы забудете о Боге, потому что процесс поклонения работе, благополучию у вас будет длиться непрерывно. Любая человеческая функция существует по принципу синусоиды, и только Божественное может быть постоянным и непрерывным. Периодическая отрешенность от человеческих желаний, от общения с близкими, от всех своих важных дел, от удовольствий позволяет восстановить утрачивающееся единство с Творцом, правильно расставить приоритеты, направить энергию к главной цели. Если воспринимать четвертую заповедь буквально, то в субботу просто нужно перестать работать. А на самом деле, суть субботы в том, что периодически человек должен отрешаться от всего, чему он временно и вынуждено поклоняется.

Еще один важный момент: в подсознание проходит то, к чему мы относимся с благоговением и уважением. Фразы и советы родителей, услышанные в детстве, могут запомниться и стать руководством к действию на всю жизнь. Благоговейное отношение к Богу позволяет нам легче и быстрее восстановить утраченное единство с Ним.

Когда человек уезжает в деревню, происходит резкое изменение его энергетики. Жизнь в большом городе незаметно высасывает душу. Для выживания в большом городе мы привыкаем тратить огромное количество энергии на всех уровнях – физическом, духовном и душевном. Постоянно возникает незаметное искушение потратить энергии больше, чем надо, и направить ее не туда, куда надо. Поэтому разврат, нравственное разложение и утрата веры в Бога всегда гораздо сильнее проявлялись в крупных городах; достаточно вспомнить Древний Рим. Пребывая на природе, ограничивая физический и духовный комфорт, мы помогаем нашей душе ожить. Высвобождается много свободной энергии, которая, если ее правильно направить, то есть отрешаться, молиться, восстанавливает нашу целостность. Поэтому людей так тянет на природу, поэтому многие стремятся иметь хотя бы крохотную, но дачу, где они могут возиться в огороде с утра до вечера. И чем больше они отдают физической энергии, чем меньше в голове мыслей, тем спокойнее и радостнее у них на душе.

Диабет – это результат повышенной привязанности, любви, превратившейся в страсть, ревность, недовольство и осуждение. Проблемы по здоровью и по судьбе, отрывая нас от поклонения телу, духу и душе, очищают нашу энергию, наполняют душу любовью и позволяют родить здоровых детей. Но когда дети родились, не следует считать это получкой за правильно сделанную работу, поскольку это только аванс. Для того чтобы ребенок выжил и был здоров и счастлив, родители должны дать ему любовь и научить его любить. Если мы к этому не готовы, тогда остается два варианта – либо болеет и умирает ребенок, либо мы через болезни должны привести свою душу в порядок.

Камни в желчном пузыре – это унижение будущего, сознания, духа. Панкреатит – это унижение желаний, привязанностей, ревности. Проблемы с кишечником помогают очищать душу.

Сначала судьба лечила мужа от гордыни и ревности. Гордыня лечится проблемами с печенью, ревность – проблемами с поджелудочной.

Теперь по поводу кишечника. Каким образом он может быть связан с душой? Ответ прост и ясен. Душа появилась первой, то есть она является более древней по отношению к сознанию и телу. А на уровне тела самый древний орган – это кишечник. Поэтому, в первую очередь, мы думаем и чувствуем кишечником, а потом уже – мозгом, причем кишечник реагирует на будущие события, о которых наш мозг попросту не подозревает. Вот откуда появилось выражение: «Нутром чует». Главная информация из будущего сначала обрабатывается кишечником, затем – печенью, потом – головным мозгом. Сейчас ученые уже пришли к выводу, что около 80% иммунной защиты организма обеспечивается кишечником. Рано или поздно ученые вынуждены будут связать между собой такие понятия, как иммунитет и внутренняя энергетика человека. Поскольку главная энергия находится в душе, как, впрочем, и вся информация о вселенной, то понятие иммунитета, прежде всего, связано с душой и кишечником.

Понятие кармы - одно и основополагающих понятий в индийской религии и философии. Считается, что карма - это то, что получает человек в результате своих праведных или греховных действий, в процессе страдания или наслаждения. Поэтому диагностика кармы важна для определения причинно-следственных связей всех событий, происходящих в жизни человека.

Разберёмся, как узнать свою карму, исходя из понятий индуизма, буддизма и оккультизма.

В конце самоанализа, когда определены проблемы и их причины, необходимо подумать, какие пути решения этих проблем существуют. Вы удивитесь, но после тщательной диагностики найти выход будет проще.

Причины кармических проблем

Человек часто воспринимает кармические проблемы крайне эмоционально, что затрудняет их дальнейшее решение. Чтобы , изменения нужно начать в первую очередь с себя. Как только начнутся внутренние трансформации личности, мир отреагирует, и начнёт меняться вместе с вами. Удивительно, но это работает!

В первую очередь нужно научиться:

  • Преобразовывать негативные ситуации и эмоции в позитивные. Заменять ненависть любовью, обиду - благодарностью, гнев - смирением
  • Прощать искренне, отпуская ситуацию. Обида - разрушающее чувство, которое сильно влияет на личность и неблагоприятно влияет на всю жизнь в целом
  • Доверять ощущениям. Нужно развивать интуицию, это мощный инструмент, позволяющий достичь успеха и гармонии в жизни
  • Любить искренне, отдаваясь полностью и не ожидая каких-то бонусов взамен

Работа с собственной кармой может занять много времени. Не торопитесь, начинайте изменения постепенно, и вы удивитесь, насколько сильно меняется ваша жизнь в лучшую сторону.

Как найти специалиста для диагностики кармы?

Самостоятельная работа с кармой не всегда приносит желанный результат. Если вы чувствуете, что не в силах справиться с проблемой, постарайтесь найти специалиста-парапсихолога, который владеет нужными знаниями.

  1. Это сделать непросто, сейчас множество шарлатанов. Поэтому при выборе специалиста руководствуйтесь следующими советами:
  2. Не ищите его в интернете. На просторах сети больше всего шарлатанов и мошенников. Исключение составляют достоверные источники, в надёжности которых вы уверены
  3. Воспользуйтесь «сарафанным радио». Возможно, кто-то из ваших знакомых пользовался услугами нумеролога, астролога, гипнотерапевта или другого специалиста из области парапсихологии. Не стесняйтесь интересоваться, насколько эффективной оказалась помощь специалиста
  4. Подобрав кандидатуру парапсихолога, подробно расспросите, какими методами он пользуется, какие манипуляции над вашим сознанием собирается проводить. Он должен прямо и чётко дать ответ на все вопросы. Если отвечает размытыми общими фразами, стоит насторожиться

Смотрите видео про диагностику кармы:

И помните - ни один специалист не даст вам «волшебную таблетку» от всех проблем. Он лишь определит кармические проблемы, даст рекомендации по их решению. А дальнейший успех зависит только от ваших действий.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:


Top