«Нравственное развитие ребенка через экологическое воспитание» Тема. Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие

В работе представлены: цели нравственного воспитания, критерии сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе,направления работы воспитателя,(экологизация развивающей предметной среды, организованная образовательная деятельность, дидактические игры, творческие проекты, трудовые акции, праздники, работа с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Нравственное развитие

ребенка через экологическое воспитание»

  1. слайд МБДОУ Детский сад №5 комбинированного вида «Чебурашка» Тема: «Воспитание экологической культуры дошкольников - путь к нравственному развитию ребенка» воспитатель Ларина Нина Борисовна
  2. слайд Нравственное развитие - это:
  • одна из форм воспроизводства, наследования нравственности;
  • целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
  • формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Основой нравственного развития является мораль.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Нравственность - это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других - для себя.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности ежедневно происходит в организованном детском коллективе. В детском саду осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, мы учим ребят быть скромными, честными, принципиальными, учим любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям, к природе.

  1. слайд Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом - формирование определенного набора нравственных качеств, а именно:
  • гуманности;
  • трудолюбия;
  • патриотизма;
  • гражданственности;
  • коллективизма.

Идеальная цель нравственного воспитания - воспитание счастливого человека. Все эти качества можно развить через экологическое воспитание. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Природа оставляет глубокий след в душе человека, а тем более маленького ребенка, она своей яркостью воздействует на все его чувства.

4слайд Экологическое воспитание

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.

Мы считаем, что нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно и привлекательно для детей.

Ребенок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления, связь между ними. Воспитывать у детей интерес и любовь к природе, родному краю, желание беречь и выращивать растения, воспитывать в детских сердцах доброжелательное и заботливое отношение ко всему живому- это наша важнейшая задача. Решить ее можно лишь в том случае, если дети будут обладать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать и понимать окружающий мир.

  1. слайд Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их и применение в практической деятельности и в быту;

проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе, давать оценочные суждения).

  1. слайд Направления работы воспитателя
  1. Экологизация развивающей предметной среды в группах;
  2. Экологизация различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни

В соответствии с ФГТ (Федеральными Государственными требованиями) в каждой программе есть экологический компонент, он введен в раздел Познание: Формирование целостной картины мира, а также рекомендован в планировании прогулок и в организованной образовательной деятельности во второй половине дня.

Направления экологической работы:

1. выполнение определенных экологических заданий;

2 выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

3. создание условий для экологического образования в группах;

4 подбор растений, животных и уход за ними;

5. работа с родителями;

Т.К. нет эколога функции экологического образования возлагаются на воспитателя, который самостоятельно реализует интегрированный подход через экологизацию развивающей предметной среды в группе и экологизацию различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.

  1. слайд Программа Николаевой С.Н.(фотоматериалы)

В планировании и проведении организованной образовательной деятельности экологической направленности неоценимую помощь оказала нам авторская программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». В ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника: экскурсии на природу, знакомство с живыми объектами, игра, уход за растениями, опыты и эксперименты - все это позволяет, на наш взгляд, приобщить ребенка к правильному восприятию и осознанию своего места и роли в окружающей среде.

  1. слайд Организованная образовательная деятельность(фотоматериалы)

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. В организационной образовательной деятельности необходимо учитывать, что дети очень восприимчивы к тому, с чем сами непосредственно сталкиваются в жизни. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.

Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время, каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

  1. слайд «Украсим город цветами»(фотоматериалы)

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе - необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность - создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, проросшие семена будущих красивых цветов...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Проект «Украсим город цветами» Знакомились с разными видами цветов, сравнивали семена, сеяли в рассадный ящик, высаживали рассаду весной на участках в клумбы, подключали родителей (у многих свои сады, дачи) - они приносили рассаду многолетников, декоративных кустарников...

  1. слайд Экологизация развивающей предметной среды в группе

В течение года ведется работа в экологическом уголке, уголке природы. Знакомим детей с комнатными растениями, объясняем и показываем, как размножать комнатные растения, соблюдать правила ухода за ними, также проводим опыты и эксперименты: что нужно для роста растений (ценность воды, воздуха, тепла для хорошего роста).

  1. слайд Дидактические игры(фотоматериалы)

Углубленная работа по экологическому воспитанию убедила нас в необходимости подборки дидактических игр и пособий экологического содержания.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов. Были составлены сделаны подборки познавательных экологических сказок, альбомы «Воспитание бережного отношения к природе - «Природа в опасности»», «Птицы - наши друзья», «Красная книга».

В данный момент идет накопление в группе иллюстраций, фотографий, репродукций картин, где изображены животные, растения в разное время года.

  1. слайд Практическая деятельность (фотоматериалы)

Идет формирование экологической культуры у ребенка через практическую деятельность, которая очень нравится ему и которая является показателем его положительного отношения к объекту изображения.

  1. слайд «Что увидим нарисуем»(фотоматериалы)

На прогулке или во время экскурсии детей учим фиксировать красивый пейзаж и затем, придя в группу, сделать зарисовку и составить рассказ по своему рисунку. Используем художественное слово, чтобы восприятие природы вызывало у детей яркие впечатления, широко используются в работе стихотворения, рассказы о временах года, народные приметы;

  1. слайд Экологическая развивающая среда (фотоматериалы)

Важное значение имеет экологическая развивающая среда. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты в любое время года, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

15 слайд На прогулке (фотоматериалы)

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

  1. слайд Труд на участке. (фотоматериалы)
  2. Акция «Помогаем дворнику» (фотоматериалы)

Особое внимание уделяется труду на участке детского сада. В осенний период проводится очистка участка от опавших листьев. Перекапывается почва на огороде. Осенью собираются разные семена для зимней подкормки птиц. Дети вместе с родителями привлекаются к сбору сухих листьев, коряг, шишек, которые в течение всего года используются на занятиях и для украшения групповых комнат. Зимой дети подготовительных групп помогают дворнику расчищать участок.

  1. слайд Акция «Трудовой десант» (фотоматериалы)

Дети оказывают посильную помощь при созревании яблок на плодовом участке: собирают упавшие яблоки - «санитарная» уборка территории.

  1. слайд Акция «Поможем птицам зимой» (фотоматериалы)

В зимний период начинается подкормка птиц. Дети могут свободно наблюдать, как птицы садятся на ветки и ждут семян, крошек хлеба. В воспитательной работе детей приучают не выбрасывать кусочки хлеба, оставшиеся крупы. Дежурные все собирают в полиэтиленовый пакетик и птицы имеют возможность получать разнообразную пищу.

  1. слайд Праздник «День птиц» (фотоматериалы)

Каждую весну проводится праздник «День птиц»: ставим инсценировки, рассказываем стихи,поем песни, делаем выставку рисунков и поделок, а в завершении - выходим на улицу, где вывешиваются скворечники, изготовленные родителями воспитанников.

20слайд Мероприятия в рамках проекта « Земля - наш дом родной»

(фотоматериалы)

В прошлом учебном году весь коллектив работал по проекту «Земля наш дом родной»: это были с и экскурсии, и выставки поделок из природного материала, и художественные тематические выставки, праздники, трудовая деятельность на территории детского сада, в том числе и с привлечением родителей.

  1. слайд Работа с родителями (фотоматериалы)

Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно в детском саду проводятся общие и групповые родительские собрания по вопросу экологического воспитания детей. На них мы разъясняем родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказываем об эколого-оздоровительной работе, о пользе экскурсий, об участии родителях в акциях. Привлекаем родителей к участию в сезонных выставках поделок из природного материала.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания в семье, было проведено анкетирование. Оно показало, что у большинства имеются дома животные. Ухаживают за ними взрослые, а дети помогают. Из анкет мы узнали, что многие проводят выходные дни на природе.

  1. слайд (фотоматериалы)

Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, а значит нравственности. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

  1. слайд (фотоматериалы)

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

24 слайд Спасибо за внимание


Слайд 2

Тема: «Технология проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников»

РЫБАЛКО Ю. В., воспитатель МДОАУ №1 «Звездочка» г. Новокубанск

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Цель данной технологии – развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 11

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

Изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется психологический климат в группе; - знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т. е. значит нужны детям и поэтому интересны; - приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия; - развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие – иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивать целостность развития личности ребенка.

Слайд 12

Проект « О чем поют воробышки?»

проблема: недостаточные знания детей о птицах (зимующих и перелетных), их особенностях, предназначении в экосистеме. Несоблюдение правил экологической культуры. Идея проекта: воспитание любви и бережного отношения к птицам. Цель проекта: содействие формированию экологической культуры дошкольников через воспитание заботливого отношения к птицам.

Слайд 13

Задачи проекта:

Воспитывать бережное отношение к птицам, понимание необходимости охраны не только птиц, но их «дома», местообитаний. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к птицам и заботливого отношения к ним. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Развивать творческие способности, мышление и речь. Приучать заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от сознания, что можно спасти птиц от гибели. Дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Приучать ответственно относиться к серьезному и ответственному делу- изготовлению кормушек и скворечников. Дать почувствовать удовлетворение от сознания важности выполненной работы. Знакомить с некоторыми представителями птиц. Пополнить развивающую среду (экологические знаки, кормушки, скворечники).

Слайд 14

Вид проекта:исследовательско - творческий. Продолжительность проекта:средней продолжительности (декабрь - март 2014 года) Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Слайд 15

На начальном этапе реализации проекта

были сформулированы проблемные вопросы совместно с детьми: «Все ли птицы улетают на юг?», «Как вы думаете, о чем поют воробышки в начале зимы?», «Чем питаются птицы зимой?» « Как мы им можем помочь выжить в суровых условиях?», «Почему в холода птичкам нужно больше пищи?», «Что страшнее для птиц зимой: холод или голод?». Каждый ребенок высказывал свое мнение. Детям было предложено рассмотреть картинки, иллюстрации к художественным произведениям, видеоматериал, обсудить проблемные вопросы совместно с родителями. В результате данной поисковой деятельности мы с детьми пришли к выводу, что нужно сделать кормушки для птичек, развешать их и подкармливать в течение холодного времени года.

Слайд 16

Технологический этапРабота с детьми:

Познавательное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально- коммуникативное развитие

Слайд 17

Познавательное развитие

расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах Краснодарского края, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

Слайд 18

1. Конструирование «Воробей» (оригами, из конуса) . 2. Д/и: «Зимующие и перелетные птицы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружат птицы?», «Птицы Кубани», « Загадки о птицах», « Не сорока, не ворона…» 3. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями зимующих птиц в парке и на территории детского сада. 4. Ежедневное кормление птиц и наблюдение за ними. 5. Разгадывание кроссвордов. 6. Исследование на тему « Какой корм охотнее клюют птички?» 7. «Веселые задачки» о птичках. 8.Строительная игра « Скворечник» 9. Занятия: « Природа и здоровье», « Зимующие птицы в нашем городе», «Кто охраняет окружающую среду»

Слайд 19

Художественно – эстетическое развитие

развивать творчество, учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей; закреплять умения и навыки в рисовании, лепке, полученные ранее; развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы; развивать способность к эстетическому восприятию действительности и явлениям окружающего мира.

Слайд 20

1. Лепка: «Птицы у кормушки», «Воробей»; 2. Рисование: «Птичьи дома»» (использование различных техник), «Снегирь на ветке»(рисование гуашью), « Серая Шейка» (по сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка); 3. Аппликация «Сказочная птица », « Скворечник»; 4. А.Н. Толстой «Сорока», С.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Н.Сладков «Вежливая галка», Е. Трутнева «Воробей», «Ворона», В. Зотов «Ворона», «Снегирь», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; 5. Чтение стихотворений: В.Берестов « О чем поют воробышки…», В. Стоянов «Воробей», Ю. Кушак «Слетайтесь, пичуги», Г. Ходырев» Скворец», Н. Асеев «Снегири», Я. Яшин « Покормите птиц зимой»; 6. Чтение русских прибауток и песенок о птицах; 7. Рассматривание картин русских художников с изображением птиц.

Слайд 21

Физическое развитие

1.Подвижные игры: «Десять птичек - стайка» «Сороки и галки» « Птицы » - дети ходят вокруг кормушки, а по сигналу разбегаются. « Лягушки и цапли » - прыжки и ходьба с высоко поднятыми коленями. « Воробьи и ястреб » - по типу «Кот и мыши». « Летал, летал воробей » - народная игра. развивать двигательную активность, координацию движений; умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции; упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

Слайд 22

Речевое развитие

формировать у детей навыки культуры слушателя; развивать диалогическую речь; побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы; составлять творческие рассказы; строить развернутое суждение, умозаключение; активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц. 1. Беседы на тему: «Зимующие птицы нашего города». 2. Составление творческих рассказов « Как я помогал птичкам». 3.Конкурс«Отгадай загадку, скажи скороговорку, реши задачу». 4. Конкурс « Читаем стихи о птицах». 5. Д/и: «Считалки про птиц» 6. Составление сюжетного рассказа по серии картинок «Ворона и Воробей».

Слайд 23

Социально-коммуникативное развитие

уметь оказывать необходимую помощь; осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса; воспитывать бережное отношение к природе, живым существам; расширять представление о птицах родного края; развивать инициативу, организаторские способности. 1.Конкурс «Кормушки и скворечники для птиц» 2.Знакомство с народными приметами «Пернатые барометры» 3.Инсценировка «Берегите птиц. друзья!» 4.Драматизация сказки Л. Н. Толстого « Чиж». 5.С/р игры: «Птичья столовая», «Экологи», «В гостях у лесных зверей».

Слайд 24

Слайд 25

Работа с родителями

1.Изготовление буклетов «Как научить ребенка любви к природе» 2.Консультации на темы: «Как выбрать место для совместного отдыха и прогулок с детьми»; «Научите детей беречь природу» «Изготовление кормушек и скворечников» 3.Помощь в подготовке конкурса «Читаем стихи о птицах» 4. Помощь в организации экскурсии в городской парк. 5. Изготовление совместно с детьми подготовительной группы кормушек и скворечников для птиц.

Слайд 26

Слайд 28

Подведение итогов:

В результате проведенной работы дошкольники понимают и осознают насколько важно помогать птицам зимой. По итогам работы было отмечено: 1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей. 2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к птицам. 3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Мы -друзья птиц». (Дети в результате наблюдений пришли к выводу, какой корм нельзя давать птицам, а какой они предпочитают; если каждый день подсыпать немного корма в одни и те же кормушки, птички привыкают и уже ждут нас.) 4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом. 5. Пополнена развивающая среде по экологическому воспитанию детей.

Слайд 29

Слайд 30

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А


















ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы








26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»




Top