Рождение ребенка: русские обычаи. Татарские обряды, связанные с рождением ребенка

Русские обряды на рождение ребенка, были неотъемлемой частью русской культуры, поскольку наши далекие предки считали, что все происходящее с человеком (рождение, смерть или болезнь) подчиняется темному, нечистому, загробному, злому миру.

Суеверные люди особенно боялись рождения и смерти человека. Существовало поверье, согласно которому, родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для всех остальных людей. В связи с этим практиковались русские обряды очищения матери и новорожденного от нечистой силы.

Поскольку мать являлась как бы проводником между двумя мирами: явленным миром и другим, нечистым миром, то в древности считалось, что не только новорожденный ребенок, но и роженица - носители нечистой силы. Ребенок приходит в этот мир через тело матери, а значит вместе с ним в земной мир может проникнуть и нечистая сила. Таким образом, русские обряды совершались не только над новорожденным, но и над роженицей. Такие обряды назывались «очистительные», то есть с их помощью мать и ребенок очищались от темных сил. «Очистительные» обряды делились на церковные и народные.

К церковным русским обрядам относились следующие действия: чтение молитв во время рождения ребенка, окропление святой водой помещения, в котором рождался ребенок и т.п. В настоящее время в некоторых отдаленных населенных пунктах еще иногда практикуют такие очистительные обряды. Особенно эти традиции чтут староверы.

Рассмотрим поподробнее, как проводятся русские обряды на рождение ребенка.

В день родов к роженице приходит повитуха, близкие подруги и родственницы. Повитуха обычно выполняет роль акушерки и медсестры.

Кстати, все, кто во время родов находился в комнате с роженицей также считаются опасными для других людей. Считалось, что поприсутствовав при «греховном событии» - рождении младенца – в людей вселялся нечистый дух, сошедший на землю в процессе родов.

Как только роды заканчивались и роженица получала всю необходимую помощь, хозяин дома должен был позвать священника. В обязанности священника входило кропление комнаты, в которой родился малыш и всего дома святой водой, чтение молитв на очищение матери и ребенка и отдельно проводилось очищение женщин, присутствующих на родах.

После того как священник провел все необходимые процедуры, мать с отцом должны были дать имя своему ребенку (имя давалось младенцу в день родов). После этого родители договаривались со священником о дне крещения ребенка. Священник уходил из дома, и это означало, что первый этап очищения завершен. После этого все домочадцы могли уже не волноваться за свое будущее, поскольку нечистая сила была изгнана.

Следующим этапом очищения считалось мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях вообще была традиция рожать в бане. После родов женщина и ребенок около недели жили прямо в бане. Женщины, родившие дома, также потом переселялись в баню и проходили там второй этап очищения.

Как в православии, так и в язычестве, родившая женщина считалась «нечистой», поэтому очистить ее по русской традиции можно было только в бане.

Уже спустя несколько часов женщину и младенца переносили в баню, где повитуха сначала очищала ребенка, а затем мать.

Наши предки считали, что новорожденный ребенок рождается твердым как кость, и чтобы его «размягчить» наполняли баню паром. Затем повитуха клала малыша на банный веник и начинала «растягивание». Считалось, что во время растягивания повитуха придает телу новорожденного нужные формы и исправляет родовые дефекты. Затем ребенку делался массаж, который делал его кожу эластичной, а суставы – гибкими.

Поскольку существовало поверье, что в темном мире все перевернуто, то и ребенок приходит в наш мир перевернутым. Дело повитух и было «вывернуть» ребенка, чтобы он стал нормальным.

После очищения новорожденного повитуха приводила в порядок организм роженицы. Банное очищение проходило ежедневно в течение недели, пока женщина полностью не восстанавливалась.

Следующим важным этапом было крещение ребенка.

Этнографические материалы свидетельствуют, что во всех местностях Украины большое внимание уделялось традиционным обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка. Согласно народным верованиям, соблюдения и выполнения соответствующих обычных установок и обрядов - необходимая предпосылка успешного рождения, здоровья и благополучия матери, ребенка и счастливой их судьбы.

Этот комплекс обрядности разделяют этнографии на четыре группы: дородовые обычаи и обряды, собственно роды; послеродовые; обрядовые действия, знаменующие "присоединение" ребенка к семье, рода, общины.

Дородовые охватывают ряд ритуальных, магических действий и обычаев, которые выполнялись уже во время свадьбы и направлялись на обеспечение плодовитости супругов, рождение сыновей (распускание косы молодой мальчиком, устройства первого постели молодых на необмолочених снопах и др..).

Период беременности был обставлен рядом оберег, предостережений и верований. Старались подольше скрывать беременность от посторонних. Женщине, которая ждала ребенка, советовали избегать встреч с калеками, больными, некрасивыми на вид людьми и вообще плохих впечатлений, чтобы это не передалось не повлияло на физическое развитие плода. Она не должна была смотреть на огонь и умершего, бить животных, взять что-то чужое, сердиться, ругаться, сердиться и др.. Считалось, что поведение матери, ее психологическое состояние непосредственно влияют на здоровье, развитие, формирование характера и внешности ребенка еще до его рождения.

Обычай велел не отказывать беременной женщине, когда она попросит что-то помочь или одолжить, чтобы удовлетворить, когда ей хотелось (захотелось) что-то съесть, выпить. Рекомендации, обереги, нормы поведения беременной, отношение к нему других людей основывались преимущественно на народном опыте и рациональных знаниях народной медицины, понимании физиологически психологического состояния женщины во время беременности. Они имели много общего с аналогичными обычными традициями у других народов. Многие из них продолжают бытовать и в наше время.

Цикл обычаев и обрядов, которыми сопровождалось рождение ребенка, сохранил в народном быту украины еще в XIX - начале XX много архаичных мировоззренческих представлений. Появление на свет нового человека - великое таинство, требовало соблюдения традиций ритуалов и обычаев.

Выполнение всего комплекса предостережений, магических действий, ритуалов считалось основой успешного рождения ребенка, охраны от злого матери и младенца.

Роды (злого, родил) происходили в домашних условиях, но без посторонних. Постель роженицы пытались оградить "занавесом" (рядном или другой тканью), чтобы предохранить ее и младенца от дурных глаз. Принимала роды бабка-повитуха, которую заранее приглашали. В разных местностях Украины ее называли: баба, бабка, баба-повитуха, бабка кушарка, баба-пленница, породильна, баба-пупоризка и др.. Именно от ее знания и умения зависели во многом успешные роды, жизни и здоровья матери и ребенка. Поэтому бабка-повитуха пользовалась уважением в народной среде.

Кроме непосредственных мер по принятию ребенка, бабка-повитуха выполняла определенные обрядовые действия, также придавало ей уважения: решения узлов, отпирания замков, распускание кос и другое - для облегчения родов, отсечения пуповины мальчикам на топоре, полене, а девочке - на веретене, гребни, чтобы привить им навыки к основным видам сельскохозяйственного труда; закапывание последа (места), первое купание ребенка и т.п.. Бабки даже предоставлялось право окрестить больного, умирающего ребенка. Пуповину завязывали конопляным пряжей - матерка, - "чтобы ребенок был плодовитой", "чтобы у женщины дети велись". Когда не хотели иметь детей, то завязывала льняным пряжей. Завязывая, бабка-повитуха приговаривала: "завязывай счастья, здоровья и многая лета", "завязывает тебе счастья и здоровья, и возраст длинный, и разум добрый".

Весомым ритуалом после рождения ребенка была первая купель

Она сопровождалась определенными действиями и словесными формулами, в которых сохранился отголосок древних верований в магическую силу воды, слова и первого (инициального) соприкосновения ребенка с различными жизненно необходимыми предметами. Первая купель рассматривалась не только как очищение, но и как охрана ребенка от злых духов. К первой купели добавляли святой воды, вкладывали лекарственные травы, кусок хлеба или немного зерна, бросали серебряные или золотые монеты. Местами до первой купели девочек доливали меда, молока, клали иглу (Гуцульщина), мальчикам клали сверло, чтобы умел мастерить (Бойковщина). В новее время в этих и других предметов добавились ручка и карандаш, чтобы ребенок был умным, хорошо училась. Когда кто-то заходил в дом во время первой купели, должен был бросить какую-то монету. Воду первой купели следовало вылить утром в какой-то угол, куда никто не заходил.


Верования в магическую силу воды прослеживается и в народных очистительных обрядах женщины-роженицы и бабки-повитухи. Считалось, что женщина после родов - "нечистая" и может повредить людям, которые сталкиваются с ней, негативно повлиять на урожай, семейный достаток и т.д.. Поэтому следовало быстрее окрестить ребенка, после чего бабка-повитуха проводила обряд "очищения" роженицы и себя (слитки, очистки, слива, паломничество, слияния на руки и др.).. Везде в Украине этот обряд совершался со свяченой или "непочатой" (впервые зачерпнуть утром из колодца) водой. Бабка-повитуха окропили роженицу, до трех раз давала ей отпить воды или смывала внешней стороной ладоней ее руки и лицо, говоря молитвы и пожелания. Роженица в свою очередь сливала на руки повитухи, одаривая ее - подносила хлеб, соль, кусок полотна, платок или покрывало т.д.. Народно-Обычная процедура очистки дополнялась церковным ритуалом вывода через 35 дней от родов, после чего роженица считалась полностью очищенной.

Кое-где в народных обрядах сохранились обсушивание ребенка после первой купели возле горящей печи (в обычаях украинского Закарпатья), зажигания свечи после рождения ребенка, свет которой, согласно верованиям, оберегало роженицу и младенца от злых сил, и др..

В течение нескольких дней после рождения ребенка календарь обычаев устийненим в украинских было посещение роженицы замужними женщинами из семьи, соседей, подруг с поздравлениями и обязательным принесением традиционных для такой оказии продуктов (творога, масла лепешку, каши, сырых яиц и т.п.).

Несмотря доброжелательный гуманный смысл, этот обычай относится также к группе послеродовых обрядовых действий, которые означают и приобщение ребенка к широкому семейнму коллективу. Еще больше эта тенденция выражена в других традиционных послеродовых актах: выборе имени (по церковному календарю соответствии с днем ​​рождения или, как было распространено, предоставление новорожденному имени дедушки, бабушки или другого из предков) крещении с обязательным участием крестных родителей - кумовьев, которых приглашали из семьи или друзей. В некоторых приглашали "в кумовья" несколько пар. Впоследствии крестник называл их: крестный, крестная, матка, отец, нанашка, нанашко. Если в семье "не велись" (умирали) дети, то, чтобы помочь этому, в некоторых местностях Украины бытовал обычай имитации продажи новорожденного кумовьям через окно.

Церковное крещение также обычно сопровождалось различными народными обычаями, магическими действиями и заговорами. Перед крещением ребенка клали на кожух, на стол, на печь, между буханками хлеба, что должно было обеспечить ей достаток, тесная связь с домашним очагом, предохранить от зла. И здесь главная обрядовая роль принадлежала бабе-повитухе: она готовила пеленки, пеленала ребенка, передавала ее кумовьям, приговаривая: "Нате Вам новорожденный, а нам принесите молитвенно и крестной" (Харьковщина), иногда несла младенца до церкви и только там передавала кумовьям, следила, чтобы делалось все, "как положено". Считалось, что ребенка надо нести к кресту только на правой руке, при ней должны быть традиционные обереги (чеснок, соль, кусок хлеба, а иногда и целый буханку).

В разных местностях Украины бытовали и другие обычаи, которые должны были оберегать ребенка, обеспечить ему счастливую жизнь, символизировали приобщение к семье и обществу. Общепринятым обычаем было празднование, торжественное празднование рождения ребенка, на которое приглашали семью, кумовьев, соседей. Этот древний обычай в христианский время преимущественно приурочивали ко дню крещения. На крестильную гости (крестины) приносили подарки: полотно, хлеб, яйца, а в наше время - еще и сахар и другие продукты.

Традиционно определяли и набор блюд на крестины. Почти повсеместно обязательным в нем была каша (видимо, остаток древних пожертвований в виде зерновых). В некоторых этнографы зафиксировали интересные обрядовые действия с кашей: повитуха или крестный отец за столом поднимали горшок с кашей, желая добра и счастья, как "звезд на небе". Известны обычаи "молить кашу", "разбивать кашу", т.е. разбивать горшок с кашей, которой угощают гостей, которые платят за это пожертвованиями для ребенка, роженицы или бабки-повитухи. На Гуцульщине сохранился древний обычай обрезки ребенку волосы на крестинах, символизирующий ее приобщения к роду. Кое-где после крестин проводили еще калачины - в один из праздников родители ребенка посещали кумовьев с калачами, одаривали их.

После крестин также практиковали различные охранные действия для защиты ребенка и матери от вредного влияния злых сил и духов, "плохих глаз" - сглаза. В колыбель клали металлические острые предметы (нож, ножницы, иглу), веря в их магическую силу. На руку ребенку связывали красную ленту или нить - "от уроков". Спеленатый ребенка перевязывали красной кромкой. Через год после рождения совершался обряд пострижин ребенка - первого пострига, а на Полтавщине, Харьковщине, Черниговщине даже весьма торжественно, с участием кумовьев и с гостиной. Этот обычай имел традиционные ритуальные элементы: сначала кум или кума выстригали волосы надо лбом, затылком, ухом, затем достригали, прятали волосы или хранили, пускали по воде, сжигали. На западноукраинских землях зафиксированы лишь отдельные элементы обряда первой пострига.

Собранные в XIX-XX вв. этнографические материалы о обычаях и обрядах, связанные с рождением ребенка, доносят до нас богатые архаические элементы и разнообразие их локальных вариантов. В бытования они не всегда осмысливались согласно первоначальной магически символической значимости. Однако предохранялись сравнению устойчиво, поскольку народная традиция объединяла их с жизненно важной функциональностью - успешным рождением, здоровьем матери и ребенка, благополучием и счастьем новорожденного. Это основные мотивы всего комплекса народных обычаев и обрядов, их практически-рациональных и магических иллюзорных, суеверных элементов.-

Появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы, затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Родившегося малыша бабка приносила в дом и передавала на руки отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал малыша своим сыном или дочерью.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Приметы и обычаи на рождение ребёнка

Если ребенок родился в воскресенье, вторник, четверг или субботу, ему пророчили долгую счастливую жизнь.

Счастливым считался мальчик, похожий на мать, и девочка, похожая на отца.

К счастью для ребенка, если в день, когда он родится, в доме будет какая-нибудь прибыль, и к несчастью, если случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы.

Не очень хорошо, если ребенок родился под исход месяца.

После рождения ребенка

Для родильницы готовили теплую брагу или рыбные пироги. В первые дни после родов родственницы, соседки, в основном детородного возраста, приходили проведать роженицу и приносили различную еду - хлеб, булки, пироги, печенье. Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек» - отсюда современный обычай дарить малышу игрушки, детскую одежду и т. д.

Полезные советы для будущих и молодых мамочек

❧ Если беременная женщина испугается, то это может сильно повредить еще не родившемуся ребенку. Чтобы не случилось беды, ее муж должен лить через сито воду, а женщине необходимо умываться этой водой.

❧ Если беременная женщина чего-то испугается и при этом схватится за живот, то у ее ребенка впоследствии на теле могут появиться красные пятна. Чтобы этого избежать, скажите:

Иисусе, знаменуйся светом лица Твоего

На младенце моем

И пребудь с ним

Во веки веков.

❧ Давно замечено: если беременная женщина возьмет в руки веревку, то ее ребенок может родиться обмотанным пуповиной. Чтобы отчитать ошибку, муж этой женщины должен купить новую веревку и выбросить ее на улице со словами:

Иуда брал веревку,

Иуда плел петлю,

Но не мою жену.

Аминь. Аминь.

❧ Беременная женщина не должна переступать беременную кошку, иначе ее ребенок будет капризным и крикливым.

❧ Беременная женщина ни в коем случае не должна отдавать остатки своей еды собаке, иначе ребенок родится глупым.

❧ Беременным женщинам не стоит носить узких и коротких юбок, ведь тем самым они укорачивают жизнь своему ребенку.

❧ Если беременная женщина поперхнется и начнет кашлять, то должна тут же сказать:

Я от крошки кашляю,

А не моя крошка.

Если этого не сделать, то ребенок в будущем, скорее всего, будет страдать от кашля. К тому же существует примета, согласно которой, если беременная женщина по-перхнется, то в старости будет страдать от грубости и невнимания своего ребенка.

❧ Беременной женщине не стоит запрокидывать голову, когда она пьет, в противном случае ее ребенок в будущем рискует пристраститься к спиртному.

❧ Беременная женщина не должна собирать хлебные крошки со стола, иначе ее ребенок проживет жизнь в нищете.

❧ Не позволяйте чужим людям прикасаться к вашему животу.

Если же подобное произошло, тут же скажите:

Ангел мой, закрой мое дитя,

Спаси, сохрани его и меня.

❧ Беременной женщине не стоит произносить в разговоре такие фразы, как «Пошел вон!» В противном случае она рискует не доносить ребенка до положенного срока.

❧ Давно замечено: если беременная совершит кражу, то ее ребенок не доживет до тридцати трех лет. Если вы все же совершили подобный грех, то необходимо обратиться к мастеру.

❧ Беременная женщина не должна смотреть на покойника или ходить на кладбище. Дело в том, что там она может подцепить порчу или оказаться жертвой духов из иного мира, а так как ребенок в этом возрасте еще очень слаб, то весь негатив матери он примет на себя и вряд ли проживет долгую и счастливую жизнь.

❧ Попросите своих родных и знакомых женщин не приходить вас встречать роддом, если у них в этот день месячные, иначе у вашего ребенка потом могут появиться проблемы с кожей.

❧ Беременная не должна ходить на похороны и на кладбище, иначе ребенок может рано умереть.

❧ Если в роду у вас были самоубийцы, то не называйте таким же именем своего ребенка, в противном случае ребенок повторит жизнь того, кто умер не своей смертью, а бесовской.

❧ Родившегося 2 августа, в Ильин день, человека не следует называть именем Илья, иначе он будет угрюмым, злым и вспыльчивым. Человек, родившийся в Ильин день, трудолюбив и очень бережлив, у него не забалуешь и зря денег не возьмешь (ему жалко тратить деньги даже на себя).

❧ Если девочку не стричь до семи лет, то она вырастет умной и талантливой и проживет долгую жизнь.

❧ Мальчика до семи лет наголо стричь нельзя, иначе у него будет слабое потомство (волосы можно лишь подравнивать).

❧ Пока ребенку не исполнился год, не следует продавать его вещи.

❧ Пока ребенку не исполнится год, не шейте ему одежду из своих старых вещей, в противном случае вы обрекаете его на нищету. Если же ошибка уже была допущена, то купите новый отрез ткани, отнесите ее к церкви и отдайте нищему, который стоит ближе всех к углу церковной ограды. После этого подайте записку о здравии ребенка на весь год.

❧ Не следует рисовать портрет ребенка, пока ему не исполнится семь лет (до этого возраста он еще считается младенцем).

❧ Тем, у кого в доме есть младенец, не следует давать взаймы хлеба и соли, чтобы не отдать счастливой доли ребенка.

❧ Когда купаете ребенка, не пускайте в дом посторонних.

❧ Купать ребенка первый раз следует в пеленке, которую затем нужно взять с собой на крестины, а после обряда спрятать в укромном месте. Такая пеленка подарит родителям долголетие.

❧ Первую кроватку своего ребенка ни в коем случае не сжигайте. Лучше продайте или подарите друзьям. Однако кроватку не стоит отдавать в семью, где родился третий ребенок.

❧ Пока ребенку не исполнится год, попросите своих знакомых женщин не приходить к вам в гости во время месячных, иначе ребенок может стать крикливым. Если подобное уже произошло, нужно прочитать следующий заговор:

Кровь у Евы прекратилась - дитя зародилось.

Ева разродилась - кровь объявилась.

Как ты, кровь, приходишь и уходишь,

Так чтобы и всякая неприятность ушла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Конечно, детей нужно хвалить, но вот все время, по поводу и без, этого делать не стоит, иначе вы рискуете сглазить ребенка. Если же подобное произошло и после ваших неуемных похвал ребенок стал капризным и перестал спать ночами, то вам необходимо это срочно отчитать. Для этого перелейте из стакана в стакан воду, приговаривая: Вода водой смоет.

❧ Если ребенок разбил себе нос, губу или бровь, никогда не вытирайте ему лицо подолом, иначе ребенок проживет очень тяжелую жизнь. Если же подобное все же произошло, то возьмите ребенка за руку, три раза подряд переведите его через порог входной двери (туда и обратно), читая при этом такой заговор:

Люди приходят и уходят,

Так чтобы и всякая беда

От моего дитятка отошла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Если у вас есть собака, следите внимательно за тем, чтобы ребенок не давал ей откусывать от своей еды. Знахари уже давно заметили, что если ребенок потом съест такую еду, то на всю оставшуюся жизнь станет изгоем: люди не будут его признавать. Если подобное все-таки произошло, следует обратиться к знахарю.

❧ Не позволяйте ребенку сидеть на только что вскопанной грядке, иначе он может заболеть. Если вы недосмотрели, то следует тут же сказать:

Ни в землю, ни к земле,

А по земле.

❧ Если вы увидите, что над детской коляской кружат пчелы, то это предвещает серьезную болезнь или даже смерть ребенка в течение года. В этом случае нужно немедленно сказать:

Тело, кость, кровь, смола,

Жаль, пчела, себя, а не Божьего раба (имя).

Оборони, Господи, моего младенца,

Его душу и тельце.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Даже в шутку никогда не дуйте ребенку в лицо - так вы сдуваете его счастливую долю. Если вы совершили ошибку, то прочитайте следующий заговор:

Не приведи, Господи, зреть

Всякую беду для раба Божьего (имя),

Осени его крестом сохранным от всякого зла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Не следует часто щекотать ребенка, иначе он может вырасти глупым.

❧ После захода солнца не следует играть с ребенком, подкидывая его над головой, иначе он станет часто болеть.

❧ Объясните своим детям, что нельзя играть ни в свадьбу, ни в. похороны, в противном случае это может наложить негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Если же подобное все-таки произошло, то обратитесь за помощью к знахарю.

❧ Попросите ребенка не прыгать на кровати, иначе ему будет сложно уснуть.

❧ Люди, рожденные в високосный год, чаще других погибают от насильственной смерти. В раннем детстве у них могут быть опасные заболевания или серьезные травмы. У людей, рожденных в високосные годы, зачастую неразделенная судьба. К счастью, существуют сильные магические заговоры, которыми можно заговорить этих людей.

❧ На третий день после крещения младенца мать смотрит, долголетний ребенок или нет. Для этого она берет волосы младенца и, закатав их в воск, опускает в святую воду. Если воск тонет, то ребенок не жилец. Не теряя времени, нужно заговорить младенчика на долголетие. Если вы этого не умеете делать, нужно обратиться к опытному мастеру.

❧ Когда родится первенец и его покрестят, то эту крестильную рубашечку убирают до следующих родов и крестин. Потому что если в семье крестить всех детей в одной рубашке, то они будут всегда очень любить друг друга и не будут никогда ссориться.

❧ На крестинах не кладите много еды в тарелки. Если гости оставят объедки, новокрещеный будет неудачлив.

В традиционном русском обществе наличие у человека семьи считалось первым необходимым условием и признаком правильной жизни. Семья без детей не мыслилась. Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака. Дети считались основным богатством семьи и общества в целом.

Наследие русского народа богато его обычаями, преданиями, суевериями, приметами и поэзией. На протяжении всего жизненного цикла важные моменты (знакомство, свадьба, родины, крестины и именины….) сопровождались множеством обрядов, направленных на то, чтобы семья «состоялась», чтобы крепка она была любовью и заботой, чтобы детки рождались здоровыми и счастливыми, чтобы у всех был достаток.

Народные традиции предписывали будущим и настоящим родителям заботиться не только о физическом здоровье плода, а затем малыша, но и о закладке счастливой судьбы, духовно-нравственных начал ребенка. Полагали, что многое в ребенке - его судьба, характер, внешность - «задавалось» обстоятельствами, сопутствующими зачатию, и поведением мамы во время беременности, заботой и вниманием к ним со стороны окружающих.

Появление на свет ребеночка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины. Родины отмечались достаточно скромно, крестины - более широко. Проведение обоих торжеств было насыщено массой символических магических действий и словесных формул, заклинаний, молитв. Крещение отмечалось обязательно, родины к концу XIX века - далеко не всегда, нередко они сливались с празднованием по случаю крещения младенца.

Родины устраивались (там, где это было принято) вскоре после разрешения женщины от бремени, разумеется, в том случае, если роды прошли благополучно, и ребенок признался жизнеспособным. Происходило это на второй-третий день («после трех бань» - уточняли знатоки крестьянского быта).

По сути дела, празднование родин заключалось в том, что соседки, подруги, родственницы родильницы приходили ее навестить и поздравить с новорожденным. Они приносили продукты, детские вещи, что воспринималось как проявление женской солидарности оказывало существенную помощь семье. Пришедших приглашали в дом и угощали. Мать и дитя оставались в том помещении, где происходили роды. Если родильница с младенцем находилась в доме, она, приняв подарки и поблагодарив, уходила к ребенку, застольем распоряжалась свекровь - потчевала гостей пирогами и чаем. Мужчины, как правило, в родинах участия не принимали, приходили только самые близкие родственники.

В традиционной народной культуре придавалось большое значение послеродовому периоду. Это был период сорокодневной изоляции родильницы от общественной жизни, от некоторых домашних дел. Существует масса народных примет, связанных с этим периодом жизни, например, при выходе из дома ей нужно было взять какой-нибудь оберег и т.п. Вообще, комплекс предписаний этого периода был направлен на скорейшее восстановление здоровья роженицы. Кроме того, это необходимый адаптационный период и для новорожденного, поскольку из-за отстутствия широкого круга контактов снижается опасность возможного заражения инфекциями и минимизируется стрессорное воздействие окружающей среды. Матери предписывалось все эти сорок дней, ни на что не отвлекаясь, думать только о ребеночке, молиться о его защите и своем спасении. За все эти дни, пока она находилась один на один с ребенком, устанавливались максимально тесные контакты новорожденного с матерью, дающие им возможность «настроиться» друг на друга, что просто необходимо для зарождения глубокого материнского чувства и понимания своего ребеночка с самых первых моментов его жизни.

В народе издавна закрепилось выражение «где были родины, там будут и крестины». Крещение включало в себя имянаречение, приглашение крестных, проведение самого обряда крещения в храме, а затем обряда крестин в домашних условиях - обеда в честь новорожденного.

Для православных крещение - это второе (но в определенном смысле основное), духовное рождение человека, очищение его для последующего существования. Крещение и крестины вводили новорожденного в мир православной крестьянской общины с ее религиозным, бытовым, праздничным укладом.

Мы, в свою очередь, остановимся на народных традициях и обрядах , связанных с Крещением новорожденного.

Как правило, крещение происходило на восьмой или сороковой день (это связывалось с евангельским рассказом о младенческой жизни Иисуса Христа). В реальной жизни ребенка крестили или сразу при рождении, гораздо чаще на третий, седьмой, девятый день. Таким образом, строго сроков крещения не придерживались в силу разных обстоятельств, например: очень слабых детей крестили сразу же после рождения (крещение в таком случае рассматривалось как защитный обряд), в глухих деревнях, из-за отдаленности церкви от селения, а так же по причине неблагоприятных погодных условий, из-за занятости священника крещение откладывалось и реально происходило позднее принятых сроков.

Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье. Оно могло проходить в храме и в доме. Естественно, первое ценилось выше. В случае необходимости (если младенец рождался слабеньким) крестить ребенка могла повивальная бабка в домашних условиях самым примитивным способом. Позднее священник довершал обряд, но уже без погружения в воду и нарекая именем, которая дала повитуха.

Хорошо известно, что духовное рождение считалось значительнее телесного, и по этой причине день рождения фактический становился менее заметным по сравнению с днем ангела или именинами. Многие люди вообще не знали точной даты своего рождения, но зато твердо помнили, в какой день крещены, в честь какого святого названы.

До совершения обряда крещения на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно руководствовались святцами. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.

Веря, что между человеком и его именем существует необъяснимая связь, наши предки очень продуманно и осознанно подходили к его выбору, знали смысловое значение.

Важным моментом был и остается выбор крестных родителей для ребенка или восприемников. Они считались вторыми родителями ребенка, его опекунами, покровителями и духовными наставниками. Приглашение в крестные было почетным, расценивалось как проявление большого уважения и доверия. Лучше выбирать крестных из числа близких людей - родственников или друзей. Крестный отец - кум, крестная мать - кума. В разных регионах к выбору восприемников подходили по-разному: возраст крестных, пол, один или двое. По мнению церкви, крестный должен быть один, мужчина у мальчика, соответственно женщина у девочки.

Приглашение крестных, по обычаю, совершается отцом новорожденного. Одной из функций крестных была покупка подарков матери и ребенку: кум покупал крестик, приносил на крестины свой хлеб, расплачивался со священником, кума должна была принести ребенку «ризки» -3-4 аршина ткани, рубашку для крестника, поясок, полотенце для священника - утереть руки после погружения ребенка в купель. Подаренную кумой крестильную рубашку берегли. Иногда считали, что рубашка, в которой крестили первенца, имеет чудодейственную силу: если ее надевать на всех последующих детей в семье, это одарит их здоровьем, они будут жить в согласии и любви.

При крещении ребенка в храме священник сначала трижды читает молитву, отгоняя духов зла. Затем так же трижды призывается Святой Дух, освящается вода, которая находится в крещельной купели. В эту воду священник трижды погружает младенца, если ребенок уже не помещается в купель - его трижды обрызгивают священной водой (водное крещение - как символ не только плотского, но и нравственного очищения). Святой Дух входит в новоиспеченного христианина через святую воду и капельку специального благовония миро (вареное деревянное масло с красным вином и благовониями, освящаемое в Великий четверг). Отсюда поговорка «Одним миром мазаны». Один из обрядов - это пострижение волос: символ послушания и жертвы. На крещаемого надевают крестильную рубашку и нательный крест, который он носит под одеждой и бережет всю жизнь. Вновь рожденному дается новое имя - христианское, которое записывается в книге регистрации, а родителям вручают свидетельство о крещении.

После совершения обряда крещения близкие друзья, родственники и гости приглашаются на традиционный праздничный обед, как когда-то говорили, «К младенцу на хлеб, на соль, кашу есть». Какими бы разнообразными на были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали кашу (гречневая или пшенная). Крестильную кашу готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Могли запекать в ней курицу или петуха (в зависимости от пола ребенка).

За право угощать кашей шел веселый торг. Тот, кто приносил самый дорогой подарок (выкуп), получал право угощать гостей. Как правило, это был крестный отец. По традиции горшок с кашей разбивали, что символизировало пожелание счастья. Отца окрещенного младенца кормили пересоленной кашей «с потехой». После угощения кашей наступало время обмена подарками: крестная дарила крестному платок, крестный отвечал деньгами, деньги и подарки «на зубок» клали на горшок с кашей или на особые тарелки.

Крестильный обед включал большое количество действий и ритуалов, направленных на пожелание здоровья, достатка, счастья, любви маленькому человечку.

Огромное количество семейных праздников, обрядов, примет, пришедших к нам от наших бабушек и дедушек, свидетельствует о глубокой мудрости народных традиций. Мы надеемся, что этот положительный опыт поможет нам в воспитании наших деток. А семейный центр "Добродея " поможет организовать семейное торжество в лучших традициях!

Благодарим центр "Добродея " за предоставленный материал

Где покрестить малыша? В какие дни недели? Сколько это стоит? Читайте подборку с адресами и телефонами от центра "Добродея".

крещении Ксюши (мама GreenKa ex.Ten)

крещение Настеньки (мама Маришка)

крещение Машеньки (мама Sova)

крещение (мама Войлочная)

крещение Златы (мама Мега)

крещение Тимофея (мама Mashik)

крещение Тиграна (мама Принчипесса)

крещение Евгения (мама Cute)

крещение Даниила (мама Дасто4ка)

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком - будь то рождение, смерть или болезнь - подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Считался одним из важнейших, так как наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Разберем подробнее обряды рождения. В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности окушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» - рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. Нужно заметить, что в некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.
Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (браги, настойки или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Повитуха начинала выдавливать кровь из утробы, прочищать влагалище. Затем нужно было привести живот в нужное положение (каким он был до родов). Повитуха тянула его вверх: надавливая на него, проводила руками снизу вверх. Таким образом, матка поднималась, и процесс восстановления проходил гораздо быстрее. После живота приходила очередь груди. Повитуха выдавливала первое молоко, чтобы при первом кормлении младенец пил новое молоко. Завершался обряд растиранием рук и ног.

Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели (иногда дольше).

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения. Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Самое интересное, что крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.


Top