Какое отношение печорина к вере. Cочинение «Взаимоотношения Печорина с Верой

Герой Лермонтова является молодым офицером, вращающимся в светских кругах Петербуржского общества, покоряющим молоденьких аристократок. Григорий сам искренне влюбляется и умеет влюблять в себя девушек. Большинство его возлюбленных относятся к его кругу, хотя есть и исключения, например, «дикарка» Бэла.

На страницах романа описана не одна любовная история. Самые яркие среди пассий Печорина — Вера и Мэри, и именно они привлекают внимание в произведении.

Веру Печорин встретил еще до поездки на Кавказ. Их встреча произошла в Петербурге. Молодой человек любил Веру, и она отвечала ему взаимностью. Встречались влюбленные тайно, поскольку Вера была замужем. Со временем страсть немного утихла и эти отношения закончились разрывом.
В Пятигорске Григорий снова встретил Веру, их встречи продолжились. В то же время, накануне этой встречи, Печорин ухаживал за Мери, с которой познакомился тут же. Отношения его с княжной не настолько однозначны, какими были с Верой.

Но уже перед дуэлью он признает, что из отношений с женщинами он вынес только идеи, а не чувства, что он давно не ощущает никаких страстей. Он в мыслях давно разбирает свои поступки, страсти без какого-либо участия.

Иногда он ощущает себя увлеченным, сам винит себя за взволнованность. Его поступки порой говорят о жесткой игре с Мэри, а не любви. Он волочится за княжной, стремясь развеять скуку. А княжна испытывала к Печорину серьезные чувства. Печорину надоело играть во влюбленность, он признается в том, что не желает жениться на Мэри, сам себя осуждая за это. На этой ноте связь княжны и Печорина прекращается.

Он уже не тот, что был раньше, когда впервые встречался с Верой. Его вторая встреча с ней не имеет той романтичности, что ранее. Если бы не описание истории романа с этой девушкой, можно было сказать, что молодой офицер бездушен, не способен любить. Но история с Верой свидетельствует о том, что Печорин может поступать безумно.

Появление девушки второй раз напоминает о молодости Григория. Глубокий, спокойный взгляд светской девицы, которой знакомы чувства, страдания, отличается от взгляда неопытной княжны. Вера испытывает к Печорину искренние чувства, и хотя молодой человек считает, что не бывал рабом женщин, сам удивляется трепету при свиданиях с женщиной своей первой страсти.

Печорин в своем дневнике записал: «Она вверилась мне снова с прежней беспечностью, - и я ее не обманул: она - единственная женщина в мире, которую я не силах был бы обмануть». Печорин признал также глубину чувства и характера Веры. Она проницательна, умна, хорошо видит все недостатки натуры Печорина.

Потеря Веры для Печорина стала очередным ударом после потери Грушницкого. А расставание с Мэри не оставило в его душе такого же глубокого следа. Княжна была для него очередной забавой. Разочарование, потерянная гармония отношений с людьми привела к тому, что Печорин отдался гармонии величавой природной гармонии, в который раз переступив через человеческие чувства других, растоптав их любовь к себе.

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя - Печорина и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.
По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.
Особую значимость в романе приобретают женские образы. Давно утвердилась мысль, что «всех слабее обрисованы лица женские», как отмечал еще Белинский. Но как бы то ни было, в системе персонажей они играют очень важную роль. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений - в любви. И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина.
Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет основан на очередной любовной истории Печорина или же каким-то образом связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примй-
рить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виновен в этом?
Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания и никогда не мог насытиться». В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь. Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически -- умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки из «Тамани» Ундины, страдания и горе принесла любовь Печорина Вере.
Но есть и другая причина, которая кроется в самих этих женщинах, встреченных Печориным. Каждая из них, обладая своей индивидуальностью, все же не может устоять перед напором личности Печорина, становясь, по сути, его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», - говорит ему Вера.
Сам Печорин отмечает, что «не любит женщин с характером», ему необходимо повелевать другими, всегда быть выше всех - ведь он истинный романтик. Но возможно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, ту, где не один, а оба любящих готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может быть, слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела жизнь Печорина?
Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить точно, как они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует намеки, образ этот очерчен неполно и так до конца остается неясным. Вероятно, здесь отчасти сказалось и то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Имеются предположения, она была единственной подлинной любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь. Но судьба разлучила их, а ревнивый муж Вареньки категорически противился какому-либо общению ее с Лермонтовым.
В той ситуации, которая рисуется в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера- единственная женщина, которая по-настоящему дорога Печорину; она единственная, кто сумел разобраться и понять его сложный и противоречивый характер. «За что она меня так любит, право, не знаю! -записывает Печорин в своем дневнике. - Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями». Именно об этом и свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения с дуэли.
Прежде всего в этом письме звучит подтверждение того, что Печорин обладает какой-то особенной властью над женщинами, и Вера, как и другие, покорилась ему. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», - пишет она.
Вера признает, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Это абсолютно верное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и вновь разочаровываться: «Никто не умеет гак постоянно хотеть быть любимым».
Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастлив: «Никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.
Почему же Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться в этом, она дает абсолютно точный портрет героя. «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное», - отмечает она. Но это вовсе не означает, что Печорин лучше других. В этом Вера очень близка авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», - говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?».
Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания.
Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда. Очевидно, что Печорин носит в себе черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон». Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим, и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые гибнут при столкновении с ним.
Вероятно, особая привлекательность зла в Печорине связана именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и прекрасен, и Тамара покоряется ему, услышав только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая».
Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.
Конец письма Веры - рассказ о ссоре с мужем и причина ее срочного отъезда. Но и здесь главное - тревога и волнение за любимого человека, столько страданий ей принесшего. Она, не сумев справиться с чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я погибла, - но что за нужда?» - пишет она. Все ее помыслы только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее прощальных словах: «Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, не говорю уж любить, - нет, только помнить...» Она, для него «потерявшая все на свете», принесшая ему столько жертв, требует лишь одной: помнить ее и не жениться на Мери.
Как можно не откликнуться на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первый момент в отчаянии бросается за Верой, конь под ним падает, и герой плачет, «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции утихли, и их место занимает трезвый анализ: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» Так его мысли снова вернулись к самому себе, и оказалось, что даже Вера ему не нужна.
Безусловно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное - любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, как мне кажется, во многом связан именно с тем, что он умеет любить только себя.

Меню статьи:

Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.

Дорогие читатели! Предлагаем которое написал М.Ю. Лермонтов.

В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.

Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе

Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.

Развитие отношений в Кисловодске

Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.

В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.

Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.

После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.

Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.

Напрасность жертвы Веры

Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.


Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.

Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.

Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.

Любил ли Печорин Веру?

Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.


В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.

Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.

Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?

В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.

После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.

В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.

Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.

Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

4.1 (82.86%) 14 votes

Главным героем романа “Герой нашего времени” является Григорий Печорин – офицер, выросший в богатой семье. Он молод, хорош собой, обладает острым умом и чувством юмора – такого персонажа не могут не любить девушки. По сюжету произведения у Печорина происходит несколько романов – с княжной Мери Лиговской, черкешенкой Бэлой, но главной женщиной в его жизни является Вера.

Роман Печорина с Верой длится с юности – то угасая, то вспыхивая с новой страстью. Она понимает душу героя как никто другой, позволяя ему уходить каждый раз, мучаясь ревностью, но не обвиняя его. Отношение ее к Печорину ясно читается в письме, написанном перед отъездом.

Вера второй раз замужем – обоим мужьям она готова изменить ради своей любви. Ее характер схож с характером Григория своей двойственностью: умная, проницательная, вышедшая замуж за старика по расчету, Вера слаба перед Печориным, становясь беспечной и увлеченной. Она то сильна и готова на самопожертвование ради счастья любимого, то абсолютно лишена этой силы. Отсутствие гордости и достоинства женщины не мешает ей любить преданно и горячо.

Отношение же Печорина сам герой описывает в своем дневнике: “Я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь”. Эти слова не были написаны конкретно про Веру, но они ясно отражают и чувства к ней. Как бы не старалась Вера раскрыть душу возлюбленного, она не может понять: на это не способен никто. В характере Печорина – полное отвержение любви, взаимности и самоотдачи ради другого человека.

Для Печорина Вера не является особенной женщиной – но она неумолимо следует за ним много лет; судьба сводит их снова и снова. Неудавшаяся попытка романа с Григорием Александровичем не отталкивает женщину от него; встреча в Пятигорске показывает, как легко и беспечно Вера снова вверяется ему.

Узнав о дуэли Печорина с Грушницким, Вера не выдерживает и рассказывает мужу о своих чувствах к офицеру. Он принимает решение увезти ее, и перед отъездом женщина пишет Григорию Александровичу письмо, где раскрывается ее отношение: “. в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно. “. Любовь Веры к Печорину – скорее болезненная зависимость, нежели слепое обожание.

Отношения Веры и Печорина основаны на загадочности, страсти и некоторого равнодушия с одной стороны и жертвенности, растерянности – с другой. Вера романтизирует эту ситуацию, но Печорин осознает свою привязанность к ней лишь тогда, когда теряет любимую – вероятно, навсегда. Это еще раз подчеркивает: герой не способен принять имеющееся счастье, он создан для вечных поисков и мучительного, но гордого одиночества.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. В литературе нередко используется прием противопоставления главному герою другого персонажа с тем, чтобы еще более четко выделить характеры. Этим приемом...
  2. Печорин и Онегин принадлежат к тому общественному типу двадцатых годов девятнадцатого века, которых называли “лишними” людьми. “Страдающие эгоисты”, “умные ненужности”...
  3. Лермонтовский роман – произведение, рожденное после декабристской эпохи. Попытка “ста прапорщиков” изменить общественный строй в России обернулась для них трагедией....

Основное действующее лицо «Героя нашего времени» - Григорий Александрович Печорин воспитан в дворянском семействе. Он достаточно молод, обладает интересной внешностью, живым умом и остроумием - такие мужчины пользуются популярностью.

Образ Веры и ее чувства к главному герою

У Печорина неоднократно завязывается романтические отношения - с княжной Мери, Бэлой, но та, кто оставила самый значимый след в душе центрального персонажа, - Вера. Их роман, скорее всего, длится долгие годы: чувства то затихают, то разгораются с прежней силой. Вера понимает внутренний мир героя лучше всех остальных, отпускает его, мучаясь от ревности и не предъявляя никаких обвинений. Ее отношение к Григорию Печорину явственно видно из письма, отправленного перед отъездом.

Вера состоит во втором браке, но каждому супругу решается изменить из-за любви. Характеры Веры и Печорина очень похожи. Она так же действенна и проницательна. Вышла замуж за пожилого человека по расчету. Вера может быть слабой лишь перед Печориным, превращаясь в беспечную женщину, увлеченную своей страстью. Иногда она сильна и способна жертвовать собой ради любимого мужчины, но иногда она лишена такой силы. Ее любовь преданна и горяча, несмотря на отсутствие женской гордости.

Она не отворачивается от Печорина из неудавшихся в прошлом отношений. Новая встреча в Пятигорске приводит к тому, что Вера вновь отдается чувствам с прежней легкостью.

Когда женщина узнает о предстоящей дуэли Печорина с Грушницким, то теряет контроль над собой и рассказывает супругу о своих чувствах.

Муж решает увезти ее из города. Перед тем, как покинуть Пятигорск, Вера пишет письмо Печорину, в котором откровенно пишет о своей любви, прямо говоря, что думает о своем любимом. Она полагает, что «ни в ком зло не бывает так привлекательно...» Ее любовь сродни болезненной зависимости. Она хорошо понимает, что за человек стал объектом ее любви, но не может от него окончательно отказаться.

Место Веры в сердце Печорина

Главный герой своей рукой описывает отношение к женщинам в дневниковых записях, утверждая, что никогда не становился рабом любимой. Он не пишет конкретно о Вере, но эти слова в полной мере относится и к ней. Она пытается понять душу любимого, но не желает понимать, что это не удастся ни одному человеку. Характерная черта Григория - отвержение самопожертвования ради кого-то и искренней привязанности, неприятие взаимности.

Он не воспринимает Веру как кого-то особенного, но их судьбы связаны. Она словно следует за Печориным многие годы.

Основа отношений этих персонажей - таинственность и пылкая страсть. При этом, с его стороны присутствует заметное равнодушие, а с ее - настоящая жертвенность. Она воспринимает эти болезненные отношения с немного романтических позиций. А Печорин принимает и понимает свои чувства к ней, когда становится слишком поздно.

Таким образом, история любви оттеняет и подчеркивает внутреннее одиночество Печорина, его разъединенность с остальным миром. Вера не сделала его счастливым, но причина неудачи в нем самом.


Top