Самые красивые казачки. Казачки - особый тип женщины

Кубанские казачки отличались от других женщин России гордостью, смелостью, решительностью. Распространяемые советской пропагандой «сплетни» что женщины у казаков были униженными и оскорбленными совершенно не имеют под собой почвы. Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». Но женщина всегда имела право голоса и к ее мнению прислушивались. Притом, что у каждого были свои обязанности: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были отлажены самой жизнью, поэтому кто и что в семье должен делать - четко разделено. Однако не считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами, если того требовали обстоятельства. Да и женщине частенько приходилось взваливать на себя мужские дела, когда муж был на службе. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Ведение домашнего хозяйства часто лежало на матери-казачке. Казак часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей. Но в обществе придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в чужие семейные дела.

Вне дома к женщине относились учтиво, кто бы ни была встретившаяся женщина, к ней все от мала до велика относиться уважительно и защищали ее - ибо женщина - будущее народа. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях между мужем и женой соблюдалась сдержанность.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене - индивидуально каждый усвоенному с молодых лет - по имени, к пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Несмотря на то, что в казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина, детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов строго блюлась, за ней следила вся казачья община.

Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса. Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы. Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками.

Особые обычаи

Начнем с того, что слово «казак» имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает «свободный, вольный». Примерно пять-шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями. Наименование «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии.

Начиная с XV века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие быть холопами бояр, гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков были беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений. Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны.

Поскольку среди беглецов почти не было женщин, очень скоро эти замкнутые мужские объединения столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь? Каждый человек нуждается в семье, заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний – с избытком, а кому их отдать? Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов, а из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить себе в невесты турчанок, персиянок, калмычек…

Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну. Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: «Нас на бабу променял». И он бросил красавицу в волжскую воду, продемонстрировав, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины. Все-таки изначально вольная община – это союз мужчин.

Хотя к чести казаков следует сказать, что у них не было обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как это было установлено в Средней Азии, где пленниц держали на положении секс-рабынь. Общинный уклад жизни, когда все вопросы – вплоть до личной жизни – решает Казачий круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом. А людьми они были весьма суровыми. Правило было простое: раз украл красавицу, оторвал от родных отца и матери – женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится? Поэтому и пошли разговоры о красоте пленных турчанок и персиянок, украденных черкешенок.

Война и личная жизнь

Если в чем и не было нехватки у казаков, так это в войнах. Южные границы нашей страны необходимо было постоянно защищать от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы – права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович (1629-1676 гг.).

Особенно часто Россия воевала с Турцией. С 1568 по 1878 год в истории имели место семь русско-турецких войн и еще два военных конфликта: на Азове в конце XVII века и Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний были донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек. Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива – на мысе Чумбур и Павло-Очаковской косе, казаки захватили в плен 1735 (!) представительниц прекрасного пола. Таких женщин называли ясырками. А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей.

Этот факт нашел свое отражение и в литературе. Неслучайно Михаил Шолохов в своем легендарном романе «Тихий Дон» сделал бабушку главного героя Григория Мелехова турчанкой, привезенной из похода. Впрочем, казачки тоже попадали в плен к иноверцам. Становились их женами, рожали детей. Иногда они возвращались в родные станицы с сыновьями и дочерьми и снова выходили замуж, поскольку оставаться матерью-одиночкой, живущей без поддержки, было не принято. Вообще на Дону считали, что чужих детей не бывает. Усыновленных казаками потомков турок и татар называли туминами. Отсюда и пошли фамилии Туминовы и Туминкины.

Отдельный народ

Как ни странно, казаки редко женились на русских девушках и украинках. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских. Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности. Тем более что к тому времени демографическая проблема была решена, и в донских станицах было много красавиц. Жениться не на казачке стало предосудительным.

Песни и стихи воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц. Так, историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей, и поэтому на Дону женщины имеют «пламенные черные глаза» и здоровый румянец на щечках, а также любят яркие наряды. Одежда полонянок наложила большой отпечаток на традиционный костюм казачек.

Постоянные войны, на которые уходили мужчины, приучили женщин из донских станиц быть самостоятельными. Они растили детей и ловко управлялись не только с хозяйством, но и с оружием и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей.

Пожалуй, кубанскую женщину можно охарактеризовать одним словом — воительница. И уже потом добавлять эпитеты: статная, верная, гордая. SmartNews составил портретнастоящей кубанской женщины

Кубанская женщина традиционно несет через весь свой образ важную для всего региона историю кубанского казачества. Поэтому о том, как складывался образ кубанской женщины, что легло в основу ее характера, нельзя рассуждать, не углубившись в историю кубанского казачества.

За годы Кавказской войны сформировался новый тип женщины, способной заменить мужа не только в хозяйственной, но и в военной сфере. В первые десятилетия жизни на Кубани женщины могли в одиночку справиться с 3-4 врагами. Постепенно сложилась и тактика массовой обороны станиц женским населением.

Обнаружено множество фактов участия казачек в открытых соревнованиях по наездничеству и джигитовке и даже участия в «кулачках» — рукопашных боях, и завоевания ими призовых мест. И это притом что уровень сложности военной подготовки был достаточно высок: помимо обязательных конных построений, преодоления препятствий верхом, в комплекс подготовки входили акробатические навыки (прицельные броски камнями на полном скаку, поднятие на скаку предметов с земли и т.д.). Соревнования по стрельбе могли потребовать навыка попадания в монету в вытянутой руке стоящего человека. Обязательным было владение шашкой.

Не секрет, что волевой характер и этот самый образ воительницы, сильной, мужественной женщины сложился во времени благодаря смешению кровей. Нередко казаки брали себе в жены кабардинок, ногаек, черкесок.

Александр Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Кубани и Дона, живших в XVIII веке.

Детей на Кубани любят, балуют, но в меру. В станицах дети более самостоятельные. Бегают по всей станице, в любой двор заходят — везде родня. Частенько с раннего возраста рядом со взрослыми, на огороде.

Кубанские женщины умеют поддержать свою семью и мужчину. У них есть чувство долга перед семьей. Они патриотичны, любят Кубань и Россию. Естественно, что у них хорошие дети — нравственные, спортивные, уважающие себя и других. В связи со всеми этими положительными качествами, на мой взгляд, велика роль кубанских женщин во власти.

Матери за детьми следят строго. Девочки с детства знают, как блины завести, борщ сварить, закатку на зиму сделать. Вся жизнь на виду, поэтому очень важно, чтобы соседи «чего не подумали». Ссорятся тихо, «сор из избы не выносят», каждую неделю драят окна и следят, чтобы в хате было до стерильности чисто. Преданность семейному очагу и по сей день чтится свято.

Худых на Кубани не любят. Что это за женщина безгрудая, да еще кости наружу? Настоящим казакам такие не нравятся. Наши красавицы высокие, статные, сильные. А борщ так приготовят, что пальчики оближешь. Да с салом, да с чесночком… Сало, чтоб вы знали, должно быть с запашком, старое. Как борщ готов, сало толкут со сваренной картошкой и чесночиной, и этой толкушкой борщ заправляют. Гречневой и рисовой каш на казачьем столе не водилось. Не собирали казаки и грибы, да и пельменей на казачьем столе не было. Женщины пили наливочку, которую готовили сами, а мужчины — самогонку, «кишмишовку» из винограда. Французская граппа рядом с виноградной самогонкой отдыхает.

То, что девушки на Кубани далеко не пушинки, видно сразу — крепкие, здоровые на вид, улыбчивые, с искрящимися глазами. Образ настоящей кубанской красавицы очень удался актрисе Кларе Лучко. Как образцу кубанской женщины, на Кубани ей даже поставили памятник. Сама актриса говорила, что она трижды казачка. По корням и по ролям — сыграла в фильмах «Кубанские казаки» и «Цыган».

Я в своей жизни красавиц много повидала. И восточных, и западных, и наших кавказских горянок. Хороши девчонки, ничего не скажешь. Но наши, кубанские, другие. Ее сразу видишь — кожа персиковая — это не салон, а солнышко потрудилось. Волосы густые, русые. Коса тугая, в руку толщиной. Плавают девчонки прекрасно, с вышек прыгают. Многие конным спортом увлекаются, в походы ходят. И характер сильный.

Согласно статистике, женщины на Кубани строят личную жизнь, как правило, до 25 лет. Так, в 25-29 лет 674 девушки из 1000 состоят в браке. Тогда как молодые люди в этом возрасте женаты 592 из той же 1000. Правда, уже в следующей возрастной категории — 30-34 лет — количество замужних женщин почему-то уменьшается, а количество женатых мужчин — увеличивается.

В традиционные праздничные дни на Кубани принято надевать традиционные кубанские костюмы, которые в свое время историк моды Александр Васильев по какой-то причине назвал вульгарными, а вместе с ними и образ кубанских женщин в целом.

Европейская женщина хочет быть скорее незаметной, ищет, скорее, элегантность, ищет индивидуальность, ищет скрытый шик. А русская женщина хочет показать свою природную красоту — глубокое декольте, тонкую талию, широкие бедра. Высокие каблуки, наклеенные ногти, «пергидрольные» волосы — часто она выглядит вульгарно. Особенно, конечно, в южных районах России это цветет ярким пламенем. Почему? Недостаток мужчин, желание найти свое место под солнцем, желание заявить о себе.

Тем не менее мужчин на Кубани предостаточно, а тонкая талия еще никогда не была недостатком. И одеваются сегодняшние молодые женщины на Кубани стильно, индивидуально и не без южного шика.

Наверное, не следует больше пытаться экранизировать ещё один новый «Тихий Дон». Ведь, действительно, за каждым разом получается всё новая и новая интерпретация, которая всё дальше и дальше отходит от реальной.
Сказать так, что режиссёры и актёры видят по-своему произведение и стараются его преподнести понятным для современного молодого зрителя, но зачем тогда называть свои сериалы именем великого произведения?
Для того, кто по-настоящему прочитал «Тихий Дон», увидел в нём не только любовь, или, как сегодня говорят, «отношения», а всю трагедию русского народа в братоубийственной войне, только фильм режиссёра С. Герасимова достоин называться «Тихий Дон». Зрители и так сыты дешёвыми сериалами плохих режиссёров и таких же актёров и актрис. Роман рассказывает о трагических событиях в России в начале ХХ века, о сломанных Первой мировой войной и революцией судьбах людей. «Тихий Дон» – одно из лучших произведений, и снимать его надо так, как задумано автором. А это сделал пока один С. Герасимов и выбранные им актёры. А потому лучше Э. Быстрицкой Аксиньи нет, не было и вряд ли будет! Это доказано двумя последующими фильмами.

То же можно сказать и о Григории Мелехове, который в произведении показан не просто хорошим парнем из Центральной России, близ Рязани или Калуги, а тем донским казаком, в котором огонь, горячая кровь… Этот герой – отражение всего донского казачества, символ всего народа.
А такие «тихие доны», в которых Григорий смазливый, хрупкий с нетрадиционной ориентацией актер, только лишь унижают достоинство донского казачества. В любом случае очень жаль, что ничтожные и бездарные фильмы на основе известных романов будет смотреть молодое поколение.


Недостатком «Тихого Дона» С. Герасимова можно назвать лишь количество серий – всего четыре, а потому многое осталось за кадром. Однако актёры, сыгравшие не только главных героев, а буквально все, оказались на самом высоком уровне. И не будет больше лучшей Аксиньи, Натальи и Дарьи.
Сам писатель Михаил Шолохов, увидев на пробах Элину Быстрицкую, выбрал ее на роль Аксиньи. С. Герасимов назвал «Тихий Дон» народной эпопеей, словарём русского и казачьего языка. И когда начали съёмки фильма, собрал всех актёров, и сказал, что им придётся стать другими людьми, то есть похожими на тех, кто привычен с работой на земле.
Он требовал от актёров достижения полной реальности в образах, а потому им приходилось многому научиться у обитателей казачьего хутора, и прежде всего труду, чтобы и тело, и руки выполняли всю работу с лёгкостью, непринужденно. Перед некоторыми сценами во время съемок Герасимов заставлял актрис сначала перестирать гору белья, а потом не пудрить лицо, чтобы все было правдоподобно.
Он говорил: «Стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя все сделаете – соседям помогите…».
В общении с донскими казачками Элина Быстрицкая вспоминает одну из них – бабу Улю, которая учила её носить вёдра на коромысле: «А ты неси бедрами… бедрами неси…Ты понимаешь, энту воду надо не просто таскать, а чтобы Гришке пондравилось…».


А то, что и Элина Быстрицкая, и Зинаида Кириенко, и Людмила Хитяева стали настоящими казачками, об этом можно судить по огромному потоку писем, которым засыпали их после выхода фильма на экран и памяти зрителей, хотя уже прошло около 60 лет. Казачки–актрисы были «настоящими», ведь их впоследствии зрители между собой стали называть – Аксинья, Наталья и Дарья. И Э. Быстрицкой, и З.Кириенко, и Л. Хитяевой долгое время приходилось жить со вторым именем.
Казачки, окружённые степными просторами, красоту которых формировала сама природа и нелёгкий труд, – сильные, отчаянные и бесстрашные, «это удивительно гордые, свободолюбивые женщины». Аксинья – замечательные чёрные, жгучие глаза, разворот плеч – сильная, красивая, отчаянная в любви женщина.
Аксинья, Наталья и Дарья сошли со страниц знаменитого романа на экран, стали реальными казачками. А разве можно заменить реальность бутафорией, которую пытаются навязать зрителям новые режиссёры с новоявленными актрисами и актёрами.
Когда М. Шолохову показали первую и вторую серии, он долго сидел молча, возле него в пепельнице была «шапка» окурков. Наконец повернулся, лицо его выглядело заплаканным, он хрипловато сказал:
«Ваш фильм идет в дышловой упряжке с моим романом».


Казачья гордость, воспитанная многими столетиями, да и как могло быть иначе, ведь весь казачий род возник из самых бесстрашных и свободолюбивых людей. Много позже П. Глебову командование Войска Донского присвоило звание почетного генерал-майора казачьего войска с правом ношения формы и оружия.
Аксинья пришла к людям со страниц знаменитого шолоховского романа, а затем и с экрана – живая, страстная, гордая, красивая. «Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз,…».
Донские казаки присвоили Элине Быстрицкой звание полковника Войска Донского, вручили соответствующее удостоверение, форму и стали именовать «Элина Донская».


До сих пор Людмила Хитяева считает роль Дарьи своей любимой. Играя ее, она научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие блюда и, несмотря на то, что с детства боялась воды, прекрасно плавать. Статная и красивая казачка Дарья с гордой посадкой головы и чуть насмешливым лукавым взглядом выразительных глаз – именно такой ее запомнили зрители.
Для Зинаиды Кириенко роль эмоциональной и преданной Натальи стала визитной карточкой. Долгое время к ней некоторые люди подходили и приглядывались – есть ли шрам на шее, который якобы остался у неё после съемок.
Такими актёрами Россия может гордиться, они остаются не только в истории кинематографа, но и навсегда в сердцах зрителей. И многие последующие экранизации «Тихого Дона» заставляют всё более и более восхищаться именно фильмом и актёрами С. Герасимова.







ЖЕНЩИНА --КАЗАЧКА Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».О красоте и внешности женщины казачки авторы, не без основания, не скупились, да и до сих пор не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем облике казачки, как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с чертами горско-степными.Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. Образно говоря, в России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого. Однако, с начала движения по возрождению казачества (90-е годы XX столетия) из всего изобилия печатного материала, посвященного казачеству, очень мало, а вернее, почти ничего не сказано о славных казачьих матерях, о женщине-казачке, на которую с давних пор образ казачьего быта возложил главную обязанность о благополучии казачьей семьи. Редко, но все же иногда появляются сообщения в печати и телевизионных известиях об участии казачек в возрождении, но, к сожалению, в образе далеком от казачек прошлого.Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка.Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. В «Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, писалось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины - неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных». Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови.Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. Но это отношение возникло не вдруг. В первые времена существования «казачья вольница» состояла из бессемейных воинов. По преданию, некоторые даже давали обет безбрачия. Возможно, первыми спутницами казаков, навсегда покинувших родные места, становились «пленницы татарки и турчанки или представительницы коренных народов. Однако к середине XIX века казаки предпочитали заключать браки в своей среде. При выборе супруга немаловажную роль играли состояние родителей жениха и невесты, дурные привычки (казаки долго были ярыми противниками курения), репутация жениха, целомудрие невесты, нередко бралось во внимание мнение молодых. По свидетельству историка Н. Миненко, в некоторых казачьих станицах обязательным требованием к невесте было умение ездить верхом. В Уральском войске плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски. К XIX веку на всех территориях проживания казачьих войск семьи были большие, состоящие, как правило, из трех поколений.Казачка – свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь, для благосостояния и благополучия. Девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе. Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский».Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее трудами и заботами. Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенно самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. За внешней ее застенчивостью, как отмечают многие авторы, зачастую скрывается сильный и неукротимый нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома.Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена). В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».Казачке были чужды модные по духу времени демократические книжные теории. Внутренним идеалом казачки были Бог, семья, подворие – это, прежде всего, послушные дети, уважающие родителей, исправное подворие, чувства своей ответственности перед Богом по поддержанию в семье православно-нравственных устоев и, особенно, как сейчас ни покажется странным – это пресечение распутства. В отношении с мужчинами, женщина-казачка и, особенно, девушка пользовалась совершенной свободой. В некоторых казачьих областях, в частности, и на Кубани, бытовали традиции по совместному проведению молодых казаков и казачек летней ночи на сеновале. Но горе тому казаку, кто пытался осквернить эту народную традицию проявлением похоти и ее домогательства. За это виновника ожидала тяжелая плата, вплоть до пролива крови.Чужды были казачки организации и общества, в которые вовлекали и приобщали женщин к мужским заботам, выступлениям с заявлениями, решениями, протестами и пр. Не было никаких союзов, советов казачек общественной направленности, были веками сложившие устои оказания взаимопомощи и содействие своего хутора, станицы, родственника, соседа. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, а в далеком прошлом и на изготовление самана и кизяка – и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.Наши «прабабки» до революции, а в некоторых казачьих семьях вплоть до отечественной войны 1941-1945 гг. на производстве не работали. Им хватало работы и дома. Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи.Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим.О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России, но и в странах, куда забрасывала судьба защитников русской земли. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Эта страстная любовь к родному краю пронизывает все воспоминания в песнях, повестях, сказах.Особо ревниво казачка относилась к привитию детям сознания о единстве этносоциологических черт казачества, как народа. С малых лет казачонок и девочка-казачка с гордостью относили себя к казачьему народу и твердо усваивали – все казаки – братья, казак казаку брат. В этом могли убедиться: в казачьем взаимоотношении, взаимовыручке, верности, взаимопомощи – кубанец, донец, терец, уралец, усуриец и т.д., как внутри своего войска, как и оказавшись в других казачьих районах. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей.Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи приготовление опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других печных изделий.«Бойцовские» качества – это не типичный образ казачки, как в прошлом, так и, очевидно, в будущем. Жизнь казачки с далеких времен полна тревог, забот, мук, утрат и встреч, но не всегда радостных – война на то и война, чтобы убивать. Кроме тяжести физического труда, казачка, в немалой степени, проводив сыновей, а нередко и вместе с мужем, ощущала душевную тяжесть, как бы ни привычна была казачка ко всякому роду неожиданностям, думы о возможных потерях ближних тяготили ее. Женский организм весьма чувствителен к восприятию негативных последствий, и весьма раним к несправедливости. Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста. 001.jpg" rel="lytebox" href="http://www.mooko.ru/images/stories/kazstran_2/001.jpg" target="_blank" style="margin: 0px; padding: 0px; border: 0px; outline: 0px; vertical-align: baseline; color: rgb(213, 78, 33); background: transparent;">


Top