Пояса верности от средневековья до наших дней. Пояс верности для мужчин и женщин - исторические факты

Временами мне кажется, что Джей - наваждение, призрак, и я уже встречал её в какой-то другой жизни. Говорят, что иллюзия «уже виденного» – deja-vu – возникает, когда нарушаются некие связи головного мозга с глазными нервами.

- Милый, наконец-то я купила его.
- Его – это кого?
- Он очень красивый, сделан из пластика под дерево. Мужской пояс верности.
- Джей, ты совсем охуела! - непроизвольно срывается у меня с языка.
- Возможно, милый, - покорно соглашается она, - но когда мне захочется, ты будешь его надевать. А ключ будет у меня.
Я теряю дар речи, потом начинаю дико хохотать.
- Джей, а женский пояс верности ты не купила? Должно же быть равноправие. Мужчина и женщина имеют равные права и равные возможности для их реализации. В Конституции России так записано, в статье девятнадцатой, часть третья, если мне не изменяет память.
- Милый! может быть, память тебе и не изменяет. Но ты мог бы заметить, что у нас секут розгами только тебя.
- Правда?
- Тебя, тебя… за одним-единственным исключением, - добавляет Джей, и глаза её недобро сверкают. - Значит, и пояс верности надевать только тебе. К тому же я не требую, чтоб ты носил его постоянно. Только иногда, когда мне этого захочется, милый.
Последнюю фразу Джей произносит ангельским голоском. Потом обнимает меня, изображая из себя самую покорную на свете женщину.
- Ну милый! что тебе стоит попробовать. Это же так сексуально…
- А если я не соглашусь? Why the hell should I do it?!
- Говоришь: на фига тебе это… правильно я понимаю твой иностранный язык? - с издёвкой спрашивает Джей. - Ладно, объясняю. Я ведь ещё не драла тебя кнутом? Значит, придётся купить кнут и опробовать его на твоей попе. Говорят, с помощью кнута покорность достигается очень быстро. Хочешь проверить?

Теперь Джей выглядит маленькой капризной девчушкой - что-что, а трансформация получается у неё легко. Боже! кто сочиняет ей реплики, и ради чего она играет сей безумный спектакль?! Не иначе, как мы - и она, и я - полные кретины и комедианты в этом дурацком процессе, что именуется жизнью. Разыгрываемое действо кажется мне надуманным и неестественным. Я пытаюсь сопротивляться, впрочем, особенно не надеясь на успех.
- Джей, дорогая! с тобой я научился писать всяческие тексты и ощущаю себя почти что писателем – практически как твой непревзойдённый мэтр Андрей Гусев. Давай, я напишу про пояс верности.
- Ну, во-первых… - тянет паузу Джей, - во-первых, Андрей Гусев именует себя сочинителем, а не писателем. Во-вторых, не надо писать story или short story про мужской пояс верности. Просто надень его, милый!
Голос Джей всегда зачаровывал меня, а сегодня он гипнотизирует. Когда Джей умолкает, в комнате звенит пустота. Это похоже на голосовой трюк, которому, вероятно, учат там, где она получала образование.

Милый, я готова завтра же съездить в секс-шоп и купить кнут. Какой цвет кожи ты предпочитаешь? Чёрный, коричневый, а может быть белый? Или ты всё же предпочтёшь пояс верности? Его я уже купила, - с улыбкой заявляет Джей, подводя меня к пику ложного выбора.
В ответ я бормочу что-то бессмысленное.
- Милый, конечно, если ты сейчас откажешься, ничего страшного не случится. Я по-прежнему буду тебя любить. Просто не хотелось бы пороть тебя кнутом – говорят, это очень больно…
Похоже, что Джей чувствует себя и режиссёром, и исполнителем главной роли. Мне же отводит скромную роль второго плана. С чем я не очень-то согласен. Потому нахально заявляю:
- Ладно, Джей, я выбираю кнут… из коричневой кожи. Надеюсь, не из крокодиловой, иначе это нас разорит. Не уверен, что тебе удастся купить его прямо завтра. Это же штучное изделие; может, все кнуты уже распроданы, - мягко заключаю я.
В нашем театре для двоих мои последние фразы действуют на Джей ошеломляюще. Она разочарована; она-то рассчитывала на другой сценарий. Срочно Джей пытается импровизировать по ходу спектакля. Отправляется к нашему бару, наливает в рюмку неразбавленного абсента Xenta, проглатывает его двумя большими глотками. От бара она возвращается к кожаному дивану, на котором расположился я. Шаги Джей, несмотря на её модельные туфли, совершенно бесшумны; в комнате снова звенит пустота. Джей останавливается в шаге от меня, её мордочка изображает страсть.

«Господи, какая пошлость! Однако в данном случае она приемлема», - появляется у меня невольная мысль. Да, приемлема, потому что Джей намерена творить новую реальность.
- Милый, если ты не боишься кнута, то, может быть, тебя испугает ballbusting в Натальином салоне? Небось, слышал про такую процедуру?
- Ты охуела!
- Да, я охуела. И что? Однако я думаю, что эта чёрная девка… Тиффани из Натальиного салона с удовольствием отшлёпает и твои balls, и твой пенис. Я готова заплатить за сессию, это не стоит больших денег. Хочешь попробовать?
Я молчу; медленно сочась, Время течёт в бесконечность. Наше с тобой Время, Джей. «Все хорошенькие женщины, в сущности, одинаковы, - думаю я. - Они пытаются добиться своего любой ценой. Так и Джей: уговоры, угрозы… интересно, что она придумает дальше?»
- Ладно, милый... похоже, сегодня мне придётся поработать заместо milking machine. В начале нашего представления. А потом я помогу тебе надеть мужской пояс верности. Или ты хочешь послать к чёрту создателя спектакля?

Я знаю, что паузы сближают собеседников, поэтому молча смотрю на красивую Джей, стоящую передо мной. Я готов потратить немного времени на очередную иллюзию – кажется, семнадцатую по счёту. Профессия сочинителя в том и заключается, что он оперирует с иллюзиями.
Очевидно, что Джей не остаётся ничего другого, как продолжить свой монолог:
- Милый, значит, приступим?
Я продолжаю пристально смотреть на Джей, ожидая продолжения. Она опускается передо мной на колени, расстёгивает мой брючный ремень, стаскивает с меня всё, что мешает hand jobs. «Рисунок танца наконец-то проясняется. Впрочем, ничего нового: hand jobs и оральный секс всегда были её коньком», - мысленно констатирую я.
Движения её точны и уверенны, словно она всю жизнь занималась подобными вещами. В очередной раз балдею от способностей своей бывшей жены. Я даже готов поклясться, что мир не видел лучшей актрисы, чем Джей. Разумеется, порно-актрисы. Её животная естественность поражает до глубины души, снова и снова гипнотизирует меня.

…Закончив действо, Джей встаёт, небрежно поправляет сбившееся платье. Мгновение спустя приносит коробку с мужским поясом верности, открывает её.
- Милый, я тебя очень люблю. Пояс верности добавит остроты в наши отношения. Когда я буду запирать тебя, твой пенис окажется под моим абсолютным контролем. Оргазм без моего разрешения будет полностью исключён, понял?
Она прилаживает изделие по месту назначения. Зачарованный, я смотрю на Джей широко открытыми глазами, не в силах пошевелиться.
- Милый, тебе удобно? - вопрошает она.
Отрешённо киваю, невольно закрываю глаза и слышу звук защёлкивающегося замка.
- Класс! - восклицает Джей. - Милый, видишь – всё просто, а ты волновался… Но запомни: если будешь плохо себя вести, то придётся одеть тебя в железо – заместо этого лёгкого пластикового пояса будешь носить вещицу из нержавеющей стали. Разумеется, тебе не всегда придётся носить пояс, только в особых случаях… вот, когда поеду в командировку. А ключ буду оставлять в Натальином салоне, - многозначительно добавляет она.

Джей, ты хуже обезьяны, - злобно откликаюсь я. - У той ещё есть шанс стать человеком, а ты уже прошла этот этап.
Джей глупо хихикает и чмокает меня в щёку. В углу комнаты без звука светится телевизор. Показывают вечерние новости из Останкино. На экране знаменитый альфа-стерх, заметно постаревший, спускается по трапу самолёта. В отличие от российского рубля обходится без падений.
What is life? A frenzy. An illusion. A shadow or a fiction...

Copyright © 2015 by Andrei E.Gusev

Скучаете по прошлому? По тем прекрасным векам, когда дамы носили красивые платья с кринолинами, а мужчины пели под окнами серенады? Да, это было. А еще были вещи, о которых сейчас невозможно думать, не покрываясь мурашками от ужаса. Вот эти, например. И нет, это не орудия пыток.

Пояс верности

Как ни странно, истории о рыцарях и королях, замыкающих на телах своих женщин пояса верности — миф. В Средние века медицина находилась в зачаточном состоянии, но, по всей видимости, знаний хватало для того, чтобы понять: металлический капкан на женщине довольно скоро ее убьет. Трение металла о кожу и половые органы непременно привело бы к травмам, а постоянное загрязнение травмированных участков — к сепсису и смерти. Первое заслуживающее внимание упоминание пояса верности датируется 1405 годом, но неизвестно, для чего конкретно использовались эти пояса. Существует версия, что «пояс верности» на самом деле уберегал женщин от изнасилований. Найденные пояса якобы из эпохи Средневековья позже были признаны подделками викторианской эпохи. И с этого момента начинается все самое интересное.

Период правления королевы Виктории можно считать расцветом пуританской морали. Ее Величество была талантливым политиком, но годы вдовства превратили ее в сторонницу строгости и якобы святости. «Викторианская мораль» предписывала воздержание даже законным супругам, не говоря уже о свободных женщинах. Именно в этот период женщин стали замыкать в «пояса верности». И не для того, чтобы сохранить верность супругу. Жуткие приспособления надевали даже на юных девственниц — с тем, чтобы предотвратить попытки мастурбации, которая была объявлена страшным грехом. Справедливости ради стоит заметить, что та же участь ждала и юношей. Но дело в том, что с определенного возраста юноша становился мужчиной и распоряжался своей жизнью (и телом) сам. Женщина же из-под власти отца, дяди или брата переходила под власть мужа. И тот был вправе замыкать на ней пыточное приспособление каждую ночь. Дабы не грешила.

Дамское седло

Современные барышни, увлекающиеся верховой ездой, с большим удовольствием осваивают езду в дамском седле. Во‑первых, это действительно очень красиво, а во-вторых, демонстрирует высочайшее мастерство всадницы. Но современный мир — это мир, в котором верховая езда — хобби, а женщины имеют право на свободу передвижения и используют для этого не лошадей, а транспортные средства. А раньше дамское седло представляло собой ни что иное, как инструмент для ограничения свободы женщины. Изначально и мужчины, и женщины ездили верхом в той посадке, которая зовется «мужской», но затем эта посадка стала считаться неприличной для женщин. Были изобретены дамские седла с завышенной передней лукой (за нее женщина закидывала правую ногу) и одним левым стременем. Дама могла сесть в седло только с мужской помощью, при этом падение из седла гарантировало ей либо смерть, либо тяжелейшие травмы: как правило, нога несчастной оставалась в стремени, и лошадь тащила женщину за собой. Естественно, женщины предпочитали ездить шагом: для галопа или даже рыси нужно было обладать цирковой ловкостью.

Что это значит? Что женщина могла куда-либо уехать только и исключительно в сопровождении мужчины. Управление лошадью «по-мужски» и «по-дамски» имеет серьезные отличия, поэтому женщина, с юности приученная к дамской езде, в критической ситуации не могла вскочить в седло как мужчина и тем самым обеспечить себе свободу передвижения. Дамское седло было инструментом, который позволял держать женщину в подчинении и зависимости от мужчины. Не говоря уже о том, скольких женщин оно убило или безжалостно покалечило.

Бинты

Китайцы считали, что девушка должна иметь крохотную стопу, семенящую походку и хрупкую фигурку, покачивающуюся, словно веточка на ветру. Поэтому они ломали ноги девочкам. «Лотосовая ножка» — обычай, который сделал множество женщин инвалидами. В возрасте четырех-пяти лет девочке забинтовывали стопу, прижимая к ней пальцы. Больше бинты не снимались. Стопа, конечно, не переставала расти, но деформировалась, причиняя девочке адскую боль. Примерно к 10 годам девочка получала «изящную» 10-сантиметровую стопу и теперь могла начать заново учиться ходить. Увы, некоторые до конца дней оставались прикованными к стулу, остальные же не могли передвигаться без посторонней помощи. При этом «лотосовая ножка» считалась необходимым условием для того, чтобы удачно выйти замуж. Ведь не калечили только простолюдинок, которым нужно было много работать.

Корсет

Только в ХIХ веке врачи заговорили, наконец, о вреде корсетов, а до этого женщин затягивали в эти пыточные приспособления из ткани и китового уса. Вот неполный список осложнений, которые ждали женщину, ежедневно носившую корсет: сдавливание сердечной мышцы, деформация костей грудной клетки, парализация работы легких, удушье, обмороки и самопроизвольные аборты. И все это — в лучшем случае. В худшем — смерть по одной из этих причин.

Бритва

Страшная традиция женского обрезания до сих пор существует. Во многих ближневосточных и африканских странах до сих пор, в XXI веке, продолжают калечить маленьких девочек во имя целомудрия. Существует три вида женского обрезания: в первом случае удаляют кожные складки вокруг клитора, так, чтобы он был постоянно открыт. Во‑втором — отсекают и сам клитор, и малые половые губы. Это навсегда лишает женщину возможности получать сексуальное удовлетворение. Считается, что это страшная, калечащая операция сделает будущую женщину целомудренной. Третий и самый страшный вариант — фараоново обрезание. Маленькой девочке удаляют и клитор, и малые половые губы, а большие сшивают так, чтобы осталось только крохотное отверстие для выхода менструальной крови. Дело в том, что подобная операция гарантирует девственность невесты: пенис мужчины просто не может проникнуть через это отверстие, и в первую брачную ночь муж рассекает рубец бритвой.

Взрослая женщина, подвергшаяся процедуре обрезания, не просто навсегда лишается возможности получить сексуальное удовлетворение. Эти калечащие операции дают о себе знать в тот момент, когда женщина вынашивает и рожает ребенка. Изуродованные половые органы просто не выдерживают нагрузки: старые шрамы рвутся. Женщины, пережившие”фараоново обрезание", скорее всего, умрут или останутся навечно изуродованными и больными: после того, как искалеченная вульва разорвется, и между влагалищем и прямой кишкой образуются свищи.

Нашла картинку с изображением загадочного предмета-

Что бы это могло быть? На футляр для ключей не похоже...Может, кто-нибудь знает?

О поясах верности написано очень много, но версии есть совершенно разные, я их привожу ниже, а также фото старинных, современных и МУЖСКИХ(!) поясов целомудрия.


Вот еще старинные гравюры с дамами в Chastity Belts, на шляпе мужа- ослиные уши, то есть - он обманут.
A Naked Woman With a Chastity Belt Cheating On Her Husband


А naked woman with a chastity belt sits on a bed with her foot on a chest and offers a key to a finely attired man with fools ears; two figures observe the scene from the shadows and a fool empties a sheet of lice? into a basket.

Engraving made by Heinrich Wirrich, Germany, 1575-1600.


A nude female figure wearing the belt standing at centre; taking bracelets (?) out of the money bag worn by the male figure at left and passing them to the figure at right who is holding the key.

Woodcut made by Heinrich Vogtherr II, Germany, 1540 (circa).

Вот что написано в Википедии:Пояс верности, Венецианская решетка - устройство, механически предотвращающее половой акт. Некоторые пояса верности препятствуют также мастурбации.

Истории о рыцарях, уходящих в Крестовый поход и надевающих пояса верности на своих жён или возлюбленных, скорее всего, являются вымыслом. Во-первых, никаких сколько-нибудь достоверных свидетельств использования поясов целомудрия в раннем средневековье нет. Во-вторых, рыцари в таких походах обычно погибали (в одном из походов участвовали 300 тысяч рыцарей; из них 260 тысяч умерли от чумы и других болезней, 20 тысяч пали в бою и только 20 тысяч вернулись домой).[источник не указан 17 дней] А главное - пояс верности невозможно было носить больше нескольких дней: трение железа о кожу и половые губы, да еще вкупе с постоянным загрязнением в этом месте, вызвало бы заражение крови.

Первые упоминания о поясах верности в песнях и поэмах датируются XII веком. Но эти упоминания являются, скорее всего, поэтическими метафорами. Первое серьёзное упоминание о поясах верности датируется XV веком. Книга «Bellifortis», законченная 28 августа 1405 года Конрадом Кайзером фон Эйштаттом (Konrad Kyeser von Eichstätt) содержит иллюстрацию с комментарием «Это тяжёлый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции». В тексте упомянуты также и другие итальянские города - Рим, Венеция, Милан, Бергамо - как места, где производятся пояса верности. Однако мы не знаем, является ли эта информация правдой или вымыслом автора.

Первые дошедшие до нас пояса верности датируются XVI веком, в частности, найденный в могиле XVI века скелет молодой женщины с поясом верности. В этом веке и началось их массовое производство.

В викторианской Англии впервые изобрели мужской пояс верности. Он использовался, чтобы помешать мальчикам мастурбировать. Тогда в Англии считалось, что онанизм приводит к слепоте, сумасшествию, внезапной смерти и т.д.

В XX веке изобрели нержавеющую сталь, пояса из которой можно носить неограниченно долго. Ношение пояса верности из нержавеющей стали вначале некомфортно, но к некомфортным ощущениям можно привыкнуть.

Пояса верности для обоих полов часто используются в садомазохистских играх.

В современной Индонезии, где сильна враждебность по отношению к китайцам, некоторые китаянки носят пояса целомудрия, боясь изнасилования. Так же в некоторых массажных салонах Индонезии администрация предписывает массажисткам носить во время работы аналоги поясов верности, как способ дать понять посетителям, что в данном салоне не оказываются интимные услуги.

Collection of Sir Henry Wellcome, Museum and Library, London, England.


Chastity belt at El Rasrto flea market - Madrid

А вот еще:
Венецианская решетка, бергамский замок… Если думаете, что это названия архитектурных украшений, то вы ошибаетесь. Но наверняка вам известно другое «имя» приспособления, оставившего неизгладимый след в истории человечества – пояс целомудрия.
Впервые устройства, запирающие женщину от известных мужских посягательств, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный пояс из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Главной целью экзекуции было уберечь невольницу от беременности: вынашивая ребенка, женщина не могла работать, а рабовладельцу такой оборот событий был ни к чему.
Опыт древних греков пришелся кстати в эпоху Средневековья. Обычай закрывать жену «на замок» ввел некий германский император (его имя история не донесла до нас). Каждый раз, отправляясь за пределы замка, ревнивец заставлял кузнеца надевать на супругу железный пояс, который по возвращении лично снимал. Устройство представляло из себя поистине орудие пыток: громоздкая конструкция со множеством замков, закрывающая всю нижнюю часть тела страдалицы. «Хранитель добродетели» предусматривал лишь небольшое отверстие для отправления естественных надобностей, а о личной гигиене и речи быть не могло. Ну а единственный ключ все время хранился у бдительного супруга.
Нововведение немецкого монарха мужчинам понравилось. Вскоре по всей Европе, а особенно в Италии, пояса верности вошли в моду. Модели отличались от древнегреческих «хранителей» разве что материалом, из которого изготовлялись: к поясам из бычьей кожи добавились железные, серебряные и золотые. Лучшие экземпляры делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия «бергамского замка» и «венецианской решетки». Во времена Ренессанса широко ходило выражение «запереть жену или любовницу на бергамский лад».
Дабы приостановить любовные похождения своих легкомысленных жен, предусмотрительные мужья изобрели так называемого железного охранника целомудрия - "пояс целомудрия", или, как его еще называли, "пояс Венеры".

По одной из версии, первым изобретателем "пояса целомудрия" был падуанский тиран Франческо II, по другой - более распространенной версии - пояса изготавливались в Бергамо и назывались "венецианскими решетками", или "бергамскими замками".

В те времена бытовало такое выражение, как "запереть свою жену на бергамский лад". Пояс был устроен так, что носившая его женщина могла исполнять свои естественные потребности, но не половой акт.

Модели поясов целомудрия" были различными. Очень многие из них были сделаны из драгоценных металлов - серебра, золота - и украшены красивой чеканкой и инкрустацией.

Надо заметить, что "пояс целомудрия" был достаточно дорогим "украшением". Им пользовались в основном господствующие классы - зажиточное купечество, буржуазия и князья. Причем "пояс Венеры" считался официальным средством защиты женского целомудрия от мужских притязаний.

Матери с гордостью заявляли женихам о том, что их дочери чуть ли не с малолетства носят "венецианскую решетку". Для мужчин такая невеста была настоящим подарком, так как девственность в те времена была редкостью. Ключ от замка все это время хранился у бдительной мамаши. В день свадьбы она торжественно вручала его своему зятю. Отныне он становился единоличным обладателем сего драгоценного богатства.

Зачастую "пояс целомудрия" был первым подарком, который молодой муж подносил своей жене на следующее утро после свадьбы. Жена была обязана носить эту "лучшую защиту добродетели почтенных женщин" всегда и везде. Снять ее мог только муж, когда желал "разделить с женой ложе
Пояс Венеры стал официальным средством защиты женского целомудрия. Так, молодому человеку, просящему руки девицы, ее мать с гордостью заявляла, что та уже с 12 лет днем и ночью носит «венецианскую решетку». Ключ от приспособления жених получал в день свадьбы из рук родителей и становился единственным его обладателем. Причем свадьба проходила в доме невесты, а после «таинственного момента» жених объявлял ожидающим под дверью родителям и друзьям, что «замок и ворота рая оказались невредимыми».

Особый интерес к изобретению вспыхнул во времена Крестовых походов. Отправляясь на войну на несколько лет, рыцарь не был уверен в верности дамы сердца, вот и облачал ее в унизительное «белье». И несчастным приходилось терпеть мучения: они натирали себе мозоли на пояснице и в интимных местах, порой даже образовывались пролежни, менялась фигура. Иногда от «супружеских оков» страдалицу приходилось освобождать из-за опасения за ее жизнь - после специального судебного решения, освещенного церковными властями, делали «слесарную операцию». Конечно, об этом заранее оповещали мужа, чтобы ревнивец, не обнаружив на месте «хранителя верности», не учинил самосуд над освобожденной женщиной.
Случались и трагические исходы. Недавно при вскрытии древних захоронений на территории разрушенных замков в Баварии были обнаружены женские скелеты, «украшенные» ржавыми остатками поясов добродетели. Как полагают историки, это останки несчастных вдов, чьи мужья не вернулись из ратных походов, и им поневоле приходилось хранить супружескую верность до самой смерти.

Однако эпоха, породившая пояса верности, создала и противоядие от них. Ушлые изготовители «хранителей» извлекали двойную выгоду от продажи своих изделий: за баснословные деньги они вручали «агрегат» и ключ ревнивому супругу, а за отдельную плату предоставляли копию ключа жене либо ее пылкому поклоннику.
Уловка с дубликатом не была тайной, и изначально жестокий ритуал породил немало анекдотов и смешных историй. Например, в музее Гренобля хранится старинный гобелен, на котором изображен рыцарь в доспехах, выезжающий из ворот замка. Из окна ему машет платком женщина. На шее рыцаря висит на цепочке очень затейливый ключик. А из-за кустов выглядывает другой рыцарь (не отягощенный доспехами), у которого на шее висит точно такой же ключик...
А в немецком средневековом фольклоре есть очаровательная сказка о любви принцессы и пажа: «...Разгневанный король заточил дочь в высокую-превысокую башню, предварительно надев на нее пояс невинности. С ней была заключена и верная служанка… Раз или два в неделю влюбленный в принцессу паж, рискуя жизнью, под покровом ночи взбирался на башню и проводил несколько часов в нежных беседах с любимой. Их разделяла тяжелая решетка, а у дверей несла вахту вооруженная охрана. Паж сумел умолить королевского механика, сделавшего пояс, открыть его секрет… Через пять лет, почувствовав приближение смерти, король приказал привести к нему дочь. Она явилась, полная раскаяния, не надеясь на прощение, с младенцем на руках, в сопровождении сына и дочки. Король был поражен, как громом, но потом сменил гнев на милость. Узнав о ночных подвигах пажа, восхищенный его любовью к дочери и храбростью, посвятил пажа в рыцари, а затем благословил их брак».

Однако сказки сказками, а чтобы таких промахов не происходило, конструкцию поясов начали усложнять. В XVII веке за дело взялись ювелиры. Раньше замок мог вскрыть любой прелюбодей гвоздем или кончиком кинжала, но искусные умельцы исправили эту оплошность, снабдив замочек секретом: если механизм пытались открыть «чужеродной» отмычкой, пружинный захват защемлял стержень и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, хозяин сексуальной собственности мог подсчитать, сколько раз покушались на его «сокровище».
Многие пояса, сохранившиеся до наших времен, иначе как шедеврами ювелирного и инженерного искусства не назвать. На них с поразительным мастерством изображены сцены о плотских грехах: прелюбодеяние и наказание, соблазнение и муки, а также строки из Священного писания…
Не стоит думать, что страсти по «хранителям верности» сотрясали только старушку Европу. На наших просторах тоже находились почитатели нетрадиционного способа сохранения добродетели. Вот что говорят об этом судебные архивы прошлых столетий.

В 60-х годах XIX века московский купец, «дабы сохранить от соблазна» молодую жену, заказал приспособление опытному слесарю. От пояса, хоть и «сделанного старательно», молодая женщина сильно страдала. По возвращении из поездок купец устраивал дикие сцены ревности и «учил жену смертным боем». Не выдержав жестокостей, супруга сбежала в ближайший монастырь, где рассказала все настоятельнице. Та пригласила помощника полицмейстера, который был до крайности возмущен. Вызвали следователя, врача и слесаря. Несчастную освободили от ужасного устройства и поместили в монастырский лазарет для лечения.
Купца, по возвращении из очередной поездки, немедленно доставили в полицейское управление, где полицмейстер самолично произвел кулачную расправу с ревнивым мужем (телесные наказания царским рескриптом были отменены, но страж порядка этим пренебрег). Вскоре по приговору суда купец был осужден к заключению, но на небольшой срок. Пребывание в тюрьме стало для него настоящим кошмаром - сокамерники, узнав об издевательствах над его женой, постоянно избивали его... Решением Священного Синода брак был расторгнут, а жертва ревности постриглась в монахини…
Другой случай, произошедший примерно в то же время, закончился трагически. Слесарь-умелец одел подобный пояс на жену, отправляясь в южные губернии на заработки. Ни он, ни жена не подозревали о наступившей беременности. Через определенное время родственники, обеспокоенные состоянием молодой женщины, вынуждены были пригласить акушерку. Беременная уже была без сознания. Обнаружив пояс, акушерка сразу же вызвала полицию. Несколько часов потребовалось, чтобы избавить женщину от ужасного устройства. Ее удалось спасти, а ребенок погиб. Вернувшийся муж оказался за решеткой и вернулся домой только через пару лет... Полный раскаяния, он отправился замаливать грех по монастырям и вскоре замерз где-то по дороге.

«Хранитель верности» со временем канул в Лету, но не навсегда. Пояса целомудрия можно увидеть в музеях многих европейских городов. И в той же в Европе по сей день существуют мастерские, где по-прежнему делают пояса верности по просьбе нынешних ревнивцев. Кроме механических замков, в современных изделиях используют новейшие материалы, достижения техники и электроники. По признаниям умельцев, в год им заказывают около 100 поясов невинности. Вот такой вечный бизнес, поддерживаемый мужской ревностью.

Но вот еще интересно:

"Такое же приблизительно разнообразие находим мы и в принципиальной оценке женского целомудрия. Лицом к лицу с классами и эпохами, придававшими девственности огромное значение, стоят такие, которые не только не прославляли, а почти даже порицали невесту, если она в брачную ночь оказывалась еще нетронутой. Единственный вывод, который отсюда делался, гласил, что, очевидно, раньше никто не пожелал ею обладать, а это понижало ценность девушки, тогда как порой незаконные дети, напротив, повышали ее ценность. Если, с одной стороны, некоторые эпохи и классы считают для девушки позором, если ее хоть раз видели в сопровождении мужчины или если она появилась в публичном месте без родителей, то другие позволяли молодой девушке, достигшей половой зрелости, принимать в своей спальне в продолжение целых лет по ночам своего возлюбленного ("пробные ночи", "Kommnächte"). И притом заметьте - не только одного. Без всякого вреда для своей репутации она имеет право отставить одного возлюбленного и отдать его место другому, третьему, четвертому, если ее ожидания и требования не нашли надлежащего удовлетворения. Ни ее доброе имя, ни ее супружеское счастье не терпят никакого ущерба от того, что она в продолжение месяцев давала каждому из своих любовников возможность доказать, обладает ли он теми качествами, которых она требует от будущего мужа. То же самое воззрение разрешало достигшему половой зрелости парню удостовериться именно этим путем в физических достоинствах выбравшей его девушки, предоставляло ему право решить в зависимости от этого опыта, намерен ли он вступить с ней в брак или нет. Он также имел право провести несколько пробных ночей у целого ряда девушек, и то обстоятельство, что эти пробные ночи не исключали половых отношений, не связывало его вовсе с данной девушкой."

Мужской современный

Мужской

Современный
Вот здесь их много.

Сексуальная активность человека всегда была предметом особого изучения самим человеком. Так уж сложилось, что половое влечение оказывает самое сильное влияние на подсознание людей, заставляя их идти на невообразимые поступки. Например, в использовании разного рода вспомогательных предметов для улучшения качества интимной жизни. Созданы всевозможные плётки, наручники, ошейники, маски, которые до невероятных высот обостряют сексуальные переживания. Но есть и предметы, назначение которых прямо противоположное – предотвращение возможности получать удовольствие либо вообще самого полового акта. К такой вещи можно отнести пояс верности. Историю возникновения такого приспособления, принципы его работы, пользу и вред, интересные факты о поясе верности мы и рассмотрим в статье.

Древний мир – родина пояса целомудрия

Пояс верности представляет собой устройство, надеваемое на область половых органов, что делает невозможным интимную близость и самоудовлетворение. Чаще всего можно встретить пояса для женщин, в меньшей степени их выпускали и для мужчин. Назначение этого предмета было очень простым – не допустить измены жены во время отсутствия её супруга. Первые сведения о поясах верности встречаются в описании повседневной жизни Древней Греции и Древнего Рима.

При этом нельзя точно сказать, кем и когда было изобретено такое устройство. А представляло оно из себя кожаный двухполосный пояс, который надевался на женщину-рабыню. Одна полоса была одета на талию, другая – проходила между ног. Изделие нельзя было назвать именно «поясом верности», поскольку он надевался не на жену – свободную женщину, а на рабыню. И было это сделало исключительно из экономических соображений.

Пояс не давал женщине забеременеть, поскольку беременная рабыня по законам того времени не работала, то есть не приносила денег. А это было невыгодно её хозяину. Сведения о таких поясах крайне скудны, причём сейчас уже нельзя точно сказать, где именно он применялся – в Элладе или Риме. После этого о поясах верности «забыли» вплоть до XII века, то есть никаких известий о них не было в течение как минимум 650-700 лет.

В период Средневековья, опять-таки, известия о поясах верности были крайне неточными. Так, первый раз в эту историческую эпоху их применил неназванный германский император, который отправился то ли в крестовый поход, то ли ещё куда-то по своим имперским делам. Царствующее лицо приказало своему кузнецу выковать для своей жены железный пояс. Монарх лично надевал и снимал пояс со своей благоверной.

Этот пояс верности представлял собой ничто иное, как орудие пыток. Устройство имело несколько замков, полностью закрывало от посторонних посягательств всю нижнюю часть тела женщины. Такой пояс лишал человека любой возможности следить за личной гигиеной, для отправления естественных потребностей предназначалось маленькое отверстие. К защитному устройству от секса был сделан только один ключ и находился он постоянно у мужа женщины.

Развитие поясов верности в Средние века

Такой необычный поступок германского императора очень понравился остальным богатым мужьям всей Европы. Пояса верности стали быстро распространяться, особенно большой спрос на них был в Италии. Теперь они изготавливались не только из кожи, можно было заказать красивые пояса из нескольких комбинаций материалов – кожи, золота, серебра, железа. Лучшие экземпляры производились в Венеции, Бергамо и Флоренции. Товар славился своим красивым внешним видом. Первое реальное историческое упоминание о подобных игрушках относится к 1405 году, когда писатель Конрад Киезер сделал запись о «тяжёлых железных поясах, закрывающих женщин Флоренции».

Было даже такое выражение «закрыть жену на флорентийский манер». Появились новые синонимы к этому предмету: «пояс Венеры», «флорентийская решётка», «венецианская решётка», «замок из Бергамо», «пояс целомудрия». В Италии XII-XIII веков девочки с 13-14 лет пользовались поясами целомудрия, причём их матери в свадебный день передавали жениху ключ от замка. Муж был единственным хранителем ключа от этого устройства, он же после первой брачной ночи выходил из спальни и говорил присутствующим, что «ворота и замок, ведущие в рай, были нетронутыми».

Наиболее популярными пояса верности стали в эпоху крестовых походов. Рыцари отправлялись на несколько лет на войну и не все из них были уверены в супружеской верности своей второй половинки. Поэтому и приходилось использовать пояс верности. Но он не всегда полностью выполнял свою функцию:

  • во-первых, это изделие, сделанное в основном из металла, представляло серьёзную опасность для здоровья и жизни женщины .

Пояс приводил к образованию мозолей на половых органах и в паху, появлялись пролежни, у человека менялась фигура. Если была угроза жизни, пояс снимали, но только по решению суда и в присутствии представителя церкви. Естественно, находящемуся в дальних краях мужу сразу же сообщалось о таком действии. Ведь если по приезду домой супруг не обнаруживал на своей жене защитного устройства, то вполне мог лишить жизни свою возлюбленную;

  • во-вторых, пояс верности не был 100% гарантией того, что женщина останется верна своему супругу .

«Пояс Венеры» не всегда защищал от измены

Дело в том, что изготовление даже одного пояса было очень прибыльным делом, то есть такую игрушку могли позволить себе только богатые и очень богатые люди. А производители данных металлических устройств не всегда были честными, поэтому за деньги могли изготовить не только один ключ для мужа женщины, но и его дубликат для любовника последней.

На первых порах такая уловка помогала открыть замок на поясе верности в отсутствие мужа. Это породило волну смешных историй. Так, музей Гренобля содержит гобелен, на котором изображены рыцарь, уезжающий в поход, и его жена, облачённая в пояс. На шее у рыцаря можно заметить ключ от замка к металлической игрушке. А в кустах притаился другой мужчина, который держит в руках идентичный ключ и ждёт отъезда мужа-рыцаря.

То есть если в руки женщины или её любовника во время отсутствия супруга попадал ключ от замка к поясу целомудрия – то это устройство не спасало от измены. И что самое главное, нельзя было установить, открывали или нет пояс верности, когда мужа не было дома. Открыть замок иногда можно было даже с помощью гвоздя или кончика кинжала. Поэтому в XVII веке стали изготавливаться более сложные конструкции. Замок стал оснащаться секретом: если его пытались открыть с помощью отмычки или другого устройства, то захват пружины зажимал эту отмычку и в замке оставался кусок металла. Это было доказательством того, что пояс пытались снять без ведома мужа.

Хочешь закольцевать жену – выложи уйму денег!

«Венецианские решётки» стоили дорого, заказать их могли только люди с большими деньгами. По своей стоимости эти изделия были сравнимы с ценами на оружие, которое ценилось на самом высоком уровне. Ведь оно гарантировало защиту как целого государства, так и отдельного человека в неспокойные Средние века. Постоянные войны, крестовые походы, восстания требовали развития военного дела. Так, пояс целомудрия средней ценовой категории из кожи и железа можно было сравнить со стоимостью:

  1. половины боевого коня;
  2. двух мечей;
  3. 10 волов;
  4. 24 овец;
  5. 98 четвертей пшеницы.

А если предмет для защиты от секса делался из золота или серебра, то это говорило о том, что ревнивым мужем был как минимум граф, если не герцог. Драгоценные металлы в Западной Европе были чрезвычайно дорогими, особенно до Великих географических открытий, уже после которых приток таких материалов значительно вырос из Нового света. Поэтому «Венецианский пояс» из драгметаллов равнялся по стоимости нескольким десяткам мечей – основному оружию средневековых рыцарей.

Многие пояса верности являются по-настоящему шедеврами инженерного и ювелирного искусства. На них можно найти строки из Библии о супружеской неверности, плотских грехах, соблазнении и наказании за этот грех. Многими учёными реальное существование поясов верности подвергалось сомнению. Однако в 1999 году в Баварии было обнаружено захоронение с женскими скелетами. На некоторых из них имелись ржавые металлические кольца, подтверждающие, что такие механизмы были действительно изобретены и применялись ревнивыми мужьями.

Неизвестно, наступила ли смерть женщин с поясами целомудрия от последствий ношения самих поясов, либо по другим причинам. В любом случае это устройство было крайне неприятным в эксплуатации и приносило серьёзный вред здоровью. Особенно страдали женщины, на которых пояса были одеты в период раннего срока беременности. Металлическая решётка не давала нормально развиваться плоду, могли наступить выкидыш и даже летальный исход.

Продолжение развития «решёток верности»: страдать начали и мужчины

Из Средневековья пояса целомудрия перекочевали в Англию второй половины XIX века . Этот период истории известен как Викторианская эпоха: на туманном альбионе царили строгие аскетические нравы, отличительной особенностью которых было подавление всякой сексуальности. Девочкам и мальчикам внушали мысль, что самоудовлетворение вызывает рост волос на руках, слабоумие, сумасшествие, слепоту. Поэтому пояс верности доработали согласно представлениям тех времён. Теперь женщина не могла ни сексом заниматься, ни даже мастурбировать.

В Викторианскую эпоху были изобретены пояса верности и для мужчин. Они должны были препятствовать распространению онанизма. Датированы эти устройства для 1889 годом. С помощью таких приспособлений боролись против утренней эрекции, которую считали вредной для здоровья. Половой орган помещался в особую трубку, а к лобковым волосам прикреплялись щипцы. При появлении эрекции щипцы тянули за волосы и причиняли боль: эрекция исчезала.

В начале XX века и тоже в Англии придумали другой механизм для борьбы с эрекцией. Мужской половой орган находился в пружине, которая подсоединялась к электродатчиком. Наступавшая эрекция вызывала замыкание электросети и пенис получал разряд тока. После этого о возбуждении можно было забыть. Но в основном пояса целомудрия были созданы именно для женщин. Даже в нашем прогрессивном XXI столетии можно заказать пояс верности.

Делают его из современных материалов с использованием последних достижений технического прогресса. Отличительной особенностью «венецианских решёток» наших дней можно назвать меньшее содержание в них металла и внедрение электроники. Активно применяются более щадящие материалы для здоровья человека – латекс, силикон, резина, нержавеющая сталь. Они позволяют долго носить пояс целомудрия. Этот аксессуар в наши дни нашёл своё место в БДСМ-играх. Ежегодно в одной только Западной Европе производится порядка 200 подобных игрушек.

А был ли вообще пояс верности?

Несмотря на документально подтверждённые факты применения поясов целомудрия, наличие этих предметов на женских скелетах, находятся специалисты, подвергающие сомнению их реальное существование. Альбрехт Классен – профессор-германист – утверждает, что такие пояса никогда в действительности не использовались. Он полагает, что даже в Средневековье не очень уж и верили в эффективность поясов верности. Классен считает, что этот предмет является произведением искусства эпохи Возрождения.

Его изобретение представляется учёному шуткой людей над Средними веками, способом высмеять образ жизни этого периода истории. Профессор в своём научном труде приводит факты, согласно которым «пояса Венеры», представленные в музеях как настоящие, были сделаны намного позднее – в XVIII-XIX веках. Поэтому Классен склонен рассматривать пояс верности как аллегорию женской неверности, но не как реально существовавший предмет.

Однако в любом случае, даже если пояс и не применялся, он был чрезвычайно вредным для женщины. Потому как невозможность следить за личной гигиеной в условиях Средних веков с примитивной медициной неминуемо приводило к самым печальным последствиям. С другой стороны изображение этих предметов на картинах, скелеты женщин с поясами и свидетельства историков говорят как минимум о том, что люди знали о существовании «решёток». Человечеству свойственно переписывание истории, создание выгодных и невыгодных мифов, поэтому объяснить изготовление поясов верности в XVIII и XIX веках можно следующим.

Отважный рыцарь, отправляясь в далекий поход, уносил с собою заветный ключик от пояса верности своей любимой супруги...

Знакомый сюжет, известный всем то ли по пересказам европейских сказок, то ли по анекдотам. И, как это положено, скоро на сцене появится любовник с напильником, и так далее.

Но был ли пояс верности вымышленным аксессуаром или существовал в действительности? Эту тему историки костюма предпочитают обходить стороной из-за недостатка информации и нежелания ввязываться в старую и очень запутанную историю, в которой правду сложно отделить от вымысла.

Я собрала несколько интересных фактов о поясах верности, частично проливающих свет на эту историю. И рассказ мой непременно будет сопровождаться картинками:)) Итак...

В 1996 году Британский музей убрал из своей экспозиции " так называемый пояс верности", который занимал свое почетное место в витрине с 1846 года. Причиной для этого стало разоблачение аналогичных экспонатов в других собраниях, которые один за другим оказывались подделками 19 века. Выявлению подобных новоделов нередко мешало мастерство и сообразительность фальсификаторов, которые могли использовать аутентичные материалы при сборке"подлинных поясов верности". Так, в двух из известных случаев, в псевдопоясах были использованы средневековые собачьи ошейники...

Без сомнения, современным представлениям о поясе верности и обилию его подделок мы обязаны историкам и моралистам 19 века, которые увлеченно описывали в своих трудах "ужасающие реалии средневековья", силами своего воображения добавляя картине больше драматических красок, чем было на самом деле.

И если выводы исторической науки могут устаревать, а подлинность артефактов в музеях оказывается под вопросом, остается только одно - в поисках истины обратиться к источникам тех времен, в которые женщинам приписывали ношение поясов верности.

Пояса верности в средневековой литературе

Одно и первых известных мне упоминаний конструкции "пояс + верность" встречается в лэ МарииФранцузской "Guigemar" (12 век), где описывается, как главный герой сложным и крепким узлом завязывает пояс на своей возлюбленной. Она отвечает ему взаимностью и вяжет трудноразвязываемые узелки на его рубашке, при этом они клянутся любить того, кто будет способен развязать эти узлы, зная, что никто кроме них самих с этим не справится.

Здесь, хотя и фигурирует настоящий пояс, он играет символическую роль узелка на память. Это скорее сувенир, чем преграда. Заметьте, пусть по-разному, но завязаны оба:))

Другое упоминание можно найти между строк поэмы Гильома де Машо "Le livre dou Voir Dit", в которой дама вручает возлюбленному золотой ключик "от её сокровенных сокровищ и чести". Поскольку автор поэмы был известным любителем аллегорий, трактовать это описание буквально не стоит. Но это описание подтверждает как минимум существование на рубеже 13-14 веков литературного образа дамской чести,охраняемой замком.

Иные известные мне упоминания поясов верности относятся к более позднему времени - они встречаются в литературе 16-17 веков, преимущественно в сатирических рассказах о ревнивых мужьях и хитрых женах.

Изображения поясов верности

Первое явное свидетельство существования пояса верности в виде набедренного каркаса, который запирался на замок, историки усматривают в рисунке манускрипта 1405 года. На его страницах изложен трактат о военном деле(!), известный под названием "Bellifortis".

Что любопытно, к этому рисунку сохранилась подпись: "Это пояс флорентийских дам, железный и крепкий, закрывается спереди".

Но по мнению исследователей подобные пояса в Италии начала 15 века не мужья надевали на своих жен, а скорее уж сами женщины носили их как средство защиты от насилия со стороны солдат-захватчиков. Этим и объясняется то, что пояс попал на страницы военного трактата.

Известно несколько немецких сатирический рисунков 16 века, запечатлевших один и тот же сюжет с участием пояса верности. И на рисунке, и в сопроводительных стишках изображалась молодая женщина, выданная замуж за уродливого старика:

Одной рукой она залезает в набитый деньгами кошелек своего мужа, а другой - перекладывает эти деньги в руку своего молодого любовника, у которого есть ключ от её пояса. При этом пояс верности нарисован более чем абстрактно. На мой взгляд, косвенное свидетельство того, что художник изображал вещь умозрительную, не имевшую явных аналогов в реальности.

Вот еще один аналогичный пример, в деталях повторяющий сюжет предыдущего рисунка:

А вот эту гравюру Генриха Вирриха (1575-1600 гг) рассматривать и вовсе одно удовольствие. Мужа в сцене легко опознать по ослиным ушам на шляпе. Внимание художника к деталям заставило более внятно проработать и сам пояс верности. Теперь это не просто брэ на замочке, а более изящная конструкция... Картинка очень крупная, рекомендую рассматривать:)

Заметили в руках у служанки за балдахином ключ-дубликат? :)))

Сохранившиеся пояса верности...

Доподлинно не известны. Обретение наукой всех известных мне музейных артефактов относится к 19 веку, и в свете уже описанной истории с Британским музеем доверять их подлинности становится сложно.

Как правило, железные пояса верности обнаруживались при неясных обстоятельствах, пуще прежнего волнующих умы и без того настрадавшихся от средневековья историков 19 столетия.

Например, в 1889 году некий исследователь рассказывал, что обнаружил пояс верности на одном из женских скелетов из австрийского склепа раннего 17 века.

Другой пояс примерно в те же годы был неожиданно найден во дворце венецианских дожей. Более того, в нём сразу узнали пояс времен Франческо II, синьора Падуи в 1388-1405 гг. В наше время сотрудники музея не располагают какими-либо подтверждениями именно такой датировки, написанной на табличке, но пояс, насколько знаю, остался в экспозиции музея.

Вот фотографии других поясов, чья история не менее темна и загадочна:

Пожалуй, нет известных коллекций средневекового декоративно-прикладного искусства, которые в 19 веке не обогатились бы поясом верности:)) Разумеется, был такой экспонат и в парижском Музее Клюни, но в отличие от сотрудников Британского музея парижане не стали убирать этот предмет в запасники. Развенчав свою подделку (этот пояс тоже не был настоящим), они просто сменили табличку к поясу, подписав, что это новодел 19 века.

Подводя итог этому небольшому историческому экскурсу мы можем заметить, что:

Со времен Средневековья и Возрождения нам доподлинно известны лишь аллегорические или сатирические описания поясов верности;

Изображения поясов в сатирических рисунках абстрактны и не поддерживают версию о том, что художники могли быть знакомы с конструкцией какого-то реального предмета;

Пояса верности из музейных собраний, в подавляющем большинстве случаев являются подделками 19 века, отражавшими моду на ужасы средневековья, характерные для викторианской эпохи. Те пояса, что до сих пор подписываются как настоящие, вполне возможно, просто еще не проходили экспертизу;


Top