Православные петр и феврония. История Петра и Февронии. История святых Петра и Февронии Муромских.
В православном календаре можно найти один очень удивительный день - праздник Петра и Февронии, история возникновения которого настолько прекрасна и интересна, что не сможет остаться без внимания современного поколения. Чествование памяти Петра и Февронии Муромских проходит Эта дата была утверждена в 2008 году на Совете Федерации России. Инициатором этого события стала жена Президента РФ Дмитрия Медведева, Светлана. Она же придумала и символ праздника - ромашки.
Петр и Феврония Муромские. История святости
Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Очень важно отметить то, что ни одного истинно православного человека история святых Петра и Февронии не оставит равнодушным. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел.
Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо. В 1547 году Петр и Феврония Муромские, история которых просто потрясает, были канонизированы. Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома.
Поистине город Муром богат разными былинными героями. Все прекрасно помнят богатыря Илью Муромца, но мало кто знает, что его святые мощи хранятся в погребальных пещерах Киево-Печерской лавры.
Поэтичная повесть
История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.
Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии в оригинальной интерпретации писателя приобрела краски народного фольклора и стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.
О любви и верности
Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол, по своей нелюбви и ненависти к роду человеческому, стал отправлять на блуд крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.
Спаситель Петр
Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча.
Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий.
И когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.
Знакомство с Февронией
Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча, змей принял свое настоящее зверское обличье, затрепетал и издох, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся зловонными струпьями, его тело покрыли жуткие язвы. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.
Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.
Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным.
Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.
Уйти, чтобы вернуться
После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного - отдать ей ее благоверного Петра.
Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Ну, что решено - то решено. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Заступник милостивый не оставил их в беде. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.
Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.
Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. И теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.
Многим православным помогают Петр и Феврония Муромские. История вечной любви навсегда останется в сердце каждого, кто смог ее когда-нибудь услышать или прочитать.
В России появился новый праздник - , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
Светлана Медведева о новом празднике:
Петр и Феврония
Муромские
Заметка Анны Архангельской
Любовь - бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, - о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии , а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток - прекрасная метафора этой страсти, от которой "сносит крышу" настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он - ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё - только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть - и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.
"Повесть о Петре и Февронии" скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии "аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его" - это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он - ей.
Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.
Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).
В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно - между делом и мимоходом - блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.
Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.
Одновременная смерть - столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала "они жили долго и счастливо и умерли в один день". Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают всё-таки не совсем одновременно, а друг за другом. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы (всё-таки остаётся вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчёркивается и констатируется). Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой - похоронить в разных могилах - оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе...
Статьи о семье
Житие Петра и Февронии Муромских |
|
История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое
лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных,
слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и
Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи,
назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по
Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске
же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души,
убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела
лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один
струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь
возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал
свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить
благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.
Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам
О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.
Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.
Ей, чудотворцы святии!
Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.
В прошлом году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой .
Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.
Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным - днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями - как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности - это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.
8 ноября 2008
года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в
лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия
поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.
- Почему был выбран именно день памяти православных ?
Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.
Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.
Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.
- Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?
У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.
Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того - это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.
Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?
Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья - это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?
Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть,
не готовы к такой жертвенности - даже ради любви к другому человеку,
более того - нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на
этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в
прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой
опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к
этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.
Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее
поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких
вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например,
объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной
жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому
пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению,
чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их
осмысление и опыт - это тоже традиция, традиционные ценности, которые
многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без
этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране - проблему
демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то
вслед за этим мы можем пойти еще дальше - отказаться от нормальных
человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.
Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно - и об этом тоже надо говорить с молодежью, - что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.
Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи - это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?
Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.
Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.
Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей - если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.
Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.
Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу - все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.
2010
Этот праздник 8 июля можно считать и народным, и православным одновременно. Ведь семейный союз православных Петра и Февронии является примером христианской семейной любви и верности. Если говорить о народных традициях, то этот день считается началом первых покосов.
А еще в народе есть поверье, что купаться после 8 июля становится безопасно, ведь Русалки уходят к себе в водоемы. А с 2008 года в России учрежден новый праздник «День любви, семьи и верности». Светлана Медведева стала одним из активных популяризаторов этого праздника. Она же предложила ромашку, как символ этого праздника.
Власти города Мурома выступили с инициативой о проведении всероссийского дня семьи, любви и верности. Жители города собрали 15 тысяч подписей в поддержку этой инициативы, и она была направлена в Государственную Думу. В 2008 году этот праздник получил официальную поддержку, во многих городах России были поставлены памятники Петру и Февронии.
История возникновения христианского праздника
Немного посвятим истории праздника Петра и Февронии. Как утверждают ученые, в летописях князь Петр нигде не упоминается. Но в городе Муроме с 1205 по 1228 годы правил князь Давид со своей супругой. После пострига он принял имя Петр. По другим источникам, в Муроме правил князь Петр, а после пострига он принял имя Давид. О его супруге практически ничего не известно. После канонизации святых Петра и Февронии в 1547 году была составлена известная всем «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Многие исследователи утверждают, что в повести соединены два народнопоэтических сюжета. Во-первых, это сказка об огненном змии, и во-вторых, сказка о мудрой деве.
Как сказано в летописи, кончина Петра и его супруги приходиться на Светлую Седмицу, а это апрель месяц 1228 года. Это говорит о не соответствие даты кончины супругов и даты церковного почитания. Есть предположение, что с датой 8 июля (25июня по старому стилю) связано перенесение мощей святых князя и княгини.
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Кратко попытаемся изложить суть повести о Петре и Февронии Муромских. Как говорится в повести, князь Петр неохотно женился на Февронии. Второй сын Муромского Князя Юрия вступил на престол в 1203 году. Петр переболел проказой, излечить эту болезнь в то время никто не мог. Во время болезни ему было видение, что излечит его от болезни дочь бортника, который добывал дикий мед.
Жительница деревни «Ласковая» в Рязанской земле, простая крестьянка, Феврония, оказалась очень мудрой и красивой девушкой. Они знала свойства целебных трав, могла излечить болезни, ее слушались дикие звери. Князь обратился к девушке за исцелением, пообещав жениться на ней, если она его излечит.Феврония помогла ему, болезнь отступила, но князь слова не сдержал. Болезнь снова возобновилась, и снова князь обращается к Февронии, и после исцеления женится на ней.
Когда Петр вступил на престол, после своего брата, местные бояре не захотели иметь княгиню простого роду-племени. И князю было предложено либо оставить престол, либо жену.
Князь сделал свой выбор, он оставил престол и на лодке отправился с женой по Оке. Жили они простыми людьми, радовались жизни, Бог помогал им.
Но в городе после ухода князя началась борьба за престол, было совершено много убийств. Бояре опомнились и пришли звать князя вновь занять престол. Петр вернулся вместе с женой. За время правления мужа, Феврония смогла завоевать любовь и уважение горожан.
В преклонном возрасте супруги приняли монашеский постриг под именами Давид и Евфросиния. Проводили они время вместе в молитвах, прося Бога о том, чтобы скончаться в один день и быть погребенными в одном гробу. Для этого они приказали изготовить специальную гробницу.После их смерти 8 июля, служители сочли несовместимым с их монашеским званием лежать вместе в одном гробу и поэтому их положили в разных гробах. Утром супруги оказались вместе, и больше их никто не смел разлучать.
В 1553 году Иван Грозный возвел над их мощами церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В настоящее время мощи святых супругов почитают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Обряды, обычаи и приметы в день Петра и Февронии
Как и любой праздник этот день сопровождается своими обрядами и обычаями. Праздник 8 июля «День Петра и Февронии и день любви, семьи и верности» для россиян стал аналогом Дня всех влюбленных для христиан, как день Святого Валентина для католиков.
Этот день называют днем любви, семьи и верности и, потому православные христиане идут в храмы в этот день и молятся о семейном благополучии, согласии и любви. В этот праздничный день принято ходить в храм всей семьей.
Пред иконой святых произносят молитвы о здоровье членов семьи, о том, чтобы удачно выйти замуж, о рождении здоровых детей. И, после таких молитв семейная жизнь у верующих налаживается.
Немного о народных приметах в день Петра и Февронии. Например, если 8 июля будет солнечная погода, то лето жаркое продлится еще 40 дней.
Этот день в народе называют Русальницей. Именно в этот день русалки начинают водить прощальные хороводы, и после этого дня они уходят в свои водоемы.
Если держится сухая погода в июле, то грибов можно не ждать до самой осени.
Если весь день 8 июля бок о бок муж будет работать с женой, то в семье весь год будет достаток.
В старину с Петрова поста (8 июня -11 июля 2015) и до Успенского поста 14 августа не играли свадьбы. Но, самые счастливые браки заключаются именно в этот день, день Петра и Февронии. В наше время эту проблему решить легко. Зарегистрировали брак 8 июля, а свадьбу можно играть и после поста.
День первого покоса. Именно к 8 июля все травы луговые и лесные набирают силу: к «Иванову дню в полном соку». Поэтому именно в этот день надо собирать травы.
День проказ и шалостей всей нечисти, начиная с домовых и русалок, и заканчивая колдунами и оборотнями.
Мы желаем вам, весело провести время в этот праздник 8 июля — день любви, семьи и верности — со своими близкими и родными. И пусть этот праздник святых покровителей Петра и Февронии принесет в вашу семью любовь, благополучие и здоровье.
Вместе с этой статьей на нашем сайте вы можете прочитать о прочих православных и народных праздниках. Вы узнаете как праздновать и , что такое и , какие есть , можете ознакомиться с
История святого Петра и Февронии нашла отражение в православном календаре и отмечается 8 июля как праздник, совпадая по дате с , любви и верности. Святые также имеют имена Давид и Ефросинья и много веков почитаются на Руси как покровители семейного очага. Следуя за , праздник принес традицию купаться, не боясь русалок - считают, что они уплывают спать, и водоем становится безопасным.
История праздника
Свое начало День семьи, любви и верности обязан городу Мурому. Сначала желание соединить День города с христианским праздником возникло у мэра в 2001 году. Администрация не только поддержала эту идею, но и предприняла попытку придать празднику статус всероссийского. Прошло восемь лет, прежде чем 2008 год был объявлен главой государства годом семьи, а христианская церковь благословила инициативу жителей Мурома.
Настоящая история любви и верности Петра и Февронии
Ни один город в мире не может похвастаться таким количеством святых, как Муром. Но даже на этом фоне День Петра и Февронии выделяется необычной историей возникновения праздника. В начале 13 века в часы правления князя Петра появился в Муроме змей, который кинул клич горожанам выйти с ним на бой. Князь Петр, держа в руках меч, полученный от Архангела Михаила, принял вызов. В тяжелом бою зло было повержено, но князь получил ранение от протравленного меча змея, и его тело покрылось язвами.
Ходившие о лекарских способностях Февронии слухи дошли до Мурома. Обратился князь за помощью к девице из деревни Ласково, приняла она его в обмен на обещание жениться на ней. Наказала Феврония смочить целебным зельем все тело князя за исключением одной раны. Прошла болезнь, и захотел князь нарушить свое слово, решил откупиться золотом и серебром. Но отказалась брать дары Феврония, вернула их назад.
Со временем вернулась болезнь к князю, и увидел он во сне видение. Напомнил ангел ему о его поступке, о том, что обидел он Февронию. Исповедался князь и поехал в деревню, где его девица простила и исцелила. Сыграл князь свадьбу, и зажили они в мире и согласии. Но не приняли бояре простую крестьянку, решили изгнать ее. Ушла Феврония и забрала с собой князя Петра, а в городе тем временем начались междоусобицы, болезни и голод. Не выдержали испытаний бояре и попросили Петра вернуться. Долго правили они, вырастили детей, а годы спустя Петр принял постриг и ушел в монастырь под именем Давид. Феврония приняла монашество под именем Ефросинья. По уговору умерли они в один день и час.
Чем знаменателен и уникален День Петра и Февронии Муромских история праздника этого нами также будет раскрыта в нашей статье.
Что за праздник день Петра и Февронии?
Когда отмечается он?
- Ежегодно в один и тот же день — 8 июля по новому стилю, отмечается день Петра и Февронии.
- Это означает, что и в 2017, и в 2018 году этот день будут отмечать именно 8 июля.
- Этот праздник еще зовется , любви и верности.
- Именно 8 июля отмечается он, потому что умерли Петр и Феврония, как-раз, этого числа.
Обычаи и приметы, связанные с этим днем
- Многие влюбленные именно 8 июля предпочитают вступать в брак, так как считают это хорошей приметой.
- По статистике, браки, заключенные в День семьи, любви и верности самые долговечные.
- В этот день во многих городах устраиваются гулянья, а супруги дарят друг другу подарки.
- Христиане вспоминают о любви Петра и Февронии и стараются брать с них пример.
Какие молитвы читать в этот праздник?
- Если вам туго в браке живется, и отношения с супругом не складываются в последнее время, то можете прочесть молитву вот такую: «О, Святые Петр и Феврония, прошу вас о помощи я. Дайте мне и моему супругу сил, терпения и выдержки, чтоб отношения крепкие и уважительные стали у нас, как прежде. Не хочется более ругаться и драться нам. Мы хотим, как вы, жить в верности и любви долгие годы и умереть в один день. Окромя вас в этом вопросе нам никто не поможет. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!»
Теперь вам известно, когда отмечается День Петра и Февронии Муромских история праздника этого нами тоже здесь была описана.