Почему женщине нельзя носить брюки? Апостол Павел сказал, что женщине нельзя ходить в. Молчать ли женщине в Церкви

Христианство, как религия любви, учит каждого человека с добром относиться ко всем окружающим. В Библии есть много текстов, призывающих к этому, но самым известным местом можно назвать 13 главу послания апостола Павла к Коринфянам.

Эти строки принято называть «гимном любви», ведь именно в них раскрывается вся суть и смысл христианского понимания этого высокого чувства. Что же имел в виду апостол Павел, рассуждая о любви? Чем отличается христианское понимание этого чувства от обычного, мирского? Попробуем разобраться.

Пояснение к 13 главе послания апостола Павла к Коринфянам

Открыв Библию в нужном месте, мы увидим слова апостола о том, какая должна быть настоящая любовь в христианском значении. Примечательно, что апостол Павел в юности был ярым и страстным гонителем Христа, всячески опровергал Его учение. После Божественного откровения ему, он уверовал в истинного Бога и с таким же дерзновением стал служить.

Святой апостол Павел

Именно этот служитель Господа собрал воедино и записал главные 16 характеристик любви, перечень которых мы и видим в его послании к Коринфянам. Согласно христианскому вероучению, любовь:

Настоящая любовь всегда великодушна

  • Не гордится . Гордость - это всегда своего рода изоляция, попытка доказать свое превосходство, независимость, значимость. Гордый человек не способен построить действительно глубоких и искренних отношений, поскольку не подпускает никого слишком близко. Любящие люди, напротив, знают свое место в отношениях, признают нужду друг в друге, привязанность друг к другу.
  • Не бесчинствует . Любящий человек всегда ласков и внимателен к объекту своего чувства. Пока отношения строятся на любви, человек всеми силами будет избегать любых конфликтов, ссор, тяжелого выяснения отношений. Как только в отношениях наступает дефицит добрых чувств - сразу же проявляется агрессия, а любовь всех примиряет.
  • Не ищет своего . Под поиском своего имеется в виду выгода, озабоченность только собой и своими проблемами. Такой человек всегда просчитывает, что принесут ему те или иные отношения, и если результат не в его пользу - попросту отказывается от них. Настоящая же любовь очень богата, она наполняет человека изнутри настолько, что он готов бесконечно делиться ею с другими, совершенно не просчитывая, что получит взамен.
  • Не раздражается . Раздражение - это всегда признак какого-то эмоционального напряжения. Тесные доверительные отношения предполагают свободу духа и комфорт людей, они не ведут к накоплению усталости и негатива. Любовь не нуждается в выходе негативных чувств в виде раздражения, поскольку не создает никаких плохих переживаний.
  • Не мыслит зла. Настоящая любовь всегда великодушна, она не допускает мести, обиды, зла, ненависти. Даже если другой человек ведет себя скверно и обижает любящего - тот никогда не станет отвечать злом на зло. Христиане призваны любить ближнего как самого себя, поэтому, желая зло другим, мы вредим и самим себе.
  • Не радуется неправде . Любовь может строиться исключительно на доверии и большой близости людей, что полностью исключает любой обман, хитрости, интриги, которых очень много в современном мире. Только искреннее и глубокое чувство способно противостоять злу мира, даже после встречи с предательством и вероломством. Примеров таких отношений много в классической литературе. Так, у героини Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании» Сони Мармеладовой любовь к Раскольникову не меркнет после того, как она узнает о его преступлении. Она только лишь всеми силами призывает его к покаянию, желая тем самым ему спасения души.

    Павел раскрывает смысл христианского понимания любви

  • Все покрывает . Любовь - это большая сила, которая может «покрыть» многие слабости тех, кто этой силы лишен. Это не означает, что нужно оправдывать любые нелицеприятные поступки людей. Покрыть - это означает помочь вылечить, не предавая ненужной огласки, не позоря того, кто оступился. Любящий человек стремится восполнить недостаток добродетели у любимого, поскольку сам наполнен и имеет избыток.
  • Всему верит . Пожалуй, одно из самых спорных мест, вызывающее множество споров. С одной стороны, все мы хотим до конца верить нашим близким и не сомневаться в них. С другой стороны, опыт жизни показывает, что в своем доверии можно очень жестоко обмануться. Что ж, тут нужно признать, что полное доверие - это всегда риск. Но без этого риска невозможно познать всю глубину любви, поскольку недоверие и сомнения губят ее. Любящий человек будет верить до конца.
  • Всего надеется . Этот пункт неразрывно связан с предыдущим. Надеяться - это значит видеть лучшее в других, верить, что это лучшее есть и обязательно себя проявит, даже если сейчас оно незаметно.
  • Никогда не перестает . С точки зрения христианства, любовь не имеет конца, она вечна. По словам Антония Сурожского, сказать человеку «я тебя люблю» это все равно, что объявить ему, что он никогда не умрет, что он будет вечно жить. Это огромное утешение для любящих людей - знать, что их чувства уходят в вечность, соприкасаются с ней и не угасают с угасанием тела.
  • Христианская любовь в браке и семейной жизни

    Что же означают слова апостола на практике? Возможно ли в обычной мирской жизни построить такие отношения, которые будут соответствовать всем высоким библейским характеристикам? Православие говорит, что да, это возможно. И инструмент взращивания таких отношений - это семья.

    На первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь

    В семейной жизни верующий человек учится и терпеть, и милосердствовать, и доверять, и надеяться. Именно семейная жизнь может и должна стать эффективным инструментом возвышения и роста духовного в человеке. Невозможно представить себе жизнь в браке без ежедневного самопожертвования каждого из супругов, однако это самопожертвование должно быть добровольным, естественным и обоюдным.

    По словам того же апостола Павла, муж так сильно должен любить жену, как Господь возлюбил Церковь. Конечно же, греховной человеческой природе невозможно постичь величие и силу Божественной любви, но стремиться к этим высотам необходимо.

    Нужно ли говорить, что с таким отношением мужа к жене вполне естественно в жизнь входят понятия милосердия, долготерпения, возвышения ближнего. И уж никак такие высокие супружеские отношения не могут соединяться с гордыней, завистью, раздражительностью, памятозлобием.

    Совет! Нужно помнить, что глубокая настоящая супружеская любовь - это не сиюминутный дар, но результат долгого и упорного труда над отношениями. Невозможно познать истинное чувство быстро, в самом начале отношений, но его можно вырастить спустя долгие годы верной и честной совместной жизни.

    Гимн Любви святого апостола Павла

    Деревья появились на Земле раньше человека. В процессе эволюции от дерева человеку остались различные рудименты. Так, например, голова с волосами - это мочковатый корень, тулово - ствол, а верхние и нижние конечности - ветви раскручивающейся спирали, крона-корона дерева. (Но не голова с туловом и конечностями - рудименты, а «подпитывающие» члены волосатость на голове, под мышками и в пахах). В человеческих репродуктивных конечностях в этой кроне зреют плоды и семена. Но удивительно, что дерево корнями нашло источник в земле, а человек символическими корнями-волосами как бы подпитывается с небес. Казалось бы, ему не надо искать небесные сосцы, у него рот уже с зубами, и человек найдёт себе пищу на земле. Но не хлебом одним, как говорится... Единый небесный Генератор генерирует в мозги человеку мысли и словеса. Мысли, желания и осуществление их. Видимо, поэтому человек называется образом Божиим, ведь он является Его послушным приёмником. Рерихнувшиеся эзотерики стараются отрастить волосы на голове подлиннее, ибо считают их антеннами, связующими с небесными учителями. Да и многие православные священники не бреются и не стригутся, подражая левитам и назореям, памятуя о библейском Самсоне, необоримая сила которого заключалась в волосах. И действительно, связь тут как будто есть: воля, волоса-власа и власть - корень один и тот же. Но Бог не смотрит на рудиментарную мишуру и полноценные мысли спускает в драгоценные сосуды, а легкомысленностью питаются незавидные ёмкости. В библейском жречестве под иносказательными волосами подразумевается духовность, неедение, пост, который постепенно складывается согласно Библии из семидесяти седмин(Даниил 9:24-27). Сам Господь сказал: СИЛА МОЯ СОВЕРШАЕТСЯ В НЕМОЩИ(2 кор 12:9) И Христос о том же говорит, но несколько другими словами: НАСТАНЕТ ВРЕМЯ И НАСТАЛО УЖЕ, КОГДА ИСТИННЫЕ ПОКЛОННИКИ БУДУТ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОТЦУ В ДУХЕ И ИСТИНЕ, ИБО ТАКИХ ПОКЛОННИКОВ ОТЕЦ ИЩЕТ СЕБЕ(Иоанн 4:23). Поклонники в Духе и истине - прежде всего подражатели Богу, который сам не ест, но всех кормит.
    Однако пора бы уже переходить к заданному вопросу в заглавии статьи, если бы не одно но. Волосяные пряди я хотел бы представить в виде чисел, - так они более осязаемы.
    Русский язык богат числовым отображением пределов. Во главе - начало, начаток, заначка, начальство или причал, с которого всё и начинается. Кончается всё оконечностями - ОКеаНом, ОГНём, всевидящим ОКом, ОКНом, КОНями и КОНьками, которые являются как бы продолжением, хвостом всадника и конькобежца, конёк на крыше - тоже конец, завершение строения. Кольцо, оковы, подковы, колокол, околица, околесица, колесо, колея, колючесть - тоже, видимо, из серии конца, за которым опять следует начало. Есть концы, в которые вмонтирована семёрка или седмина, - это копии с фазы луны и срока человеческой и всякой жизни: семя, семья, смерть, мера, море, марево, морг, смрад, сумрак, смелость, смех, смута, смог, седина, седалище, суд... Зима - тоже изуродованная семёрка, но можно слегка её исправить, если вместо З подставить глухую С: сима. Да Евангелие и равняет их, субботу, седьмой день, и зиму(Матфей 24:20). Тогда весна - это видоизменённая восьмёрка, или всё равно что ДВОйка, ибо с двойки начинается ДВИжение семени из покоя. А сколько много искажений семёрки в оконечностях или околицах головы: уста, усы, уши, очи, язык-ясык... Уста ассоциируются с устьями рек, дельтовидные усы тоже, но в какие моря должны впадать человеческие реци и изречения? Они должны впадать в уши другого человека. И борода тоже вместе с усами. Борода принадлежит к однокоренной семье слов: брань, борона, борозда, пря, спор, сбор, бор, берег, брат, брак, брешь, брехня, - короче тут единство и борьба противоположностей. Как Христос говорит: не мир, но меч(Матфей 10:34). А вернее, и то, и другое. Христос однозначен так потому, что пришло время перековать орала на мечи. Разящий меч - всегда край, финиш, финал, крест, да и начало - краешек. Брань кончается миром, борона, как и плуг, бороздой, а борозда, опять же, бороной. Берега - края, бровки и границы русла. Брат - твоя противоположность, твой конец. Брешь - конец в некоей твердыне и обороне. Брак - конец одиночества. Борода, как и бородавка, как и зелёный бор, некий край головы, кожи, земли. КАК ХОРОШО И КАК ПРИЯТНО ЖИТЬ БРАТЬЯМ ВМЕСТЕ! ЭТО КАК ДРАГОЦЕННЫЙ ЕЛЕЙ НА ГОЛОВЕ, СТЕКАЮЩИЙ НА БОРОДУ, БОРОДУ ААРОНОВУ, СТЕКАЮЩИЙ НА КРАЯ ОДЕЖДЫ ЕГО(Псалтирь 132:1-2). Волосы, которые на голове - это начинающие предел восьмёрки или двойки, а усы и борода, а также края одежды - это концы, семёрки(и единицы, как непроклюнувшееся семя). Когда начала с концами сходятся - это как братья. БУДЬТЕ МУДРЫ КАК ЗМЕИ И ПРОСТЫ КАК ГОЛУБИ(Матфей 10:16), а концы и начала именно таковы, если вместе. Но единство желательно не только среди братьев, но и мужа с женой. ОСТАВИТ ЧЕЛОВЕК ОТЦА СВОЕГО И МАТЬ И ПРИЛЕПИТСЯ К ЖЕНЕ СВОЕЙ, И БУДУТ ДВОЕ ОДНА ПЛОТЬ. ТАЙНА СИЯ ВЕЛИКА; Я ГОВОРЮ ПО ОТНОШЕНИЮ КО ХРИСТУ И ЦЕРКВИ (Ефесянам 5:31-32). Поскольку речь переводится на церковное тело, то лучше говорить не о муже и жене, а употреблять другие термины: мужское и женское начало. Мужское начало - голова, а женское, - чтобы сократить для лаконичности члены тела, - скажем, хвост. В голове - закостенелая, наученная, опытная часть паствы, в хвосте - неофиты. То есть необязательно одни мужчины могут быть во главе церкви, ведь серьёзными дарами духовными, как, например, пророчеством, могут обладать и женщины. Апостол Павел показал нам иерархическую цепочку подчинения: жене глава - муж, мужу глава - Христос, Христу - Бог(1 коринфянам 11:3). Благословенна жена, которая прислушивается к мужу, ей есть на что опереться, но отрицающий Бога мужчина - увы, безголовый, безбашенный. Но муж без жены тоже ущербный, что семя, не проросшее в дерево. Ведь дерево - родословие, разветвлённость, развитые отрасли: отец, сыны, дочери, внуки. Когда голова в единственном числе, её атрибуты - мыслить, излагать мысль, видеть, слышать, ну может, ещё какая малость. Но когда приращается «хвост», голова может передвигаться, посредством рук воплощать мысли в дела, возбуждать любовь и размножаться. Когда муж с женою едины, это как бы маленькая церковь с таинством, которое именуется то причащением, то евхаристией, то преломлением хлеба.

    * * *
    Мы пьем вино и преломляем хлеб,
    А наши отражения в Москве-реке
    Свет преломляют. Это нам взахлеб
    И птички сообщают и комарики.
    Наш путь вдвоем не грешен и не свят.
    Давай с тобой мечтательно условимся,
    Что превратимся не во прах, а в свет
    И в новых отражениях преломимся.
    (Инна Лиснянская, На последнем пикнике).

    * * *
    Нежно проносится маем весенним
    Запах черёмухи, запах сирени.
    Бродит любви золотая пора
    И соловьи вновь поют до утра.

    Трели объятий и трель поцелуя,
    Ангел Небес шепчет нам Аллилуйя.
    Ночь проливает хмельное «вино»,
    Пейте влюблённые, пейте его!

    Пейте Весны озорное веселье,
    Пейте на радость, - не будет похмелья.
    Полною мерой, полною чашей,
    Богу угодно причастие наше.

    Пейте весною. Любовью дано
    Май озорной, - молодое вино.
    (Александр Крылов, Причастие)

    * * *
    Мы преломляем свет /так преломляют хлеб/
    И делим на двоих его и тьму по-братски:
    Я – забираю ночь: в ненужном барахле
    Любовей, снов, стихов с ней проще разбираться.
    А белый день тебе – для разных добрых дел,
    Для радостей и встреч, сомнений и удачи.
    Мы преломляем свет. Ты принимаешь день.
    Я забираю тьму. И - никаких иначе.
    (Галина Самойлова, Преломление)

    В последнем стихотворении удачно показано, что на женское начало приходится несовершенная часть спектра красок преломленного света, а на мужское начало - совершенная. Эта аксиома и на церковное тело распространяется. ГОСПОДЬ ВОШЁЛ В КРАСИЛЬНЮ ЛЕВИЯ. ОН ВЗЯЛ СЕМЬДЕСЯТ ДВЕ КРАСКИ, ОН БРОСИЛ ИХ В ЧАН. ОН ВЫНУЛ ИХ ВСЕ БЕЛЫМИ И СКАЗАЛ: «ПОДОБНО ЭТОМУ, ВОИСТИНУ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРИШЁЛ КАК КРАСИЛЬЩИК». Эта казалось бы неудобоваримая притча из Евангелия от Филиппа на самом деле просто расшифровывается. Она привязана к подобным другим числам Писания - к семидесяти, а по другим рукописям, к семидесяти двум ученикам Иисуса, к семидесяти седминам пророка Даниила(Даниил 9:24-27), к семижды семидесяти терпениям, проповеданным Христом(Матфей 18:22), к семижды семидесяти отмщениям за убийство Ламеха(Бытие 4:24). Красильня левитов - это церковное тело, важность членов которого зависит от продолжительности поста. Тот, кто больше насобирал седмин терпения, манны небесной, у того и духовные дары посолидней и он принадлежит ко главе церкви, к мужскому началу, кто же меньше насобирал, причисляются к хвосту, к женскому началу. Брошенные в чан краски - это разрозненное множество собранных седмин поста, а вынутые белые - это вожделенное единство, семя, которым был спасённый Ной. Вот почему вместо семидесяти покрытых грехов Ламеха иногда в Писаниях всплывает число семьдесят два - как праведное выжившее семя сокрушённого дерева, как остаток в вечность. Вот как поэт интерпретирует трансформацию семи хлебов в остаток, семь корзин.

    Мало, Учитель, мало! На всех не хватит!
    Толпа колыхалась, как рожь, на закате,
    И каждый искатель был голоден.
    Господи,
    Помоги - мало в корзинах снеди,
    Мало любви, времени, денег,
    Веры, памяти, силы, мечты,
    Воли, ума, нежности, красоты,
    Нет мест, нет билетов, нет выхода,
    А толпой движет жажда и выгода,
    Как разделить малое на многое -
    Арифметика убога - надо Бога.
    Каждому надо чуда по горсточке,
    Святых разодрали по косточкам,
    Продают на развес в магазинах...
    Он вздохнул, кивнул и сказал: "несите корзины"
    (Виктория Сусанина, Преломление хлебов)

    Но вернёмся опять к волосам, как связям, прядям, порядкам, иерархиям церковного тела. Волосы на голове мужского начала - это корни, которыми подпитывается тело извне, от Христа. Брови, усы и борода - это те пряди, что призваны питать женское начало, питать тело внутри. В свою очередь женское начало тоже распушило волосы навстречу мужскому, чтобы вампирировать и ёмить его. (Ёмить - редкоупотребляемый глагол от однокоренных существительных «ёмкость», «проём», «яма»). ДА НЕ УВЛЕЧЁТ ОНА ТЕБЯ РЕСНИЦАМИ СВОИМИ, ПОТОМУ ЧТО ИЗ-ЗА ЖЕНЫ БЛУДНОЙ ОБНИЩЕВАЮТ ДО КУСКА ХЛЕБА, А ЗАМУЖНЯЯ ЖЕНА УЛОВЛЯЕТ ДОРОГУЮ ДУШУ(Притчи 6:25-26). В этой притче выражена природная сущность женщины - всасывать, вбирать в себя всякое мужское достояние и деяние. Замужняя женщина стимулирует и мотивирует мужа увеличивать совместное имение, блудница же только разоряет его. Знаменательно, что и в этой притче инструмент вампирирования - волосы, ресницы. Быть даятельницей, как высшей ступенью любви, природой женщине не отпущено - ни бороды, ни усов у неё нет. Брови? Да и те она выщипывает. Правда, у женщины есть кормящие сосцы, но они эгоистичны, питают только своё продолжение, удлиняющийся хвостик.
    Но не пора ли меня назвать шизофреником? Что это я придаю какой-то мистический смысл волосам? Но если надо мной, тогда и над пророками Исайей(15:2-9) и Иеремией(48:37-47) можно покуражиться. Остриженую голову и обритую бороду они описывают как катастрофу, апокалипсис. Конечно же это притча. Можно сказать, что все стригут волосы и бреют бороду и без всяких последствий. Но пророки повествуют о духовном смысле. Церковь, которая не постится, или постится облегчённым, небиблейским постом, терпит фиаско, становится достоянием мамонны и копилкой пороков. Впрочем, и в буквальном смысле пророческая притча верная: давайте обкарнаем корни и крону у дерева, и что в результате? - бревно!
    Сам Господь научает пророка Иезекииля в притче о манипуляциях с волосами(5:1-3). Разделённые на три части волосы - это три завета, основанные на сумме постов: ветхий завет в седмину, новый завет в семь седмин, вечный завет в семьдесят седмин. Почему я озвучиваю под волосами седмины пророка Даниила? Потому что Иезекииль, намекая на осаждённый Иерусалим(Иезекииль 5:2), отсылает нас к осаде Иерусалима и его катастрофе в численном выражении поста, - так расшифровывается притча(Даниил 9:24-27). Цель Иерусалима, как церкви, спастись от огня, ножа и пшика греха посредством завязывания в полы и края одежды(Иезекииль 5:3) - то есть посредством завязи жизни, почки, семени. Вспомним опять Ноя! Вспомним смоковницу, распускающую листья(Матфей 24:32)! А почему я раскладываю седмины, подлаживаясь под Даниила, решаю задачу, загодя заглядывая в ответ? Меня заставляет это проделать притча Иезекииля, призывающая мерой весы(Иезекииль 5:1), а верный вес являют только семёрки - се меры, высоты поста, на которых свершается воля Божия(Исайя 58:6-14)! Другие меры неверны: "ПОЧЕМУ МЫ ПОСТИМСЯ, А ТЫ НЕ ВИДИШЬ? СМИРЯЕМ ДУШИ СВОИ, А ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ?" - ВОТ, В ДЕНЬ ПОСТА ВАШЕГО ВЫ ИСПОЛНЯЕТЕ ВОЛЮ ВАШУ И ТРЕБУЕТЕ ТЯЖКИХ ТРУДОВ ОТ ДРУГИХ(Исайя 58:3).
    Пост сам по себе продуктивен, но ещё более он усиливается молитвой. И ОНИ СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: НЕ ГОРЕЛО ЛИ В НАС СЕРДЦЕ НАШЕ, КОГДА ОН ГОВОРИЛ НАМ НА ДОРОГЕ И КОГДА ИЗЪЯСНЯЛ НАМ ПИСАНИЕ?(Лука 24:32). Атмосфера горения, вдохновения, экстаза куётся призывными песнопениями, благодарственными гимнами, проповедями, покаяниями, чтением из Писания и его толкованием, как бы гласом Божиим. КОГДА ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ВМЕСТЕ, ПУСТЬ У ОДНОГО ИЗ ВАС БУДЕТ ГИМН, У ДРУГОГО ПРОПОВЕДЬ, У КОГО-ТО ОТКРОВЕНИЕ ОТ БОГА, У КОГО-ТО ВЕСТЬ НА ЯЗЫКАХ, У КОГО-ТО ЕЁ ИСТОЛКОВАНИЕ(1 коринфянам 14:26, перевод В.Н. Кузнецовой). Коран тоже требует частого призывания Бога, упоминания и прославления(Коран 33:41).
    Но теперь уж точно пришло время подбить итог и ответить на вопрос, почему женщине надо покрываться. Опять я напомню иерархическую цепочку, названную Павлом: глава жене - муж, глава мужу - Христос, глава Христу - Бог. И в этой цепочке совершенный является покровителем менее совершенному. На Руси помещиков, губернаторов и других солидных персон всегда считали покровителями и благодетелями. Да и сегодня в иерархической цепочке старший руководит, наставляет, назидает, обеспечивает младшего, менее совершенного, а если требуют обстоятельства, делает втык. Не зря же у глагола «покрыть» есть более интимное значение - случить самца с самкой. Но покрытие не всегда означает аморфное единство, смесь молока с водой, как бы женёное молоко. Чтобы была необходимая разность потенциалов, высекающая любовь, милость, благодать, нужна завеса между ними, перегородка, субординация, знаки различия. Эта видимая или невидимая перегородка всегда есть между начальником и подчинённым, между продавцом и покупателем, между членами организма, между государствами, между национальными менталитетами, между религиями. Даже свет, соединяясь в сумерках со тьмой, на заре отделяется от неё.

    Я наблюдаю у цыплёнка
    Кости, покрытые
    Плотью, покрытой
    Кожей, покрытой
    Оперением, скрытым под
    Скорлупой яйца, скрытого в
    Утробе курицы

    Я вспоминаю меня
    Младенцем, скрытой за
    Ребёнком, скрытым за
    Девочкой-подростком, скрытой за
    Молодой девушкой, скрытой за
    Женщиной

    Я открываю это
    Скрытое под одним
    Скрытое под вторым
    Скрытое под третьим
    Скрытое под четвёртым
    Скрытое…
    (Рита Пижма, Скрытое)

    Если эту перегородку устранить, начинается хаос, беспорядок, беззаконие, безнравственность. Никита Сергеевич Хрущёв в то время, когда ещё верили, что коммунизм будет построен, устранил перегородку между кассиром и трудящимися, стоящими в очереди за зарплатой: бери сам деньги, которые ты заработал! Увы, нововведение это срочно пришлось отменить.
    Теперь переходим непосредственно к словам апостола Павла о запрете женщине пребывать в церкви с непокрытой головой: ВСЯКАЯ ЖЕНА, МОЛЯЩАЯСЯ ИЛИ ПРОРОЧЕСТВУЮЩАЯ С ОТКРЫТОЮ ГОЛОВОЮ, ПОСТЫЖАЕТ СВОЮ ГОЛОВУ(1 коринфянам 11:5) и запрете мужчине пребывать в церкви с покрытой головой: ВСЯКИЙ МУЖ, МОЛЯЩИЙСЯ ИЛИ ПРОРОЧЕСТВУЮЩИЙ С ПОКРЫТОЮ ГОЛОВОЮ. ПОСТЫЖАЕТ СВОЮ ГОЛОВУ(1 коринфянам 11:4). Почему такая разница, почему двойные стандарты, когда у каждого есть покровитель в иерархической лестнице?
    Я уже писал, что способов покровительства, покрытия, перекрытия, скрытия очень много. И ещё могу добавить: крыша покрывает дом; мосты, плотины, ледостав - реки; седина, шапка, корона покрывают голову, автомобильная покрышка покрывает более нежную и уязвимую резиновую камеру, поверхность стены покрывают штукатуркой, побелкой, обоями и т. д.
    Покровительство Христа мужчине не такое, как покровительство мужчины женщине, потому что в последнем случае покровительство половое. Моногамная суть брака не позволяет женщине иметь другого господина и своей красотой очаровывать и вампирировать других мужчин. КТО СМОТРИТ НА ЖЕНЩИНУ С ВОЖДЕЛЕНИЕМ, УЖЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАЛ С НЕЮ В СЕРДЦЕ СВОЕМ(Матфей 5:28). И женщина, распускающая волосы, демонстрирующая свои страстные воронки и водовороты, умягчающие речи, настежь открытые, поощряющие глаза... - впрочем, все женские фокусы не перечислишь, - она вводит в искушение не только посторонних мужчин, но и себя оскверняет. Можно сверится с Кораном, здесь такое же предостережение: О ЖЁНЫ ПРОРОКА! ВЫ НЕ ТАКОВЫ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ ЖЕНЩИНА. ЕСЛИ ВЫ БОГОБОЯЗНЕННЫ, ТО НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ НЕЖНОСТИ В РЕЧАХ, ДАБЫ НЕ ВОЗЖЕЛАЛ ВАС ТОТ, ЧЬЁ СЕРДЦЕ ПОРАЖЕНО НЕДУГОМ, А ГОВОРИТЕ ДОСТОЙНЫМ ОБРАЗОМ(Коран 33:32); О ПРОРОК! СКАЖИ ТВОИМ ЖЁНАМ, ТВОИМ ДОЧЕРЯМ И ЖЕНЩИНАМ ВЕРУЮЩИХ МУЖЧИН, ЧТОБЫ ОНИ ОПУСКАЛИ НА СЕБЯ СВОИ ПОКРЫВАЛА. ТАК ИХ БУДЕТ ЛЕГЧЕ УЗНАВАТЬ (ОТЛИЧАТЬ ОТ РАБЫНЬ И БЛУДНИЦ) И НЕ ПОДВЕРГНУТ ОСКОРБЛЕНИЯМ(Коран 33:59, перевод Кулиева). Оскорбление здесь надо понимать как осквернение, домогательства и мысленные вожделения. Но апостол Павел, напутствуя женщину покрывать голову в церкви, прежде всего печётся об авторитете церкви. На христианских вечерях любви разогревается такой экстаз, что возможен так называемый свальный грех. И женское покрывало в данном случае - стена беззаконию и разврату.
    На молящемся муже тоже есть покрывало, но не только символические рудиментарные волосы, а благоговение и агапе, божественная любовь, и стричь волосы и снимать шапку или другой головной убор перед Богом всё равно, что снимать голову в знак уважения: Ты, Господи, мой поводырь и пастырь! Закоренелый грешник, у которого нет таких прядей и сопряжений с Богом, постоянно наступает на грабли, набивает шишки на лбу, попадает в сети и западни.
    Теперь осталось выяснить, почему существенно для ангелов покрывало женщины, как подчинённый статус мужчине(1 коринфянам 11:10). Мужчина, женщина и дитя - сосуды разной ёмкости и значимости. Апостол Павел об этой банальной аксиоме напоминает: КОГДА Я БЫЛ МЛАДЕНЦЕМ, ТО ПО-МЛАДЕНЧЕСКИ ГОВОРИЛ, ПО-МЛАДЕНЧЕСКИ МЫСЛИЛ, ПО-МЛАДЕНЧЕСКИ РАССУЖДАЛ; А КАК СТАЛ МУЖЕМ, ТО ОСТАВИЛ МЛАДЕНЧЕСКОЕ(1 коринфянам 13:11). Женщина тоже эволюционно поздняя отрасль, как луна догоняет солнце, так женщина пытается безуспешно достичь мужчину. Пророк Исайя ужасается, когда привычная, традиционная иерархия переворачивается вверх тормашками: ПРИТЕСНИТЕЛИ НАРОДА МОЕГО - ДЕТИ, И ЖЕНЩИНЫ ГОСПОДСТВУЮТ НАД НИМ. НАРОД МОЙ! ВОЖДИ ТВОИ ВВОДЯТ ТЕБЯ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ И ПУТЬ СТЕЗЕЙ ТВОИХ ИСПОРТИЛИ(ИСАЙЯ 3:12). Конечно, есть исключения из правил: дети-индиго и женщины, которые коня на скаку остановят... Впрочем, я приведу этот гимн неординарной женщине устами Некрасова полностью.

    Есть женщины в русских селеньях
    С спокойною важностью лиц,
    С красивою силой в движеньях,
    С походкой, со взглядом цариц,-
    Их разве слепой не заметит,
    А зрячий о них говорит:
    «Пройдет - словно солнце осветит!
    Посмотрит - рублем подарит!»
    Идут они той же дорогой,
    Какой весь народ наш идет,
    Но грязь обстановки убогой
    К ним словно не липнет. Цветет
    Красавица, миру на диво,
    Румяна, стройна, высока,
    Во всякой одежде красива,
    Ко всякой работе ловка.
    И голод и холод выносит,
    Всегда терпелива, ровна…
    Я видывал, как она косит:
    Что взмах - то готова копна!
    Платок у ней на ухо сбился,
    Того гляди косы падут.
    Какой-то парнёк изловчился
    И кверху подбросил их, шут!
    Тяжелые русые косы
    Упали на смуглую грудь,
    Покрыли ей ноженьки босы,
    Мешают крестьянке взглянуть.
    Она отвела их руками,
    На парня сердито глядит.
    Лицо величаво, как в раме,
    Смущеньем и гневом горит…
    По будням не любит безделья.
    Зато вам ее не узнать,
    Как сгонит улыбка веселья
    С лица трудовую печать.
    Такого сердечного смеха,
    И песни, и пляски такой
    За деньги не купишь. «Утеха!»
    Твердят мужики меж собой.
    В игре ее конный не словит,
    В беде - не сробеет,- спасет;
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет!
    Красивые, ровные зубы,
    Что крупные перлы, у ней,
    Но строго румяные губы
    Хранят их красу от людей -
    Она улыбается редко…
    Ей некогда лясы точить,
    У ней не решится соседка
    Ухвата, горшка попросить;
    Не жалок ей нищий убогий -
    Вольно ж без работы гулять!
    Лежит на ней дельности строгой
    И внутренней силы печать.
    В ней ясно и крепко сознанье,
    Что все их спасенье в труде,
    И труд ей несет воздаянье:
    Семейство не бьется в нужде,
    Всегда у них теплая хата,
    Хлеб выпечен, вкусен квасок,
    Здоровы и сыты ребята,
    На праздник есть лишний кусок.
    Идет эта баба к обедне
    Пред всею семьей впереди:
    Сидит, как на стуле, двухлетний
    Ребенок у ней на груди,
    Рядком шестилетнего сына
    Нарядная матка ведет…
    И по сердцу эта картина
    Всем любящим русский народ!
    (Н. Некрасов)
    Эта благостная картина прекрасна, но жаль, не видно на ней мужчины, какова роль ему отводится? Я вспоминаю железную леди Маргарет Тэтчер, как она очаровала и сожрала Михаила Сергеевича Горбачёва вместе с Советским Союзом. Конечно, это я утверждаю с большой погрешностью и утрированием. А наши российские железные женщины - Ирина Хакамада, Светлана Горячева, Елена Мизулина, Ирина Яровая? Бойцовские качества их несравненны: любому заткнут рот и мёртвого поднимут из гроба, чтобы доказать свои амбиции. Я ничего не имею против этих государственных деятелей, просто привожу общеизвестный пример, который на слуху и на виду. Как бы ни была боевита женщина, дальше эгоистического персонажа из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке ей не продвинуться. Это нивелированная куриная психология. Конечно, в церкви роль женщины не карикатурна, она является важным элементом в созидании тела Христа, но однако женское покрывало - безошибочный знак для ангелов, духов пророческих, в какой сосуд надо «насыпать» меньшее по значимости откровение. ОН(ГОСПОДЬ) - ТОТ, КТО ВАС БЛАГОСЛОВЛЯЕТ, И ВТОРЯТ ЕМУ АНГЕЛЫ(В БЛАГОСЛОВЕНЬЕ ЭТОМ), ЧТОБЫ ОН ВЫВЕЛ ВАС ИЗ МРАКА К СВЕТУ, - ОН К ВЕРУЮЩИМ МИЛОСТИВ И БЛАГ(Коран 33:43, перевод Пороховой).
    Но женоподобие и мужеподобие запланировано в природе, как постоянный процесс метаморфоз перхода из ИНЬ в ЯН и наоборот. Поэтому далее апостол Павел смягчается в категоричном решении вопроса, кто первей - яйцо или курица. ИБО КАК ЖЕНА ОТ МУЖА, ТАК И МУЖ ЧРЕЗ ЖЕНУ; ВСЁ ЖЕ - ОТ БОГА(1 коринфянам 11:12).
    В заключении своих рассуждений, представляю на этот счёт мнение православного священника и амбициозной феминизированной женщины. Помимо Бога и Христа в православии в качестве отцов и учителей принято чтить святоотеческие и сановные лица, поэтому священноначалие, как персонифицированная религиозная элита не стрижётся и не снимает шапки перед Богом, - Коран это присоединение к Единому Богу сотоварищей называет недопустимым грехом.

    Священник Константин Пархоменко О платках и шляпах…

    – Оденьте девочке шапку.
    – Матушка, молитесь спокойно…
    – Нет, вы меня послушайте. Или оденьте шапку, или сейчас же выйдите из храма.
    – Матушка, девочке можно находиться в храме без головного убора.
    – А я говорю – нельзя!
    – Я сам священник, что вы спорите.
    – Ай-яй-яй… Сам священник, а такого не знает… Священник называется… Чему других-то научит, когда сам ничего не знает?..

    Такой доброжелательный () разговор состоялся два года назад в храме маленького российского городка, в котором я оказался волею случая.
    Со мной была маленькая дочь, и она была без шапочки.
    Вновь и вновь происходят подобные ситуации, и в них, наверное, попадали и некоторые наши читатели. На самом деле, а почему женщина надевает перед тем, как войти в храм, головной убор? И почему мужчины его, наоборот, снимают?
    Давайте сегодня об этом поговорим.

    Такая традиция относится к глубокой христианской древности, а именно еще к апостольским временам. В то время всякая замужняя добропорядочная женщина, выходя из дома, покрывала голову. Головное покрывало, которое, например, мы видим на иконах Божией Матери, свидетельствовало о супружеском статусе женщины. Это головное покрывало означало, что она несвободна, что она принадлежит мужу. «Оголить темя» женщины или распустить ее прическу значило унизить или наказать ее (см.: Исайя 3:17); ср. Числа 5:18). Блудницы и порочные женщины демонстрировали принадлежность к своим особого рода занятиям тем, что не покрывали голову.
    Муж имел право развестись с женой без возврата ей приданого, если она появлялась на улице простоволосой, это считалось оскорблением мужу.
    Девочки и девушки голову не покрывали, еще раз повторю, потому, что покрывало было знаком особого статуса замужней женщины.
    Итак, дома замужняя женщина снимала покрывало, выходя из дома, обязательно его надевала.

    Мужчины, выходя из дома, могли голову не покрывать. Во всяком случае, если и покрывали на улице, то от жары, а не потому, что так было положено. Во время богослужения иудеи голову тоже не покрывали, за исключением особых случаев. Так, например, покрывали голову во время поста или траура. Покрывать голову обязаны были также отлученные от синагоги и прокаженные.

    А теперь представьте ситуацию: Апостолы возвещают наступление новых времен. Прежнее прошло, мир подошел к черте, за которой начнется все новое! Люди, принявшие Христа как своего Спасителя, переживают поистине революционное настроение. Немудрено в таком состоянии отвергнуть старое, прежнее и стремиться к новому. Это и произошло среди христиан Коринфа. Многие из них начинают учить, что традиционные формы поведения и приличий нужно отменить. По этому поводу Ап. Павел высказывает свое мнение и говорит, что такие споры крайне вредны, ибо дискредитируют христиан в глазах окружающих. Христиане представляются для посторонних Церкви людей скандалистами, нарушителями общепринятых приличий и норм поведения. Для того чтобы подтвердить свои слова, Апостол Павел, как он это любит и делает весьма часто, разворачивает целое богословское доказательство, что не нужно нарушать принятых норм поведения. Сначала давайте прочитаем отрывок, в котором Павел говорит на эту тему.
    А потом я буду брать по одной-две строчки и комментировать. Таким образом, мы с вами разберем текст более или менее основательно.

    1. Будьте подражателями мне, как я Христу.
    2. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
    3. Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
    4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
    5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
    6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
    7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
    8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
    9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.
    10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
    11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
    12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
    13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
    14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
    15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
    16. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
    17. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
    18. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
    19. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Послание к коринфянам 11:1-19).

    Разберем этот фрагмент подробней:

    Будьте подражателями мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
    Ап. Павел традиционно хвалит своих адресатов. Даже если они виноваты, Апостол никогда не начинает с упреков, с критики. Он говорит добрые слова, в свете которых виноватым должно стать стыдно, что они не оправдывают ожиданий великого Павла.
    Про какие предания, которые держат люди, говорит Павел? Скорее всего, про то, что христиане не должны идти на конфликт с окружающим миром и с нехристианами. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Римлянам 12:18)– любимый совет Ап. Павла, который он нередко напоминает христианам.

    Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог.
    Мы говорили выше, что покрытие головы для женщины означало, что она – за-мужем, она подвластна мужу. То есть, платок на голове был знаком, что над нею есть муж.
    Свою аргументацию Ап. Павел разворачивает и рисует целую цепочку взаимоподчиненности. Он хочет убедить читателей, что все в мире подчинено законам, пронизано иерархичностью. И не надо отменять то, что существует и служит делу гармонии и порядка. Надо отметить, что вообще Ап. Павел уважает закон, законность и никогда не призывает христиан к бунтам, неповиновению, экстравагантным акциям.

    Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
    Не совсем понятно, что имеет в виду Ап. Павел. Может быть, он намекает на то, что покрывать голову обязан был человек отлученный, преданный херему (иудейской анафеме) за тяжкие грехи?

    И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
    «Обритая» женщина – это выставленная на позор за какое-то преступление. Для Павла странно слышать, что некоторые женщины снимают в христианских собраниях головное покрывало. Почему они это делали? Вы помните, как любили обращаться друг к другу христиане? Брат, сестра. Мы все близкие и родные, духовные родственники. Сам Христос считал учеников Своей семьей. В Евангелии описана шокирующая история. Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).
    Надо помнить, как важны на Востоке были семейные связи, как много значили семья и родственники, чтобы понять шокирующий радикализм слов Христа. Он Свою семью расширяет на всех, кто станет Его учеником…
    Поэтому христиане любили называть друг друга брат и сестра, поэтому и священников мы ласково называем отцом, батюшкой, а почтенных пожилых прихожанок величаем матушкой. Христианская община – твоя семья! А в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу.
    Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину.

    Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить. Вот собираются христиане вечером на молитву. Затворяют двери (непосвященных в собрание не пускали), совершают там богослужения, которые сами называют агапы – вечери любви. Что они там делают за закрытыми дверями, на вечерях любви, если даже женщины их, как в семье или как базарные блудницы, не покрывают голову?
    Мы знаем о многих наветах и клевете, которую распространяли о христианах в первые века. Возможно, что христианки Коринфа, снимая головные покрывала, тоже давали повод придумывать о христианах всякие непристойные сплетни.

    Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
    Апостол Павел любил (это у него был такой риторический прием) свои размышления доводить, додумывать до конца, порой карикатурного. Пишет как-то Ап. Павел о спорах об обрезании крайней плоти. О, говорит он, как смущает вас эта тема, о, как много будоражат вас некоторые, что призывают христиан обрезываться. Они так много об этом говорят, считают таким важным, что пусть тогда уж себе сразу все отрежут…
    Так и здесь. Не хочет женщина покрывать голову – пусть бреется наголо.
    Понятно, что Ап. Павел это шутливо сказал, а не на самом деле давал такой совет. Его задачей было убедить женщин, что снимать головное покрывало на богослужении – такая же глупость, как и бриться наголо.

    Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
    Еще один риторический прием Ап. Павла – доказывать свою мысль разными примерами. Через это мысль его получала новое подкрепление и убедительность.
    Вот и здесь, чтобы еще раз мотивировать необходимость женщине покрывать голову, Апостол напоминает эпизод с Моисеем. Когда Моисей сошел с горы Синай, от Бога, лицо его сияло так сильно, что он положил на него покрывало (Исх., 34-я глава). Вот так, говорит Ап. Павел, и в нашем мире. Женщина – принадлежит мужу. Она сияет его славой и честью и должна беречь это сияние под целомудренным покрывалом. Сияние это не должна открывать посторонним, но только своей семье.

    Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
    Не совсем понятно, что Ап. Павел имеет в виду. Может быть, ту историю из книги Бытие, что падшие ангелы прельстились красотой женщин и стали брать их себе в жены? Вспомните этот эпизод: «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт. 6, 1-2)… Это, по рассказу Библии, повлекло за собой рождение людей-исполинов, гнев Божий и потоп.
    Может быть, Апостол Павел имеет в виду, что, покрывая лицо для посторонних, женщина застрахована от той неприятности, что она приглянется демону?
    Здесь есть и другие предположения, но все же неизвестно, что точно имел в виду Ап. Павел.

    Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.
    Ап. Павел смягчается. Слишком сильно он «надавил» на христианок, слишком строг был. Поэтому он говорит, что все должны жить в уважении и любви и ни над кем не доминировать.
    В конце Апостол приводит уже не богословские, а «естественные» аргументы в защиту того, что женщина должна покрывать голову. Ведь дает же ей Бог длинные волосы. Разве не понятно, что это для того, чтобы она могла прикрывать свою наготу:
    Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

    Заканчивается этот отрывок весьма важным добавлением. Внимательно прочитайте его:
    А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю. Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
    Апостол говорит, что спорить, вводить какие-то экстравагантные новшества – не нужно: если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Нет такого обычая – спорить и диктовать свои мнения Церкви! Впрочем, в конце Ап. Павел говорит, что ставить и мирно обсуждать какие-то вопросы – вполне допустимо. Возможно, тогда более искусный и убедительный оратор сможет доказать свою правоту.

    А теперь, когда мы разобрали этот текст, давайте поставим ряд вопросов и на них ответим:

    Ношение женщиной головного покрывала имеет ли христианское основание?
    Нет, это общая восточная традиция, которая была принята во времена Ап. Павла. Чтобы христиане не «скандализировали» общество, не казались смутьянами и нарушителями общественных приличий, говорит Ап. Павел, им следует придерживаться этого обычая.

    Сам Ап. Павел считает это нужным?
    Несомненно. Ап. Павел, возможно, как человек своего времени и своей культуры считал, что это очень важно. Именно поэтому Апостол так горячо, вновь и вновь приводя различные аргументы, защищает эту традицию.
    С другой стороны, не будем преувеличивать и для самого Ап. Павла значения этой традиции. Из всех своих Посланий (а их – 14) Апостол лишь в одном и один раз касается этого вопроса. Возможно, потому, что поведение христианок Коринфа вызвало какие-то скандалы в городе или нестроения в самой Церкви. Вообще Ап. Павел крайне мало уделяет внимания обрядам и традициям, на первое место ставя вопросы веры и нравственной жизни.

    На самом деле аргументы Ап. Павла доказывают ли решительно-принципиально важность ношения христианами головных покрывал?
    Положа руку на сердце, можно сказать, что ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности. Если кто-то считает иначе, то пусть вспомнит, что Церковь очень легко рассталась, например, с тем утверждением Ап. Павла, что мужчина не должен во время молитвы покрывать голову. Для мирян оно остается в силе, но священнослужители покрывают голову во время молитвы скуфейками, камилавками, митрами, клобуками и т.д.
    В самом деле, все аргументы Апостола – это аргументы, апеллирующие к традиции, обычаям, а не к принципиальным вещам, имеющим отношение к вере и Спасению.

    Как, исходя из этого, должна поступать благочестивая христианка?
    Похвально, что на Руси сохраняется благочестивый обычай женщине молиться в храме с покрытой головой. Этим женщина воздает уважение и почтение к первохристианской церковной традиции, к мнению Апостола Павла.
    Однако не будем забывать, что речь идет не вообще о представительнице женского пола, а именно о замужней женщине. Для нее платок может быть «статусной» вещью, знаком ее замужества. Или, скажем, знаком вдовства либо просто почтенного возраста. От девочек-девушек не следует требовать покрывать голову.
    Вместе с тем, женщина не должна относиться к головному покрывалу, как к чему-то принципиальному для веры и духовной жизни. Никаких «репрессий» к тем, у кого голова не покрыта, применять нельзя. Нельзя отлучать от Причастия, не допускать в храм и проч. Христиане должны понимать, что платок на голове у женщины – лишь дань древнему восточному обычаю, не более.

    Сегодня наши бабушки эту девушку заставили бы надеть косынку. Но в то время, когда люди понимали, «что и как надо на самом деле», подобных эксцессов не возникало.
    Если кому интересно, два слова про косы:
    Девочке волосы подстригали. Когда она становилась девушкой, то есть переходила в другую статусную группу, девушке заплетали одну косу. Эта коса была символом ее девичества, девушка берегла косу, ухаживала за ней. Существовало много поговорок на эту тему, например: «Коса – девичья краса» и др. Накануне замужества косу расплетали. В некоторых областях России косу подрезали, в некоторых просто расчесывали со специальными обрядовыми песнями и причитаниями. Расплетали обычно дружки невесты.
    Затем ей заплетали две косы, которые она отныне и должна была носить. Эти косы укладывали вокруг головы. Носить одну косу замужняя женщина не могла, это было неприлично.
    Косу отрезали девушке, если она впадала в блуд и лишалась девичества.
    Также косу отрезали при монашеском постриге.

    Обратите внимание на девушку, которая держит ребенка. Она тоже не покрыла голову. Одна коса говорит о том, что перед нами девушка, возможно, нянька малыша (а, может быть, крестная? но крестная бы получше оделась).

    И последний вопрос: Как относиться к тому, что не только за Западе, но и во многих Православных Поместных Церквах (Греческой, Сербской и др.) женщины в храме головы не покрывают?
    В восточных странах, преимущественно на Балканах, действительно появилась традиция женщинам в храме головы не покрывать. Греческие священнослужители говорили мне, что эта традиция идет от того времени, когда Греция и Балканы были под властью турок. Турчанки очень строго соблюдают все эти обычаи покровения головы. Греческие женщины, в пику им, в храме платки снимали, утверждая другие стандарты поведения.
    Так это или нет, я не знаю, но в любом случае их традиции – их традиции. Никто не запретит русской женщине, если она хочет соответствовать духовной традиции, принятой на ее Родине, надевать при входе в храм платок.
    Так же и мы должны к иным культурам относиться без осуждения.

    Любовь Рыжкова Покрытая глава.

    Предлагаю желающим поразмышлять над темой покрытия главы (головы) в понятиях древних и сегодняшних времен. Сразу говорю, что это всего лишь размышления, а не богословские изыскания. Наверно ни для кого не секрет, что за столь большой промежуток времени многие понятия изменились и не имеют первоначального значения, особенно если учесть, что культура древних народностей, которым предназначались новозаветные послания, в корне отличается от современной культуры наших народов.
    Начнем с того, что без головных уборов не обходился ни один житель востока в виду жаркого климата, отсутствия скоростных средств передвижения и банальных зонтов. Поэтому голову покрывали и мужчины и женщины, массивными тюрбанами и многослойными покрывалами, служащими не только для укрытия от жары, но и от холода в ночное время. И с этой точки зрения, если у жены не было покрывала, то могло значить, что муж не в состоянии был позаботиться о жене, и это было позором для него. Восточный менталитет означал зависимость женщины от мужчины своей семьи, не обязательно мужа (при отсутствии такового), в материальном и моральном плане. На мужчине лежала обязанность заботы о женщине, а на женщине – обязанность подчинения. И это не было чисто христианским установлением, но перешло в христианство из культуры народов, в основном от Израиля. 1Тим.5:8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
    Далее рассмотрим моральное главенство. Если человек никому не подчиняется, то он сам себе голова – глава, т.е. живет своим разумом, и сам о себе (следовательно) заботится. В таком понимании вопроса мужчина мог быть без головного убора в общественных местах, показывая тем свою независимость. А женщина своим головным убором показывала свою зависимость, что о ней есть кому позаботиться и защитить в случае обиды, или покрыть ее заботой. Если вдруг на ней не оказывалось покрытия головы, то для ее окружения это было поводом для беспокойства о ней и о тени позора за это для ее близкого мужчины. Мы видим заповедь во многих религиях, а не только в христианстве, заботиться о сироте, вдове, слабом и беспомощном – как о не имеющих опекуна, т.е. не покрытых заботой. Если жена не опекаема мужем и в таком смысле - без покрытия главы – то по древним обычаям это был позор мужу, чего не скажешь о нашем времени. Кроме того, покрывалом скрывались волосы, как часть женской красоты, принадлежащей только ее мужу.
    Теперь, о покрывале, как о знаке для ангелов. Наивно думать, что здесь имеются в виду ангелы – духовные создания, не причастные к материальному миру. Значение слова ангел – посланец, вестник, евангелист-благовестник. В последнем смысле это слово употребляется в Новом завете, Откровении, послания семи церквям, где ангел – руководитель, или лидер церкви. В таком понятии покрытие головы женщиной говорит о наличии у нее покровителя, в том числе молитвенника за нее перед Богом. Поэтому не написано воздевать руки в молитве женам, но мужам. И в Ветхом завете поэтому женщинам не вменялось в обязанность приходить пред лицо Божье (на поклонение и молитву), но только мужчинам, как ответственным за них. И в церквях лидерам было понятно по отсутствию платка, кто нуждается в заботе, чтобы исполнить заповедь Божью. Но ни молиться, ни пророчествовать даже замужним женам не запрещалось (не говоря об одиноких), только делать это покрытой. Пророчествующий (щая) делали это по очереди, назидая церковь, чтобы все научались. Учитывая вышесказанное, я думаю, что церковь могла требовать покрытия головы от незамужней прихожанки только в том случае, если она была опекаема церковью, для свидетельства руководству церкви(ангелу). А дома муж требовал от жены покрытия головы, т.к. он ее опекал. Но сегодня многие установления поставлены с ног на голову. Женщина (и одинокая и замужняя), работая в поте лица, зачастую сама вынуждена опекать и себя, и свою семью, при этом еще и жертвуя на церковь. И церковь в ответ на это часто беспардонно указывает ей на платок, думая что без него Бог не разберется в ситуации, при этом еще повелевая ей молчать и слушаться мужа.
    Теперь вопрос о длинных волосах, требующих покрытия. Это вопрос более глубокий, чем кажется на первый взгляд. Без длинных аргументаций скажу мое личное мнение – длинные волосы покрывать надо как мужчинам, так и женщинам, если они не назореи, т.е. полностью не посвящены Богу.
    Почему мужчина не покрывает голову перед Богом. Во-первых, принято было мужчинам иметь короткие волосы, а женщинам длинные, чего нет сейчас. Во-вторых, по Божьему установлению он, а не жена, должен трудиться в поте лица и заботиться о себе и о ближних, сам, своей головой и разумением. В этом смысле ему покрытие, или опекунство не положено. А тот, кто не имеет опекунства, не имеет и знака его.
    Если в человеческих взаимоотношениях по Божьему установлению сильный должен покрывать слабого своей опекой, то Бог во взаимоотношениях с людьми покрывает всех Своих людей, независимо от пола, вышедших из под власти сатаны и пришедших под власть Небесного Отца. Матф.23:37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Пс.90 Живущий под КРОВОМ Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен.
    Новозаветные верующие, пришедшие под ПОКРОВ Отца, получают знак покрова на своей голове в виде благодати Духа Святого, символически хорошо изображаемый на иконах святых в виде нимба. Бог призывает всех Своих детей к святости: Будьте святы, потому что Я свят. И не имеет значения в нашей повседневной жизни платок или брюки, но святость, без которой никто не увидит Бога. Ксения Петербуржская в подвиге юродства приближалась к Богу в мужской одежде своего умершего мужа, и мы знаем итог ее жизни – святость. Это главный покров главы христианина - от Бога.
    Если все эти значения переложить на современный менталитет и культуру, то не должно оставаться никаких вопросов с покрытием головы замужней жены, или незамужней женщины, или девушки, или мужчины. Но как сказано, каждый поступай по мере веры, которую каждому Бог уделил. Все, что не по вере – грех. То, что позволительно зрелым, не все позволительно малым детям. И не осуждай чужого раба, перед своим Господом он стоит или падает, и силен Бог его поднять в любой момент; а нам чтобы не быть осужденными за это.

    Публикации статей из интернета

    В центре учения Исуса - любовь, всеобъемлющая любовь к ближнему. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» , - сказано уже в Ветхом Завете (Левит, 19, 18), а евангелист Матфей объявляет эту мысль основной заповедью, на которой утверждается «весь закон и пророки» (Матфей, 22, 39 и сл.) . В греческом тексте Евангелия понятие «любовь» передано словом «агапе» ; греки употребляют для обозначения любви также слово «эрос» , но понимают под ним нечто иное. «Эрос» означает «страстную любовь», когда желаешь другого для себя, любовь, которая дарует любящему страдание и блаженство; это демоническая сила, возносящая человека на вершину экстаза и низвергающая его в пропасть вины, так выражается у Софокла Антигона. Но эрос - не только слепая, чувственная страсть, это - устремление духа, души к высшему. «Эрот - это великий гений, нечто среднее между Богом и смертным, это дитя богатства и бедности» (Платон) .

    В Евангелиях слово «эрос» не встречается ни разу, а греческая литература, в сущности, не употребляет слова «агапе». Между этими понятиями существует огромная разница: эрос - это любовь вожделяющая, Агапе - любовь дарующая. Греческая Библия (Септуагинта) обозначает словом «агапе» и природную любовь отца и матери к своим детям, и прежде всего любовь мужчины и женщины. Таким образом, любовь земная и Небесная обозначаются одним словом, а следовательно, двойная заповедь: любить Бога и любить ближнего своего, как самого себя, о которой говорится у Матфея, есть одна заповедь. Исус являлся, дабы исполнить эту заповедь «агапе» (Матфей, 5, 17) .

    И з совсем другой местности, чем Исус, происходил апостол Павел. Если Исус вырос в деревне, в иудейском «маленьком местечке», то Его апостол, напротив, в иудейской общине Тарса, оживлённой столице Киликии. Киликия (в современной Турции) лежала на перекрёстке многих путей и была объектом многих споров. Здесь был распространён культ Артемиды; апостол особенно подчёркивал его притягательность для масс и усиленно с ним боролся . Исус проповедовал перед деревенскими общинами и избегал городов. В Тивериаду, столицу Галилеи, Он никогда не входил. Павел же, напротив, проповедовал только в городах; здесь он чувствовал себя вполне в своей стихии.

    Условия жизни определили также и отношение Павла к другому полу. Женщины, которых видел в своей юности Исус, были, главным образом, суровые крестьянки с гор, гордые, своенравные, работавшие на полях вместе с мужчинами. В Тарсе, напротив, женщины и дети жили отгорожено от окружающего мира. Когда же маленький Савл (так звали его тогда) украдкой выглядывал из решётчатого окна своей сумрачной комнаты на иную часть города, он видел напоминающие карнавал шествия радостных женщин, которые направлялись к храму Артемиды, а женщины-зрительницы с обочины кричали в восторге: «Славься, наша Артемида! » Богиня охоты Артемида была Богиней-покровительницей женщин, бракосочетания и родов.

    Полную противоположность, уверенным в себе, греческим женщинам Тарса представляли женщины иудейские: они жили замкнуто, покорно, строго следуя ветхозаветным законам. Тем не менее, Павел и на них смотрел весьма критично. Он, видимо, никогда не общался с женщинами, даже в родительском доме.

    Резкость, с которой он исключил всякую возможность глубокого душевного единства между мужчиной и женщиной, связана не столько с напряжёнными психоэротическими переживаниями юности, сколько с его религиозным основанным на мифах мировоззрением.

    Среди первых обращённых в новую веру было немало выдающихся женщин, например, иудейка Прискилла. Изгнанная из Рима императором Клавдием вместе со всей иудейской общиной, она попала на Коринф и там развернула активную религиозную деятельность. Её часто и с похвалой упоминал её муж, ибо (по словам М.Фаульхабера) «она, несомненно, была душой дома и духовной руководительницей для окружающих» . Благодаря «миссионерскому рвению» Прискиллы и многих других, процент женщин среди последователей апостола Павла неуклонно рос. Несмотря на это, он говорит: «Жёны ваши в церквях да молчат» (I Коринфянам, 14, 34) . И ещё: «А учить жене не позволено, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо…» - и тут следует обоснование не столько по сути, сколько опирающееся на миф: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева, и не Адам прельщён, но жена, прельстившись, впала в преступление» (I Тимофею, 2, 12-14) . Согласно мифическим представлениям, отражённым в рассказе о сотворении человека, женщина повинна в несовершенстве мира, и проповедник, верный тогдашним взглядам (в соответствии с которыми определялись и родство, и наследие), видел Еву в каждой женщине. С великой строгостью он требует от последовательниц своих не поддаваться греческим идеям эмансипации, хранить верность древним законам и догмам.

    В первом послании к коринфянам Павел подробно и недвусмысленно излагает свою позицию по «женскому вопросу»: «Всякому мужу глава Христос, жене глава - муж… всякая жена, молящаяся… с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же самое, как если бы она была обритая (т.е. проститутка. - Примеч. авт.), ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся… Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангела» (11, 3 и сл.) .

    Саксонский теолог Г.Деллинг в своём исследовании «Павел и женщины» даёт этому отрывку из послания пояснение: «Для Павла покрывало - нечто вроде клейма. Женщина, в большей мере, - пленница природы по причине своей, будто бы, более сильной сексуальности; носить покрывало - значит смиренно это признавать, значит испытывать стыд от того, что через неё в мир пришёл грех» .

    Элегантные гречанки тоже носили покрывало, но из воздушных цветных тканей, чтобы подчеркнуть свою красоту. Христианки же, напротив, должны были скрывать себя под своими серыми и чёрными покровами.

    Однако, на самых ранних христианских саркофагах женщины по большей части изображены без покрывала и головного убора, одетыми по римской моде.

    В мышлении Павла - как и в случае с «комплексом Евы» - вновь проступают представления, основанные на древних мифах. Слабый пол, легко поддающийся соблазну, должен «для ангела» покрывать свою голову. В греческом мифе нет ангелов, но есть боги, которые постоянно атакуют и соблазняют прекрасных земных женщин. В Книге Бытия соблазняют человеческих дочерей ангелы, точнее - Сыны Божии (Бытиё, 6, 2 и сл.).

    Павел, который сам не был женат, рекомендует мужчинам и женщинам жить одиноко, ибо брак - есть лишь «необходимое зло» . Он советует сочетаться браком лишь тем, кто «сгорает от желания» , но и они должны, насколько это возможно, уравновешивать свою чувственность разумом и обращением к духовным делам. Лучше всего было бы, если бы люди добровольно решились жить друг с другом, как братья и сёстры, ибо «тело не для блуда, но для Господа» (I Коринфянам, 6, 13) .

    Один из последователей Павла, учитель церкви Тертуллиан (160-220), провозглашал с вызывающей краткостью: «Брак основан на том же самом акте, что и блуд» . Иероним (331-420), который в юности досыта вкусил женской благосклонности, а в более зрелом возрасте жил отшельником, строго требовал: «Возьмём в руку свою топор и срубим у самого корня безплодное дерево брака» .

    Павел видел в любви риск - риск, которого можно избежать. Но что он вообще понимал под любовью и браком? Брак, по его мнению, служит не для того, чтобы производить потомство (как считали древние), а единственно и исключительно для удовлетворения чувственной похоти. Однако, учение Христа провозглашает, прежде всего, любовь - любовь к ближнему: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» . Это означает уважение к личности других людей. Это означает, что любовь к себе может быть согласована с неприкосновенностью всякого другого существа - будь то чужеземец, будь то женщина. Совсем другое понятие избирает фанатичный моралист Павел: любовь называется у него «блуд», это распутство и грех «не знающая узды похоть» , что скачет «от ложа к ложу» (Римлянам, 13, 13) . В русском каноническом тексте соответствующее место звучит так: «Будем вести себя благочинно - не предаваясь… ни сладострастию, ни распутству» (Римлянам, 13, 13) .

    Христианский гностик Ириней, выступавший за новое понимание любви («гносис» означает «познание»), заявлял, протестуя: «Кто не любит женщину, тот не знает истины, он должен ещё прийти к истине» . Это глубокое высказывание, ведь слепец не может понимать в цветах, а кто не ведал и с т и н н о й любви, не может понять истину любви .

    А в одной из молитв гностического Евангелия Евы Праматерь Ева, олицетворяющая человеческий универсум, говорит Христу, новому Адаму, о природе истинной, связующей любви : «Я есть Ты, и Ты еси Я, где бы ты ни был, ибо Я есмь и посеяна в Тебе и во всём живущем, и всюду, где Ты пожелаешь, Ты собираешь Меня, и где Ты собираешь Меня, Ты собираешь Себя» .

    Эта прекрасная декларация совпадает не с представлениями Павла, а со взглядами Христа на любовь к ближнему. Жаль, что в последующие века утвердилось не убеждение Учителя, но убеждение Его апостола! Это - катастрофа!

    Павел умер в 65 г.н.э. в Риме. Его моральная проповедь при его жизни не оказывала никакого влияния на греко-римский мир вцелом. Ещё не закончилась античность. Но уже ничто не могло остановить перемен к худшему в общественном положении женщины.

    Закат Римской империи ознаменовал собой конечный пункт тысячелетнего развития. Наступило мрачное средневековье. Поскольку Женское Начало было объявлено «дьявольским», женщин, кому-то показавшихся неугодными, стали сжигать на кострах, как ведьм; последствия такого отношения к женщине для нашего духовного развития мы ощущаем и поныне… От нас до средневековья (и обратно) не так уж и далеко!

    (Из книги Е. Вардиман. Женщина в древнем мире)

    продолжение следует

    Именно апостолу Павлу принадлежат слова из Писания: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1Кор.14:34,35); «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью» (1Тим.2:11); «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» (1Тим.2:12).

    Это дает повод некоторым верующим говорить, что апостол Павел был на стороне мужчин, что ему не нравились женщины. Более того, что он был женоненавистником и его послания ограничивают права женщин. Чтобы разобраться, так ли это, приводим примеры женщин-служителей, о которых говорит Павел в Библии. Учитель и пастор Рик Реннер в книге «Женщины в служении» рассуждает на эту тему.

    Фива

    «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите её для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чём она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому» (Рим.16:1-2).

    Кто была эта Фива? Почему она была так известна, и почему сам апостол Павел относился к ней с почтением?

    Греческое слово, переведённое как «представляю», означает «стоять рядом с кем-то», «стоять за кем-то». Сказать это слово в отношении какого-либо человека означало дать ему лучшую рекомендацию. Эту фразу можно перевести ещё и так: «Я стою за сестрой Фивой и даю ей самую лучшую рекомендацию, которую только можно дать».

    Он её уважал, ценил и называл своей помощницей. Он так ей доверял, что, написав Послание к Римлянам, он отправил его не с мужчиной, а поручил Фиве доставить письмо по назначению - в Римскую церковь. , что на протяжении некоторого времени Фива была пастором самого апостола Павла.

    Значение имени Фива - «яркая, сияющая» - указывает на то, что она была ярким примером того, какой должна быть женщина-христианка.

    Павел также называет её сестрой. А это свидетельствует о том, что она входила в круг его близких друзей.

    И ещё он называет её диаконисой. Слово «диакониса» мы встречаем и в книге Деяния, 6-й главе, где говорится о том, как были избраны первые дьяконы. Тогда ими стали только мужчины. Теперь мы видим, что в Кенхрейской церкви дьяконское служение было возложено на женщину.

    Город Кенхрея был восточным портом, находящимся неподалёку от Коринфа. Это была очень влиятельная область, поэтому то, что происходило в церквях той местности, распространялось и по другим церквям. И в этой влиятельной церкви женщина по имени Фива играла далеко не последнюю роль. Если была одна женщина-диакониса, то можно предположить, что были и другие женщины, служившие диаконисами. И это удивительно, так как в той местности господствовали мужчины, женщины же занимали низкое положение.

    В Коринфе обитало немало блудниц, и мужчины рассматривали женщин как вещь, которой можно попользоваться и выбросить за ненадобностью. И тот факт, что Фива была уважаема в том регионе, указывало на то, что у женщин появилась свобода и стало отходить бесправие. То, что Фива была диаконисой, ещё раз подтверждает истину, что в Иисусе Христе нет различия между мужским и женским полом.

    Греческое слово, переведённое как «примите», означает «принять, не задавая вопросов». Мнение Павла о Фиве было настолько высоким и он настолько в неё верил, что написал: «Примите её и не задавайте вопросов. Если я её уважаю, то уважайте и вы». Это не похоже на мужчину, который против женщин, не так ли?

    Греческое слово, переведённое как «помочь», означает «стоять рядом с кем-то», «быть рядом с кем-то». Перефразируем этот фрагмент его письма: «Эта женщина нуждается в вашей поддержке и помощи. Примите её и поддержите, как только сможете». И далее он пишет нечто вообще поразительное: «...в чём она будет иметь нужду у вас...». «Нужда» - это неточный перевод. В Новом Завете на греческом языке написано, что если «она будет иметь какое-то дело у вас...». То есть Павел написал: «Помогите ей в любом деле, которым она будет заниматься, находясь у вас».

    «Ибо и она была помощницей...». Словом «помощник/помощница» в то время называли человека, помогавшего людям из другой страны. Возможно, Фива оказывала помощь миссионерам, путь которых пролегал через их область.

    Прискилла и Акила

    «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе» (Рим.16:3).

    Вы заметили порядок упоминания имён? Сначала Павел говорит про Прискиллу, а потом про Акилу. Но так было не всегда. Раньше о них упоминалось так: «После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его...» (Деян.18:1-2). Вначале Лука пишет про Акилу, потом, как бы между прочим, упоминает и Прискиллу: «Там был человек по имени Акила. Ну и была ещё его жена. Как же её звали? А, Прискилла».

    Акила был иудеем. Он родился в Понте, том же регионе, где и апостол Павел. И, возможно, у него было такое же мнение о женщинах, как и у всех иудеев. До встречи с апостолом Павлом они оба не понимали роли женщины в служении. Но после общения с ним они поняли, что Бог избирает для служения не только мужчин, но и женщин. И Прискилла стала выдающимся служителем! С тех пор, когда шла речь об этой супружеской паре, сначала упоминали Прискиллу, потом вспоминали и про Акилу.

    Мне приходит на память Мэрелин Хикки и её муж. Она - помазанный служитель и известный во всём христианском мире учитель Библии. Он - пастор поместной церкви, известный только своим прихожанам.

    В раннехристианской церкви Прискилла считалась одной из лучших среди проповедников. Её откровения и способность толковать Писание настолько уважалось другими служителями, что даже сегодня многие богословы полагают, что именно она написала Послание к Евреям.

    Юния и Андроник

    «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» (Рим.16:7).

    Это тоже были муж и жена и родственники Павла. Он написал, что они прославились между апостолами. Это значит, что Павел был не единственным апостолом в их родне. Эти супруги тоже были апостолами. Более того, они стали апостолами ещё до того, как Павла признали апостолом.

    Но не заблуждайтесь, что если муж является апостолом, то автоматически и его жена тоже - апостол. Или что если муж пастор, то и жена - пастор. Я нередко замечаю, что жену пастора тоже называют пастором. Дар служения одного супруга не передаётся другому супругу посредством акта бракосочетания. Есть много пасторов, чьи жёны не помазаны Богом на пасторство.

    Но как чудесно, когда жена человека, являющегося, например, апостолом, пророком, пастором или учителем, тоже призвана Богом к служению.

    Юния, даже если бы она не была женой апостола Андроника, всё равно была бы апостолом, потому что к этому служению призвал её Бог. Это подтверждает то, что и женщины могут быть апостолами. Может, в вашей церкви не заведено, чтобы женщина была пастором или апостолом, однако женщины могут быть и теми, и другими или нести какое-нибудь другое служение, и это не возбраняется Библией и не противоречит Новому Завету.

    Объясните, батюшка, что значат слова из послания 1-го к Коринфянам 14:34: «Жены ваши в церквах да молчат...». Это нужно понимать в прямом смысле слова?

    Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

    Это место из Послания святого апостола Павла почти всегда приводят неточно. Если мы прочтем текст и рассмотрим контекст этого стиха, то придем к выводу, что святой апостол не устанавливает здесь общее правило, а говорит о коринфских женщинах. Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить (1Кор.14:34). Из предшествующих слов можно понять, что в собраниях коринфян были нестроения. Возможно, причина исходила от женщин. А то, что женщина может говорить в Церкви, подтверждают другие места в этом же Послании святого апостола Павла: ..И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову.. (1 Кор. 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить.

    Сам святой апостол поясняет: а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение (1Кор.14:3). У святого апостола Филиппа сказано в книге Деяний святых апостолов: ...были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян.2:9). Где они могли пророчествовать? Разумеется, не дома, а в церковном собрании. Еще пример. Уже в I веке в Церкви были диаконисы. В Послании к Римлянам апостол Павел упоминает диаконису Фиву. Они наставляли путем бесед женщин, которые готовились к крещению, уча их, и помогали епископу при крещении. Значит, они не могли молчать в Церкви.

    
    Top