Паспорт повести о петре и февронии. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Открытие новых знаний. Мини - исследования

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это произ-ведение житийного жанра. Жития святых — это описания жизни духовных и светских лиц, канонизированных хрис-тианской церковью. Современное и древнерусское значения слова «повесть» различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения: «повесть» означает «по-вествование».

Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» — жи-тие. В середине XVI века писатель Ермолай-Еразм написал это житие о муромских князьях, о которых сохранились только народные предания. Это житие, как и другие жития, состоит из трёх частей. Как произведение христианской культуры, житие Петра и Февронии Муромских посвящено жизни князя и кня-гини «в Боге» и пронизано чувством любви к людям, которое в Евангелии названо главной добродетелью. Поступки героев продиктованы также другими добродетелями — мужеством и смирением.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» — это зашифро-ванный текст. Надо расшифровать этот текст, дабы понять, что же думали наши предки, читая это необычное житие.

1 часть. Князь Пётр убивает змея.

Змей в житии — это дьявол, «искони ненавидящий род чело-веческий», искуситель. Дьявол вызывает человека на грех, за-ставляет его сомневаться в существовании и могуществе Бога.

Противопоставить искушению и сомнению можно веру: меч для сражения со змеем Пётр находит в алтарной стене (алтарь — главная часть церкви). Пётр убивает змея, но вражеская кровь попадает ему на тело. Это символ того, что сомнение закрадыва-ется в душу князя, болезнь — это смятение духа. Сомнение — это грех, и князю нужен врач, то есть глубоко верующий человек, который поможет избавиться от сомнений и очистить душу от греха. На этом заканчивается первый сюжет.

2 часть. Дева Феврония лечит князя Петра.

Дева Феврония говорит князю: «Отец мой и брат — древола-зы, в лесу они собирают с деревьев дикий мёд»: мёд — символ божественной мудрости. Слуга князя называет крестьянку девой, как называли женщин, посвятивших себя Богу. «Тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе...»: князь представляет высшую власть на земле, и потребовать его к себе может только Господь.

Условия выздоровления князя: «Если будет добросердечен и невысокомерен, то, будет здоров».

Князь проявил гордыню: внешнее — земную власть — он по-ставил выше духовного, скрытого внутри; он солгал Февронии, что возьмёт её в жёны.

Феврония лечила князя при помощи символических предме-тов. Сосудец — символ человека: человек — сосуд Божий. Хлеб-ная закваска: хлеб — символ Церкви Христовой. Баня — очище-ние от грехов.

От одного непомазанного струпа вновь стали расходиться яз-вы по телу князя, так как один грех порождает другой, одно со-мнение порождает неверие.

3 часть. Княжение Петра и Февронии. Изгнание. Чудеса. Смерть святых и чудеса после смерти.

Княжили Пётр и Феврония в Муроме благочестиво: «И кня-жили во граде том как чадолюбивые отец и мать. Всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли не-счастных от напастей». Материал с сайта

Перед смертью Пётр и Феврония приняли монашество. Мо-нахов и монахинь запрещено было хоронить даже на одном клад-бище, а тем более в одном гробу. Таковы были правила внешнего мира.

Когда князь сообщает Февронии, что он не может больше ждать её и готов умереть, то есть предстать перед Господом, она втыкает в недошитый покров иглу и обматывает вокруг неб нитку.

То, что Пётр и Феврония оказывались в одном гробу, означа-ет, что устремления души выше внешних правил, установленных людьми.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему отзыв по повести петра и февронии
  • характеристика петре и февронии сочинение
  • а.к.толстой илья муромец краткое содержание
  • сочинение о февронии и петре муромских
  • сочинение о петре и февронии

Повесть О Петре и Февронии мы начали изучать в 7 классе. На уроке, благодаря повести О Петре и Февронии Муромских, мы узнаем о жизни людей, которые были причислены к лику святых.

Повесть о Петре и Февронии муромских кратко

Если обратиться к содержанию повести О Петре и Февронии Муромских, что была окончательно оформлена Ермолаем Еразма в начале 16 века, мы узнаем замечательную историю любви, любви сильной и непобедимой, как говорится, любви до гроба. Именно такая любовь и описана в повести О Петре и Февронии кратко.

Из повести мы узнаем, как Февронию, которая была умна, мудра и рассудительна, находит посланник Петра в ее избушке. Посланник приехал к Февронии, дабы та явилась к Петру и исцелила его от яда змея. И девушка, с помощью снадобий, исцеляет князя. При этом между ними зарождается истинное чувство любви. Князь женится на девушке, несмотря на разницу сословий, и Феврония становится княгиней. Невзлюбили девушку в округе князя, хотели ее изгнать, но князь и княгиня, отказавшись от своих высоких званий, уходят вместе.

Повесть нам рассказывает о любви всепоглощающей, настоящей, теплой и прекрасной. До последнего дня любили друг друга Петр и Феврония. Они хотели умереть в один день и просили об этом бога, приняв монашество. Так и произошло. Они умерли в один день, но хоронили их, несмотря на завещание двух любящих, в разных могилах. Однако, происходило необъяснимое, тела умерших все время оказывались в одном гробе, поэтому после нескольких попыток разъединить тела, Февронию и Петра больше не разлучали.

Повесть о Петре и Февронии герои

В повести О Петре и Февронии героями являются Петр, который был князем и чей выбор пал на простую девушку Февронию. Она подарила ему жизнь, исцелив от яда, а он же ни разу не пожалел о своем выборе. И Феврония - крестьянская девушка, которая была не только красивой, но и обладала мудростью, была умной, доброй и отзывчивой.

Повесть о Петре и Февронии слушать

Сочинение по повести Грина «Алые паруса» Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи» Сочинение на тему: образ кузнеца Вакулы в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» Сочинение на тему: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича» Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза»

Павличенко Эльвира, ученица 7 класса, МБОУ г. Иркутска СОШ №31

В школе на уроке обществознания мы изучали тему: «Семья». Символом русской семьи является цветок ромашка. В нашей стране 8 июля отмечается праздник «День семьи» в честь влюбленных Петра и Февронии Муромских. Мне захотелось поближе познакомиться с этой темой.

Сегодня особенно актуальным для нравственного здоровья общества является восстановление утраченных традиций семейных отношений и основы русской семьи.

Утрата духовных основ брака, которые раньше устанавливала церковь, порождает многочисленные проблемы, среди которых разводы, трудности в воспитании детей и многие другие.

Однако в последние годы происходит обратная реакция – множество молодых людей стремятся восстановить утраченные традиции семейных отношений и понять, что же лежит в основе традиционной русской семьи?

Ответ на этот вопрос следует искать в русской классической литературе, читая произведения Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева и других великих писателей, но истоки их понимания семьи стоит искать в произведениях более древних, таких как «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Цель нашей работы – проанализировать на каких духовных ценностях основаны христианский брак, традиционная русская семья, и как они реализуются в тексте повести.

Задачи: 1. выяснить, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака и семьи;

2. проанализировать образы Петра и Февронии для понимания распределения "ролей" в традиционной русской семье.

Актуальность. Понимание традиций семейных отношений и основы русской семьи.

Методы исследования:
теоретический (изучение литературы); сопоставительный.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Шестая Областная Научно-практическая конференция школьников "Кирилло - Мефодиевские чтения"

Тема: " ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ" КАК ОТРАЖЕНИЕ ХРИСТИАНСКОГО ПОНИМАНИЯ БРАКА И СЕМЬИ.

Работу выполнила : Павличенко Эльвира,

Ученица 6Гкласса, МБОУ г. Иркутска СОШ №31

Руководитель : Сидорова Ольга Юрьевна,

Магистр филологии, учитель русского языка и

Литературы, МБОУ СОШ №31

Иркутск 2012г

Тезисы



Чтобы добрый, попутный ветер наполнял паруса корабля,
Я дарю, всем влюблённым на свете, ромашковые поля.

И несётся стремительно юность
Над прекрасной цветущей землёй,
Чтобы жизни постигнуть мудрость
И однажды вернуться домой.

Где семья, и любовь и верность,

На которой стоит земля.
В жизни каждого главная ценность,
Вечно ждёт эта гавань тебя.

Кватро «Ромашковые поля»

Утрата духовных основ брака и семьи, которые раньше устанавливала церковь, порождает сегодня многочисленные проблемы, среди которых разводы, трудности в воспитании детей и многие другие.

Последствия разрушения устоев семьи оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма.

Главными героями становятся супруги, совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути, повесть словно подсказывает читателям, какими должны быть отношения между супругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является символическим указанием на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

Рецензия

Сегодня особенно актуальным для духовно-нравственного здоровья общества является восстановление утраченных традиций семейных отношений и основы русской семьи.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является великолепным образцом того, как христианские семейные традиции нашли свое отражение в русской литературе. Петр и Феврония – яркий пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.

В наши дни для того, чтобы семья была крепкой, необходимо обладать знаниями и использовать их в жизни. Целью исследования стало изучение «Повести», анализ духовных ценностей - основаны христианского брака, традиционной русской семьи.

Символическим решением проблемы в аспекте семейных отношений, является создание гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

Собранные материалы в достаточной степени отражают мнение, что образы Петра и Февронии, являются примером отношений между мужем и женой в традиционной русской семье: гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака.

В своих рекомендациях хотелось бы посоветовать продолжить исследование изучения этой проблемы в своёй школе среди учащихся. Изучив при этом вопрос о том, насколько актуальна данная проблема для людей окружающих вас повседневно.

В целом считаю, что данная исследовательская работа засуживает высокой оценки.

Введение.

1. Особенности содержания "Повести о Петре и Февронии Муромских".

2. Духовные основы традиционной христианской семьи и брака.

3. Пример гармоничных брачных отношений в образах Петра и Февронии

Заключение.

Введение

В школе на уроке обществознания мы изучали тему: «Семья». Символом русской семьи является цветок ромашка. В нашей стране 8 июля отмечается праздник «День семьи» в честь влюбленных Петра и Февронии Муромских. Мне захотелось поближе познакомиться с этой темой.

Сегодня особенно актуальным для нравственного здоровья общества является восстановление утраченных традиций семейных отношений и основы русской семьи.

Утрата духовных основ брака, которые раньше устанавливала церковь, порождает многочисленные проблемы, среди которых разводы, трудности в воспитании детей и многие другие.

Однако в последние годы происходит обратная реакция – множество молодых людей стремятся восстановить утраченные традиции семейных отношений и понять, что же лежит в основе традиционной русской семьи?

Ответ на этот вопрос следует искать в русской классической литературе, читая произведения Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева и других великих писателей, но истоки их понимания семьи стоит искать в произведениях более древних, таких как «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Цель нашей работы – проанализировать на каких духовных ценностях основаны христианский брак, традиционная русская семья, и как они реализуются в тексте повести.

Задачи: 1. выяснить, каким образом в «Повести о Петре и Февронии Муромских» отражается христианское понимание брака и семьи;

2. проанализировать образы Петра и Февронии для понимания распределения "ролей" в традиционной русской семье. Актуальность. Понимание традиций семейных отношений и основы русской семьи. Методы исследования:
теоретический (изучение литературы); сопоставительный.

1. Особенности содержания «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» - Ермолай-Еразм - выдающийся русский мыслитель, писатель и публицист. В 40–60-х гг. XVI века он был сначала священником в Пскове, затем служил протопопом кремлевского собора Спаса на Бору, а позднее постригся в монахи под именем Еразма. Наиболее известным сочинением Ермолая-Еразма стала "Повесть о Петре и Февронии Муромских".

В основе сюжета данного произведения лежит рассказ о любви князя и крестьянки. По мнению некоторых исследований, сюжет "Повести" настолько необычен, что она напоминает не столько житийное произведение, сколько народную сказку или художественное сочинение о силе любви. Главными героями становятся супруги, совместно переживающие испытания, которые выпадают на их жизненном пути, повесть, словно подсказывает читателям, какими должны быть отношения между супругами, чтобы они могли гармонично строить свою семью.

"Повесть" наполнена многообразной христианской символикой: образ змея-искусителя и змееборца, но указание на божественный промысел о судьбах главных героев, и, наконец, сами герои жена, привносят в значение житийного жанра для верующего человека еще один аспект. Житие становится не только указанием к праведной жизни конкретного человека, но показывает модель гармоничных семейных взаимоотношений, становится своеобразным «путеводителем» по семейной жизни.

Образ мужа – змееборца, носителя божественной силы, не только представлен наравне с женским образом, но и даже отодвигается на второй план, по сравнению с образом мудрой жены. В повести в союз вступают сила и власть, и кротость и целительная мудрость, «ум ума» и «ум сердца».

Образ мудрой Февронии находит параллели в Библии и в различных древнерусских памятниках. В "Книге о Троице" самого Ермолая-Еразма представлен ряд земных жен, творящих своей мудростью человеческую историю.

«Подобная трактовка символики "Повести о Петре и Февронии Муромских" позволяет сделать вывод, что "Повесть" прославляет не просто двух святых заступников, а два начала, на которых стоит православный мир и из которых составляется православная власть - змееборчество и Премудрость».

Таким образом, рассматривая историю «Повести о Петре и Февронии Муромских» и обращаясь к образам, наполняющим ее, мы можем говорить о том, что данное произведение можно рассматривать как символическое указание на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

2. Духовные основы христианской семьи и брака в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

В основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи. Супруги, по канонам христианства, предназначены друг другу Богом и несут ответственность за свою семью не только друг перед другом, но и перед Господом, и должны любить и почитать друг друга, несмотря на жизненные испытания.

Автор «Повести о Петре и Февронии Муромских» вложил в свое произведение ключ к истинному пониманию христианского брака. Уже в первой части повести мы наблюдаем картину гармоничных семейных взаимоотношений, построенных на доверии супругов друг к другу: семья князя Павла прошла жизненное испытание, сохранив любовь и честь, потому что их отношения выстраивались по христианским канонам семейных отношений. С другой стороны, взаимная уверенность супругов друг в друге помогла им избавиться от змея и победить козни Дьявола.

Обратимся к другому эпизоду, который так же раскрывает перед нами «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец христианских семейных отношений. Петр, после смерти брата, становится правителем Мурома. Бояре, недовольные тем, что князь женился на простолюдинке, пытаются разлучить мужа и жену разными способами, и, в конце концов, приходят к Февронии с просьбой «отдать им, кого они поросят», то есть отдать им князя Петра, говоря современным языком – развестись с ним, а взамен предлагают ей любые дары.

Феврония же, в ответ просит бояр «дать и ей того же» - то есть остаться женой князя Петра. Для Петра это действительно сложная ситуация, так как он ответственен перед городом, которым правит, и не может оставить его, с другой стороны, отказавшись от Февронии, он нарушит заповеди брака – сам совершит прелюбодеяние, и толкнет Февронию на это. Князь выбирает не «царствование в жизни этой», а Царствие Господне, и остается с супругой, уходя из города в нищете.

В этой ситуации ни муж, ни жена не колебались в выборе решения. Феврония не согласилась променять мужа на подарки, но и не сомневалась она и в том, что муж не променяет ее на власть. С другой стороны, она исполнила такую заповедь христианской семьи, как повиновение мужу. Женщина в браке подчиняется мужчине, и ее решение зависело только от решения мужа. Именно Петр должен был принять на себя ответственность за их судьбу.

Князь принимал решение, также руководствуясь христианскими канонами – он должен заботиться о своей жене, пройти с ней ее жизненный путь, поэтому брак для него выше власти.

Завершается повесть описанием смерти Петра и Февронии, но даже в этом эпизоде мы видим исполнение заповедей брака. После своего правления, супруги принимают монашество, то есть оба они выполняют завет любви к Господу, они едины в своем решении, и вместе проходят путь к духовному росту.

Но даже после смерти Петр и Феврония неразлучны. Они завещали похоронить себя в одном гробу, сделав тонкую перегородку, однако люди решают, что нельзя хоронить иноков в один гроб, и разделяют их. Однако чудесным образом они оказываются в одной могиле, и хотя люди трижды разделяют их, они все равно возвращаются друг другу. Это тоже притчевый эпизод – Бог соединяет мужа и жену, которые оставались верны друг другу и его заветам, после смерти, показывая то, что они воссоединились на небесах, то есть достигли Царствия Небесного вместе.

Заканчивается повесть похвалой Петру и Февронии, в которой отражены смысловые узлы произведения – испытания, которые блаженные супруги перенесли совместно, не нарушив заповедей брака. Именно это послушание Богу в браке награждается свыше.

Петр и Феврония становятся примером идеального супружества для верующих людей.

Таким образом, анализируя текст «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем обнаружить несколько эпизодов, которые напрямую относят нас к христианским заповедям семейной жизни. Такими эпизодами являются история о Павле и его жене, в которой заключена мысль о том, что супруги всегда должны быть честны друг перед другом, и заботиться о душе друг друга. Эпизод с изгнанием Петра и Февронии из Мурома, в котором мы видим, что узы брака превыше мирской власти и богатства. Примером гармоничных отношений служат отношения именно правящей семьи, таким образом, христианские заповеди брака словно осеняют все семьи княжества.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» является великолепным образцом того, как христианские семейные традиции нашли свое отражение в русской литературе.

3. Пример гармоничных брачных отношений в христианском понимании.

Несомненно, главной героиней повести является Феврония, так как основная часть повествования посвящена описанию именно ее деяний, однако повесть названа по именам обоих супругов, и на первом месте стоит имя мужа. Таким образом, автор дает понять, что, несмотря на избранность Февронии, главной темой произведения является все-таки не отдельный женский образ, а именно семейные отношения героев.

На примере « Повести о Петре и Февронии Муромских » мы можем увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в семье.

Брак, как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни, супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.

Будущая жена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом.

Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в брак должен излечиться от гордыни.

Читая первые части «Повести о Петре и Февронии Муромских», мы можем увидеть, как автор на примере своих героев показывает, какой духовный путь необходимо пройти каждому, прежде чем связать себя узами брака. Последняя фраза - венец главе: по заповедям Божиим зажили супруги и во всяческом благочестии. Как и должно быть, за что и награду от Бога получат.

Пройдя долгий путь друг к другу, Петр и Феврония становятся мужем и женой, но для того, чтобы их семья обрела настоящую гармонию, героям предстоит пройти ряд испытаний, чтобы приобрести качества, необходимые для христианских супругов.

Доверие и честность – те принципы, на которых строятся отношения между супругами. Обычно “Повесть о Петре и Февронии Муромских” называют повестью о любви, но это слово ни разу не встречается в тексте, сказанного персонажами по отношению друг к другу. Что же это за любовь?

Венчанные муж и жена являют собой одно целое. Теперь только становятся понятными слова Февронии, сказанные ею перед исцелением князя Петра: «не жене не подобает его лечить!» Феврония, собственно, и лечит свою вторую половинку – супруга, чтобы вместе, как единое целое, предстать пред Богом и обрести спасение в будущем веке.

Оба они снискали награду от Бога – дар чудотворений, и похвалу, по силе, от благодарных людей, пользующихся их даром.

Таким образом, мы проанализировали образы Петра и Февронии, и выяснили на их примере, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье. Гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра и Февронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака.

В традиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность. Жена же, должна своим примером укреплять дух мужа и направлять его на пути к духовному развитию в те моменты, когда его гложут сомнения или искушает судьба.

Петр и Феврония – выразительный пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.

Заключение

Мы рассмотрели «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в аспекте семейных отношений, представленных в нем, и выявили, что данное произведение является символическим указанием на способ создания гармоничного, «правильного» брака, в котором оба супруга способны достичь вершин духовного развития.

Мы выяснили, что в основе христианского брака лежат такие духовные ценности как верность, терпение, взаимопомощь в физической и духовной жизни, честность и любовь между супругами, а так же их совместная забота о духовных и материальных благах своей семьи.

На примере первых глав «Повести о Петре и Февронии Муромских» мы можем увидеть, какие духовные ценности необходимы будущим супругам, для того, чтобы создать гармоничную семью – основной добродетелью для невесты и жениха являются кротость и смирение, которые необходимы для поддержания гармонии и мира в будущей семье.

Брак же, как мы можем наблюдать, анализируя текст повести, должен иметь духовные корни, супруги должны объединиться по божественному промыслу и духовному влечению.

Будущая жена, даже если она обладает большей мудростью, чем муж, должна уметь быть терпеливой, не пытаться доказывать свое превосходство, а позволять супругу самому «дорасти» до ее духовного уровня, и помогать ему в этом.

Будущий муж должен любить жену больше, чем себя, поэтому Петр перед вступлением в брак должен излечиться от гордыни.

Обратившись к анализу последующих глав повести, мы выявили, что образы Петра и Февронии, являются примером того, как распределяются «роли» в гармоничном браке, и какие отношения существуют между мужем и женой в традиционной русской семье: гармоничный брак основывается на доверии супругов друг другу, на честности друг перед другом, на взаимопомощи, терпении и смирении. Именно эти духовные качества Петра и Февронии помогли им преодолеть все испытания, посланные Богом и сохранить гармоничные отношения в семье, следуя заповедям брака.

В традиционной русской семье муж и жена становятся опорой друг другу в трудных ситуациях, при этом обязанность мужа – принимать все сложные решения, которые могут повлиять на судьбу обоих супругов, и нести за них полную единоличную ответственность.

Петр и Феврония – яркий пример супругов, чей союз благословлен Господом и основывается на заветах Церкви.

Именно такие образы, по нашему мнению, послужили образцами, для великих русских классиков, в своих произведениях создававших картины счастливых и гармоничных семей. Затронутая нами проблема может быть раскрыта как в рамках анализа произведений древнерусской литературы, так и в контексте русской классической литературы в целом, что показывает широкие перспективы работы с представленной проблемой.

Список использованной литературы

1. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.:ВАКО, 2005

2. Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии Муромских. IХ класс ⁄⁄ Литература в школе.-2000.-№5.-с.78-82

3. «Литературный энциклопедический словарь» - М., - изд. «Советская энциклопедия» 1987. 1324стр

4. Сочинения Ермолая-Еразма. Повесть о Петре и Февронии Муромских //Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. – М., 1984. – 626 С.

5. Ужанков А.Н. Повесть о Петре и Февронии Муромских ⁄⁄ Литература в школе.-2005.- №4.-с.138

6. Ужанков А.Н. Русская литература XI-XVI вв. Мировоззренческий аспект. – С.271-272.

Материалы с сайтов:

1. http://www.holy-transfiguration.org

2. Молодёжный христианский сайт http://one-way.ru

3. http://www.pravoslavie.ru

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями жанра древнерусской повести; определяют близость повести к фольклорному произведению; учитель способствует развитию социального взаимодействия; воспитанию нравственных качеств: доброты, преданности, верности в дружбе и в любви, умению прощать


«Для учителя»

Для учителя

1 группа. Сюжет и композиция

Определите основные элементы композиции повести

1. Экс­по­зи­ция:

«В граде этом [Му­ро­ме], как рас­ска­зы­ва­ют, кня­жил бла­го­вер­ный князь Павел. И стал к его жене ле­тать змий-на­силь­ник. Для по­сто­рон­них он при­ни­мал облик Павла. Жена Павла по­ве­да­ла мужу о своем несча­стии, и стали оба ду­мать, как из­ба­вить­ся от на­силь­ни­ка. Од­на­ж­ды, когда змий снова при­ле­тел к жене Павла, она спро­си­ла змия «с по­чте­ни­ем»: «Мно­гое ты зна­ешь, зна­ешь ли ты кон­чи­ну свою: какая она будет и от чего?» Пре­льщен­ный «доб­рым пре­льще­ни­ем» жены Павла, змий от­ве­тил: «Смерть моя - от Пет­ро­ва плеча, от Аг­ри­ко­ва меча»».

2. За­вяз­ка страш­ная бо­лезнь Петра. По­яв­ля­ет­ся муд­рая дева Фев­ро­ния, из­ле­чи­ва­ю­щая князя. Фев­ро­ния – муд­рая дева ска­зоч­ных сю­же­тов.

Вме­сте с тем ее муд­рость не толь­ко свой­ство ее ума, но в такой же мере ее чув­ства и воли. Между ее чув­ством, умом и волей нет кон­флик­та: от­сю­да необык­но­вен­ная «ти­ши­на» ее об­ра­за.

3. Раз­вяз­ка :

Жи­во­тво­ря­щая сила любви Фев­ро­нии так ве­ли­ка, что жерди, во­ткну­тые в землю, рас­цве­та­ют в де­ре­вья по ее бла­го­сло­ве­нию. Она на­столь­ко силь­на духом, что раз­га­ды­ва­ет мысли встре­чен­ных ею людей. В силе любви, в муд­ро­сти, под­ска­зан­ной ей этой лю­бо­вью, Фев­ро­ния ока­зы­ва­ет­ся выше даже сво­е­го иде­аль­но­го мужа князя Петра.

4. Эпи­лог:

После смер­ти Петра и Фев­ро­нии люди по­ло­жи­ли тела их в от­дель­ные гробы, но на сле­ду­ю­щий день тела их ока­за­лись в общем, за­ра­нее при­го­тов­лен­ном ими гробу. Люди вто­рой раз по­пы­та­лись раз­лу­чить Петра и Фев­ро­нию, но снова тела ока­за­лись вме­сте, и после этого их уже не смели раз­лу­чать.

Сказка

Сходство

Ска­зоч­ный зачин. И пер­вая часть по­ве­сти очень по­хо­жа на вол­шеб­ную сказ­ку, а вто­рая часть по­ве­сти по­хо­жа на бы­то­вую сказ­ку.

Ска­зоч­ный герой. Это змей-ис­ку­си­тель.

Добро по­беж­да­ет зло, как в любой вол­шеб­ной сказ­ке.

Вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки это Аг­ри­ков меч.

Постоянные эпитеты

Отличие

Ука­за­но кон­крет­ное место дей­ствия по­ве­сти город Муром (Ря­зан­ская об­ласть). В сказ­ках же про­стран­ство все­гда не опре­де­ле­но, не кон­крет­но.

Дей­ству­ю­щие герои в по­ве­сти – ре­аль­ные люди, что тоже про­ти­во­ре­чит фольк­лор­но­му жанру сказ­ки.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие

Сходство

В по­ве­сти про­сле­жи­ва­ют­ся черты свя­то­сти у обоих ге­ро­ев.

Есть похвальное слово святым: «Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им… Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо по смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!..»

Любовь героев к Богу, почитание героями Библии.

Чудеса, которые творят герои (например, Феврония исцеляет больных, крошки хлеба превратились в ладан, мертвые обрубки стали на утро пышными деревьями).

Необычная смерть и посмертные чудеса (верные супруги не только умерли в один день и час, но и не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

Финал по­ве­сти – об­ра­зец жи­тий­ной ли­те­ра­ту­ры.

Отличие

Это не ка­но­ни­че­ское житие. Нет рас­ска­за в сю­же­те по­ве­сти об их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лях, о том, как за­ро­ди­лась в Петре и Фев­ро­нии вера в Бога; нет рас­ска­за о том, какие стра­да­ния им при­ш­лось пре­тер­пе­вать во имя Бога. По­весть про­ни­за­на ли­риз­мом, ав­тор­ским со­чув­стви­ем героя, вос­хи­ще­ни­ем их кра­со­той и ду­шев­ной силой.

Повесть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

Детали
Например, Феврония обматывает нитку вокруг иглы: «…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…». Эта деталь показывает изумительное душевное спокойствие Февронии, с которым она решается на смерть с любимым человеком. Автор многое сказал о ней только одним этим жестом.

Тема социального неравенства

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

5 группа. Изучив предложенный материал, расскажите о характере Петра. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя

Петр

Черты характера



6 группа. Изучив предложенный материал, расскажите об образе Февронии. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя

Феврония

Черты характера

Причина встречи и последующего замужества



Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки (см. восприятие Петра в левой колоне данного пункта таблицы).
С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом)

Отношение к людям во время правления князя Петра

Иноческие имена после ухода в монастырь

Ефросинья

Кончина главных героев «Повести…»

Просмотр содержимого документа
«Задания группам»

1 группа. Сюжет и композиция

Определите основные элементы композиции повести. Приведите примеры из произведения

1. Экс­по­зи­ция - непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения.

Где, когда, кто?

2. За­вяз­ка это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

3. Раз­вяз­ка - это та часть произведения в литературе, в которой судьба героя переворачивается. Оканчивается развязка обычно победой или поражением главного героя.

4. Эпи­лог - заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой – для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев

2 группа. Определение жанра. Сопоставление с фольклорными произведениями (сказкой). Повесть о Петре и Февронии Муромских» - сказка?

Сопоставьте сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» с фольклорным жанром, назовите сходные и отличительные черты.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Сказка

Сходство

Отличие

3 группа. Определение жанра. Повесть о Петре и Февронии Муромских» - житие святых?

Сопоставьте сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» с церковным жанром жития, назовите сходные и отличительные черты.

Помощники в исследовании статьи учебника: 1- стр. 17, 2 –стр. 48-49 (до 2 абзаца)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Житие

Сходство

Отличие

4 группа. Определение жанра. Изучите особенности жанра повесть. Найдите признаки повести в истории о Петре и Февронии

Повесть - средняя эпическая форма, прозаический жанр занявший свое место между рассказом и романом. Для жанра повести характерно достаточно медленное развитие действия (по сравнению с рассказом и романом), ровный темп пове­ствования, равномерное распределение сюжетного напряже­ния по ряду ситуаций, простота композиции, хроникальное расположение материала. Тематика данных произведений может быть различной: повесть может иметь героическое, ро­мантическое или нравоучительное содержание. В древнерус­ской литературе повестью называли житийные, новеллисти­ческие, агиографические и летописные произведения («По­весть временных лет», «Повести о мудрых женах»). Затем ста­ли появляться повести светские, отражающие современные события. Появляются так называемые воинские повести («Сло­во о полку Игореве», «О приходе Батыевой рати на Казань», «Сказание о побоище Дмитрия Донского»). В XVII веке зна­чение термина «повесть» начинает приближаться к современ­ному. В этот период создаются бытовые и авантюрные пове­сти, вырабатываются соответствующие художественные при­емы («Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Ерше Ершови­че»).

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных …..

Герои повести – …..

В центре произведения - образ ………………………., которой приходится пройти через …………. испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к ………………., …………………………….

5 группа. Изучив предложенный материал, расскажите о характере Петра. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя. (попробуйте изобразить его)

Петр

Социальный статус (положение) до женитьбы

Младший брат князя Павла, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен был стать князем. К жене Павла стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы

Черты характера

    Религиозность (ходил в церковь молиться; перед смертью принял монашество).

    Любовь и верность близким, мужество (не раздумывая, пришел на помощь брату, чтобы избавить его жену от змея-оборотня).

    Гордыня (нежелание жениться на девушке крестьянского происхождения, несмотря на данное ей обещание).

    Умение прощать- церковный аналог слова «непамятозлобие» (простил бояр, которые велели ему отказаться от княжения в Муроме и практически выгнали из города).

Причина встречи и последующего замужества

Когда Петр с помощью «Агрикового меча» отрубил змею, приходящему к жене его брата, голову, ядовитые капли змеиной крови попали ему на тело и привели к образованию незаживающих язв (струпьев).
Феврония соглашается излечить его, если он после выздоровления возьмет ее в жены, но Петр «забывает» о своем обещании (видимо, намеренно, обманул, или «слукавил», - так как все-таки велел отправить к ней подарки). Но после того, когда он снова заболевает, то князь Петр сам приходит к ней, и, побеседовав с ней, оценив ее ум и «внутреннюю красоту» (мудрость, кротость, соблюдение христианских заповедей о заботе по отношению к «ближним» - заболевшим, родным, нищим), влюбляется в нее.
Они поженились после того, когда Феврония вылечила его полностью.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Одни бояре хорошо относились к Петру- как к представителю княжеского рода, видя при этом, что он правит мудро и справедливо.
Другие, завидуя ему статусу и его личному счастью, стали бороться за княжеский престол и пытались «очернить» его жену (обвиняли Февронию в том, что она, будучи княгиней, собирает крошки с «барского стола», не понимая истинной причины ее поведения (см вышеуказанную информацию о чертах характера Февронии), о значении истинного призвания Февронии, как хранительницы семейного очага и данных ей от Бога способностей (превращение хлебных крошек в благоухающие цветы).

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства (данные качества наиболее ярко проявились в период борьбы между князем и боярами за правление г. Муромом)

Бояре потребовали у Петра изгнать жену-простолюдинку: «Или пусть отпустит от себя супругу, оскорбляющую своим происхождением знатных жен, или же оставит Муром».
Верный долгу христианского супруга, Пётр предпочёл отказаться от княжения и оставил Муром вместе с Февронией.

Из Мурома княжеская чета уплыла по Оке «на 2-х кораблях» (на них могли, по всей видимости, размещались «княжеские покои»-каюты, находилась одежда-обувь, продукты питания, слуги…(о бытовых проблемах изгнанной четы «Повесть…» умалчивает).

Отношение к людям во время правления князя Петра

Правление Петра было «правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости».
Муромцы считали его «отцом, защитником, кормителем, помощником».

Оба жили по заповедям Божиим. Угодили Богу своими добрыми делами, целомудрием, благочестием и милосердием к бедным, «заботой о вверенном граде»

Иноческие имена после ухода в монастырь

Кончина главных героев «Повести…»

Князь Петр, живущий в городском монастыре, чувствуя, что «конец его близок», несколько раз посылал гонца к Февронии, желая, чтобы она была с ним рядом в «смертный час».

Что произошло после их смерти

Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.

6 группа. Изучив предложенный материал, расскажите об образе Февронии. Подумайте, какой символ может соответствовать образу героя. (попробуйте изобразить его)

Феврония

Социальный статус (положение) до замужества

Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» (напоминает сегодняшних экстрасенсов и народных лекарей).

Черты характера

Наряду с религиозностью, которая была присуща большинству населению Руси периода XII века, Феврония обладала такими чертами характера, как:

Житейская мудрость (умение с помощью загадок-поговорок кратко рассказать о происходящих событиях; знание характера и поведения людей, находящихся выше на «социальной лестнице», дало ей возможность предугадать обман князя).

Прозорливость, зависящая от Воли Божьей (получила знак, что именно князь Петр станет ее будущим мужем).

Трудолюбие (слуги князя, впервые попавшие к ней в дом, видели, что она практически никогда не отдыхает, и даже в свободное от других забот времени работает за ткацким станком (видимо, ткет холсты и шьет одежду для отца и братьев).

Бережное отношение к хлебу, как к результату тяжелого крестьянского труда (даже став женой князя, она по-прежнему собирает в руку и съедает, а не выкидывает хлебные крошки со стола.

Упорство в достижении цели (сделала так, чтобы князь все-таки женился на ней).

Любовь к животным (на руках у Февронии во время приезда слуг князя Петра спокойно сидел и не пытался удрать заяц).

Причина встречи и последующего замужества

Февронья соглашается лечить князя от язв. Но, будучи мудрой и прозорливой, понимала, что князь может обмануть ее, и поэтому, дав ему лечебную мазь («дунув на него хлебной закваской»), велела князю оставить ненамазанной одну язву. В результате, после того, как он отказался исполнить обещание о женитьбе, на него вновь напал данный недуг.
Они лично знакомятся, когда князь приезжает к ней в дом.
Петру понравилась не столько внешняя (о красоте лица и фигуры Февронии сведения в «Повести…» отсутствуют, но, как показывает практика, и красивая внешность имеет важное значение), сколько так называемая «внутренная красота» девушки. С излечением князя Петра связана их последующая женитьба и общая супружеская жизнь.

Отношение бояр и их жен к княжеской чете Петр-Феврония

Дочери и жены бояр ненавидели (зависть, злоба) Февронью за то, что она – простая крестьянка – не только смогла выйти замуж за князя (заворожила, опоила снадобьями), но и стала вместе с ним управлять городом Муромом и, соответственно, их мужьями-отцами и ими самими.

Любовь к друг другу и верность супружескому долгу в традициях христианства

Когда бояре стали выгонять Февронию из города, она, получив разрешение «взять самое дорогое», забрала с собой Петра, так как действительно любила своего мужа и была ему преданна.
И когда князь, лишенный своих привилегий, стал сомневаться в необходимости покинуть Муром, Феврония поддержала его необходимыми словами-фразами.

Отношение к людям во время правления князя Петра

Умная и благочестивая, Феврония помогала мужу советами, делами благотворительности.
Жители Мурома называли ее «ласковой матерью».

Иноческие имена после ухода в монастырь

Ефросинья

Кончина главных героев «Повести…»

Феврония, находясь в отдаленном от города Мурома монастыре, выполняла свой иноческий обет: вышивала так называемый «воздух» - покрывало, которое используется при таинстве евхаристии и причащения.
Но, услышав о том, что Петру осталось совсем немного времени до смерти, была вынуждена прервать это «Богоугодное дело», перестала вышивать («воткнула иголку в ткань») и … умерла – в тот же день и час (согласно христианскому календарю, это произошло 8 июля по новому стилю), когда скончался ее супруг – князь Петр/Давыд.

Что произошло после их смерти

Будучи положенными в разных монастырях, их тела трижды «чудесным образом» (т.е. по воле Божьей) оказывались в одном гробу – что служит еще одним ярким примером неиссякаемой силы любви и верности Петра и Февронии. И были так же вместе, в одном гробу, захоронены.

Просмотр содержимого документа
«Урок № 6»

8 класс

Урок №6.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема любви и семьи.

Цели :

1. познакомить учащихся с особенностями жанра древнерусской повести; определить близость повести к фольклорному произведению;

2.воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;

3.способствовать развитию социального взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся знают особенностями жанра «Повести», отличия произведения от фольклорных и житийных жанров;

Учащиеся умеют давать характеристики образов-персонажей, делать выводы о значении нравственных ценностей в жизни

Учащиеся учатся общаться в группе при выработке решения

Оборудование:

текст «Повести», музыкальный фрагмент, РМ – задания для работы в группах

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный этап.

Психологический настрой. Прослушивание аудиозаписи «Петр и Феврония». Деление на группы.

Слушают запись

    Мотивация обучения

Выход на тему урока. Совместное целеполагание.

    Вступительное слово учителя

Какой праздник последнее время стало очень модным отмечать 14 февраля? День святого Валентина – покровителя влюбленных католической церкви. Покровители семьи и любви есть в разных религиях и в культурных традициях разны народов.

Например, святой полководец Сарксис в армянской, среди чешского народа почитается святой Иоанн Непомук, примером любви и дружбы является брак пророка Мухаммеда и его супруги Айшы.

Но ведь в русском православном календаре есть свой День влюбленных – 8 июля, связанный с историей святых супругов Петра и Февронии Муромских – покровителей семьи и брака, чьи любовь и супружеская верность вошли в легенды. Жизнь Петра и Февронии - история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи.

    Составление синквейна «Семья» или кластера « Нравственные

ценности, создающие гармоничные отношения в семье»

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово

(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего прилага тельные или прича

тия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное о

    Пятая строка - одно слово - резюме , характеризущее суть предмета

или объекта.

    Обращение к эпиграфу урока

Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?

А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)

Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?

Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)

    Определение цели урока

Вспоминают особенности построения синквейна, составляют в парах

Зачитывают несколько работ, анализируют прочитанное, определяют общее, объединяющее все работы

Записывают эпиграф: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества». Фридрих Адлер - немецкий архитектор и археолог, профессор

Совместно определяют цель и задачи урока

    Открытие новых знаний. Мини - исследования

Задания группам в приложении

Работают в группах, выполняя предложенные задания

    Презентация результатов исследования

Выступления групп

Обсуждают критерии оценивания:

2. Изложение

3.Наглядность

Заслушивают выступления других групп. Делают записи в тетради.

Оценивают выступления других групп по критериям

    Подведение итогов.

Беседа. Какие вопросы можно задать, подводя итоги изучения повести?

Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения? (Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные). Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

- Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней? (Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

- Почему автор не рисует портретов героев повести? (Не внешность, не красота главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

- В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

- В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.

- Почему же о Пётре и Февронии вспомнили в нашем веке?

Богатый потрясениями ХХ I век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

    Рефлексия

Рефлексия «ИТОГ»

    И нтерес – Что интересного было на уроке?

    Т ворчество – Какие творческие работы вы выполняли?

    О бучение – Чему вы научились?

    Г лавное – Что нового на уроке я узнал (а)?

Ученики заполняют таблицу по методу «ИТОГ», озвучивают 2- 3 ученика

Домашнее задание.

Эссе «Что привлекает современных читателей в Петре и Февронии?»


Top