«Экологическое воспитание детей в детском саду. С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Экологическое воспитание детей в ДОУ помогает развитию грамотного, осторожного отношения к среде обитания, окружающим объектам живой и неживой природы. Внимание к природным процессам, понимание экологических законов являются основой формирования личности дошкольника, позволяя вырасти полноценным гражданином, понимающим важность ответственного отношения к окружающему миру.

Важно! Любовь к родному краю, забота о сохранности природных ресурсов являются основой формирования гражданской ответственности современного общества, задача которого состоит в нормализации состояния живой природы планеты и предотвращении экологической катастрофы.

Цели и задачи экологического воспитания в ДОУ

Особенностью ребят младшего возраста служит их органичное взаимодействие с окружающим миром. Малыши чувствуют свою общность с природой, лишены потребительского отношения к ней и проявляют любознательность и интерес к сути природных явлений.

В задачи экологического воспитания входит:

  • формирование осторожного отношения к миру флоры, фауны;
  • развитие любви к родной природе;
  • понимание красоты, умение чувствовать и сопереживать;
  • формирование понимания сути природных явлений;
  • получение начальных знаний об экологии.

Организация экологического воспитания в ДОУ

Технология формирования биономической культуры в ДОУ включает в себя теоретическую базу и комплекс практических обучающих занятий. Структура биоэкологи содержит три информационных блока:

  • жизнедеятельность отдельного организма;
  • популяционная биономика;
  • взаимодействие сообществ живых организмов между собой и с окружающей средой.

Теоретическая часть

Теоретический блок важен для педагога и родителей, он систематизирует знания и позволяет сформировать полноценный процесс воспитания биономической культуры малыша.

Важно! Теория представляет собой основу системы и включает в себя базовые понятия и их современное толкование. Это определение экосистемы и круговорота энергии в ней, организма, среды обитания, пищевой цепи, равновесия внутри экосистемы.

В основе теоретического блока лежит понимание морфофункциональной адаптации живых организмов к среде обитания и гармоничное существование в ней. Принципы биоэкологи определяют подход к подаче материала. Каждый живой организм рассматривается не только как отдельный представитель того или иного вида. Учитывается также его связь со средой обитания и влияние на других обитателей животного и растительного мира, воздействие на экосистемы, место в пищевой цепи и так далее.

Такой подход способствует формированию ответственного поведения и пониманию взаимосвязи различных организмов и сред. Понимание идеи биоэкологии позволяет разработать современный и эффективный годовой план ДОУ, экологическое воспитание в этом случае играет значительную роль. Оно формирует в дошкольнике ответственность за свои поступки, дает возможность объяснить суть природных явлений, развивает чувство любви к окружающему живому миру.

Практическая часть

На практике экологическое воспитание дошкольников в ДОУ представляет собой двухуровневую систему: информационное наполнение и контроль отношения.

Важно! Воспитатель обеспечивает подачу материала в соответствующем возрасту ребенка виде, объясняет основы устройства и функционирования различных экосистем. При этом параллельно необходимо отслеживать: как влияют полученные знания на отношение ребенка к представителям флоры и фауны, как меняется его восприятие окружающего мира.

С этой целью контролируемый контакт дошкольников с объектами живой природы. Практические занятия часто проходят на улице, во время прогулки, где познавательный интерес малыша необходимо упорядочить и перевести процесс взаимодействия в созерцательный, наблюдательный процесс.

Детям свойственно активное познание мира, все новые объекты они изучают с максимальным вовлечением органов чувств. Потрогать, понюхать, попробовать на вкус – обычная реакция малыша на незнакомые предметы. Такое отношение часто приводит к причинению вреда живым представителям окружающей среды, поэтому необходимо объяснять детям последствия их действий и контролировать, как меняется их восприятие мира и своей роли в нем.

Если позволяют условия, экологическое воспитание детей в ДОУ проходит с оформлением и использованием живого уголка. Каждый представитель флоры и фауны помещается в условия, максимально приближенные к его среде обитания. Дети не просто играют с обитателями живого уголка, а учатся наблюдать за ними, ухаживать, заботиться. Педагог имеет возможность наглядно продемонстрировать некоторые процессы жизнедеятельности живого организма, его значение и место, занимаемое в экосистеме, а также роль человека в существовании окружающего мира.

Годовой план и контроль экологического воспитания в ДОУ

Для оптимизации процесса воспитания в ДОУ и контроля качества работы педагога воспитатель составляет годовой план. Мероприятия, формирующие грамотное отношение детей к природе, прописываются в полном объеме и соответствуют разработанной образовательной программе.

Примерные темы экологического воспитания в ДОУ:

Тематическое мероприятие Цели и задачи
Игровое мероприятие «В гостях у Лешего» Знакомство детей с лесными обитателями в игровой форме, повышение квалификации педагога.
Конкурс рисунков «Я люблю природу» Воспитание понимания красоты окружающего мира, проработка темы бережного отношения к природе.
Музыкальное занятие «Кто у бабушки живет» Использование русского фольклора для экологического развития в ДОУ, повышение внимания и интереса к жизни домашних животных с помощью народных песенок, потешек.
Практическое занятие – знакомство с обитателями живого уголка. Развитие речевых навыков дошкольника, описание при помощи простейших терминов и понятий представителей фауны и наглядная демонстрация.
Экскурсия «Осень золотая» Знакомство детей с таким явлением природы, как смена времен года, наглядная демонстрация изменений окружающего мира, воспитание чувства прекрасного.

План ДОУ по экологическому воспитанию составляется в соответствии с программой развития дошкольников. Педагог прописывает темы и график мероприятий с учетом возрастной категории детей и возможностей конкретного ДОУ.

Мероприятия, прописанные в документе, обсуждаются на педсовете, вносятся необходимые корректировки, затем, после утверждения плана, педагог в течение года проводит необходимые занятия. Некоторые мероприятия имеют статус открытых, на них присутствуют коллеги – воспитатели и лица, осуществляющие мониторинг по экологическому воспитанию в ДОУ.

В обязательном порядке проводится анализ обучающих и развивающих мероприятий, дается оценка их результативности. На ближайшем педсовете педагог сдает отчет, где отражает степень раскрытия темы, вовлеченность детей, соответствие занятия тематическим целям.

В процессе изучения работы ДОУ ответственные лица дают оценку по нескольким разделам:

  • Уровень развития экологической культуры детей – анализ работы на занятиях, тестирование отдельных групп.
  • Профессионализм педагога – оценка его деятельности в соответствии с «Картой профмастерства».
  • Соответствие условий в проверяемом ДОУ – посещение групп.
  • Уровень и качество планирования рабочего процесса – оценка актуальности годового плана.
  • График работы с родителями – опрос и анкетирование родителей, оценка наглядной информации.

Годовые задачи в ДОУ по экологическому воспитанию отражают общую концепцию развития ответственного и бережного взаимодействия со средой обитания уже в раннем возрасте.

Любовь к окружающему миру, понимание красоты и гармонии природы формируют всесторонне развитую, глубокую личность. Только так человечество может прекратить потребительское отношение, которое неизбежно ведет к экологической катастрофе и гибели всего живого на планете.

Видео

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов –воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к другу, беречь ее, совершенствовать методы по ее спасению.

Экологическое воспитание в детском саду способствует:

  • формированию объективных представлений о процессах, происходящих в природе;
  • формированию бережного отношения к природе.

Для работы по экологическому направлению в детском саду могут быть использованы следующие программы:

  • Базисная программа развития дошкольников «Истоки»,
  • Рыжова Н.А.: «Наш дом — природа»,
  • Николаева С.Н.: «Юный эколог»,
  • Воронкевич О.А.: «Добро пожаловать в экологию»,
  • Кондратьева Е.Е.: «Мы»,
  • Вересов А.: «Мы земляне»,
  • Попова Т.И.: «Мир вокруг нас»,
  • Кочемасова Е.Е.: «Здравствуй, мир!».

Экологическое воспитание в детском саду должно начинаться с самого воспитателя

Сформировать экологически сознательную личность может только экологически грамотный человек. Воспитатель должен обладать рядом умений.

Любопытным является исследование, проведенное в Тюменской области. В нем принимало участие более 200 респондентов: 167 воспитателей и 71 заведующая из местных дошкольных учреждений. Исследование проводилось в форме анкетирования. Приведем показательные данные.

На вопрос о том, проводится работа в ДОУ по экологическому направлению воспитателями, не имеющими соответствующего образования или специалистами-экологами , оказалось, что

  • только в 1,4% детсадов занятия проводят специалисты-экологи;
  • в 98,6% случаев занятия проводят воспитатели, не имеющие экологического образования.

Кроме этого, в большинстве своем дошкольные учреждения испытывают недостаток в программно-методических материалах экологической направленности :

  • только 16,9% детских садов обеспечены необходимым оборудованием и методическим материалом в достаточном количестве;
  • в 56,3% детских садах наблюдается недостаток в методматериале;
  • в 26,8% ДОУ нет вообще никаких образовательных материалов экологической направленности.

О необходимости прибегнуть к помощи методиста-эколога заявили заведующие 84,5% дошкольных учреждений.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм :

  • самыми популярными оказались экологические занятия и беседы – 33,9%;
  • экскурсии и фенологические прогулки – 22,6%,
  • наблюдения в природе – 14,5%,
  • досуговые занятия – 10,8%,
  • игры – 9,7%;
  • практическая работа (опыты) – 4,8%,
  • консультации с родителями – 2,2%,
  • тематические выставки – 1,6%.

Формы экологического воспитания в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Формы работы с детьми

Формы работы с детьми включают экологические занятия и беседы. С детьми обсуждаются правила безопасного поведения в природе, проводятся занятия «Кладовая природы», «Лес — помощник человека», «Полезные изобретения» и другие.

Музыкальный руководитель вместе с методистом и воспитателями готовит экологические праздники : «День экологических знаний», «День Земли», «Праздник лета». Организуются досуги в форме КВН «Знатоки природы».

Во время целевых прогулок, экскурсий воспитатель вместе с детьми проводит наблюдения в природе . Это может быть как непосредственное знакомство с окружающей флорой и фауной, так и образовательная работа, например, с шедеврами изобразительного искусства: рассматривание пейзажных картин.

Практический опыт дети получают, помогая ухаживать за растениями и животными. По мере взросления ребенка круг его обязанностей расширяется. Часто привлекаются дети более старшего возраста к совместным проектам с дошкольниками из ясельных и младших групп. Например, младшие ребята выращивают овощи на огороде, а их старшие товарищи проводят показательные мастер-классы по приготовлению салатов и других блюд из этих овощей.

Дети подготовительной группы могут вести «экологический дневник» , в который заносят все наблюдения, заметки, опыты.

Формы работы с педагогическим коллективом

Как показало исследование, приведенное выше, педагогический коллектив нуждается в повышении квалификации, приобретении соответствующих навыков по предмету экологии. На это направлены деловые игры , например, «Экологическое воспитание средствами живой природы», обзоры парциальных программ, семинары «Дидактические игры с экологическим содержанием».

Востребованным оказывается практикум «Новые игровые приемы, способствующие экологическому воспитанию дошкольников».

Одним из стимулирующих факторов является дух соревновательности. Организуются вернисажи педагогических идей «Экологические прогулки», «Природоохранные акции», «Формы работы по экологическому воспитанию».

Для повышения уровня экологической грамотности педагогов выпускаются буклеты по актуальным экологическим проблемам в мире вообще и в городе в частности.

Формы работы с родителями

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.

Несмотря на то, что многие родители не имеют свободного времени, они все же с энтузиазмом откликаются на предложения принять участие в совместном субботнике , озеленении территории детского сада, подготовке кормушек, сборе мусора, батареек и прочее.

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету .

Экологическое состояние нашей планеты требует от человеческого общества понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Очень важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного воспитания и образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Педагогический коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения считает, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, созидая, помогать другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже давно. В основе лежит основная образовательная программа ДОУ, а так же используем технологии программы Н.Н. Кондратьевой «Мы».

Цель программы : формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Задачи:

  • - ра звивать у детей дошкольного возраста экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней;
  • - формировать умения разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;
  • - помочь в накоплении детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
  • Успех реализации программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
  • - готовностью педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • - личностно-ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • - постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • - построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • - активным участием родителей в воспитательном процессе;
  • - установлением педагогом ДОУ связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
  • При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:
  1. Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  2. Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  3. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  4. Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу, туристические прогулки, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

    Пути реализации системы экологической работы в ДОУ:
    - создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
    - повышение экологической грамотности педагогов;
    - обновление содержания, форм и методов работы с детьми;
    -экологическое просвещение родителей.

    Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет нам проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах.

    Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (во время похода или природоохранной акции), а взрослому лучше понять ребенка. Проводим выставки совместных рисунков плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий, привлекаем родителей к участию в оформлении центров природы, лаборатории, библиотечки, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, посадка деревьев, изготовление скворечников и кормушек и т.д.)
    Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому используем активные формы и методы обучения – экспериментирование, опытническую работу, прогулки, экскурсии и т.д.

    Система работы с детьми включает:
    -посезонное тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности;
    - создание эколого - развивающей среды (центры природы, лаборатории природы, экологическая тропа);
    -организация совместной деятельности (праздники, наблюдения, экологическая тропинка, аптекарский огород, огород овощных культур, труд в природе);
    - чтение художественной литературы;
    -выращивание зелени в зимне-весенний период («огород на окне»);
    -игровая деятельность, как основная форма деятельности детей;
    -экология здоровья (дыхательная гимнастика, музыкотерапия, двигательная активность, закаливание, эколого-психологический тренинг);
    -создание системы экологической работы (авторские разработки занятий, работа с родителями, с общественными организациями, методическое и информационное обеспечение и т.п.).

    1. ​ Создание эколого-развивающей среды, условий для здорового образа жизни детей важнейшее условие эффективности нашей работы. Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:

На протяжении многих веков человек по отношению к природе вел себя как потребитель: вырубал леса, добывал полезные ископаемые, занимался сельским хозяйством, не думая о будущем. Это привело к сокращению площади лесов, истощению земельных ресурсов, недр.

Наступает переломный момент в истории развития планеты, когда человек начинает задумываться о последствиях своего потребительского отношения к земле. Стало актуальным воспитание нового человека, способного оценить масштабы проблемы.

Экологическое воспитание в детском саду


Уже в юном возрасте начинается взаимодействие малыша со сверстниками, с взрослыми, с объектами природы. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы-почемучки, перенимает ценности и традиции старших.

Возраст от 3 до 6 лет – наиболее восприимчивый. Дошкольник усваивает опыт взрослых людей, основываясь на доверии к ним. Уже с малых лет он учится активно сотрудничать с природой, сопереживать ей.

Экологическое воспитание закладывается в семье и продолжается в яслях. Каждое дошкольное учреждение составляет свою программу по формированию природоохранных знаний, охватывающую весь воспитательный процесс, начиная с прогулки и заканчивая учебными занятиями.

Проблемы экологического воспитания

Главная проблема этого направления — низкая оснащенность садов. Необходимы условия для создания зимнего сада, мини-лабораторий. Для осуществления игровой деятельности нужны дидактические материалы, карты, пособия, макеты, игрушки.

Вторая проблема – жизнеспособность разработанной системы воспитания. Программа по и вся методика экологического воспитания дошкольников будет реализовываться в том случае, когда продумана каждого этапа работы, результат работы: каким мы хотим видеть воспитанника на момент поступления в школу.

Критерии экологической воспитанности старших дошкольников

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает, что основными критериями могут стать:

  • доброжелательность детей ко всему живому;
  • степень интереса к живой и неживой природе;
  • желание контактировать с природными субъектами;
  • умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.

Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.

Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Экологическое воспитание в детском саду и сама методика экологического воспитания дошкольников представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выполнение нескольких задач:

  1. Дать представление о взаимосвязанности субъектов природы.
  2. Воспитать уважительное и бережливое отношение к «общему дому».
  3. Научить правильно взаимодействовать с субъектами окружающего мира.

Цель: сформировать экологическую культуру ребенка.

Условия экологического воспитания

Формирование знаний и умений по экологии требует соблюдения определенных условий в дошкольных учреждениях. Сам процесс подразумевает воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста следующими подходами:

  • интегрированный подход, т.е. осуществление процесса экологического воспитания через различные виды деятельности: музыкальную, театральную, художественную, физическую, игровую, трудовую;
  • организация эколого-развивающей среды в детском саду;
  • использование окружающей природы как развития экологической культуры;
  • осуществление мониторинга по выявлению уровня экологического воспитания дошкольников.

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы экологического воспитания

Занятия

Основной формой экологического воспитания в детском саду является занятие. На них интуитивные представления детей преобразуются, углубляются, расширяются. Процесс экологического воспитания дошкольников происходит на нескольких видах занятий:

  1. На первично-ознакомительных занятиях дети знакомятся с растениями и животными, их средой обитания и произрастания, условиями жизни. Имеются в виду те объекты природы, которые нельзя наблюдать вокруг себя. Воспитатель рассказывает о растениях и животных, показывает их внешний вид, знакомит с манерами, повадками животных, особенностями роста растений. В качестве наглядных средств используются картины, видеофильмы, беседа, чтение отрывков из художественных произведений, например, рассказов В.Бианки. Ознакомительные занятия проводятся во всех группах.
  2. Углубленно-познавательные занятия призваны сформировать представление дошкольников о связях между растениями и животными, взаимосвязи между ростом растений и погодными условиями определенной местности, зависимости животных от факторов окружающей среды, приспособляемости зверей, пресмыкающихся, птиц к природным условиям. Средствами наглядности здесь могут стать демонстрация моделей природных комплексов, целевая беседа, примитивные эксперименты.
  3. На занятиях обобщающего типа знания систематизируются, формируется единая картина той или иной природной среды, делаются выводы о взаимосвязи растительного и животного мира, климатических условий, почвы. Например, обобщающие занятия по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  4. Занятия комплексного характера строятся на взаимодействии разных видов деятельности: творческой, игровой, художественной. Они часто выходят за пределы одного занятия. Чередование игры и рисования, чтения и просмотра не утомляет дошкольников. Если это происходит, на помощь приходят физические упражнения или физминутки.

Экскурсии

Это одна из самых интересных форм работы. Преимущество экскурсии в том, что дошкольлята могут непосредственно созерцать обитателей зоопарка, парка, луга, сквера. Они могут послушать пение птиц, понюхать цветы, погладить зверей и пресмыкающихся, рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их поведением, питанием. Это природоведческие экскурсии.

Можно повести детей на экскурсии по сельскохозяйственным предприятиям: теплицы, сады, оранжереи, огород. Такие походы устраиваются для знакомства с трудом людей на разных предприятиях. Проведение экскурсий требует большой подготовки: воспитателю нужно самому ознакомиться с методом ее проведения, продумать основные этапы, виды деятельности, приемы, которые могут заинтересовать детей дошкольного возраста.

Поисковая деятельность

Первичная поисковая деятельность организуется для дошкольников старшего возраста. В ходе совместной работы формулируется проблемный вопрос, который требует поиска ответа: почему птицы улетают на юг? Почему снег тает? Почему листья падают?

Поисковая деятельность представляет либо эвристическую беседу, либо наблюдение, либо эксперимент.

Методы и приемы экологического воспитания

Методика экологического воспитания дошкольников подразумевает 3 группы методов:

  1. Наглядные: рассматривание картин, моделирование, просмотр фильмов, наблюдения.
  2. Практические: игра, опыты, физический труд.
  3. Словесные: рассказ, чтение.

Наглядные методы

Формирование адекватных представлений о среде возможно при использовании на занятиях наглядных пособий. Ведение календарями погоды, знакомство с картинами известных художников- пейзажистов, просмотр документальных фильмов о лесе, луге, горах расширяют, углубляют понимание дошкольников о природе, закрепляют знания о взаимодействии представителей живой и неживой природы.


Наблюдение дает возможность познать взаимосвязь животных и растений, их приспособленности к условиям природной среды. Оно развивает образное мышление, увеличивает интерес к наблюдаемым объектам. Примеры тем в младшей группе: знакомство с птицей, внешним видом, ее кормлением, поведением, в старшей группе: условия жизни птицы, ее слух, отдых, сон.

Моделирование макетов леса, луга, озера, поля может стать общим проектом детей, воспитателей и родителей. Совместная деятельность укрепит позитивное мировосприятие участников проекта.

Практические методы

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает проявляться любознательность, и в этом периоде являются эффективными такие практические методы, как примитивный опыт, эксперимент.

Интересно ставить небольшие опыты с водой, песком, глиной, камнем. Все эти материалы составляют естественный ландшафт. Воспитатели предлагают замораживать воду, придавать ей различные цвета, сравнивать прочность дерева и камня, смотреть, как пропускают воду песок и глина. Это маленькие опыты, вызывающие интерес у пятилетнего ребенка.

Словесные методы

Здесь все зависит от способности воспитателя интересно рассказать о жизни растений и животных. Дикция, интонация, тональность голоса тоже играют большую роль в пробуждении интереса малышей к жизни вокруг них. Рассказ может сопровождаться беседой воспитателя с детьми.

Чтение отрывков из познавательной и художественной литературы развивает воображение, усиливает мыслительную деятельность, зарождает любопытство, дает почву для любознательности, желания познать мир природы.

Организация предметно игровой среды в процессе экологического воспитания дошкольников

В детском саду организуется предметно-игровая среда с целью пробуждения познавательного интереса малышей к неведомому пока окружающему пространству. Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Сюда входят и экскурсии, и уход за комнатными растениями, и ведение календаря погоды. Благодаря умелому подходу воспитателя через игру дети познают мир, начинают чувствовать себя его частицей, начинают задумываться о том, как вести себя с природой.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Через игру закрепляются понимание о жизни растениях и животных, полученные во время экскурсий, непосредственного контакта с обитателями луга, леса, пруда.

Технология проведения экологической игры:

  1. Выбор темы из программы.
  2. Определение цели и условий игры.
  3. Продумывание поэтапного ходы игры.
  4. Распределение ролей.
  5. Знакомство с правилами.

Методика обучения таким играм зависит от особенностей возраста дошкольника. Существуют разные виды игр: предметные, настольные, словесные, творческие. При создании творческих игровых ситуаций можно использовать сказочных персонажей.

Например, Красная Шапочка ходит к бабушке через лес и может встретить разных его обитателей, собирать листья лесных деревьев. Важное значение для проведения игр имеют игрушки: куклы, рыбки, зверьки. Они должны быть эстетичными, яркими, реалистичными. В этом случае игра стимулирует активность детей, повышает их эмоциональный настрой.

Создание благоприятной экологической среды

Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда.

Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению.

Проблемные задачи в экологическом воспитании

Воспитатель может начать опыт с поставленной проблемной задачи, например так: что будет с растениями, если засохнет вся вода? Что случится с растениями, если наступит вечная ночь?… После таких вопросов-предположений детей надо привлечь непосредственно к опыту. Возможен другой вариант: дети выполняют опыт, а как вывод из него – ставится вопрос.

Однако в резерве воспитателя есть еще демонстрационный опыт, который часто используется на практических занятиях. Но отождествлять его с учебным не стоит. Обязательным требованием перед демонстрацией такого опыта есть четкое объяснение детям его цели и содержания задания, а по его окончании выводы и аргументы дети делают самостоятельно.

Воспитатель лишь корректирует полученные только что знания, побуждает детей самостоятельного тематического подбора аналогичных опытов. Во всех случаях воспитателю следует помнить, что главным условием эффективности научно-исследовательской работы детей является их активная деятельная позиция.

Действия с объектами природы являются обязательным компонентом познания. При этом действия детей должны быть четко адекватные тем знаниям, умениям и навыкам, которые усваиваются. А материальная среда для проведения опыта должна допускать его вариативность и проблемность, стимулировать детей к дальнейшему познанию.

Характер действий старших дошкольников определяется:

  • уровнем развития, возможностью создания микрогрупп с дифференцированными заданиями, адаптированным содержанием, средствами для них;
  • уровнем развития речи, умением аргументировать собственные предположения, рассуждения;
  • уровнем развития словесно-понятийного мышления, умением обобщать путем сравнения, выделения общего в ряду признаков, объектов, а также абстрагирование;
  • содержанием конкретного задания, которое, в зависимости от ситуации, надо выполнять поэтапно или в полном объеме.

РЕФЕРАТ

Тема:

«Экологическое воспитание в детском саду»

Написан:

Воспитателем

Зайчик И.Н.

Г. Волгореченск, д/сад №57, 2002г.

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там - лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб….

И ни кто как будто специально черным этим делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, что бы нас ублажать. А про то, что мы сами – часть этой земли, не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землей, на которой живем. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей и многие сельские жители! И взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то….

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слова Ф.Энгельса, который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой» за каждую победу она нам мстит». К чему все это привело, известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Форма поощрения оказывали бесконечно разнообразными: от детских стихов

(«Мы были за речкой, на том берегу,

На большом, душистом заливном лугу.

Бабочек ловили и венки плели

На колхозном сене отдохнут легли….

Стрекозу поймали, крылья хороши!

За кувшинкой лезли через камыши….»)

До безудержных, экологически безграмотных, хозяйственных проектов.

Любовь к земле, всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

* * *

В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро. Болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир.

Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко сократились в нашей области уловы рыбы, так как реки загрязняются промышленными отходами. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит водоохранные посадки, прекращающие обмеление рек и озер, рост оврагов, он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

Известно, что к использованию естественных богатств следует подходить с особой осторожностью. Не много времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

О родной природе. О ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.

Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг, река, даже пустырь за городскими домами, т. е. все то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому, что стоит им повзрослеть чуть-чуть; как в дело вступают другие силы. А пока дети малы, все цветы и травы, жучки-паучки, птицы, кошки, собаки – все это близко им.

Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, посадки, их суть, - один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребенок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнезда, топтать и рвать цветы. Ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает.

Дети сами нуждаются в доброте и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы им в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание. «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч. Дарвин, - утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразится на умственных способностях, а еще вероятнее на нравственных качествах.»

А может, стоит задуматься еще и над тем, как разные времена года позволяют затрагивать разные струнки в душах детей?

В старшей группе представления детей о природных явлениях в неживой и в живой природе должны расширятся и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними.

Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы, экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание детей.

Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить по крайней мере три задачи:

1). Доказать детям, что в природе все взаимосвязано;

2). Помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;

3). Помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).

Можно представить себе три уровня изучения природы:

    Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;

    Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;

    Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Вспомним у Энгельса: «Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было бы преступить к исследованию процессов; надо же сначала знать, что такое данный предмет, чтобы можно было заняться теми изменениями, которые с ним происходят». Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

    Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.

    Воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.

    Воспитание любви к природе своего города; полезно создание экологической тропы.

Эта тропа может быть проложена в городском парке или других зонах отдыха, на территории детского сада.

Создание экологической тропы следует начинать с организационной работы по изготовлению карты – схемы прохождения маршрута, подготовки стендов и указателей. Объектами экологической тропы могут быть:

    Памятники природы: редкие для нашей местности растения или старые деревья, растущие на территории детского сада.

    лекарственные растения, специально высаженные на участке.

    Уголок леса, где дети будут упражняться в правилах поведения в природе.

    Питомник, где можно выращивать сеянцы и саженцы древесно–кустарниковых растений, цветов.

    Участок для труда. Это может быть специально оборудованный уголок.

    Зона отдыха. Для этой цели подойдет и спортивная площадка.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические программы.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Старость – это мудрость, это жизненный опыт, это тепло и уют дома. Забота об уходящем поколении – это истинный гуманизм, подлинное свидетельство благородства и милосердия.

      Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении.

Прежде всего, нам самим пришлось пополнить свои знания о родном городе и его природе в музее, подобрали литературу о нашей земле.

Провели занятие – викторину с целью выявить, что дети знают о природе Костромской области.

После всего этого наметили план ознакомления детей с природой нашего региона. Вот такие определились темы: «Что нужно знать о лесе?..», «Красная книга нашей местности», «Кто и как охраняет у нас природу?»

Воспитательная работа была связана со всеми видами детской деятельности.

Впечатления дети передавали в рисунках, играх, аппликации. Я провожу с детьми занятия по изо-деятельности: рисуем различными методами. Детям нравится метод «тычок». "Тычок" подчеркивает пышность растения (одуванчик), пушистость животного (зайчик) и т. д.(рисунки прилагаются).

В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала. Во время экскурсий в парке мы с детьми заготавливали природный материал: шишки, ветки, различные коряги. На занятиях изготавливают различные поделки. Показывают детям, что может получится из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха.

Также знания, полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови», «Путешествие по лесу» и т.д.

На базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе. Красива она во все времена.

      И тем не менее, я не раз замечала какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, дети любили играть под деревьями, они укрывали их от дождя, защищали от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени их листочков, не обращали внимание на их шелест. Мало кто из детей любовался, только что распустившимися цветами, их яркими красками.

Я поставила перед собой задачу: научить детей, не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать?

Я провела беседу о том, что еще в далекие времена крестьяне и горожане у своих домов высаживали и белоствольные березы, и чарующую своим ароматом черемуху, яркую рябину. Люди заботились, чтобы природа родного края была богаче и краше. И тогда, мы с детьми решили продолжить эту работу. Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. Я уверена, что дети занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут в последствии. На территории детского сада имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине и т.д., требующие разнообразных приемов ухаживания.

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я давала детям возможность общения с ее обитателями в любое время. Давала задания связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения. (Закрывает ли рыбка глазки?, Когда плачут Калы? и т. д.). большой интерес вызвало знакомство с географией (где родина комнатных растений). Из этих бесед дети делали выводы: почему Ванька - мокрый такой сочный, а у кактуса нет листьев. Узнавали из новых бесед какие животные живут в природе рядом с этими растениями. Рассмотрели значение этих растений (плющ – с одной стороны ядовитое растение, с другой стороны - лекарственное), нашли родственников среди наших растений. Заметили индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

При получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

Очень важно было, убедить родителей продолжать начатое в саду дело и дома, в семье.

С самого начала года мы вели с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно рассматривали расписание на участие. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке я учила детей видеть прекрасное, показывала, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии в парк, на луг, к пруду обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Природа окружающая ребенка в городе, это не только участок детского сада. Это и деревья на его улице, и газоны вокруг его дома, и цветы в его дворе. Замечает ли их ребенок или равнодушен к ним? Какие деревья растут на вашей улице? – спросила я однажды у детей. Лишь немногие смогли ответить. Тогда я организовала экскурсию по улицам нашего района. Дети сразу же узнали знакомые деревья. Что бы расширить представления детей, усилить их впечатления, я провела несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Наш парк очень красивый. Сейчас я составляю календарь природы своего парка, чтобы знать за ранее, когда какое явление можно показать детям.

Очень помогли мне в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Я не сторонник содержания животных в уголке природы, поэтому мы наблюдаем за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас, помогли детям сделать вывод об отлете птиц в теплые края.

Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т. д. Параллельно велась работа с народным календарем.

Наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).

Наблюдения, прогулки, экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?». А мне позволили следить за детскими проявлениями во время общения с природой. Это мы, взрослые, знаем как она оскудела и обнищала, а малыши, вырвавшись в лес, где трава им по плечи, где цветы и бабочки перепутались в глазах, не знают об этом. И слава Богу они не сразу узнают то, что уже печалит нас. Пусть сначала научатся радоваться, чтоб потом могли оценить потери.

Очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дала задание узнать дома хотя бы по одной. Сколько было радости, когда приметы эти подтверждались собственными наблюдениями! а меня больше радовало что, используя полученные знания, ребята особенно старались проявить заботу о животных и растениях.

Основные же знания о природе нашего района, экологические знания. Дети получают на занятиях. Очень помогли мне книги «Игровые экологические занятия с детьми» Молодовой и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» Николаевой.

На занятиях, основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей окажется просто невозможное полноценное экологическое воспитание. Систематизируются знания об объекте (строение, особенности, что помогает жить? Как защищается, чем питается). В старшей группе я стала показывать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматриваются с разных сторон: комары – хорошо, комары – плохо; крапива – хорошо, крапива – плоха и.т. д. Природные факторы также рассматриваются с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий рассказываю детям о бедах о бедах атмосферы и что этим бедам способствует.

В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой – живой, неживая - человек, живая - человек) помогают игры, которые мы иногда придумываем и сами. Например «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка) Как их объединить? Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена? Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут. Какое значение для леса играют грибы?

На занятиях из серии «Насекомые и птицы нашей области» отмечаем черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждаем такой интересный факт, касающийся перелетных птиц. Почему они улетают еще за долго, до исчезновения корма. Как же они узнают о приближении голодного времени. Оказывается они замечают, что к осени дни становятся короче и это служит им сигналом к отлету.

На занятиях «Дикие животные» - продолжается формирование представления о приспособленности животных к условиям жизни, о пищевых целях. Что бы дети лучше представляли себе пищевые связи в природе, использую динамические схемы (модели). На фланелиграфе прикрепляются изображения животных и растений, а между ними стрелки. Работа с динамическими схемами вызывает у детей большой интерес.

Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой». Например узнав о жизни снегирей, дети обратят внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступила раньше и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом – насекомые, зимой – семена хвойных). Рассматриваем строение клюва разных птиц и связываем с характером корма, поведение птиц и строение их клюва. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы если есть корм. При этом закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

На занятиях из серии «Насекомые и птицы весной» показываю, что распространенное деление насекомых на вредных и полезных является не верным. Учу детей относиться к насекомым бережно и вдумчиво, чтобы ни одно насекомое не погибло от руки человека зря!

Когда рассказываю что такое лес, луг; где кто живет, обязательно обращаю внимание какой этаж занимает объект. Учу детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и рощей выделяем правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разобрать от куда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

А на занятиях из серии «Ждут помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами и насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу и самих относиться к природе бережно.

Вместе с детьми и родителями сейчас мы начали работу по составлению «Красной книги нашего региона» для детского сада. Таким образом ребята решили провести природоохранную работу среди младших товарищей.

Не правильное поведение малышей и порой даже взрослых, натолкнуло ребят на мысль составить серию уроков, которые можно преподать не знающим, как себя вести людям.

Назвали мы эти уроки «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях по Ф.Н.Э.К. Учит он нас всему. Мы и группу решили назвать его именем, а в группе создали для него уголок.

В проекте у нас еще составление «Зеленой книги». В ней мы хотели собрать материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятами, сказки и рассказы в основе которых лежат знания о природе края. полученные на занятиях.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.

А пока эта работа еще на первой стадии, дети ведут другим образом пропагандистскую работу: рисуют плакаты, готовят праздники и развлечения, концерты.

Очень важно, чтобы воспринимая весь материал, дети думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю.

Представление детям возможности выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Интересно проходят занятия, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. Взаимосвязь занятий с играми обогащает духовную жизнь детей, удовлетворяет их потребности в познании и отражении окружающего. Моя задача – поддержать интерес к игре, дать пищу для его углубления.

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждением детей.

Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Наш стенд называется «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рублика «Советы и секреты старичка - Боровичка», где знакомим родителей с нашей природой ее тайнами и загадками.

Было проведено родительское собрание: «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к родной земле». Органицация проведения собрания (выставка художеств, литературы о природе, детских работ, выставка поделок из природного материала) родителей в обсуждении доклада.

Предлагаю родителям сходить с детьми в лес к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советую какие книги прочитать с детьми, какие стихи разучить.

В начале апреля запланирован праздник «День птиц» с участием родителей. Готовятся стихи, конкурсы, песни, игры. Дано домашнее задание смастерить скворечники.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Так постепенно в процессе работы, я стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развиваю детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Уже виден результат работы.

Многие дети, я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле не подобающе.

А главное – земля стала ближе.


Top