«Гендерное воспитание детей дошкольного возраста». Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста

Семья – место, в котором у ребенка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире. На модель поведения ребенка и его последующий жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения. Гендерное воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе. Под влиянием воспитателей и родителей у ребенка формируется определенная модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе. Для гендерного воспитания детей сегодня родители могут использовать системно-векторный анализ. Он поможет понять своего ребенка и увидеть, что именно происходит, если ему трудно идентифицировать свою половую принадлежность.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

От правильного гендерного воспитания детей дошкольного возраста зависит дальнейшее успешное формирование личности.

Психологи провели ряд исследований и доказали, что женщины и мужчины не всегда воспринимают правильно собственную половую принадлежность. Только правильное гендерное воспитание детей способствует формированию индивидуальных социокультурных и психологических особенностей, присущих его полу. И в будущем такие дети чаще всего становятся образцовыми семьянинами. Они умеют конструктивно взаимодействовать с противоположным полом, относятся к нему с уважением.

Гендерное воспитание лучше всего применять не раннее четырехлетнего возраста. В этом возрасте ребенок уже правильно воспринимает свой пол, он понимает основные различия между мальчиками и девочками.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста должно вводиться постепенно. Лучше всего подобное воспитание проводить в игровой форме.

При воспитании мальчика родители, стараясь привить ему мужские качества, иногда допускают ошибки. Ребенку порой предъявляются слишком жесткие требования. Взрослые учат ребенка быть мужчиной, не плакать. Такой метод воспитания может привести к негативным последствиям. Ребенок пытается соответствовать требуемым качествам, при этом становится агрессивным, раздражительным, иногда ведет себя вызывающе. Родители должны понять, что психика у мальчиков намного уязвимее, чем у девочек. А значит, им тоже необходимы ласка, родительская любовь и одобрение.

Не стоит также чрезмерно опекать ребенка. Мальчик, который воспитывался в тепличных условиях, превращается в неприспособленного к жизни и несамостоятельного мужчину. Мать не должна показывать свою авторитетность сыну. Она должна быть для него нежной и хрупкой. И тогда у мальчика, как у настоящего мужчины, появится желание заботиться о ней и оберегать ее.

С раннего возраста девочка старается во всем походить на маму. Проблемы в гендерном воспитании детей могут начаться в период, когда девочки начинают отстаивать свою независимость перед другими и перестают соответствовать общепринятым стереотипам о послушности и женской кротости. В это время психика ребенка наиболее уязвима. У него появляются общая подавленность, неуверенность в себе, внутренние конфликты.

При общении с девочками родители должны помнить, что они очень ранимы и обидчивы. Поэтому воспитывать девочку надо так, чтобы с самого начала у нее сложились доверительные и теплые отношения с родителями.

При гендерном воспитании детей родители должны для девочки стать примером женственности, а для мальчиков – образцом мужественности.

Значение полоролевого воспитания детей

В процессе полоролевого воспитания дети учатся различать образцы поведения женщины и мужчины, а затем распространяют приобретенный опыт на новые жизненные ситуации, наконец, выполняют соответствующие правила.

Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.

Отцы гендерным воспитанием детей занимаются по-разному. Есть отцы, которые не жалеют сил и свободного времени для своего ребенка, так как осознают свою роль в его психическом и физическом развитии. Отцы-учителя играют роль абсолютного монарха. Однако, в любых случаях воспитание отца необходимо как дочери, так и сыну.

Полоролевое воспитание детей в семье показывает, что женщины и мужчины, несмотря на разные роли, необходимы друг другу и должны заботиться и помогать друг другу. В семье взрослые и дети взаимно влияют друг на друга. В данной системе есть и свои противоречия, однако они могут компенсировать и уравновешивать друг друга. На этапе формирования такие противоречия побуждают ребенка к поисковому поведению, к собственной активности. Полоролевое поведение детей формируется при тесном взаимодействии психологических, биологических факторов, а также социальной среды, в которой ребенок растет.

света сироткина
Гендерное воспитание в условиях детского сада

Гендерное воспитание в условиях детского сада

так и нельзя их уравнивать»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками) .

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит : от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменится - мальчики становятся мужчинами, а девочки- женщинами.

Проблема воспитания и обучения детей в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы с дошкольниками.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей : девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Отсутствие дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам сказывается на поведении и поступках детей.

Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешить конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

В процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределить обязанности с учётом пола ребёнка. Мальчики не проявляли желание прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна была физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна аккуратность и тщательность.

Всё это позволило мне сделать выводы о необходимости создания в группе детского сада условий для гендерной социализации детей .

Для формирования у детей позитивной полоролевой индетичности я

поставила для себя необходимое решение следующих задач :

Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.

Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)

Создание целостного позитивного «образа Я» мальчика, или девочки;

Формирование дружеского, толерантного отношения к противоположному полу.

Я выделила главные условия гендерной социализации детей :

Предметно- развивающая среда;

Оформление группы, с учётом гендерных различий ;

Дифференцированный подход при обучении и воспитании детей ;

Работа с семьёй.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной полоролевой

идентичности и закрепления у девочек и мальчиков положительных

стереотипов маскулинных и феминных качеств в поведении выступает

предметно-развивающая среда. Следовательно, одно из значимых условий

формирования у детей позитивной полоролевой идентичности-создание

специальной педагогической полоразвивающей среды как целостного

воспитательно - образовательного , духовного и предметного пространства,

обеспечивающего развитие личности ребёнка как мальчика или девочки,

превращение его в субъект деятельности отношений, в том числе

полоролевых. Деятельность ребёнка и его взаиЁЁодействие с детьми своего и

другого пола в такой среде способствуют актуализации, воспроизведению и

закреплению имеющегося у него опыта, а также формированию новых

способов полоролевого поведения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения , ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы , заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В нашей группе созданы условия для игр мальчиков : «Пожарные» ,»Моряки»,»Военные», «Космонавты» , «Строители» . Для девочек – «Салон красоты» , «Ателье» , «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами : одежда для кукол, мебель, посуда. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями . Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки- женские.

Целью педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры, должно быть

формирование умений, обеспечивающих самостоятельную игру, в которую

мальчики и девочки реализуют свои полоролевые представления и

предпочтения, свободно взаимодействуя со сверстниками.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы : начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.

В оформлении помещения группы с учётом использую простейшие маркеры гендерных различий :

Дифференцируем на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков; (сказочные герои мужского и женского типа, дверца шкафов разного цвета : голубые и зелёные- мальчикам, оранжевые и красные -девочкам).

Подбираем полотенца для вытирания рук двух разных цветов.

-Расчёски индивидуальные : у девочек-розовые, жёлтые, у мальчиков-голубые, зелёные.

На кроватях детей- рисунки сказочных героев : мужского и женского типа.

Гендерный подход находит своё отражение при организации

образовательной деятельности с детьми. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов инструментов, необходимых людям разных профессий, чтение художественных произведений, ориентированных на мальчиков и девочек, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Пол ребёнка учитываем и при подборе игрушек и оборудования. Речь идёт о том, что для девочек и мальчиков нужно подобрать материал по «интересам» : для девочек, например, матрёшки, куклы, бабочки, а для мальчиков –кораблики, солдатики, машинки …Допустим на Н. О. Д. .по математике, по лексической теме «Игрушки» как счётный материал можно использовать : для мальчиков-машинки, солдатиков, а для девочек-матрёшек.

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) . Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход : мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты) . У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами) . Например : мальчики танцуют танец моряков, а девочки- матрёшек.

Овладению традиционными свойствами личности : мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы, и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.

Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему . В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям русские народные сказки : «Крошечка – Хаврошечка» , «Рукодельница и Ленивица» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , «Иван – царевич» , «Царевна – лягушка» , «Петушок и бобовое зёрнышко» , «Финист – ясный сокол» , «Каша из топора» , и др.

Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, почитать родителей, быть добрым, справедливым.

Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры) . В центре речевого развития в моей группе имеется необходимая картотека потешек, стихов, поговорок, дидактических игр.

Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например : «Вся семья вместе, так и душа на месте» , «Хорошему хозяину и день мал» , «Коса – девичья краса» , «Без смелости, не возьмёшь крепости» , «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д. р.

Взаимодействие ДОУ с семьёй – необходимое условие успешного решения

задач полоролевого воспитания детей .

С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголке для родителей» оформлена наглядная информация.

Формы работы с семьёй разнообразны : обсуждаем различные педагогические

ситуации и выход из них «Роль матери в воспитании позитивной половой

идентичности у дочери или сына» «Одинаково ли воспитывать сыновей и

дочерей?» ; проводим индивидуальные беседы на тему

«Взаимоотношения ребёнка со сверстниками» ; консультации «Женские и

мужские обязанности нужно ли их разделять», «Дружеские отношения

между мальчиками и девочками», дискуссии о проблемах воспитания мальчиков и

В группе проводится праздник Матери. Проведены конкурсы среди детей :«Портрет мамочки» ; «Портрет папы» . На 8 Марта провели -чаепитие с мамами, на 23 февраля спортивный праздник с папами…

Работа по созданию в группе условий , способствующих гендерной социализации детей , принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Работу по гендерному воспитанию необходимо углублять и совершенствовать в дальнейшем, в зависимости от возраста детей.

Гахраманова Севиндж Салим кызы Воспитатель ГБОУ школа 1272 г.Москва

Термин «гендер» , появившийся в западной психологии в 1950-х годах, был связан, прежде всего, с изучением людей, чья самоидентификация в качестве мужчины или женщины не совпадала с биологическим полом. Тогда был поставлен вопрос, какие же социальные, психологические, поведенческие качества и модели поведения в современном обществе присущи людям разных полов. В качестве определения гендера в современной отечественной науке предложена дефиниция, разработанная И.С. Клециной, которая понимает гендер как «специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество «выстраивает» эти отношения и взаимодействие полов в социуме» (И. С. Клецина, 2004, С. 71) . Таким образом, из теории следует, что гендер – не природная данность, а социальный конструкт (Т. В. Бендас, 2006, С.16) . Гендер предполагает полоролевое самоосознание индивида, на которое можно и должно влиять путем воспитания, причем, чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше.

С чем сталкивается воспитатель детского сада, работая с группой детей в детском саду? Мальчики и девочки, осознавая свою принадлежность к мужскому или женскому полу (таковая самоидентификация, по мнению детских психологов, происходит уже к 2-м годам) , не всегда демонстрируют присущие своему полу качества и линии поведения: мальчики могут быть плаксивы, нежны, несамостоятельны и зависимы, девочки, напротив, активны, лишены терпения, скромности, склонны к конфликтам. Педагогически это понятно – дети пока малы, переживают или только что пережили кризис 3-х лет, качества их личности неустойчивы и подвижны . Но не может не настораживать тот факт, что тенденция смещения гендерных моделей, наблюдаемая в последние двадцать лет, проявляется последнее время особенно остро. Поэтому гендерному воспитанию, понимаемому как полоролевое воспитание, уделено пристальное внимание в федеральных государственных стандартах образования, разработанных для детских дошкольных учреждений. К концу обучения в ДОУ, т.е. к 6-7 годам, стандарт предполагает, что «Ребенок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу» (Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2014.)

Работа, направленная на достижение заданного стандарта, имеет несколько направлений.

Прежде всего - общее формирование у педагогов понимания психологических различий мальчиков и девочек в процессе дошкольного развития. Мозг у детей мужского и женского пола развивается в разные сроки, имея при этом качественные различия, которые необходимо учитывать. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, ответственное за логические построения и речь. У мальчиков до среднего школьного возраста идет опережающее развитие эмоциональной сферы. Для мальчиков пред-почтительно зрительное восприятие, девочки уже способны воспринимать информацию на слух. (Л. И. Божович, 2016, С.307-309) . Отсюда обманчивое впечатление общей «развитости» , ответственности, настойчивости и эмоциональной стабильности девочек. Все эти особенности, зачастую прямо противоположные окончательным гендерным стереотипам поведения мужчин и женщин, воспитателям следует учитывать.

Далее – необходима работа педагогов ДОУ с родителями. Весьма часто в можно наблюдать, что в семье ребенка воспитывают именно как ребенка, нивелируя половую принадлежность дошкольника, что объясняется родителями малым возрастом чада. Необходимо, чтобы родители были в курсе важности гендерного воспитания, а также методик, применяемых для этого в ДОУ (Т. Н. Доронова, 2008) . Очень желательным является и привлечение родителей к процессу гендерного воспитания в рамках взаимодействия семьи и ДОУ.

Третий важный момент - для формирования гендерной идентичности дошкольников важную роль играет предметно-развивающая среда, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные качества, а также особенности, присущие своему полу (Я. С. Коломинский, 2001. С.20)

Ведущим видом детской деятельности для дошкольников является игра. Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми своих гендерных ролей. Даже младшие дошкольники, не говоря уж о средних и старших для развертывания сюжетной игры нуждаются в совокупности игровых предметов, задающих «воображаемую ситуацию» , неважно, связана эта ситуация с мужским, женским или совместным действием.

Как ни странно, в оборудовании ДОУ зачастую преобладают предметы, преимущественно создающие среду для игр девочек, нежели мальчиков: куклы, коляски, кукольная одежда, разнообразная кукольная мебель или игровое пространство, имитирующее приспособления для женских профессий или домашних занятий: парикмахерская, игрушечный магазин, игрушечная кухня, ванная и т.п. На долю мальчиков чаще всего остаются разнообразные машинки, которые являются скорее не средством для создания игровой среды, а сугубо операционным предметом в игре (С. Е. Кувшинова, 2013) . Поэтому внимание должно быть уделено формированию «мальчишеской» игровой среды: игрушечного «автопарка» , наличию наборов игрушечных инструментов для освоения той или иной «мужской» профессии, детская военная / полицейская / пожарная / морская форма, игрушечная железная дорога и т.п. Важная роль в развитии игровой деятельности детей принадлежит конструированию из крупного строитель-ного материала. Мальчики сначала под руководством воспитателя, а затем и самостоятельно могут конструировать гараж для автомобиля, дорожную развязку, построить дом, создать из конструктора пароход, самолёт, вагон поезда и т.д. Про создании «мужской» игровой среды нужно учитывать, что мальчикам физиологически нужно больше пространства для игр, а сами игры проходят у них более энергично и шумно, чем у девочек. Это закономерно, и объясняется особенностями развития, которые нужно учитывать.

Наконец, последнее – по порядку, но не по значимости – собственно воспитательный процесс, который также распадается на несколько составляющих.

Гендерное воспитание в ходе образовательной деятельности детей включает в себя разнообразные дидактические игры, беседы, загадки, знакомство с правилами этикета, решение доступных в дошкольном возрасте проблемных межполовых ситуаций и многое другое. Важно, чтобы в данном случае у детей формировалось понятие не только о собственной половой принадлежности, но и о моделях поведения мужчин и женщин в социуме.

Для понимания детьми половых ролей не обойтись без таких мощных средств, как чтение доступной дошкольникам художественной литературы, а также обсуждение произведений, иллюстраций к ним. Для этих целей русский народный фольклор, произведения русских и советских отечественных писателей предоставляют богатейший материал. На примере литературных героев мальчики учатся быть смелыми, ответственными, мужественными, а в девочках пробуждаются такие качества как верность, нежность, забота, мягкость и др. И мальчики, и девочки осознают социальную роль своего пола, учась одновременно, строить конструктивные отношения с полом противоположным.

В процессе трудовой деятельности, к которой в ходе обучения в ДОУ посильно привлекают дошкольников, мальчикам поручаются работы, связанные с использованием физической силы и ловкости, а девочкам – с аккуратностью.

Музыкальные занятия и разучивание парных танцев само собой предназначено для формирования у детей представлений о разности полов. Мальчики овладевают в танцах ролью ведущего партнёра, разучивают движения, требующие ловкости, силы (при поддержке партнёрши) , а девочки учатся быть ведомыми, приобретают грацию, мягкость, изящество.

Занятия физической культурой также помогают осуществлять гендерный подход к воспитанникам ДОУ: в процессе специально организованных занятий дети овладевают такими физическими качествами, которые принято считать мужскими или женскими. Так, обучение сложным двигательным движениям (например, метание мяча на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам) .

Итак, в период дошкольного детства педагоги ДОУ не только должны, но имеют все возможности помочь любому ребенку раскрыть те уникальные качества и свойства личности, которые даны ему полом.

Литература.

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб.: Питер, 2006. 510 с.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2016. 382 с.
  3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. 127 с.
  4. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. – СПб.: Алетейя, 2004. 418 с.
  5. Коломинский Я.С. Мальчики и девочки. Знание-сила. М.: Владос, 2001. 289 с.
  6. Кувшинова С.Е. Гендерное воспитание в дошкольном возрасте: Как влияет гендерное воспитание на детей дошкольного возраста? [Электронный ресурс] // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1 (Дата обращения 16. 11. 2017)
  7. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика синтез, 2014. 368 с.

Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социаль-ный статус личности и ее социально-психологические характеристики, кото-рые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками).

Принято считать, что гендер состоит из 3 компонентов:
- когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина).
- эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной).
- поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина).

Выделяют 3 гендерных типа:

Классификация гендерных типов.

Гендерный тип

Характеристики мужчин

Характеристики женщин

маскулинность

Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны

Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность

Ценят человеческие отношения, чувствительны

Нежные, заботливые, верные

андрогинность

Сочетают чувствительность и продуктивность

Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность - выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с ком-муникацией, восприятием нюансов, тонкостью чувств, способностью к под-держиванию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;
Андрогинность - проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

Гендерные типы родителей проявляются и в детях:

Характеристика детей по гендерным типам

Маскулинные дети

Феминные дети

Ценят авторитет и независимость поведения
- предпочитают мужской авторитет, нуждаются в общении с значимым мужчиной
- ориентированы на достижение индивидуальных высоких результатов
- любят занимать позиции лидера
- имеют соревновательный стиль поведения
- не терпят возражений
- во взаимоотношениях с другими детьми склонны к авторитаризму

Проявляют осторожность, неинициативны и несамостоятельны
- отличаются подчиненным, зависимым поведением, не стремятся к лидерству
- большая потребность в выражении поддержки, вере в их возможности и силы
- не вступают в контакт с маскулинными детьми
- ограничивают свое исследовательское пространство
- имеют трудности в общении (мальчики)


В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее:
- унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;
- притупление чувства гендерной принадлежности;
- рост неадекватных форм поведения среди молодежи;
- рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супруже-ских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психо-логические и возрастные особенности ребенка, хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия, потребностей и социальном поведении детей разного пола. Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость. Малышам становится ясно, что гендер - явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек - женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно-образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями:

1. Различия в работе и структуре головного мозга.
Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста.

2. Разный темперамент.
Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успо-коить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.
Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоцио-нальному состоянию окружающих, речь появляется раньше.

Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.

Образовательный процесс.
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек - более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки - женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход сле-дующим образом - мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).

Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.
Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно - мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.
Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности - женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода - организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание.
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики - 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность - мальчикам, это требует разных методических подходов - выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам - более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек - ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчи-ков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек - пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки - пчелки, мальчики - медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определен-ные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста»

1. Введение
2. Глава 1. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
3. Глава 2. Воспитание и развитие детей 5-7 лет на основе гендерных особенностей мальчиков и девочек
4. Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности
5. Глава 4. Выявление уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников
6. Глава 5. Эффективность работы по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии старших дошкольников
7.Заключение
8.Библиографический список
9. Приложения
10. Приложение 1. Перспективное планирование по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной принадлежности
11. Приложение 2. Перечень гендерных игр для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
12. Приложение 3. Картотека дидактических игр гендерной направленности
13. Приложение 4.Консультации для родителей
14. Приложение 5. Консультации для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Разнополое воспитание в ДОО во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание.
Цель: выявить условия полноценного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Гипотеза – предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.
3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста в ДОО и дома.
4. Воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста я применяю в течение трех лет, начиная со средней группы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №23».
Свою работу я начала в начале учебного года с детьми средней группы.
Работу начала с создания в группе предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении средней, а теперь и старшей группы я использую простейшие маркеры гендерных различий. В туалетной комнате на дверках туалета разместили рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое сделали и над раковинами. В игровой зоне используются метки для мальчиков и девочек. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в моей группе при организации различных видов трудовой деятельности.
Я старалась обогатить детей знаниями, проводила беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумывала проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В средней группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В их подборе нам помогал музыкальный руководитель. Использую игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик.
Внедрение гендерных технологий в группе происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. У меня создана картотека.
Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том, что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Например: Таня и Катя не поделили коляску.
- Что может произойти, если никто не уступит?
- Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например: У Кристины день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок;- поздравляешь её;- не обращаешь внимания;
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);
Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В моей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.
В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. Мои дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. А на день Святого Валентина один мальчик подарил «валентинку» девочке. Очень дети любят аппликацию, девочки любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработала тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они? »
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ; игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце? »; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физ. культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).
В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «мальчики и девочки». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стали музыкальные праздники, творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.
Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».
Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в своем опыте я показала, что детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.
У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:
1. гендерно - ориентированное поведение;
2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
3. нравственные качества, принятые в обществе;
4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
5. развиваются мышление, память, воображение.
Основываясь на результатах своей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Я буду продолжать эту работу и в подготовительной группе. В перспективе планирую в соответствии с ФГОС дошкольного образования проводить работу по формированию интегративных качеств личности воспитанников с учетом гендерного подхода.
Планируем подготовить и провести праздник - конкурс маленьких принцев и принцесс, где будет сделан акцент на лучшие мужские и женские качества.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Буду продолжать и работу с родителями по вопросам гендерного воспитания. Планирую организовать работу семейного клуба. Эта форма работы очень эффективна при формировании детско-родительских отношений, при воспитании положительных привычек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Думаю, наша совместная работа поможет детям моей группы стать настоящими людьми.


Top