Как развивается ребенок на 5 месяце жизни. Его органы чувств

У него развивается значительная мышечная активность.

Такое развитие общей подвижности сопровождается параллельным развитием тонкой моторики: малыш использует мелкие мышцы рук, чтобы совершать точные движения; он дотягивается до небольших предметов, берет их в руки и играет с ними. Постепенно он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, стучать предметами по столу, брать в руки и одновременно удерживать два предмета.

Ритм ребенка

Сон

Ночной сон постепенно становится все более долгим: младенец уже спит по восемь-девять часов подряд. Его режим сна устанавливается, причем это касается и дневного, и ночного сна. Теперь у него легко заметить признаки усталости. Вот почему в этот период уже можно создавать особый ритуал укладывания в постель.

Питание

Если вы кормите грудью, малыш привыкает к более размеренному ритму долгих и «основательных» кормлений (ваше молоко приспосабливается к переменам его аппетита и потребностей). При искусственном вскармливании ребенок ест еще более регулярно: в этом возрасте ему нужно в день четыре бутылочки по 210 мл (смеси второго типа). Его ритм соответствует ритму жизни взрослых (завтрак, обед, полдник, ужин). Хотя ребенок уже может самостоятельно держать в руках бутылочку, пользуйтесь временем кормления, чтобы подержать его на руках и приласкать!

Его органы чувств

Слух

Ваш малыш поворачивается к тому, кто с ним разговаривает. Он обожает смотреть на движения губ говорящего и пытается имитировать изменения интонации собеседника. Он также учится произносить согласные, такие как «м» и «б». Пятимесячный малыш уже способен понять, когда его называют по имени. Он наслаждается звуком речи, особенно если слышит нежные и мягкие слова. Он уже очень хорошо распознает интонации и может понять, когда родители чем-то недовольны. Он быстро поворачивает голову по направлению к источнику нового, заинтересовавшего его шума. Однако его пугают резкие и незнакомые звуки.

Зрение

Ваш ребенок уже может разворачиваться и следить взглядом за предметом или человеком. Он начинает различать тонкие оттенки пастельных тонов, а не только яркие цвета. Он лучше видит очень маленькие предметы, следит за всем, что движется. Теперь он даже может узнать предмет, который он видит лишь частично: вот основа для игр в прятки!

Осязание

Младенец начинает связывать внешний вид и ощущения: полотенце мягкое, папина борода колется, перышко нежно щекочет и т. п.

Когда малыш бодрствует

Малыш исполняет целые слоговые рулады. Он научается менять громкость произносимых звуков и их долготу.

Здоровье ребенка

Пятый месяц: посещение участкового педиатра

Как и всегда, врач проверяет физиологическое состояние ребенка: его общее психическое и физическое состояние, его развитие, состояние его иммунной системы и его размеры. Средний рост пятимесячного младенца - 64см, вес - порядка 6,7 кг, окружность черепа - 42 см.

Возможно, именно на этой консультации врач начнет обсуждать с вами вопрос введения прикорма. И действительно, вводить прикорм можно уже в этом возрасте, если ваш малыш крупный, если он активен и часто хочет есть. Однако мы советуем вам еще немного подождать: признано, что более позднее и медленное введение разнообразных продуктов питания действительно способно уберечь ребенка от аллергии. Вот почему мы поговорим о том, как разнообразить питание ребенка, немного позже, после шести месяцев.

Прививки

Если вы действовали согласно традиционному расписанию прививок, пришло время сделать небольшой перерыв в прививках.

Запор

В таком возрасте запоры чаще всего связаны с нарушением функций двигательной сферы и с нервно-эмоциональными расстройствами. Если у вашего малыша возникла такая проблема, к ней следует отнестись со всей серьезностью, и как можно быстрее начать лечение.

Аллопатическая медицина порой оказывается безоружной в вопросе запоров у новорожденных: предлагается лечить запоры водой, богатой магнием, или, если они не проходят, использовать суппозитории с глицерином для извлечения кала. Будьте внимательны при применении второго средства: если организм малыша привыкнет к тому, что за него регулярно выполняют его работу, то анальная и ректальная моторика может не развиться, что помешает правильному формированию рефлексов и способно даже оказать отрицательное влияние на представления, которые возникают у ребенка в процессе его приучения к туалету.

Таким образом, суппозитории следует использовать редко, в качестве экстренного средства против непроходимости кишечника и лишь в том случае, если запор длится несколько дней: суппозитории нужно применять дополнительно к мягким естественным средствам, которые подчас способны быстро исправить ситуацию.

Естественные средства против запора

Гомеопатия

  • Запор, сопровождающийся болями в животе: «Магнезиум фосфорикум 9 СН».
  • Болезненные трещины в районе анального отверстия: «Ни-трикум ацидум 9 СН».
  • Слизистые, мягкие, плохо выходящие каловые массы +/ -трещины: «Алюмина 9 СН».
  • Мелкие, сухие испражнения, собирающиеся в прямой кишке: «Бриония 9 СН».
  • Крупные, твердые испражнения: «Калькареа карбоника 9 СН».
  • Спазмы и гиперчувствительность: добавьте «Игнация 15 СН».

Пищевые добавки

Следует регулярно давать малышу пробиотики.

Острый гастроэнтерит (ОГЭ)

В большинстве случаев его вызывает вирусная и/или бактериальная инфекция, которая очень быстро может поставить вопрос о жизненном прогнозе младенца, в особенности в первые полгода (или даже в первый год) его жизни.

Прежде всего следует бороться с обезвоживанием, вызванным диареей и/или рвотой. Для этого на несколько часов прекратите давать ребенку любые молочные продукты (кроме грудного молока, если вы кормите грудью: оно очень легко усваивается). В аптеке можно купить раствор для регидратации: его следует давать ребенку постоянно, в очень небольших количествах (к примеру, по 1-2 мл каждые 5-10 минут).
Если состояние малыша ухудшается или если вы все же хотите обратиться к врачу, вам также пропишут спазмолитические/противорвотные препараты (к примеру, «Мотилиум»), кишечный антисептик (типа «Эрцефурил»®) и средство против диареи (такое, как «Тиорфан» для новорожденных или для детей). Если состояние ребенка не улучшится или даже ухудшится, нужно сделать анализ кала.

Естественные средства против ОГЭ

Гомеопатия

Средства от диареи:

  • При отсутствии рвоты и жара: «Ноголистик щитовидный 15 СН».
  • При болях в животе, которые можно облегчить надавливанием: «Колоцинтис 9 СН»; при боли по типу колик, усиливающейся при надавливании: «Купрум металликум 9 СН».
  • Если у ребенка обильные газы, добавляйте «Карбо веге-табилис 7 СН»; и/или значительное утомление: «Хина рубра 9 СН».
  • При жаре добавляйте «Арсеникум альбум 15 СН».

Средства от рвоты:

  • Независимо от наличия/ отсутствия диареи, если нет жара: «Рвотный орех 9 СН».
  • Если язык чистый, а в рвоте много слизи: «Ипека 9 СН».
  • В рвоте много непереваренной пищи: «Антимониум кру-дум 9 СН».

Дозировка: по 2 гранулы каждого выбранного препарата раз в полчаса. Принимать все реже и отменять по мере улучшения состояния ребенка.

Фитотерапия

  • Сухой экстракт корицы, обладающей мощным противоинфекционным действием и способствующей пищеварению: в капсулах пс 300 мг, по 1/2 содержимого капсулы на каждые 10 кг веса в день;
  • +/ - 2 кофейные ложки водного экстракта мелиссы.

Растворить в 200 мл воды вместе с 1 капсулой пробиотика и 1 пакетиком средства для регидратации. Можно также добавить 4-5 столовых ложек воды, настоянной на зеленой глине.

Маленький исследователь

Это время, когда ребенок пытается ползти. Одни это делают, лежа на спине и отталкиваясь ногами. Другие - лежа на животе и отталкиваясь локтями. Для психологов не важно, как именно ребенок ползет. Важно то, что у него в принципе появляется мотивация к передвижению. В связи с новыми потребностями малыша вводим и новые игры.

Игра «Тянемся и ползем» . Кладем ребенка на животик, ставим перед ним игрушку так, чтобы ему приходилось за ней тянуться. Если он не пытается ее достать, подвиньте поближе. Ваша задача - стимулировать малыша к тому, чтобы он приложил усилие и достал игрушку. После того как он это сделает, дайте ему с ней поиграть. Затем точно так же поставьте другую. Занятие может продлиться около пяти минут. Основной его смысл - в достижении цели. Ребенок получает новый опыт: «Я пытаюсь достать игрушку, и у меня это получается». Поэтому нужно обязательно давать крохе время насладиться своим достижением - потрогать, покрутить трофей.

Не надо давать ребенку слишком много предметов сразу. Три игрушки - максимум. Никаких висячих гирлянд с большим количеством погремушек! Они бессмысленны, даже вредны. Избыток гасит мотивацию, информационное переутомление убивает желание вообще что-либо делать и узнавать.

Малыш уже научился хватать и бросать предметы. И еще в течение целого месяца это остается основным видом его деятельности. При этом он совершенствует несколько навыков: «Я протянул руку, глядя на предмет, схватил этот предмет и стал его изучать». Рассматривать и манипулировать предметом, конечно, интереснее всего в полусидячем положении - либо у мамы на руках, когда есть опора, либо в специальном кресле-качалке для младенцев. Это прекрасное приспособление, которое существенно облегчает жизнь мамы. Правда, помещать ребенка в кресло можно только на очень короткие промежутки времени - чтобы не перегрузить позвоночник. Как только видите, что кроха кряхтит и ему там не нравится, - немедленно доставайте его.

Игра «Ку-ку» может обрести новые формы. Возьмите игрушку, скажем, собачку. Накройте ее платком. «Где собачка?» Пусть малыш самостоятельно потянет платок и обнаружит под ним собачку. Проделайте то же самое с другим предметом. Вместе с ребенком радуйтесь его открытиям.

Занятия на развитие внимания . Способность следить за движущимися объектами разовьется немножко позже, но мы уже сейчас можем начать тренировку. Возьмите фонарик или лазерную указку. Сядьте рядом с ребенком, обратите его внимание на световое пятно и начинайте очень медленно двигать фонариком. Вы увидите, что глазки малыша движутся рывками - он то теряет лучик, то снова находит.

Есть еще одна замечательная игра, которую родители недооценивают. Это мыльные пузыри . У них масса достоинств. Во-первых, лопаясь, они не пугают ребенка громким хлопком. Во-вторых, они очень красиво переливаются. В-третьих, движутся медленно и плавно, так что их легко удержать в поле зрения.

У ребенка появляется новый способ извлечения звуков: он запихивает в рот пальцы и при этом пытается что-то произносить. Так происходит знакомство с собственным артикуляционным аппаратом. Подхватите это занятие: положите ладошку малыша на свои губы и подуйте или погудите, чтобы малыш почувствовал звуки на ощупь. У тех, кто делает такие упражнения регулярно, освоение речи идет намного быстрее.

На пятом месяце мы уже отчетливо слышим лепет ребенка. Это значит, что на смену отдельным звукам приходят повторяющиеся слоги. Самые легкие для произнесения - «ма» и «ба». Многие мамы радуются: «Он уже у меня говорит „мама" и даже „баба"». Очень хорошо, если вы поддерживаете лепет ребенка и повторяете за ним разные сочетания звуков. Но нужно понимать, что пока это еще не сознательное называние мамы или бабушки, и папе не стоит обижаться, что про него забыли. Это просто лепет.

К пяти месяцам появляется страх незнакомых людей . Раньше, если чужой человек подходил и улыбался, ребенок мог улыбнуться в ответ. Теперь при его появлении малыш замирает и может даже заплакать. Это абсолютно нормативный страх, он свидетельствует о том, что малыш нормально развивается и уже начал различать своих и чужих. Своими он считает тех людей, которые ежедневно за ним ухаживают. Понятно, что бабушки и дедушки, живущие отдельно, воспринимаются как посторонние - он давно забыл, что они навещали вас две недели назад. Поэтому не надо удивляться, если в очередной их приезд кроха откажется идти к бабушке на руки, начнет выкручиваться и капризничать. Не обижайтесь, а лучше порадуйтесь: «Ага! Он стал уже не таким доверчивым».

Мама: новый взгляд на жизнь

О чем чаще всего говорят мамы, если им в этот период приходится оказаться у психолога?

«Мне стало гораздо проще понимать свою маму и даже свою свекровь». Да, теперь женщина оценивает поступки своей мамы и поступки свекрови с позиции не девочки, не жены молодого человека, а с позиции матери. И становится намного понятнее, почему, к примеру, мама все время пытается контролировать свою взрослую дочь. А у некоторых улучшаются отношения со свекровью, особенно если родился мальчик. «Теперь я понимаю, почему моя свекровь с таким трудом меня приняла, - призналась мне одна молодая мама. - Даже страшно подумать о том, что и мой сын когда-то женится и уйдет от меня к какой-то женщине».

Теперь вы совсем другими глазами смотрите на мир, для вас важны совсем другие вещи. Поэтому я всегда советую мамам, которые строят какие-то планы еще во время беременности: отложите планирование до того момента, когда ребенку исполнится месяцев пять. Планировать будущее во время беременности и в первые три месяца после родов бессмысленно. Допустим, вы еще до родов решили, что выйдете на работу, когда ребенку исполнится полгода. У вас уже и няня есть. Но вот наступает назначенный срок, а вы больше не хотите никакой работы! У вас совершенно изменились приоритеты и карьера уже не кажется вам сверхценностью. Что ж, без всяких сомнений оставайтесь дома. Не надо упрямо следовать плану, который вы больше не считаете правильным. Никаких планов! Ребенок все равно их поломает.

«Я стала лучше относиться к чужим детям», - говорят мамы. «Почему?» - «Теперь я понимаю, что ребенок может плакать не только потому, что он плохо воспитан или мама за ним недостаточно присматривает. У него могут быть свои причины для того, чтобы заплакать, и мама в этом часто не виновата». Вы будете стараться наладить отношения в песочнице, даже если ваш ребенок в них не вовлечен. Просто эти отношения сейчас для вас очень значимы.

«С рождением ребенка я стала испытывать радость от того, что раньше терпеть не могла. Я с удовольствием сижу дома, вышиваю, раскладываю распашонки». Мне кажется, у этого явления есть две причины. Первая: когда рождается ребенок, мы пытаемся создать для него максимально комфортные условия. Эта потребность естественным образом возникает внутри матери. Поэтому, даже если раньше вы не любили готовить и украшать свой дом, сейчас вы начинаете это любить.

И вторая причина: к этому моменту вы сидите дома уже семь месяцев - два месяца декрета плюс пять месяцев с ребенком. Если бы в течение семи месяцев вы занимались тем, что вас выводит из равновесия, вы бы, наверное, сошли с ума. Но психика женщины очень гибкая, она подстраивается под существующие условия.

В связи с этим хочется обратиться к тем мамам, которые решительно настроены как можно скорее выйти на работу, а с малышом посадить папу. Мужчине сделать такой шаг намного тяжелее, его психика не рассчитана на подобные перестройки, и он вряд ли научится испытывать удовольствие, превратившись в домохозяйку.

Как договориться со свекровью?

Случай из практики : «Моя свекровь меня шокирует своей нечистоплотностью. Приходя к нам в гости, она прямо в пальто и в сапогах кидается в комнату к ребенку, берет его на руки. Дает ему пустышку с пола. Если я делаю ей замечание, она меня просто игнорирует. Просила мужа поговорить с ней, но он только злится. Я не хочу ограничивать общение ребенка с бабушкой. Но боюсь за малыша. Ведь она может и немытыми фруктами накормить, и не переодеть вовремя. Скажите, как повлиять на свекровь?»

В каждой семье формируется свое собственное понимание того, что хорошо и что плохо. Одни считают, что пеленки нужно стирать, кипятить и проглаживать, а другие убеждены, что достаточно их прополоскать и высушить. Кто-то кутает своих детей, а кто-то закаляет. В моей практике была история, когда одна бабушка приехала посидеть с внуком и у всех детских колготок отрезала пяточки, потому что считала, что дети должны ходить босиком. Точки зрения на воспитание у невестки и бабушки могут сильно различаться. Переубеждать друг друга - неблагодарное дело. Остается одно: научиться сосуществовать, не конфликтуя. И здесь самое время поговорить об особенностях донесения информации до собеседника.

Дело в том, что, слушая человека, мы сначала обращаем внимание на то, кто с нами говорит, затем - как он говорит, и только на третьем уровне воспринимается та информация, которую он нам сообщает. Понятно, что если невестка или сын будут учить бабушку санитарным нормам, до нее суть их послания вообще не дойдет. Для невестки всегда найдется ответ: «Я жизнь прожила, мужа твоего воспитала, и ты за него замуж вышла, значит, не все так плохо». Если сын попытается вступиться, ему будет сказано: «Ну, тебя-то я как-то вырастила!..» У бабушки всегда найдутся аргументы, причем подкрепленные жизненным опытом. Поэтому, если вам нужно донести информацию до свекрови, попросите об этом какого-то другого, авторитетного для нее человека. Кто это будет, думайте сами.

В ситуации, приведенной в начале главы, я предложила маме попросить о помощи врача-педиатра, который приходил с патронажем. Тот согласился, и они разыграли небольшую сценку. Мама подняла с пола пустышку, дала ребенку, после чего врач строго выговорил «нерадивой мамаше», что делать так ни в коем случае нельзя, что количество микробов за последние 20 лет возросло в сотни раз. Все это происходило при свекрови, но - замечания были адресованы не ей, а невестке. И это были замечания из уст человека, к которому свекровь привыкла прислушиваться. Авторитет врачей в сознании старшего поколения очень велик. Наши усилия увенчались успехом, и впоследствии, приходя в гости, свекровь вела себя намного аккуратнее - снимала пальто, мыла руки и прочее. На нее произвели большое впечатление слова доктора о том, что за последние двадцать лет «количество микробов увеличилось в сотни раз».

Но бывает, что бабушка стоит на своем, и ничто не может ее поколебать. Если для вас очень важны те принципы, по которым возникли разногласия, попробуйте буквально следующее. Стойте с ребенком на руках и говорите ему: «Ой, как ты рад бабушке! Сейчас она разденется, помоет ручки, а потом возьмет тебя». То есть просто не давайте его бабушке, пока она не проделает необходимые гигиенические процедуры. Что тут важно? Вы обращаетесь не к свекрови, а к ребенку, не выражая ни тени сомнения в том, что свекровь и сама намерена все это сделать без ваших указаний. Главное - не переиграйте.

Вопрос: можно ли в спорах со свекровью обращаться к мужу за поддержкой? На мой взгляд, однозначно нельзя. Иначе вы поставите его перед выбором - либо принять вашу сторону, либо сторону матери. А он любит вас обеих.

За что отвечает папа?

Пока ваш малыш только делает первые попытки проползти несколько сантиметров. Но пройдет совсем немного времени, и он будет наматывать круги по всему дому. Так что пора папе убрать с пути будущего «ползунка» опасные предметы. В любой квартире их найдется огромное количество. На двери необходимо поставить специальные заглушки, чтобы они не захлопывались сами; все выдвижные ящики снабдить доводчиками; на нижних полках кухонных шкафов оставить только безопасные кастрюли и пластиковые контейнеры, с которыми ребенок сможет играть. Очень травмоопасны мелкие гвозди, которые торчат из плинтусов, пуговицы, шурупы и прочая мелочь, разбросанная по квартире. Особое внимание уделите шкафу под раковиной, где чаще всего хранится бытовая химия. Обычно это очень яркие коробки и флаконы, и можно не сомневаться, что они привлекут внимание малыша. Уберите их в безопасное место!

Что еще можно доверить папе в этот период? Мы уже говорили и про купание, и про массаж, и про разные игры. Все это по-прежнему важно и нужно.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно.

Физическое развитие

Темпы роста ребенка высокие, но не такие стремительные, как первые три месяца. За четвертый месяц малыш прибавляет в весе приблизительно 750-800 граммов, окружность головы становится больше приблизительно на 15 миллиметров, а окружность груди - на 20 миллиметров, в росте кроха набирает обычно еще 2–2,5 сантиметра. Масса легких в этот период практически в два раза превышает таковую у новорожденных, соответственно в два раза увеличивается площадь легочной поверхности. В полтора раза относительно первого месяца увеличились размеры поджелудочной железы. Печень к этому этапу прибавила 40-50 граммов. Очевидны успехи младенца в переваривании пищи, и теперь кроха может спать почти всю ночь, рано утром призывая маму покормить себя. К этому возрасту у малыша практически сформировались представления о времени суток - это заметно по подъемам и спадам активности соответственно ночью и днем.

Показатели ребенка от 4 до 5 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

62.15-63.79 см

6.550-6.875 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Каковы двигательные умения малыша в этот период?

Кроха целенаправленно тянется к подвешенным игрушкам и захватывает их, совершенствуется умение поворачиваться со спины на живот. Ребенок способен поворачивать голову в ту сторону, откуда он слышит голос мамы или папы. С малюткой сейчас можно играть в «прятки», закрывая лицо платком или прячась за спинку кровати. Подобные игры доставляют маленькому человеку большую радость и способствуют его двигательной активности.


Если у вас это не первый ребенок и в семье уже есть дети, обязательно привлекайте их к уходу за малышом и занятиям с ним. Это позволяет избавить старшего ребенка от возможной ревности, связанной с тем, что с появлением маленького он испытывает дефицит родительского внимания.

Как мы уже говорили, на рубеже третьего и четвертого месяца ребенок получает комплекс прививок. К этому мероприятию малыш тщательно готовится родителями, осуществляются визиты к специалистам-медикам. А когда вакцинация позади, по вечерам в течение недели рекомендуется измерять малютке температуру, чтобы отследить благополучное течение постпрививочных реакций. Если температура ребенка повышается более чем до 37,3 °С, меняется его поведение, появляются сыпь и рвота, - обратитесь к врачу.

Обычно малыш спит днем четыре раза приблизительно по два часа и четыре раза бодрствует по полтора часа.

Несколько слов о кормлении ребенка

В том случае, если на этом этапе вы продолжаете естественное вскармливание, можно продолжать кормить малыша шесть раз в день. Если же вскармливание смешанное или полностью искусственное, то оптимально кормить ребенка пять раз в день с промежутками в четыре часа.

Относительно рациона крохи на этом этапе существует множество точек зрения. Существует спектр теорий, тенденций и правил кормления. Мы изложим один из подходов, популярный у современных педиатров. Ко второй половине четвертого месяца, при соответствующих рекомендациях педиатра, кроме сока ребенку вводится фруктовое или ягодное пюре.

Возможно введение в рацион свежего тертого яблока, протертого банана, сливы, вишни, черешни или соответствующих детских консервов. Начинают давать фруктовое пюре обычно с половинки или четвертинки чайной ложечки после молока или смеси. Затем порция пюре в день преобразуется до 3-5чайных ложек (постепенно за две-три недели).

Малышам с экссудативным диатезом (аллергией), как правило, не рекомендуется морковный сок, а яблоки лучше выбирать зеленых и желтых сортов. Соки из апельсинов, мандаринов, персиков и винограда желательно исключить из рациона, независимо от наличия у малыша диатеза. Если у вашего чада нередки запоры, рекомендуется сливовый сок или пюре. Общий объем пищи (включая сок и фруктовое пюре) к началу пятого месяца увеличивается до одного литра в сутки.

Раньше считалось, что первые зубы у младенца появляются к шести месяцам. Однако сейчас педиатры говорят, о том, что прорезывание первых зубов к концу четвертого месяца — не редкость.


Если у вашего чада днем активно текут слюни, а ночью он неожиданно просыпается и плачет, - возможно, у крохи режутся зубы . Иногда маме бывает нелегко увидеть краешки резцов. В этом случае, можно потрогать десны подушкой указательного пальца. Рукой вы почувствуете твердый край зуба, и тогда сомнения рассеются. Есть и другие признаки режущихся зубов. У малыша в течение суток держится высокая температура, появился насморк или жидкий стул. Не пренебрегайте вызовом педиатра на дом в случае, если прорезывание зубов у ребенка протекает очень болезненно.

На этом этапе эпизоды необъяснимого плача (например, из-за приступов кишечных колик) у малыша бывают реже. Кроха постепенно приспосабливается к жизни в большом и прекрасном мире, задача врачей и родителей - помогать его адаптации, исключая все причины дискомфорта маленького человека.

Психическое развитие

Важным показателем социального развития ребенка является радость малыша при виде взрослых, которую он выражает оживленными движениями рук и ног, улыбкой. Ребенок пока не боится чужих людей. Он одинаково радостно реагирует на попытки любого взрослого вступить с ним в общение. Малыш живо показывает свою готовность к общению: улыбается, лепечет. В лепете малютки появляются новые гласные звуки и согласные звуки (и, е, й, м, б, п).

К четвертому месяцу окончательно затухают реакция опоры и рефлекторные шаговые движения. Если поставить малыша на твердую опору, поддерживая его под мышки, вы убедитесь в том, что его ножки останутся согнутыми, и он не будет совершать шаговых движений. Многие малыши могут научиться поворачивать голову вправо и влево по направлению к звучащей игрушке или движущемуся предмету, заинтересовавшему их. Малюткам нравится слушать музыкальные игрушки, мелодичную музыку, следить глазами за передвижениями взрослых по комнате.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 4 до 5 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Какие игры и упражнения с малышом полезны в этом возрасте?

Когда мама прислоняет голову ребенка к своей щеке, он ощущает вибрацию при разговоре с ним. Это помогает крохе лучше понять, как звучат звуки речи и запоминать их. Меняйте интонацию, когда разговариваете с малышом, говорите громким голосом и тихим, быстро и медленно, улыбайтесь и смейтесь, замолкайте на несколько секунд. Такие остановки и изменение высоты, силы голоса и темпа речи лучше привлекают внимание ребенка. Когда малыш гулит (произносит звуки), подождите немного и послушайте его, затем повторите звуки, которые он произносил. Так маленький учится говорить по очереди.

Старайтесь называть ребенка по имени. Для него будет лучше, если он будет Сашенькой или Машенькой, а не зайчиком, крошкой или кем-то другим. Пойте ему разные песенки. Это детям очень нравится. Через некоторое время малыш научится успокаиваться, когда вы будете ему петь тихим и протяжным голосом.

Теперь ребенок узнает родителей не только по прикосновениям и запаху, но и зрительно. Когда разговариваете с малышом, встаньте так, чтобы на ваше лицо падал свет. Подведите брови и накрасьте губы яркой помадой. Это лучше привлекает внимание. Кроха будет с интересом следить за изменением движений бровей и особенно рта, когда вы будете разговаривать с ним. Изменяйте выражение своего лица, улыбнитесь, а потом нахмурьтесь, удивленно поднимите брови и широко раскройте рот. Вероятно, скоро ребенок попробует повторить ваши движения и удивит вас этим.

Возьмите несколько ярких игрушек (но не более трех сразу). Медленно одну за другой проводите перед малышом, привлекая внимание. Маленький будет следить глазами за движениями игрушек. Возьмите чадо на руки, подойдите к окну и выберите место, откуда будет удобнее наблюдать. Массу впечатлений малыш получает, наблюдая за птицами, за проезжающими по улице или двору машинами, за проходящими мимо дома людьми, за раскачивающимися ветками деревьев и дрожанием листьев. Вечером внимание крохи привлекают яркие уличные фонари. Не забывайте говорить крохе о том, что происходит за окном, например: «Смотри, едет машина. Машина гудит: би-би. А вон птичка полетела. Птичка каркает: кар-кар ». Не оставляйте чадо одного у окна, неожиданный громкий звук может испугать его. Малыш чувствует себя уверенно и в безопасности только тогда, когда вы держите его на руках или находитесь рядом.

Прекрасное место для малыша - манеж

Здесь безопасное место для крохи и достаточно пространства для его игр и игрушек. Он сможет двигаться и переворачиваться, рассматривать и трогать игрушки. Натяните над манежем шнурок или плотную резинку с разными игрушками. Малыш с интересом рассматривает не только игрушки, но и свои ручки. Если вы видите, что ребенок смотрит на ручки, помогите ему их соединить над грудью и похлопать его ладошками.

Истинное удовольствие – наблюдать за тем, как протекает развитие ребенка. В 5 месяцев ваш малыш уже не похож на младенца; он окончательно округлился и стал пухленьким розовощеким человечком. Родители внимательно отслеживают, что должен уметь ребенок в пять месяцев, ведь в жизни крохи появляется столько всего интересного!

Малыш осваивает новые движения

Физическое развитие ребенка в 5 месяцев позволяет ему опробовать новые позы и новые виды активности.

  • В этом возрасте кроха поднимает головку и плечи из положения «лежа на спине».

Вам может показаться, что малыш пытается сесть, однако это не так. Садиться ребенок начнет позже, и будет делать это из положения «стоя на четвереньках».

В пять месяцев можно ненадолго сажать малыша, только не с прямой спиной, а под углом 45°-60°. Усаживайте его в специальное кресло с уклоном c учетом особенностей присаживания мальчиков и девочек . Опора на подушку вредна для позвоночника, так как мягкая поверхность не поддерживает спину.

  • Малыш уже уверенно поднимается на предплечья, лежа на животе. Ваш малыш осваивает новую позу: опирается на выпрямленные ручки. В этом возрасте зрение развито уже очень хорошо, и из этого положения малыш с удовольствием оглядывает всю комнату.
  • Начинается развитие навыка ползанья – в положении лежа на животе, кроха пытается подтолкнуть свое тело вперед. В пять месяцев наиболее активные детки уже ползают по-пластунски. Подробнее о том когда ребенок начинает ползать ?>>>

Как вы можете помочь малышу ползать?

  1. Кладите интересные игрушки в некотором отдалении от малыша. Только если кроха не сможет добраться до них, дайте их ему сами, чтобы не расстраивался;
  2. Снимите с малыша носочки, если позволяет температура в помещении. Так он быстрее поймет, что нужно отталкиваться пальчиками;
  3. Поиграйте с малышом: когда он лежит на спине, положите свои руки ему на стопы и подведите колени к животу. Ребенок оттолкнет вас ножками. Тут нужно картинно раскинуть руки, как будто крошка толкнул очень сильно, и похвалить детку. Эта игра тренирует мышцы, нужные для ползанья.
  • Детки уже хорошо переворачиваются; некоторые умеют перемещаться перекатами.

Важно! Не оставляйте малыша одного на диване или кровати.

Лучше пусть проводит свое бодрствование на полу: на ковре или специальном детском коврике. Так малыш не только будет в безопасности, но и быстрее научится ползать – на твердой поверхности это делать намного удобнее.

  • Психомоторное развитие ребенка в пять месяцев идет в тесной связке с игрой. Малыши хорошо определяют расстояние до игрушки, могут ее захватить хоть правой, хоть левой рукой, переложить из руки в руку. Полезно будет поиграть с крошкой в пальчиковые игры: «белобока-сорока», «мы делили апельсин» и т. д.

На фоне освоения новых навыков могут начаться проблемы со сном.
Ребенок может отказывать от дневного сна, плакать при засыпании или засыпать очень долго.
Ночной сон тоже может стать более чутким и тревожным. Ребенок может хныкать, беспокоиться, вертеться и не уходить в глубокий сон.
Это - возрастные нарушения сна, вызванные новыми навыками.

Полезные игры

На пятом месяце жизни бодрствование малыша проходит, в основном, в игре. Постепенно расширяется спектр того, что умеет ребенок; и его взаимоотношения с окружающим миром выходят на новый уровень. Эта пора – очередное испытание для родителей, так как развитие малыша требует постоянного контакта с новыми предметами.

Маленький человечек отправляет в рот все, что находит. Нужно все время следить, чтобы крошка не съел что-то мелкое или вредное. К тому же, в этом возрасте у малыша могут начать резаться зубки. Предлагайте ему специальные прорезыватели; чистыми пальцами с коротко остриженными ногтями можно делать массаж десен.

В пять месяцев малыш активно играет со своими ножками: ощупывает их, облизывает, тянет в рот. Не надо ему препятствовать; знакомство с собственным телом – важная веха развития ребенка пятого месяца жизни.

В этом возрасте крошка – полноценный участник взаимодействия со взрослым. Малыш поддерживает совместные игры: берет из маминых рук погремушку и дает ее обратно, радуется, когда мама прячется и играет с ним в «ку-ку».

Сейчас малыш интересуется книжками. Очень важно читать крохе, рассказывать, что изображено на страницах. Это способствует общему эмоциональному развитию ребенка и развитию его речи.

Маленький человечек обожает купаться. Делайте с крохой в воде разнообразные упражнения, и у малыша будут крепкие мышцы и хороший сон.

В 5 месяцев малыш уже не только узнает близких ему людей, но и проявляет большой интерес к посторонним. С этого возраста кроха воспринимает лицо человека в целом. Малыш начинает отличать близких людей от чужих. Увидев новое лицо, он замирает, внимательно всматривается в лицо. Нахмуренное выражение чаще всего вызывает страх у крохи. Улыбкой теперь одобряются лишь доверенные лица!

Физиологические особенности грудничка 5 месячного грудничка

Темпы роста и прибавления веса в 5 месяцев несколько замедляются,если сравнивать с показателями этих параметров у малышей до 4 месяцев. За пятый месяц малыш вырастает примерно на 2 сантиметра , и прибавляет в весе около 650-700 грамм.

Вес и рост. В среднем вес мальчика колеблется от 6,2 кг до 8,4 кг, рост 5-го мальчика от 62 см до 70,3 см. Вес девочек в этом возрасте — от 5,6 кг до 7,7 кг, рост девочек колеблется от 59,4 см до 68,6 см.

Зрение. Развитие глазных мышц на этом этапе подходит к своему завершению. Малыш с удовольствием и подолгу рассматривает яркие предметы, следит за перемещающимися объектами и сосредотачивает свой взгляд на них. Ребенок хорошо узнает своих близких и радостно реагирует на них улыбкой или движениями ногами. А вот появление незнакомцев в доме может вызвать у малыша слезы.

Слух. По поводу того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев в точки зрения развития органов слуха, то здесь следует сказать, что каждый кроха уже умеет различать голоса: свою маму он точно сможет узнать из десяти других людей. В этом возрасте можно проверить, хорошо ли слышит малыш. Для этого достаточно отойти на расстояние 5-6 метров и похлопать в ладоши. В норме ребенок должен повернуть голову на звук. Кроме зрения и слуха у малыша в этом возрасте хорошо развивается осязание. Например, легкие поглаживания мамиными руками успокаивают ребенка, а массажные движения, наоборот, бодрят.

Мышечный тонус младенца в 5 месяцев значительно укрепляется, а костная система становится более упругой и пропорциональной. В этом возрасте у крохи хорошо развитые тактильные ощущения.

В 5-ти месячном возрасте пищеварительная система уже немного адаптировалась к получению новой пищи и кишечные колики практически не беспокоят. Стул у детей, которые начали получать прикорм, пришел в норму, частота испражнений не превышает 1-2 раз в сутки. Запах и консистенция каловых испражнений у ребенка зависят от способа кормления – грудное вскармливание или искусственная смесь.

Развитие речи. В этом возрасте ребенок начинает осваивать новые звуки. Он то и дело поет «а-а-а», «и-и-и», что способствует развитию его речевого дыхания. При этом малыш воспроизводит движения и ручками, и ножками. Со стороны может показаться, что он не только поет, но и пританцовывает, лежа на спине. Относительно того, что должен уметь ребенок в 5 месяцев говорить, стоит отметить, что основное развитие речевых навыков происходит в период с 5 до 6 месяцев. В это время малыш может произнести свои первые слоги, такие как «ма», «па», «ба».

У ребёнка 5 месяцев уже начинают прорезываться первые молочные зубки , поэтому появляются обильные выделения из ротовой полости. У некоторых детей эти симптомы могут продолжаться до 8-9 месяцев.

Из-за усиления работы слюнных желез у крохи набухают десна, и поднимается температура. При этом обильное слюноотделение, по мнению детских педиатров, является нормой физиологического развития младенца.

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

Что должно насторожить? Поводы для беспокойства

В данном возрасте возникающие нарушения ещё относительно легко можно скорректировать, в том числе медикаментозно. Очень важно уметь распознать признаки, которые могут свидетельствовать о возможных отклонениях и нарушениях в детском развитии.

  • Младенец только гулит (то есть растягивает гласные звуки), но согласных звуков в речи его не наблюдается, как и попыток произнести простейшие слоги.
  • Отсутствует навык переворота с живота на спину и обратно, а также малыш не демонстрирует никаких попыток подтягивания, держась за руки взрослого.
  • Не наблюдается признаков реакции на эмоционально окрашенную речь взрослого или отклика на словесное обращение. В этом случае прежде всего нужно позаботиться о том, чтобы исключить ряд опасных заболеваний головного мозга, а также патологию нервной системы.

    Когда ребенок лежит на спине, укройте его с головой пеленкой. Хорошо, если малыш захочет стащить ее со своего лица и сможет это сделать.

    Дайте малышу игрушку и попробуйте забрать обратно. В норме кроха должен оказать сопротивление и не выпускать игрушку из рук.

    Предложите ребенку поиграть с мячом. При нормальном развитии ребенок без труда сможет обхватить мяч пальцами рук. Если вашему малышу трудно это делать, значит, надо насторожиться.

    Положите перед грудничком два предмета, сначала невыразительный, а потом насыщенный яркими красками. Понаблюдайте: почувствует ли малыш разницу, проявит ли он больше интереса к яркому предмету.

  • Обратите внимание, перемещает ли ребенок свой взгляд вслед за вами, когда вы двигаетесь по комнате возле него.
  • Потяните малыша за ручки из положения лежа на спине, стимулируя его сесть. Если голова его не держится прямо, а повисает, а сам ребенок не стремится сесть, значит, у него есть определенные проблемы с развитием.
  • Понаблюдайте: когда вы берете кроху на руки и ходите с ним по квартире, проявляет ли он интерес к окружающим предметам, поворачивает ли голову из стороны в сторону. Если этого не происходит, есть повод обратиться к врачу.

Необходимо внимательно наблюдать за тем, как функционирует мышечный аппарат малыша. Если имеются признаки гипертонуса, необходимо назначение особой гимнастики вместе с лечебным массажем. Процедуры такие желательно проводить под присмотром медицинского работника.

Питание ребенка: ввод прикорма

Первое, что должна сделать молодая мама, принимая решение о начале прикорма в 5 месяцев – это посоветоваться с педиатром. Это можно сделать, придя на очередной плановый осмотр.

Прикорм назначается врачом-педиатром, если у ребенка:

  • Недостаточная масса тела. В таких случаях рекомендуют постепенный ввод каш.
  • Затрудненное опорожнение кишечника (запор). Введение небольших порций пюре из овощей помогут решить эту проблему.
  • Непроизвольное частое срыгивание грудным молоком или смесью. Для устранения данного фактора назначают прием пищи более густой консистенции.

В рационе питания ребенка в 5 месяцев, кроме или молочной смеси, могут уже присутствовать: овощные и фруктовые пюре, фруктовые соки и каши. Больше никаких новых продуктов до 6 месяцев вводить не нужно.

Прикорм в 5 месяцев – овощные пюре. Овощное пюре вводят в прикорм грудничков, начиная с 5 месяцев. Благодаря своей однородной консистенции лучше всего подходят для первого знакомства с овощами кабачки, цветная капуста и брокколи, картофель.

Чуть позже можно дать ребенку оранжевые овощи: тыкву и морковь, но с осторожностью – ярко окрашенные фрукты и овощи чаще провоцируют аллергию.

Схема введения новых овощей – такая: вводим не больше одного нового овоща в неделю, дозу увеличиваем от 1/4-1/2 чайной ложки до 100 г в день к концу 5-го месяца. Если ребенку не нравится тот или иной овощ – не заставляем, пробуем другой.

Кормить ребенка баночным пюре промышленного производства или готовить овощи самостоятельно – выбор за вами. Баночное питание лучше покупать в аптеке, обращая внимание на сроки годности, а овощи и фрукты предпочтительнее те, что выросли в вашем регионе.

Прикорм в 5 месяцев – фруктовые пюре. Фруктовые пюре часто вводят уже в 4-5 месяцев. Для первого знакомства с фруктовым пюре, как и в случае с соками, лучше подходит зеленое яблоко – оно лучше всего усваивается детским организмом, а риск возникновения аллергии – минимален. Начинать лучше всего с печеного, а не сырого, яблока – это более щадящий для желудка крохи вариант. Для первого раза достаточно будет ¼ чайной ложки, затем количество постепенно увеличивайте, доведя к концу 5-го месяца до 50 мл в день.

Уход за 5 месячным малышом

Купание, гимнастика и гигиенические процедуры – это три основных составляющих полноценного ухода за 5 месячным ребенком. Принятие водных процедур избавит кроху от многих проблем: потницы, красных пятен на коже и других аллергических реакций.

Повседневный уход за малышом возрастом 5 месяцев, состоит из нескольких гигиенических процедур проводимых в утреннее время:

Купать ребенка необходимо и в вечернее время и по мере необходимости, но не реже 2-3 раз в неделю. В теплую водичку можно положить игрушки для развлечения, а также добавить отвары из ромашки, чабреца, череды и других лекарственных трав. Средняя продолжительность пребывания младенца в ванночке – 30-45 минут. Этого времени достаточно для восстановления его физического и эмоционального состояния, израсходованного в течение дня.

Плановый медицинский осмотр и вакцинация

Медицинский осмотр в пятимесячном возрасте проводит только врач педиатр. Он определяет вес и рост ребенка в 5 месяцев, окружность головы и груди, смотрит физическое и психическое развитие ребенка и сравнивает результаты со среднестатистическими показателями.

На основании данных календаря прививок плановая вакцинация малышу назначается по исполнении ему четырех с половиной месяцев. В этом возрасте проводится 3 прививки: вторая вакцинация по профилактики дифтерии, столбняка, коклюша(АКДС), вторая прививка от полиомиелита и вторая вакцинация против гемофильной инфекции. Все прививки выполняются в один день после осмотра врача.

Развитие ребенка через игры и упражнения

Дети в это время начинают специально выбрасывать игрушки из коляски или кроватки, требуя, чтобы мама их поднимала. Это не просто каприз, такая игра – способ познания мира. Ребенок делает наблюдения, ставит эксперименты: как долго будет падать игрушка, куда она упадет, с каким звуком. Кроме того, таким способом кроха может пытаться привлечь мамино внимание, для ребенка крайне важно получать как можно больше общения с близкими людьми.

Когда ребенок тянет ручки за игрушкой в ваших руках, попробуйте отодвинуть ее немного дальше, чтобы малыш попытался поймать ее. Передвигайте ее с места на место, стимулируя пятимесячного малыша концентрировать свое внимание и координировать свои движения.

Называйте предметы, которые у вас в руках. , обязательно рассказывайте о том, что нарисовано на ярких картинках. Объясняйте, что находится вокруг. Обогащайте всеми возможными способами багаж слов и понятий грудничка об окружающем мире.

5-ти месячный кроха пытается руководить своими действиями, если малыш поймал вас за руку или схватился за какой-либо предмет, попробуйте отобрать это у него. Пусть он приложит усилия вернуть вещь себе обратно. Обязательно уступите ему, пусть ребенок испытает радость своего достижения. Новыми игрушками пятимесячного малютки могут стать мягкие кубики или подушки из поролона.

Это могут быть различные геометрические фигуры: цилиндр, конус, шар, призма, куб. На них должны быть пестрые рисунки, всевозможные полоски. Грудничка можно уложить животом на одну из таких мягких игрушек или усадить верхом. Подложите ему под грудь подушечку, чтобы он мог перекатываться по ней. Так малыш будет учиться познавать свойства предметов. Небольшие предметы позволят развивать мелкую моторику рук. Пусть ребенок их трогает, перебирает, перекладывает с места на место, из руки в руку.

Упражнения для малышей 5 месяцев:

  • Велосипед. Ребенок лежит на спине. Возьмите его за голени таким образом, чтобы ваши большие пальцы лежали сверху. Осторожно согните ножки. Попеременно сгибайте и разгибайте их, как будто малыш вращает педали велосипеда. Повторите это упражнение 6-8 раз.
  • Легкие шаги. Положите ребенка на спину ногами к себе. Легко захватите его щиколотки. По очереди тяните ножки на себя так, чтобы стопа скользила по поверхности. После того как ножка полностью выпрямится, верните ее в исходное полусогнутое положение. Сделайте это 4-6 раз.
  • Ползание. Стимулируйте желание ребенка ползать. Для этого положите малыша на живот и разместите на небольшом расстоянии от него несколько ярких игрушек. Хорошо, если ребенок будет доставать их по 4-5 раз за одно занятие. Совсем скоро он научится ползать самостоятельно.
  • Упражнения на фитболе. Для развития вестибулярного аппарата используйте «швейцарский» мяч. С его помощью можно укрепить равновесие, мышцы спины и общий тонус грудничка.
  • Занятие гимнастикой. Ежедневно уделяйте внимание гимнастическим упражнениям, направленным на укрепление спинных мышц и шейного позвоночника. Динамическое разведение и скрещивание рук малютки у груди, массаж ножек лежа на животике и спине, растирания, помогают снять эмоциональное напряжение и нормализируют психику. Кроме того, выполнение 10-15 минутных активных движений укрепляет мышечный тонус, а также способствует быстрому обучению управлять собственным телом.

Возможные проблемы у ребенка 5 месяцев

В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы. Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно В этом случае мама должна пересмотреть свой рацион на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции.

  • Первые травмы. В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.

Top