Женщина богиня. Из семи греческих богинь, представляющих главные, самые общие архетипические

Сегодня хотела с Вам поговорить о том, кто же такая Женщина- Богиня. Мы много делаем практик, чтобы стать Богиней. Но первый шаг к состоянию Богини — это осознание того, что женщина — это целый мир разных состояний и граней индивидуальности. Она может быть разной в различных ситуациях. Она трепетна и ранима. В ней есть всё , что нужно для счастья.

Она может быть слабой и сильной одновременно.

Женщина — Богиня осознав свою силу, даёт всем природным стихиям и силам проявится в себе, тем самым развивая в себе уникальные качества. Этим делая себя и своих близких счастливей. Она создаёт свой мир мудро и честно.

Ведь главное счастье каждой женщины — это осознание своей волшебной женственности и принятие её, а это порой бывает сделать очень сложно из-за разных причин (травмы детства, неправильное воспитание девочки, неправильные представления о женщинах).

Я недавно стала задумываться об этом, раньше я всегда хотела добиваться всего сама, быть самостоятельной, развивая тем самым мужскую энергию.

А когда осознала, что женщина — это такое волшебное и чудесное состояние, я просто была поражена тем, что женщина творит свой мир своими действиями и мыслями и ей совсем не нужно бороться со своим миром, ведь это удел мужчин совершать подвиги и добиваться грандиозных побед.

А у Женщины — Богини другое предназначение — усовершенствовать свой мир, дарить любовь и реализовывать себя, тем что ближе всего к её душе, что радует её и дарит миру красоту и добро.

Женщина — Богиня может гармонично проявлять (Хозяйка, Королева, Девочка, Любовница), причём проявлять их в нужное время и в нужном месте. В этом и есть мудрость каждой женщины, знать как себя проявить в различных ситуациях.

Недавно к одной из моих статей написали комментарий — » что Богиня не может быть кухаркой» . И я поняла, что тема Женщины-Богини недостаточно раскрыта, нет понимания, кто же на самом деле Богиня.

Такая женщина делает любое своё действие в состоянии любви и света, и если она что-то готовит, так это просто проявление её чувств. Также и уют в доме и все отношения она строит на этом понятии проявления себя.

Она гармонично живёт с собой и окружающим миром. Женщина- Богиня не может быть всегда только Королевой, которой все поклоняются, это как — то однобоко, и проявление всего лишь одного состояния женщины.

Порой хочется быть маленькой и беззащитной Девочкой и знать, что твой мужчина защитит тебя от всех невзгод, иногда хочется устроить ночь любви и стать самой лучшей Любовницей, а ещё порой хочется сделать свой дом уютным и комфортным, чтобы твой любимый мужчина стремился домой и знал, что его ждёт любимая женщина и она позаботиться о нём (покормит, поймёт и примет такого, как он есть).

Мне кажется, в этом мудрость настоящей . При таком подходе не нужно бороться за свои права, нужно просто излучать любовь и свет и всё будет,так как ты захочешь — Вселенная даст тебе это, а чьими руками это будет сделано уже не важно.

В заключении, скажу что Богиня живёт в каждой из нас, её нужно просто разбудить и осознать, принять это состояние. Тогда всё будет прекрасно.

Желаю Вам осознания своей женственности.

С любовью к вам, Марина Данилова .

Мифы Древней Греции помогут вам получше узнать себя.

Нет, сегодня мы не будем опускаться до «50 оттенков серого», вспоминая тупую фразочку «Моя внутренняя богиня ликует». Лучше займемся прикладной психологией, освежив в памяти мифы Древней Греции. Замечательный психотерапевт Оксана Спиваковская в книге «Настоящие женщины не спят в одиночестве» определила 8 архетипов женщин, которые похожи на греческих богинь. Знакомство с ними поможет вам, девочки, получше познакомиться с самими собой и получить наконец-то от жизни то, что вы хотите.

Артемида – богиня охоты и женского целомудрия


Женщина-Артемида – энергичная, целеустремленная, с холодным и цепким взглядом. Это женщина, которая любит немного прохладной, сестринской любовью. Про таких часто говорят: у нее мужской характер. Она всегда принимает решения сама. Современные Артемиды всегда в отличной форме и умеют выглядеть на все сто. Недостатки Артемиды – прямолинейность, неумение просить, быть слабой, проигрывать. Рядом с такими мужчины часто чувствуют себя неуютно, потому что охотницы не дают им доминировать и проявлять мужскую силу.

Деметра – богиня-мать, богиня плодородия



Женщина-Деметра – в первую очередь, хозяйка и мама. Чаще всего у современной Деметры пышная, статная фигура. Она практична, поэтому при выборе мужчины не руководствуется страстью, а просчитывает, пригодится ли партнер в хозяйстве, достигнут ли они вместе богатства. Недостатки Деметры – желание контролировать все и вся. Она создает поток материнской ласки, в котором будет непросто выжить как ее партнеру, так и ребенку. Ради ребенка Деметра зачастую и затевает брак, и после рождения наследника для этой богини мужчина неизбежно уходит на второй план.

Персефона – богиня царства мертвых



Персефона – это женщина-дочь, игривая, наивная, юная. Неважно, сколько ей лет. Она непосредственна, мягка, обладает ангельским характером. «Я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу платье» - это про Персефону. Женщины такого типа страдают от недостатка отцовского внимания, поэтому для брака выбирают себе папиков, которые будут их защищать и содержать. Она очень нуждается в подарках, ласке и опеке. Недостатки Персефоны – постоянное стремление флиртовать и кокетничать, и это может сильно тревожить ее партнера.

Афина – богиня войны, мудрости и ремесел



Женщина-Афина – статусная и дорогая. Она покупает бренды ради брендов и выбирает состоявшихся мужчин. Это перфекционистка, девочка-отличница, которая мечтает удачно выйти замуж. Этакая стерва, которая не остановится ни перед чем, чтобы прийти к своей цели.

Гера – покровительница брака



Гера – это идеальная жена. Она как альфа-самка, равная своему альфа-самцу. Если вы забыли, Гера была женой Зевса, которая сумела закрыть глаза на бесконечную череду увлечений своего мужа-бога. Современная Гера настолько заморочена на замужестве, что свадьба – это главное событие в ее жизни. Она обязательно должна быть пышной, шикарной, дорогой, где-нибудь на Бали и с сотнями гостей. Иначе никак. Недостаток Геры заключается в том, что подруга из нее никудышная – она вообще не воспринимает незамужних женщин, потому что они в ее понимании не сумели реализоваться. Своего мужа, которого маниакально любит, она будет хранить, как зеницу ока, и скрывать от своих знакомых и коллег женского пола. А то мало ли что.

Гестия – богиня семейного очага


Женщина-Гестия – это серая мышка, неприметная, тихая, скромная, внешне не примечательная. Для мужчины она – тихая гавань, к которой он будет возвращаться снова и снова. Гестия любит хорошие книги и картины классиков, у нее нет амбиций, она не стремится к внешней мишуре и статусу. Часто Гестия не умеет наряжаться и краситься, а выход в свет для нее – целое испытание.

Геката – богиня лунного света

Про современную Гекату все говорят: «У нее тараканы в голове». Главное для нее – чувства, интуиция. Она обожает все странное, любит мистику. Кстати, у Гекаты хорошее чувство юмора, мужчинам с ней интересно. Она наполнена внутренней свободой и ненавидит условности, противоположный пол пленяется этим. Недостатки Гекаты – резкие перепады настроения, излишняя эмоциональность.

Богиня - это психологически созревшая женщина, несущая и сознающая свою полную ответственность за свою жизнь, свои реакции, эмоции и их последствия.

Богиня ни от кого не зависит. Её осознанное подчинение всегда уместно, добровольно и радостно.

Богиня чиста и прекрасна, и не только внешне. Она также чиста, прекрасна, целостна, гармонична и упорядочена внутри. Поэтому её мир и пространство вокруг неё также чисты, прекрасны и гармоничны.

Богиня не раздражается и не обижается по мелочам, так как она не придаёт им повышенного значения.

Богиня никому не завидует - она вне конкуренции, она всегда на своём месте и не играет чужие роли.

Богиня не сравнивает себя с другими. Она уникальна и несравненна и прекрасно знает об этом. Таким образом об этом узнают и все остальные:)

Богиня всегда идёт по жизни своим собственным путём, а не копирует чужие.

Богиня не ждёт перемен и не надеется на чудо. Она сама по себе большое Чудо, поэтому она сама творит чудеса и свою Реальность.

Богиня знает о своей Силе и прекрасно управляет ею.

Богиня всегда имеет свой собственный стиль, хороший вкус и чувство собственного достоинства.

Богиня любит и принимает себя такой, какая она есть.

Богиня знает свои границы и никому не позволяет их нарушать.

Для Богини естественно большую часть времени находиться в состоянии Счастья, Изобилия и Любви, т.к. Бог и Вселенная всегда заботятся о ней и она прекрасно знает об этом.

Богиня не требует и не манипулирует. Её улыбки, взгляда или жеста вполне достаточно.

Богиня не спорит и никому ничего не доказывает. Она знает, что спор - это мужская энергия, поэтому не растрачивает свою энергию по пустякам. И она слишком самодостаточна и счастлива, чтобы кому-то что-то доказывать)

Богиня не сражается и не мстит (ну разве что шутки ради, или чтобы чему-то кого-то научить, и лишь исключительно из сострадания!..:)

Богиня не ругается, а выражает свои чувства доступно для понимания других (Боги тоже иногда впадают в гнев, дабы показать, что не стоит играть с их чувствами)

Богиня не ленится, т.к. она не работает, а Творит (ну, или вытворяет, это уж как получится:)

Всё, к чему прикасаются руки Богини, становится лучше и краше)

Богиня знает, чего хочет, поэтому всегда получает желаемое. Исполнение её желаний приходит к ней само, легко и изящно!

Её слова и даже просто одно её присутствие меняют судьбы людей.

Богиня не гордится и не претендует на превосходство - она соответствует и вдохновляет!

И наконец Богиня никогда ни с кем не соревнуется - ей ведь не нужны призы, она сама - Приз!...

Поэтому, дорогие мои женщины, любите себя, любите и уважайте в себе Богиню - и вас полюбит если не весь мир, то Боги уж точно!)))


Повседневная жизнь древнегреческих женщин в классическую эпоху Брюле Пьер

Женщины-богини

Женщины-богини

В иерархии родов (и полов) этих бессмертных греков женщины занимали вовсе не подчиненное положение. Совсем не секретарской работой в министерстве Олимпа занимаются Деметра, Афина и Гера. Естественно, за долгую историю этих богов и создавшего их народа божественныйsex ratio (половой коэффициент) изменился - перевесил в сторону мужчин; иными словами, примерно с середины II тысячелетия до н.э., когда в Греции появились боги, и до интересующего нас периода количество женщин в этом пантеоне уменьшалось. Тем не менее по сравнению с другими религиями греческая достигла рекордного «процента феминизации». И это вовсе не мимолетные женские образы.

Первичная классификация богинь очевидна: богини классифицируются как женщины по статусам - сексуальный, биологический и социальный. Все эти три статуса соединены в трех самых великих богинях-parthenoi, то есть девах - Афине, Артемиде и Гестии. Они обладают и такими качествами, как непорочность, необузданность, жестокость. Они горды своей девственностью. «Головою твоею [Зевса] клянусь, что безбрачною / Буду девой в пустынных горах звероловствовать», - восклицает Артемида. Она и Афина - дочери Зевса. Афина - старшая дочь. «Родил ее сам многомудрый Кронион [Зевс]. / Из головы он священной родил ее, в полных доспехах, / Золотом ярко сверкавших». А поскольку отец в отношении этих дочерей не имел никаких матримониальных планов, девственность их является вечной, а это предполагает зависть и, возможно, склонность к жестокости. Что доказывает злосчастная судьба тех, кто добивался с ними близости, - в мифах рассказывается, как смертные теряли зрение или умирали всего лишь из-за того, что подглядывали за купающейся богиней. Всего лишь мечтая о соитии с богиней, мужчины чувствовали приближение смерти. Другие боги и богини, получив от любви наслаждение, обещали смертному помощь. А вот с «Артемидой, Афиной и Гестией соединяться опасно, даже если это сулит наслаждение : сон о них предсказывает скорую смерть тому, кто его видит; ибо это великие богини, а по традиции мы знаем, что те, кто налагал на них руку, кончал жизнь в ужасных мучениях» (Артемидор).

В этой семье «непорочных» каждая из трех наделена определенными полномочиями. У Афины они, несомненно, самые сложные: она учит людей искусствам и ремеслам, покровительствует детям и юношам, хранит от врагов города, дает героям Греции советы и помогает им, выполняя тем самым функцию политическую. Артемида, как и Афина, защищает детей, и особенно новорожденных, покровительствует беременным и роженицам. Она главенствует в мире дикой природы и является покровительницей охоты.

Любит она только луки, охоту в горах за зверями,

Звяканье лир, хороводы, далеко звучащие клики,

Рощи, богатые тенью, и город мужей справедливых.

Гомер «К Афродите» (18-20). Пер. В. Вересаева.

Зато она не вмешивается в область политики, где царит ее сестра (по отцу, но не по матери) Афина. Третья, Гестия, сестра Зевса, имеет более узкую специализацию: эта богиня «домашняя» - не зря ведь в центральной комнате дома гестией называли очаг. Рассматривая город как метафору «дома», эту богиню можно считать покровительницей учреждений, зданий, а также людей, находящихся в центре и во главе политического сообщества.

Следовательно, речь идет о трех типах девственниц: первая является покровительницей мужского мира, вторая - мира диких животных, а также рожениц, а третья - настоящая parthenos сердца «дома». Но почему эти богини, обладая такой властью и наделенные такими функциями, остаются девственницами? Афина и Артемида - самые важные богини греческих войн. О них не забывали ни до, ни во время, ни после боя. Может быть, девственность = жестокости = безрассудной храбрости? Но способна ли такая женственность сравниться с andreia (мужественностью)? Судя по всему, девичья непорочность переносится на неприкосновенность места, на покровительство сообщества.

Другие населяющие Олимп богини ведут сексуальную жизнь: музы, нимфы, Мать богов и конечно же Афродита, Гера и Деметра.

«Только троих ни склонить, ни увлечь Афродита не в силах: / Дочери Зевса-владыки, сиятельноокой Афины... Также не в силах Киприда улыбколюбивая страстью / Жаркой и грудь Артемиды зажечь златострельной и шумной... Дел Афродиты не любит и скромная дева-Гестия...» Потому что главное занятие Афродиты - любовь:

Муза! Поведай певцу о делах многознатной Киприды!

Сладкое в душах богов вожделенье она пробудила,

Власти своей племена подчинила людей земнородных,

В небе высоком летающих птиц и зверей всевозможных,

Скольким из них ни дает пропитанье земля или море,

Всем одинаково близко сердцам, что творит Киферея.

Гомер «К Афродите» (1-6). Пер. В. Вересаева.

Афродита - вот сила, соединяющая полы. Разумеется, есть и другой бог, конкурирующий или помогающий, которого боятся и чью мощь превозносят, бог мужественный, обладающий непомерной властью, бог, пробуждающий желание: «Эрос / Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных / Душу в груди покоряет и всех рассуждений лишает». Но Афродита выше этих женских/мужских категорий, с ней жизнь проходит в наслаждениях; ее закону подчиняются все - и люди, и боги,

Зевс-молнелюбец и тот обольщаем бывал не однажды, -

Он, величайший из всех, величайшей чести причастный!

Разум глубокий вскружив, без труда и его Афродита -

Стоило лишь пожелать ей - сводила со смертной женою

И забывать заставляла о Гере, сестре и супруге.

Гомер «К Афродите» (36-40). Пер. В. Вересаева.

Афродита разными средствами добивается своего. Но главное ее оружие - красота. Ее тело ослепительно, одежда, духи, украшения, цветы, улыбки... такие, что при ее приближении каждый желает сделать ее своей законной супругой и ввести к себе в «дом». Но разве богиня любви может быть чьей-либо супругой? Да, разумеется. Но представьте: богиня любви - и «замужем». Кем бы ни был тот, кто является ее «мужем и господином», она всегда стремится быть любимой другими. В «Одиссее» описан самый знаменитый эпизод ее любовных приключений - она осмеливается осквернить ложе своего супруга Гефеста с богом войны Аресом. Даровала ли ей любовь материнство? Да, в некоторых историях ее сыном является Эрос. И она покровительствует зачатию, но это не та мать, которая может служить образцом.

Что касается Геры, то она прежде всего супруга. Эта великая богиня - «госпожа», на самом деле очень зависима. Без Зевса нет и Геры. Она его сестра, как и Гестия, но прежде всего его супруга. К тому же она занимает всего лишь третью строку в «хронологическом» списке его официальных браков - после Метиды (матери Афины) и Фемиды (богини правосудия). Когда Крон еще наслаждался своей властью над космосом, юные Зевс и Гера любили друг друга, и от их вешней любви родились на свет божественные дети: Эфаистос, Арес, Эйлейфия и Геба. Но о чем больше всего обожают рассказывать поэты, так это об их знаменитой брачной ночи. То ли на горе Ида, то ли в саду Гесперид случилось это божественное совокупление на манер hieros gamos, «божественного коитуса», или «священной свадьбы». Мифический мотив, столь обожаемый греками: супруги наслаждаются и зачинают потомство. Алилуйя! В Греции сие памятное событие даже увековечено: статую Геры в виде нимфы несут во главе процессии, аналогичной свадебной, в святилище и укладывают там на брачное ложе. Однако, если и существует супруга, более всех других страдающая от сексуальной конкуренции по причине бурного темперамента своего мужа, то это, разумеется, Гера. Следует признать, она великолепно исполняет роль ревнивой и сварливой супруги. Она неустанно кричит на Олимпе на всех любовниц и внебрачных детей Зевса. Гераклу не было никакого резона совершать двенадцать подвигов. Избавиться от гнева Геры - вот это подвиг! Гера покровительствует женщинам и браку, как институту, а в Аргосе и Самосе она, подобно Афине в Афинах, занимает более важное место - является всемогущей и суверенной богиней.

Остается Деметра, не менее почитаемая богиня. Она вторая во фратрии основных греческих богов, детей Крона и Реи.

Рея, поятая Кроном, детей родила ему светлых -

Деву-Гестию, Деметру и златообутую Геру,

Славного мощью Аида, который живет под землею,

Жалости в сердце не зная, и шумного Энносигея,

И промыслителя Зевса, отца и бессмертных, и смертных,

Громы которого в трепет приводят широкую землю.

Гесиод (453 -8). Пер. О. Цыбенко.

Эта фратрия очень интересна. С одной стороны, три блистательных персоны - Зевс (небо), Гадес (подземный мир) и Посейдон (море) - мужество, очевидно, выражается только в образе зрелого мужчины (судя по статуям Посейдона и его брата Зевса). С другой стороны, женственность, принимающая различные формы и выполняющая раз и навсегда определенные социальные и сексуальные роли: Гестия - домашняя девственница, «златообутая» Гера - супруга, а Деметра - мать. Она - богиня плодородия. Разумеется, плодородие земли, плодовитость животных и людей весьма важны, и этому благоприятствуют другие боги и герои, которым люди приносят жертвы, чтобы продолжать жизнь и увеличивать богатство. Тем не менее в греческом представлении только плодородная и оплодотворяющая Деметра по-настоящему воплощает в себе образ матери.

Однако две другие богини вносят некоторую путаницу: Земля - Гея, и Мать богов - Рея. «Широкогрудая» Гея, которая только что испытала соитие и впитала оплодотворяющий «дождь» Урана или Зевса, представляет собой гигантскую матку для производства детей (которых иногда производит и самостоятельно, без чьего-либо участия). Она даже фигурирует среди предков Деметры. Однако хотя поэты и описывали первую в тех же выражениях, что и вторую, культы этих богинь абсолютно различны. Не похожи они и на культ Матери богов. Как и Деметра, эти богини рожают и выкармливают детей, но они не привязаны к своим детям, а те к ним, тогда как связь Деметры со своим потомством неразрывна. Материнские качества Деметры проявляются постоянно. Богиня в самом деле неотделима от своего дитя, прекрасной Коры. И связь и единство эти были столь сильны, что греки называли их «Двумя богинями». Зевс, разумеется, был отцом своей племянницы (в чем не было ничего необычного), но каким-то безликим отцом.

История Коры иллюстрирует характерные изменения, произошедшие с греческой женщиной, которые мы подробно рассмотрим в следующей главе: девочку, собирающую с подружками (среди них Афина и Артемида) цветы, похищает ее дядя по отцу, мрачный Гадес, хозяин Аида. Желая обладать ею, он прячет ее под землей. Деметра неустанно ищет свою дочь. Ее гнев на людей и богов неутолим, а поиски упорны. По ее воле земля становится бесплодной, космос разлаживается, и Зевс, которому все известно, но который оставил все как есть, вынужден взять дело в свои руки и приказывает своему брату-похитителю вернуть девочку. Но Кора уже проглотила гранатовое зернышко - символ брака, чем связала себя с хозяином Аида. Из «дома» Гадеса не возвращаются прежними. Этот брак сопровождается сменой имени: дочь Деметры отныне будут называть Персефоной. Из нимфы,коры , она в один миг превращается во взрослую даму. Чтобы вернуть земле плодородие, был найден компромисс: зимой Кора-Персефона - владычица подземного мира и супруга Гадеса, но каждую весну она возвращается к матери и сеет на полях пшеницу. Миф о Коре-Персефоне объединяет хиазм девственность-плодовитость и с божественной точки зрения, и с общечеловеческой; она воплощает альтернативные роли, амбивалентность, двузначность греческой женщины.

Эта портретная галерея иллюстрирует, как изменились представления греков о порожденных их воображением божественных существах. Итак, есть дочь - Кора; дочь-своего-отца, kore и thygater (дочь в родстве) - Афина; девственницы parthenoi Афина, Артемида, Гестия; нимфы (юные новобрачные); законная супруга Гера и мать Деметра. Словом, женщина представлена, как обычно, во множестве ипостасей: биологической - дочь, дева, мать, социальной - супруга, сексуальной - девственница, нимфа, мать. И только богини-супруги и богини-матери могут иметь любовников. Не стоит удивляться тому, что сверхъестественное у греков «подражает» человеческому - это в чистом виде политеизм. Однако в этой серии божественных типажей есть и пробел - в ней не отражен период вдовства, менопаузы; среди богинь нет ни одной старухи. У смертных же отношение к старости зависит от того, кто это - мужчина или женщина. Начиная с Нестора в «Илиаде» греческая культура не перестает превозносить старческие добродетели. «Юношам - труд, совещанье - мужам, старикам же - молитвы». Старость - это мудрость, жизненный опыт, свобода от поиска наслаждений. Вот почему города выбирали в магистрат граждан преклонного возраста. Вероятно, любовь греков к детским телам не мешала им восхищаться красотой стариков, поэтому в процессии афинских панафинеев шествовала группа thallophores , самых красивых старцев города с оливковыми ветвями. В отличие от мужской старости, женская старость часто является отталкивающей. Недаром самые униженные, самые развратные женщины (в комедиях и живописи) - старухи. Поэтому неудивительно, что женская старость не представлена в пантеоне бессмертных. Тем не менее у политеизма есть свои источники... В Стимфалии (город на Пелопоннесе) существует своя Гера, которую еще называют Pais - «дитя», и Teleia - «превосходная [супруга]» и Chera - «пустая», так говорит мужчина, имея в виду «вдову». Там Гера представляет любую женщину в трех ее периодах - невинное дитя, супруга и старуха. Таково отношение мужчины, отмечающего переломы в жизни женщины: вступление в брак, а не пубертатный период, период вдовства, одиночества, а не менопаузы.

Из книги Когда? автора Шур Яков Исидорович

Слеза богини Словно каменные стражи плодородной долины Нила возвышаются над песками Ливийской пустыни десятки пирамид. Эти гробницы египетских царей, фараонов, - древнейшее из семи чудес света. «Все на Земле боится времени, но само время боится пирамид», - говорят

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

Обида богини Древнеримские поэты называли фиалку улыбкой Флоры. Этот цветок воспевали в стихах и поэмах такие знаменитости, как Вергилий Марон Публий, Гораций Квинт Флакк, Клавдиан Клавдий Проперций Секст, Марциал Марк Валерий.Фиалки в Древнем Риме использовали не

Из книги Мифы и предания Древнего Рима автора Лазарчук Дина Андреевна

Римские богини Древние видели в женщине главным образом мать семейства, оберегающую дом и детей в то время, пока мужчины занимаются своими мужскими делами. Воспроизведение рода было крайне важно, ведь от детей зависело выживание общины в будущем, поэтому в традициях

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

Из книги Великие загадки мира искусства автора Коровина Елена Анатольевна

Загадка богини Эта самая прекрасная женская скульптура окутана тайной веков. Говорят, когда-то в незапамятные времена богиня Афродита родилась из морской пены, которую прибило к острову. Но около 200 лет назад она вновь явилась людям на острове, но не из пены морской, а из

Из книги Войны языческой Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

4. БОГИ, БОГИНИ, ГЕРОИ Люди во все времена старались сохранить память о прошлом, пересказывая ее друг другу, потомкам. Но при передаче из поколения в поколение предания о менее важных событиях терялись, о более важных - утрачивали конкретные детали, приспосабливались к

Из книги Леонардо да Винчи и Братство Сиона [Часть 2] автора Пикнетт Линн

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Богини Земли До сих пор мы говорили о мужских божествах Земли трех поколений. Это Геб, Озирис, Гор. Некоторые комментаторы высказывали удивление преобладанием мужских божеств Земли, тогда как во многих древних, и не только древних, обществах существовал образ

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Культ Богини Одним из наиболее интересных аспектов доисторического культа Богини является то, что религиозный историк Джозеф Кэмпбелл называет его «синкретизмом». В целом это означает, что культ Богини был одновременно и политеистическим, и монотеистическим. Он был

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Отсутствие Богини Полное отрицание того, что женщина причастна к божественным силам, удивительно при том, что иудаистская мифология во многом заимствована из древнейших месопотамских и ханаанских мифов. Это тем более удивительно в свете археологических свидетельств,

Из книги Настоящая Спарта [Без домыслов и наветов] автора Савельев Андрей Николаевич

Богини и воины В отличие от вазописи, греческая скульптура пережила только одну «технологическую» революцию. До середины 6 в. до н. э. в Греции скульптура была элементом культа, а не свободного творчества камнерезов. Поэтому здесь дольше сохранился жесткий канон –

Из книги Величие Древнего Египта автора Мюррей Маргарет

Из книги Страна восходящего солнца автора Журавлев Денис Владимирович

«Разрушительницы царств», или «Женщины, живущие во тьме»? (положение благородной женщины и самурайские женские образы в «эпоху самураев») Ни для кого не секрет, что абсолютное большинство древних цивилизаций имели в своей основе маскулинную, т. е. мужскую и

автора

Глава 2. Богини в мехах С точки зрения традиционалиста, каменный век – эпоха «правильного» распределения ролей в семье. Мужчина ходит на охоту и командует племенем. Женщина поддерживает огонь в очаге, готовит обед и присматривает за детьми. Кроме того, она постоянно жует

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Война богини и бога Противники женской эмансипации часто говорят о том, что она не сообразна самой природе. Женщина может быть так же умна и даже так же сильна физически, как мужчина, но ее судьба определена анатомией – у нее есть матка и грудь, значит, ей предназначено

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

А) Высшие боги и богини


Top