План-конспект занятия на тему: Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста "Сказочный островок. Конспект нод по сенсорному развитию в группе раннего возраста

Евгения Чикиш
Конспект занятия по сенсорике

Конспект итогового открытого занятия по сенсорному воспитанию

в 1 младшей группе

Тема : «Принимаем в гости куклу Дашу»

Воспитатели : Людмила Николаевна Колбасина

Чикиш Евгения Анатольевна

Цель : Формирование сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Задачи :

1. Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) ; размера (большой, маленький) ; геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) ; форм (куб, шар, конус) посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Продолжать учить группировать предметы по одному из признаков : форме, цвету, величине.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями .

Материал :

Кукла, сенсорная скатерть , веселые фигурки, волшебный мешочек (куб, шар, конус, мыльные пузыри, плоскостные ежики с прищепками, воздушные шары.

Ход занятия:

Дети сидят на ковре.

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Давайте мы друг другу улыбнемся и с хорошим настроением поиграем.

Стук в дверь воспитатель вносит куклу Дашу с корзиной.

Маша : Здравствуйте дети! Меня зовут Даша. Какие вы все красивые, нарядные. Вы мне очень нравитесь. А я вам понравилась? Посмотрите, какой у меня сарафан. Какого он цвета? А еще я принесла для вас подарок (скатерть с геометрическими фигурами) .

Воспитатель : Какая красивая скатерть. Посмотрите, она украшена геометрическими фигурами. Давайте расстелим ее на столе. Какие здесь фигуры? (ответы детей) .

Воспитатель : Катя, найди большой круг красного цвета. Архип, покажи квадрат маленький черного цвета, и т. д.

Дети находят нужную фигуру, показывают ее и называют.

Даша : Молодцы, ребята! Но я пришла не одна, со мной пришли веселые фигуры. Они хотят поиграть с вами в прятки.

Выставляются плоскостные фигуры в виде человечков на магнитную доску.

Воспитатель : Давайте, Даше, назовем эти фигуры (квадрат, круг, треугольник) .

Даша : А ну-ка, закройте глаза (убирает одну фигуру) .

Игра «Кто ушел?»

Воспитатель : Ребята, а у меня для веселых человечек есть подарки. Вы должны угадать, какой подарок мы кому подарим.

Воспитатель достает волшебный мешочек с геометрическими формами (куб, шар, конус) .

Дети на ощупь достают по очереди геометрические формы и ставят их внизу в соответствии с геометрическими фигурами.

Физ. минутка.

Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем, а Даша посидит и посмотрит на нас. У меня есть волшебные, мыльные пузыри.

Дети подпрыгивают, ловят пузыри, сравнивают их по величине.

Даша : Прислушайтесь, кажется кто-то пыхтит. Слышите? «Пых-пых-пых» . Кто же это? Это ежик.

Даша находит ежика.

Даша : Ребята, посмотрите, какой ежик печальный, что же случилось? Ежик рассказал, что у его друзей-ежиков осыпались иголки и они стесняются выходить на прогулку.

Воспитатель : Ребята, а давайте вернем ежикам их иголки (прищепки) .

Воспитатель раскладывает цветных ежиков и цветные прищепки.

Дети выполняют задания самостоятельно. Ежики благодарят детей за новые иголки.

Даша : Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощание я хочу сделать вам подарки (разноцветные шары) .

Дети называют цвет шара, Даша раздает шары и прощается с детьми.

Таня Плотникова
Открытое занятие по сенсорике в первой младшей группе «К нам в гости пришло солнышко»

«К нам в гости пришло солнышко »

Задачи :

1. Образовательные : закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) ; побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой» и «маленький» ;

2. Развивающие : развивать мелкую моторику;

3. Воспитательные : создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование : большой и маленький круг; большой и маленький квадрат; игрушки : петушок, курица; рисунок солнышка на фланелеграфе ; авторские дидактические игры «Прицепи курочкам хвостик» , «Построим мостик» , «Разложи по цвету» , «Покормим курочек» .

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках

Организационный момент.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости . Давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, кто ещё к нам пришёл ?

Ответ детей : - Солнышко .

Воспитатель : - У нас сейчас весна, Солнышко пригревает и оно заглянуло к нам в гости приглашает нас в путешествие. И поедим мы на паровозе, цепляйте скорее свои вагоны. Поезд отправляется,путешествие начинается (Звучит музыка «Паровозиком встаем,весело гудок даем)

Воспитатель : Ребята у нас с вами остановка. Перед нами весенняя лужайка. И солнышко предлагает нам поиграть в игру «Собери по цвету» (в обруче лежат шары трех цветов красный,желтый и зеленый их нужно по цвету разложить в корзины)

Ответ детей :- собирают шарики из обруча и раскладывают по цвету в корзины (под музыку «Солнышко лучистое » ).

Воспитатель :-Молодцы дети,справились с заданием и нам пора ехать дальше, прицепляем вагоны и отправляемся дальше (Звучит музыка «Паровозиком встаем,весело гудок даем)

Воспитатель : -Ребята мы с вами приехали к реке,

-(звучит музыка природы, поющих птиц,на полу ткань голубова цвета) как же нам добраться на тот берег,моста нет, а давайте его построим?

Ответ детей : -Давайте.

Воспитатель : - Посмотрите камушки лежат : круглые большие и маленькие; квадратные большие и маленькие; нам с вами нужно выбрать круглые большие и построить мостик.

Ответ детей : - Строят мостик. (отдают воспитателю большие кружочки)

Воспитатель : У нас получился мост?

Ответ детей : -Да

Воспитатель : -Молодцы ребята. Поехали дальше нам пора в путь. (дети садятся в паровоз и переезжают мостик с воспитателем и поют песню) .

Воспитатель : - «Через мостик перейдем и друзей там найдем» 2 раза

Воспитатель : -У нас следующая остановка. Что это? (спрашивает воспитатель и показывает на стоящий дом)

Ответ детей : - Дом.

Воспитатель : - Ребята, кто это (из дома выглядывает игрушка «Петушок» ).

Воспитатель : -Послушайте ребята, что вам скажет Петушок :- Живу во дворе,пою на зоре,на голове гребешок, зовусь я петушок. Кукареку.

Воспитатель : - Ребята, какого цвета у него гребешок?

Ответ детей : - Красного.

Воспитатель : - Ребята, а какого цвета хвост у нашего Петушка?

Ответ детей : - Зеленый.

Воспитатель : - Петя петушок,а мы про тебя знаем стихотворение, правда ребята (рассказываем стихотворение «Петя петушок золотой гребешок» )

Ответ детей :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка!

Детям спать не даёшь?

Воспитатель : - У петушка есть семья, кто это? (из домика показывается игрушка «Курочка» )

Ответ детей : - Курочка.

Воспитатель : - Послушайте ребята что нам скажет Курочка :- Пришла лиса в курятник , всем курочкам хвостики по общипала.

Воспитатель :- Ребята давай те поможем нашим курочкам и сделаем им новые хвостики.

Ответ детей : -Давайте!

Дидактическая игра : «Прицепи курочкам хвостик» (под музыку «Калинка -малинка» ).

Дети подходят к столу на котором лежат курочки из картона разного цвета и прищепки разного цвета, нужно сделать хвостики из прищепок (по цвету)

Воспитатель : -Молодцы ребята (складываем курочек в корзину и относим Петушку) Ребята наши курочки голодные, давайте их покормим

Задание : «Покорми курочек»

Воспитатель :- Подайдите к столу, у нас горох смешанный с фасолью,давайте отделим фасоль от гороха на тарелочку и угостим наших курочек .

Ответ детей : - Выполняют задание (под музыку «Калинка - малинка» )

Воспитатель :- Молодцы детки, покормили наших курочек,они очень рады и говорят нам огромное спасибо!

Итог :- Ребята на этом наше путешествие заканчивается нам пора в садик. Давайте скажем нашему «Солнышку » до свидания. А завтра нас ждут новые путешествия (дети на поезде возвращаются в детский сад под музыку

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по сенсорике и изодеятельности для первой младшей группы Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию и изодеятельности Тема занятия: «Чудесный дом для геометрических фигур» Техника.

Цель: Закреплять знания детей о солнышке. Задачи: развивать умение детей рисовать солнышко, закреплять знания о желтом цвете, активизировать.

Тема: *В гости к зайчику* Программные задачи: закреплять понятие зеленого цвета (на примерах травы, закреплять внимание деток (по средствам.

Открытое занятие по сенсорике во второй младшей группе «Новогодняя открытка» Задачи:Учить детей составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм. Закрепить знания о форме и цвете. Ход. Воспитатель читает.

Открытое занятие в младшей группе «В гости к Аленке» «В гости к Алёнке.» Цель: Побуждение к эмоциональному отклику на игровое занятие и желание участвовать в нем. Задачи: 1). Развитие общей.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

В своей многовековой практике люди создали определённые эталоны форм, величин, цветовых тонов. Ребёнку необходимо овладеть этими эталонами и получить как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому ещё очень трудно разобраться во всём этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослых. Воспитатель организует чувственный опыт ребёнка, используя определённый общественный опыт. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной.

Образовательные области: Познание, коммуникация, социализация.

Виды детской деятельности: речевая, игровая, двигательная.

Программное содержание:

  • продолжать учить детей логическому мышлению, используя метод сириации (правильная сборка пирамидки);
  • находить пару по двум признакам (большая - маленькая и цвет);
  • закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный);
  • Закрепить знания детей о диких животных (медведь);
  • воспитывать доброжелательное отношение между сверстниками, желание помогать друг другу;
  • закреплять знания детей о частях своего тела.

Цель : закрепить у детей знания цвета, формы, величины.

Оборудование : плюшевый медведь, пирамидка, мяч, корзина с грибами, разрезные картинки, посуда.

Участники : дети 1 младшей группы, воспитатель.

Ход занятия

Дети заходят в группу, видят, на полу разбросаны колечки от пирамидки.

Воспитатель: Ай - ай - ай, это кто же разбросал игрушки?

На стульчике сидит плюшевый медведь.

Воспитатель: Мишка, это ты раскидал игрушки по группе?

Мишка: Да, я пришёл к вам в гости и немного поиграл.

Воспитатель: Ребята, разве можно так вести себя в гостях? (Ответы детей).

Мишка: простите меня, я больше так делать не буду.

Воспитатель: Мишка, раз ты понял, что это плохо, то собери пирамидку, а ребята тебе помогут, только собирать нужно правильно, сначала большие колечки, потом поменьше.

Дети собирают колечки по всей группе. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей. Мишка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть в игру «Давайте познакомимся». Дети встают в круг, Мишка по очереди бросает им мяч, дети называют своё имя.

Мишка: Я всю зиму проспал в своей берлоге, а пришла весна, я проснулся и решил прийти к вам в гости - поиграть. А вы знаете, где я живу?

Дети: В лесу!

Мишка: Правильно, а вы знаете, кто ещё живёт в лесу? (Ответы детей). Моя подружка Белочка передала вам подарочки из своих запасов, смотрите, что это?

Показывает детям корзинку с грибами. Мишка как бы случайно рассыпает грибочки на пол.

Мишка: Ой, ребята, вы мне поможете собрать грибочки?

Дети собирают грибы, воспитатель уточняет, какие они (какого цвета, размера, твёрдые или мягкие).

Воспитатель: Ребята, давайте тоже сделаем Мишке подарок, мы угостим его вкусными и сладкими ягодами.

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы такие хорошие!

Воспитатель предлагает детям рассказать стихотворение А. Барто «Мишка».

Мишка: Ой, ребята, покажите где у меня лапа? Глазки? Ушки? Носик?

Воспитатель: Мишка, ты что, совсем не знаешь части своего тела? Мы с ребятами тебе поможем!

Проводится физ.минутка «Изучаем наше тело»:

Один, два, три, четыре, пять - будем тело изучать!
Вот - спина, а вот - животик, ручки, ножки,
Глазки, носик, ротик, ушки, голова -
Покачать успел едва.
Шея - крутит головой, ох, устала ой - ой - ой!
Лоб и брови, вот реснички - запорхали, словно птички.
Розовые щёчки, подбородок кочкой.
Волосы густые, как травы луговые.
Плечи, локти и колени.
У меня, Серёжи, Лены!

Мишка: Спасибо вам, ребята, вы сегодня многому меня научили.

Воспитатель: Дети, чему мы сегодня Мишку научили? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям угостить Мишку чаем, но чашки на столе перепутались. Я дам вам блюдца, а вы подберите к ним чашки такого же цвета и размера.

Дети угощают мишку чаем.

Список использованных источников:

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка.

Организация: СПДР №12

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и 1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую, ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

  • Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой;
  • Покатай матрешку в большой машине;
  • Поставь маленькую собаку возле матрешки;
  • Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких;
  • Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;
  • Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;
  • Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

УГОСТИ ЗАЙЧИКА

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть, погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь.

По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики. Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

«Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с использованием другого соответствующего оборудования.

Так же для обучения детей соотносить предметы по величине , можно использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?» и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую птицу, а в маленькое – маленькую птицу и т.п.

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик, кубик…».

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат. Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку». Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и т.п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая, что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее, задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов , делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением , например – «заштопать» у матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета. Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок) цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного (флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета размещают над элементом белого цвета.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины. Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту (белый снег, белые руки и т.д.).

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в «корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры: «Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель:

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов, сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее задание выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета. Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание выполняют дети.

ВАРЕЖКИ

Цель: Та же

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек, куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок выполняет задание и игра продолжается.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить расставить на них игрушки соответственно с цветом.

ЗАНЯТИЕ ПО СЕНСОРИКЕ

Тема: «Большой - маленький».

Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький.Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов.
Оборудование: стол, 2 игрушки- собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине; мыльные пузыри.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.
-Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.
-А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.
-Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку.(дети показывают).
2.Основная часть.
-Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут собачки. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
-Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
-А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в маленьком).
-А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).
-Большой бантик какой собачке подарим? (большой).
-А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).
-Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.
-Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
-Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
-Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).
-А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте попрыгаем как собачки и полаем.

Собачкам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши собачки- большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.
-Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
-Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).
-Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на маленькую).
-Угостим их косточками. Это большая и маленькая косточки. Это какая косточка? (большая). Какой собачке мы дадим большую косточку? Покажите.
-А это какая? (маленькая).Какой собачке дадим маленькую косточку? Покажите.
-Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
-Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

Интегрированное занятие

(сенсорное развитие, изодеятельность)

Задачи:

Продолжать учить детей различать и называть цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый. Закрепить представление о форме (круг и квадрат). Закреплять умение держать кисть тремя пальцами, набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку. Развивать внимание, самостоятельность, эстетический вкус. Воспитывать доброту, эмоционально-положительное отношение к персонажам.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает детям, что к ним придет гость. Загадывает загадку: Комочек пуха, длинное ухо,

прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик)

Входит зайчик. Дети здороваются с ним.

Воспитатель: Кто знает стихотворение о зайчике?

Воспитатель вызывает детей предлагает погладить зайчика и рассказать стих. Воспитатель следит за четкостью произношения слов.

В: Зайчик хочет с вами поиграть. Ой, да он весь мокрый! Помогите зайчику, оботрите его платочками. (Дети обтирают зайчика, жалеют его). Воспитатель обращает внимание на то, что платочки стали мокрыми. Предлагает повесить их на веревку, что бы они высохли. Уточняет, что прищепить платочки нужно прищепками одинаковым цветом с платочком. Синие прищепки на синий платочек, красные прищепки на красный платочек и т.д. (дети вешают платочки, а воспитатель уточняет, каким цветом нужно брать прищепки).

В : Спасибо ребятки, теперь платочки быстро высохнут. А мы пока поиграем с зайчиком. Приводиться игра « Зайки».

Зайки милые сидят (присели)

Ушки длинные торчат. (показывают руками ушки)

Вот наши ушки, вот наши ушки.

Ушки на макушке.

Вот бежит лисичка (бег на месте)

Хитрая сестричка,

Прячьтесь, прячьтесь зайки, (присели)

Зайки –попрыгайки.

По лесной полянке,

Разбежались зайки (прыжки на месте)

Вот такие зайки,

Зайки – порыгайки.

В: Зайке так понравилось у малышей в гостях, что он даже позвал в гости своих друзей – маленьких зайчиков (воспитатель раскладывает перед детьми зайчиков разного цвета и предлагает каждому ребенку взять по одному зайчику).

В: Дети какого цвета у вас зайчик? (дети называют)

В: где-то близко ходит хитрая лиса. Она хочет поймать зайчиков. Давайте мы их спрячем на полянке (показывает на разноцветные листы картона).

В: посмотрите, на какой полянке лиса не заметит красного зайку? На красной или на зеленой? Значит нам нужно спрятать зайчика на полянке такого же цвета, как зайчик. (дети прячут зайчиков, а воспитатель с игрушкой лисой ищет)

В: Вот как хорошо вы спрятали зайчиков, что лиса их не нашла. А если зайчики убегут в лес, то лиса их вовсе не поймает. Мы нарисуем как зайчики убежали в лес и оставили только следы.

Дети садятся за столы и рисуют следы – штрихи. Воспитатель следит за осанкой, умением правильно держать кисть. Педагог вместе с игрушкой –лисой смотрит работы детей, хвалит их).

В: Дети, нас зайчик зовет к себе. Пока мы рисовали он принес угощенье для вас. Угощайтесь, пожалуйста и лисичку угостите. Что бы она была добрая. Что надо сказать зайчику? (Дети благодарят зайчика, прощаются.)

Занятие по сенсорике в 1-й младшей группе

Цель: формировать восприятие цвета, формы, величины предметов.

Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый); размера (большой, маленький); форм (куб, шар, конус), геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник посредством зрительного и осязательного обследования, сравнения.

2. Учить детей группировать предметы по одному из признаков: форме, цвету, величине.

3. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4. Развивать мелкую моторику.

Ход:

Воспитатель надевает на себя Куклу. Кукла яркая, привлекательная. В платье Куклы использована ткань основных цветов. Сарафан украшен геометрическими фигурами, различными по цвету, форме, размеру.

– Здравствуйте, дети! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, какие вы хорошие! Вы мне очень нравитесь! А я вам понравилась? Посмотрите, какой меня чудесный сарафан. Какого он цвета? А какими фигурами он украшен? (круг, квадрат, треугольник). Найдите на моём сарафане круг синего цвета…, квадрат красного цвета…

– Со мною пришли весёлые геометрические фигуры, они хотят поиграть с вами в прятки. (Выкладывает плоскостные фигурки в виде человечков). А ну-ка, закройте глазки! (Убирает одну фигуру). Кто ушёл?

– А ещё у меня есть красивая коробочка. Что в ней? Давайте, отгадаем! (Дети запускают руку в коробочку, на ощупь узнают, называют, показывают тела – кубы, конусы, шары).

Физ. минутка. Кукла достаёт баночку с мыльной водой, пускает пузыри. Дети подпрыгивают, ловят пузырьки. Сравнивают пузыри по размеру.

– Прислушайтесь, кажется, кто-то пыхтит. Слышите? “Пых, пых, пых”. Это ёжики. (Достаёт плоскостных ежей разного цвета). Они грустные, у них осыпались иголочки. Надо каждому ёжику прищепнуть его иголочку (раздаёт детям прищепки аналогичного цвета).

Мне очень у вас понравилось, но пора идти домой. На прощанье я хочу сделать вам подарок (приносит разные по цвету воздушные шары). Дети называют цвет шара, Маша раздаёт шары.

Оборудование:

Объёмная Кукла,

Весёлые фигурки.

Волшебная коробочка с прорезью для доставания тел (куба, конуса, шара)

Мыльные пузыри,

Плоскостные ежи с прищепками,

Воздушные шары.



Top