Культура питания в детском саду и дома. Перспективное планирование «Культура питания старших дошкольников

света короткова

Задачи :

Закрепить знания о полезных продуктах

Закрепить навык поведения за столом

Закрепить навык сервировки стола

Развивать творческие способности детей в драматизации

Развивать коммуникативные способности

Формировать слуховое и зрительное внимание, понимание речи, мышления, памяти

Воспитывать аккуратность

Воспитывать умения правильно выбрать продукты для здорового питания

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ : художественное слово, игровая мотивация. Беседа, объяснение. Показ, музыкальное сопровождение, дидактическая игра

Воспитатель : Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте пожелаем нашим гостям «доброго утра» и пусть это пожелание будет добрым и искреннем.

Дети : Доброе утро гости дорогие.

Стук в дверь, входит Вовка Морковкин

Вовка : Куда это я попал?

Воспитатель : Здравствуй Вова, ты попал в детский сад, в старшую группу .

Вовка : А, что вы здесь делаете?

Воспитатель : Сегодня мы с ребятами поговорим о культуре питания .

Вовка : Культура питания ! Я вот в тридевятом царстве был, в тридесятом государстве. Представляете, я там царя видел, настоящего в короне… Царя видел, а вот культуру питания не видел . Представляете, царь забор красил, а вот был бы я царем. Я бы только и делал, что ничего не делал. Хочешь тебе – пирожное, хочешь – мороженое, хочешь ноги на стол, хочешь руки под стол, хочешь ешь. Хочешь спи.

Воспитатель : Значит, Вовка ты хочешь стать не культурным . Питаться пирожными и мороженым – вредно, да еще что это ноги на стол, руки под стол. Сейчас мы постараемся тебе рассказать , что такое культура питания .

Дети : Соблюдать режим дня.

Перед едой мыть руки.

Никогда не переедать.

Много не есть сладостей.

Больше есть зелени, овощей, фруктов.

Вовка : Ничего не понял.

Воспитатель : На вот тебе книгу в ней прочтешь о культуре питания .

ВОВКА ЛИСТАЕТ.

Вовка : Фу, у вас тут помидоры, огурцы, каши. Я чего-нибудь сладенького хочу, да еще, что за картинки все сидят, как будто кол проглотили. И вообще я такие книжки читать не хочу, я сказки люблю.

Воспитатель : Раз так, давайте дети поможем Вове понять по подробнее, что такое культура питания . Вова любит сказки, так давайте отправимся путешествовать по сказкам, а в сказках много разных чудес. Но, чтобы попасть в сказку нужно сказать волшебные слова. Давайте закроем глаза. Повторяйте за мной

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. (ИЗБА В РУССКОМ СТИЛЕ, ЗА СТОЛОМ СИДЯТ КОЗА С КОЗЛЯТАМИ)

Вовка : Здравствуйте, а что вы здесь делаете?

Коза : Здравствуйте, а мы с козлятами говорим о продуктах питания . Отгадайте загадку :

Оно течет, но не вода,

Оно как снег бело всегда. (молоко)

Козлята : Пить люблю я молоко,

В нем и сила и тепло.

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам :

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо

Воспитатель : Дети, а что можно приготовить из молока (ответы детей)

Посмотрите, здесь какие то продукты лежат.

Коза : Сейчас мои козлята о них расскажут.

КОЗЛЯТА РАССКАЗЫВАЮТ

Ешьте овощи и фрукты

Они полезные продукты!

Конфеты, пряники, печенье

Портят зубкам настроение.

Если есть не будешь лук,

Сто болезней схватишь друг.

А не будешь есть чеснок,

То простуда свалит с ног.

Будем каши много кушать

Каша силы нам придаст.

«Роллтон» , чипсы, кириешки

Пусть лежат лишь про запас.

Воспитатель : У меня есть интересная игра, давайте поиграем.

Давайте приготовим кашу, но не по настоящему, а понарошку.

Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы хлопните в ладоши, если нет, то вы топните.

Парное молоко.

Куриное яйцо.

Крупа манная.

Капуста кочанная.

Соленый огурец.

Мясной холодец.

Сахар да соль.

Чернослив да изюм.

Шоколадный лукум.

Воспитатель : Спасибо вам. Нам пора в другую сказку. Коза с козлятами пойдемте с нами. Но чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной : эне бене раба кинтер квинтер жаба.

Воспитатель : Ой, что здесь происходит, давайте сядем и посмотрим.

СЦЕНКА МАЛЬВИНЫ И БУРАТИНО.

Мальвина в ужасе от Буратино. Буратино сидит за столом и ноги на столе, бросает хлеб на пол. Мальвина ругает Буратино.

Мальвина : Ребята правильно ли ведет себя за столом Буратино? Ноги на столе, ведь он ходил по полу, на туфлях есть микробы. Этого делать нельзя! Взял бросил хлеб на пол, разве можно, хлеб нам так трудно дается, сколько много людей его делают. Хотя бы об этом Буратино ты вспомнил. Ведь нужно с уважением относиться к людям. Раскачиваешься на стуле.

Буратино : Ну и, что.

Мальвина : Ты можешь упасть. Не прилично так себя вести.

Воспитатель : Вова ты понял.

Вовка : Понял не понял.

Воспитатель : А для того, что бы лучше все запомнил, дети приготовили частушки.

ЧАСТУШКИ

Аккуратно кушай хлеб- это кухня, а не хлев.

Не вертись юлой на стуле

Головой не лезь в кастрюлю.

Супчик кушай аккуратно,

Не выплевывай обратно.

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

И скажи спасибо всем

У кого ты пищу ел.

Вовка : Я все понял.

ПОЯВЛЯЮТСЯ ВАСИЛИСЫ

Вовка : И вы здесь, что пришли меня учить.

Василисы : Да пришли тебя учить.

ВАСИЛИСЫ ВЕШАЮТ АЛГОРИТМ СЕРВИРОВКИ СТОЛА.

Василисы : Дети, давайте вместе прочитаем.

Вовка : А что такое сервировка?

Воспитатель : Ребята давайте расскажем, что такое сервировка.

Дети : Это убранство стола.

Столовые приборы.

Василисы : А сейчас мы покажем и расскажем как правильно сервировать стол.

Вовка : Вот здорово.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ВАСИЛИСЫ СЕРВИРУЮТ СТОЛ.

Воспитатель : Дети, а теперь давайте объясним, что и как Василисы делали.

Что сначала нужно сделать?

Начнем скатерти стелить

Мы салфетницы поставим

А на самый центр стола-

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова»

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Вовка : Вот это да. Молодцы. Я заметил, что Василисы постоянно на какие то картинки смотрели, что за картинки?

Воспитатель : Это наши таблицы, мы по ним работаем.

Смотри, здесь изображены столовые приборы и посуда. Показано в какой последовательности сервировать стол.

Вовка : Вот здорово.

Воспитатель : Вова ты теперь понял, как сервировать стол, как вести себя за столом, какие продукты нужно кушать, чтобы быть здоровым.

Вовка : Да, я сегодня много узнал.

Воспитатель : Это еще не все, мы с ребятами хотим тебе сделать подарок-подсказку, чтобы ты никогда не забывал о культуре питания .

Дети выполняют цветик семицветик.

Воспитатель : Вова, посмотри на наши подарки.

ВОВКА ЧИТАЕТ, что написано.

Вовка : Спасибо, я никогда ничего не забуду.

Воспитатель : Гости дорогие, дети хотят вам тоже подарить наши цветики семицветики.

Вовка : Ой, чуть не забыл, у меня есть конфеты, я хочу вас угостить, но сначало нужно помыть руки.

Дети идут мыть руки.

Уважаемые гости вот и закончилось наше занятие . Мы вас просим пройти в холл посмотреть выставку полезных продуктов.

Культура питания в детском саду

Формирование привычек к здоровому образу жизни всегда стоит в нашем детском саду на первом месте. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.
Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды. Аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой.









Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство. Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».


Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:
-самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
-опрятно есть, держа ложку в правой руке;
-вытираться салфеткой после еды;
-благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:
-самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
-правильно пользоваться столовыми приборами;
-кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:
-брать пищу небольшими порциями;
-есть тихо;
-правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
-сидеть с прямой спиной;
-аккуратно составлять посуду после еды;
-относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.





Поговорим о приеме пищи

Самое первое правило - это сервировка стола.
Практическая часть:

1.На стол кладется тканевая салфетка 30х30см, или скатерть так, чтобы спадающие края не доставали до колен детей.
2.Поставить салфетницы с бумажными салфетками на центр стола.
3.На центр стола ставится хлебница с хлебом.
4.Рядом с хлебницами ставятся чашки с блюдцами и маленькими ложечками в блюдца. Ручки чашек и ложек смотрят вправо.
5.На тканевые салфетки ставятся глубокие тарелки для супа, если есть салат, то сначала ставится салатная (закусочная) тарелка и салат употребляется перед первым блюдом. Салат также можно использовать как добавочку к гарниру.
6.От тарелки справа - нож (зубчиками к тарелке), рядом углублением вниз - ложка, слева зубчиками вверх - вилка.
7.Тарелки из-под супа убирает взрослый. Когда ребенок закончит прием пищи, он может отнести за собой посуду самостоятельно на сервировочный столик (кроме детей младшего возраста).



Для обучения детей сервировки стола можно использовать следующее стихотворение:

Мы дежурные сегодня.
Станем няне помогать
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.

Что сначала нужно ставить?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.

Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола-
Хлеб душистый, свежий вкусный,
Хлеб - всему ведь «голова».

Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек «смотрят» вправо,
В блюдцах ложечки лежат.

Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.

От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку «глядит».

Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть «второе»,
Будет с вилкой нож дружить.

Существует культура необходимая с раннего детства – это культура питания.

В любом обществе здоровое питание детей – это будущее всего общества. Здоровье человека определяется качеством его питания в детском возрасте.

Все знают, что развитие и рост дошкольника сопровождается бурным течением обменных процессов, развитием многих органов и систем, что требует в организм ребенка качественных пищевых веществ.

В ходе пребывания ребенка в детском саду организовано рациональное и сбалансированное питание. В нашем детском учреждении одна из главных задач – формировать культуру питания у детей: значимость для здоровья полезных продуктов, приучать детей кушать здоровую и полезную пищу.

Дети в ДОУ получают полноценное четырехразовое питание, соответственно своему возрасту. Ребенок узнает правила питания, пользу продуктов для роста организма, диапазон разнообразия блюд. Так же формируется культура поведения за столом, соблюдение гигиенических требований, привитие основ здорового образа жизни.

Педагоги ДОУ применяют различные формы и методы организации питания детей. Главной формой работы является НОД, а также сюжетно-ролевые и дидактические игры, досуги, развлечения, викторины, «сладкий вечер» и др. Воспитание у детей культуры питания проходит через разнообразную сервировку столов, правильное пользование столовыми приборами, красивую посадку за столом.

Если мы с вами будем сравнивать поведение за столом младших и старших дошкольников, то мы не только увидим, но и услышим разницу.
В старших группах дети с помощью демонстрационного стенда «Приятного аппетита!» узнают: «Из чего появилась каша?», «Почему чай сладкий?», «Откуда появляются макароны?».

Перед каждым приемом пищи дежурный традиционно объявляет меню и желает всем «Приятного аппетита!».

В экспериментальной деятельности дети сами резали винегрет, фруктовый салат, создавали овощные натюрморты и канапе, мешали коктейли.

По результатам проведенных мероприятий по формированию у детей культуры питания свидетельствуем о положительных результатах.


воспитатель,
МБДОУ «Полазненский детский сад №7», Пермский край, г. Добрянка, пгт. Полазна, Россия

Здоровье детей – важнейший вопрос обеспечения будущего нации, а в дошкольном образовательном учреждении приоритетное направление работы. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального сбалансированного питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, способности к обучению, профилактике заболеваний, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов во все возрастные периоды. В последние года многими учеными стран мира отмечаются связь нерационального, нездорового питания детей и подростков с другими социально-психологическими проблемами подрастающего поколения (наркомания, курение, злоупотребление алкоголем, медикаментами).

Доказаны и прямые социальные последствия дефицита микронутриентов в питании детей: связь токсикомании с железодефицитным состоянием, нарушение осанки в результате недостаточного поступления кальция, влияния йодо-дефицита на умственные способности ребенка. Задача педагогов обеспечить систему образовательных и воспитательных воздействий, направленных на детей и их родителей для формирования у них основ правильного питания и осознанного отношения к своему здоровью.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно. Формируя у детей культуру питания, мы исходим из утверждения – “красивая еда не только возбуждает аппетит, но и дает нам возможность пережить удивительное чувство сродни тому, которое мы испытываем при взгляде на картины великих художников”.

Питание, как никакая другая область потребностей человека, зависит от сезонных изменений в природе. Задача педагога представить вещи и явления в следственно-причинной зависимости, которую ребенок познает сам. Один из аспектов работы в этом направлении знакомство детей с приправами, специями и пряностями. Оно связано с развитием вкусовых и обонятельных ощущений, взгляда на то, что вещества и продукты, потребляемы человеком, всегда влияют на состояние организма. (Приложение 1)

Предлагаемые нами материалы, часть работы по организации образовательного процесса, которая позволяет решать задачи формирования культуры питания у дошкольников в комплексе с задачами воспитания и развития.

План проведения “Дня культуры еды”

8.30–9.00 – Презентация сервировки стола и оформления блюд к завтраку в группах № _______

9.00–10.00 Занятия:

Старшая группа № ____ – “Овощи и фрукты – полезные продукты”.

Старшая группа № ____– “Знакомьтесь, пряные травы” (Приложение 1 , Презентация 1 , Приложение 3. )

Подготовительная группа № ____ – “Самая вкусная каша”.

Подготовительная группа № ____ – “Готовим салат”.

Подготовительная группа № ____ – “Красивая еда” – изготовление украшений для блюд из овощей и фруктов.

Беседа о традициях английского чаепития – группы № ______.

11.20–12.15 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в младших группах № _______.

12.30–12.45 – Проведение традиционных бесед во время подготовки к приему пищи в группах старшего дошкольного возраста.

12.00–13.00 – Презентация сервировки стола и украшения блюд к обеду в группах старшего дошкольного возраста № _______.

Положение о проведении смотра-конкурса на лучшую сервировку стола

1. Общие положения.

1.1 Настоящее Положение определяет цели и задачи смотра конкурса на лучшую сервировку стола.

1.2. Целью конкурса является развитие навыков культуры еды у детей дошкольного возраста, повышение творческого потенциала воспитателей и помощников воспитателей.

2. Участники конкурса.

2.1. В конкурсе участвуют педагогические коллективы всех возрастных групп.

3. Жюри конкурса.

3.1. Для оценки конкурсных работ в состав жюри входят члены педагогического коллектива, не участвующие в конкурсе, представители родительского сообщества.

4. Порядок организации и проведения конкурса.

4.1. Конкурс проводится в рамках “Дня культуры еды”.

4.2. Конкурс проводится в дух номинациях (сервировка стола к завтраку и обеду), участие педагогов одной или двух номинациях конкурса определяется в соответствии с личным желанием.

5. Сроки и порядок проведения конкурс

5.1. Конкурс проводится “____”_________года:

Номинация “ сервировка стола к завтраку” – 8.30–9.00

Номинация “сервировка к обеду” – 11.20–12.15

6. Критерии оценки

– .
– Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
– .
– Эстетичность.
– Творческая индивидуальность.
– Оригинальность идеи и используемых материалов.
– Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому питанию.
– Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с возрастом.

7. Подведение итогов и награждение победителей и призеров конкурса.

7.1. Победители награждаются грамотами дошкольного учреждения и памятными подарками.

Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к завтраку” (конкурс на лучшую сервировку стола).

Наименование критерия
1 Учет возрастных особенностей детей
(мах – 3 балла)
2
(мах – 3 балла)
3 Декоративные элементы в оформлении
(мах – 5 балов)
4 Эстетичность (мах – 3 балла)
5
6
(мах – 3 балла)
7
(мах – 5 баллов)

Подпись члена жюри.

Протокол жюри в номинации “Сервировка стола к обеду” (конкурс на лучшую сервировку стола).

Наименование критерия Наименование группы
1 Учет возрастных особенностей детей
(мах – 3 балла)
2 Выполнение правил сервировки: наличие скатерти или индивидуальной салфетки, столовых приборов, салфеток, хлебной тарелки и т.д.
(мах – 3 балла)
3 Декоративные элементы в оформлении
(мах – 5 балов)
4 Эстетичность (мах – 3 балла)
5 Оригинальность идеи и используемых материалов (мах – 5 баллов)
6 Соответствие элементов украшения возрасту детей и требованиям к детскому питанию
(мах – 3 балла)
7 Сформированность навыков культуры еды у дошкольников в соответствии с возрастом
(мах – 5 баллов)

Подпись члена жюри.


Top