Любовь. Значение любви в жизни человека, ее специфичность

Любовь… Невыразимо сильное чувство, которое преображает каждого человека. Она не знает мер и границ, преодолевает города, океаны, горы, остается с нами на месяцы и года. Кто из нас не задумывался о ее роли в судьбах людей? О том, какое значение и влияние она оказывает на жизненный путь каждого? Наверняка, у каждого есть свои ответы. Но нельзя не согласиться со словами Л.Н. Толстого: «Любовь- бесценный дар».

Писатель рассказывает историю любви известного сказочника Ганса Христиана Андерсена, который не поддался чувству любви и лишился ее навсегда.

Герой думает: «Только в воображении любовь может длиться вечно и может быть вечно окружена сверкающим нимбом поэзии». Он считает, что гораздо лучше может «выдумать любовь, чем испытать ее в действительности». Но, расставшись с любимой, Андерсен спустя много лет скажет, что пропустил то время, «когда воображение, несмотря на всю его силу и весь его блеск, должно было уступить место действительности». Ганс Христиан заплатил цену за свои сказки потерянной любовью, но считал это «непомерной» ценой и вспоминал его возлюбленную всю жизнь.

Говоря о любви, нельзя не вспомнить произведение И. А. Тургенева «Отцы и дети», в котором нигилист Евгений Базаров отрицал все, но не смог противостоять чувству истинной любви. Его чувства к Анне Одинцовой изменили его взгляды на жизнь, но не принесли ему счастья.

Примеры истинной и всепоглощающей любви есть и в нашей истории. Так, в столице Российской империи Санкт-Петербурге на Сенатской площади произошло восстание декабристов, участники которого были арестованы. Многие из восставших имели семьи. Их жены, проявив смелость и самоотверженность, разделили с ними все тяготы изгнания.

Таким образом, можно сказать, что любовь- сильнейшее чувство, оказывающее неизмеримое влияние на человека. Она может быть счастливой или несчастной, взаимной или безответной, но в любом случае она окажет влияние на судьбу каждого из нас.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие любовь

2. Виды любви по Э. Фромму

3. Любовь как предмет исследования социальной психологии

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность

Любви все возрасты покорны. О любви сказаны миллионы слов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, словом, как поется в известной песне: “ О любви не говори, о ней все сказано. “ И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь. А прошлый опыт - тот самый ориентир, который поможет преодолевать сомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочного слова - любовь!

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая - к человечеству вообще, к природе вообще... Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщины и мужчины.

Романисты и поэты, композиторы и художники романтической ориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. С этим можно и поспорить, но любовь может стать - и надолго - смыслом жизни человека, оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства, стремление понять: что же такое любовь?

Исходя из вышеперечисленных суждений, мы сформулировали тему исследования: «значение любви в жизни человека, ее специфичность»

Целью данной работы является изучение значения любви в жизни человека, специфичность.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Раскрыть - понятие любовь

Рассмотреть - виды любви по Э. Фромму

Изучить - любовь как предмет исследования социальной психологии

При написании реферата использовался метод изучения и анализ литературных источников.

1. Понятие любовь

Люди используют слово «любовь », как правило, даже не пытаясь понять, что оно означает Альберони Ф. Дружба и любовь. М.,2006.-142с. . Многие даже считают, что чувство, выражаемое этим словом, не поддается никакому определению. Тем не менее, термин не может не иметь определения. В противном случае он не несет смысловой нагрузки и не может закрепиться в языке. Тот факт, что термин «любовь » наличествует не только в каком-то одном, но и во всех развитых языках свидетельствует о подразумеваемой под ним смысловой нагрузке, при чем, нагрузке, имеющей общечеловеческое значение. Сложность чувства, определяемого термином «любовь » привела к тому, что человечество до сих пор не имеет точного объяснения, что же это такое. Разными людьми, в разных культурах и в разное время это слово наделялось различным, порою, прямо противоположным смыслом. Это привело, в результате, к тому, что оно никакого смысла, фактически, не имеет. Психологи, хотя и склонны разглагольствовать о любви , в виду сложности задачи, часто обходят стороной ее определение. Однако некоторые из них, все же берут на себя смелость внести ясность в этот вопрос.

Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию. То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Любовь - самое манящее из всех чувств, но и самое разочаровывающее. Оно дает самое сильное наслаждение и самую сильную боль, самое острое счастье и самую тяжелую тоску. Ее плюсы и контрасты сливаются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку, такой он и видит любовь. Чувство это такое тысячеликое, что еще никому не удавалось уловить его в сеть понятийной логики. Однако «индивидуальная» любовь имеет право на существование, как право на жизнь имеют и различные психофизические субстанции под названием «человек». Особо следует подчеркнуть такую черту любви как ее универсальность: каждый человек находит свою любовь, и каждый является или со временем станет объектом любви. Причина этого проста: любовь - главный и доступный каждому способ самоутверждения и укоренения в жизни, которая без любви неполнокровна и неполноценна. Редкостью является человек в летах, утверждающий, что он никогда не любил и даже не влюблялся ни в кого. Любить хотят многие, а чтобы любили их самих - все. В продолжение всей жизни среднестатистический человек имеет несколько вех, разграничивающих себя самое на «до» и «после встречи» с этим человеком, с любовью, с судьбой, с жизнью и смертью. Любовь, что бы за ней не скрывалось, является значимым событием, состоянием, процессом для включенных в ее поле людей. По описаниям очевидцев и участников, заинтересованных и отвергающих, любовь для человека несет невозможную в другом месте и времени возможность как бесконечного блаженства и счастья, так и не иссыхающей тоски, неумолимой боли и неутомимой муки. Человек стремится к любви и бежит от нее одновременно.

В реальной жизни любовь является лакмусовой бумажкой сущностных качеств человека. По видимому, любовь, являясь одним из ключевых самовыражений жизни, открывает человеку его сущность, которая отличает его от других. Так, по-видимому, любовь открывает человеку его сущность, которая отличает его от других.

Каждый человек любит по-своему и, возможно, именно способность к любви делает человека чело­ веком и человеком, отличным от других людей. Пьер де Шарден в работе «Феномен человека» спрашивает: «В какой еще момент любящие друг друга настолько полно овладевают собой, если не тогда, когда они потерялись друг в друге?» Любовью человек открывается и закрывается, побеждает и терпит поражение от жизни, возносится и падает, становится свободным и рабом (освобождается и порабощается), оживляет и убивает.

Научное знание издавна интересовалось «любовью», не сосчитать страниц, посвященных любви, но от этого она не перестала быть загадкой. Любовь одна, но подделок под нее - тысячи. Любовь остается откровением для каждого человека сегодня, как и тысячелетия назад.

Еще в древнеиндийском трактате «Ветка персика» так описывалось возникновение любви: «Три источника имеет влечение человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу. Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь».

В этих метафорических словах, при всем их наивном схематизме, просвечивает облик почти идеальной любви, полностью захватывающей человека. Такая всепоглощающая любовь встречается, видимо, нечасто: в мире царят другие, более простые виды любви.

В древнегреческом языке использовались следующие термины для определения разнообразных проявлений и форм любви: эрос - стихийная, страстная, иррациональная любовь-одержимость, стремящаяся к полному физическому обладанию. Филиа - любовь - дружба, обусловленная социальными связями и личным выбором, рассудочная и поддающаяся контролю сознания. Сторге - спокойная, надежная любовь-нежность, особенно семейная. И, наконец, - агапе - любовь, бескорыстная, жертвенная, она связана с полной самоотдачей, растворением любящего в заботе о любимом Андреева О.Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск,2005.-243с.. .

2 . Виды любви по Э. Фромму

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с. . Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э. Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.

Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включает в себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступным является тот, который Фромм назвал “эротической любовью”, любовь двух взрослых людей друг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное стремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждать аморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональными или другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью, которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.

“Прежде всего, ее часто путают с бурным переживанием “влюбленности”, внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента между двумя чужими людьми, “ - пишет Эрих Фромм Денежная А.Г. Трактат о любви. М., 2005.-340с.

3. Любовь как предмет исследования социальной психологии

любовь поведение материнский психология

Любовь как предмет исследования социальной психологии Феномен любви только в последнее время стал предметом изучения социальных психологов и социологов Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с. .

Обсуждая любовь в контексте социальной психологии, будем, прежде всего, опираться, на исследования таких авторов как: Дж.А. Ли, К. Хендрик, С. Хендрик, Зик Рубен, Р. Стренберг, Хатфилд, М. Снайдер и др. Большинство социальных исследователей занялись тем, что легче всего поддается изучению, - реакциями во время первых встреч дух незнакомых людей.

Выявлены факторы, определяющие положительную первоначальную реакцию на другого человека: расположенное рядом место жительства или работы, внешняя привлекательность, сходство с ним, его благосклонность. Впечатления друг о друге, которые у новоиспеченной пары формируются при первых же свиданиях, имеют большое значение.

И все же продолжительные любовные отношения - это не просто интенсификация первоначального чувства. Понимая это, социальные психологи перешли от рассмотрения легкого влечения, испытываемого во время первых встреч, к изучению более длительных, близких взаимоотношений.

В этих исследованиях были обнаружены элементы, общие для всех видов любовных отношений: взаимопонимание, оказание поддержки, наслаждение, испытываемое в любовных переживаниях, умение дорожить этим чувством. Хотя подобные элементы в равной степени присутствуют в любви между двумя лучшими друзьями, и в любви между женой и мужем, они по-другому окрашены.

Страстная любовь, особенно в начальной фазе, отличается яркими чувствами и постоянным желанием быть рядом с любимым.

Социолог Д.А. Ли и психологи К. Хендрик и С. Хендрик, обращаясь к античной литературе, различают по типу получаемого удовольствия три основных вида любви: eros (страсть), ludus (ни к чему не обязывающие любовные игры), stroge (дружба).

Пионер в области изучения любви Зик Рубин выделил иные факторы. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с. Он разработал две отдельные шкалы - любви и расположения. Шкала любви включает пункты, измеряющие степень привязанности и интимности. Шкала расположения измеряет, насколько благоприятно испытуемый оценивает данного человека по ряду качеств (зрелость, приспособленность, интеллект, здравомыслие), и насколько он склонен считать этого человека похожим на себя.

Чтобы охарактеризовать каждый из них он составил следующую анкету: привязанность (к примеру: «Если бы я был одинок, моей самой первой мыслью было бы найти...») " забота (например: «Если бы чувствовал себя плохо, моей первой обязанностью было бы развеселить его / ее».) " интимность (к примеру: «Я чувствую, что я могу доверить абсолютно все».) Применение этих шкал к 182 парам студентов Мичиганского университета, связанных отношениями ухаживания, показало, что «любовь» и «расположение» действительно не совпадают.

Изучая поведение молодых пар, Рубин нашел подтверждение своей шкалы. Он наблюдал за находящимися в приемной «лишь слегка влюбленными» и «сильно влюбленными» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием.

Полученные результаты его не удивили: сильно влюбленные друг в друга молодые люди почти не обращали никакого внимания на окружающих и практически не сводили глаз друг с друга.

Страстная любовь эмоциональна, волнующа, интенсивна. Хатфилд определяет ее как «состояние непреодолимого желания соединиться с любимым».

Если чувство обоюдное, человек переполнен любовью и испытывает радость, если нет - оно опустошает и приводит в отчаяние. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и уныния, радостного трепета и удрученности. Объясняя природу страстной любви, Хатфилд отмечает, что одно и то же состояние возбуждения может выражаться различными эмоциями в зависимости оттого, чем вызвано это возбуждение. Физиологические проявления различных эмоций зачастую очень схожи. Таким образом, мы можем переживать возбуждение от радости, если находимся в состоянии эйфории, и от гнева, если наше окружение враждебно к нам, и как романтическую любовь, если ситуация романтическая.

С этой точки зрения страстная любовь - это физиологическое возбуждение, вызванное человеком, которого мы считаем привлекательным. И если на самом деле это состояние крайнего возбуждения, к которому прикрепляется ярлык «любовь», то тогда все, что способствует усилению этого возбуждения, будет способствовать усилению любви.

Сторонники двухфакторной теории эмоций утверждают, что иногда возбужденный мужчина, реагируя на женщину, ошибочно считает ее источником своего возбуждения. Согласно этой теории, возбуждение от любого источника должно усилить страстные чувства при условии, что человеку ничто не мешает отнести часть своего возбуждения на счет романтических стимулов.

Социальными психологами проводились исследования для выяснения различной роли любви в разных культурах Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006.-192с. Например, в современных культурах большинство людей предполагает, что любовь - необходимое условие для того, чтобы знакомство привело к свадьбе. Но это совсем не так для культур, в которых практикуются заранее назначенные свадьбы. Более того, еще недавно и в Северной Америке на выбор супруга, особенно у женщин, серьезно влияли такие факторы как материальное положение, социальное происхождение и профессиональный статус. Это до сих пор так в коллективистских странах, таких, как Пакистан, Индия и Таиланд.

В современных западных культурах любовь, как правило, является условием для заключения брака, но есть и такие культуры, где она чаще всего выступает как следствие брачных отношений. В Индии, например, считают, что сначала - брак, а потом - любовь.

Люди по-разному строят свои гетеросексуальные отношения. Некоторые ищут разнообразных и непродолжительных связей, другие же более ценят доверительные отношения в продолжительных и прочных связях. М. Снайдер и его коллеги в своих исследованиях выделили ряд личностных различий, связанных с этими двумя подходами к романтическим отношениям.

Некоторые люди - в особенности те, для которых характерно высокое чувство самоконтроля, - умело, выстраивают свое поведение и в любых ситуациях добиваются желаемого для них эффекта. Другие же, в особенности люди с низким чувством самоконтроля, в большей степени руководствуются внутренними импульсами и склонны утверждать, что именно этим определяются их поступки вне зависимости от ситуации. Снайдер и Симпсон пришли к выводу, что воздействию внешней привлекательности возможного кандидата в любовники более подвержены люди с высоким чувством самоконтроля.

У них сильнее проявляется склонность порывать отношения при появлении нового партнера. Эти люди мастерски производят хорошее первое впечатление, но менее склонны к прочным глубоким связям. Люди с низким чувством самоконтроля, обращающие меньше внимания на внешние обстоятельства, более преданы и серьезнее относятся к внутренним качествам партнера. Когда им предоставляется выбор между теми, кто разделяет их мнение, и теми, кто занимается сходным родом деятельности, люди с низким чувством самоконтроля (в отличие от людей с высоким чувством самоконтроля) выказывают расположение к людям со сходными установками. Изучение мужчин и женщин, сначала влюбившихся, а затем разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей исходят из предположения, что готовность влюбится у женщин гораздо сильнее. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности, и в отличие от женщин менее склонны разрывать отношения, когда дело идет уже к женитьбе. Правда, влюбленные женщины вовлечены в любовные отношения так же, как и их партнеры, а бывает, даже сильнее. Они чаще говорят, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение, что они как будто «парят в облаках» Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с. .

Заключение

Понятие «любовь» - одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию. То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не вызывает сомнений. Любовь - самое манящее из всех чувств, но и самое разочаровывающее. Оно дает самое сильное наслаждение и самую сильную боль, самое острое счастье и самую тяжелую тоску. Ее плюсы и контрасты сливаются в массу неповторимых сочетаний, и какое из этих сочетаний выпадет человеку, такой он и видит любовь. Чувство это такое тысячеликое, что еще никому не удавалось уловить его в сеть понятийной логики.

Существует несколько видов любви, которые Э. Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.

В ряде исследований сравнивались природа любви в близких взаимоотношениях различного рода - дружбе между мужчинами, дружбе между женщинами, взаимоотношениями между родителями и детьми, между супругами или любовниками.

В этих исследованиях были обнаружены элементы, общие для всех видов любовных отношений: взаимопонимание, оказание поддержки, наслаждение, испытываемое в любовных переживаниях, умение дорожить этим чувством. Хотя подобные элементы в равной степени присутствуют в любви между двумя лучшими друзьями, и в любви между женой и мужем, они по-другому окрашены. Страстная любовь, особенно в начальной фазе, отличается яркими чувствами и постоянным желанием быть рядом с любимым.

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2004.-375с.

2. Альберони Ф. Дружба и любовь. М.,2006.-142с.

3. Андреева О.Я., Дергач И. Ф. Диалекты любви: Семейные проблемы глазами психолога и журналиста. Минск,2005.-243с..

4. Вебер Г. Кризисы любви: системная психотерапия Берта Хеллингера. М., 2007.-121с.

5. Денежная А.Г. Трактат о любви. М., 2005.-340с.

6. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006.-192с.

7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.,2005.-235с.

8. Ковалев СВ. Психология современной семьи. М.: Академия, 2008.-220с.

9. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность. Л., 2005.-373с.

10. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.-М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.- 768 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Определения любви, данные Э. Роттердамским, Э. Фроммом и древними философами. Любовь к себе как основа любви к другим. Соотношение любви и эгоизма. Отличия любви и привязанности. Признаки любви: самоотдача, доверие. Неотъемлемая часть любви - боль.

    реферат , добавлен 24.12.2008

    Роль любви в жизни как привлекающей, объединяющей, гармонизирующей силы Вселенной. Значение развития романтической личности в себе. Разновидности любви у древних греков. Сознательный выбор партнера. Психология страстной любви, формирование потребности.

    реферат , добавлен 01.12.2013

    Определение любви Э. Фромма как эротической любви. Эксперимент Хелен Фишер о мотивации любви. Нейрохимия любви. Медикаменты против огорчений в любви. Воздействие окситоцина на психоэмоциональную сферу мужчин. Изучение роли допамина в процессе любви.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Длительные любовные отношения и интенсификация взаимной симпатии, возникшей при знакомстве. Любовь и страсть как любовный треугольник в действии: концепция Роберта Стернберга. Теория любви-дружбы как "повзровслевшей" любви у супружеских пар и в семьях.

    реферат , добавлен 08.02.2010

    Сущность любви и деструкции как человеческих качеств, их влияние на личность и ее формирование. Формы проявления данных качеств, этапы их исследования философами разных времен. Современный взгляд и изучение проблемы любви и агрессивности в обществе.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Любовь как высокая степень эмоционально положительного отношения. Рассуждения о любви известных людей, роль доверия в любви. Терпение и умение прощать как главные качества тех, кто способен по-настоящему любить. Влияние любви, любовь как вдохновение.

    сочинение , добавлен 07.12.2009

    Характеристика компонентов супружеской любви, таких как сексуальность, дружба, общественная проекция и релевантность. Мнение Соловьева о значении любви, заключающееся в оценке значимости, необходимости и незаменимости любви между мужчиной и женщиной.

    реферат , добавлен 29.11.2010

    Любовь как форма поведения человека. Исследования по проблеме любви и дружбы в отечественной и зарубежной науке. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Анализ содержания проблемы дружбы и любви в юношеском, подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Сущность понятий "брак", "семья". Виды родственных связей: кровное родство; порождение; супружество. Основные функции семьи: репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая. Сущность понятия "любовь". Виды любви по Э. Фромму. Этапы развития любви.

    презентация , добавлен 22.12.2010

    Сложность и важность любви в слиянии в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое. Исследование вопроса любви с точки зрения психологов и философов. Психология любви. Безответная любовь или "поражение".

ВЕДЕНИЕ

Семья и брак.

Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону . Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья... Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей...».

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель . Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные социологи определяют брак «как исторически изменяющеюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей».

С той-то поры для большинства людей фраза «семья – ячейка общества» и является истиной в последней инстанции. При этом напрочь забывается что такое общество, насколько оно сложно и какова его структура. :-))) У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815 – 1887), автор работы «Материнское право». Крупнейшей вехой на пути обоснования эволюционных идей был труд американского ученого Л. Моргана (1818 – 1881) «Древнее общество».

Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. К. Маркс отмечал, что «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Ф. Энгельс показал, что вместе с развитием общества и семья, как его важнейшая ячейка, под влиянием социально-экономических условий переходит из низшей, формы в высшую. В. И. Ленин также отметил, что в развитии семьи определяющим фактором были и будут социально-экономические отношения. Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ей брачно-семейные отношения.

В истории человечества сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества.

Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной каждый мужчина этого стада имел право на каждую женщину. Эта форма отношений получила название промискуитета . Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (острые конфликты и драки во время подготовки к охоте, отсутствие единства действий во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому существованию первобытного стада. По мнению К.Маркса «Объективной необходимостью становилось дальнейшее обуздание зоологического индивидуализма, смягчение остроты конфликтов между членами первобытного коллектива». Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых табу - запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной было исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию – можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как с оциально регулируемым отношением между полами. И здесь же проходит грань между первобытнообщинным стадом и родом. С появлением рода возникает и групповой брак. Для ранней стадии первобытнообщинного строя характерным считается дуально-родовой брак . Эта форма группового брака была экзогамной – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (а значит, и в брак) только с членами другого рода.

Среди исследователей существуют различные точки зрения на происхождение экзогамии:

    она возникла в силу того, что от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети;

    жизнь требовала расширить социальные контакты, иметь связи с другими человеческими объединениями;

    таким путем можно было достичь установления внутри рода социального мира, так как половые отношения и сопровождающие их конфликты выносились за его пределы.

Наиболее вероятной причиной возникновения экзогамии представляется сочетание всех этих обстоятельств. Таким образом, эта форма группового брака была союзом двух родов, который обеспечивал половые отношения между их членами. Это еще не приводило к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались родовой коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния – мужчина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами. Она была свойственна преимущественно патриархату. Полиандрия – женщина состоит одновременно в нескольких брачных союзах с разными мужчинами. Характеризуя многоженство и многомужество, Ф. Энгельс писал: «Обе эти формы брака могут быть только исключениями...». Многоженство в форме семьи гаремного типа в ряде мусульманских стран (Пакистан, Египет и др.) существуют и до сих пор.

Развитие первобытного общества привело к тому, что групповые браки становились невозможными - они вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и, при случае, нарушения верности остаются правом мужчин, хотя первое имеет место редко в силу также и экономических причин; в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жестокой каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты любой из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат только матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между половыми партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, то есть отцом, и возникает экономическая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, то есть парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в общественном производстве, получали от общества равную долю продукта, в равной степени являлись кормильцами детей. Они были равными во всех отношениях. «Парная семья, сама по себе слишком слабая и слишком неустойчивая, чтобы вызвать потребность в собственном домашнем хозяйстве..». Несмотря на это, можно отметить, что половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, постепенно меняется и сам характер брака: его целью наряду с регулированием половых отношений также становится создание семьи, содержание и воспитание детей.

Какова же роль эмоциональных отношений в создании и поддержании такого социального образования как семья? Это, наверное, существенно удивит господ студентов, но до начала 20 века – практически никакого. Брак, основанный на переживании, к друг другу, такого чувства как любовь, до начала указанного выше периода, был скорее исключением, чем правилом. Его исключительность являлась основой сюжета практически всей романтической литературы. Конечно, нельзя сказать, что люди проживающие в браке, не испытывают друг к другу положительных эмоциональных чувств. Они могли их испытывать и при заключении брака, но последние не являлись ведущим фактом создания брака и его поддержания.

Ведущим фактором являлся экономический интерес. Причем, зачастую, не самих брачующихся, а их родителей или существующих объединений семей на родственной основе – кланов. И именно парный брак, ведущий к созданию моногамной семьи, наибольшим образом подходит для создания семьи на экономической основе. Семья, таким образом, становиться формой накопления и передачи материальных ценностей. Современному человеку сложно оценить те реалии брака, которые были характерны ему 100, 500, 1000 и более лет тому назад. Попробуем опереться на факты.

Семья, в момент появления родовой структуры человеческого общества, была патриархальной по стилю управления и многопоколенной по структуре. Такая модель семьи, с небольшими вариантами, была характерна для самых различных человеческих сообществ на протяжении более чем 5-6 тысяч лет. Под одной крышей проживало достаточно большое количество родственников. Сколько? Давайте посчитаем. Материальным обеспечением жизни семьи (внешней хозяйственной деятельностью) управлял один человек. Это был мужчина в возрасте 35-50 лет. Именно он принимал все основные решения, обеспечивающие выживание семьи, когда пахать, сеять, жать, когда и кому заготавливать лес или ехать на ярмарку. Он был старшим для всех мужчин, и видимо поэтому, в русских крестьянских семьях, он получил название «большак». Выполнением всех вышеназванных функций был не сам он, а его сыновья, как имеющие свою собственную семью, так и неженатые. Организацией быта семьи (внутренней хозяйственной деятельностью) занималась старшая женщина, называемая «большачиха». Чаще всего она являлась женой большака. Она в основном ведала вопросами переработки продуктов заготовленных мужчинами и бытовым обслуживанием семьи. В подчинении у нее находились жены ее сыновей. В этих работах принимали участие и ее дочери, но нагрузка на них была существенно ниже. Таким образом, мы видим, что роли большака и большачихи по своему содержанию не родственные, а управленческие. В случае смерти большака эта роль переходила его старшему сыну, а после смерти большачихи – старшей невестке. Таким образом, мы имеем разделение семьи на три части – производящую (формирующую материальные блага для существования семьи (молодые пары)), управляющую (принимающую решения, (большак, большачиха и отец большака)) и иждивенцев (дети).

Подсчитаем количество взрослых проживающих в такой семье. Семейная пара, осуществляющая управленческую деятельность (2 человека), плюс семьи их женатых сыновей (6-8 человек, рожали-то помногу). Вместе с ними жили немощные родители большака. То есть количество взрослых членов семьи достигало 9-11 человек. Вместе с ними проживало 12-15 человек детей. То есть мы имеем такую крупную семейную группу, совместно осуществляющую хозяйственную деятельность в собственных интересах. Но такие функции как половая, рождения и воспитания детей осуществляются в семейных парах. Хотя есть многочисленные свидетельства активного сексуального поведения большака к своим невесткам. Как функционирует такая сложная система? Возможно ли ее устойчивое существование только за счет правил продуцируемых в каждой семье старшим поколением? По-видимому – нет. В патриархально-многопоколенной семье все обязанности жестко предписаны, каждый член семьи четко знает, что ему нужно делать. Это определено раз и навсегда и не подлежит никаким изменением. Причем, предписывается даже поведение в самых различных житейских ситуациях (см. например, поведение Катерины и Кабанихи («Гроза») в ситуации проводов мужа). Для российских условий этот свод правил, текстово закрепленный, получил название «Домострой».

Патриархальность такой семьи имеет ряд характерных черт. Так отец большака не принимает участия в непосредственном управлении семьей. Но в случае «неправильного» поведения большака к членам семьи, реагирует на них не его собственная жена, не его дети, а самый старший мужчина в семье, его отец. На малейшие нарушения соподчиненности и неуважения к старшим, в пределах семьи реагирует именно он. Уважение к старшим, в такой форме распространяется на всех стоящих ниже по статусу. Неуважение большака к своем отцу наказывалась миром (обществом деревни), через «посечение» на общинном сходе. Кроме того, сравните смысловое значение словосочетаний «взять в жены» и «выйти за муж». Модель современной семьи качественно иная.Назовем ее эгалитарно-нуклеарной. Какова структура семьи? Основой ее являются супруги (нуклеарность). Именно эти люди, состоящие в браке, определяют стиль жизни семьи, решают все семейные проблемы. Причем оба имеют одинаковые права и обязанности во всех областях семейной жизни (эгалитарность). Такая семья чаще всего двупоколенная – родители и их дети. Родители как экономически самостоятельная часть семьи обеспечивают ее существование и одновременно управляют ей. Дети растут в семье, являюсь иждивенцами. Численный состав такой семьи 3-5 человек. Родственные отношения вне такой семьи не обязательны и устанавливаются только по желанию членов семьи. Наиболее характерной чертой такой семьи является ее эгалитарность в распределении семейных обязанностей. В ней не существует общих предписаний по распределению обязанностей, и тем более нет никаких предписаний поведения. В каждой ситуации, при изменения положения семьи, структуры и отношений в семье семейные обязанности могут быть заново перераспределены по договору между супругами. Это существенно усложняет установление и поддержание таких взаимоотношений, (так как требуется постоянный учет интересов и желаний партнера), но при этом создает индивидуализированные парные взаимоотношения как супружеские, так и родительско-детские. И эти отношения наилучшим образом соответствуют этим людям.

Несомненно, представленные вашему вниманию, оба типа семей являются моделями. То есть, наиболее типичным представлением реальных семей. Но они позволяют лучше понять динамику отношения к типичной семье произошедшую в период начала-середины 20 века. Каковы же причины такой разительной смены семейного стереотипа? Попытайтесь сами оценить положение женщины в патриархально-многопоколенной и эгалитарно-нуклеарной семьях. Ну и как? По-видимому, это и явилось основной причиной такой динамики. Причем здесь следует выделять субъективный и объективный фактор этого процесса. Субъективным фактором явилось женское движение за свои гражданские права (суфражистки, феминистки). Объективным – изменение положения женщины в обществе и общественном производстве, за счет прошедших двух мировых войн, и изменения структуры этого производства.

Каково же положение современной семьи (возьмем пример России)? Назвать его неблагополучным было слишком оптимистичным. :-(

Начнем с супружеских отношений. Старая шутка «хорошее дело браком не назовут» во многом оправдывается. Каков, по вашему, процент разводов по отношению к заключенным бракам за год? Колеблется от 60% до 75%. То есть два из трех, три из четырех браков распадаются. Увы.

Но может быть те, кто не развелся, живут счастливо? Мы не обладаем цифрами о количестве конфликтов и проблемных ситуаций в «средней» семье. Но по моему профессиональному опыту семейного консультанта – не меряно. Без работы ни я, ни мои коллеги без дела не сидят. Рассмотрим вопрос о физическом насилии в отношениях между супругами. Цифр о «рукоприкладстве», побоях супругов друг другом я опять не имею. Но есть следующая страшная цифра. За год в России от рук мужей и любовников погибает 8 000 (!) женщин. Страшно, милостивые судари и сударыни. А мужчин? Не знаю, но бытовое убийство – 80-90% от всех. А кухонный нож или чугунная сковорода – пострашнее автомата Калашникова будут.

Но может быть хоть детям в семье везет? Увы, нет. Я, здесь, не буду касаться «нормальных» проблем взросления детей в семье. Вы знаете, сколько детей (т.е. до 18 лет) в нашей стране не живут с родителями, и являются сиротами. Официальная цифра 2000 года – около 700 000 (!!!) детей. И каждый из них своя, очень сложная судьба. А неофициальная в 2 раза выше. А тенденцию увеличения остановить не удается. Сколько их сейчас? Кто знает, широко о них не говорят. И более 90% из детей сирот – это сироты при живых (!) родителях, либо брошенные ими, либо лишенные родительских прав.

А процесс идет. Сейчас почти 29% детей в России начиная с 1997 г. появляются на свет вне брака своих родителей (Госкомстат России). Если в 1988 г. лишь 13,0% детей в России рождалось вне брака, то в 1991 г. - 16,0%, в 1996 г. - 23,0%. В 1997 г. "незаконнорожденными" можно было считать 25,3% родившихся детей, в 1998 г. - 27,0%, в 1999 г. - 27,9%, в 2000 г. - 28,0%, а в 2001 г. - 28,8%. Число внебрачных рождений детей за последние 10 лет (в 2001 г. по сравнению с 1991 г.) увеличилось в России на 31,0%. Если в 1991 г. таких случаев было зарегистрировано 287,9 тыс., то в 2001 г. - 377,3 тыс. Между тем общее число родившихся за этот период сократилось на 26,9% - с 1 млн. 795 тыс. до 1 млн. 312 тыс. Статистика свидетельствует, что среди родившихся вне брака детей 52,4% зарегистрированы по заявлению матери, 47,6% - по совместному заявлению родителей.

ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

"Любовь - это неведомая страна, и

мы все плывем туда каждый на своем

корабле, и каждый из нас на своем

корабле капитан и ведет корабль

своим собственным путем".

М. Пришвин.

Сегодня мы с вами будем говорить о таком явлении, которое никого не оставляет равнодушным - о любви.

Анализ частотных словарей современных языков показывает, что слово "любовь" - одно из самых употребительных слов. В жизни каждого человека наступает пора, когда он спрашивает себя и других: почему один человек вызывает чувство симпатии, а другой нет? Как появляется любовь? Существует ли она на самом деле? Неизбежно ли ее исчезновение? Подчиняется ли любовь определенным законам или все в ней случайно и непредсказуемо? Традиционно ответы на все эти вопросы давало искусство и философия. Но они и жизнь показывают, что одного жизненного опыта и здравого смысла недостаточно для того, чтобы уберечься от ошибок, которые приводят к разводам, одиночеству другим проблемам в межличностной сфере, а с ними сталкивается огромное число людей.

Высокая значимость эмоциональных отношений побудила ученых заняться их исследованием. Мы будем рассматривать лишь те данные, которые получены в ходе социально-психологических исследований. Интересно, хотя этого и следовало ожидать, что их результаты не всегда подтверждают сложившиеся жизненные представления о развитии эмоциональных отношений людей.

1. Значение любви в жизни человека

Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что стабильные отношения люди ценят больше даже таких значимых ценностей, как достаток и работа. Как правило, люди, оценивающие себя как счастливых, отличаются наличием у них надежных и удовлетворяющих их эмоциональных отношений. Более того, счастливыми считают себя те, которые просто имели или имеют любовный опыт.

Так, из опрошенных У. Кепхартом студентов 70 % мужчин и 75 % женщин сказали, что их опыт любви и отношений с любимым человеком сделал их счастливее, и только 5 % мужчин и 4 % женщин связывают со своим любовным опытом снижение общей удовлетворенности жизнью.

О высокой значимости для человека эмоциональных отношений говорит и то, что их распад является исключительно тяжелым переживанием и оказывает серьезное разрушительное воздействие на его психическое и соматическое состояние. Одно из исследований показало, что за 9 лет, прошедших после разрушения эмоциональных связей со значимыми другими, среди тех, с кем это произошло, умерло вследствие различных причин в 2 раза больше людей, чем в уравненной с ними по социально-демографическими показателями группе мужчин и женщин, сохранивших контакт с близкими. Среди одиноких американских мужчин в возрасте старше 65 лет, по сравнению с их семейными сверстниками, в два раза выше смертность от рака легких и желудка, в 10 - от туберкулеза, в 7 - от цирроза печени. Во всех возрастах смертность от инфаркта значимо выше у одиноких, чем для семейных.

Итак, наличие эмоциональных отношений важно для ощущения счастья, удовлетворения жизнью, для здоровья человека. А как связана любовь с успешностью брака? Удивительно, но многие специалисты в области семьи относятся к любви настороженно, как к фактору, в большинстве своем мешающему семейному счастью. И у них есть свои основания. Хорошо известен факт, что семей, созданных по любви распадается больше, чем семей созданных по расчету. С другой стороны, есть факты противоположного рода. Так, сравнение успешных и неуспешных браков показало, что в стабильных семьях уровень любви значительно выше. В счастливых браках люди чаще говорят друг другу о своей любви. Положительная связь между любовью и удовлетворенностью в браке была получена также в исследовании Гозмана Л.Я. и Алешиной Ю.Е. на материале двухсот супружеских пар с различным стажем брака.

В заключении можно сказать, что эмоциональные отношения с другими людьми есть важнейшее условие крепкой семьи, здоровья и счастья любого человека.

I. Психологический анализ любви

1. Специфика любовных отношений

Любовь - исключительно сложный объект для психологического анализа. Прежде всего, надо выяснить, отражает ли понятие "любовь" какую-то психологическую реальность, отличается ли комплекс связанных с ней чувств и поведенческих образов от тех, которые связываются с другими понятиями, такими как дружба и секс. Французский психолог Ж. Мэзоннев изучил многочисленные художественные и автобиографические описания любви и дружбы и обозначил качественные различия между "любовным" и "дружеским" временем и пространством. "Любовное" время кажется людям быстротекущим, изменчивым, лишенным длительности. Это "время, когда забывают о времени", его ритм определяется "биением сердец". Жизнь, будни текут как бы мимо влюбленных. "Дружеское" время выглядит более спокойным и однородным. Аналогично дело обстоит с пространством. Любовь стремится к полному уничтожению расстояния между любящими, сливая их в одно целое. Напротив, дружба, даже самая интимная, в силу своего духовного характера предполагает некоторую деликатность и сдержанность, сохранение определенной психологической дистанции между друзьями. Любовно-романтические отношения считаются более исключительными (неординарными) и обязывающими, чем дружеские. В случае нескольких любовных связей и привязанностей человек обычно задает вопрос, какая из них для него важнее, дороже, ближе. В дружбе, при всякой ее индивидуальности взаимоисключений выбор не обязателен, поэтому люди обращают меньше внимания на тонкие нюансы своих взаимоотношений, их развитие кажется более плавным, не требующим принятия каких-то ответственных решений.

Объективно установить различия дружбы и любви достаточно трудно, но сам человек неплохо дифференцирует свои взаимоотношения. Дж. Форгос и П. Добоц показали, что большинство испытуемых отличают в своем собственном опыте любви от сексуальных отношений, с одной стороны, и от дружбы - с другой. По мнению опрошенных авторами людей, каждое из этих явлений может существовать независимо от другого, но достаточно часто они сочетаются в рамках одних и тех же взаимоотношений.

С любовными переживаниями связаны вполне определенные ощущения, принадлежность некоторых именно к любви не вызывает сомнений у их носителей. Так, к набору, связанных с любовью переживаний относят эйфорию, депрессивные ощущения, склонность к фантазии, нарушения сна, общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.

Существуют и четкие образцы поведения, связанные с любовью и не характерные для других типов чувств и отношений. В лабораторных условиях влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза. Таким образом, любовь, любовные переживания представляют собой самостоятельное явление, не совпадающее ни с дружескими, и с сексуальными отношениями.

admin

Любовь объединяет людей. Все мы в поиске любви в течение жизни. Начинается она с материнской любви и заканчивается . И причина в том, что человек нуждается в этом, он не способен жить без такого чувства. Люди задают себе вопрос, а нужно ли это вообще? В чем смысл любви?

Люди не могут не любить. И если определять любовь как потребность души, единение внутренних миров, то нет преград для данного чувства. Но стоит , поговорим о любви. Данное чувство глубже и ровнее, оно подразумевает под собой высочайший уровень доверия.

Зачем нужна любовь

Если отвечать на вопрос, зачем нужна любовь, то возьмем бытовой уровень, а также задумку самой природы. Таким образом, любовь выступает в качестве орудия полового отбора среди людей. Поэтому любовь требуется для того, чтобы человечество не страдало над выбором, чтобы мы влюблялись в тех, кто этого поистине заслуживает.

Это важно для природы потому, что люди должны размножаться, а также, чтобы вид «Человек» улучшался в ходе естественного отбора. Ранее, когда на планете жили по большей части однополые существа, то все они постоянно размножались. Подобные виды эволюционируют долгое время. А для ускорения такого процесса людей поделили на 2 пола. Но рассмотрим и другие причины необходимости любви:

любовь – наркотик. Если посмотреть на данное чувство со стороны медицины, то в момент его зарождения в организме появляются эндорфины. Они вызывают эйфорию и счастье. По этой причине люди стремятся испытывать такое снова и снова. Рядом с любимым человек чувствует себя лучше;

любовь избавляет от страха. Ради любимых мы способны на много подвигов. Именно любовь лишает людей страха, потому важно ценить такое чувство;
вдохновение любовью. Вне зависимости от взаимности чувств, любовь становится вдохновением. Благодаря ей было создано немало великих произведений искусства;
любовь помогает создавать чудеса. Под воздействием любви люди могут сильно меняться. Такое чувство не дается с рождения, но те, кто получил его от родителей, получают некоторые преимущества. У таких людей нет букета комплексов, они растут с нормальной оценкой. Это наиболее правильный ответ на вопрос, зачем требуется любовь людям. Без любви мы станем замкнутыми, злыми, будем . Но стоит влюбиться, как мы преображаемся, меняемся.

Зачем человеку любовь

Основываясь на сказанном выше, ответим на вопрос, зачем, собственно, человеку нужна любовь. Это чувство важно, чтобы мы могли выбирать для себя , с которым жизнь, семья и потомство окажется лучше. Ведь мало кто влюбляется в некрасивых, слабых, глупых людей. У них слабые гены, потому семьи с ними будут нежизнеспособными.

Но появляется вопрос, если нам известно, что важно находить лучшего партнера, то почему мы не способны сами определить, кого стоит любить, а кого не стоит. На деле, некоторые осознанные личности способны управлять собственными чувствами. А чтобы простые люди не ошибались, природа не разрешает им так просто управлять своими чувствами. Она продолжает участвовать в природном отборе, в улучшении генотипа и человечества как вида.

В любви люди ищут что-то свое. На любовь нередко возлагают чаяния и надежды. Если человек не нашел счастья по жизни, то в неимении высокого чувства он находит источник проблем. Если в семье не все хорошо, то . Здесь идет смешение понятий. Любовь – это не всегда спонтанное, пришедшее свыше чувство. Нередко она является результатом серьезной работы над собой, которую люди проделывают, чтобы сохранить отношения, семью.

А семья требуется нам по многим причинами. Ведь если у человека нет близких, готовых в любой момент поддержать его, помочь и стать опорой, то ему гораздо сложнее решиться на что-то важное. Мы нуждаемся в нежности и теплоте. Только крепкая семья, которая строится на любви, способна помочь нам.

Любовь против старости

Нежность и любовь – лучшие средства против старости. Для здоровья сердцу требуется любовь, а повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Фраза «любви все возрасты покорны» показывает суть проблемы. Но горячее чувство проходит, остается истинная, стойкая любовь. Потребность в близости у людей сохраняется до старости.

С возрастом яркость и интенсивность таких переживаний немного слабеет, но все-таки они воспринимаются позитивно. И это нормальное явление для счастливой жизни. Люди, которые недополучают любовь, страдают от бессонницы. От нарушений кровообращения, головных болей, нервозов. Любовь помогает нам оставаться здоровыми и бодрыми в любом возрасте.

3 марта 2014

Мне кажется, любовь – одно из самых прекрасных чувств, которое способен испытывать человек. Так что же это за чувство, которому уже не первый век воспевают хвалебные песни и посылают всякие проклятия?
Думаю, человек не может жить счастливо без любви. Она многолика. Мы любим родителей, детей, мужей и жен, друзей – и всех по-разному, по-особому. Но к кому бы мы ни испытывали это чувство, настоящая любовь всегда означает понимание, уважение, готовность помочь, защитить, способность пойти на жертву ради любимого человека.
Сила любви заключается в том, что она пробуждает ответное чувство, лечит душу, способно спасти жизнь. Это то состояние человека, когда душа его наиболее открыта верховным началам добра, истины и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и отдает, не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения. Подлинная любовь – это еще и выражение созидательности, она предполагает заботу, уважение, ответственность.
Любовь – это важная составляющая часть жизни человека. Мы становимся тем, о чем мы думаем. Чтобы полюбить кого-то или что-то, нужно сначала уважать его. Но, прежде всего, нужно уважать себя, ведь если ты не любишь и не уважаешь себя, очень трудно любить и уважать других. Нужно научиться принимать себя, ценить себя, независимо от того, что другие думают или говорят о тебе.
Мне кажется, любовь создаем мы сами – это не результат судьбы или удачи. У каждого из нас есть способность любить и быть любимым. Любви надо учиться. Настоящая любовь все преодолеет, все покрывает, все прощает. Любовь – это, наверное, когда ты любишь и недостатки другого человека. Если человек тебе кажется красивым, умным, талантливым – это не обязательно любовь. Другое дело, если ты знаешь и любишь те недостатки, которые у него есть. Однако стоит обратить внимание на высказывание о любви В. Г. Белинского: “Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет. но иногда только любовь и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму”. То есть сила любви проявляется в том, что она может открыть достоинства человека, пробудить в нем что-то прекрасное.
Любовь рождает в нас неудержимое желание совершать добрые поступки. Весь окружающий мир влюбленному человеку кажется прекрасным и значительным. Будничные дела становятся важными и даже приятными и выполняются с какой-то особой легкостью. Недаром любовь считается эликсиром жизни – она пробуждает скрытые силы человека.
Конечно, истинное счастье может принести взаимная любовь. Но в жизни не всегда бывает так. Люди, однажды почувствовав страдание от любви, считают, что она приносит только боль и ее стоит избегать. По безответной любви они судят о любви в целом – “уж лучше не любить и не страдать”… Но так ли это хорошо – жить “наполовину”?
Любовь – подвиг, жертва, вершина развития души человека. Одна из граней этого чувства – любовь мужчины и женщины – запечатлена во множестве творений человеческого духа, воспета писателями и поэтами, композиторами и художниками, режиссерами и актерами. Любовь – это вечный источник вдохновения.
Памятником такой всемогущественной любви является прекрасная и печальная история Ромео и Джульетты – юных возлюбленных, силой своего чувства преодолевших, казалось бы, самое непреодолимое – ненависть, вражду и даже саму смерть.
В русской литературе также можно найти немало произведений, поющих гимн вечной любви. Так, пафос пушкинского стихотворения “Я вас любил…” – светлая печаль о вечной любви и о невозможности счастья с возлюбленной. Лирический герой благороден, бескорыстен. Он робко надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но отрекается от своего счастья ради благополучия любимой женщины.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгакова главная героиня по собственной воле продала свою душу дьяволу. Дух зла помог ей отомстить обидчикам возлюбленного. А раньше Маргарита, не задумываясь, отказалась, ради счастья с Мастером, от обеспеченной, спокойной жизни со своим мужем.
И все-таки любовь не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь – это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а потому, что “ни просчитать, ни вычислить” любовь нельзя! В ней нельзя быть расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только чутким, чтобы следить за ее прихотливым течением и вовремя душой угадать все ее изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое другое, чем в изобилии наделила нас природа и что неразумно мы растрачиваем и притупляем в нашей суетной жизни.
Это высокое, жизнеутверждающее чувство обладает огромной силой. Любовь – это чувство единения. Истинная Любовь. это радость! Это. дарение и получение радости.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Многие почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина спорят о том, является ли его роман “Евгений Онегин” романом о любви. О любви,...

Top