Человек без воображения. Женщина без воображения

Здравствуйте, дорогие читатели! Читая книги вы отправляетесь в удивительный мир. Вы представляете себе дальние страны, видите горы и равнины, удивительных людей, с которыми никогда не встречались. За все это отвечает наше воображение. Зачем оно нам нужно? Давайте сегодня познакомимся с собой поближе.

В психологии воображение это то, что мы себе представляем. Не обязательно зажигать костер, чтобы увидеть как горят дрова. Достаточно сказать одно слово и человек тут же его себе представляет.

Воображение и нужно для того, чтобы лишний раз не вставать, не проводить эксперименты, а или услышать, чтобы понять о чем вам говорят. Принято считать, что ни у одного животного на земле не развито воображение, а у человека оно есть. Этим мы отличаемся.

Для чего нам воображение

На воображении лежит множество задач. Благодаря ему мы познаем окружающий мир, вспоминаем, творим и даже планируем . Иногда его путают с , хотя это совершенно разные вещи. Если заинтересуетесь в чем разница – прочитайте предыдущую статью из моего блога.

Сейчас же нас интересует только воображение и все, что с ним связано. Возможно вы будете удивлены, но наше воображение никогда не берет образы из прострации. Все они основаны исключительно на . Это уникальное свойство. Услышав слово «горы» вы не возьмете их образ из неоткуда, а представите то, что когда-то видели по телевизору или воочию.

Людей без воображения не существует по определению. Это просто невозможно. Да, мы нередко можем встретить прагматиков или скептиков, но и у них есть воображение. Оно не так развито, как у творческих личностей, но без воображения существование человека просто невозможно себе представить.

Функции

Все потому, что на это свойство психики возлагаются серьезные функции: познавательные, прогнозирования, понимания, защиты, и понимания.

Даже строение молекулы мы пытаемся себе представить, основываясь на том, что уже знали ранее. В этом заключается познавательная функция. Мы стараемся расширить кругозор.

У каждого человека все эти функции присутствуют, но развиты они по-разному. К примеру, несколько людей слышат историю про то, как альпинист поднимается на гору. Воображение одного человека будет рисовать страшные картины падений, второй придумает историю про встречу на вершине со старцем, третий просто представит как все это было, а четвертый начнет рассказывать о своих путешествиях.

Какая функция воображения развита сильнее всего в человеке, так он себя и ведет. Это является основополагающим фактором его поведения.

Каким оно бывает

Самый распространенный вид воображения, с которым мы сталкиваемся – непроизвольный или пассивный. У нас нет представить что-то, но мы все равно это делаем. Нам даже не нужно воздействие из вне. Вспомните, когда вы находитесь в сонном состоянии, вам ни с того ни с сего может прийти образ мыши, ворона, осеннего дождя.

Произвольное или активное воображение включается, когда перед нами стоит определенная задача, когда нам надо что-то придумать. К примеру, сейчас я пишу эту статью и мне нужно выдумать пример активного воображения. Я думаю о ребенке, который играет во врача и перенимает на себя его роль – прекрасный пример в примере.

Воссоздающее воображение сводит то, что человек никогда не видел наглядным образом. Мы представляем себе Мадагаскар, путешествия по космосу, коронацию Петра Первого, хотя никогда там не были. Мы подключаем все свои воспоминания, услышанные факты и представляем события и факты.

Творческое воображение также причисляется к активному. Кстати, оно работает не только во время создания литературных произведений и картин. Даже в математике ученые выдвигают какие-то гипотезы. Это тоже творческий процесс, ведь до этого момента про определенный факт еще никто не слышал.

Мечты бывают реалистическими, к примеру, – в этом случае, человек мобилизует все свои способности и старается превратить ее в реальность. В этом случае мечта – очень хороший и положительный вид воображения. Любое достижение начинается с мысли.

Если вы хотите развить свой воображение, я могу посоветовать вам замечательную книгу «Кради как художник. Творческий дневник » Остина Клеона с упражнениями на каждый день. В нем есть множество идей, цитат и практики для саморазвития. Автор предлагает не просто придумывать, а воплощать свои мысли, достигать, учиться использовать. Он покажет как посмотреть на мир глазами художника.

Если подсчет овец является для вас абстрактным понятием, или вы не в состоянии представить себе лица родных и близких, можно говорить об афантазии – редком отклонении, при котором у человека отсутствует воображение.

Порой афантазия не позволяет вызвать в воображении звук, текстуру, вкус, запах, эмоции или любой другой тип образа. Это состояние негативно влияет на качество жизни человека, а также его отношения с другими людьми. Как правило, для таких людей заказана карьера в области архитектуры или дизайна: они просто не способны визуализировать конечный продукт. Афантазия – достаточно редкое отклонение, которое было впервые выявлено сэром Фрэнсис Гальтоном еще в 1880 году. Он же предположил, что афантазией страдает в той или иной степени около 2,5% населения планеты.

До сих пор это явление осталось в значительной степени неизученными. В наши дни им активно занимается когнитивный невролог Адам Земан, работающий в медицинской школе при университете Эксетер. Он пересмотрела концепцию феномена, который не позволяет людям визуализировать какие либо явления или абстрактные понятия.

Визуализация является результатом работы нейронных сетей различных регионов коры головного мозга. Процесс их совместной слаженной деятельности позволяет нам мысленно представлять изображения на основе наших воспоминаний о том, как выглядят эти вещи, люди или явления. Наиболее значимые для этого процесса регионы расположены в лобных и теменных долях: по сути, они «организуют» процесс визуализации. А вместе с участками в височной и затылочной долях позволяют чувствовать и представлять элементы, которые мы хотим «окинуть мысленным взором». Неспособность визуализировать что-либо – результат изменений функций в нескольких точках в этой сложной сети.

Cтатьи по теме:

Новости по теме:

Новое исследование, проведенное на крысах, показало, что возвращение в сознание после наркоза может быть даже более сложным процессом, чем предполагалось ранее.

Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать. Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать творческое воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

Закрашивание рельефов

Берем лист бумаги, подкладываем под него монетку, закрашиваем сверху мягким карандашом или восковым мелком. На бумаге проявляется рельеф. Можно найти любые другие твердые поверхности с интересной фактурой: листья с толстыми прожилками, кора деревьев, вышитая крестом скатерть, металлический значок... - просто посмотрите вокруг. Это не только увлечет ребенка, но и поможет развить его тонкие ручные навыки.

Отпечатки с поверхности

Мы уже знаем, как много вокруг интересных рельефных поверхностей. С помощью пластических материалов можно получить и сохранить их отпечатки. Покажите малышу, как раскатать тесто или глину в шарики - размером с мячик для настольного тенниса. Теперь прижимаем шарик к рельефной поверхности. Например, к стене с выпуклым узором, стволу дерева, подошве новых кроссовок, рифленому концу молотка для отбивания мяса... Мелкие предметы, наоборот, вдавим в поверхность теста. Потом отпечатки можно высушить и попытаться определить, где какой.

Коллаж из ткани

Понадобятся лоскутки ткани разного цвета, клей и бумага для рисования. Нужно нарезать ткань на мелкие кусочки, скомкать их и разложить перед собой на столе, подобрав по цвету. Потом нужно нанести на бумагу небольшие капли клея. Кусочек скомканной ткани нужно приклеить одним концом к бумаге (приложив к этим каплям), а остальная часть будет лежать совершенно свободно. Таким же образом можно получить необычный эффект и на рисунках: вставленные туда тряпичные облака, цветы или огонь сделают необыкновенно эффектным рисунок.

Мозаика из серпантина

Купите несколько рулончиков серпантина. Дайте ребенку эти ленточки и бумагу для основы. Малышам очень нравится рвать ленточки на кусочки разной длины. А потом можно создать из них разноцветные абстрактные или предметные картины, причудливо располагая и перекрещивая кусочки ленточек на бумаге. Для намазывания дайте ребенку клеевой карандаш или бесцветный клей и тонкую кисточку.

Картины из яичной скорлупы

Вымойте и высушите скорлупу на листе бумаги. Затем ее нужно измельчить с помощью ложки или пестика. Возьмите пластмассовые стаканчики, налейте воды и растворите в каждом немного краски разного цвета. Разложите по стаканчикам измельченную скорлупу и перемешайте. Выдержите скорлупу в растворе 15 минут для окраски. Теперь пусть ребенок откинет скорлупу на сито и разложит на бумаге. Дайте ей высохнуть в течение ночи. На следующий день можно сложить мозаичную картину. Для этого кусочки скорлупы наклеивают на бумагу, фон можно заполнить цветными мелками, а какие-то детали добавить с помощью карандаша или фломастера.

Метод волшебного рисунка

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка мелких камешков

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисование с секретом в три пары рук

Когда вашему ребенку исполнится 4 года, настоятельно советуем прибегать к этому методу. Заключается он в следующем. Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.

Рисование самого себя

Рисование самого себя или любимых игрушек с натуры. Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изображать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?"

Рисунки-невидимки

Приготовьте белую бумагу и кисточку, налейте в блюдце молока. Попросите малыша нарисовать что-нибудь, используя вместо красок молоко. Когда оно высохнет, рисунок исчезнет. Как же теперь узнать, что нарисовано на листе бумаги? Для этого достаточно прогладить бумагу утюгом или подержать ее над включенной настольной лампой. Теперь можно организовать обмен секретными рисунками со всеми членами семьи. Получившему тайное послание всегда интересно узнать, что же скрывает чистый лист бумаги.

Воскография

Покройте лист плотной бумаги или белого картона воском. Для этого просто натрите его свечкой. Затем нанесите на воск слой черной краски - лучше всего подойдет гуашь. Теперь дайте малышу авторучку с пустым стержнем или деревянную палочку с заточенным концом, и пусть он выцарапает на воске любое изображение. В результате у него получится картинка, очень похожая на гравюру.

Трафарет

Предложите малышу придумать собственный герб. Когда эскиз будет готов, перенесите изображение на тонкий картон и вырежьте. У вас получится трафарет на листе картона. Трафарет должен быть не очень большим - примерно 10 х 10 см. Покажите ребенку, как работать с ним. Можно обвести его контуры карандашом или фломастером, поместив трафарет на бумаге, а также закрасить краской, используя тампон из поролона или материи. Теперь ребенок может сделать сколько угодно одинаковых картинок. Посоветуйте ему использовать трафарет для экслибрисов детских книжек.

Картинка в крапинку

На листе белой или цветной бумаги расположите один или несколько листьев клена, дуба, липы. Разведите краски нескольких цветов в разных емкостях. Возьмите зубную щетку, окуните ее в краску и проведите пальцем по щетине так, чтобы мелкие брызги полетели на бумагу. Это занятие, несомненно, заинтересует ребёнка. Перед тем, как окунуть щетку в новый цвет, промойте ее водой. Когда весь лист покроется крапинками, дайте краскам высохнуть и снимите листья. Такая картинка вполне может украсить комнату.

Дырокол вместо кисти

Оказывается, и с помощью дырокола можно сделать интересную картинку. Дайте малышу дырокол и лист белой бумаги. Пусть он наделает в бумаге отверстий произвольно или в каком-то определенном порядке. Покажите, как можно сделать симметричные дырочки, сложив лист в несколько раз. Теперь наклейте проколотый листок на цветную бумагу. С помощью цветных карандашей можно завершить картинку.

Пестрая мозаика

Соберите побольше мелких предметов: монет, пуговиц, фишек от домино и т.п. Приготовьте белую и цветную бумагу, лист картона, ножницы и клей. Сначала малыш должен придумать, что хочет изобразить, и сделать на картоне подходящий фон. Помогите ему в этом. Например, внизу наклейте белую бумагу - снег, а сверху голубую - небо. Теперь можно приступить к композиции. Вот бежит доминошная дорожка, а в небе светит солнце - медная монета с лучами из желтого бисера. Идет человек, сделанный из пуговиц, и строится дом из спичек. После первых опытов можно заполнять мозаикой всю картину, не оставляя фона. Пусть малыш придумывает новые композиции и использует новые материалы.

Парафиновый карандаш

Приготовьте парафиновую свечку, акварель, бумагу и кисточку. Заточите свечку как карандаш. Пусть малыш нарисует парафиновым карандашом на бумаге какую-нибудь картинку. Ничего не видно? Теперь в дело пойдет акварель. Дайте ребенку закрасить краской весь лист. Посоветуйте ему использовать побольше разных цветов. Что за чудо! На цветном фоне выступил первоначальный рисунок. Почему? Объясните малышу.

Картофельные штампики

Разрежьте картофелину пополам. На срезе вырежьте какую-нибудь геометрическую фигуру - круг, квадрат, треугольник - или даже человечка. Может, малыш придумает еще что-нибудь интересное. В неглубоких ванночках разведите краски разных цветов. Приготовьте бумагу. А теперь покажите своему чаду, как делать отпечатки на бумаге, окуная штампик в краску и прикладывая его к бумаге. Пусть малыш даст волю фантазии. Может, у него получится орнамент, может, бытовая сценка, а возможно, и картинка кубиста.

16. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения

Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Можно выделить четыре типа представлений воображения :

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.

Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы.

1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности.

Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках.

2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей.

Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах.

Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ.

Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев.

Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия.

Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности.

Выделяются следующие виды воображения :

1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное);

2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее).

Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека.

Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения.

Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека.

Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п.

Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности.

Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным.

Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

Из книги «Энциклопедия секса»: Откровения обо всем: Секс и вы автора Мэсси Дорин Э.

ЧАСТЬ 1 ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ ВООБРАЖЕНИЯ Отсутствие спонтанного желания можно компенсировать игрой воображения.РУТИНА, в которую может превратиться секс, - один из факторов, разрушающих длительные отношения, в том числе и супружеские. Немаловажную роль при

Из книги Управление финансами автора Дараева Юлия Анатольевна

14. Понятие валютного рынка, его сегменты и функции. Понятие и функции валютного рынкаВалютный рынок представляет собой взаимосвязь валютных операций (обмен валюты), имеет специфический характер (играет важную роль во внешнеэкономической деятельности страны). Валютный

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

34. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением. Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее.

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ИДЕОЛОГИИ Начиная с конца XVIII в. начали формироваться нерелигиозные политические течения, организации и доктрины. За два последних столетия многие из них знали и взлеты и падения, тем не менее в той или иной форме они развивались, отвечали на

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

24. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЧИ Речь – исторически сложившаяся в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь – это язык в действии. В ходе речевого общения происходит непрерывное кодирование и раскодирование

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

25. ВИДЫ, ФУНКЦИИ, СВОЙСТВА, ПРИРОДА ВООБРАЖЕНИЯ Процесс отражения действительной реальности за пределами существующих связей и отношений называют воображением. Оно направлено на создание продуктов, не имеющих в реальной действительности аналогов и заменяющих ее.

Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

13. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ Функции государства – основные направления деятельности гос-ва по реализации стоящих перед ним задач, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью.Каждая функция гос-ва имеет предметную характеристику

Из книги Полная энциклопедия современных развивающих игр для детей. От рождения до 12 лет автора Вознюк Наталия Григорьевна

«Реальность по ту сторону воображения» «Он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели». Н. В. Гоголь. Шинель В ванной комнате Мела Шпильмана висел шикарный плакат, вставленный в рамку, с

Из книги Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие автора Дегтева Валентина Николаевна

Игры на развитие воображения «Решето» Для детей в возрасте 1,5–2 лет.Положите лист бумаги на ворс ковра или что-то мягкое и карандашом проделайте отверстия в листе, сделав из него решето. Можно нарисовать круг или другую фигурку и продырявить лист по кругу. А затем этот

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

Развитие воображения В основе любой творческой деятельности лежит творческое воображение. С помощью игры в дошкольном возрасте развивается такая особенность воображения, как способность установления связей между предметами и явлениями, игра помогает делать их

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

15. Речь и ее функции. Виды речи Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития представляющим систему знаков Когда язык используется в целях общения, то возникает речь.Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же

Из книги Рынок продовольственных товаров автора Власова Ольга Викторовна

Сила воображения Среди многих теорий, выдуманных для объяснения тайны рождения уродцев, больше всего была распространена та, которая главной причиной считала воображение матери в период беременности. Ее поддерживали не только неграмотные, но и самые образованные люди

Из книги Шпаргалка по конфликтологии автора Кузьмина Татьяна Владимировна

1.1. Понятие рынка продовольственных товаров, его функции В современной экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «рынок». Так, американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей

Из книги Уроки чемпиона мира по бодибилдингу. Как построить тело своей мечты автора Спасокукоцкий Юрий Александрович

Из книги автора

2. Ваша программа – плод воображения журналиста Часто бывает так, что журналисту надо привлечь внимание к своему изданию какой-нибудь сенсацией. Издания, посвященные бодибилдингу и фитнесу, в качестве такой сенсации достаточно часто предлагают придуманные одним из их


Top