Пирамида логических уровней в коучинге. Пирамида Дилтса: решаем проблемы на всех уровнях

Признайтесь, вы иногда задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?»

Роберт Дилтс , один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании, предложил удобную для описания вашей жизни модель в виде пирамиды.

Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше.

На вас навалились проблемы, черная полоса затянулась, сложности на работе, нет взаимопонимания с близкими?

Значит пришла пора, провести генеральную уборку внутри себя и расставить все по местам.

Решаем головоломки своей жизни.

Что это за чудесный инструмент? Разложить проблемы по полочкам поможет пирамида Дилтса. Пирамидам давно приписываются магические свойства. И пирамида Дилтса это подтверждает. Она помогает находить решения в сложных ситуациях, сдвигать с мертвой точки неразрешимые проблемы, которые мы привычно тащим за собой месяцами и годами. С ее помощью можно избавиться от деструктивных привычек, разобраться в себе и навести порядок в жизни.

Как это работает

Пирамида Дилтса просто и логично описывает любое явление или систему (отдельного человека, целую организацию или даже общество). В чем ценность такого подхода?

Мы склонны погрязать в рутине и часто дальше своего носа попросту ничего не видим.

«Проблему невозможно решить на том же уровне, где она была создана».

Альберт Эйнштейн

Для этого надо подняться над проблемой.

Легко сказать. Но вот как это сделать? Где искать это самое решение? Как найти тот уровень, где прячется нужное нам решение?

Шесть уровней пирамиды можно представить как полочки, по которым разложен наш субъективный опыт или внутренний мир. Все уровни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Причем изменения на верхних уровнях обязательно приводят к изменениям на нижних. А вот изменения внизу влияют на верхние уровни намного меньше, либо вовсе никак. Главный секрет пирамиды Дилтса в том, что решение всегда находится на верхних уровнях и, как правило, на два уровня выше, чем сама проблема.

Уровни Пирамиды


Окружение – первый уровень снизу. Сюда относится все, что нас окружает: условия жизни, люди, предметы, места, даты. Все то, с чем нам приходится сталкиваться в своей повседневной жизни, декорации, в которых разворачиваются действия. Вопросы этого уровня: с кем, где, когда?

Действия (поведение) – второй уровень. Мы взаимодействуем со своим окружением при помощи действий. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и к целой организации или обществу. Вопрос: что делаю?

На двух нижних уровнях и протекает наша жизнь, по крайней мире, ее видимая часть. Мы общаемся, вступаем во взаимодействие с окружением, переживаем эмоции, получаем удовольствия, ищем внимания, стремимся к повышению собственной значимости, изучаем новое, зарабатываем и тратим деньги и т.д. Здесь же находится большинство наших целей. А если рассматривать организацию, то это уровень взаимодействия подчиненных и начальства, служебные «манипуляции» и прочее.

Способности – это то, как мы действуем, алгоритмы и стратегии, которые мы используем, действуя в рамках своей модели мира. Это то, какие ресурсы мы выбираем и как ими распоряжаемся. Проще говоря, что мы вообще можем и умеем.

Убеждения и ценности – здесь находится ответ на вопрос, почему человек поступил именно так? На этот уровень оказывает влияние весь опыт человека, все, что он вобрал в себя из семьи, окружения, в школе, из привычного ему культурного контекста. На этом уровне также находится ответ на вопрос, что важно в этой ситуации? Или почему это так важно? Например, человек хронически опаздывает. Какую ценность он таким образом воплощает? Что важно для него в этой ситуации? Возможно, это чувство свободы. Ощущение, что он может придти, когда пожелает. Что он не стеснен никакими рамками.

Идентичность – наши убеждения приходят от идентичности, с которой мы себя ассоциируем. Этот уровень соответствует той роли, которую мы преимущественно исполняем. Отвечает на вопрос: «Кто я?» Это представления человека о себе, о том, какой он и как строит отношения с внешним миром.

Понимание своей самоидентичности и картины мира, осознанность дают вам возможность управлять своей ситуацией. Мы можем сами выбирать то, каким хотим видеть мир вокруг. Если понимаем, что наше мировосприятие стало нас ограничивать, то можем выбрать другое. И убрать таким образом причину проблемы. Это может стать путем к кардинальным изменениям в жизни.

Миссия – следующий уровень, стоящий над нашей идентичностью. С миссией можно работать на разных уровнях. От простого «что я хочу получить в результате?» (например, перестать опаздывать) до уровня, который включает в себя представления человека о чем-то большем, выходящем за пределы его Я. Это духовный уровень, уровень видения, в случае организации – уровень духа организации.

Вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу получить в результате? Ради чего? В чем смысл? Для кого еще?

Используйте пирамиду Дилтса, в любых сложных жизненных ситуациях

Что именно нужно делать?

Запишите свою задачу. Лучше записать, потому что написанное для подсознания будет восприниматься как программа действия. Пока вы пишете, вы продумываете формулировку, вам будут приходить в голову некоторые нюансы, которые вы не осознавали раньше. Так что еще в процессе написания вы можете получить некоторые идеи и подсказки. При этом вы настраиваетесь на решение, желаемый результат, входите в определенное эмоциональное состояние. А это уже энергия в чистом виде и импульс Вселенной, который она воспринимает как руководство к действию.

Определите на каком уровне находится ваша проблема или задача (цель). Например: привычка опаздывать находится на уровне поведения или действий, значит, решение нужно искать на 2 уровня выше, т.е. на уровне ценностей и убеждений.

Проанализируйте свою текущую ситуацию, переходя с одного уровня на другой, начиная с самого нижнего. Дойдя до уровня миссии, представьте себе, что желаемый результат получен. Побудьте в этом состоянии. Спросите себя, для кого еще это будет полезно? На кого еще это повлияет?

Затем начинайте движение вниз в обратном порядке. Теперь сформулировав миссию (уточнив задачу, скорректировав цель), вы проходите по каждому уровню и смотрите, что изменилось или добавилось теперь, когда вы привносите туда миссию. Вы как бы расширяете свое видение, возможно у вас появятся новые ресурсы, вы увидите то, что раньше было неочевидно. Вы смотрите, как наилучшим образом должен быть организован каждый уровень, чтобы соответствовать вашей миссии. Какая это должна быть идентичность? Какой вы в этом случае? Какие у вас ценности? Какие новые способности у вас появляются, когда ваша миссия такая-то… И тогда как вы действуете, и как меняется ваше окружение?

Пример: молодой человек никак не решается попросить повышения зарплаты. Постоянно возвращается к этому мысленно и в разговорах с близкими, ищет и находит яркие аргументы. И как будто готов к разговору, но ничего не происходит. Понятно, что где-то есть блок, и эта история может тянуться еще очень долго.

Его описание окружения - прекрасные коллеги, неплохой шеф, на работе комфортно. Поведение – много успевает на работе, высокая нагрузка, но в целом с удовольствием выполняет свои обязанности. Способности – сильно вырос за время работы на этой должности и видит большие перспективы для дальнейшего роста. Убеждения – вот тут-то и обнаруживается корень проблемы. Оказывается, что считает даже свою нынешнюю зарплату выше того, что заслуживает. Идентичность – задумывается, с кем он может ассоциировать себя, если сможет попросить о повышении зарплаты. Миссия (здесь просто его задача) – хочет получить повышение зарплаты. Дальше спускаемся вниз в обратном порядке.

Чтобы получить повышения зарплаты, он должен быть уверен в себе и знать себе цену. Он знает, что уже многое вложил и потратил достаточно сил для того, чтобы достигать таких результатов на работе, которые у него есть сегодня. Его новые убеждения – большие деньги необязательно должны доставаться в результате каторжного труда. Можно работать легко, получая от этого удовольствие, даже если кому-то другому приходится гораздо сложнее. Результат – разговор с шефом состоялся на следующий день. Молодому человеку вскоре был предложен перевод в другое подразделение, где он вырос в должности и зарплате.

Пирамида Дилтса удобна тем, что не всегда обязательно работать со всеми уровнями. В качестве быстрого варианта бывает достаточно определить, на каком уровне возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, ответы на которые помогают найти решение задачи.

Как работать с целями при помощи пирамиды Дилтса


1 уровень – когда вы достигнете цели, где и с кем вы будете?

2 уровень – что вам нужно делать, чтобы достичь цели? Какие шаги вам потребуется предпринять? Какие действия вы осуществите, находясь в окружении из пункта 1?

3 уровень – как вы будете это делать? Какие способности и навыки вам для этого потребуются? Что у вас уже есть, а что нужно развить?

4 уровень – что ценного вы получите в результате? Почему это важно для вас? Как изменится ваша жизнь вместе с достижением цели?

5 уровень – кем вы станете, достигнув этой цели. Кем вы будете, получив то ценное, что появится в вашей жизни?

6 уровень – ради чего вы хотите сделать это? Для кого еще это важно? Кто еще получит пользу и будет рад этому результату?

Очень часто люди, добравшись до ценности, самоидентифкации, миссии, меняют цель или корректируют ее.

А теперь с учетом того, что мы знаем, дойдя до самого верхнего уровня, идем вниз:

- Рады ли другие этому? Полезно ли это для них?

- Кем вы стали в результате?

- Что ценного в этом?

- Какие способности у вас появились?

- Что вы теперь делаете?

- Каково ваше окружение?

Это очень действенно, когда вам нужен всесторонний взгляд на вашу цель. Или вы чувствуете неуверенность в своих силах или ощущаете, что находитесь в тупике.

При помощи этой магической пирамиды можно быстро определить, на каком уровне находится проблема и найти решения, задав вопросы с более высокого уровня. Для этого необязательно всегда использовать пирамиду в развернутом виде, иногда бывает достаточно всего пары вопросов. Вы сможете диагностировать проблемы других людей и помогать находить решения. Это инструмент, который помогает взглянуть на жизнь объемно, структурировать задачи, разложить проблемы на составные части, найти уровень, на котором находится решение и проверить его, пройдясь по пирамиде сверху вниз.

Если вас не устраивает то, что у вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять ваши действия.

Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом.

Если непонятно, куда менять стратегию -значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.


Сейчас, когда вы приложили модель Дилтса к себе, увидели ли вы, в каких местах пробуксовывала ваша жизнь, и что нужно делать, чтобы она перестала буксовать?

Вы решили, что вам нужны изменения?

Надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Обращайтесь. Буду рада новым клиентам из любой точки планеты!

Никакую проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. А. Эйнштейн.

Пирамиду Роберта Дилтса (мы рассмотрели подробно ранее), основанную на той закономерности, что в познании, изменениях, коммуникации и просто жизни, соблюдаются некие естественные уровни классификации, и что изменение чего-либо на более высоких уровнях всегда неизбежно влияет на более низкие уровни, можно замечательно использовать для самокоучинга.

Коротко напомню — каждый уровень пирамиды хранит информацию определенного качества:

Окружение — уровень реакции (Что? Кто? Где? Когда? С кем? У кого?) — условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки, и все, что нас окружает в повседневной жизни.

Поведение — уровень действия (Что делает?) — всё, что связано с деятельностью человека (организации), уровень посвящен информации об изменениях и движениях.


Способности
— уровень источников и направления движения (Как?) — уровень знаний и опыта, которые стоят за нашим непосредственным восприятием окружения, объединения различных ресурсов, алгоритмов и стратегий, стоящих за поведением.

Убеждения и ценности — уровень дозволения и мотивации (Зачем? Для чего? Почему?) — это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Они формируются под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.

Идентичность — миссия (Кто я? Какую социальную «роль» я играю?) — с какой ролью (роль, которую вы преимущественно играете – шут, мать, бизнесмен, друг, любовник, ребенок, мачо, учитель и т.д.) или самоощущением связана проблема или результат.

Трансмиссия — видение, смыслы, духовный уровень (Для кого еще? Ради чего еще? В чем смысл?) — относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения.

Понимая значения каждого уровня в собственной жизни, достаточно просто проводить для максимально мощной и быстрой реализации новых и задач. А ещё можно провести анализ сложной или запутанной ситуации, которая не решается при совершении привычных ваших действий. Проще говоря, когда вы , застряли в чём-то: в выполнении задачи, в отношениях, в учёбе, etc. Можно избавить себя от деструктивных привычек (опаздывать, курить, нарушать договорённости или дресс-код организации, в которой работаете, etc.).

Как это сделать самостоятельно, если нет возможности повзаимодействовать с коучем?

Совет: когда проблем навалилось много – не пытайтесь решить всё сразу, «отсортируйте» по степени срочности-важности. Выберите самую насущную и начинайте действовать.

Во-первых , конечно, настроиться на кропотливую и осознанную работу, выделить достаточно времени на самокоучинг, подобрать помещение, где вам никто не помешает, и ничто не будет отвлекать внимание от работы. Записать в план день и время начала этой работы. Так психологически проще выполнить намеченное и на потом.

Во-вторых , написать свою цель (задачу), которую хотите реализовать. Почему обязательно написать?

1) Написанное ложится на подсознание как программа к действию. «Что написано пером – не вырубишь топором»;

2) Пока пишете (формулируете мысль) осознаете некоторые нюансы, которые могут уже сейчас дать идею к решению вопроса. Во-вторых , во время письма формируются и посылаются в мозг определённые нервные импульсы, связанные с написанием конкретных слов, поэтому очень важно, какими словами вы описываете свою цель (задачу). В-третьих , при написании происходит определённая визуализация желаемого результата, что является дополнительным импульсом мозгу. В-четвёртых , осознавая свою цель (задачу) и для чего она вам необходима, вы испытываете определенное эмоциональное состояние (волнующее, приподнятое, радостное и т.п.), а эмоция – это энергия в чистом виде, которая даже больше, чем визуальный образ, воспринимается Вселенной как руководство к исполнению;

3) За время до назначенного часа самокоучинга может измениться ситуация как внешняя, так и ваша внутренняя (например — изменится цель и вы её подкорректируете в своих записях, решится проблема, изменится окружающая реальность, etc.).

В-третьих , приготовить отдельные листы бумаги и написать на них название уровней пирамиды. Можно написать и вопросы, соответствующие каждому уровню. Приготовить разноцветные маркеры или ручки.

В-четвёртых , понять на каком уровне находится ваша цель (задача) или проблема. Решение, либо фактор, который поможет активно сдвинуть с мертвой точки проблему к совершенствованию, находится на 2 уровня выше проблемы.

Например, привычка опаздывать находится на уровне Поведение – значит, решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности.

Трудности общения с определенными людьми берут начало на уровне Окружение — искать решение на уровне Способности – развить в себе навыки убеждения, аргументации, слушания, способности заинтересовать, и т.п.

Трудности с обучением иностранному языку, вождению автомобиля, отказом от курения связаны со Способностями — ищите фактор в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная иностранный язык, легко управляя автомобилем, имея репутацию не курящего человека.

Техника решения задач по уровням Дилтса заключается в интеграции логических уровней и состоит из двух этапов:

1. Сделать анализ существующего момента по уровням снизу вверх, задавая себе вопросы, соответствующие каждому уровню. Ответы лучше разделить по степени важности для вас (для этого и нужны разноцветные чернила).

Дошли до уровня «Миссия» — визуализируйте себя в целевом слайде так, как будто задача или проблема решена, цель достигнута. Какой вы там, в том слайде? Опишите себя в деталях визуально-аудиально-кинестетически (лучше тоже письменно).

Побудьте в этом состоянии подольше: вы герой, победитель, вы справились со сложной задачей! Заякорите это состояние (аудиалы – звуковой меткой (мелодия, звучание каких-то слов и т.п.), визуалы – образной меткой (знак, символ, предмет и т.п.), кинестетики – движением, жестом, запахом и т.п.).

Задавайте себе вопросы трансмиссионного уровня: Для кого еще будет полезна реализация моей цели? Ради чего еще я достигаю этой цели? В чем смысл моей цели для близких, моего предприятия, Планеты Земля? И как повлияет на них реализация моей цели?

2. После того как насладитесь своей победой, начинайте движение в обратном порядке по пирамиде вниз. Только теперь качество вопросов на каждом уровне изменяется с учетом уже достигнутой цели.

Вторая часть техники позволяет использовать знание собственной Миссии для более точного подбора ресурсов на каждом логическом уровне: «Что добавляется или изменяется на каждом уровне при привнесении туда знания и ресурса собственной Миссии? Как теперь должна быть структурирована информация на данном уровне, чтобы наилучшим образом отвечать выбранной Миссии?»

— Какая личностная роль наиболее полно отвечает моему новому состоянию?

— Какие ценности и убеждения свойственны такому человеку с такой миссией?

— Какие новые способности появляются у меня в новом качестве с новой миссией?

— Как я веду себя, какие действия совершаю, как взаимодействую с окружающими в моем новом амплуа?

— Какое оно, моё окружение, теперь? Какое окружение помогает мне достигать новых высот в моей новой роли?

После окончания работы обязательно сделайте себе подарок. Это чисто психологический приём, который поможет вам легко применять самокоучинг в дальнейшем: подсознательно вы изначально будете настроены на позитивный результат.

Техника очень проста, помогает в 100% случаев при честном самоанализе. Более того, применив её для решения своих задач, вы сможете легко помогать своим близким и друзьям, и даже для решения определённого круга вопросов, лежащих в вашей компетенции в своей компании.

Я желаю вам успехов и побед на пути достижения ваших целей, роста вашего личного потенциала как профессионала и как человека! Готова ответить на все ваши вопросы и с удовольствием вам найти верный, простой и быстрый путь в достижении целей.

Хочу рассказать о технике Пирамида Дилтса. Ее применяют в коучинге, в консультировании, для решения проблем в самых разных областях взаимоотношений.



Эта техника поможет вам разобраться в себе и своей жизни, позволит лучше понять ваши глубинные причины незнания иностранного языка, которые вы не осознаете. А также хорошо подойдет она и для повышения мотивации обучения. Знание пирамиды и ответы на вопросы к каждому ее уровню даст вам возможность увидеть ваши внутренние убеждения.



Итак, пирамида Дилтса представляет собой модель логических уровней вашей жизни.




Формирование каждого логического уровня происходит снизу вверх. Смысл пирамиды в том, что вышестоящий уровень имеет влияние на нижестоящий.



То есть:

    изменение, происходящее на более низком логическом уровне, почти никогда не приводит к изменениям на более высоком логическом уровне;

    изменение, происходящее на более высоком уровне, всегда приводит к изменениям на более низких уровнях.



Проще говоря, для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос “Почему это так?” лежит на один-два уровеня выше.



Например, вас не устраивает ваше поведение, и вы хотите его изменить. Сменив окружение, вы вряд ли добьетесь результата. Значит, изменения должны быть на уровне Способности . Так, если вы считаете себя неспособным человеком, то это перейдет на уровень ниже - Поведение . Своим поведением вы будете подкреплять это убеждение. То есть, не браться за интересные задачи, смелые проекты, всячески избегать риска. И наоборот, если вы уверены в своих способностях, то эта убежденность формирует определенное поведение для достижения результата.



Описание логических уровней : (в порядке от низшего к высшему):



Окружение - это условия, среда обитания, окружающий мир, предметы, люди, места, даты, сроки - все, что нас окружает. Это то, с чем мы сталкиваемся в своей повседневной жизни. Это вы сами, ваше физическое окружение, это люди, с которыми вы общаетесь, культура, частью которой вы являетесь. Отвечает на вопросы: “ Что?”, “Где?”, “Когда?”, “С кем?”, “У кого?”.



Поведение - всё, что связано с вашей деятельностью, что конкретно вы делаете (или НЕ делаете) в своей окружающей среде. На этом уровне находится то, к чему в итоге сводятся большинство наших целей (получения удовольствия, переживание эмоций, общение, деньги, секс, изучение чего-то интересного). Этот уровень, отвечает на вопрос “Что делает?”, “Что я делаю?” и посвящен информации об изменениях и движениях.



Способности - уровень источников и направления движения, уровень опыта, который стоит за нашим непосредственным восприятием окружения. На этом уровне находятся стратегии, стоящие за поведением и отвечающие на вопрос “ Как? ”. Человеку на данном уровне становится важно не то, что он имеет, а то, что он умеет. На этом уровне главным капиталом для него становится знание.



Этот уровень связан со способностями, навыками и стратегиями, которыми мы пользуемся в жизни, для того чтобы действовать. Как именно мы выполняем задачи и справляемся с различными ситуациями. Их можно развивать, тренировать, приобретать. То чему можно учиться, если в этом есть необходимость.



Убеждения и ценности - это то, о чем человек говорит, когда отвечает на вопрос “Почему он это сделал?”, “Почему это так важно?”. Это глубокий уровень, структурирующий весь опыт человека как личности. Уровень ценностей формируется под влиянием разных факторов: семья, школа, окружение, среда, культура и т.д.



Идентичность (личностное своеобразие) – все представления человека о себе, кто он, какой он, как он строит отношения с другими. Идентичность связана с какой-то личностной ролью, которую вы преимущественно играете – бизнесмен, друг, любовник, ребенок, учитель, шут гороховый, “я же хорошая мать”, жертва, и т.д. Главный вопрос здесь – “Кто я?”



Понимание себя, своей картины мира помогает вам владеть жизненной ситуацией. Вы сами выбираете, каким хотите представлять себя и мир вокруг вас. Что немаловажно, вы также можете поменять свое мировоззрение, когда оно из помогающего становится ограничивающим.



Например, если на вопрос “Кто я?” вы отвечаете: “Я человек, который сам принимает решения и никого не слушает”, то на вас бесполезно пытаться оказать какое-либо влияние,



Миссия - это духовный уровень. Он относится к нашему ощущению чего-то, что выходит за наше личное видение себя самого и включает наше видение больших систем, которые окружают конкретные роли, ценности, убеждения, мысли, действия или ощущения…Этот уровень относится к тому, что может являться видением или “духом” личности, группы или организации". Это стратегический уровень, отвечающий на вопросы: “Зачем? Ради чего? В чем смысл?”.



Далеко не каждый человек задумывается о том, что для него есть его Миссия . Но зачастую вы себя можете ощущать частью чего-то большего, частью какой-то огромной системы. На этом уровне вы задаетесь вопросом " цель существования себя как человека ". Это то, какой вклад вы можете внести в мир и людям в целом. Что оставите после себя.




На уровне идентичности - спросите у самого себя: “Кем буду я, если выучу английский (или другой) язык? Какие представления о себе у меня поменяются? Готов ли я такие изменения?”. Вам могут прийти в голову самые разные ответы, например, что выучив английский язык, вы будете человеком, у которого дела не расходятся со словом. Поменяв представление о себе, вы уберите причину, мешающую вам владеть свободно английским языком.



На уровне миссии. В случае, с изучением английского языка, попробуйте ответить вот на такие вопросы:

“Как вы бы объяснили 5-летнему ребенку, то, что вы делаете? Как вы думаете, в чем смысл вашей деятельности? Ради чего вы это делаете?”. Например, “я всегда стремился к новому и лучшему” - это уровень миссии.


Примеры:



Вы давно хотите записаться на курсы английского, но все по какой-то причине откладываете задуманное. Привычка откладывать на потом находится на уровне Поведение. Значит решение надо искать на два уровня выше – Убеждения / ценности. Т.е. с мертвой точки проблему откладывания сможет решить переосмысление ценности, например, «Быть человеком своего слова».



Вы боитесь говорить на иностранном языке. Трудности с общением, скорее всего, берут начало на уровне Окружение. Искать решение можно на уровне Поведение (вести себя определенным образом - более спокойно и уверенно), а также и на уровне Способности – развивать в себе новые.



Если вы считаете, что трудности с иностранным языком связаны у вас со Способностями, ищите сдвиг в этом вопросе в своей Идентичности – в роли, которую вы хотите сыграть, зная язык. Например, я – успешный человек, который свободно путешествует по всему миру не ведая преград.


Опасные игры, или драматический треугольник.

Не знаю, как Вам, а мне очень нравится наблюдать за маленькими детьми. Их игры не только создают хорошее настроение и вызывают искреннюю улыбку, но и наталкивают на интересные мысли. Малыши с лёгкостью меняют свои роли в играх: дочки-матери, кошки-мышки, казаки-разбойники, немцы-наши… Эти игры безобидны, дети выбирают свои роли осознанно и управляют ими. Но, к сожалению, взрослея, люди очень часто играют в более опасные игры и выбирают такие роли, контролировать которые они не в состоянии. Эти роли начинают управлять людьми . Человек исполняет сценарии, которые ему совсем не по душе. Как говорится, хотели, как лучше, получилось, как всегда. Если Вы чувствуете, что окружающие относятся к Вам пренебрежительно, что никто Вас не ценит, и вокруг Вас находятся бессовестные, а главное – неблагодарные люди, то очень вероятно, что Вы попали в так называемый «драматический треугольник». Его ещё называют треугольник Карпмана , по имени психотерапевта, который разработал эту концепцию. Вот как выглядит, этот треугольник: «Жертва - Преследователь - Спаситель » - это роли, которые одну за другой играет человек, желающий осчастливить ближнего своего против воли. И если уж кто-либо попал в этот треугольник, то он пройдёт его весь, хочет он того, или не хочет.

В чём же заключаются эти роли?

Жертва – это человек, который считает себя несправедливо обиженным. Именно считает – далеко не всегда это так на самом деле. Зачастую жертва вовсе не так уж беспомощна и слаба, как хочет казаться, и способна сама решить свои проблемы. Спаситель - это человек, который никого не спасает, но оказывает услугу, в девяносто девяти процентах случаев медвежью, или даёт совет, как правило, непрошеный. По закону судьбы рано или поздно такой «доброжелатель» становится Жертвой , перед этим, вероятно, сыграв роль Преследователя . Преследователь на самом деле ничего конкретного от жертвы не хочет. Чётких претензий у него нет. По большому счёту, сей персонаж никого не преследует.

Пример из литературы :

Из сплошных треугольников Карпмана состоит роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Рыцарь Печального Образа постоянно надевает на себя доспехи Спасителя и с удивительной регулярностью оказывается побитым. Как физически, так и морально. То есть, неизбежно становится Жертвой. Вспомните эпизод, в котором Дон Кихот вступается за мальчишку-пастушка перед его разгневанным хозяином. Как говорится, классика жанра! Здесь присутствуют все три роли. Дон Кихот (Спаситель) увидел, как злобный хозяин нещадно избивает своего юного работника за какие-то грехи (Преследователь и Жертва). Всё, включился драматический треугольник! Наш герой в праведном гневе бросается на помощь (заметьте, мальчик его об этом не просил ) и становится Спасителем… на минуту. По отношению к рассерженному хозяину Дон Кихот превращается в Преследователя, а сам хозяин оказывается Жертвой. Сообразительный мальчик понимает, что странствующие рыцари приходят и уходят – на то они и странствующие, а жить и работать ему у хозяина, поэтому пытается остановить развоевавшегося Рыцаря Печального Образа. Таким образом, из Жертвы он становится Спасителем своего хозяина. Первая часть цикла пройдена. Затем, когда Дон Кихот посчитал, что подвиг уже совершён, и решил отправиться в дальнейший путь, «спасённый» пастушонок просит рыцаря взять его с собой, но тот ему отказывает (видимо, не принято у рыцарей совершать великие подвиги вместе со спасёнными – не по уставу). Тем самым он отдаёт мальчишку в руки ещё более разозлённого хозяина. По сути, Дон Кихот превращается в Преследователя по отношению к пастушку. А мальчик снова становится жертвой. Хозяин же, напуганный грозным видом странствующего рыцаря, обещает больше не обижать мальчика и выплатить ему полагающееся жалование. Так он становится Спасителем… опять-таки на минуту. Закончилась вторая часть цикла. Через некоторое время Рыцарь Печального Образа после всех своих «подвигов», в которых он надевал маску Спасителя и оказывался Жертвой, возвращается в те же места. Он встречает этого пастушка и… тот осыпает благородного сеньора проклятиями. И не удивительно, ведь тогда униженный и от этого ещё более разъярённый хозяин избил мальчика ещё сильнее. Таким образом, Дон Кихот становится Жертвой. Что и требовалось доказать. Драматический треугольник замкнулся.

Пример из жизни: Эта история происходила на моих глазах. На первом курсе университета идут лабораторные работы по физике. Преподаватель хочет выяснить уровень знаний каждого из студентов и для этого раздаёт им задачи, отпечатанные на отдельных карточках. У одной из студенток уровень подготовки значительно выше, чем у всей группы, и она щёлкает эти задачи, как семечки. Пока её товарищи скрипят мозгами, вспоминая формулы, девушка откровенно скучает. И от нечего делать «профессорша» предлагает свою помощь своим новым товарищам (то есть принимает на себя роль Спасителя). Она решает задачи за пятерых друзей. И так несколько раз подряд. Видя такую ситуацию, преподаватель даёт этой девушке задачу повышенного уровня сложности, которая, разумеется, требует больше времени. Но в тот же момент, когда преподаватель отворачивается, десяток студентов, не произнося ни слова, видимо, считая, что так и должно быть, передают свои карточки свой более знающей подруге. Та в свою очередь отказывает им, возмущаясь подобной наглостью (то есть превращается в Преследователя). Но в роли Преследователя она пребывает недолго. На следующей же перемене «группа товарищей» высказывает ей всё, что о ней думают: «Ты – эгоистка, ты нам не помогаешь, ты думаешь только о себе». И так далее, и тому подобное. И девушка даже не заметила, как стала Жертвой. Вуаля!

Порой драматический треугольник растягивается на годы и десятилетия . Например, родители мечтают, чтобы сын или дочь выбрали ту профессию, то дело, которым их семьи занимались целыми поколениями. Они всячески расписывают преимущества этой профессии (скажем, экономиста), предлагают помощь в преодолении трудностей науки (Спасители). Молодой человек соглашается, несмотря на то, что его больше привлекает, например, журналистика или иностранные языки. Великовозрастное чадо ходит на лекции из-под палки, страстно и трепетно ненавидя всякие расчёты вообще, а экономические – в частности, а родители ещё и пеняют ему за нерадивость и отсутствие прилежания в учёбе (Преследователи). С горем пополам семья получает диплом, и молодой человек начинает работать на нелюбимой работе, и так проходят годы. В лучшем случае через много лет этот человек (к тому времени уже немолодой) начнёт искать возможности заниматься любимым делом, но сделать это в сорокалетнем возрасте будет гораздо сложнее. А в худшем – он будет всю жизнь ходить на ненавистную работу за мизерную зарплату, так как построить карьеру в нелюбимом деле практически невозможно. А что услышат родители на старости лет от своего сына или дочери, и в какой роли они будут, додумайте сами…

Почему же люди постоянно примеряют на себя все эти три роли, если от них только одни неприятности? О, нет! Ошибаетесь. Каждая из этих ролей имеет ещё и свои преимущества, как ни странно это звучит. Психологи называют их вторичными выгодами. Например, чем хороша роль Жертвы? Входя в эту роль человек, снимает с себя ответственность за себя (или за какую-либо совместную деятельность) и перекладывает её на других – на тех, кто готов взять на себя роль Спасителя. А если на человеке нет никакой ответственности, то и делать ничего не нужно. Он – жертва обстоятельств, а значит и порцию жалости получить можно, и ощутить себя белым и пушистым. Это ведь не он что-то не то делает, а обстоятельства так сложились, и люди вокруг подобрались на редкость чёрствые и бездушные – не хотят брать на себя его обязанности. А чем же хороша роль Преследователя? В своей сущности преследователь – тоже жертва. Высказывая претензии другом человеку (как правило, неконкретные и необоснованные), он тем самым переносит на него свою ответственность. А это и есть поведение Жертвы. Таким образом, он выплёскивает досаду за свои неудачи, срывает злость на жертву. Роль Спасителя хороша хотя бы тем, что позволяет человеку потешить чувство собственной значимости продемонстрировать (прежде всего, себе, а потом другим) собственное величие. А как же?! Он ведь спасает жертву от беды! Если немного поразмыслить, то можно понять, что Спаситель в глубине души – тоже жертва. Доказывать свою значимость нужно тем, у кого занижена самооценка. Эти люди страдают от пренебрежительного отношения окружающих. Чаще всего низкая самооценка является следствием психологической травмы в детстве.

Как же найти выход из треугольника судьбы? Самый лучший выход – это не находить туда вход.

А теперь о том, как избежать треугольника судьбы. Чтобы не превратиться в Спасителя, оказывать услуги можно, соблюдая следующие правила «техники безопасности»: Нельзя навязывать свои услуги. Человек должен сам попросить о ней, причем просьба должна быть максимально конкретной. Помогать можно только после того, как Вы сделали все свои дела, то есть не приносить в жертву свои интересы. Нельзя давать категоричных указаний и советов в стиле «делай, как я сказал и никак иначе!» Не делайте за человека то, что он должен выполнить самостоятельно, иначе Вы возьмёте на себя его ответственность, а это и есть роль спасителя.

А как же тогда можно общаться с людьми? Есть ли возможность безопасно оказывать помощь (советом или действием) своим близким?

Конечно, есть, и не одна, а много. Но у всех этих возможностей есть одна общая черта - осознанное распределение ответственности, когда каждый человек отвечает исключительно за то, что он реально может контролировать. Как можно это сделать? Начиная какой-либо проект, стоит предельно чётко оговорить (а в особо серьёзных делах и прописать), кто и за что несёт ответственность. Если Вы всё-таки даете совет, сопровождайте его дополнениями: «я думаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «это только моё мнение, а решать Вам». Объяснить, что каждый человек имеет право на ошибку, и Вы в том числе: «Я думаю так, но могу ошибаться…» Тогда можно давать любые советы, даже самые фантастические. Не давать никаких гарантий: «Я приложу все усилия, но на 100% гарантировать не могу», «Если будет возможность» и тому подобное. Подобных выражений существует бесчисленное множество. При таком раскладе человек учитывает Вас как запасной вариант, но и сам продолжает решать свою задачу. Роль преследователя тоже ничего хорошего не даёт, ведь закон бумеранга никто не отменял. И все те претензии, которые человек предъявляет окружающим, к нему же и вернутся, да ещё и «с процентами».

Но что же нужно делать и чего не делать, если Вы слишком поздно поняли, что попали в этот злополучный треугольник?

Выход есть. Прежде всего, ничего никому не доказывать, а выйти из этой системы и посмотреть на неё со стороны. Представьте себе, что Вы сидите на высоком холме и смотрите на эту ситуацию, как на спектакль с собственным участием. Эмоциональный накал сразу схлынет, и Вы сможете здраво рассуждать. Если же при этом Вам всё ещё хочется кому-то что-то доказать, значит, Вами ещё владеют эмоции. Тогда представьте, что Вы сидите перед телевизором и видите себя сидящим на холме и смотрящим спектакль. Обычно такое двойное удаление помогает полностью справиться с эмоциями и даёт возможность анализировать ситуацию и принимать правильные решения. Что же нужно делать, чтобы избегать этих драматических ролей? Ответ прост: заниматься собой, своим ростом, и духовным, и интеллектуальным и физическим. Найти себе дело по душе и оттачивать своё мастерство до совершенства. Тогда и Вам, и Вашим близким будет комфортно.

Часть 2.


Гонки по вертикали, или Пирамида нейрологических уровней.

Диетологи утверждают, что мы есть то, что мы едим. Специалисты по водолечению говорят, что мы то, что мы пьём. Стилисты уверены, что мы то, что мы носим. Спорить не стану, всё это верно.

А что бы сказали по этому поводу психологи?..

В Йельском университете был проведён эксперимент. Испытуемым было предложено записывать на диктофон все мысли, которые посещали их (получался такой «разговор с умным человеком»). Результаты этого исследования превзошли все ожидания. Оказалось, что в среднестатистического человека посещает до пятидесяти тысяч (!) мыслей в сутки. Но не это удивило учёных больше всего. Оказалось, что абсолютное большинство этих мыслей… негативны. Они сопровождались такими эмоциями, как страх, тревога, злость, раздражение, грусть… Кроме того выяснилось, что те из участников эксперимента, у которых преобладали всё-таки позитивные мысли, были значительно более успешными, чем их «негативные» коллеги. Выходит, мы есть то, что мы думаем. А значит, от того, какие мысли обитают в голове, зависит вся наша жизнь.

А можно ли изменить своё мышление?

Ответ: можно. На первый взгляд, наверное, кажется, что наши мысли и слова воздействуют на нас хаотично, сбившись в один большой клубок. На самом деле они, подобно олимпийским богам, имеют свою иерархию, некую устойчивую связь и зависимость. Психологическое воздействие можно условно разделить на шесть нейрологических уровней, где каждый более высокий уровень управляет всеми нижестоящими.

Первый, самый нижний из них – окружение.

Это всё, что находится вокруг нас: люди (наша семья, наши друзья, коллеги и просто прохожие на улице), предметы (наш дом и всё, что находится в нём, рабочее место, природа) – короче говоря, весь материальный мир, который мы можем увидеть, услышать и почувствовать.

Следующий уровень – это поведение, те действия, которые мы выполняем ежедневно .

А поскольку действия мы производим с предметами, людьми и в определённых местах, то можно смело утверждать, что поведение влияет на окружение и формирует его. Возьмём самый простой пример: Вы сделали генеральную уборку в квартире. Нет нужды объяснять, как изменится Ваше окружение.

Третий уровень – способности.

Сюда входят все наши знания, навыки и опыт, а также возможности. Представьте себе, что Вы научились водить машину. Несомненно, Вы захотите использовать свои навыки. Теперь у Вас не будет необходимости пользоваться общественным транспортом, таким образом, меняются Ваши действия и окружение.

Следующий уровень – это убеждения и ценности.

Если мы до сих пор говорили о материальном мире, о наших действиях и переменах в окружении, к которым ведут наши действия, то теперь речь пойдёт о мире духовном. Это, безусловно, семья и отношения с партнёром, карьера и самореализация, материальное благополучие и творчество, свобода и здоровье. Этот список можно продолжать и продолжать, и каждый человек устанавливает свою шкалу приоритетов. Что касается убеждений, то можно сказать, что это те правила жизни, которые вырабатываются у нас с детства. Переоценка ценностей и изменение убеждений могут перевернуть всю жизнь. Например, человек считал себя неспособным к иностранным языкам, но поменял своё убеждение. Вполне вероятно, что он поменяет профессию, или продвинется по карьерной лестнице на своей работе. А если ещё и поставит на первое место в шкале своих ценностей самореализацию и финансовое благополучие, то такой человек достигнет больших высот. Естественно, у него изменятся возможности, поведение и окружение.

На пятом «этаже» находится самоидентификация и личностное своеобразие .

Собственно говоря, это тоже убеждения человека, но только о себе самом. Здесь находятся все те роли, которые мы исполняем в жизни. На работе мы коллеги, дома – супруги и родители, в компании – друзья, и т.д. И если человек считает себя хорошим семьянином, то очевидно, что главной ценностью для него будет семья, а значит, он будет приобретать знания о том, как строить отношения, как воспитывать детей и пр. Естественно, он будет действовать на благо семьи и создаст себе соответствующее окружение.

И, наконец, уровень миссии . На этом уровне находятся мысли о том, для чего мы пришли в этот мир и какую ценность для него представляем. Если Вы решите, что Ваша миссия – нести радость людям , то Вы, вероятно, выберете соответствующую профессию (самоидентификация). Эта профессия станет Вашим любимым делом (ценность), Вы будете её старательно изучать (способности, знания и навыки), начнёте воплощать в жизнь свою мечту (поведение), и делать это Вы будете с определёнными людьми и в определённом месте (окружение).

Таким образом, совершенно очевидно, что чем выше уровень, на котором происходят изменения, тем сильнее преображается наша жизнь.

Перемены же на низших уровнях не способны повлечь сдвиги на высших уровнях. Или эти сдвиги могут быть очень незначительными. Мне вспомнился сюжет одной комедии, в которой бездомный выиграл в лотерею очень крупную сумму. Он окружил себя роскошными вещами, но в душе остался нищим. И вот он садится в дорогую машину, и его личный водитель спрашивает, куда его везти. А нищий богач отвечает: «На городскую свалку. Там всегда можно найти много хороших и нужных вещей!..»

Как известно, знания, не применённые на практике – это не знания, а ментальный мусор.

Для чего нужны эти знания? Каково их практическое использование?

Пирамида логических уровней, например, поможет распознавать манипуляции. Что же такое манипуляция? Это тип психологического воздействия, в результате которого человек выполняет действия, нужные манипулятору. В сущности, любая коммуникация есть манипуляция, и ничего страшного в этом нет. По определению толкового словаря современного русского языка МАНИПУЛЯЦИЯ (франц. manipulation - от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле - проделка, махинация». Скажем, некто остановил Вас на улице и спросил, который час. Это манипуляция, так как Вы сделали то, что нужно этому человеку. Манипуляция явная, ничем не прикрытая. А вот другой пример: Вы приходите в магазин за покупками. Вы просите продавца дать вам пакет молока, а взамен отдаёте ему деньги. И это тоже манипуляция, ведь Вы заставили продавца сделать то, что нужно Вам. В этом случае манипуляция привела к взаимной выгоде – каждый получил то, что хотел: Вы – молоко, а продавец – деньги. А вот если бы продавец за Ваши деньги всучил бы вам пакет прокисшего молока, то это и был бы тот самый «переносный смысл», то есть махинация. Вот это и нужно уметь распознавать.

Одним из видов манипуляций являются обиды. пожалуй, нет на свете человека, который ни разу в жизни не испытывал этого чувства .

Что же такое обида?

Это низкотоновое состояние, когда несоответствие поведения другого человека нашим представлениям о том, как следует вести себя в подобной ситуации, и наоборот. Обижаясь, мы пытаемся вызвать чувство вины у противоположной стороны. И вот тут стоит вспомнить, иерархию наших мыслей. В этом случае мы видим логическую связку на разных уровнях. Это и есть основной признак манипуляции. Представления о том, как надо себя вести в той или иной ситуации – это уровень убеждений, а действия – это уровень поведения. Вы не обязаны соответствовать чьим-либо представлениям, но и вашим представлениям тоже никто не должен соответствовать. Понимая этот механизм, легче справиться с чувством вины и не поддаться чувству обиды. Теперь рассмотрим логическую связку «если - то». Думаю, Вам не раз приходилось наблюдать отвратительные сцены, когда ребёнок посреди огромного торгового центра начинал требовать, чтобы ему купили игрушку. Обычно дети озвучивают это так: «Если ты меня любишь, ты купишь мне велосипед (куклу, железную дорогу, I-Phone – нужное подчеркнуть) «. Это тоже самая настоящая манипуляция, т.к. любовь – это ценность, а покупка игрушки – действие. Точно так же родители манипулируют детьми. С содроганием вспоминаю манную кашу, которую приходилось есть «за папу, за маму». Папа и мама – это ценность (и ещё какая!), а поедание каши – действие. И начальник может манипулировать подчинённым: «Вы же ценный специалист, неужели Вы не можете выполнить эту работу в короткие сроки?!» «Ценный специалист – это личностное своеобразие», а «можете выполнить» – способности и навыки. Но важно не только уметь распознавать манипуляции, но и противостоять им. Для этого существует несколько простых правил.

Правило первое. Разрыв шаблона.

И к счастью, и к сожалению, 95% своих действий мы выполняем автоматически. К счастью, потому что наш мозг не выдержал бы нагрузки, если каждое самое малое действие приходилось бы тщательно обдумывать. Подумайте, сколько действий мы выполняем, когда чистим зубы. Нужно открыть кран, взять тюбик с пастой, открыть крышечку, взять щётку, выдавить пасту… Ужас! Работы на полдня, если делать это осознанно! Автоматически мы управляемся за несколько минут. К сожалению, потому что такой автоматизм вырабатывает шаблоны поведения. Мы действуем автоматически и ожидаем определённой реакции в ответ. И если реакция не соответствует нашим ожиданиям, наступает замешательство, тот самый разрыв шаблона. И этим явлением можно успешно пользоваться.

Вот яркий пример. Одна моя знакомая работала волонтёром в общественной организации, распределявшей подарки ветеранам ВОВ. Однажды раздался телефонный звонок, и сотрудница подняла трубку. Видимо, решив, что война ещё продолжается, не представившись, не объяснив, в чём дело, возмущённый пенсионер бросился в атаку: - Ну что, поделили уже мои деньги?!! - Да, - спокойно ответила женщина, - поделили. Было очень приятно. А ещё приятнее было бы всё забрать себе. А если Вы продолжите говорить в таком тоне, я положу трубку. Пенсионер тут же извинился, объяснил суть своей просьбы, и выяснилось, что он вообще ошибся номером, и ему нужна была другая организация… Что же произошло? У пенсионера был шаблон поведения. Он думал, что в ответ на его обвинение работница начнёт оправдываться и успокаивать его, но она ответила иначе, чем вызвала замешательство и нужную ей реакцию оппонента. И ещё женщина использовала…

Правило второе. Амортизация.

Никогда, ни за что и ни при каких обстоятельствах не вступайте в прямой спор с оппонентом, не используйте пренебрежительных слов и интонаций. Возможно, это утверждение покажется Вам странным, а может быть, даже абсурдным, но первое, что нужно сделать в конфликтной ситуации, - это согласиться с «противником». Тем самым вы смягчите его выпад. Посмотрите, как падает борец в ту сторону, в которую толкнул его соперник. Но он тут же увлекает последнего с собой и, используя определённый приём, оказывается в выигрышной позиции. Это и есть амортизация. Вспомните женщину-волонтёра: она согласилась, что поделили деньги, а потом вызвала у ветерана нужную ей реакцию.

Другой вариант вызвать нужное Вам поведение у оппонента – запретить ему делать то, что он делать не хочет.

Одна мудрая мама запрещала своему сыну есть манную кашу. Нужно ли пояснять, что каша из тарелки исчезала в мгновение ока… Может быть, Адам и Ева так и остались бы в раю, если бы Бог не запретил им есть от древа познания! Если Вы хотите попросить другого человека и знаете, какие могут быть возражения, то проговорите их первым, а затем объясните оппоненту, какие выгоды получит ОН, если выполнит Вашу просьбу. Это выглядит примерно так: «Я понимаю, что это может быть трудно/дорого/хлопотно, и я не обижусь, если ты откажешься, но посмотри, как можно это применить там-то и там-то.» Ещё пример. Начальник говорит подчинённому: «В же специалист высокого класса, значит, можете выполнить эту работу за два дня.»

Манипуляция видна невооружённым глазом. Если мы вспомним логические уровни, то увидим, что ценный специалист – это идентификация, а выполнение работы – поведение. Ответ может быть таким: «Я действительно очень грамотный специалист, и знаю, что на выполнение такого задания требуется неделя, поэтому моя профессиональная гордость не позволяет мне торопиться и делать работу плохо.»

Для чего же нужно противостоять манипуляциям?

Для того, чтобы другие люди, заставляя Вас выполнять их желания, не мешали бы Вам двигаться к Вашим целям, выполнять Вашу миссию, Ваше предназначение в этой жизни.


Top