Логическое мышление у детей 6 7 лет. Требования к логическому развитию ребенка

Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет

ЧТО К ЧЕМУ?

Цель: собрать пары с изображением логически связанных друг с другом

предметов, способность к последовательному логическому рассуждению;

Подбираются пары картинок с изображениями принципом ассоциации.

НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ

Цель: способность обобщать материал.

Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.

Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан,

слива - фрукты.

Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее

слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к

обобщающему слову. Транспорт -птицы -...

НАЙДИ ЛИШНЮЮ КАРТИНКУ

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения

существенных признаков.

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в

группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите

ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем

похожи картинки, которые он оставил.


НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО

Цель: способность обобщать материал, вычленять главное.

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Цель: научится находить взаимосвязь между предметами и явлениями, развивать логическое мышление и связную речь.

Предложите ребенку собрать цепочки из четырех карточек, подбирая их по смыслу и раскладывая в нужном порядке. Затем нужно составить связный рассказ по картинке.

ИГРАЕМ, ПОДБИРАЕМ?

Цель: развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление;

Детям раздают по одной или несколько карточек с изображением предмета, относящегося к той или иной группе предметов: мебель, одежда, спортивные принадлежности и т.д. выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет у себя все карточки одной группы.

ГОВОРИ НАОБОРОТ

Цель : формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:

веселый - грустный,

быстрый - медленный,

пустой - полный,

умный - глупый,

трудолюбивый - ленивый,

сильный - слабый,

тяжелый - легкий,

трусливый - храбрый,

белый - черный,

твердый - мягкий,

шершавый - гладкий

ЧЕРЕДОВАНИЕ

Цель: выявить закономерность и продолжить логический ряд, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память, и логическое мышление.

Дети, кому подходят предметы по цвету и форме, берут карточку себе и выкладывают на подходящую клетку таблицы.

ЛАБИРИНТЫ

Цель: развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое и пространственное мышление.

Предложить ребенку пройти лабиринты от начала до конца, начиная со стрелки.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ

Цель: формирование логического мышления, тренировка памяти, внимания;

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре- ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? 

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла

Говоря об особенностях психического развития детей 6-7 лет, на первый план выходят такие критерии, как формирование мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения. Именно эти параметры оказывают самое непосредственное влияние на скорость адаптации младшего школьника к новым для него условиям и, как следствие, на успеваемость. В этой статье подробно описан уровень нервно-психического развития ребенка 6-7 лет по каждому из вышеперечисленных пунктов.

Нервно-психическое развитие младших школьников

Как утверждают психологи, разные возрастные категории детей отличаются друг от друга, прежде всего по ряду показателей высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов выделил два основных процесса, обусловливающих работу коры головного мозга. Это возбуждение и торможение.

Как известно, непосредственность и энергичность детей младшего возраста определяются преобладанием возбуждения. Причем чем младше ребенок, тем ярче выражено это преобладание. Именно особенностями нервно-психического развития детей 6-7 лет объясняются непосредственность в выражении эмоций, резкий переход от негодования к радости.

В этом возрасте продолжающееся созревание коры головного мозга обусловливает возрастание тормозящего влияния на подкорку. Малыш становится более выносливым, уравновешенным, а следовательно, подготовленным к началу школьного обучения. В силу своего нервно- психическое развития ребенок 6-7 лет неусидчив и невнимателен. Особенность детской психики такова, что она не дает шестилетнему ребенку подолгу сосредоточиваться на одном и том же, ему бывает сложно долгое время сидеть на одном месте и заниматься одним делом. Если информация подается сложно, долго и замысловато, происходит непроизвольное отключение внимания.

Учитывая особенности психического развития детей 6-7 лет, опытные педагоги составляют учебный материал для младших школьников блоками продолжительностью не более 15-20 минут. Это объясняется тем, что активное внимание детей сохраняется около 20 минут. Подача материала блоками очень удобна, так как между ними можно дать несколько минут для отдыха и активных занятий (например, для физкультминуток), после которых приступать к новому материалу.

Незавершенность развития коры головного мозга определяет некоторые особенности психики младших школьников.

Особенности развития восприятия у детей 6-7 лет

К 6-7-ми годам детское восприятие отличается достаточно высокой степенью развития. В этом возрасте уже сформированы слух и зрение, позволяющие ребенку более адекватно воспринимать окружающую действительность. Слуховые рецепторы детей младшего школьного возраста настолько остры, что позволяют ребенку не просто слышать звук, но и различать слышимые звуки (фонетический звук), характеризовать их высоту (звуковысотный звук). Развитие восприятия у детей 6-7 лет обуславливает вполне сформировавшееся цветовое зрение, младшие школьники различают цвета и их оттенки, умело используют их в своей работе и творчестве (например, раскрашивая картинку). В младшем школьном возрасте высокой степени развития достигает осязание.

Учебная деятельность делает детское восприятие более организованным. В этом возрасте крайне важны правильно заданные взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) вопросы, которые позволяют направить восприятие ребенка не только на предмет в целом, но и его специфические признаки и свойства. Так, например, попросив ребенка подсчитать количество углов рассматриваемого предмета, можно заставить его взглянуть не на весь предмет, а только на его углы.

Развитие восприятия у детей 6-7 лет имеет важное значение для дальнейшего учебного процесса. Как показывают наблюдения, дети в этом возрасте не всегда имеют четкие представления об окружающих их предметах. Иногда они не могут назвать все части, из которых состоит рассматриваемый предмет. Например, попросите детей взглянуть на животное (собаку). Большинство с легкостью скажут, что у собаки есть четыре лапы, голова, глазки, носик, хвост, однако немногие смогут назвать такие части тела, как шея и туловище.

Следует отметить, что из-за недостаточного психического развития у ребенка 6-7 лет большие затруднения в описании вызывают новые предметы, еще недостаточно знакомые. Это говорит о низкой наблюдательности. Психологи, занимающиеся нервным и психологическим развитием младших школьников, отмечают, что дети быстрее всего замечают те свойства, которые сразу бросаются в глаза, лежат на поверхности анализируемого предмета (фактура - гладкость или шероховатость, цвет, наличие выступов). Также достаточно просто в этом возрасте дети определяют размер: большой он или маленький.

В этом возрасте нервно-психическое развитие таково, что дети 6-7 лет начинают замечать, что есть предметы, похожие друг на друга, а есть совершенно разные. Действительно, с развитием мышления дети начинают не просто воспринимать предметы, замечать их особенности, но и сравнивать их.

Как показывает практика, психическое развитие ребенка 6-7 лет уже позволяет ему сопоставлять предметы, рассматривая не каждый по отдельности, а оба сразу. Существуют особенности сравнения, типичные для данного возраста. В первую очередь дети лучше замечают различия, нежели сходство. Очень часто, заметив незначительные отличия между предметами, они делают вывод, что рассматриваемые предметы совершенно непохожи. Это связано с неразграничением понятий «похожие» и «одинаковые».

Особенности развития внимания у детей 6-7 лет

В развитии внимания у детей 6-7 лет происходят значительные сдвиги. Если шестилетние дети интересуются не столько учебным процессом, сколько тем, что с ним связано, то к семи годам интерес начинает сужаться, и приближается к тому, что изучают на школьных уроках. В связи с этими изменениями ребенок становится более внимательным, однако это касается лишь интересующих его предметов. В данном возрасте внимание все еще остается непроизвольным, т. е. связанным с эмоциональной сферой восприятия.

Концентрированность внимания детей младшего школьного возраста достаточно высока. Дети, увлеченные каким-либо занятием, не реагируют на окружающие раздражители. Используя эту особенность, постепенно переводя интерес ребенка в другую сторону, можно строить учебный процесс так, что он с удовольствием будет заниматься разными предметами. Отметим, что с развитием психики внимание детей в 6-7 лет более устойчиво, целенаправленно при выполнении физических, нежели умственных действий. Этот принцип также можно использовать в планировании учебного процесса.

Слабой чертой развития внимания в 6-7 лет является его распределение. Дети в этом возрасте не умеют одновременно контролировать несколько дел. Например, они не могут рисовать, конструировать, писать, слушая рассказ учителя, и наоборот, детям сложно воспринимать слова учителя, если они заняты каким-то делом. Это вполне нормально в данном возрасте. Постоянно совершенствуясь, дети уже к третьему классу приобретут навыки распределения внимания.

Развитие мышления и воображения у детей 6-7 лет

Мышление - один из самых важных познавательных процессов, который наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. Развитие мышления у детей в 6-7 лет еще конкретно, т. е. оно опирается на образы и представления ребенка.

Характерной чертой детского мышления является его тесная связь с восприятием и личным опытом. Именно поэтому, воспринимая предмет, они в первую очередь отмечают его практическое применение (кастрюля - это предмет, в котором варят суп, ручка - это принадлежность, которой пишут в тетради, и т. д.). Основой развития мышления у детей 6-7 лет являются знания, которые они день за днем получают на уроках, в процессе выполнения домашнего задания, чтения. По мере того как расширяется круг понятий, увлечений, интересов ребенка, развивается его мышление.

Каждый родитель знает, насколько богато детское воображение. Воображение - умение представлять, продумывать возможное развитие событий - очень важно для обучения. В младшем школьном возрасте, когда совершенствуется психическое развитие, ребенок 6-7 лет начинает получать информацию не только из рассказов родителей, любимых книжек, но и от учителей. В этом случае воображение развивается и существенно обогащается.

Как уже говорилось выше, восприятие детей в рассматриваемом возрасте является непроизвольным, оно основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. Чтобы младшему школьнику усвоить учебный материал, ему необходимо воссоздать в своем воображении яркую картинку, тогда информация затронет эмоции и останется в памяти ребенка надолго. Развитие воображения происходит в тесной связи с другими познавательными процессами (восприятием и мышлением). Если в дошкольном возрасте воображение соотносится с фантазией, то в младшем школьном оно более конструктивно.

Для развития воображения на уроках в школе используется большое количество наглядных пособий, учебники пестрят картинками и схемами. Кроме того, психического развития ребенка 6-7 лет школьнику предлагают всевозможные творческие работы, например, придумать рассказ по заданному сюжету или с использованием заданных персонажей. Также развитию воображения способствуют занятия рисованием, лепкой, конструированием.

Особенности развития памяти у детей 6-7 лет

Развитие памяти у детей 6-7 лет находится на достаточно высоком уровне. Она складывается из трех основных процессов: запоминания, сохранения и воспроизведения. От того, насколько результативно было запоминание, зависят сохранение и воспроизведение.

С развитием памяти дети 6-7 лет уже могут запоминать достаточно большое количество информации. Однако, как и на другие процессы нервной деятельности, на память огромное влияние оказывает отношение (эмоциональное восприятие) к материалу.

В школе ребенку приходится запоминать не только интересный, но и нужный материал, что вполне естественно вызывает некоторые затруднения. Для развития памяти детей 6-7 лет крайне важно научить не просто повторять то, что надо запомнить (это всего лишь заучивание), а вырабатывать отношение к материалу. Окончательные навыки запоминания формируются к 8-9-ти годам.

Сохранение информации - важный показатель памяти. В 6-7 лет дети помнят очень многое, они с удовольствием читают стихотворения, пересказывают любимые сказки, сюжеты мультфильмов. Однако сохранение учебной информации происходит намного сложнее и во многом зависит от запоминания.

Как показывает практика, память детей хранит огромное количество информации, а задача учителя состоит в том, чтобы научить ребенка ею пользоваться.

Запоминание и сохранение информации имеет основную цель - воспроизведение в определенный момент в будущем.

Главной проблемой, мешающей детям младшего школьного возраста воспроизводить информацию, хранящуюся в их памяти, является неумение систематизировать ее.

Из-за особенностей нервно-психического развития у ребенка 6-7 лет отмечается кратковременность памяти. В этом возрасте младший школьник получает извне огромное количество информации, которая откладывается в памяти, вытесняя предыдущую. Поэтому в этот период крайне важно регулярное повторение учебного материала.

Статья прочитана 7 765 раз(a).

Благодаря развитому логическому мышлению ребенок может объяснять окружающие явления и события... Дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём...

Благодаря развитым способностям мальчик догадался о чём идет речь

Дети – творческие натуры. Познавая мир, они охотно прибегают к интуиции, мыслят иррационально. Это замечательно, но в жизни было бы практичней использовать логику и здравый смысл. С возрастом ребёнок сталкивается с необходимостью не только чувствовать, но и объяснять окружающие явления и события, понимать их взаимосвязь. Все это возможно благодаря развитому логическому мышлению.
Само оно не появится. Если родители хотят, чтобы ребёнок успешно усваивал школьную программу, о развитии логики нужно подумать еще в дошкольном возрасте.

Особенности мышления и логики у старших дошкольников

Детям 6 лет уже под силу сделать логические умозаключения, найти связь между причинами явления и следствием. Это говорит о возрастающей гибкости и подвижности мышления.

Старшие дошкольники достаточно быстро приспосабливаются, умеют переключать внимание с одного задания на другое.

В этом возрасте начинается стремительное развитие словесно-логического мышления. Оно необходимо для использования и преобразования понятий.

При этом наглядность и образность все ещё важны ребёнку для решения задач – словесные рассуждения опираются на имеющиеся представления.

Все это говорит о том, что перед нами вполне рассудительный ребёнок, но все же он пока малыш, ему требуются яркие картинки, захватывающие сюжеты и динамика для продуктивного обучения.

Развивайте детей играя

Дети 6–7 лет ещё большие любители поиграть. Но чтобы игра принесла пользу, она должна не только учить, но и развлекать. Пока это единственный способ привлечь внимание дошколёнка и направить его потенциал в нужное русло.

«Все логические игры направлены на развитие таких важных познавательных функций, как анализ, синтез, сравнение, доказательство».

Их можно разделить на несколько групп:

  1. Речевые игры — направлены на формирование грамотной речи, расширение словарного запаса, понимание смысловой структуры слова. Пример: игру по типу «в города», когда последняя буква предыдущего слова становится первой следующего, можно проводить в разных тематиках: животные, птицы, растения.
  2. Графические – разрабатывают мелкие мышцы руки, развивают слуховой и зрительные анализаторы, пространственную и количественную ориентацию. К примеру: соединить точки по порядковым номерам, продолжить узор, графические диктанты.
  3. Математические – совершенствуют устный счёт, простейшие задачки с «подвохом» развивают логическое мышление. Пример: «У Тани 4 яблока. Одно из них она разрезала пополам. Сколько яблок у Тани?»
  4. Интерактивные игры , которые устанавливаются на гаджеты.

«Верю – не верю»

Малыши 6–7 лет – на удивление доверчивые создания. Все, что говорит взрослый, для них является чуть ли не аксиомой. А значит нужно учить их не воспринимать все за чистую монету.

Правила: ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например:

«Все шарики красные».

«Зимой всегда идёт снег».

«Все птицы улетают на юг».

«Некоторые карандаши сломаны».

«Летом мы надеваем рукавицы».

«Чай всегда горячий».

«Блины нужно есть с вареньем.

Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты, содержащиеся в ней, должны быть понятны ребёнку 6–7 лет. Каждый свой ответ малышу необходимо обосновывать.

Например, фраза «сок нельзя есть ложкой» считается выдумкой, т. к. сок можно заморозить.

«Назови одним словом»

Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас.

Задание - ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов.

Можно предложить малышу готовые карточки с изображениями или просто произнести цепочки слов.

«Шкаф, комод, диван, стул» - мебель.

«Автобус, пароход, трамвай, мотоцикл» - транспорт.

«Анна, Елена, Мария, Ольга» - женские имена.

Игра — назови одном словом

Назови одним словом

«Ассоциация»

Ассоциативные связи у людей формируются ещё с малых лет. От них напрямую зависит тип мышления, возможности памяти. Данная игра учит детей отделять существенные и второстепенные свойства предмета.

Перед тем как играть, объясните дошкольнику задание: «Я назову тебе слова. Первое будет главным. Из остальных тебе нужно выбрать те, без которых главному слову никак не обойтись».

Космос (спутник, скафандр, Луна, звёзды).

Птица (крыло, дерево, весна, парк, яйца).

Река (рыба, вода, лодка, удочка, птицы, мяч).

«Отгадай-ка!»

Как и предыдущее упражнение, эта игра относится к лингвистическим, т. е. формирует у детей словесно-логическое мышление. Предложите ребёнку представить себя каким-нибудь предметом в комнате и дать ему описание так, чтобы можно было догадаться, о чём идёт речь. Если он затрудняется, начните первыми. Можно задавать дополнительные вопросы типа: «Какого цвета предмет?», «Где находится?»

Ответы детей 6-7 лет порой бывают очень забавными и вдумчивыми: «Пластмассовый, прямоугольный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), или: «Железный, с носиком, умеет свистеть» (чайник).

Кто где живёт?

Для этой игры приготовьте картинки с изображением животных (белочка, ёжик, зайчик) или их фигурки и три домика (подойдут кубики, коробки) разного цвета.

Задание: малышу нужно поселить каждого животного в свой домик при условии, что домик белочки был не красный и не зелёный, а ёжик жил не в синем и не в красном домике.

Это упрощённый вариант. В усложнённом задании у ребёнка нет моделирования ситуации, а все подстановки нужно сделать в уме.

Например: «У дома росли три дерева – яблоня, каштан и ива. Каштан выше ивы, а ива выше яблони. Какое из деревьев самое высокое, а какое низкое?»

Если дошкольнику трудно, предложите ему нарисовать деревья.

Задачки-шутки

Занимательные задачки-шутки могут стать отличной разминкой перед сложными упражнениями. Для их решения пригодится находчивость, понимание юмора и накопленный ребёнком жизненный опыт.

  • Сколько пирожков в пустой тарелке? (Нисколько, она пуста).
  • Тройка коней пробежала 4 км. По сколько км пробежал каждый конь? (По 4 км).
  • На одной осине выросло 3 яблока, а на другой – 4. Сколько всего яблок выросло на двух осинах? (Ни одного. Яблоки не растут на осинах).
  • В вазе было 3 гвоздики и 2 василька. Сколько всего гвоздик в вазе? (3).

Развитие детей, приобретение ими новых навыков не может происходить в пассивной форме. Для этого необходимо постоянно заниматься с малышом, заставлять работать его головной мозг, обогащать жизненный опыт крохи. И помните, любые обучающие задания для дошкольников 6-7 лет должны быть в игровой форме, иначе они быстро наскучат и не дадут нужного результата.

Логические задачи, задачи-шутки, задания на сообразительность для старших дошкольников

1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер?
(Одна)
2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех?
(Трое: бабушка, мать и дочь)
3. В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине?
(Отдать одно вместе с корзиной)
4. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят три судака?
(3 рубля)
5. В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
(Две, остальные сгорели)
6. Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?
(Самолет)
7. Два раза родится, один раз умирает.
(Курица)
8. Жидко, а не вода, бело, а не снег.
(Молоко)
9. Что вниз вершиной растет.
(Сосулька)
10. Кого с пола за хвост не поднимешь?
(Клубок ниток)
11. Карандаш разделили на три части. Сколько сделали разрезов?
(Два)
12. На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
(На 6)
13. Когда об воду можно порезать руку?
(Если превратить ее в лед)
14. Можно ли пустое ведро наполнить три раза подряд, ни разу не опоражнивания?
(Да: большими камнями, песком, водой)
15. Вы зашли в темную комнату, где есть свеча, газовая плита, керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь?
(Спичку или зажигалку)
16. Предсказатель берется предсказать с точностью до 100 % счет любого матча до того, как он начнется. В чем секрет его безошибочного предсказания?
(До начала встречи счет всегда бывает 0:0)
17. Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении?
(Да, бросить его вверх)
18. Как перевезти с одного берега на другой волка, козу и капусту, если в лодке может поместиться один человек (перевозчик), а с ним или коза, или волк, или капуста?
(Сначала перевезти козу, затем капусту, а в обратный рейс взять козу, козу оставить на противоположном берегу, перевезти волка, вернуться за козой)
19. Двое мальчиков играли в шашки два часа. Сколько играл каждый из них?
(По 2 часа)
20. Двое пошли - пять гвоздей нашли. Четверо пойдут - много ли найдут?
(Ни одного, все уже нашли)
21. У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей?
(Пять человек)
22. Возле почты растут шесть деревьев: сосна, береза, липа, тополь, ель и клен. Какое из этих деревьев самое высокое и какое самое низкое, если известно, что береза ниже тополя, а липа выше клена, сосна ниже ели, липа ниже березы, сосна выше тополя?
(Ель, сосна, тополь, береза, липа, клен)
23. Что тяжелее: килограмм ваты или полкилограмма железа.
(1 кг ваты)
24. Коля и Саша носят фамилии Шилов и Гвоздев. Какую фамилию носит каждый из них, если Саша с Шиловым живут в соседних домах?
(Коля Шилов и Саша Гвоздев)
25. По улице шли два отца и два сына, да дедушка с внуком. Сколько всего человек шло по улице?
(Трое)
26. На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе?
(Три)
27. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?
(7 кг)
28. В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье?
(Гриша - 1, Толя - 2, Юра - 3)


Top