Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога. Как научить ребенка ценить деньги: советы психологов и бизнес-тренеров

Деньги являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Они уходят на оплату коммунальных услуг, развлечений, удовольствий, еды и много другого, то есть являются нашими постоянными спутниками. Это привело к тому, что у детей еще в раннем возрасте начинает формироваться ошибочное мнение - удовольствие и другие радости можно достичь только с их помощью. На них мама может ему приобрести игрушку, шоколадку и мороженное, сводить в парк, цирк и прочие развлечения. Чтобы заработать деньги, родителям приходится трудиться изо дня в день, затрачивать много сил, а ребенка оставлять на попечение бабушке или отводить в детский садик. Малыш вполне осознает, что денежные средства играют важную роль и дарят радость.

В норме ребенок осознает, что деньги нужны для покупки вкусных и полезных продуктов, одежды, игрушек

Почему дети воруют? Однозначный ответ дать невозможно. Воровство среди детей – довольно распространенная проблема, с которой многим приходилось иметь дело. Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни брал что-то чужое, однако это не повод думать, что из ребенка вырастет вор и мошенник. Насторожиться необходимо только в том случае, если после разоблачения и проведенной беседы малыш все равно не перестал заниматься воровством.

Если вы почувствовали, что не справляетесь с возникшей ситуацией и не можете отучить малыша воровать, не затягивайте обращение за помощью к психологу. Он поможет выявить причины проблемы и подскажет методы решения.

Данная статья поможет выяснить причины воровства денег у родителей их родными и приемными детьми, а также подскажет, как найти выход из сложившейся ситуации.

Воровство у детей младшего возраста

Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».


В младшем возрасте ребенок просто берет то, что ему хочется, но при этом не очень задумывается о наказании или чувствах других людей

Что делать родителям дошкольника?

  1. Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
  2. Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький - в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
  3. По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают. Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
  4. Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: ). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он. Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо. Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама. Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.

Если ребенок соврал, нотации могут только усугубить положение - лучше просто показать ему, что родители расстроены

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

  1. Малыш не имеет друзей - чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе. Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.
  2. У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели - например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду.
  3. Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.
  4. Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Кризис 7 лет

Когда малыши достигают школьного возраста, их отношения со сверстниками приобретают наиболее значимый характер, они проявляют наибольший интерес к общению с другими детьми, появляется желание показать себя и посоревноваться. Кроме того, у детей возникает чувство собственности, проявляется интерес к свои вещам и коллекциям, комнатам и домашним делам.

Ребенок 7 лет, который нередко прибегает к краже вещей, пользуется чуть меньшей популярностью, чем его сверстники, а желание воровать может появляться из-за стремления заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, воровство является ответной реакцией на ощущение обделенности или ребенок просто выбрал такой метод для получения чего-либо, что ему захотелось очень заполучить, а других возможностей этого добиться он не нашел. Иногда воровство становится последствием гнева или враждебности. Детские психиатры считают, что детям, крадущим какие-то вещи, присуще чувство лишения, зависти и сильная обида.


В школьном возрасте ребенок уже отдает себе отчет в содеянном, но свои собственные потребности и желания часто перевешивают

Кризис 13 лет

Следующий этап воровства начинается, когда ребенку исполняется 13 лет. Это возраст, когда малыш подвержен многим физическим, психологическим и социальным изменениям. На фоне этого, чтобы покрасоваться перед друзьями, ребенок снова может взяться за воровство. Давление со стороны сверстников может стать очередной причиной к совершению детьми таких поступков. Больше всего это может спровоцировать подзадоривание. Случается, что ребенок довольно часто прибегает к воровству из-за многих других поведенческих и эмоциональных проблем. В таком случае ребенка необходимо обязательно показать специалисту. Что же делать, когда ребенок воровать стал и как с этим бороться?

Как отучить ребенка воровать?

Ранее мы уже говорили о способах взаимодействия с ребенок в ситуации воровства, добавим еще несколько важных положений:

  1. Никогда не называйте ребенка вором. Это не принесет никакой пользы и только усугубит положение. Некоторые родители пугают ребенка полицией и судом, бьют по рукам. Говорят, что он может попасть в тюрьму. Родителям кажется, что они выбрали правильный путь воспитания, однако так поступать нельзя. Такие разговоры могут привести к тому, что у ребенка разовьется чувство собственной неполноценности, вины и возникнет заниженная самооценка. Помните, что преступления чаще всего и совершаются людьми с подобными проблемами. Не доводите малыша до такого.
  2. Проведите с ребенком беседу в спокойной обстановке, постарайтесь выведать причину, которая подталкивает его к воровству. Попытайтесь узнать, что за факторы им движут. Столкнуться с данной проблемой ребенок может по разным причинам.

Выбор остается за вами

Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.

Если подобная ситуация вашего малыша не обошла стороной, не стоит выносить ее на публику. Пусть это останется вашей семейной тайной. Ни в коем случае не стыдите ребенка перед родными и близкими, рассказывая им, что у вас в семье появился воришка - малыш может получить серьезную психологическую травму.

Постарайтесь выстроить близкие отношения с вашим ребенком. Важно, чтобы между вами царило доверие и взаимопонимание. Объясните малышу, приведя примеры из личной жизни, что хорошо, а что плохо. Помните, что пока он всего лишь маленький ребенок. Ему свойственно совершать ошибки - таким образом малыш познает жизнь. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые были всегда рядом с ним, поддержали и помогли в трудную минуту, смогли подсказать, как выбрать правильный путь. Если ребенок будет ощущать, что он не одинок, окружен любовью и заботой, что бы он ни сделал – поверьте, со временем из него вырастет взрослая личность, счастливая, с ненарушенной психикой, с правильными жизненными и моральными ценностями.

31 октября — Международный день экономии. Распоряжаться деньгами нужно учиться с малых лет. Почему нельзя платить за хорошие отметки, оценивать будущую профессию по зарплате и контролировать все детские траты? Мы собрали 10 ошибок взрослых, которые мешают детям становиться финансово успешными.

Ошибка № 1. Считать деньги запретной темой

Если разговоры о финансах ведутся в вашей семье за плотно закрытыми дверями и в целом вызывают у вас чувство неловкости, у детей просто не будет возможности сформировать правильное мнение о назначении денег. Результат — вполне уже взрослые люди испытывают сложности в отношениях с деньгами: теряются при планировании, транжирят или, наоборот, безосновательно экономят.

Совет. Разговоры о семейном бюджете — это совершенно нормально. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности!

Ошибка №2. Не давать карманных денег

Собственные деньги — ценный опыт самостоятельности. Психологи рекомендуют начинать выделять небольшие (в зависимости от доходов семьи) суммы ребенку с 6−7 лет и делать это регулярно, раз в неделю или месяц.

Совет. Желательно, чтобы с возрастом доля самостоятельных расходов ребенка росла: если в 7 лет он тратит деньги только на свои «хотелки», то в 14 лет уже может оплачивать часть собственных развлечений, мобильную связь, покупать подарки друзьям и т. д. Тогда опыт, полученный ребенком, станет действительно полезным: он сможет постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы.

Ошибка № 3. Контролировать все детские траты

Конечно, когда вы запрещаете ребенку тратить карманные деньги на чепуху или ругаете за уже совершенную покупку, вами движут исключительно благие намерения: деньги — это не игрушка! Но получается, что деньги принадлежат ребенку только формально, а на самом деле он обязан обсуждать с вами все траты и соглашаться с вашими вариантами. Такой строгий контроль способствует появлению страха ошибок и неуверенности в себе.

Совет. Доверяйте детскому выбору. Да, первые попытки тратить деньги почти неизбежно приводят к ошибкам, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности.

Ошибка № 4. Пускать все на самотек

Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости.

Совет. Обсудите с ребенком важные правила, касающиеся денег: большие суммы не стоит носить в школу, не нужно громко рассказывать о своем «богатстве» или хвастаться деньгами, нельзя играть в азартные игры или спорить на деньги. Если сын мечтает о суперконструкторе, посоветуйте, как он может накопить на него.

Ошибка № 5. Платить за хорошие оценки

Психологи не рекомендуют использовать такой способ улучшения успеваемости: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В общем-то, это единственная серьезная задача школьника — учиться!

Совет. Разделяйте оплату и поощрение: вполне можно стимулировать успехи школьника, «премируя» его по результатам четверти или года.

в семейную библиотеку

  • Детская энциклопедия «Деньги» от издательства «Росмэн»: истории о том, как деньги прошли путь от древних вавилонских «талантов» до современных пластиковых карточек.
  • Катерина Демина «Дети и деньги». Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться": полезные советы.
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами»: первые шаги в финансовом планировании для детей и подростков.
  • Бодо Шефер «Пес по имени Money»: теория финансового успеха изложена простым и понятным языком и доступна даже малышам.

Узнайте еще 5 финансовых ошибок


Ошибка № 6. Оплачивать помощь по дому

На первый взгляд, неплохая мотивация: домашние дела сделаны, ребенок доволен. На самом же деле это довольно коварный путь: а что, если ребенок решит, что можно ничего не делать, или просто откажется помогать бесплатно? Между прочим, ни мама, ни папа не платят друг другу за ужин или стирку: живете вы все вместе, значит, и об общем доме заботитесь вместе.

Совет. Если подросток в свое свободное время регулярно привлекается к помощи — посидеть с младшим братом или закупить продуктов для бабушки, стоит подумать о какой-либо компенсации или дополнительных привилегиях.

Ошибка № 7. Внушать принцип главенства денег

Между убеждениями «деньги — это инструмент» и «деньги могут все» проходит довольно тонкая грань. Да, часто именно финансовый успех помогает человеку чувствовать себя самостоятельным, значимым и независимым. С другой стороны, обеспеченность совершенно не означает безграничных возможностей или безнаказанности. Важно, чтобы с помощью родителей ребенок понял и убедился, что отношение к людям не должно зависеть от их благосостояния, и богатство — далеко не единственный ключ к успеху.

Совет. Постарайтесь с раннего детства воспитывать в ребенке уважение к нематериальным ценностям. На помощь придут, например, книги и фильмы, рассказывающие о добре, дружбе и взаимопомощи, любви, красоте окружающего мира.

Ошибка № 8. Забирать у подростка все им заработанное

Совет. Расскажите тинейджеру о принципах инвестирования и предложите помощь в составлении финансового плана: например, откладывать 10% заработанного на сберегательный счет. Разумеется, нужно сказать и о возможных рисках, финансовых пирамидах и кризисах, повлиявших на экономику страны.

Ошибка № 9. Оценивать будущую профессию по зарплате

К сожалению, есть множество профессий, не предполагающих гарантированного обогащения. Но, если ребенок намерен стать ветеринаром или художником, стоит уважать его выбор. Процесс зарабатывания денег важен, но не важнее самореализации, удовлетворенности жизнью.

Совет. Чаще разговаривайте с подростком о его планах на будущее: как он представляет свою жизнь после окончания института? Еще через пять лет? Но самый убедительный аргумент — личный пример. Если ребенок видит, что родителям действительно важна и интересна их сфера деятельности, они с радостью ходят на работу, увлеченно рассказывают о своих идеях и достижениях, его выбор будет более осознанным.

Ошибка № 10. Использовать деньги как средство манипуляции

Задача карманных денег — заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей — последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения.

Совет. Пусть система поощрений и наказаний будет очевидной и прозрачной. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены за детский счет.

Время чтения: 25 мин

Многие родители, сталкиваясь с новыми детскими «хочу», задаются вопросом: как научить ребенка ценить деньги? Liferead задал этот вопрос экспертам, и получил ответ: прививайте финансовые знания с пеленок!

Многие родители сталкиваются с тем, что с ребенком невозможно выйти в магазин: он сразу просит что-нибудь купить. С детьми постарше не легче: они тут же задают вопрос, почему, скажем, смартфон нельзя купить прямо сейчас? Мы узнали у преподавателя финансовой грамотности для детей Марины Звонаренко, старшего методиста киевского центра «Розумники» Лилии Кудри и детского психолога Валентины Токарь, как научить ребенка ценить деньги.

Чтобы ребенок услышал ваши доводы, научите его ценить деньги

Даже если родители могут себе позволить каждый раз покупать ребенку желаемое, психологи и эксперты по финансовому планированию этого делать не советуют. «Лет с 3—4 нужно объяснить ребенку, откуда берутся деньги: родители на работе делают полезные дела, и за это получают зарплату. Здесь же стоит упомянуть перечень обязательных расходов семьи: коммунальные услуги, еда, одежда/обувь, бензин и т. д. » , — объясняет Лилия Кудря.

Этот разговор стоит продолжать, когда ребенок начинает просить купить то, что не входит в ваши планы. «Вы объясняете, что все расходы уже распланированы. Главное в это время — дать понять неоспоримость сказанного, не „повестись“ на уговоры. Также вы можете предложить ребенку зарабатывать деньги и копить на все, чего он хочет. Сделайте вместе с ним копилку и игру. Смысл игры — за каждое хорошее, на родительский взгляд, дело (уборка, сделанные уроки, выгул собаки…) вы будете продвигать фишку вперед. И когда она сделает 10 шагов — вы заплатите 10 грн. Эта игра нужна, чтобы ребенок не начал требовать деньги за каждый шаг и не ставил условия („Я уберу игрушки только за деньги“). Также он не сможет торговаться („Дашь ли ты деньги за хорошее поведение в гостях?“). Штрафы за плохие дела тоже предусмотрите: шагайте фишкой назад» , — объяснила Лилия. При этом эксперт отмечает: нельзя вообще ничего не покупать ребенку, объясняя все незапланированностью. Нужно все же иногда радовать чадо просто так.

Иногда важно баловать ребенка подарком просто так

До 11—12 лет учить ребенка финансовой грамотности лучше на наличных деньгах: они понятны и визуальны. Если начинать работу с «безналички», то кредитка будет восприниматься как волшебная карточка, за которую все можно купить. «А вот с 11—12 лет ребенку можно открыть специальную карточку для школьников. Заодно в банке „серьезный дядя“, а не родственники, расскажет, как на карточку попадают деньги, как их можно тратить, что такое пин-код и другое. После этого родитель может положить ребенку энную сумму на карточку и посмотреть, как тот управляется с деньгами. Можно нанести и второй визит — чтобы ребенку рассказали о мобильном банкинге, депозите и принципе накопления, кредите под проценты. Конечно, хорошо, если ребенок попробует оформить депозит с помощью интернет-банкинга» , — рассказывает Лилия Кудря.

Также родители могут дать задание отовариться в магазине и расплатиться карточкой, но при этом уложиться в сумму на «пластике». «Это научит школьника рассчитывать стоимость товаров. И либо отказываться от излишнего в списке мамы, либо же обязательно все купить, но выбрать продукты меньшего веса. Но родителям также придется объяснить правила безопасности, рассказать о карточных мошенниках и т. д. » , — уверена эксперт.

Лет в 11−12 начинайте знакомить ребенка с банковскими продуктами

Чтобы научить ребенка ценить деньги, предложите ему составить список желаемого. Это поможет определить, что из этого он хочет первым делом. Маленьким надо знать, достаточно ли у них накоплено или надо подкопить. А детей с 6—7 лет стоит приучать к счету — чтобы они понимали, сколько еще нужно «заработать».

«Уже с 6—7 лет ребенку можно давать и карманные деньги, помимо „копилочных“. Сумма — на усмотрение родителей (на перекус, на проезд и т. д.). Вы можете предоставлять эти средства ежедневно или раз в неделю, на все семь дней. При этом объясните, что школьник должен укладываться в предоставленную сумму. Это научит ребенка планировать расходы» , — считает Марина Звонаренко.

«Многие родители обещают добавить недостающую сумму к крупным покупкам ребенка. Но не стоит этого делать, если вы хотите научить ребенка ценить деньги. Если все же собираетесь пополнить недостающее — представьте это как вознаграждение за особую заслугу или премию. Но в таком случае оговорите, что, когда давать вознаграждение, родители решают сами. Причем за напоминания могут и лишить этих денег. Также не давайте ребенку взаймы: он должен „жить по средствам“ и не привыкать одалживать. А когда сумма накоплена, постарайтесь советовать, но не контролировать покупки. Негативный опыт тоже нужен. Он научит чадо делать правильный выбор, а вы сможете подчеркнуть, что в следующий раз он спланирует покупку лучше» , — добавила психолог Валентина Токарь.

Научите ребенка писать или рисовать список желаемых приобретений

Многие родители, чтобы избежать истерик и объяснений, стараются не брать ребенка в поход за покупками. Однако, по словам экспертов, это тоже неправильно. «В таком случае у него образуется „отложенный спрос“, что позже аукнется необдуманными большими тратами. А еще это лишает ребенка возможности жить взрослой жизнью. В магазине и супермаркете вы должны специально предлагать решать задачи: научиться определять хороший и плохой товар, объясняя, в чем разница, сравнивать цены и т. д. Задавайте вопросы по типу что лучше: 50-граммовый пакет какао за 10 грн или 100-граммовый за 18 грн? Почему?», — говорит Марина Звонаренко. Но психологи советуют все же брать ребенка в магазин не чаще 1—2 раз в неделю. Иначе даже «умняшки», которые любят счет и идут с вами именно с этой целью, в будущем могут купиться на дешевизну ненужного товара.

Не бойтесь брать ребенка в магазин: так вы приучаете его ко взрослой жизни

Что можно и чего нельзя говорить детям о деньгах

По словам Валентины Токарь, есть некоторые табу на распространенные отговорки и действия родителей, если вы действительно хотите научить ребенка ценить деньги.

Нельзя: Говорить фразу «нет денег»: это вызывает тревогу. Также это взращивает комплекс бедности, и уже во взрослой жизни человек всегда будет думать, как сэкономить, а не как больше заработать", — говорит она.

Запрещено: брать деньги из копилки ребенка без его ведома. «Даже если ребенок проявляет понимание и жалость, вы не должны перекладывать на него свои проблемы и нужду в финансах. Несчастье, которое вы обрушили „на его голову“ тоже, и горечь от того, что пришлось расстаться с нажитыми деньгами, он не забудет, даже если вы ему вернете больше, чем взяли», — говорит
психолог.

О бязательно: держите обещания, данные ребенку. Те мамы и папы, которые, например, не практикуют наполнение детской копилки, а обещают, что купят что-то ребенку через неделю, с зарплаты и т. д. , обязательно должны это сделать. Исключение одно: если ребенок перехотел эту покупку.

Поощряйте, но не внушайте «правильный выбор»

Регулярно: давайте деньги даже тем детям, которые не слишком падки на деньги (особенно подростки). Финансовое равнодушие совсем не значит, что им можно никогда и ничего не покупать или не давать карманные деньги. Родители все равно должны их поощрять — аргументируя тем, что когда-то же он что-то захочет, вот тогда и сможет воспользоваться своим накоплением.

Не манипулируйте: Если хотите действительно научить ребенка ценить деньги, не навязывайте ему делать «правильный выбор», отказываясь от покупки в пользу семейного бюджета. «Не прививайте ему чувство вины, намекая, что из-за него семья будет голодать. Перекладывать на ребенка ответственность за всю семью неправильно по отношению к нему. К тому же, вы в любом случае не сможете довести дело до конца (оставить всех без еды), если он настоит на покупке игрушки», — объяснила Валентина Токарь.

Никогда не говорите ребенку «нет денег», и не берите деньги из его копилки

Также узнайте, и . Хотите еще больше интересных материалов? Тогда дайте шанс проявить себя нашему маленькому роботу, который специально для вас подберет увлекательное чтиво! Жмите « !»

Дети и деньги — сложная проблема. В нашей стране как-то не принято говорить на эту тему. Подспудно в некоторых изданиях некоторые специалисты ведут неспешную дискуссию на тему «Необходимо ли финансовое образование детей? Если да, то когда его начинать и что включать в это образование?»

Действительно, становясь взрослым, ребенок все равно как-то сам, естественным путем разберется с финансовыми вопросами. Правда, есть все-таки опасение. Пустив этот процесс на самотек, не вредим ли мы детям, не упускаем ли чего-то важного в их развитии. Например, можем ли мы быть уверенными, что у ребенка само по себе сформируется правильное отношение к деньгам, что не разовьются алчность, жадность или, наоборот, расточительность? И что, собственно такое «правильное отношение к деньгам»? А может быть, мы просто не знаем, как подступиться к сложной задаче передачи своему ребенку навыков взрослой жизни?

Особенно задача обучения детей обращению с деньгами становится явной, когда мы говорим о детях, имеющих нарушения в развитии или ограниченные возможности здоровья. Ведь в этом случае, приходится учитывать:

  • сенсорные проблемы — ребенку нужно уметь на ощупь найти кошелек в сумке или в кармане и вынуть из него банкноты или монеты, что совсем непросто, если у ребенка есть нарушения в сенсорной сфере (сфере ощущений);
  • проблемы визуального восприятия — нужно научить ребенка прежде всего отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие по форме, но разного достоинства;
  • умение отличать деньги от других объектов в кошельке: квитанций, кредитных карточек и т. д.;
  • сформированность базового представления о деньгах, то естьребенок должен знать, что на деньги можно обменивать товары и услуги.

Кроме того, ребенок должен понимать ценность предметов, то есть уметь оценить, что дороже, а что дешевле, например, карандаш, шоколадка или компьютер. Только после этого уже можно говорить об:

  • арифметических навыках — умении посчитать стоимость товаров и сдачу;
  • организационных навыках — например, полезности ведения списков покупок;
  • умении планировать бюджет, расставлять приоритеты, принимать решения;
  • о социальных навыках — умении говорить с продавцами, кассирами и др.

Как видим, не такое уж простое дело — умение обращаться с деньгами.

Наши западные соседи считают, что умение распоряжаться деньгами является одним из самых важных навыков, которым стоит научить своих детей, что к проблеме финансового воспитания детей нужно подходить основательно, что правильное отношение ребенка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Впрочем, несмотря ни на какие взгляды на степень важности воспитания «финансовой грамотности» у детей, очевидно, что отношение ребенка к деньгам формируют, воспитывают родители. Именно перед родителями стоит задача выработать у ребенка разумное отношение к материальной стороне жизни.

Увы, в нашей стране практически нет серьезных исследований по обсуждаемой проблеме, поэтому попытаемся воспользоваться рекомендациями зарубежных психологов, внося, где это нужно поправки, учитывающие отечественные менталитет и реальность.

Американские психологи советуют прежде всего родителям договориться об общих принципах финансового воспитания: открытом обсуждении с детьми финансового положения семьи; об обучении обращению с финансами на основе личного примера. Специалисты заметили, что если у родителей деньги вызывают негативные эмоции: страх, жадность, зависть, то через некоторое время это обязательно проявится и у их детей. Если же родители относятся к деньгам как к инструменту, обеспечивающему достойную жизнь, то и дети будут относиться к деньгам с прагматизмом, без эмоций. Хорошо, если родители умеют спокойно и доходчиво объяснить ребенку, в чем заключаются финансовые трудности, если они случаются с семьей, и как семья собирается с этим справляться.

Важный вопрос: с какого возраста начинать обучение детей обращению с деньгами? Большинство психологов считают, что обучение становится целесообразным тогда, когда ребенок начинает понимать, для чего нужны деньги. Как только к нему пришло понимание, что «симпатичные бумажки» можно обменять на что-то стоящее — мороженное, конфеты, — пора. То есть получается, примерно, лет с трех-четырех.

Начать удобнее всего с игры. В этом возрасте ребенок обычно уже бывает с мамой-папой в магазинах и представляет, хотя бы в общих чертах, процесс обмена денег на товар. Дома вполне можно поиграть «в магазин» или в «кафе», используя в игре предметы, которые сын или дочь обычно просят приобрести. В реальном магазине предложите ребенку самому что-нибудь купить — конфетку, жвачку, машинку… Если он еще не умеет считать, сами отсчитайте необходимую сумму и предложите передать продавцу, кассиру (кстати, это удобный повод научить ребенка пользоваться калькулятором, как отдельным прибором, или находить калькулятор в телефоне и использовать его). Объясните ему, что надо сказать, как взять сдачу. Это разовьет и социально-коммуникативный навык ребенка, то есть умение общаться не по желанию, а по необходимости.

Если вы хотите научить ребенка посещать кафе или ресторан, расскажите, когда принято давать чаевые (обычно они составляют примерно 10% от суммы заказа).

Примерно в возрасте трех-пяти лет можно обсудить тему: почему меня ругают и наказывают, если я ломаю игрушки, рву книжки или одежду? Как раз потому, что эти вещи стоят денег, а деньги даются маме и папе нелегким трудом. Именно поэтому они вынуждены на целые дни уходить на работу, а его (ребенка) оставлять в садике или у бабушки. На новые вещи придется снова потратить деньги, но они нужны для покупки других важных вещей, поскольку количество денег всегда ограничено.

В возрасте пяти-семи лет у детей начинают возникать вопросы типа: почему Вите или Маше купили игрушку (платье, мобильник, игровую приставку и т. д.) за Х рублей, а вы мне не можете? Этот момент очень важен и его нужно не упустить, поскольку он позволяет удобнее всего объяснить ребенку связь между работой, деньгами и потребностями человека. Например, есть профессии, за которые дают денег больше или меньше; чтобы найти хорошую работу, надо хорошо учиться; любую работу надо делать хорошо, потому что за нее платят больше, чем за плохо выполненную работу и так далее.

В этом же возрасте (6-7 лет) можно привлекать ребенка к планированию расходов, к составлению семейного бюджета. Так, услышав от родителей «денег нет», он не надуется, потому что будет представлять, куда, собственно, деньги деваются. Это, кстати, хорошая профилактика детского эгоизма: ребенок любит маму с папой и прекрасно поймет, что папе нужна новая рубашка, маме — туфли, пусть его родители будут самыми красивыми! Вообще сакраментальная фраза «денег нет» должна звучать как можно реже.

Такое включение ребенка поможет, в некотором смысле, улучшить финансовую дисциплину и финансовое планирование семьи в целом, если раньше этому не придавалось особенного значения.

Крупные покупки для ребенка, как и вообще все крупные покупки, могут планироваться заранее. Например, велосипед — к лету, лыжи — к зимним каникулам… Важно, чтобы ребенок и сам принимал посильное участие в накоплении денег, откладывая их в копилку или даже на специально открытый для этого счет в банке (некоторые банки открывают счета детям с 10 лет). Так ребенок научится экономить и делать выбор: покупать жвачку каждый день или некоторое время потерпеть, но купить более дорогостоящую желанную вещь. Такой навык ожидания и самоограничения не только будет полезен сам по себе в более взрослом возрасте, но и разовьет силу воли, приучит ребенка спокойнее относиться и к деньгам, и к возможным ограничениям, связанным с их отсутствием.

Для возможности копить и тратить деньги на какое-то будущее приобретение, нужно, чтобы эти деньги откуда-то появлялись, то есть необходим доход. Понятно, что работать как взрослый ребенок не может. Поэтому, по крайней мере до подросткового возраста, организовать для ребенка доход придется родителям. Наиболее распространенные статьи дохода, обычно, — это карманные деньги, выдаваемые регулярно, и денежные подарки. Поскольку денежные подарки возможны только по поводу каких-то случаев, происходящих время от времени, основным доходом для детей младшего возраста являются карманные деньги.

Чаще всего родители начинают давать карманные деньги ребенку, когда он идет в школу. Специалисты-психологи подтверждают, что как раз в этом возрасте мальчики и девочки уже способны сделать первые шаги в управлении деньгами. Родителям важно иметь в виду, что карманные деньги не должны превращаться в награду за хорошие поступки, премию за успешную учебу или оплату помощи по дому. На самом деле — это важный инструмент воспитания, причем воспитания не только конкретных навыков правильного обращения с деньгами (хотя это тоже очень важно), но и характера, отношения к жизни, позволяющего добиваться в будущем социального успеха и благополучия.

Важно принять семейное правило: карманные деньги дети имеют полное право использовать по своему усмотрению, не отчитываясь ни перед кем. Наличие у ребёнка собственных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Конкретный размер суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств.

Какой может быть сумма выдаваемых карманных денег? Обычно она зависит от финансового состояния и возможностей семьи, а также от возраста ребенка. В любом случае, сначала речь должна идти о совсем небольшой сумме. Выбрать конкретную сумму поможет ответ на вопрос: сколько, на ваш взгляд, ваш ребёнок сможет потратить «с умом» для своего возраста? Конечно, с годами и нужды, и запросы детей растут. Необходимо увеличивать и их карманные поступления. Есть смысл обсуждать с ребёнком, что он будет самостоятельно оплачивать из «собственных средств». По мере взросления увеличивайте сумму, но учитывайте в ней расходы на проезд, завтраки в школе, канцтовары. В плане финансовых навыков пользы от участия ребёнка в оплате собственных расходов будет больше.

Разные семьи имеют разные финансовые возможности, поэтому и суммы, которые они могут выделить детям на карманные расходы, могут сильно отличаться. Это не очень хороший момент и, возможно, есть смысл родителям одноклассников договориться между собой, чтобы различие не было слишком значительным.

Дети, которые только недавно начали получать деньги на карманные расходы, еще не умеют правильно ими распорядиться. Поэтому будет лучше, если они будут получать небольшие суммы чаще (например, 1-2 раза в неделю). Детям постарше можно выдавать уже более крупные суммы на более длительный период времени (например, восьмиклассникам — 1 раз в месяц). Так постепенно у них в сознании будет формироваться понимание бюджета.

  1. Выдача должна быть регулярной и своевременной, поскольку игнорирование выплат или их отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.
  2. Не меняйте правил. Если по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребёнку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплат должны согласовываться с ребёнком.
  3. Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро неразумно израсходованные средства. Иначе это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнёт основы финансового воспитания и из серьёзного занятия превратится для ребёнка в игру. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки бесплатными не бывают.

Бывают ли ситуации, когда стоит на время отложить или прекратить выдачу ребенку карманных денег? По мнению психологов, это следует сделать в двух случаях. Во-первых, если ребенок демонстрирует явно инфантильное, незрелое поведение. То есть не умеет контролировать свои мелкие и импульсивные желания, легко поддается влиянию других людей (покупает то же, что и его друг, «за компанию»; покупает у друга или старшеклассника какую-нибудь «ценную вещь»; может истратить довольно крупную сумму, выданную на покупку необходимой вещи, на разные мелочи и т. п.). В этом случае, следует начать выдавать карманные деньги несколько позже (например, со второго полугодия первого класса или даже со второго класса), не забывая заниматься финансовым воспитанием, как это описано выше. Кстати, неплохим подспорьем в этом воспитании могут стать многочисленные, появившиеся в продаже, экономические настольные игры. Они эффективней, чем игры компьютерные, поскольку партнеры по игре — родители могут пояснять свои ходы ребенку, давать ему советы, обосновывая их. Во-вторых, в некоторых из наших школ иногда проявляется такое позорное явление как «школьный рэкет». Например, старшеклассник может заявить первокласснику: «Эй, мелкий, а ну покажи твой кошелёк. Нужно делиться с друзьями!»… Если Ваш ребенок рассказывает о чем-то подобном, нужно обязательно поговорить с учителем, а может быть и с директором, настаивая на восстановлении в школе нормальной дисциплины.


Top