Нужно ли родителям наказывать ребенка за плохое поведение и как делать это правильно: наказание как способ воспитания. Как наказать ребенка − что бывает если перешагнуть ту «тонкую грань» воспитания

Чем старше становятся дети, тем менее безобидны их шалости, проступки, эксперименты над родительскими запретами и правилами. Наказывая чадо за поведение, не соответствующее установленным порядкам, родители прежде всего хотят добиться того, чтобы неправильные поступки не повторялись, ребенок уяснил, что нельзя делать и почему. Эффективные наказания для детей, применяемые с умом и искренней любовью, приводят к положительным результатам – даже двух-трехлетки способны понять, чего от них хотят взрослые, и вести себя соответственно.

Внутри каждой семьи существуют определенные, чаще всего негласные, нормы поведения, которых придерживаются все взрослые, и к которым приучают детей. Идеальное воспитание – то, где вопрос о наказаниях не встает, потому что малыш с раннего возраста усваивает правильный пример, растет в гармоничной обстановке, естественным путем впитывает все «можно» и «нельзя». Конечно, для современной семьи это утопия – сценарии семейных взаимоотношений мамы и папы зачастую различаются, старшее поколение растило детей, руководствуясь совсем другими принципами, имея другую реальность вокруг, оно уже не является авторитетом, агрессивный социум накладывает свой отпечаток. Таким образом, рано или поздно каждый родитель сталкивается с непослушанием, непотребным поведением чада, которое необходимо корректировать.

Разберемся с причинами, по которым дети ведут себя плохо:


С перечисленными выше причинами непослушания невозможно справиться применением наказаний для детей – встречая открытое противоборство, чадо начнет сопротивляться еще сильнее.

Психологи рекомендуют сначала разобраться, что лежит в истоках недопустимого поведения, и приложить все усилия к тому, чтобы их искоренить. Снизить количество запретов, уровень стресса, упорядочить собственные воспитательные требования, учиться слышать истинные потребности маленького проказника.

В каком возрасте вводить санкции

Вопрос, имеющий принципиальное значение – с какого возраста можно вводить дисциплинарные взыскания? Будет ли толк, если наказать ребенка одного-двух лет? Исследования детской психики показали, что малыши начинают воспринимать себя как отдельного человека, с 2.5 – 3 лет. С этого возраста формируется собственная личность дошкольника, осознание своего «я», самостоятельность, начинается развитие воли.

Сомнения родителей по поводу младших деток обоснованы – наказания ребенка, не достигшего 2 лет, не имеют смысла, поскольку кроха еще не научился устанавливать причинно-следственные связи. Он не понимает, за что мама лишает игрушки, папа отправляет в угол, а бабушка сердится.

Значит ли это, что детям младше трех лет нужно разрешать всё? Границы поведения можно и нужно очерчивать, объясняя, почему опасно выбегать на дорогу или ковырять розетку. Разница заключается в том, что малышей от нежелательных действий отвлекают, а к более старшим ребятам применяют санкции.

За что наказывать, а за что – нет

Целесообразность дисциплинарных воздействий – важнейшее условие их эффективности. За что можно наказывать нашкодившего отпрыска, а в каких случаях следует воздержаться, как определить разумную грань?

Применить санкции стоит, когда чадо нарушает хорошо известные ему законы, целенаправленно, осознанно совершает действия, причиняющие вред окружающим людям или предметам. Наказывать «за плохое поведение» любого масштаба без выяснения причин не следует – возможно, четырехлетний мальчик взял без разрешения мамину кружку, потому что хотел проявить заботу, приготовить ей чай.

  • Неаккуратность. Дошкольники и младшие школьники рвут, пачкают, теряют свои вещи, оставляют на столе крошки, проливают напитки – это нормально.
  • Физиологические особенности: нежелание кушать, «авария» с туалетными делами.
  • Проявления ревности, привязанности: кроха не хочет оставаться один, отталкивает сестренку от мамы, отказывается делиться игрушкой с братом, говорит, что не любит бабушку.
  • Возрастные, индивидуальные особенности: несобранность, повышенная возбудимость, плохая память, невнимательность, бунтарство, капризность кризисных периодов.
  • Познавательные эксперименты: исследование луж, случайно изрисованный стол, разобранные игрушки, вылитый в ванну бутылек маминого шампуня. Фантазия дошкольников безгранична, пытливый разум подсказывает самые неожиданные идеи.

Перед тем, как наказать нашкодившего отпрыска, разберитесь с причинами, попробуйте понять, что двигало ребенком. Психологи рекомендуют прибегать к наказаниям только при крайних случаях. Арсенал очевидных провинностей чада не сильно разнообразен: ударил, украл, ушел без предупреждения далеко от дома.

Как наказывать

Основываясь на тяжести, а также повторяемости содеянного поступка, родители выбирают метод дисциплинарного воздействия. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, объясняющих, как правильно наказывать ребенка, чтобы не нанести ему психологическую травму и не испортить ваших отношений:


Следующие виды наказания детей являются мягкими, лояльными и, при грамотной подаче, конструктивными:


Альтернативы наказанию

Адель Фабер и Элейн Мазлиш, авторы знаменитой книги «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили», утверждают, что, наказывая кроху, родители отнимают у него возможность осознать свое недопустимое поведение. Вместо сожалений о содеянном и размышлений о том, как искупить вину, дети концентрируются на обиде. Специалисты по воспитанию детей предлагают использовать следующие приемы, позволяющие сохранить родительский авторитет, предотвратить конфликты:


Начать жить, используя эти принципы, может быть нелегко, поначалу многим родителям они кажутся неестественными, наигранными. Но, по мере получения позитивных результатов, мамы и папы говорят о том, что эти методы работают и становятся не просто приемами, а стилем жизни семьи.

Запрещенные приемы

Стоит упомянуть и о том, как наказывать ребенка нельзя, во избежание еще более серьезных проблем с поведением и отношениями. Старайтесь не применять следующие дисциплинарные взыскания:


Не следует наказывать отпрыска домашним трудом. Обязанности по дому станут ненавистным занятием на всю жизнь, если использовать их в качестве санкций за непотребное поведение.

Перечисленные выше методы обозначаются психологами как табу, поскольку несут в себе опасность серьезных последствий для детской психики. Расхожее мнение «он иначе не понимает» является ошибочным – ребята не понимают жестокость, они просто приспосабливается, ведомые страхом научаются действовать так, чтобы «не влетело». Во взрослом возрасте человек, подвергавшийся подобным санкциям, будет иметь проблемы в выстраивании гармоничных отношений с близкими людьми и самим собой, в нем не заложено понятие собственных границ, уверенности в своих силах, адекватности самооценки.

Лучший способ развить чувство ответственности – использовать ненасильственные способы воспитания.

Представьте себе такую картину. Вы, после долго дня на работе, устало приходите домой. Традиционно осматриваете все вокруг. Ребенок цел, вся мебель на месте, цветы в горшках, можно выдохнуть… И тут вам навстречу выходит ваш Барсик, криво подстриженный подо льва. А сзади довольный юный парикмахер.

Что делать? Накричать, отшлепать, поставить в угол? А если хочется сделать все сразу? Не торопитесь. Успокойтесь, воспользовавшись способами, о которых мы писали ранее и прочтите эту статью.

Мы вспомнили самые частые виды наказания и добавили к каждому пункту мнения «за» и «против» родителей с различных форумов и страничек соцсетей.

1. Применять силу.
Очень многие родители часами спорят на тематических форумах о том, можно или нельзя применять физическую силу, как метод воспитания. Одни категорически против и готовы отстаивать эту позицию с пеной у рта, другие считают, что от нескольких шлепков ничего не будет, третьи говорят, что без ремня и не воспитаешь.

«Людей бить нельзя, никаких, ни больших, ни маленьких. Но если у человека истерика, то его останавливают пощечиной, не так ли? Да, в подавляющем большинстве случаев (на мой взгляд) физическое „наказание“ ребенка - это роспись в беспомощности родителей и в педагогическом „фиаско“. Но бывают же случаи когда ребенка в чувство можно привести только шлепком по попе? (при этом оставаясь спокойный внутренне и как ни странно исходя из родительской любви)».

«Одно дело „бить“ детей и совсем другое „шлепнуть по попе“. Вот в годик никто никого не наказывал, но сейчас сыну 2,5 года и шлепки по попе иногда зарабатывает. И меня, и сестру в детстве по попе шлепали, а один раз я даже ремня выхватила (за дело, сама помню). Выросли обычными, воспитанными и любящими людей девушками. Моего мужа в детстве поколачивали основательно, вырос вроде тоже воспитанным, но злость на родителей присутствует. Может и послать (разок слышала:((((
Таким образом, мой вывод сводится к тому, что редкие шлепки по попе (по делу) иной раз просто незаменимы. И они не имеют ничего общего с понятием „бить“, „избивать“ ребенка.
Еще мне нравится способ успокоения - разок ремешком шлепнуть, а потом только пугать им, мол, сейчас каааак возьму ремень…».

ПРОТИВ:

«Меня били в детстве за всякую ерунду. ну что я могу сказать? Пусть не удивляются что звоню я редко, приезжаю еще реже да и о чем нам говорить?
И на самом деле дело то не в битье, а в не желании родителей понять своего ребенка (в моем случае) Я конечно за них переживаю и надеюсь что все у них хорошо, но поддержки мне от них ноль».

«Я шлепков по попе и другие наказания тоже не понимаю и не приемлю. Нас родители никогда пальцем не трогали, все шло в воспитательной беседе. Я своего ребенка тоже еще ни разу не стукнула и в угол не поставила. Вы сами подумайте, когда вы произносите слово НЕЛЬЗЯ! что это значит для ребенка? он ведь не понимает, что нельзя? почему нельзя? Я своему ребенку все позволяю пробовать. Чтоб он понимал мои слова. Хочет потрогать горячий чайник? - дайте дотронуться пальчиком, пусть поймет, что нельзя-значит опасно. Пусть возьмет ножницы и под вашим присмотром порежет бумагу, пошьет иголкой, уколется. Чтоб слово нельзя не было пустым звуком. Пусть замарает на улице одежду, попрыгает в луже, насладится (надо иметь одежду для улицы, которую можно извозить в грязи) Это же детство и всему надо учить и пробовать. Мой ребенок изо дня в день проливает кружку. Ну что делать? а у вас разве не бывает такого? нет настроения, разбили посуду, не хотите сегодня купаться. Вас ведь никто по попе не бьет. Вы хотите, чтоб ребенок был и вел себя по вашей модели, какую вы составили у себя в голове. А ребенок- личность в первую очередь и это надо учитывать».

5 СИТУАЦИЙ, КОГДА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ СТОИТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА

2. Кричать.
А прикрикнуть на ребенка - можно или нельзя? Многостраничные форумы пестрят темами: «Кричу на ребенка: что делать?!». Здесь мнения расходятся чуть меньше, чем в вопросе шлепков, большинство родителей против крика, самим же потом стыдно становится за несдержанность. Оттого эти темы на форумах и появляются.

«Такое иногда бывает. Говоришь ему раз, два, три, четыре раза - как в пустоту, реакции ноль, потом как гаркнешь… И сразу все доходит!!!»

«Тоже иногда ору, ничего не могу с собой поделать. Особенно, когда по сотому разу надо повторять - а шапку взял, а то положил, а это сделал. И ничего, или да-да, а потом все оказывается забыто, ору… Конечно, не хорошо, но зато как помогает. Главное не частить, чтоб не привык к ору».

ПРОТИВ:

«Орут (родители) от бессилия, когда не могут или не знают как себя вести. Дальше - для дочки это пример того, как НАДО себя вести, и она истерит в ответ. Дети - зеркальное отражение своих родителей, они очень внимательные и дааалеко не глупые. В идеале родителю должно быть достаточно одного взгляда, чтобы ребенок понял, что огорчает своим поведением».

«Вы себя поставьте на место ребенка? или представьте, что вы уже дама в возрасте, а ваша уже взрослая дочь в силу различных проблем, усталости орет на свою уже престарелую мать?
каково вам будет?».

ВРЕДЯТ ЛИ ДЕТЯМ СТРАШНЫЕ ИГРУШКИ

3. Запугивать.
Все мы знаем присказки в духе «не будешь слушаться, отдам Бабе-Яге». И еще: «Все! Сейчас выброшу все твои игрушки!». Оба обещания неисполнимы, ребенок после первого же невыполненного слова может перестать воспринимать вас всерьез. Но многие считают, что это помогает. И надеются, что Баба-Яга и правда заберет непослушное чадо хотя бы на пару часиков.

«У меня дети телефонные маньяки, поэтому если пробуют скандалить, говорю что если еще раз повториться, телефон заберу и не отдам. Дети очень быстро принимают правила игры».

«Доча - та еще сладкоежка. Стоит ей сказать, что сама съем все сладкое (я конечно не съем, его у нас очень много), как сразу - мама-мамочка, больше не буду. Работает безотказно».

ПРОТИВ:

«Запугивание неведомо чем - сомнительный вариант, неизвестно как отразится на ребенке. Ну например, встретит старушку на улице и подумает это та самая Баба Яга, стресс.
Уж если пугать, хотя лучше угрожать, чем-то конкретным, чтоб не было полета фантазии, который непонятно куда завернет».

«Чаще всего испуг обусловлен неправильной тактикой воспитания, возникает как результат различного рода запугиваний. Например: „будешь плохо себя вести, тетя врач сделает укол“ или „отдам дяде милиционеру“ или „не будешь слушаться, - утащит собака“ и т. д. И вот безобидный, влияющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас».

4. Лишить чего-то.

Забрать любимую игрушку, запретить сладкое или планшет, не пустить в кино - вот то, что часто делают родители в ответ на выходку ребенка. Кажется, довольно логичным. Сделал нам плохо - вот и мы тебе плохо, око за око, телефон - за разбитый мячом сервиз.

ЗА:

«Мы своего ребенка наказываем так: забираем у него все машинки, которыми он играет. Если он сильно в чем-то провинился, то на два-три дня от остается без игрушек. Еще ставим в угол, слава Богу что начал понимать что это такое и зачем его туда ставят».

«Лучше всего лишить ребенка чего-либо. Например, если рвет книги, портит игрушки - забрать и долго не отдавать. Если ребенок постарше стал плохо учиться из-за слишком частого торчания в интеренете, изъять планшет, телефон. Лишать сладкого, мультиков, прогулок иногда бессмысленно, потому что есть дети, которые скажут, что не очень-то им это и нужно. Сужу по себе и своему ребенку».

ПРОТИВ:

«Нельзя всех детей грести под одну гребенку. У меня двое детей и к каждому приходится применять свой метод. Если на старшего сына всегда действовало изолирование и лишение каких-либо благ и удовольствий, то младший ребенок очень упрям и это на него не действует, помогает высказывание своего огорчения таким поведением и разговоры о не допустимости такого».

«Забирать любимое - это неправильно. А если бы у вас забрали на работе телефон за то, что вы вышли ответить на звонок, не понравилось бы наверно. Должно быть наказание такое, как поступок. Разбил - убирай, накричал - извинись и всегда договориться можно, а не отбирать».


5. Устроить бойкот.
Зачем кричать или драться, если можно просто помолчать? Пусть ребенок сам поймет, в чем дело, пока мама молча занимается своими делами. Тихая мама, тихий ребенок, тишина и покой…

«А меня родители наказывали полным игнором: дошло быстро-я поняла насколько гадко я поступила, что со мной даже разговаривать не хотят, даже в сторону мою смотреть не желают. Бить и кричать бесполезно, угол вообще считаю тупым и бессмысленным. Я и со своими детьми перестаю разговаривать, эффект наступает быстрее-сами подходят, озвучивают свой поступок и ведут себя иначе. Надо, чтобы ребенок сам проанализировал свое поведение и понял, в чем он не прав».

«Я детей не наказывала. Но сама очень расстраивалась и замолкала. И дочка и сын очень переживали., что я молчу и начинали сами меня спрашивать, почему у меня такой грустный вид и почему я молчу. Вот тогда я им объясняла причину моей грусти, они сами просили прощения, мы мирились и наши разногласия были погашены объятиями».

ПРОТИВ:

«По-моему, намного лучше будет обсудить с ребенком причину Вашего недовольства, объяснить, чем нехорош его поступок и почему не стоит так делать в будущем. Игнорировать малыша и не разговаривать с ним действительно не очень хорошо. Во-первых, ребенок может и не понять, из-за чего мама на него обиделась. Во-вторых, он так и привыкнет „замалчивать“ проблемы, а в дальнейшем это ничего хорошего не принесет».

«Ребенок не телепат, чтобы понять за что мама обидку затаила, особенно кроха. Это будет давить на него, но он может не догадаться или не захотеть спросить. В итоге полчаса молчания и расстроенные мама и кроха, кому это надо?».

КОГДА МОЖНО ОТПУСКАТЬ ДЕТЕЙ ГУЛЯТЬ БЕЗ ПРИСМОТРА

6. Ставить в угол.
Еще одна обсуждаемая тема - можно ли ставить в угол? Одни говорят, что можно, их ставили, они своих детей ставят, а те своих ствавить будут. Нет ничего лучше средства, проверенного временем. Другие говорят, что дети у них по углам не стоят и вообще там отрицательная энергия скапливается. Кто прав - решать вам.

«Оптимальный метод наказания, по мнению нашего врача, - старый добрый Угол. За хулиганство, отказ слушаться, необоснованные капризы, не прекратившиеся после первого (!) предупреждения, надо взять ребенка за руку, посмотреть ему в глаза, коротко и четко сказать, за что его наказывают, и отвести в пустой угол, лучше даже в другой комнате, и запретить их него выходить (если выйдет без спросу - вернуть)».

«Доче 1,5 года и стояла у компа и требовала включить мультик. начала ныть (не плакать), психовать, топотать т.к. я не собиралась ей его включать и сказала „нет“. отвела в угол, сказала, что как перестанет капризничать сможет выйти. и минуты не прошло как ребенок и забыл про свою истерику. теперь начинает командовать, я ей - хошь в угол? детенок сразу послушным становится. правда не часто углом пригрожаю, чтоб как шутка не стало у нас».

ПРОТИВ:

«Насколько точно помню себя маленькой и меня ставили в угол, но дело в том, что я не помню о чем я там думала, но как правило чувство вины не испытывала, видимо потому, что мама много времени на объяснения не тратила, просто ставила и все. Старшего сына, маленьким тоже в уголок ставила „подумать о своем поведении“, учась на родительских ошибках уделяла время на объяснение причины наказания. Сынок обычно „думал“ там лежа, сидя и тоже так и непонятно о чем:)».

«Не всех можно поставить в угол. Брат мой стоял, а я нет, выходила просто и начинала заниматься какими-то другими делами. Меня можно было либо попросить что-то не делать/делать, или четко объяснить почему именно такие ко мне требования. Обычно после этого я легко шла на договоренности. Дочь свою никогда в углы не ставила, зато, если ребенок сильно расшалился, я ее отводила в другую комнату, садилась с ней рядом и подробно разбирала, что именно мне кажется неправильным в ее поведении, потом предлагала посидеть и подумать, в чем причина и как избежать ошибок».

7. Заставить трудиться.

Еще один нередкий вид наказания - это труд. Чаще всего - работа по дому. «Теперь три недели будешь посуду мыть!». И себя разгрузили, и ребенка наказали, и посуда будет чистой. Правда возможно не очень целой, если вашему шкоднику это все надоест.

«Здравствуйте, я считаю что самые главные виды наказания, это трудом и лишения некоторых удовольствий. Труд всегда помогает ребенку исправиться и кто муже труд облагораживает, и поможет осознать свои поступки».

«Сейчас у детей вообще никакой трудовой дисциплины, надо как-то приучать, хоть так. Зато работа по дому будет сделана и ребенок потрудится. У меня если сын плохо себя вел, я его на выходные ни дома оставляла с компом, а на дачу к деду строить колодец отправляла».

ПРОТИВ:

«Я один раз, с дуру, видимо, из-за прогула в школе заставила ребенка все полы в доме вымыть. Ну, сына, конечно, вымыл, но с тех пор любую просьбу помочь с уборкой воспринимает в штыки. У него есть и свои обязанности по дому, но вот полы теперь - это только за прогул, видимо».

«Ни в коем случае!!! Это не наказание, же, вы одна семья и должны распределять работу по дому, а не наказывать ей. А так мыть посуду будет только по праздникам что ли?».

Что еще можно посоветовать родителям при наказании ребенка?

  • Одно преступление - одно наказание, соответствующее проступку. Не будьте жестоки к мелким провинностям и не спускайте ребенку с рук серьезные проступки.
  • Ребенок должен знать правила поведения. Если вы заранее не объяснили ему, что делать можно, а что нельзя, то это скорее ваша, чем его вина.
  • Не затягивайте. Ребенок быстро забывает содеянное. Наказание должно последовать сразу после, а не вечером, когда у вас будет время.
  • Будьте спокойны. Если вы постоянно повышаете голос, то ребенок привыкнет к этому и перестанет воспринимать это как угрозу. А заодно переймет такой вид поведения для себя.
  • Согласуйте мнение с супругом/родственниками. Если папа ругает, а мама прощает, то ребенок очень быстро начнет манипулировать ситуацией в свою пользу. Вы должны быть солидарны, по крайней мере, с точки зрения ребенка.
  • Отчитывайте ребенка в одиночестве. Не стоит наказывать ребенка прилюдно, это сильно давит психологически.
  • Не наказывайте ребенка за то, чем сами грешите. Если до этого вы аккуратно подравняли шерсть коту, не удивляйтесь, что ребенок решил повторить за вами.
  • Поощряйте хорошее поведение. Помните, что кроме кнута, есть еще и пряник.
    Учитывайте возраст и характер ребенка. В разные периоды на детей действуют разные дисциплинарные меры.
  • Понятно, что ставить школьника в угол уже не по возрасту. Кроме этого, не забывайте и о его личности. Если ваш ребенок обычно грустный и задумчивый - не применяйте метод «запугивания», если слишком активный - чтение морали не поможет и т. д.

Послушных вам детей и поменьше поводов их наказывать!

У каждого родителя на первом плане всегда находятся две основных задачи: здоровье ребенка и его воспитание. Что касается здоровья, то тут методы и средства достижения цели более или менее понятны. Соблюдения режима дня, элементарных правил гигиены, регулярный уход, закаливание, полезная пища, прогулки на свежем воздухе - все это составляющие полноценного развития здорового малыша с физической точки зрения. С воспитанием дело обстоит немного иначе, ведь его плоды будут видны только после того, как дети уже вырастут.

Все мамы и папы мечтают воспитать из своего крохи хорошего человека, но для этого следует понимать, какие подходы эффективны, а что бесполезно и может наоборот только навредить. Одним очень важным пунктом в воспитании является наказание, а именно то, нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать.

Когда поднимаются вопросы воспитания и методов наказания, многие родители заходят в тупик

Психологи не советуют бить ребенка ни ремнем по попе, ни по рукам, независимо от проступка. Также некоторые специалисты рекомендуют относиться к малышу как к взрослому и требовать с него соответственно. Такой подход может сработать в возрасте 8, 9 лет и старше, но к ребенку, которому 2-4 года, это просто неприменимо.

Цель наказания и причины непослушания

Какие цели чаще всего преследуют родители, наказывая детей? Для этого у них существует 2 главных причины:

  • желание исправить поведение малыша, чтобы оно подпадало под общепринятые представления взрослых о том, что правильно;
  • попытка объяснить враждебность по отношению к ребенку.

В первом случае взрослые практически всегда терпят фиаско, во втором же наоборот достигают успеха. Это происходит потому что они не знают, как следует наказывать должным образом.

Достаточно распространенная ситуация, когда ребенок не хочет выполнять, имеющиеся правила. Проявление непослушания связано со следующими моментами:

  1. Проверка крохой установленных границ. Они просто необходимы малышу, так как дают ему чувствовать себя в безопасности, однако периодически у него появляется желание испытывать их на прочность - делает он это, прибегая к отказу или просто не слушается. Родителям следует быть к такому готовыми и показывать твердость и непреклонность.
  2. Недостаток внимания. Такое случается, когда родители сильно загружены делами и перестают уделять крохе достаточно внимания или в период серьезных перемен в жизненном привычном укладе, например, переезда или посещения детского сада. В это время ребенок нуждается в дополнительном общении. В противном случае он начнет демонстрировать свое недовольство в виде нежелания кушать, отказа идти гулять и тому подобных капризов.
  3. Чрезмерная возбудимость и агрессивность. Обычно этим страдают дети, проводящие большую часть времени за игрой в компьютерные игры или за просмотром мультфильмов, особенно с элементами агрессии и жестокости - мозг получает слишком большой объем информации, которую неспособен переработать.


Если ребенок проводит за играми на приставке или компьютере много времени, его сознание становится легковозбудимым

Чем грозит отсутствие наказания?

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

С какого возраста можно прибегать к наказаниям?

Например, японским детям вплоть до трехлетнего возраста позволяют абсолютно все. Такое отношение объясняется тем, что дети начинают воспринимать себя обособленно, как индивидуальность только с 2,5-3 лет. Малыш проявляет все больше самостоятельности, он говорит о себе уже в первом лице. Сигналом о том, что кроха перешел на новый более активный этап формирования личности, может служить фраза вроде «я сам». Более того, в этот период он уже понимает причинно-следственную связь между проступками и наказаниями. Такая вседозволенность имеет под собой все основания, но родители должны обладать колоссальным терпением и умением переключать внимание ребенка.



Японские дети до пяти лет не знают ни в чем отказа - это национальная особенность воспитания

Тем не менее, такой метод не исключает надобности воспитывать малышей до этого срока. Полуторагодовалому или двухлетнему малышу все же не следует разрешать бить, кусать, щипать, причинять боль окружающим, пытаться засунуть пальцы или другие предметы в розетки и в целом совершать нежелательные действия. В совсем юном возрасте намного легче просто перевести детское внимание и занять чем-нибудь другим. Наказанием также может выступать и неодобрение со стороны взрослого.

Важно отметить, что до 5-летнего возраста ребенок многое повторяет за окружающими его людьми. Чаще всего примером подражания для него являются родители, близкие родственники или люди из постоянного круга общения. Каким будет их поведение, так себя поведет и малыш. Наказывать же за собственные ошибки неразумно. Также всегда необходимо объяснять крохе, что хорошо, а что плохо.

В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?

В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:

  • Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
  • Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
  • Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
  • Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям. Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
  • Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
  • Проявление чувств. Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.


Нельзя наказывать ребенка за эмоции, поскольку их может испытывать любой человек

Как проявлять строгость и при этом оставаться любимым?

Ниже представлены 6 принципов того, как справится с проблемой наказания детей, из популярной книги о воспитании «Не бойтесь быть строгим», написанной Дж. Добсоном:

  1. Установление рамок. Необходимо определить наименее желаемые действия со стороны ребенка и запретить их - укусы, сидение на холодной земле и подобное. Не надо запрещать все подряд. Ребенок нуждается в просторе для игр и своей исследовательской деятельности.
  2. Требование выполнимых задач. Бесполезно просить то, что малыш не в состоянии сделать. Случайно разбитая чашка или порванная футболка – не повод ругаться.
  3. Готовность к конфликтным ситуациям и провокациям со стороны ребенка. Нельзя позволять ему делать себе больно и показывать свою беспомощность. Так легко потерять авторитет в его глазах.
  4. Безответственность не говорит о том, что ребенок не слушается и требует наказания. Нет ничего необыкновенного в том, что малыш может забыть о просьбе и не выполнить указание. Его память еще не настолько хорошо развита по сравнению со взрослой.
  5. Примирение. Исполнив наказание, необходимо снова объяснить, за что провинившийся был наказан. Также важно утешить кроху и уверить в своей любви.
  6. Наказание должно исходить из любви. Прежде чем прибегнуть к наказанию, важно разобраться и сделать верную оценку случившегося, попробовать понять ребенка. Делать это следует в спокойном состоянии, не оскорбляя кроху. Унижение вряд ли способствует воспитанию личности.


Чтобы наказание было оправданным, нужно сначала выявить причины поведения ребенка

Различные способы наказания детей

Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:

  • Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
  • Наказание должно соответствовать проступку. Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
  • Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
  • Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее. Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
  • Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.

Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону

Также следует придерживаться следующих принципов:

  • Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: ). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
  • Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку - ребенок будет думать, что он не нужен.
  • Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
  • Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
  • Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
  • Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
  • Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
  • Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.


Если ребенок получил определенный запрет, очень важно указать срок окончания его действия

Причины, согласно которым не следует бить ребенка

У многих родителей вполне нормальное отношение к физическому наказанию. Особенно это в порядке вещей для тех, кого били в детстве. В действительности шлепнуть малыша по попе, руке или дать подзатыльник проще и быстрее всего, да и контролировать такую реакцию достаточно сложно. Однако применение силы в качестве наказания неверно по ряду причин:

  1. Связь между крохой и родителем разрывается вследствие физического воздействия. Требования беспрекословного послушания заменяют попытки наладить отношения и понять мотивацию поступков ребенка.
  2. Осознание крохой того, что сила дает возможность наказывать и бить слабых людей. В будущем это может сказаться и на самих родителях, а до этого такие жизненные установки отразятся на других детках, а иногда и животных.
  3. Ожидание новых физических наказаний. Когда ребенок постоянно ждет шлепков по попе и боли, он находится в состоянии стресса, а это чревато энурезом, нарушениями сна, сильной возбудимостью и так далее. В итоге у крохи могут сформироваться небезопасные комплексы и появиться проблемы в развитии.

Некоторые родители и даже психологи считают, что в редких случаях физическое наказание уместно. Связано оно может быть разве что с из ряда вон выходящими факторами - например, если ребенок мучает живое существо.

Проявление лояльности при наказании

Какими же более лояльными методами заменить уже привычные наказания? Например:

  • Не следует отправлять провинившегося кроху в угол, лучше посадить его на диван или стул. Пока он стоит, у него напрягаются многие группы мышц, что мешает ему успокоиться и подумать над тем, как он поступил. Для сидячего наказания можно выбрать конкретный стул, табурет или кресло. Вначале кроха может слазить с места, но необходимо возвращать его обратно. Для малышей лучше ограничить время наказания в соответствии с возрастом: 1год=1 минута. Если правило нарушается повторно, прибавлять еще одну минуту. Наказывая детей в 7-11 лет и старше, надо не просто усаживать их на стул, но и советовать обдумать свой проступок и приходить тогда, когда они поймут, что требуется сделать.
  • В книге психолога Н. Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» предлагается использовать для наказания отдельное помещение. В целях безопасности в нем не должно находиться опасных предметов в поле досягаемости ребенком. Кроме того, в комнате должно быть светло, а родитель не должен продолжать ругать и вычитывать малыша из-за двери.
  • Лишить удовольствия или привилегии. К примеру, не давать в течение одного дня любимые конфеты или запретить просмотр мультиков перед сном. Однако не надо утверждать, что подобное наказание навсегда. Во-первых, это маловероятно, а во-вторых, рано или поздно такие обещания вылетают из головы, и взрослый сам дает лакомство или включает мультфильм. В результате у ребенка родитель перестает пользоваться таким авторитетом как раньше. Кроме того, нельзя лишать обещанного - такой метод применим исключительно с привычными радостями. Еще нельзя забирать личные вещи или игрушки малыша, таким образом он может подумать, что ему ничего не принадлежит и не станет заботиться о предметах.
  • Легкое игнорирование истерик. Следует быть поблизости, но не разговаривать и не смотреть на кроху, пока тот не успокоится. После обсудить ситуацию и выяснить, почему он не слушался.

Стул для наказания - замена «углу», такая методика действительно позволяет ребенку успокоиться и подумать над своим поведением

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

В нелегком деле воспитания детей неминуемо встает вопрос о методах воздействия, применяемых родителями в случае детского непослушания, другими словами, о наказаниях. Родители, наказывая ребенка тем или иным образом, зачастую испытывают чувство вины и наживают себе неврозы. Можно ли наказывать ребенка, как наказывать, что допустимо и что нет? Попробуем разобраться.

Наказание - это способ воздействия на ребенка с определенной целью. Другими словами, наказывая ребенка, мы хотим добиться понимания недопустимости определенных действий с его стороны. Подобное воздействие должны отвечать ряду правил.

Поступок или проступок

Прежде всего, необходимо определить, является ли поступок ребенка проступком и стоит ли за это наказывать.

К примеру, если 2-3-летний ребенок, игнорируя Ваши требования, вновь и вновь лезет в лужу - скорее всего, он это делает не из стремления досадить Вам. Это попросту срабатывает исследовательский инстинкт малыша. В такой ситуации уместней переключит внимание ребенка, занять его другой «исследовательской деятельность» либо позволить всласть набегаться по луже и быстро увести домой сушиться. А вот если пятилетний малыш кидает в лужу камень с целью посмотреть, насколько сильно можно обрызгать прохожих - это уже недопустимая шалость. В такой ситуации нужно объяснить ребенку, почему нельзя так поступать, попросить извиниться перед прохожим (если есть необходимость). Если впредь такое повторяется, предупредите ребенка о возможном наказании, повторив объяснение недопустимости подобного поведения.

Даже если поступок ребенка нарушает определенные правила поведения, подумайте, стоит ли за это наказывать - дайте возможность ребенку исправить сделанное.
Например, малыш вылил воду для питья на пол - дайте ему тряпку и попросите вытереть пол. Это намного эффективней в плане воспитания и понимания ответственности за свои поступки.

Главное - предупредить!

Любому наказанию должно предшествовать обучение и предупреждение.

Трехлетний малыш выбрасывает еду из тарелки. Сначала Вы просите так не делать и объясняете, почему. Если действия повторяются, Вы вновь объясняете и повторяете просьбу, предупредив, что в противном случае Вы выведете ребенка из-за стола или заберете у него тарелку. Если действия ребенка вновь повторяются, Вы должны выполнить то, о чем предупреждали.

Сила наказания должна соответствовать степени проступка и соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

Раньше 2-2,5 лет наказывать детей в общепринятом понимании практически не имеет смысла. Малыши еще не понимают смысла наших слов. Зато очень хорошо понимают интонацию и тактильные (физические) ощущения. Если Ваш малыш делает что-то не так, подкрепите Ваше «нельзя» интонационно (испуг - «больно будет», обида - «мама расстроилась») и телесным ощущением - слегка сожмите ручку, прижмите к себе и т.п.

Восьмимесячный малыш тянется к розетке. Ваша возможная реакция: «Нельзя (интонация опасности), опасно!». И отдерните ручку ребенка.

Если подобные действия позволяет себе, например, четырехлетний ребенок, реакция родителей будет совершенно иной: объяснение, предупреждение о наказании и само наказание (например, запрет на мультфильмы на определенное время.

Алгоритм действия

Наказание должно быть своевременным, понятным, справедливым и конечным.

Другими словами, наказание должно следовать непосредственно за проступком (только старайтесь не в момент наисильнейшего раздражения). Обязательно уточните, понимает ли ребенок, за что его наказывают. Если нет, объясните еще раз. Даже преступники на суде имеют право на последнее слово - выслушайте ребенка, почему он так поступил. Вполне вероятно, что найдётся какая-то причина, побудившая его так поступить, и наказание не потребуется. Можно будет обойтись простой просьбой больше так не поступать.

Семилетняя девочка ушла кататься с горки с подругами. Вместо разрешенного часа гуляния, она пришла домой вечером, после того, как мама обзвонила всех подруг и наконец-то нашла ребенка. Представляете состояние матери, и ее желание как следует наказать непослушную дочь? Однако мама задала ребенку вопрос, почему та, вся мокрая сидела у подруги. Знаете, что ответила девочка? «Я знала, что ты будешь ругаться, если я приду домой мокрая, вот я и сушила свои вещи у Тани». Комментарии, как говорится, излишни.

Конечность наказания подразумевает возможность прекратить его. Вы говорите ребенку, что в углу он будет стоять, пока не попросит прощения, либо в комнате он посидит один и без игрушек и подумает над своим поведением, через три минуты Вы вернетесь и поговорите с ним. Варианты опять же зависят от возраста ребенка, его характера.

Маленьких наказывают на 2-3 минуты, старших на более длительный срок. Недопустимо наказывать «навсегда»: «Я больше никогда не буду с тобой разговаривать!» или «Я больше никогда не куплю тебе машинку!» Все равно и разговаривать будете и машинку купите, а вот свой авторитет подорвете.

Что делать, если ребенок не просит прощения? Есть дети, которые легко просят прощение и тут же делают то же самое, за что были наказаны, а есть такие, которые переживают глубоко внутри и им тяжело произнести заветные слова. Не усугубляйте ситуацию. После отведенного времени идите на переговоры: «Я понимаю, что тебе трудно попросить прощение. Но ты ведь понимаешь, почему я огорчилась и не будешь так больше делать?».

Любое наказание очень индивидуально. Если Вы наказываете ребенка, лишая его чего-либо, то это должно быть для него значимым. Нет смысла запрещать ребенку смотреть мультики, если ему, в общем-то, все равно, смотреть их или нет.

Разговоры не лишнее

Самым ценным для ребенка дошкольного возраста является общение с родителями. И лишение его этого на какой-то срок становится достаточно мощным стимулом больше не повторять подобных ситуаций. Еще русским физиологом И. Павловым были выделены две формы подкрепления: положительное подкрепление - поощрение за хорошие, правильные поступки и отрицательное подкрепление - наказание. Своеобразное совмещение метода кнута и пряника. И, несмотря на то, что Павлов работал с собаками, у людей эти принципы работают так же хорошо. К сожалению, не всегда удается научить ребенка, используя только методы поощрения, но, даже прибегая к методам наказания, всегда давайте ребенку понять, что Вы его все равно любите, что плох не он, а его поступок. Всегда проговаривайте свои чувства по поводу случившегося. Проговаривая ситуацию, ваши чувства, возможные последствия для ребенка и не только для него, выясняя причины его поступка, Вы учите его анализировать ситуацию, быть открытым и искренним с Вами. Такие навыки пригодятся и Вам, и ребенку в период переходного возраста, когда одним из важнейших моментов будет умение найти с ребенком взаимопонимание.

Бить или не бить?

Извечный вопрос о допустимости-недопустимости физических наказаний. Стоит вспомнить историю, русские пословицы и поговорки, а кому-то и собственный детский опыт, и ответ напрашивается сам собой. С другой стороны - физические наказания обижают и пугают ребенка, порой не принося желаемого эффекта. В идеале лучше обходиться без физического наказания, но жизненные ситуации порой вносят свои изменения в теорию. Иногда шлепок по попе бывает жизненно необходим, например, в ситуации с той же розеткой или выбеганием на дорогу. Если Вы не удержались и шлепнули Вашего малыша (именно шлепнули, а не исступленно отлупили, вымещая собственный страх), успокойтесь сами и успокойте ребенка. Объясните причину Вашего поведения, скажите, что Вам тоже обидно, больно и неприятно, ведь он (она) - ваш сын (дочь). Договоритесь, как надо себя вести, чтобы впредь подобное не повторилось. Со своей стороны также сделайте выводы, чтобы в следующий раз контролировать и себя, и ситуацию и не доводить до подобного.

Ни в коем случае не позволяйте себе бить ребенка по лицу и применять физические методы воспитания к подросткам.

Все мы не совершенны, порой срываемся по поводу и без повода, но в любом случае, нашей целью должно быть такое воспитание, где наказание сводится к разъяснительной работе, с одной стороны, а с другой, созданию для ребенка такой семейной обстановки, в которой нет примеров и поводов для непослушания.


Иногда дети просто невыносимы: бегают, прыгают, кричат, закатывают истерики. Родители, в один прекрасный момент, понимают, что без наказаний не обойтись. Но как наказывать, например, 2-летнего и 4-летнего малыша? Ведь дети такие разные в силу своего возраста и степени развития. В этой статье, мы назовем самые эффективные меры воздействия на детей, квалифицируя их по возрастному критерию.

Наказание ребенка 1 года

Возраст одного года - это пора больших детских открытий и достижений. Дети учатся ходить, бросать предметы, преодолевать некие преграды и т.д. и еще не осведомлены о том, что можно, а что нельзя. Можно ли наказывать малыша за попытки познания и изучения окружающего мира? Конечно же, нет. Родителям нужно понимать, что на этом этапе развития, необходимо дать понять крохе, что означают понятия «дозволено» и «запрещено».

Другими словами, малыш разбил тарелку? Объясните строгим тоном, что такое поведение недопустимо, тарелка - не мяч, и при ударе она разобьется. При повторении одного и того же деяния, проведите очередную беседу, сохраняя спокойствие и терпение.

Что же будет, если начать применять меры воспитания к детям в раннем возрасте? Для начала, необходимо разобраться, каким наказанием можно усмирить малыша. Поставить в угол? Не поможет, кроха не сможет уловить суть такого ограничения его свободы. Сделать больно? Но, родитель не дрессировщик, а кроха не животное, чтобы использовать такие вот методы, которые могут сильно навредить детской психике.

ВНИМАНИЕ! Самый эффективный способ - говорить с годовалым малышом о правильности или неправильности его действий.

Наказание детей 2-3 лет

В данном возрасте непоседы уже осознают, что правильно, а что нет. Но вот только самоконтроль еще хромает. Поэтому наказание ребенка 2 лет не имеет никакого смысла, даже психологи не советуют наказывать детей в этом возрасте. Главным родительским «оружием» от непослушания является слово: говорите, объясняйте, приводите примеры. А лучше всего, исключайте ситуации, которые провоцируют кроху на непослушание.

Стоить заметить, что детей нельзя наказывать за:

  • желание изучать окружающий мир. Малыш открутил колесо очередной машинке? Или тянет все в рот на пробу? Это естественное поведение маленьких детей;
  • физиологические и возрастные особенности. Если кроха в 1,5 года не может заснуть без мамы, это не каприз, а норма;
  • неаккуратность . Много ли вы знаете аккуратных детей, которые при прогулках или во время еды совсем не пачкаются? Таких наверное не существует;
  • особенности в поведении . Например, не стоит наказывать, если дошкольник боится стоматолога;
  • проявление чувств. Если старший малыш ревнует родителя к младшему, стоит объяснить, что вы его не меньше любите, а просто его маленький братик еще слишком маленький, чтобы позаботится о себе самостоятельно.

Если дошкольник совершил ошибку, хотя всячески хотел ее предотвратить, это тоже не повод применять к нему наказание, а лишь шанс показать на его же примере, что нужно быть более осторожным.

Обычно уже к 3-х летнему возрасту, маленькие сорванцы начинают осознавать себя личностями и понимать, кто реальный исполнитель всех поступков, а также, какие действия радуют окружающих, а какие нет. Но, это не значит, что на этом этапе они перестают шалить, все продолжается. Родителям стоит информировать малыша не только о том, запрещено это или разрешено, но и озвучивать свое отношения к его действиям. Используйте такие предложения, как «меня огорчили твои действия», «я очень расстроилась, узнав об этом» и т.д.

Кризисный возраст характеризуется частыми детскими истериками. Поэтому наказание трехлетнего ребенка не должно совершаться за плач и недовольство, так вы спровоцируете очередной конфликт.

СПРАВКА! Лучший вариант - оставить малыша наедине со своими мыслями. Таким образом, он быстро придет в себя и это поможет сгладить напряженную обстановку в доме.

Каким должно быть наказание ребенка 3 лет ? Посмотрите данное видео, чтобы более детально узнать о всех особенностях применения наказания к детям данного возраста:

Наказание детей в 4-5 лет

«Без наказания нет воспитания». А стоит ли наказывать 4-летнюю кроху? Давайте разбираться.

Большинство психологов уверяет, что наказывать в этом возрасте можно, но это не должно вредить их физическому и психическому здоровью. Можно использовать такие виды наказаний, как ограничения просмотра мультфильмов, определение время для раздумий, исправления содеянного и т.д.

Не рекомендуется игнорировать детей , особенно на данном этапе, так как они, в возрасте 4-5 лет, очень нуждаются в общении с родителями, и лишать их такой возможности считается не целесообразно. Мама или папа могут «обидеться» на то, что малыш их ослушался. Проявлять такую обиду следует сухим, не веселым, без ласковых слов общением. После этого, малыш совсем скоро осознает свою ошибку и захочет попросить извинения у родителей. Не забудьте похвалить дошкольника за такой взрослый поступок.

Наказание ребенка в 4 года можно заменить чтением сказки. Очень эффективный метод обучения хорошим манерам и правилам поведения через интересные и поучительные истории. Плюс ко всему, таким образом можно привить любовь к книгам с самого раннего возраста. Сегодня малыш вас ослушался? Прочитайте ему сказку перед сном, в которой описываются истории про непослушных детей. Дошкольник обязательно запомнит такой урок.

Для детей 4-5 лет и для любого другого возраста, лучше любых наказаний будет работать, так называемый метод естественных последствий. Малыш хочет подольше погулять на улице? Да, без проблем. Только вот вернутся домой к началу мультиков не получится. Не хочет собирать свои игрушки? Ну ладно, их уберет мама, но время для прочтения сказки у нее не останется.

ВАЖНО! При применении такого метода, не стоит разрешать детям делать то, что может навредить их здоровью.

Другая часть представителей психологии настаивают на том, что наказание детей 5 лет не оправдывает себя. Лучшим подходом к воспитанию является полный отказ от любого вида наказаний. Родителям достаточно лишь выставить границы, выходить за которые малышу запрещено. Больше о таком подходе к воспитанию можно узнать, посмотрев это видео:

Стоит заметить, в свою очередь, некоторые психологи утверждают, что к детям в случаях угрозы их жизни и здоровья, можно применять легкие телесные наказания. В этом видео предлагаем послушать все мотивы данного воздействия:

Наказание детей 6-7 лет

В этом возрасте следует наказывать за серьезные проступки, так как 6,5 лет они отлично понимают последствия своих действий и уже умеют за них отвечать. У него уже есть свое мнение, которое он способен отстаивать. В случаях, когда малыш ошибается, достаточно просто поговорить с ним и узнать, почему он придерживается той или иной точки зрения, из-за чего думает, что это нормально. Ведь, если дошкольник до этого возраста не научился различать что плохо, а что хорошо, это не его вина, а родителя. Значит, мама и папа не смогли его научить этому. Зачем же сейчас наказывать малыша? Согласитесь, это несправедливо.

Недопустимо применение наказания за особенности характера. Малыш чрезмерно спокоен и не любит подвижных игр? Смиритесь, это его отличающая черта, нет причин для наказания.

Некоторые родители предпочитают наказывать детей 7-ми лет выполнением домашнего задания. А правильно ли это? С уверенностью можно сказать нет. Таким способом у школьника отбивается вся охота учится, домашнее задания для него это наказание. Зачем же сегодня нужно делать уроки, если он не провинился, но ребенок обязан это делать и поэтому, каждый день чувствует себя наказанным. Выполнение задания - это естественная и, практически ежедневная процедура, не стоит превращать ее в принудительную меру воспитания.

Многие мамы и папы также уверены, что детей можно наказывать деньгами. Но, это не совсем так. Данное наказание ребенка 7 лет можно использовать тогда, когда проступок несет за собой материальный ущерб. Например, школьник мячом разбил окно в школьной столовке. Конечно, покрывать расходы будут родители, но в виде наказания они могут каждую неделю уменьшать сумму детских карманных денег, до тех пор, пока не будет возмещен убыток.

Полезное видео

О том, как правильно наказывать детей, рассказано в следующем видео:


Top