Суггестивная психотерапия. Техники работы с клиентом с использованием суггестивных методов

Гипноз и внушение применяются в активном методе обучения с элементами релаксации, внушения и игры – методе погружения. Это система обучения, создающая у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека. Метод погружения нашёл своё применение прежде всего при обучении иностранному языку. Он обходит традиционную установку на обучение как тяжкий труд, и, используя различные формы внушения, обеспечивает возрастающую уверенность человека в собственных силах и облегчает ему переход от обучения к самообучению.

Подробное описание «погружения» мы находим у Р.М.Грановской. Под «погружением» она понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», причем под понятиями «погружение» и «суггестопедия» она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в основном опирающихся не убеждение, «метод погружения в значительной мере опирается на внушение». Следует вспомнить, что «внушение (или суггестия) - это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта». Как отмечает Р.М.Грановская результатом внушения является необычайно высокая концентрация внимания и усиление (раскрепощение) творческих способностей. «Метод погружения опирается на три принципа: удовольствие и релаксацию на занятиях, единство сознательного и подсознательного, двустороннюю связь в процессе обучения».

Поскольку эти принципы взяты Р.М.Грановской у Г.К.Лозанова, уточним их, обратившись к первоисточнику:

«Принцип «радости и ненапряженности» следует понимать до степени псевдопассивности поведения в отношении процесса обучения. Важно не внешнее поведение учащегося, когда он держится напряженно и стимулирует концентрированное внимание, а его внутренняя настройка на обучение. Радость и ненапряженность не разгружающий этап, а постоянная сущность обучения.

Принцип «единства сознавания и несознавания» требует организованного целостного участия личности как в ее сознаваемых, так и в несознаваемых функциях.

Принцип «суггестивной взаимосвязи» направляет учебный процесс к активации резервов личности. Этот принцип требует непрерывной информации о результатах обучения». Как отмечает Г.К.Лозанов, все принципы должны находится в неделимом единстве и в любой момент учебного процесса осуществляться одновременно. Реализация данных принципов осуществляется тремя группами средств: а) психологическими; б) дидактическими и в) артистическими.

«Психологические средства координируют периферические перцепции и эмоциональные стимулы, которые направлены на использование мотивационного комплекса, системы настройки, потребностей и вообще на активацию личности». Неспицифическая психическая отзывчивость обучаемых создается специальной обстановкой занятий. К ее элементам Р.М.Грановская относит: а) торжественность; б) авторитет преподавателя и доверие к нему; в) успех товарищей по группе; г) удобство расположения обучаемых. При описании «погружения» у Т.Н.Смирновой мы также находим, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества, возможного лишь в условиях максимальной доброжелательности и тактичности. Обучаемых следует разместить полукругом и обеспечить тем самым возможность визуального контакта всех учащихся группы. Хорошо, если в аудитории будет несколько источников света, чтобы преподаватель мог регулировать степень освещенности». Кроме того, эффективности обучения способствует удобство кресел, изоляция от посторонних звуков.

Что касается авторитета преподавателя, то его наличие является обязательным условием успешного применения суггестопедии, без него невозможно внушение. «Там, где имеет место доверие, не всегда необходимы доказательства. Вера учеников в знания и педагогическое мастерство способствует росту их уверенности в усвоении учебного материала, что в свою очередь, весьма благоприятно сказывается на общем подъеме их умственной работоспособности и познавательной деятельности». «Авторитет создает ожидание и более высокую информационную стоимость суггестивных воздействий». При этом следует заметить, что опора должна делаться на авторитет стимулирующий, а не угнетающий и ограничивающий.

В настоящее время суггестивные методы применяются и в спорте. С помощью внушённого сна-отдыха происходит восстановление работоспособности быстрее, чем с помощью отдыха в состоянии бодрствования. Гипноз и аутогенная тренировка зарекомендовали себя как эффективное средство ликвидации неблагоприятных предстартовых состояний. Внушённый сон-отдых рекомендуется как действенное средство психопрофилактики нервно-психического напряжения при целом ряде психических состояний спортсменов.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема страхов у учащихся младших классов достаточно актуальна в настоящее время. Проблема страхов мало используется и в практике школы. Ведь, именно с поступлением в школу связанно возникновение страхов у детей. Поэтому, будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Психологи выделяют два способа преодоления тревожности у детей.

Выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

Укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном росте» человека.

И именно в этих ситуация могут помочь суггестивные методы

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе США в 1901 году. Всю свою жизнь Милтон Эриксон практиковал состояние транса. Именно это состояние в последствии назовут “эриксонианским гипнозом”. Идеи, методы и техники, созданные Эриксоном, в настоящее время начинают доминировать в современной психотерапии.

Эриксон имел возможность изобретать и творить, поскольку он с необходимостью находился в иных состояниях, нежели нормальные люди. Эриксон от рождения был лишен цветоощущения. Он не различал звуки по их высоте и не был в состоянии воспроизвести мелодию. В детстве он страдал от дизлексии (нарушение процесса чтения). В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и выздоровел полностью благодаря единственно лишь разработанной им самим программе реабилитации. В возрасте 51 года он снова перенес приступ полиомиелита, и на этот раз ему удалось выздороветь лишь частично. Последние 10 лет жизни он был прикован к инвалидному креслу, его мучили постоянные боли, он был частично парализован. У него были парализованы язык и правая рука.

Как иногда бывает у сильных духом людей, эти ограничения наоборот подстегнули творческий потенциал Эриксона. Он научился использовать возможности и реализовывать потенциальные способности, которыми обладает каждый человек.

Если другим названием гипнотического транса является термин измененное состояние сознания, т.е. не такое как обычно, то ввести человека в транс для Эриксона не составляло труда. Он просто мог описывать пациенту свои восприятия реальности. Пациент, пытаясь понять его, пробовал так же воспринимать окружающие и, естественно, его состояние сознания изменялось. Он впадал в гипнотический транс.

В студенческие годы Милтон Эриксон тщательно изучил работы А. Р. Лурия, посвященные гипнозу и тесту словесных ассоциаций. Все полученные знания он проверял на практике, стараясь создать нечто более совершенное из того, что уже есть. В 1936 году он написал статью, в которой изложил результаты своего эксперимента с тестом словесных ассоциаций. Примерная суть этого теста такова. Человек будет давать ассоциативную связь на любое стимульное слово теми словами, которые описывают его проблему. Причем сам этого он осознавать не будет. В данном случае на стимульное слово “живот” испытуемая дала такие слова: большой, беспокойство, младенец, бояться, операция, болезнь, забыто. И это была информация о ее нежелательной беременности, которую она не помнила. Используя некоторую обратную логику, Эриксон понял, что психотерапевт мог бы обратить весь процесс и послать замаскированное сообщение клиенту в виде рассказа. Именно тогда у него возникла идея создания своего языка гипноза, в котором внушение проводится мягко, без насилия минуя сознание пациента. Составляющими этого гипнотического языка является поэтичность, образность, разноплановость подаваемой информации для сознания и подсознания, бережность и уважение желаний пациента.

Результатом работы Эриксона стало создание такой методики гипнотизирования, которой практически не бывает сопротивления со стороны пациентов. Говоря житейским языком, гипнозу поддаются все. В традиционных гипнотических школах считается, что гипнозу поддаются только около 17% людей. Эриксон ушел от традиционного директивного внушения, где гипнотизер подавляет. Он создал систему, в которой гипнотизер и пациент идут вместе по пути развития транса. Используя способность человека улавливать малейшие, не замечаемые сознанием, отклонения в голосе, позе собеседника он создал метод “аналоговых меток” - во время обыкновенной беседы с больным он незаметно для сознания пациента посылал ему установки о выздоровлении. Так же он использовал метафоры, передовые, по тем временам, разработки физиолога Павлова в области прямого обуславливания и многое другое. И все эти приемы он мог использовать одновременно.

Суггестивные методы и техники психотерапии.

Психотерапевтом преднамеренно используются как отдельные приемы внушения (свидетельства, апелляции, связывания, смысловой неопределенности, пресубпозиции, предписания осознания и др.), так и целостные техники суггестивного (внушающего) воздействия (гипноз, самогипноз, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием и др.). Общими условиями эффективности при использовании суггестивных приемов и техник являются: 1. установление отношений, благоприятствующих внушению (субординация, доверие, авторитетность психолога); 2. адекватный способ конструирования формулы внушения (адресность, краткость, императивность); 3. учет возрастных особенностей, индивидуальных качеств и состояния клиента на момент внушения; 4. соответствие внушаемого содержания коррекционным задачам; 5. управление своими эмоциями со стороны суггестора, подбор точной формы для выражения своих чувств. Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) как метод лечебного самовнушения была впервые предложена Дж. Шульцем в 1932 г. для лечения неврозов, в нашей стране метод стал активно применяться в 60-х-70-х годах ХХ века. В основе метода аутогенной тренировки (АТ) лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущений тяжести, тела и холода, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой производится самовнушение с помощью специально разработанных формул. Эти формулы учитывают жалобы больного и симптоматику болезни. Методика АТ предполагает также применение дыхательных упражнений в успокаивающем и мобилизующем вариантах, обучение приемам концентрации внимания и самоконтроля состояния, сочетание транквилизирующих и мобилизующих приемов саморегуляции. Лечебная эффективность АТ объясняется действием релаксации, сенсорной репродукцией состояний, связанных с позитивным самочувствием, влиянием самовнушения и самоубеждения, уменьшающих эмоционально-вегетативную возбудимость и ослабляющих функциональные проявления. В отдельных модификациях АТ усиливается значение приемов саморегуляции состояния, применяются расширенные формулы спокойствия, используются методы письменной фиксации ощущений (ведение дневника), биологической обратной связи (пациент получает задание снижать силу тока, фиксируемую электромиограммой, изменять флуктуации альфа-ритма на ЭЭГ, изменять температуру участков кожи и т.д.).

Метод СОЭВУС, разработанный Г.Н. Сытиным в 1944 году и впоследствии прошедший успешную апробацию в клинике соматических и нервно-психических расстройств, в психокоррекции, реализуется через действие исцеляющих и регулирующих состояние человека психотерапевтических «настроев» - текстов, содержащих эмоционально окрашенные и императивно сформулированные положительные утверждения об энергичном и благополучном состоянии клиента. Например, пессимизм по поводу наблюдаемых женщиной процессов увядания преодолевается с помощью настроя, содержащего, в частности, такие слова: «Вновь родившаяся, новая, бурно-бурно развивающаяся новорожденная жизнь вливается в мое лицо…». Для женщин, проявляющих неуверенность в своей внешней привлекательности, разработан настрой на женскую красоту, включающий такие фрагменты: «Иду – птицей на крыльях лечу, ярко чувствую свои молодые силы … Неприступный замок женского превосходства светится в моих глазах, царственная гордость светится в моих глазах, царственное величие светится в моих глазах, торжествующая сила молодости светится в моих глазах …». В процессе коррекции клиент должен усваивать представление о себе, как о человеке, обладающем желательными ему качествами, которые он у себя развивает. При составлении настроев автор использовал яркие метафоры, эмоциональные обороты речи, актуализировал образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, которые усиливают положительные чувства (радость жизни и др.), стимулируют волевые усилия клиента в целях управления состоянием.

Гипносуггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания. В психотерапевтической практике гипноз применяется: 1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта; 2. для усиления действия целенаправленного внушения; 3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе), 4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний). Показаниями к применению гипнотерапии являются неврозы и неврозоподобные состояния, психосоматические заболевания, нарушения поведения (непсихотического генеза), патологические привычки, наркомании и токсикомании, болевой синдром. Гипноз противопоказан при острых инфекционных и соматических заболеваниях, асоциальных установках, психотических расстройствах с бредообразованием и депрессией (угроза суицида), истероидной психопатии, отрицательном отношении к гипнозу. Перед сеансом гипноза обычно проводятся пробы на внушаемость. Проба с падением руки заключается в том, что по команде пациент поднимает и опускает руку; при достаточной внушаемости рука свободно падает вниз. Проба со сведением пальцев предполагает сближение пациентом указательных пальцев на 5-10 см при согнутых в локтях руках, инструкция предписывает сделать глубокий вдох, как только пальцы сойдутся друг с другом; внушаемый пациент сводит пальцы и делает глубокий вдох, невнушаемый спрашивает, нужно ли сводить пальцы. Проба с идентификацией запахов заключается в определении названия жидкости в трех пробирках, наполненных водой, или в выборе пробирки с пахучей жидкостью (внушаемый пациент указывает на одну из пробирок). О степени внушаемости психотерапевт судит также по данным анамнеза и клинического общения (у внушаемых отмечается некритическое усвоение внешней информации, несамостоятельность суждений, легкая подчиняемость окружающим, частота перемены мнений). Введение в гипнотическое состояние чаще осуществляется посредством вербальных методик с применением монотонных воздействий на зрительный (фиксация взгляда на блестящем предмете), слуховой (стук метронома, воспроизведение шум прибоя, дождя, тихой музыки) и кожный (пассы вдоль тела пациента с воздействием тепла) анализаторы. Далее психотерапевт поддерживает гипнотическое состояние и проводит внушение трех видов: общее, центрированное на симптом, мотивированное. При общем внушении используются настрои на улучшение самочувствия («С каждым днем Вы будете чувствовать себя лучше и лучше во всех отношениях … Вы будете становиться все более спокойным и уверенным в себе… Пришла пора выздоравливать»). Внушение, центрированное на симптом, содержит формулы конкретных позитивных изменений (например, при заикании: «Запинки и задержки из Вашей речи постепенно исчезнут…»). Мотивированное внушение подразумевает обоснование позитивных сдвигов («Любую вредную привычку можно устранить … Я помогу Вам избавиться от страха… Для достижения успеха Вы должны четко и добросовестно выполнять мои рекомендации…»). Вывод из гипнотического состояния (дегипнотизация) осуществляется с помощью постепенно усиливающегося внушения состояний бодрости, прилива сил и энергии на счет от одного до пяти с окончательной формулой: «Пять … Вы полностью проснулись! Сеанс окончен!»



М. Эриксон – основатель направления психотерапии, впоследствии названного «эриксоновским гипнозом» и ставшего одним из наиболее популярных. Используемые этим знаменитым психотерапевтом приемы внушения, основанные на искусственной расплывчатости выражений, позволяют коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к любым переживаниям слушателя и проводить терапевтическое ведение (коррекцию, направляемую специалистом). Так, может применяться прием связывания , предполагающий имитацию причинно-следственной связи очевидного и внушаемого факта с помощью средств языка, например: «В то время как Вы слушаете звук моего голоса, Вы начинаете расслабляться», прием смысловой неопределенности внушаемого содержания: «Этому легко научиться» (не указывается, чему именно), «Я знаю, что Вы любопытны» (не указано, к чему проявляется любопытство), прием скрытой команды : «Ты можешь устроиться поудобнее и начать расслабляться», скрытого вопроса : «Меня удивляет то, что Вы испытываете тягу к алкоголю». Эффективны также прием оценочных суждений , подразумевающий оценку внушаемого факта как очевидного: «Хорошо, что Вы так быстро достигли успеха!», прием предписания осознания , подводящий к тому, что собеседник может просто не осознавать якобы очевидный факт: «Понимаете ли Вы, что Ваше подсознание уже начало учиться?». В коррекционной практике успешно используется прием пресубпозиции – предварительного предположения , создающий видимость альтернативы, но содержащий предварительно заданное содержание, которое не меняется в случае любого выбора: «Я не знаю, какая рука у Вас начнет расслабляться первой» (предполагается, что расслабление произойдет), «Я хотел бы с Вами кое-что обсудить, прежде чем Вы закончите свою работу» (предполагается, что клиент закончит работу).

Известна техника гипнотического рассеивания, разработанная Милтоном Эриксоном, с помощью которой ему удавалось, например, снимать тяжелейшие боли у онкологических больных или лечить энурез, воздействуя на подсознание клиента. В словесную ткань беседы с больным фрагментарно включались многочисленные терапевтические формулы (например, с больным, который увлекался растениеводством, психотерапевт разговаривал о выращивании томатов, вкрапляя в беседу слова типа: «плод, который принесет удовлетворение », «ты можешь действительно почувствовать себя счастливым , глядя на семечко помидора» и т.д., внушая клиенту состояния удовлетворения, расслабления и комфорта).

Многофункциональна используемая М. Эриксоном техника терапевтических историй – рассказов о бывших клиентах, о случаях из своей жизни, стимулирующих поиск аналогий слушателями и имеющих коррекционное влияние. Терапевтические истории имеют разнообразное функциональное назначение: используются как иллюстративный материал, подтверждающий возможность позитивных изменений, стимулируют ассоциации клиента, усиливают мотивацию изменений, уменьшают сопротивление клиента, помогают порождению новых идей, переосмыслению проблемы, представляют позитивные эталоны отношений.

Информирующие методы психотерапии (дидактические, дискуссионные)

Информирующие дидактические методы применяются в т.н. рациональной психотерапии, предполагающей воздействие на пациента посредством логического убеждения. Иногда убеждение выступает основным методом лечебного воздействия, например, используется для исправления заблуждения человека относительно природы имеющихся у него болезненных явлений. Основой дидактических методов является демонстрация ошибочной логики пациента и опровержение ложных выводов. Так, имея фрагментарную и неопределенную информацию о раке, туберкулезе, сифилисе и др. серьезных болезнях больной приходит к ложным выводам, создает собственные теории профилактики заражения, практическое осуществление которых приводит к дезадаптации. Рациональная психотерапия включает убеждение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, применение дидактических и риторических приемов. Рациональная психотерапия может проводиться с помощью ознакомления пациента с определенными аргументами при изучении специальной литературы, причем психолог (при необходимости) поправляет суждения пациента при извращении понимания истинного смысла прочитанного. Она может проводиться в форме диалога психотерапевта с пациентом, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует логические ошибки пациента, разъясняет причины его проблем, трудностей, болезненных состояний, устраняет неопределенность представлений о проблеме. Дидактические методы психотерапии направлены на коррекцию неопределенности, противоречивости, непоследовательности и бездоказательности в суждениях и выводах клиента. При использовании дидактических методов психотерапевт следует известным дидактическим принципам сознательности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Так, наглядность в рациональной психотерапии достигается демонстрацией клиенту всевозможных пособий, рисунков, графиков, таблиц, примеров из жизни. Принцип доступности исключает обилие специальных терминов в речи психотерапевта, малоупотребительных в обыденном языке слов («гиперопека», «неадекватное представление»), апелляцию к неизвестным клиенту закономерностям. Как и в педагогике, в психотерапии практикуются «домашние задания», в которых клиенту рекомендуется проработать материал проведенной беседы по предложенному плану. Дидактическими методами психотерапии являются информирование, убеждение и переубеждение, интерпретация прошлого и настоящего клиента, постановка заданий, которые должен выполнять клиент.

Дискуссионные информирующие методы реализуются в форме индивидуальной дискуссии психотерапевта и клиента или групповой дискуссии (при групповой психотерапии). Групповая дискуссия как – это совместное обсуждение участниками психотерапевтической группы спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки членов группы в процессе непосредственного общения, а также изменить их. Ведущий или кто-то из участников группы предлагает обсудить актуальный вопрос, волнующий участников (например, касающийся значимой для определенного возраста жизненной проблемы, отношений между участниками группы и др.); участники в заданном порядке (например, по кругу, по желанию) высказывают свои позиции. Высказанные мнения, степень активности и эмоциональности выступающих влияют на понимание проблемы другими участниками, являются факторами психотерапии. В ходе дискуссии корригирующими механизмами выступают убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. В процессе групповой дискуссии могут преследоваться следующие цели: 1. Предоставление для участников коррекционной группы возможности разностороннего анализа проблемы. 2. Групповая рефлексия разных аспектов проблемы через анализ индивидуальных переживаний. 3. Уменьшения сопротивления членов группы участию в дальнейшей работе. 4. Усиление сплоченности группы. 5. Облегчение самораскрытия участников. 6. Актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости путем открытых высказываний. 7. Предоставление возможности для участников проявить компетентность и удовлетворить потребности в признании, уважении, самоутверждении. По степени регламентации процедуры дискуссии со стороны ведущего выделяют структурированную и неструктурированную формы групповой дискуссии. При структурированнойформе ведущим задается тема обсуждения, регламентируется порядок проведения дискуссии. При неструктурированной форме ведущий пассивен, тему выбирают участники группы, время и порядок проведения дискуссии формально не ограничивается. По содержанию дискуссии бывают тематические, биографические и интеракционные. Тематическая дискуссия предполагает обсуждение значимых для участников группы проблем (например, качества идеального супруга, возможности трудоустройства и т.д.), биографическая – направлена на анализ прошлого опыта членов коррекционной группы, интеракционная – на рефлексию структуры и содержания взаимоотношений между участниками группы.

Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)

Активизирующие методы психотерапии выполняют настроечную функцию, способствуют преодолению состояний депрессии, апатии, безразличия, в групповой психотерапии они содействуют сплочению группы, стимулируют более интенсивное взаимодействие между участниками. Кроме того, активизирующие методы часто связаны с решением задач телесно-ориентированной психотерапии и дают коррекционный эффект. К данной группе методов можно отнести многие психогимнастические техники. Психогимнастика – одна из форм психотерапии (главным образом – групповой), при которой основным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики. Психогимнастические упражнения способствуют уменьшению напряжения, сокращению эмоциональной дистанции между участниками терапевтической группы, вырабатывают умение выражать свои состояния и понимать чувства других без помощи слов. Одни психогимнастические упражнения активизируют внимание (повторение движений за ведущим с отставанием на одно движение, передача движения по кругу, зеркальное повторение движений партнера), другие активизируют взаимодействие участников («разговор через стекло» – помощью жестов, изображение и опознание чувств, обращение на себя внимания участников группы), третьи активизируют поиск путей решения проблемы (символическое «преодоление трудностей», изображаемых каким-либо предметом, поведение по отношению к «запретному плоду», также символизируемому предметом и др.).

Музыкальные активизирующие методы входят в арсенал музыкотерапии, регулирующей психовегетативные процессы, эмоциональные состояния, способствующие повышению социальной активности пациентов. Существуют «лечебные каталоги» музыки с выделением произведений с активизирующим и седативным действием (например, активизирующим действием обладает «Танец с саблями»), однако, нужно учитывать, что степень и направленность лечебного воздействия музыки опосредована многими переменными клинического, психологического, социально-психологического порядка и может сильно варьировать. В ряде исследований отмечается разнонаправленный эффект уровня психической активности и самочувствия при прослушивании одной и той же музыки. Наряду с рецептивной музыкотерапией (прослушивание и обсуждение эффекта) применяются метода активной музыкотерапии (вокалотерапия, в т.ч. – хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки).

Методы танцевальной терапии используются для преодоления эмоциональных расстройств, нарушений общения, межличностного взаимодействия. Основные задачи танцевальной терапии – осуществление спонтанных движений, побуждение к свободе и выразительности движений, развитие подвижности, укрепление физических и душевных сил. Танцевальная терапия способствует осознание клиентом собственного тела и возможностей его использования, выработке позитивного образа тела, развитию социальных навыков. Динамика танцевальных движений оценивается по параметрам пространства (прямое, многофокусное), силы (мощность, легкость), времени (быстрота, плавность), течения (свобода, ограниченность). Танцевальные движения могут быть структурированными или спонтанными. Танцевальная терапия используется в качестве самостоятельного или вспомогательного метода коррекции (в сочетании с другими методами) в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для преодоления зажатости, скованности, неуверенности.

Двигательные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, многообразны, в их числе – упражнение «велосипед» в сочетании с глубоким дыханием, имитация протестующих движений (например, брыкание) в сопровождении протестующих выкриков («нет!», «не буду!»), удары по матрасу или стулу, выражающие отрицательные эмоции, борьба и другие виды физических контактов с участниками группы, сопротивление участников группы попытке встать или продвинуться в определенном направлении. Для снятия избыточного напряжения могут использоваться массаж, похлопывание по напряженным местам, волевое сбрасывание напряжения клиентом под наблюдением ведущего.

Техники гармонизации движений направлены на поиск оптимальной системы движений, отличающихся легкостью, плавностью, гибкостью, грацией, соблюдением нормы мышечного напряжения (отсутствие как излишнего напряжения, так и разболтанности, расхлябанности, вялости). В числе таких техник – отработка вставания (клиента просят встать бесшумно, затем – бесшумно и легко, наконец – бесшумно, легко и радостно, демонстрируя «мышечную радость»). Подобным образом корректируется походка, которая должна быть легкой, гибкой, не разболтанной, оптимально презентующей достоинства личности. Возможно специальное введение системы движений (например, имитация полета, плавания) и отработка их гармоничного выполнения

Психодраматические методы и техники (пантомимические, импровизационные, ситуационные, игроролевые)

Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Психодраматические методы используются в групповой психотерапии. К психодраматическим относят, в частности, пантомимические техники, предполагающие невербальное отражение реакций, разыгрывание ситуаций без слов; импровизационные техники инсценировки возможных или желаемых состояний, сюжетов развития событий; ситуационные техники реагирования на события в психотерапевтической группе. Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. В основе психодраматических техник лежат игроролевые методы психотерапии, предполагающие игровое моделирование возникающих у клиента психологических проблем, трудностей, ситуаций, требующих коррекции состояния и поведения. Игроролевые методы подразумевают условность моделируемых жизненных ситуаций, возможность их варьирования и многократного повторения в разных вариантах до получения терапевтического эффекта. В игре могут быть введены правила, регулирующие поведение клиента в оптимальном для получения результата режиме. Разыгрываемые ситуации могут быть отсняты на видеопленку для последующего обсуждения. После выполнения игр и упражнений в группе проводится обсуждение их результатов, возникших у членов группы переживаний и мнений.

Игроролевые методы психотерапии подразделяются по форме на ситуационно-ролевые (разыгрывание ситуаций повседневного общения), имитационные (подражание персонажам, животным), творческие (построение и разыгрывание сюжетов, создаваемых участниками группы), деловые (воссоздающие законченный элемент профессиональной деятельности). Цели использования игровых методов в психотерапии: 1. Преодоление скованности, безболезненное снятие психологических защит. 2. Диагностика и самодиагностика клиента. Игра как инструмент диагностики и самодиагностики позволяет мягко, ненавязчиво обнаружить психологические проблемы, которые клиенту легче принять, поскольку ситуация их обнаружения условна, не является реальной жизненной ситуацией.

3. Стимулирование искренности и открытости участников игры. (в силу психологической связи игры с детством).4. Интенсификация обучения клиента. В игре, имеющей высокую процессуальную мотивацию, происходит обучение новым коммуникативным умениям, отрабатываются и закрепляются его поведенческие навыки. 5. Обнаружение и раскрытие творческого потенциала клиента (в игре высок удельный вес креативного компонента).

Игровая психзотерапия может быть направленной и ненаправленной. Направленная, или директивная, игровая психотерапия предполагает активное участие ведущего на этапах определения сюжета игры, разыгрывания ситуаций (регуляция поведения участников), варьирования игрового действия в терапевтических целях, анализа действий участников. Ненаправленная, или недирективная, игровая терапия подразумевает стихийное развитие игрового сюжета, свободное самовыражение участников в игре, расширение репертуара самовыражения, саморегуляцию поведения участников. В числе целей ненаправленной игровой терапии – сублимация подавляемых бессознательных импульсов, эмоциональный катарсис, свободная вербализация чувств и переживаний, инсайт – более глубокое понимание себя и других. В директивной психотерапии основные инструменты влияния на участников – определение роли и ролевых предписаний, интерпретация действий. В недирективной терапии определяющее влияние оказывает техника зеркального отражения, объективирование мыслей и чувств клиентов.

Суггестивная терапия (от лат. suggestio – внушение) – форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны даваться только в позитивной форме – не допускается использование отрицательных языковых конструкций (Кондрашенко и др., 2001).

К суггестивной терапии относятся гипноз, внушение и аутотренинг.

Гипноз – это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

Единой теории, объясняющей природу гипноза, в настоящее время нет. Существуют отдельные концепции, в той или иной степени обоснованные системы взглядов на механизм этого явления.

По И. П. Павлову, гипноз – это частичный сон. Он представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность «раппорта» между гипнотизируемым и гипнотизером.

По Фрейду, гипноз – это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям (например, сына к отцу). Этот феномен перенесения и создает, по мнению Фрейда, неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Гипнотические взаимоотношения, по Фрейду, имеют эротическую основу.

Помимо физиологической теории И. П. Павлова и психоаналитической теории Фрейда, являющихся, по существу, антиподами, существует большое количество концепций, пытающихся объяснить природу гипноза.

Внушение – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма.

Следует отличать убеждение и внушение как психологические категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что информация при внушении воспринимается без должной критической обработки.



В то же время внушение является одним из методов психотерапевтического лечения. Врач, пользующийся авторитетом и доверием у больных, обстановка и процесс психотерапевтического лечения сами по себе, безотчетно или сознательно, оказывают на больных суггестивное воздействие.

Различают гетеросуггестию – внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию – самовнушение. Внушение, вызванное каким‑либо процессом, действием, называют реальным, вызванное же с помощью слов – вербальным.

Внушение, реализуемое непосредственно через слово врача, определяют как прямое. Больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается. При косвенном внушении врач прибегает к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым больной, как правило, и связывает полученный лечебный эффект.

Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнозе, а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Не последнюю роль при этом методе психотерапии играет аффективное состояние пациента. Подмечено, что страх, гнев, экстаз и другие эмоционально насыщенные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву (при боевых действиях, на митингах и т. д.). Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, при алкоголизме и табакокурении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод лечения у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Существует несколько вариантов техники внушения наяву .

Вариант 1. После предварительной разъяснительной беседы врач усаживает пациента напротив себя и, пристально глядя ему в глаза, повелительным, не вызывающим сомнения тоном повторяет несколько раз: «Вы безразличны к алкоголю, вы будете отказываться от алкоголя везде, где бы вам его ни предлагали». У наиболее внушаемых пациентов можно выработать тошнотно‑рвотную реакцию на вид и запах алкоголя.

Вариант 2. Пациент усаживается поудобнее на стул или в кресло. Врач становится напротив и негромким, но уверенным голосом приказывает: «Закройте глаза!» Затем кладет пальцы своих рук на виски больного и, слегка сдавливая голову, напряженным, уверенным голосом 3–4 раза подряд с интервалом в несколько секунд произносит формулу внушения: «Вы спокойны, сердце ваше совершенно здорово. Здорово!» В интервалах между фразами нужно несколько уменьшить сдавливание висков. Можно положить руку на область пищевода и несколько раз повелительным тоном повторить: «Пища по пищеводу будет проходить легко и свободно».

Речь врача может быть тихой или, наоборот, нарочито громкой, но обязательно эмоционально окрашенной, выразительной и уверенной.

Вариант 3. Пациент укладывается на кушетку, закрывает глаза и внимательно слушает врача, который проводит внушение. Иногда рекомендуется предварительно проводить внушение полного безволия, полного подчинения. «Вы не спите, вам совершенно не хочется спать, но вы не оказываете сопротивления, вы полностью подчиняетесь мне, и все будет так, как я вам говорю…» Далее следует внушение, которое можно расценивать как вариант гипносуггестии.

Внушение в состоянии естественного сна. В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомногенных систем головного мозга. Доказано наличие в мозге не только активных механизмов, поддерживающих бодрствование, но и систем, участвующих в организации сна. Выделяют несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон.

В связи с различной глубиной сна могут возникнуть различные фазовые состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы сна. Фазовые состояния во время сна обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, посредством которых можно поддерживать контакт с внешним миром.

Раппорт со спящим человеком можно установить с помощью речи. При этом верификация внушаемой информации в силу изолированности сигналов бывает очень низкой, а эффект внушения высоким. Не обязательно добиваться, чтобы пациент запомнил информацию, вводимую во время сна. Наоборот, внушение более действенно, если сказанное во время внушения после пробуждения подвергается амнезии.

В практике наиболее часто применяются следующие варианты внушения в состоянии естественного сна.

Вариант 1. Больного переводят из состояния сна в просоночное, налаживают с ним речевой контакт и после этого осуществляют внушение. Для этого прикасаются к спящему и, когда он слегка проснется, ему предлагают пошевелить рукой, ногой. Убедившись, что речевой контакт установлен, проводят лечебное внушение.

Вариант 2. С пациентами проводится предварительная беседа, во время которой им объясняется смысл лечения. Им говорят, что ночью они будут спать, но сквозь сон услышат сигнал (например, счет до десяти) и слова внушения. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и предварительно дают прослушать (весь или только начало) пациентам в бодрствующем состоянии. Внушение проводится непосредственно врачом или посредством магнитофонной записи, которая включается и выключается автоматически или медицинским персоналом. Текст внушения может быть унифицирован (при однородном контингенте больных) или, наоборот, индивидуализирован. Чаще этот метод применяется при коллективных сеансах терапии.

Наиболее широкое применение данный метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется также для коррекции девиантных форм поведения, при ночном энурезе. У взрослых применим при различных формах неврозов и хроническом алкоголизме.

Гипносуггестия. Наиболее широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом нашел метод внушения в гипнозе. В основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а следовательно, повышается внушаемость.

Основным условием для осуществления метода внушения в гипнозе является умение врача вызвать состояние гипноза и уже на его фоне провести лечебное внушение. Весь процесс лечения можно условно разделить на несколько периодов (этапов): подготовительный, гипнотизации, лечебного внушения в состоянии гипноза, дегипнотизации с постгипнотическим внушением.

Лечение следует начинать только тогда, когда для этого созданы соответствующие условия.

Важным этапом подготовительного периода является предв арительная беседа с пациентом. Прежде всего нужно выяснить отношение больного к лечению гипнозом. Если больной по каким‑то причинам боится гипноза и не хочет ему подвергаться, то спешить с гипнотизацией не следует. Гипнологи знают, что существует так называемый антисуггестивный ба рьер. Чем он выраженнее, тем меньше внушаемость.

Пробы на внушаемость . Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (приемы, тесты) на внушаемость: внушение невозможности разжать кисти рук, сомкнутых в «замок»; внушение несуществующих запахов при предъявлении больному трех чистых пробирок; внушение падения вперед или назад после того, как терапевт уберет руку от лба или затылка пациента; проба с маятником (пациенту внушают, что груз на нитке, которую он держит в руке, раскачивается сам собой), и другие.


Top