Занятия по теме весна в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе "весну выручаем"

Весна пришла" (Конспект занятия в подготовительной группе)

Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Весна пришла»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».

Цель : развитие творческих способностей и познавательных интересов дошкольников.

Программные задачи:

Образовательные:

    Познакомить с народными названиями весенних месяцев;

    Устанавливать причинно-следственные связи;

    Учить изображать цветок нетрадиционным способом - с помощью ватных палочек и губки;

    Закрепить приметы весны.

Развивающие:

    Развивать словарный запас, мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные:

    Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность;

    Приучать приводить в порядок своё рабочее место.

Демонстрационный материал:

    Картины о весне;

    Карточки-кодировки с проталинкой, с сосульками и травой;

    Заготовка самой иллюстрации;

    Фонограмма «Времена года»;

Материалы и оборудование :

    Ватные палочки и губки на каждого ребенка;

    Гуашь: зелёная, коричневая, голубая;

    Альбомный лист.

Ход занятия.

    I. Вводное слово.

Воспитатель . Ребята, посмотрите на доску. Рассмотрите картины. Какое время года изображено на этих картинах? (весна ) А как вы догадались? Какие весенние месяцы вы знаете?

Издавна люди наблюдали за природой. Примечали, что происходит в каждое время года, в каждый месяц и даже день. И народ дал своё название каждому месяцу. А я вам сегодня расскажу, как называли весенние месяцы в народе.

Первый месяц - март. В народе его стали называть март – «протальник». Как вы думаете почему? (появились проталины )

Что значит проталины? (это места, где растаял снег, образовалось от слова «таять »)

Появилось много пословиц о марте. Вот одна из них «Март неверен: то плачет, то смеётся»

Почему? (то тепло, то холодно)

Месяц март я обозначу такой картинкой – кодировкой. (проталинка )

Второй месяц - апрель. Его народ стал называть «снегогон» или «капельник». Почему?

Вот одна из пословиц про апрель «Апрель всех напоит». Почему? (в апреле много воды ) А апрель я обозначу такой картинкой – кодировкой (сосульки )

Третий месяц – май. Его в народе прозвали «Травень». Почему? (последний месяц весны, листочки распускаются ). А про май такая пословица: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает». Почему?

А май вот такой картинкой – кодировкой (трава).

II Физкультминутка «Приметы весны»

А теперь немного отдохнём и игру мы проведём. Я буду называть приметы весны, если вы будете согласны, то топайте ногами, а если не согласны, то хлопайте в ладоши. Хорошо?

    Птицы прилетают

  • Рано темнеет

    На реках образуется лед

    На деревьях набухают почки

    Листопад

III. Беседа.

Какие первые цветы появляются? (картинку подснежника)

Хочу вам сегодня предложить нарисовать подснежники необычным способом. А каким вы сейчас узнаете. Хотите?

Проходите за столы.

Посмотрите, что лежит у вас на столах? (ватные палочки, губка, гуашь)

А кисточки есть? (нет)

Чем же мы будем рисовать?

Скажите, что можно изобразить с помощью губки? (цветы)

А с помощью ватных палочек? (стебель, проталинку, листья)

С чего начнём работу?

    Стебель с помощью ватной палочки.

    Губку обмакнуть в краску и на листок.

    Последней нарисуем проталинку. Чем её будем рисовать?

    IV. Пальчиковая гимнастика.

Встанет пораньше солнце

Чтоб землю нашу греть. (пальцы соединили и руки подняли вверх, ладонями к верху)

Бегут ручьи под горку

Растаял весь снежок (волнообразные движения двумя руками, ладошки вниз )

А из – под старые травки

Уже глядит цветок (цветок раскрывается )

Динь – динь звенит тихонько

Динь – динь пришла весна. (качать кистями рук )

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза.

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

(На каждое название насекомого загибают один

Делают кружочки из пальчиков и подносят к

Машут ладошками.

Роняют ладони на стол)

    V. Выполнение работы.

Воспитатель. Ребята, а можно ли рвать цветы? (нет ) Подснежник занесен в Красную книгу, он охраняется Государством.

Что вам сегодня понравилось на занятии? Что показалось трудным?

Спасибо. Молодцы!

1. Воспитатель читает детям стихотворение :

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

Это стихотворение написал Афанасий Фет.

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы).

Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Называют явления природы).

Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние).

Сколько месяцев в году? (12)

Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

2. Март - первый месяц весны . В народе его называют «парник», «капель». Почему?

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).

Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель).

Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? (Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.) Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».

Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)

3. Физкультминутка

Вот стоит изба –

Может, в ней весна?

Тук-тук-тук!

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

И пришла весна-красна!

Разбудила лес весенний,

Землю солнышком согрела.

4. Апрель - средний месяц весны . В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).

Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком)

Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)

Что делают в апреле лесные обитатели? (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы)

Какие насекомые появляются в апреле? (В апреле оживают муравейники, вылетают бабочки, шмели, пчелы и другие насекомые).

Какие птицы прилетают в апреле? (В апреле возвращаются скворцы, трясогузки и жаворонки. А снегири и свиристели улетают на север)

Что делают в апреле люди? (Люди в апреле проращивают семена, готовят почву к посевам, сеют овес, ячмень, просо, подкармливают озимые хлеба. В огородах в конце апреля сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук)

5. Пальчиковая игра

Сидят две птички,

маленькие синички,

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась -

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май - сердце весны.

Месяц май - пой да гуляй!

6. Вот когда в лесу начался весенний месяц - месяц песен и плясок ! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец...

Расскажите о погоде в мае. (Снег уже давно сошел, дуют теплые ветры, по небу плывут белые облака. Часто бывают грозы. Сверка молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает. После майского дождя в небе часто появляется радуга).

Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)

Как еще называют май? (Песенником.) Почему? (Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами).

Какие праздники мы отмечаем в мае? 9 мая мы отмечаем День Победы нашего народа в войне с фашистской Германией. Вспоминаем воинов, защищавших Отечество.

Какие у людей весенние работы: в поле, в саду, в огороде? В мае у людей много забот. Надо поле вспахать и засеять, в сад деревья окопать, сухие сучки и ветки подрезать, в огороде приготовить грядки и посеять лук, морковь, свеклу. А на клумбах посадить красивые цветы.

Игровое занятие в подготовительной группе детского сада. Игра – викторина «В гости к весне»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Данная разработка представляет собой игру-викторину на весеннюю тематику для детей подготовительной группы. Данная работа будет полезна воспитателям старших групп, учителям-логопедам и учителям начальных классов школы.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
- развивать мышление, внимание, память и восприятие;
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата
- обучать детей связной грамматически правильной речи;
- повышать интерес дошкольников к окружающему миру, расширять кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к природе.
Предварительная работа. Чтение произведений, по которым составлены вопросы викторины, беседы, изучение цветов, прослушивание музыкальных произведений.
Организационные вопросы: можно детей поделить на команды, или провести викторину со всей группой (каждый за себя).


Ход викторины:
Воспитатель: Ребята вот и наступила долгожданное весна, которая нас радует разнообразием красок, манит нас полюбоваться своей красотой, послушать пение птиц, погреться на ярком весеннем солнышке.
Вы, наверное, заметили, что природа принарядилась, а совсем скоро ее будет не узнать. Зацветут цветы, всеми цветами радуги.
А вы любите цветы? Знаете, как надо за ними ухаживать?
А можно ли рвать цветы?
Ответы детей.
Воспитатель: Для начала, предлагаю вспомнить весенние месяцы. И вспомнить праздники, которые мы отмечаем в каждом месяце?
Ответы. Март: 1 марта - Всемирный день кошек, 3 марта – Всемирный день писателя, 8 марта – Международный женский день, 20 – 21 марта – день Весеннего Равноденствия, 21 марта – День Земли, 22 марта – Всемирный день воды, 27 марта – Международный день театра.


Ответы: Апрель: 1 апреля – День смеха и день птиц, 2 апреля – День детской книги, 7 апреля – День здоровья, 12 апреля – день космонавтики, 23 апреля – Всемирный день книг, 29 апреля – день танца, 30 апреля – день пожарной охраны.


Ответы: Май – 1 мая – праздник Весны и труда, 3 мая – день Солнца, 9 мая – день Победы, 15 мая – день семьи, 18 мая – день музеев, 27 мая – день библиотек, 28 мая – день пограничника.
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, а заодно проверим, готовы ли вы к встрече с весной. Для начала встанем в круг и немного разомнемся:
« Мы по кругу пойдем,
Названия цветов найдем.
Например: я говорю ромашка,
А кто рядом со мной стоит,
Говорит на последнюю букву,
А точнее на «А» - астра.
Ну, что, поиграем,
Названия цветов повспоминаем».
Воспитатель: Мы разминку провели,
А к викторине готовы вы?
Ответы.
Воспитатель: Викторину начинаем,
На стульчики сесть вас приглашаю.


- Как называются цветы, которые первыми появляются после снега?(подснежники)

Какие цветы мы обычно дарим мамам на 8 марта?(тюльпаны)
- Какие животные просыпаются весной?(медведь, еж)
- Как называется дерево, на котором весной распускаются пушистые комочки?(верба)
- В какое время года, мы празднуем праздник масленицы?(весной)
- Что обозначает праздник – Масленица?(проводы зимы)
- Как называется природное явление «таяние сосулек» ?(капель)
- Какая птица раньше всех возвращается из теплых стран?(грач)
- Как называется цветок из которого появилась девочка Дюймовочка?(тюльпан)
- Какие цветы мы обычно возлагаем к мемориалу Вечный огонь?(гвоздики)
- Дарят женщинам нежные веточки с жёлтыми пушистыми шариками, что это за веточки?(мимоза)
- Назовите весенние праздники?(8 марта, День космонавтики, День птиц, День земли, День Победы)
Воспитатель: А сейчас немного отдохнем и гимнастику для глазок проведем.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. - закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, - сидят с закрытыми глазами,
Упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, - открывают глаза,
Через речку мост построим. - взглядом рисуют мост,
Нарисуем букву о, получается легко. - глазами рисуют букву «О»
Вверх поднимем, глянем вниз, - глазки смотрят вверх – вниз,
Вправо, влево повернем, - вправо – влево,
Заниматься вновь начнем.
Воспитатель: Викторину продолжаем,
И загадки отгадаем.


- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла…(весна)
- Весной зеленеет,
Из земли растет.
Осенью желтеет,
В стог сена идет.(трава)
- По весне деревья их распускают,
И на себя надевают,
А осенью снимают,
И на землю роняют.(листья)
- Весной бежит, журчит,
А зимой замерз и стоит.(ручей)
Воспитатель: Назовите мне произведения, которые вы знаете, в которых говорится о весне, о цветах, название произведения называете, и цветок, о котором в нем говорится?
Ответы: - Произведение «Аленький цветочек» и цветок также называется.
- «Двенадцать месяцев» - цветы подснежники;
- Стихотворение «Мамин день» - цветок подснежник;
- Стихотворение «Одуванчик» - цветок одуванчик.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много всего знаем о весне. Предлагаю устроить конкурс чтецов на лучшее стихотворение о весне.


Ребенок: Травка зеленеет…
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…
Ребенок: Черемуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ребенок: Весенние певцы
У весны весёлый старт
На пороге уже Март,
Неба синяя река,
Кораблики в ней – облака,
Дружно так поют скворцы,
Они – весенние певцы,
И вокруг всё расцветает –
По земле весна шагает.
Воспитатель: А сейчас предлагаю музыкальную викторину. Я вам включаю музыку без слов, а вы вспоминаете слова? Отвечаем поднимая руку, не выкрикивая.


Ответы: «Желтые тюльпаны»; «Белые розы»; «Есть на свете цветок алый - алый, Яркий, пламенный, будто заря. Самый солнечный и небывалый, Он мечтою зовётся не зря»; «В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»; «Вот какой, вот какой маленький цветочек мой, Он фиалкою зовется, пахнет солнцем и весной»; «Это значит, это значит, это значит, Что в природе - новизна. Это значит, это значит, это значит, Что опять пришла весна»; «Белая ромашка».
Воспитатель: Вы все молодцы, столько всего знаете о весне и цветах.
На столах вам предложены игры и раскраски по теме, можете отдохнуть и заняться, кто - чем пожелает.
А я всех вас благодарю,
И спасибо вам говорю.
За хорошую работу,
Весна прислала вам угощенье.

Подготовительная группа.

Программное содержание:

Вызвать у детей чувство любования восторга перед красотой родной природы, желание выразить в словах свои впечатления, в словесном описании, подбирать эпитеты, сравнения к заданному слову, упражнять в образовании разных форм глаголов и сравнительной степени прилагательных.

Предшествующая работа:

Дидактические игры: "Скажи со словом", "Скажи правильно"

Рассматривание картин великих художников-пейзажистов

Посещение местного музея,

Выставка картин в группе "Картины родной природы".

Материал:

Солнце с лучиками, таблицы со схемами, мяч, "хрустальная палочка", звуковые цветные фишки для составления слов, буквы.

Ход занятия

Организационный момент

Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.

Воспитатель: Ребята, если вы правильно решите эти примеры, то вы узнаете, о чем мы с вами будем говорить на занятии.

Дети подставляют буквы и читают слово.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А как вы понимаете выражение: "Идет Весна!"

1. С середины марта, с первых проталин можно заметить появление весны. Ещё лежит снег, ничего не изменилось, но все равно изменяется всё в природе. На улице стоят голые деревья. Может идти снег, может капать с крыш, может быть хмурыми дни.

2.Если появляется солнце, то оно светит так ярко, что иногда просто больно глазом. Воздух прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко - голубое.

Воспитатель: Вот и к нам заглянуло солнце, но лучиков мало. Почему? (Выслушиваем ответы детей). Я думаю, если вы, ребята, расскажите больше весенних признаков, то лучиков у солнца появится больше.

3. Когда по небу плывут облака про них можно сказать, как небесный ледоход, потому что в этих облаках кристаллики льда.

4. День прибывает с каждым днем. 21 марта наступает весеннее равноденствие. Теперь светлого дня будет больше и больше. Март называют - мартом света.

5. Прилетают птицы - скворцы, грачи, ласточки, кукушки.

6. Начинает дружно таять снег, который превращается в воду, поэтому - второй месяц весны - апрель называют месяцем воды.

7. Ночью лужи застывают, подмерзают. Когда идешь по дороге в садик, интересно наступать на них. А днем, когда пригреет солнце, они снова превращаются в лужи. Можно увидеть, как купаются в них воробьи, голуби.

8. Много снега в нашем поселке, чтобы людям удобно было ходить по чистому асфальту, снегоуборочные машины расчищают его от снега.

9. В мае появляется много зелени, цветёт черёмуха, распускаются листья на деревьях. Май называют - предлетье, потому что всё цветет, громко галдят птицы, они строят гнезда, чтобы вывести птенцов.

Воспитатель: Хорошо вы рассказали про весенние признаки, поэтому у солнца появляются лучики.

  • Игра "Скажи со словом "весенний". Я говорю слово "погода", а вы мне отвечаете "весенняя погода" и т.д. (бросаю мяч ребенку и говорю слово). Слова: день, дождь, настроение, гроза, солнце, месяцы, лес, трава, небо, цветы, веснушки.
  • Игра "Скажи одним словом":
  • "Лед идет по реке" - ледоход;
  • "Первые цветы" - первоцветы;
  • "Цветок, растущий из-под снега" - подснежник.
  • Игра с "хрустальной палочкой": передать по кругу и назвать образные выражения - "Весна какая?" (шаловливая, теплая, радостная, дружная, звонкая, веселая, ликующая, таинственная, солнечная, хмурая, тихая, робкая, мрачная, сказочная, светлая, голубая, волшебная, шумная, изумрудная, хрустальная, яркая, светло-зеленая, светло-голубая, лучезарная, загадочная, скользкая).

Физминутка:

  • Голубая речка.

Воспитатель предлагает детям разделиться на 3 компании по 4 человека.

Каждой компании свое задание.

1 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия деревьев.

  • Я - ясень
  • Б - береза
  • Л - липа
  • О - осина
  • К - клен
  • О - ольха

2 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия диких и домашних животных.

  • Я - як
  • Б - бык
  • Л - лось
  • О - олень
  • К - корова
  • О - овца

3 компания: Слово "Яблоко" - по буквам этого слова напечатать названия животных, живущих в теплых странах.

  • Я - ягуар
  • Б - бегемот
  • Л - ленивец
  • О - обезьяна
  • К - кенгуру
  • О - осел

Воспитатель: (вместе с детьми проверяем задания) Молодцы, дети. Вы справились со сложными заданиями, и солнце вам улыбается (переворачиваю солнце на улыбающуюся сторону).

Хороводная игра "Веснянка".

Весна-красна к нам пришла
С рожью зернистой,
С пшеницей золотистой,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
С просом колосистым,
Со льном - кустистым,
С калиной - малиной,
С красной рябиной,
С черной смородиной,
Со всякой садовиной
С лазоревым цветом
С теплым летом!

Воспитатель: подберите родственные слова к слову "Весна"

Веснушки

Весенний

Веснушчатый

Веснянка

Веселый

Какое слово лишнее? (веселый)

Воспитатель: Ребята, мы с вами теперь много знаем о признаках и приметах весны. Я предлагаю вам дома нарисовать картины о весне. Из ваших рисунков мы сделаем небольшую книгу со стихами и играми.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 92

Конспект

занятия по развитию речи

Тема: «Весна»

(подготовительная группа)

Воспитатель:

Ноздрина О.А.

Сочи , 2016

Цели:

1. Закрепление представлений о весне.

2. Развитие логического мышления - учить устанавливать причинно-следственные связи, взаимозависимость и последовательность явлений природы.

3. Образование родственных слов от слов солнце, весна, трава, цветы.

4. Упражнение в звукобуквенном анализе и синтезе названий весенних месяцев.

5. Развитие временной ориентации.

Предварительная работа:

    Наблюдение с воспитателями и родителями торжества весны в природе.

    Чтение рассказов И. Соколова-Микитова «Весна в лесу», Н. Сладкова «Весенние ручьи».

    Повторение стихов о весне Ф. И. Тютчева «Весна», «Весенние воды», А. Н. Плещеева «Весна», «Сельская песенка», С. Я. Маршака «Весенняя песенка», «Апрель», И. Токмаковой «Весна».

    Заучивание стихов С. А. Есенина «Черемуха», А. К. Толстого «Колокольчики » (по выбору детей).

Оборудование:

    Пейзажные картины: «Ранняя весна», «Поздняя весна».

    Карточки-схемы звукобуквенного анализа названий весенних месяцев.

    (У каждого ребенка по одной карточке.)

    Простые карандаши.

Ход занятия

I. Отгадывание загадки о весне В. И. Мирясовой.

II. Припоминание примет весны в природе.

III. Повторение весенних месяцев.

1. Упражнение « Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай!» - звукобуквенный анализ и синтез слов, вписывание букв в индивидуальные карточки-схемы.

2. Игра «Раз - два-три»:

а) на «раз» поднимают карточку-схему первого месяца весны и называют его;

б) на «два» - второго месяца;

в) на «три» - третьего месяца.

3. Игра «До-между-за» - закрепление последовательности месяцев, развитие временной ориентации.

IV. Беседа о весне.

С чего начинается весна?

Назовите самые первые приметы весны в природе.

(Днем стало пригревать солнце, подул теплый ветер, стало теплее, закапали сосульки на крышах домов, снег потемнел, набух и стал таять, появились черные проталины, побежали, зазвенели ручьи.)

Какая из этих примет самая главная, самая важная, самая первая? От какой приметы зависят все остальные? Почему тает снег, лед, бегут ручьи?

Какие изменения в жизни животных происходят весной?

Как вы понимаете выражение писателя Н. Сладкова « Птицы весну принесли»?

Кто весну принес на самом деле?

Почему говорят: грачи открыли весну!

А какие птицы прилетают последними?

Как вы понимаете слова «весной природа пробуждается от зимнего сна»?

Сравните, какая весна в марте, какая в мае? (Ранняя - поздняя.)

Чем отличается поздняя весна от ранней?

Найдите эти отличия на картинах.

Как можно по деревьям, цветам, земле, птицам определить, ранняя или поздняя весна?

Ранняя весна: Поздняя весна:

Земля: Темный снег, черные Снега нет, зеленеет

проталины, травка, пестреет среди

лужи, ручьи, травы много разных

кое-где белые полевых цветов.

подснежники

и синие пролески.

Деревья: Стоят голые, Почки лопнули,

начинают набухать почки. распустились листочки,

зацвела сирень

и черемуха.

Птицы: Громко кричат первыми Звонко щебечут

вернувшиеся грачи, ласточки, кукует

появились трясогузки. кукушка, весело поют

скворцы, по утрам

и вечерам заливаются

соловьи.

Ручьи: Маленькие ручейки В траве бегут, журчат,

пробиваются из-под снега, весело поют ручьи.

Вспомните стихи, описывающие раннюю и позднюю весну.

Ранняя: Поздняя:

Ф. И. Тютчев. Весна. С. А. Есенин. Черемуха.

А. Н. Плещеев. Весна. А. Н. Плещеев. Сельская песня.

И. Токмакова. Весна. А. К. Толстой. Колокольчики.

С. Я. Маршак. Апрель.

С. Я. Маршак. Весенняя песенка.

(Дети читают наизусть стихи по выбору.)

V. Лексико-грамматические игры и упражнения.

1. Подберите признаки и действия.

Весна Солнце

Дружная наступает весеннее греет

ранняя приходит теплое светит

поздняя борется (с зимой) яркое радует

веселая побеждает ласковое блестит

звонкая радует

красивая цветет

теплая благоухает

цветущая звенит

долгожданная поет

2. « Образуй признаки» - словообразование относительных прилага-тельных по образцу и подбор предметов к ним.

Образец: весна - весенний день,

весеннее солнце,

весенняя одежда.

март -

апрель -

май -

3. «Подбери родственные слова»

(При затруднении детям предлагается выделить родственные слова из контекстов).

Весна - Весной прилетают из теплых стран птицы. Дует легкий весенний ветерок. Дети одеты по-весеннему легко. У некоторых на носу уже появились веснушки. К празднику дети разучили народный танец «Веснянка».

Солнце - Весной солнышко ярче светит и сильнее греет. Солнечный зайчик, ворвался в окно и забегал по стене. Уже стало жарко на солнцепеке. Люди прикрыли глаза солнцезащитными очками. Желтые подсолнухи повернули головки к солнцу. Их них сделают душистое и полезное подсолнечное масло.

Трава - «Зяблики появились - зеленая травка появилась». Травушка-муравушка зелененькая! Заяц, белка, лось - травоядные животные. Человека, который знает травы, умеет собирать целебные растения и лечить ими людей, в народе зовут травником. Чай, приготовленный из сухих целебных трав, называют травяным.

Цветок - «Пеночки прилетели - цветы на лугах запестрели. Черемуха расцвела - в роще появились соловьи». Вместе с проталинами из-под снега выглянули первоцветы: пролески, крокусы, подснежники. Перед домом в цветнике вот-вот расцветут разноцветные колокольчики. Ветер приносит запах цветущей сирени и шелестит страницами детской сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

VI. Итог. Почему и люди, и природа радуются приходу весны?

Закрепление вне занятия

1. Повторение стихов о весне.

2. Игра «Вспомни родственные слова» (трава, цветок, весна, солнце).

3. Игра «Образуй родственные слова» (ветер).

4. Игра «Подбери признаки, действия» (ручей, трава, цветы).

5. Рисование красками «Весна».

6. Составление схем слов (трава, ручей, ветер).

7. Доучивание загадки о весне В. И. Мирясовой.


Top