Психологические проблемы детей и пути их решения. Психологические проблемы у детей? Родители, добро пожаловать на консультацию! Причины повышенной тревожности

Часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Виды психологических проблем

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность - она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости - часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство - очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи - это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий - психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома - это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

Психологические проблемы от рождения и до года

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

Проблемы у детей с года до 4 лет

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

С 4 до 7 лет

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально - если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков - чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме - ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.

  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы - поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.

Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Необходимы ли наказания?

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Вместо заключения

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.

– Как часто эти проблемы связаны с внутриутробным развитием ребенка?
– Как детский нейропсихолог, я всегда отслеживаю и изучаю перинатальный анамнез и могу сказать, что в 60-70% случаев проблемы связаны с неблагополучно протекавшей беременностью, с осложнениями во время беременности и родов. А также с не всегда благополучным ранним периодом развития ребенка, когда родители в силу своего незнания неправильно организовывают и проводят восстановительную работу с малышом.

Например, ко мне приводят ребенка с проблемами интеллектуального плана, и выясняется, что у него имеется незрелость межполушарных взаимодействий мозга. Первый уровень межполушарных взаимодействий формируется на первом году жизни ребенка. Многие родители этого не знают и не помогают сформировать этот базовый уровень, который позволяет в дальнейшем выстраивать правильные вектора в созревании мозга. И это очень важно! И приходится это делать тогда, когда родители начинают сталкиваться с проблемами и приходят к нейропсихологу. А если бы родители знали и провели эту работу раньше сами либо с помощью специалистов, то развитие было бы более эффективным. Очень часто обращаются с проблемами памяти, развития речи, ощущения пространства, координации. А источник проблем та же незрелость межполушарных связей. Хотя родители считают, что плохо запоминает – проблема с памятью, не может назвать дни недели – проблемы с речью, «сшибает все углы» – проблемы с координацией.

– Что именно нужно делать?
– Например, перекрестный шаг, ползанье. Когда у родителей спрашиваешь, как ползал ваш ребенок, они вспоминают, что он не ползал вовсе, «сидел, сидел, встал и пошел». И получается, что у такого ребенка пропущен целый этап развития, когда начинают формироваться межполушарные взаимодействия.

– А как сказывается тяжелое течение беременности?
– Достаточно часто после тяжело протекавшей беременности дети рождаются ослабленные. Чаще всего у них имеется перинатальная энцефалопатия в анамнезе, нарушения гемоликвородинамики, они входят в группу риска. Часто это дети с нормальным интеллектом, но при этом не могут долго выдерживать интеллектуальные нагрузки. Т.е., говоря научно, это дети с низким уровнем умственной работоспособности. В эмоциональном плане у этих детишек часто имеется склонность к аффективным состояниям, нарушение эмоционального контроля, что проявляется в частых перепадах настроения, «истериках». Конечно, тут очень важно, чтобы родители понимали суть процессов и правильно действовали!

– Помощь психолога может помочь выправить данную ситуацию?
– Да, конечно. Существуют различные психологические подходы в коррекции эмоциональных состояний ребенка. Я работаю в рамках гуманистической подхода, т.е. работа с маленьким ребенком через свое состояние, «через себя». Т.е. мы сами должны быть спокойны и уравновешены, если мы хотим добиться этого от ребенка. С родителями тоже приходится говорить о том, что для ребенка важно, чтобы они стали той хорошей средой, которая понимает, помогает, любит и является буфером. Т.е. родители помогают перерабатывать эти негативные эмоции и менять их накал и знак. Хотя это очень сложно! И причины разные. Бывает, что активно работающие родители сами очень устают, и им самим нужна поддержка. Бывает, что с ребенком не проводят достаточное количество времени, и чаще это общение с няней.

Важно, чтобы раннее развитие было правильным образом организованно. Многие родители считают, что раннее развитие, в первую очередь, связанно с обучением чтению и счету. Это обучение буквам, слогам с выходом на чтение. Но получается, и об этом очень активно говорят детские нейропсихологи, что это нарушает естественный ход развития ребенка. Потому что в возрасте до 3 лет должны развиваться другие процессы. И когда идет активное интеллектуальное обучение, то можно сказать, нарушается природой обусловленная последовательность созревания функциональных систем мозга. И в дальнейшем у таких детишек очень часто наблюдается заикание, тики разной сложности. Конечно, родителей можно понять и объяснить эту ситуацию «успеть все и как можно раньше» требованиями социума. Вопрос – «цена обучения». Достаточно часто дети в более старшем возрасте, перед школой, перестают выдерживать эти нагрузки, устают. Появляется сбой в виде тяжелых проблем со здоровьем, либо проблем с эмоциональным состоянием, в виде протестного поведения, аффективных состояний.

Однако, бывают ситуации, когда ранее обучение не вредит, а как раз обусловлено самой природой развития ребенка. Чтобы это понять, желательно увидеть малыша и всю семью в целом и обсудить вопросы, важные именно для вашего ребенка и вашей семьи.

– Есть проблемы в раннем периоде, которые легко корректируются психологом и семьей?
– Да, сейчас очень часто обращаются родители с эмоциональными проблемами у ребенка, а причина кроется в нарушении режима сна и бодрствования. Сегодня многие родители выстраивают режим ребенка так, как это удобно им, но не полезно для ребенка, что отражается на его психике не лучшим образом. Для эффективного восстановления нервной системы и эмоционального здоровья необходим определенный, правильно выстроенный режим дня с учетом психофизиологической конституции ребенка, его нагрузки и даже времени года. Конечно, это обсуждается индивидуально, и если родители готовы к изменениям, то тогда работа со специалистом бывает очень эффективной и проблемы с «неправильным» поведением, эмоциональными реакциями устраняются.

– Обращаются ли к вам с проблемами у детей, которые появились на свет через ЭКО?
– Да, сейчас большой поток детей 5-6 лет, появившихся на свет в результате этих операций. По мнению разных специалистов, это очень важный этап в развитии науки, но неоднозначный с точки зрения здоровья и развития детей. Практика показывает, что очень часто есть изменения и нарушения со стороны здоровья детей, рожденных таким образом. Изменения со стороны эмоционального развития, нейропсихологического и психосоматического здоровья. У меня есть пожелание, мое личное, что надо очень серьезно подумать, прежде чем идти на такого рода операции. Ведь та гормональная терапия, которую получает мама во время подготовки к ЭКО и во время беременности, воздействует и на плод. Такие дети часто рождаются с неблагополучным гормональным фоном, что ведет к эмоциональным проблемам в будущем. При готовности родителей, это можно скорректировать занятиями с психологом. Но это занимает время и силы, в первую очередь, семьи. На мой взгляд, проблема естественного зачатия не только медицинская, но и психологическая. В моей практике были такие счастливые случаи естественного зачатия после 3-5 лет «молчания».

Еще родителям нужно понимать, что большинство проблем со здоровьем у детей имеют психосоматическую природу. Для успешного развития ребенка очень важен эмоциональный комфорт, который он получает, в первую очередь, в семье, от своих близких. Причины же нарушения эмоцинального комфорта и как следствие появления функциональных, психосоматических расстройств бывают разные, и надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно. В частности, ко мне обращаются с такими психосоматическими проблемами как ВСД (вегето-сосудистая дистония), ДЖВП (дискинезия желчевыводящих путей), бронхиальная астма в стадии ремиссии. Часто обращаются с одной проблемой, например, эмоционального плана, а после цикла занятий ребенок начинает меньше болеть простудными заболеваниями и лучше учиться. Уходят другие проблемы, которые родители не видели, но которые были видны специалисту.

– С какими проблемами детей нужно обязательно обратиться к нейропсихологу?
– Я считаю, что ребенок, с неблагополучным перинатальным анамнезом, проживающий в мегаполисе обязательно должен пройти нейропсихологическую диагностику и чем раньше, тем лучше, то есть примерно в 4 года. Важно обращаться в возрасте 5-6 лет по вопросу готовности к обучению школе, и в тех случаях, когда родители чувствуют что с ребенком что-то не так, и они не могут понять причины.

– Вы часто говорите о готовности родителей, то есть один психолог не может решить проблему ребенка?
– Нет, конечно. Обязательно должна быть работа вместе с семьей, ее активная помощь. Лично придерживаюсь позиции работать в режиме домашних заданий. Когда мы что-то делаем с ребенком в ходе индивидуальной работы, потом рассказываем это родителям, и они повторяют пройденное для закрепления эффекта. И еще это очень важно, чтобы ребенок видел, что это наше общее, семейное. Это по-другому мотивирует ребенка и дает очень хорошие результаты.

– А если родители привели ребенка к психологу и считают, что груз проблемы они с себя сняли, теперь другой человек ее решит?
– Результат будет, но кратковременный. Эффект будет на самом занятии и некоторое время после него. Для ребенка действительно важна поддержка родителей, чувство единения. И мы же знаем, что самые главные мотивы для ребенка закладываются в семье.

Родителям необходимо знать, что если у детей возникают определенные психологические проблемы, то их причины, прежде всего, необходимо искать в семье. Отступление поведения ребенка от нормы часто является признаком семейных проблем. Например, трудности могут возникнуть при отсутствии близких и теплых взаимоотношений с ребенком. «Трудными» часто становятся дети, с которых родители из-за своего честолюбия требуют слишком много (больших успехов в учебе, музыке и т.п.). Если же родители неправильно реагируют на «ненормальное» поведение ребенка или строго наказывают его, то результат оказывается противоположным ожидаемому. Ошибки, допущенные при воспитании детей, позже могут оказать огромное влияние на всю жизнь человека. И далеко не всегда удается устранить их последствия.

Виды психологических проблем

С ниже перечисленными психологическими проблемами детей сталкиваются многие родители. Разумеется, часто такое поведение просто соответствует поведению определенного периода развития. Поэтому к трудностям такого периода необходимо относиться спокойнее и снисходительнее. Однако если эти проблемы не проходят длительное время или со временем усиливаются, то родители должны принять соответствующие меры.

Агрессивность

Агрессивность может проявляться по-разному. Например, ребенок становится грубым, часто срывается на крик или дерется со сверстниками, мучает животных и т.п. Родители не должны быть снисходительными к слишком агрессивному поведению ребенка. Разумеется, агрессивность может являться своеобразным бунтом против запретов и правил поведения, принятых в обществе или в семье. Агрессивные дети часто напряжены и беспокойны. Им трудно общаться, они не способны находить компромисс. С ними необходимо откровенно поговорить и объяснить последствия подобного поведения.

Приступы злости

Приступы злости часто наблюдаются у маленьких деток. Из-за какой-либо мелочи у них может начаться истерика: они внезапно начинают кричать, падают на пол, злятся. В этом случае необходимо вести себя очень спокойно: ребенок желает навязать свою волю, заставить окружающих делать то, что он хочет. В этом случае лучше игнорировать такое поведение и на время оставить малыша одного.

Ложь и воровство

Зачастую, уличив ребенка в воровстве или лжи, родители впадают в панику. Они не могут понять, почему их чадо поступает таким образом, боятся, что из него вырастет преступник. Однако за ложью и воровством часто скрывается желание ребенка привлечь к себе внимание родителей. Если ему не хватает внимания и любви, то есть вероятность, что он попытается привлечь к себе внимание именно таким шокирующим способом. Кроме того, даже наказание для ребенка также может являться проявлением внимания окружающих. Ложь и воровство могут являться испытанием границ мира взрослых. Это как бы эксперимент - каждый ребенок это испытал, желая выяснить границы дозволенного.

Необходимы ли наказания?

Не следует категорично утверждать, что наказание - это плохо и детей нельзя наказывать. Однако наказание не должно превращаться в побои, постоянную злость или длительную демонстрацию нелюбви. Наказание должно быть правильным, целесообразным и справедливым. Ребенка не следует наказывать за проступки, на которые в другое время не обращаете внимания.

Нарушения психики, обусловленные отсутствием внимания, строгими наказаниями и постоянным чувством страха, проявляются чаще всего тогда, когда ребенок начинает осознанно воспринимать окружение. Позже (в период полового созревания) проблемы вызваны стремлением детей к самостоятельности и чаще связаны с общением со взрослыми.

Недержание мочи и кала

Большинство детей способны контролировать работу мочевого пузыря и кишечника приблизительно к 4 годам. Однако если к этому времени ребенок не просится на горшок, можно говорить об отклонении. Недержание мочи у детей наблюдается чаще, чем недержание кала. Родители должны знать, что недержание объясняется неспособностью ребенка контролировать эти физиологические процессы. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, не вызвано ли это органическими нарушениями. В противном случае рассматривается психологический фактор (недостаток любви, понимания, излишняя строгость). Заметив такие нарушения, необходимо проявить понимание.

Гиперактивность

Чаще всего гиперактивностью страдают мальчики. Гиперактивный ребенок, прежде всего, очень невнимателен. Оказавшись в школе, он не слушает уроков, легко отвлекается и никогда не завершает начатое дело. Он импульсивен, не умеет усидеть на месте. Такое поведение гирперактивного ребенка очень отражается как на его социальном, так и на его умственном развитии. Причины гиперактивности изучены далеко не полностью. Долгое время гиперактивность связывали с раздражительностью, плохим воспитанием и неблагополучной обстановкой в семье. Сегодня известно, что исключительная гиперактивность обусловлена биологическими факторами и неблагоприятной средой (например, курение матери). Психологические проблемы у детей, обусловленные особенностями поведения и неудачами в учебе, могут возникнуть и позже. В тяжелом случае для подавления гиперактивности назначают лекарства. Однако ребенок, страдающий этим нарушением, нуждается в более серьезном лечении.

Проблемы с питанием

Отсутствие аппетита может быть вызвано психологическими причинами. Отказываясь от пищи, ребенок пытается обратить на себя внимание родителей. Иногда отказ от пищи объясняется неблагоприятной атмосферой за столом, особенно если во время приема пищи ребенка постоянно воспитывают, читают морали. Если у ребенка нет аппетита, но его заставляют есть, то это может вызвать у него отвращение к еде.

Одна из причин избыточного веса - плохой пример родителей: ребенок приобретает неправильные навыки культуры принятия пищи. В этом случае принятие пищи становится главным и единственным занятием, приносящим удовлетворение в жизни.

Трудности в общении

У некоторых деток нет друзей, они предпочитают одиночество, не вступая в контакт с ровесниками. Как правило, такие детки не уверены в себе, так как постоянно слышат от родителей высказывания типа «никому нельзя доверять» или «рассчитывай только на себя». Если ребенок долгое время ведет образ жизни «отшельника», то в этом случае ему необходима психотерапия. Дело в том, что за нежеланием общаться может скрываться даже склонность к депрессии.

Физические недомогания

Есть дети, которые часто жалуются на головные боли, боли в животе, горле, спине, но в то же время врачи говорят, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины недомоганий могут быть психологическими. Если кто-нибудь из близких родственников страдает тяжелым заболеванием, то это может сильно напугать ребенка, и тогда у него «появятся» те же симптомы. В таких случаях необходимо попытаться его успокоить, объяснить, что если кто-то болеет, то это не значит, что он тоже должен заболеть.

У слишком мнительных родителей нередко дети вырастают ипохондриками: очень бурно реагируют даже на самую незначительную боль, и тогда родители окружают их чрезмерной заботой.

Побег из дома - признак неуверенности в себе

Побег из дома - серьезная психологическая проблема. Если ребенок убегает из дома, то обычно это говорит об отсутствии взаимопонимания в семье. Родители должны задуматься, почему вместо откровенного разговора был совершен побег. После того, как ребенок вернулся, не следует его наказывать, а лучше окружить лаской и вниманием.

Как решать проблемы детей?

Прежде всего, детские проблемы необходимо решать в семье. Родителям необходимо откровенно поговорить со своими детьми о возникших у них трудностях и предложить свою помощь. Чем раньше обнаружена та или иная проблема, тем больше вероятность ее устранения. Однако родители не всегда могут самостоятельно справиться с возникшими проблемами, поэтому при необходимости надо обратиться к психологу. В таких случаях нередко вся семья вовлекается в «программу помощи». Психологическую помощь оказывают школьный психолог, частный психолог, логопед и т.д. Медицинскую помощь может оказать педиатр, семейный врач и другие специалисты.

Ни для кого не секрет, что современные дети отличаются от своих предшественников. Стремительно развивающиеся информационные технологии, огромное количество постоянно меняющейся информации и развитие СМИ - все это в своей совокупности оказывает сильное влияние на развитие ребенка и формирование его психики. Проблемы детей в современной России формируются, в основном, благодаря стремительно развивающимся технологиям и мощному информационному потоку.

Психологические проблемы у детей

Психика ребенка неустойчива и лабильна, то есть подвержена влиянию со стороны окружающего общества и обстоятельств. Наиболее распространенные психологические проблемы детей в современном мире:

  • Хроническая усталость. Отмечается тогда, когда родители, пытаясь развивать свое чадо во всех направлениях, чересчур нагружают его всевозможными кружками и спортивными секциями, при этом, не учитывая тот факт, что ребенок еще должен заниматься в школе и дома. Молодой организм и психика не в состоянии справиться с такой нагрузкой - это необходимо учитывать, выбирая занятия по интересам для своего ребенка.
  • Большой выбор. Эта проблема имеет косвенную связь с технологическим прогрессом. Раньше дети самостоятельно придумывали себе игры на свежем воздухе или дома. Не каждый малыш сможет рассказать, что представляет собой игра «Казаки-разбойники». Огромный выбор игрушек и развлекательных наборов, аттракционы и компьютерные игры, всевозможные секции, кружки, кинотеатры и огромное количество мультфильмов - при разумном использовании это может положительно отразиться на формировании личности. Однако современные родители предоставляют своему чаду неограниченный доступ, что приводит к не самым благоприятным последствиям. Ребенок просто не сможет придумать себе , если лишить его современных средств развлечения.

  • Чрезмерный поток информации. Опять-таки заслуга принадлежит информационной сети Интернет. Компьютерные игры с элементами жестокости, видеоролики сомнительного содержания, передачи «для взрослых» - все это приводит к неправильному формированию личности.
  • Недостаток родительского внимания. Взрослые частенько любят сплавить своего ребенка бабушкам или другим родственникам, нагрузить малыша всевозможными занятиями и кружками. Все это необходимо для того, чтобы родители смогли спокойно работать на трех работах - ведь они зарабатывают деньги. Да, здесь можно понять родителей, однако лишняя пара кроссовок не заменит трех часов, проведенных в лесу со всей семьей .
  • Полная противоположность предыдущему пункту - чрезмерная опека. Мамочки, которые решили посвятить всю свою жизнь воспитанию детей, зачастую слишком оберегают их, стараясь уберечь от всего плохого. В результате дети вырастают инфантильными и неспособными самостоятельно принимать решения.

  • Депрессия. Возникает чаще всего на фоне сильной загруженности ребенка и является следствием хронической усталости.
  • Проблемы в социализации. Интернет прочно обосновался в каждой семье, и очень часто маленький ребенок умеет пользоваться компьютером лучше, чем взрослый. Общение в социальных сетях стало привычным и нормальным явлением, однако при личном диалоге всё красноречие иссякает.

Общаясь в сети Интернет, ребенок не развивает свои социальные навыки, что может привести к трудностям во взрослой жизни.

Это еще далеко не полный перечень психологических проблем детей в современном обществе.


Признаки психологических проблем у детей

Признаки психологических проблем у детей могут быть незаметны для многих родителей, но это не значит, что они полностью отсутствуют. На что должны обратить родители первоочередное внимание?

  • Физические признаки (нарушение сна или болезненные ощущения);
  • Эмоциональные симптомы (чувство страха, подавленность, ощущение тревоги или печаль);
  • Нетипичное поведение (агрессия и жестокость, неспособность выполнять ежедневные обязанности, протесты);
  • Когнитивные признаки (нарушения памяти, невнимательность, переспрашивание и трудности абстрактного мышления);
  • Снижение любознательности и воображения у школьников;
  • Снижение активной деятельности и «экранная» зависимость;
  • Снижение социальной активности и неспособность самостоятельно принимать решения;
  • Индивидуализация (характерна для подросткового возраста).

Родители должны обращать внимание на все вышеперечисленные симптомы, а также попытаться разобраться в причинах их появления. В настоящее время семейные, культурные, эмоциональные и общественные ценности отходят на задний план. На первом месте стоит материальный достаток, что, в свою очередь, провоцирует соперничество среди подростков (например, у кого лучше телефон).

Для правильного развития детей необходимо создать правильную обстановку в семье . В доме необходимо создать уютную атмосферу , что положительно повлияет на состояние ребенка.

Как помочь ребенку

Современное экономическое положение обострило ситуацию в семье. Постоянно растущая материальная неудовлетворенность, а также нагнетание социальной и политической напряженности приводит к тому, что семейные конфликты выходят за пределы ячейки общества, затрагивая при этом педагогов в школах, воспитателей в детских садах, коллег по работе и т.д. В результате возрастает количество детей, у которых отмечаются какие-либо признаки психологических проблем, возникшие на фоне неблагоприятной психоэмоциональной обстановки в семье.
Помочь ребенку значит создать благоприятный психологический климат, что возможно со стороны взрослых. Следует помнить о том, что помощь квалифицированного специалиста нужна, однако следует попробовать самостоятельно справиться с проблемами ребенка.

Для того, чтобы улучшить «погоду» в доме, необходимо:

  • Проблемы ребенка в современном обществе частично можно решить ограничив информационный поток (минимизировать время, проведенное у компьютера или телевизора);
  • Увеличить количество физических нагрузок (совместные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, работа на приусадебном участке);
  • Участие подростка в различных секциях, кружках и творческие занятия;
  • Благоприятная обстановка в семье (доброжелательность, спокойствие и взаимопонимание);
  • Отсутствие конфликтов, происходящих на глазах у ребенка;
  • Предоставление ребенку возможности самостоятельно принимать решение или делать выбор.

Все это в своей совокупности поможет установить психологическое равновесие в семье, а также создать все, что необходимо для правильного формирования детской психики. Чтобы добиться наилучшего результата, можно обратиться за помощью к детскому или семейному психологу.


Top