Суггестия (внушение): что важно знать о ней каждому. Опыт использования суггестивных методов

Суггестивные методы и техники психотерапии.

Психотерапевтом преднамеренно используются как отдельные приемы внушения (свидетельства, апелляции, связывания, смысловой неопределенности, пресубпозиции, предписания осознания и др.), так и целостные техники суггестивного (внушающего) воздействия (гипноз, самогипноз, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием и др.). Общими условиями эффективности при использовании суггестивных приемов и техник являются: 1. установление отношений, благоприятствующих внушению (субординация, доверие, авторитетность психолога); 2. адекватный способ конструирования формулы внушения (адресность, краткость, императивность); 3. учет возрастных особенностей, индивидуальных качеств и состояния клиента на момент внушения; 4. соответствие внушаемого содержания коррекционным задачам; 5. управление своими эмоциями со стороны суггестора, подбор точной формы для выражения своих чувств. Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) как метод лечебного самовнушения была впервые предложена Дж. Шульцем в 1932 г. для лечения неврозов, в нашей стране метод стал активно применяться в 60-х-70-х годах ХХ века. В основе метода аутогенной тренировки (АТ) лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущений тяжести, тела и холода, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой производится самовнушение с помощью специально разработанных формул. Эти формулы учитывают жалобы больного и симптоматику болезни. Методика АТ предполагает также применение дыхательных упражнений в успокаивающем и мобилизующем вариантах, обучение приемам концентрации внимания и самоконтроля состояния, сочетание транквилизирующих и мобилизующих приемов саморегуляции. Лечебная эффективность АТ объясняется действием релаксации, сенсорной репродукцией состояний, связанных с позитивным самочувствием, влиянием самовнушения и самоубеждения, уменьшающих эмоционально-вегетативную возбудимость и ослабляющих функциональные проявления. В отдельных модификациях АТ усиливается значение приемов саморегуляции состояния, применяются расширенные формулы спокойствия, используются методы письменной фиксации ощущений (ведение дневника), биологической обратной связи (пациент получает задание снижать силу тока, фиксируемую электромиограммой, изменять флуктуации альфа-ритма на ЭЭГ, изменять температуру участков кожи и т.д.).

Метод СОЭВУС, разработанный Г.Н. Сытиным в 1944 году и впоследствии прошедший успешную апробацию в клинике соматических и нервно-психических расстройств, в психокоррекции, реализуется через действие исцеляющих и регулирующих состояние человека психотерапевтических «настроев» - текстов, содержащих эмоционально окрашенные и императивно сформулированные положительные утверждения об энергичном и благополучном состоянии клиента. Например, пессимизм по поводу наблюдаемых женщиной процессов увядания преодолевается с помощью настроя, содержащего, в частности, такие слова: «Вновь родившаяся, новая, бурно-бурно развивающаяся новорожденная жизнь вливается в мое лицо…». Для женщин, проявляющих неуверенность в своей внешней привлекательности, разработан настрой на женскую красоту, включающий такие фрагменты: «Иду – птицей на крыльях лечу, ярко чувствую свои молодые силы … Неприступный замок женского превосходства светится в моих глазах, царственная гордость светится в моих глазах, царственное величие светится в моих глазах, торжествующая сила молодости светится в моих глазах …». В процессе коррекции клиент должен усваивать представление о себе, как о человеке, обладающем желательными ему качествами, которые он у себя развивает. При составлении настроев автор использовал яркие метафоры, эмоциональные обороты речи, актуализировал образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, которые усиливают положительные чувства (радость жизни и др.), стимулируют волевые усилия клиента в целях управления состоянием.

Гипносуггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания. В психотерапевтической практике гипноз применяется: 1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта; 2. для усиления действия целенаправленного внушения; 3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе), 4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний). Показаниями к применению гипнотерапии являются неврозы и неврозоподобные состояния, психосоматические заболевания, нарушения поведения (непсихотического генеза), патологические привычки, наркомании и токсикомании, болевой синдром. Гипноз противопоказан при острых инфекционных и соматических заболеваниях, асоциальных установках, психотических расстройствах с бредообразованием и депрессией (угроза суицида), истероидной психопатии, отрицательном отношении к гипнозу. Перед сеансом гипноза обычно проводятся пробы на внушаемость. Проба с падением руки заключается в том, что по команде пациент поднимает и опускает руку; при достаточной внушаемости рука свободно падает вниз. Проба со сведением пальцев предполагает сближение пациентом указательных пальцев на 5-10 см при согнутых в локтях руках, инструкция предписывает сделать глубокий вдох, как только пальцы сойдутся друг с другом; внушаемый пациент сводит пальцы и делает глубокий вдох, невнушаемый спрашивает, нужно ли сводить пальцы. Проба с идентификацией запахов заключается в определении названия жидкости в трех пробирках, наполненных водой, или в выборе пробирки с пахучей жидкостью (внушаемый пациент указывает на одну из пробирок). О степени внушаемости психотерапевт судит также по данным анамнеза и клинического общения (у внушаемых отмечается некритическое усвоение внешней информации, несамостоятельность суждений, легкая подчиняемость окружающим, частота перемены мнений). Введение в гипнотическое состояние чаще осуществляется посредством вербальных методик с применением монотонных воздействий на зрительный (фиксация взгляда на блестящем предмете), слуховой (стук метронома, воспроизведение шум прибоя, дождя, тихой музыки) и кожный (пассы вдоль тела пациента с воздействием тепла) анализаторы. Далее психотерапевт поддерживает гипнотическое состояние и проводит внушение трех видов: общее, центрированное на симптом, мотивированное. При общем внушении используются настрои на улучшение самочувствия («С каждым днем Вы будете чувствовать себя лучше и лучше во всех отношениях … Вы будете становиться все более спокойным и уверенным в себе… Пришла пора выздоравливать»). Внушение, центрированное на симптом, содержит формулы конкретных позитивных изменений (например, при заикании: «Запинки и задержки из Вашей речи постепенно исчезнут…»). Мотивированное внушение подразумевает обоснование позитивных сдвигов («Любую вредную привычку можно устранить … Я помогу Вам избавиться от страха… Для достижения успеха Вы должны четко и добросовестно выполнять мои рекомендации…»). Вывод из гипнотического состояния (дегипнотизация) осуществляется с помощью постепенно усиливающегося внушения состояний бодрости, прилива сил и энергии на счет от одного до пяти с окончательной формулой: «Пять … Вы полностью проснулись! Сеанс окончен!»



М. Эриксон – основатель направления психотерапии, впоследствии названного «эриксоновским гипнозом» и ставшего одним из наиболее популярных. Используемые этим знаменитым психотерапевтом приемы внушения, основанные на искусственной расплывчатости выражений, позволяют коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к любым переживаниям слушателя и проводить терапевтическое ведение (коррекцию, направляемую специалистом). Так, может применяться прием связывания , предполагающий имитацию причинно-следственной связи очевидного и внушаемого факта с помощью средств языка, например: «В то время как Вы слушаете звук моего голоса, Вы начинаете расслабляться», прием смысловой неопределенности внушаемого содержания: «Этому легко научиться» (не указывается, чему именно), «Я знаю, что Вы любопытны» (не указано, к чему проявляется любопытство), прием скрытой команды : «Ты можешь устроиться поудобнее и начать расслабляться», скрытого вопроса : «Меня удивляет то, что Вы испытываете тягу к алкоголю». Эффективны также прием оценочных суждений , подразумевающий оценку внушаемого факта как очевидного: «Хорошо, что Вы так быстро достигли успеха!», прием предписания осознания , подводящий к тому, что собеседник может просто не осознавать якобы очевидный факт: «Понимаете ли Вы, что Ваше подсознание уже начало учиться?». В коррекционной практике успешно используется прием пресубпозиции – предварительного предположения , создающий видимость альтернативы, но содержащий предварительно заданное содержание, которое не меняется в случае любого выбора: «Я не знаю, какая рука у Вас начнет расслабляться первой» (предполагается, что расслабление произойдет), «Я хотел бы с Вами кое-что обсудить, прежде чем Вы закончите свою работу» (предполагается, что клиент закончит работу).

Известна техника гипнотического рассеивания, разработанная Милтоном Эриксоном, с помощью которой ему удавалось, например, снимать тяжелейшие боли у онкологических больных или лечить энурез, воздействуя на подсознание клиента. В словесную ткань беседы с больным фрагментарно включались многочисленные терапевтические формулы (например, с больным, который увлекался растениеводством, психотерапевт разговаривал о выращивании томатов, вкрапляя в беседу слова типа: «плод, который принесет удовлетворение », «ты можешь действительно почувствовать себя счастливым , глядя на семечко помидора» и т.д., внушая клиенту состояния удовлетворения, расслабления и комфорта).

Многофункциональна используемая М. Эриксоном техника терапевтических историй – рассказов о бывших клиентах, о случаях из своей жизни, стимулирующих поиск аналогий слушателями и имеющих коррекционное влияние. Терапевтические истории имеют разнообразное функциональное назначение: используются как иллюстративный материал, подтверждающий возможность позитивных изменений, стимулируют ассоциации клиента, усиливают мотивацию изменений, уменьшают сопротивление клиента, помогают порождению новых идей, переосмыслению проблемы, представляют позитивные эталоны отношений.

Информирующие методы психотерапии (дидактические, дискуссионные)

Информирующие дидактические методы применяются в т.н. рациональной психотерапии, предполагающей воздействие на пациента посредством логического убеждения. Иногда убеждение выступает основным методом лечебного воздействия, например, используется для исправления заблуждения человека относительно природы имеющихся у него болезненных явлений. Основой дидактических методов является демонстрация ошибочной логики пациента и опровержение ложных выводов. Так, имея фрагментарную и неопределенную информацию о раке, туберкулезе, сифилисе и др. серьезных болезнях больной приходит к ложным выводам, создает собственные теории профилактики заражения, практическое осуществление которых приводит к дезадаптации. Рациональная психотерапия включает убеждение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, применение дидактических и риторических приемов. Рациональная психотерапия может проводиться с помощью ознакомления пациента с определенными аргументами при изучении специальной литературы, причем психолог (при необходимости) поправляет суждения пациента при извращении понимания истинного смысла прочитанного. Она может проводиться в форме диалога психотерапевта с пациентом, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует логические ошибки пациента, разъясняет причины его проблем, трудностей, болезненных состояний, устраняет неопределенность представлений о проблеме. Дидактические методы психотерапии направлены на коррекцию неопределенности, противоречивости, непоследовательности и бездоказательности в суждениях и выводах клиента. При использовании дидактических методов психотерапевт следует известным дидактическим принципам сознательности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Так, наглядность в рациональной психотерапии достигается демонстрацией клиенту всевозможных пособий, рисунков, графиков, таблиц, примеров из жизни. Принцип доступности исключает обилие специальных терминов в речи психотерапевта, малоупотребительных в обыденном языке слов («гиперопека», «неадекватное представление»), апелляцию к неизвестным клиенту закономерностям. Как и в педагогике, в психотерапии практикуются «домашние задания», в которых клиенту рекомендуется проработать материал проведенной беседы по предложенному плану. Дидактическими методами психотерапии являются информирование, убеждение и переубеждение, интерпретация прошлого и настоящего клиента, постановка заданий, которые должен выполнять клиент.

Дискуссионные информирующие методы реализуются в форме индивидуальной дискуссии психотерапевта и клиента или групповой дискуссии (при групповой психотерапии). Групповая дискуссия как – это совместное обсуждение участниками психотерапевтической группы спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки членов группы в процессе непосредственного общения, а также изменить их. Ведущий или кто-то из участников группы предлагает обсудить актуальный вопрос, волнующий участников (например, касающийся значимой для определенного возраста жизненной проблемы, отношений между участниками группы и др.); участники в заданном порядке (например, по кругу, по желанию) высказывают свои позиции. Высказанные мнения, степень активности и эмоциональности выступающих влияют на понимание проблемы другими участниками, являются факторами психотерапии. В ходе дискуссии корригирующими механизмами выступают убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. В процессе групповой дискуссии могут преследоваться следующие цели: 1. Предоставление для участников коррекционной группы возможности разностороннего анализа проблемы. 2. Групповая рефлексия разных аспектов проблемы через анализ индивидуальных переживаний. 3. Уменьшения сопротивления членов группы участию в дальнейшей работе. 4. Усиление сплоченности группы. 5. Облегчение самораскрытия участников. 6. Актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости путем открытых высказываний. 7. Предоставление возможности для участников проявить компетентность и удовлетворить потребности в признании, уважении, самоутверждении. По степени регламентации процедуры дискуссии со стороны ведущего выделяют структурированную и неструктурированную формы групповой дискуссии. При структурированнойформе ведущим задается тема обсуждения, регламентируется порядок проведения дискуссии. При неструктурированной форме ведущий пассивен, тему выбирают участники группы, время и порядок проведения дискуссии формально не ограничивается. По содержанию дискуссии бывают тематические, биографические и интеракционные. Тематическая дискуссия предполагает обсуждение значимых для участников группы проблем (например, качества идеального супруга, возможности трудоустройства и т.д.), биографическая – направлена на анализ прошлого опыта членов коррекционной группы, интеракционная – на рефлексию структуры и содержания взаимоотношений между участниками группы.

Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)

Активизирующие методы психотерапии выполняют настроечную функцию, способствуют преодолению состояний депрессии, апатии, безразличия, в групповой психотерапии они содействуют сплочению группы, стимулируют более интенсивное взаимодействие между участниками. Кроме того, активизирующие методы часто связаны с решением задач телесно-ориентированной психотерапии и дают коррекционный эффект. К данной группе методов можно отнести многие психогимнастические техники. Психогимнастика – одна из форм психотерапии (главным образом – групповой), при которой основным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики. Психогимнастические упражнения способствуют уменьшению напряжения, сокращению эмоциональной дистанции между участниками терапевтической группы, вырабатывают умение выражать свои состояния и понимать чувства других без помощи слов. Одни психогимнастические упражнения активизируют внимание (повторение движений за ведущим с отставанием на одно движение, передача движения по кругу, зеркальное повторение движений партнера), другие активизируют взаимодействие участников («разговор через стекло» – помощью жестов, изображение и опознание чувств, обращение на себя внимания участников группы), третьи активизируют поиск путей решения проблемы (символическое «преодоление трудностей», изображаемых каким-либо предметом, поведение по отношению к «запретному плоду», также символизируемому предметом и др.).

Музыкальные активизирующие методы входят в арсенал музыкотерапии, регулирующей психовегетативные процессы, эмоциональные состояния, способствующие повышению социальной активности пациентов. Существуют «лечебные каталоги» музыки с выделением произведений с активизирующим и седативным действием (например, активизирующим действием обладает «Танец с саблями»), однако, нужно учитывать, что степень и направленность лечебного воздействия музыки опосредована многими переменными клинического, психологического, социально-психологического порядка и может сильно варьировать. В ряде исследований отмечается разнонаправленный эффект уровня психической активности и самочувствия при прослушивании одной и той же музыки. Наряду с рецептивной музыкотерапией (прослушивание и обсуждение эффекта) применяются метода активной музыкотерапии (вокалотерапия, в т.ч. – хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки).

Методы танцевальной терапии используются для преодоления эмоциональных расстройств, нарушений общения, межличностного взаимодействия. Основные задачи танцевальной терапии – осуществление спонтанных движений, побуждение к свободе и выразительности движений, развитие подвижности, укрепление физических и душевных сил. Танцевальная терапия способствует осознание клиентом собственного тела и возможностей его использования, выработке позитивного образа тела, развитию социальных навыков. Динамика танцевальных движений оценивается по параметрам пространства (прямое, многофокусное), силы (мощность, легкость), времени (быстрота, плавность), течения (свобода, ограниченность). Танцевальные движения могут быть структурированными или спонтанными. Танцевальная терапия используется в качестве самостоятельного или вспомогательного метода коррекции (в сочетании с другими методами) в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для преодоления зажатости, скованности, неуверенности.

Двигательные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, многообразны, в их числе – упражнение «велосипед» в сочетании с глубоким дыханием, имитация протестующих движений (например, брыкание) в сопровождении протестующих выкриков («нет!», «не буду!»), удары по матрасу или стулу, выражающие отрицательные эмоции, борьба и другие виды физических контактов с участниками группы, сопротивление участников группы попытке встать или продвинуться в определенном направлении. Для снятия избыточного напряжения могут использоваться массаж, похлопывание по напряженным местам, волевое сбрасывание напряжения клиентом под наблюдением ведущего.

Техники гармонизации движений направлены на поиск оптимальной системы движений, отличающихся легкостью, плавностью, гибкостью, грацией, соблюдением нормы мышечного напряжения (отсутствие как излишнего напряжения, так и разболтанности, расхлябанности, вялости). В числе таких техник – отработка вставания (клиента просят встать бесшумно, затем – бесшумно и легко, наконец – бесшумно, легко и радостно, демонстрируя «мышечную радость»). Подобным образом корректируется походка, которая должна быть легкой, гибкой, не разболтанной, оптимально презентующей достоинства личности. Возможно специальное введение системы движений (например, имитация полета, плавания) и отработка их гармоничного выполнения

Психодраматические методы и техники (пантомимические, импровизационные, ситуационные, игроролевые)

Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Психодраматические методы используются в групповой психотерапии. К психодраматическим относят, в частности, пантомимические техники, предполагающие невербальное отражение реакций, разыгрывание ситуаций без слов; импровизационные техники инсценировки возможных или желаемых состояний, сюжетов развития событий; ситуационные техники реагирования на события в психотерапевтической группе. Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. В основе психодраматических техник лежат игроролевые методы психотерапии, предполагающие игровое моделирование возникающих у клиента психологических проблем, трудностей, ситуаций, требующих коррекции состояния и поведения. Игроролевые методы подразумевают условность моделируемых жизненных ситуаций, возможность их варьирования и многократного повторения в разных вариантах до получения терапевтического эффекта. В игре могут быть введены правила, регулирующие поведение клиента в оптимальном для получения результата режиме. Разыгрываемые ситуации могут быть отсняты на видеопленку для последующего обсуждения. После выполнения игр и упражнений в группе проводится обсуждение их результатов, возникших у членов группы переживаний и мнений.

Игроролевые методы психотерапии подразделяются по форме на ситуационно-ролевые (разыгрывание ситуаций повседневного общения), имитационные (подражание персонажам, животным), творческие (построение и разыгрывание сюжетов, создаваемых участниками группы), деловые (воссоздающие законченный элемент профессиональной деятельности). Цели использования игровых методов в психотерапии: 1. Преодоление скованности, безболезненное снятие психологических защит. 2. Диагностика и самодиагностика клиента. Игра как инструмент диагностики и самодиагностики позволяет мягко, ненавязчиво обнаружить психологические проблемы, которые клиенту легче принять, поскольку ситуация их обнаружения условна, не является реальной жизненной ситуацией.

3. Стимулирование искренности и открытости участников игры. (в силу психологической связи игры с детством).4. Интенсификация обучения клиента. В игре, имеющей высокую процессуальную мотивацию, происходит обучение новым коммуникативным умениям, отрабатываются и закрепляются его поведенческие навыки. 5. Обнаружение и раскрытие творческого потенциала клиента (в игре высок удельный вес креативного компонента).

Игровая психзотерапия может быть направленной и ненаправленной. Направленная, или директивная, игровая психотерапия предполагает активное участие ведущего на этапах определения сюжета игры, разыгрывания ситуаций (регуляция поведения участников), варьирования игрового действия в терапевтических целях, анализа действий участников. Ненаправленная, или недирективная, игровая терапия подразумевает стихийное развитие игрового сюжета, свободное самовыражение участников в игре, расширение репертуара самовыражения, саморегуляцию поведения участников. В числе целей ненаправленной игровой терапии – сублимация подавляемых бессознательных импульсов, эмоциональный катарсис, свободная вербализация чувств и переживаний, инсайт – более глубокое понимание себя и других. В директивной психотерапии основные инструменты влияния на участников – определение роли и ролевых предписаний, интерпретация действий. В недирективной терапии определяющее влияние оказывает техника зеркального отражения, объективирование мыслей и чувств клиентов.

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры – методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание «погружения» мы находим у Р.М.Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что «внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта». Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».

Поскольку эти принципы взяты Р.М.Грановской у Г.К.Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.

«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспицифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит: а) торжественность; б) авторитет преподавателя и доверие к нему; в) успех товарищей по группе; г) удобство расположения обучаемых. При описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регулировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.

Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.

В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление работоспособности быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Гипноз и аутогенная тренировка зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

И именно в этих ситуация могут помочь суггестивные методы

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе США в 1901 году. Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Именно это состояние в последствии назовут “эриксонианским гипнозом”. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время начинают доминировать в современной психотерапии.

Эриксон имел возможность изобретать и творить, поскольку он с необходимостью находился в иных состояниях, нежели нормальные люди. Эриксон от рождения был лишен цветоощущения. Он не различал звуки по их высоте и не был в состоянии воспроизвести мелодию. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. В возрасте 51 года он снова перенес приступ полиомиелита, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные боли, он был частично парализован. У него были парализованы язык и правая рука.

Как иногда бывает у сильных духом людей, эти ограничения наоборот подстегнули творческий потенциал Эриксона. Он научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый человек.

Если другим названием гипнотического транса является термин измененное состояние сознания, т.е. не такое как обычно, то ввести человека в транс для Эриксона не составляло труда. Он просто мог описывать пациенту свои восприятия реальности. Пациент, пытаясь понять его, пробовал так же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние сознания изменялось. Он впадал в гипнотический транс.

В студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы А. Р. Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Все полученные знания он проверял на практике, стараясь создать нечто более совершенное из того, что уже есть. В 1936 году он написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Примерная суть этого теста такова. Человек будет давать ассоциативную связь на любое стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Причем сам этого он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот” испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания своего языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

Результатом работы Эриксона стало создание такой методики гипнотизирования, которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только около 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизер подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизер и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод “аналоговых меток” - во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приемы он мог использовать одновременно.

Суггестия в психологии и психотерапии – это метод терапевтического внушения человеку, воздействие на его психику без осознания им этого процесса. Такое влияние на психику затрагивает эмоции, впечатления, бессознательную сферу. Оно делает возможным лечение фобий, разных видов депрессий и неврозов в обход сознательного контроля пациента и его защитных реакций, например, рационализации. Суггестия используется в медицинской и психологической практике, также ею овладевают и с корыстными целями.

Внушение может оказываться извне, а также люди в некоторых случаях могут использовать самовнушение. Например, когда человек стоит перед кабинетом разозлившегося начальника, он успокаивает себя, настраивая на лучшее – это один из вариантов самовнушения. Но не все одинаково реагируют на внушение.

Невозможно просто навязать человеку какое-либо утверждение, не подготовив его к принятию этого утверждения. Существует группа людей, которые легко могут подвергаться суггестии и принимать оказываемое влияние.

Пациентов, не относящихся к вышеуказанным группам, также можно подготовить к внушению. Суггестия бывает успешной, если соблюдены некоторые правила:

Использование внушения в психотерапии

У человека, испытывающего панический страх, страдает эмоциональная сфера. При депрессии нарушения этой сферы также выходят на первый план. Это либо заторможенность, ступор, бедность эмоций, либо чрезмерная раздражительность, нервная активность, бессонница.

Применяют суггестию с терапевтической целью для воздействия на психоэмоциональную и психосоматическую сферу пациента. Она помогает сформировать адекватное отношение к высказанной проблеме, готовность к ее решению и коррекции поведения.

Также суггестия применяется при использовании медикаментозного или психотерапевтического эффекта «плацебо», когда человек принимает простые витамины как дорогостоящее эффективное средство от депрессии, невроза, или верит в конкретное ритуальное действие, как единственное решение его проблемы.

Суггестия применяется для избавления от вредных привычек, улучшения физического здоровья, когда психологические проблемы повлекли соматические нарушения.

Внушение активно используется шарлатанами, которые обладают сильной харизмой и знают некоторые особенности психики, как у человека вызвать сужение сознания для влияния на него.

Терапия внушения

Суггестия может использоваться как косвенный метод консультации психолога, где на первый план выходят другие техники. Но может использоваться как основная техника во время приема специалиста – суггестивная психотерапия. Она отличается тем, что суггестия применяется для провоцирования пациента что-то изменять в своей жизни.

Консультация в ракурсе суггестивной психотерапии имеет следующую структуру:

Техники внушения

В психотерапии для лечения фобий, неврозов и депрессии используется несколько техник внушения.

Гипнотическое внушение

Осуществляется только после введения человека в измененное состояние – гипноз. Во время гипнотического сна критическое осмысление информации у человека отсутствует, все команды психотерапевта следуют в подсознание, оказывая влияние на поведение человека, его эмоции и здоровье. Суггестия в этом случае осуществляется директивными или недирективными утверждениями (Эриксоновский гипноз).

Нейролингвистическое программирование относится к вербальному внушению. Оно производится с помощью слов-якорей, которые отражают состояние человека.

Призвание суггестии с использованием этой техники — изменять мышление и поведение человека в довольно короткие сроки. Ее также называют манипулятивной психологией.

Психоактивные тексты

Построение суггестии в них происходит на механизме введения человека в транс. Используются повторяющиеся слова, побуждающие человека к конкретному действию. Здесь внушение проводится косвенно, так как намерения суггестора не понятны человеку.

Невербальное влияние на поведение и мышление

Что касается невербальной суггестии, то она осуществляется без слов, но она достаточно эффективна. При помощи определенной интонации, жестов, манипуляций цветовыми гаммами или тембром голоса врач может побудить человека к изменению мышления или поведения.

Большое значение имеют паузы в использовании внушения на приеме у психотерапевта. В состоянии депрессии человек может заполнить их некоторыми решениями для себя, также выделить основной посыл специалиста.

Маркирование

Невербальное выделение основной фразы для внушения. В потоке слов, даже во время обычного разговора, специалист выделяет основную фразу паузами, интонацией, скоростью речи. Эта фраза-посыл к действию может подкрепляться жестикуляцией или манипуляцией с предметами. Эффект увеличивается, если подобное действие повторяется несколько раз.

Внушение во сне

Происходит в первые 15-40 минут после того, как человек заснул или утром за 1,5-2 часа до пробуждения. Эффективность суггестии достигается, если произойдет «подстройка» под спящего: сесть у изголовья, дотронуться до пальца человека, чтобы не разбудить его, можно положить руку на лоб. Проверить контакт можно, ускоряя или замедляя основную фразу. Если в это время меняется темп дыхания человека, значит, он восприимчив к внушению в этот момент.

Самостоятельное внушение

Самовнушение проводится с , когда человек сам себя готовит к трансовому состоянию. Также используется медитация или йога для расслабления мышц и регуляции физического состояния организма. Пациент сам может выбрать время для проведения самовнушения и место.

Под суггестией понимают эффективный метод влияния на поведение и мышление человека. Это манипулятивное средство, которое должно использоваться для лечения психики человека и улучшения его физического самочувствия. Но такое воздействие должен осуществлять только высококвалифицированный психолог, психотерапевт или психиатр, чтобы не навредить пациенту.

Недавно мне пришлось проводить мастер-класс на Зональном Научно-практическом Семинаре » Работа психолога образовательного учреждения с педагогическим коллективом».

Тема моего выступления «Опыт использования суггестивных методов работы для восстановления ресурсного состояния педагогов», выбрана была не случайно. Так сложилось, что суггестивными техниками я занимаюсь уже почти 15 лет из которых больше 7 лет это была ежедневная работа с пациентами Подмосковного санатория им.Горького.Сегодня с педагогами школы, где работаю, я практикую не чаще одного раза в неделю, но эффективность этой работы однозначна и подтверждена временем и педагогами…

Время моего выступления было ограничено получасом и это вынудило меня сократить теоретическую часть до минимума. Хотелось дать возможность участникам МК вкусить прелесть альфа-состояния и получить ресурс.

Но без теории вряд ли возможно уверенно использовать эти методы, поэтому решила выложить здесь краткую версию моего доклада.

Итак, суггестивная терапия — это форма психотерапии. Суггестия от лат. suggestio — внушение.

Суггестивная терапия объединяет группу методов для устранения телесных и психических нарушений. Этот лечебный эффект достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны быть только в позитивной форме — не допускается использование отрицательных языковых конструкций (правильная формулировка — «курение безразлично», но не «курить больше не хочется»).

Суггестивная терапия наиболее эффективна при нарушениях концентрации, памяти, сна, обучения, а также при фобических страхах, скованности, тиках, мигрени. В психологической практике внушение адресуются самому себе.

Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Суггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания.

Хотелось бы остановиться на этом удивительном состоянии, секретах работы мозга и современном взгляде на проблему воспитания в этом свете.

Человеческий разум не останавливается ни на секунду. Но обыкновенный человек использует не более 2% потенциала своего разума. Оказалось, что выдающиеся люди стали выдающимися просто благодаря тому, что научились более полно использовать ресурсы своего разума.

Мозг излучает электромагнитные волны очень малой интенсивности. Частота этих импульсов зависит от эмоций и настроения. Диапазон этих электромагнитных волн составляет от 0,5 Гц до 30 Гц.

Чем сильнее эмоция, тем выше частота электромагнитных колебаний в мозге и тем меньше задействован разум.

Именно поэтому, когда мы сильно волнуемся и нервничаем мы совершаем массу ошибок, о которых потом жалеем.

Обычные люди находятся в сознательном состоянии начиная с 21 Гц и выше. А вот во время медитации или с помощью суггестивных методов можно снизить частоту электромагнитных волн и расширить диапазон сознательности. Чем более глубокие уровни сознания на которых остается клиент в сознательном состоянии, тем больше ресурсов мозга он сможет использовать.

Интересно, что мозг новорожденного ребенка до 2 лет работает с очень низкой частотой (до 2 Гц) Природа позаботилась о том, чтобы ребенок быстро усвоил способы выживания, культуру народа и семейные установки. Лишь к 6-7 годам мозг ребенка ускоряется до 4 Гц и эта частота работы мозга позволяет впитать социальные установки и правила выживания в Мире. В этом возрасте мир полон фантазий, сказок, волшебства которые пронизывают реальность. Ребенку трудно отделить одно от другого…

Мозг продолжает «разгоняться» и лишь к 12 годам частота электромагнитных волн достигает 12-14 Гц. Появляется осознанность…

В свете этой информации становится понятным безусловное, безоговорочное принятие всего, что слышит ребенок до 6 лет. Он находится, как бы в состоянии гипноза и воспринимает все слова взрослых БУКВАЛЬНО!

Родители часто заблуждаются, надеясь, что дети понимают их метафоры, поговорки, намеки и смешливые «обзывалки- прозвища». Все попадает в подсознание ребенка и потом влияет на жизненный сценарий этого человека. Призываю быть осторожными в словах обращенных к детям, особенно до 6 лет!

Часто нас удивляют нелогичные поступки людей. Часто мы сами поступаем нелогично, но быстренько проворным умом создаем логичную «объяснялку» этому поступку. Целебность погружения в альфа-состояние состоит именно в том, что появляется возможность встроить целебные утверждения в подсознательные программы заложенные ранее.

Итак, суггестивный метод работы с клиентами (педагогами) включает два этапа: замедлить работу мозга до альфа-уровня (14 Гц) и внушить клиентам установку на оздоровление, успокоение, повышение работоспособности, обретение стройности и уверенности в себе.

В психотерапевтической практике гипноз применяется:

1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта;

2. для усиления действия целенаправленного внушения;

3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе),

4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний).

Показаниями к применению суггестивных методов в работе с педагогами являются стрессогенность педагогической деятельности, перегрузки, конфликтные ситуации и профилактика профессионального выгорания педагогов.

Оснащенность кабинета при проведении сеансов приветствуется, но как показывает опыт, даже отсутствие музыкального сопровождения и удобных кресел, не помешает педагогам расслабиться, войти в ресурсное состояние, восстановить работоспособность, эмоциональное состояние и даже разрешить свой индивидуальный запрос.

Первые сеансы направлены на установление раппорта, т.е. установление контакта с психологом, доверия к нему для быстрого вхождения в суггестивное состояние(альфа, дельта, тетта). Далее используются установки на оздоровление, формулы саморегуляции или элементы метода словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина.

Надеюсь, что информация об особенностях работы мозга, возрастном развитии и владение суггестивными техниками поможет педагогам-психологам, работающим с педагогами в образовательных учреждениях, сохранить их работоспособность, здоровье и удовольствие от Жизни.

В той или иной степени внушение всегда участвует в любом назначении врача, так что к лечению внушением сознательно или неосознанно прибегает каждый врач. В зависимости от сопутствующего внушения иногда одно и то же лекарство, назначенное одним врачом, может вызывать положительный эффект, а назначенное другим - оказаться неэффективным. Отсюда и родился афоризм: «Важно не только, что назначено, но и кем назначено». Усиливает эффект внушения разъяснение больному механизма лечебного действия назначенного средства, заверение врача, что оно поможет. Подробно расписанный порядок приема лекарства или лечебных процедур с указанием ряда требований, которые следует при этом соблюдать (например, лекарство нужно принимать глотками за полчаса до еды, запивать стаканом горячей воды или горячего чая, мелкими глотками, …
в течение 10 минут или за полтора часа до сна) также усиливают внушающее действие процедуры. Это давно было замечено выдающими русскими клиницистами Г.А.Захарьиным и С.П.Боткиным, широко использовавшими внушение в лечебной практике. Элементы суггестии имеют место и при проведении когнитивной психотерапии: убеждение больного сочетается с использованием внушения.

В бодрствующем состоянии пациента применяют внушение прямое и косвенное.

Прямое словесное внушение (директивное, авторитарное, императивное) содержит непосредственное высказанное в категоричной форме указание, что болезненные симптомы исчезнут после внушения. Данный способ воздействия на больного может быть эффективен при конверсионных симптомах в структуре истерических расстройств (мутизме, блефароспазме, параличах, припадках). Терапевтический эффект, часто быстрый, но не стойкий, можно получить, осуществляя внушение в виде приказа: «Откройте глаза! Вы можете все хорошо видеть!» (при истерическом блефароспазме), «Вставайте и идите ко мне!» (астазия-абазия) и т.п.

Косвенное внушение заключается в том, что больному внушается особое значение какого-то фактора, после воздействия которого наступит улучшение. Так, например, больному внушается, что после определенной процедуры у него появятся движения в руке (при истерическом параличе).

К этому ряду механизмов воздействия на больного относится и плацебо-эффект . Заимствованное из латыни слово «плацебо», означающее «я понравлюсь», вошло в медицинскую практику 200 лет назад. Плацебо-эффект был открыт в результате клинического эксперимента, поставленного с целью проверки эффективности гомеопатии, которая была объектом критики со стороны ученых. Он был проведен в 1843 году. Больным давали препараты, содержащие только физиологически нейтральные вещества, не способные оказывать какого-либо реального действия на организм, но по внешнему виду и вкусу идентичные тем, действие которых хотели проверить. Результаты эксперимента оказались неожиданными: 30% испытуемых реагировало на них так, как будто им давали настоящее лекарство, у 40% - реакция была непостоянной и только на 30% испытуемых мнимые лекарства не оказывали никакого действия. С этого времени и появился метод плацебо, когда под видом особо редкого и эффективного лекарства пациенту дают нейтральное вещество, например, дистиллированную воду. Успех лечения при помощи суггестивных методов зависит, помимо отмеченных выше личностных особенностей больного, также от его установки по отношению к предлагаемому методу лечения, авторитета врача и веры в него больного.

Непрямое (косвенное) внушение широко используется врачами для опосредования различных видов терапии с целью достижения наибольшего эффекта.

К наиболее известным суггестивным методам, которые временами становились центром интереса и борьбы различных медицинских школ, относится гипнотерапия. Термин «гипноз» (от греч. hyp- nos - сон) был предложен в 1843 г. английским хирургом Джеймсом Бредом и с тех времен прочно вошел в медицинскую практику. Для вызывания гипнотического состояния имеет значение наличие у пациента гипнабельности, под которой понимают психофизиологическую способность достаточно легко поддаваться гипнозу, входить в гипнотическое состояние, т.е. изменять уровень сознания.

Со времен Бреда для вызывания гипнотического сна используют словесное внушение, иногда в сочетании с фиксацией взора на блестящем предмете или монотонными, однообразными раздражителями, воздействующими на зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.

Гипнотическое состояние - это особое состояние сознания, переходное между сном и бодрствованием, при котором между врачом и пациентом сохраняется речевая связь - раппорт (от франц. rapport- связь). Выделяют три стадии гипноза: сомнолентную, каталептическую и сомнамбулическую . В первой стадии у человека возникает сонливость, во второй - признаки каталепсии (восковая гибкость, обездвиженность, мутизм), в третьей - полная отрешенность от реальности (транс), снохождение (сомнамбулизм) и внушенные образы. Сомнамбулическая стадия в лечебных целях практически не используется.

На фоне гипнотического состояния осуществляется внушение, направленное на устранение тех или иных симптомов. Показанием для применения гипнотерапии являются истерические диссоциативные (конверсионные) расстройства, некоторые другие невротические нарушения, соматоформные расстройства, алкоголизм и наркомании. Гипнотические сеансы должны проводиться только врачами, прошедшими психотерапевтическую подготовку ввиду возможных осложнений во время сеанса и действия после внушения. К ним относятся: спонтанное вхождение в гипнотическое состояние, возбуждение во время сеанса, в том числе сексуальное, утрата раппорта между психотерапевтом и пациентом, и, как следствие - неуправляемое поведение последнего. Кроме того, может возникать психологическая зависимость от гипноза и лица, его проводящего. Некоторые пациенты психопатического склада могут прибегать к шантажному поведению в отношении врача, проводившего гипнотерапию, обвиняя его в использовании в корыстных целях их беспомощного состояния (воровство, изнасилование и т.п.). Поэтому гипнотерапия должна проводиться в присутствии третьего лица.


Top