Предупреждение нарушений осанки у детей. Формирование правильной осанки дошкольника

Нарушение осанки у детей заметно невооруженным глазом не только квалифицированному ортопеду-травматологу, но и родителям. Сгорбленная спина, ассиметричность плечевого пояса, выпячивание живота – классические проявления патологии. Примерно в 30% случаев смещение вертикальной оси туловища обусловлено наличием сколиоза (боковым отклонением позвоночного столба).

Осанка у детей формируется до 24 лет в связи с постоянным ростом тела. На этом фоне любое воздействие может спровоцировать искривление позвоночного столба в горизонтальной и фронтальной плоскостях, поэтому важно ежегодно проверять наличие искривлений вертикальной оси.

:

  • Вертикальность туловища;
  • Развернутая грудная клетка;
  • Отведенные плечи;
  • Близкое расположение лопаток;
  • Подтянутый живот.

Любое отклонение от вышеприведенных признаков свидетельствует о наличии патологии.

Виды нарушения осанки в сагиттальной плоскости:

  • Сутулость – поясницы и увеличение кифоза груди;
  • – сглаживание всех изгибов позвоночного столба;
  • – уплощение грудного кифоза с нормальным поясничным лордозом;
  • – повышение грудного кифоза на протяжении грудного отдела;
  • – увеличение лордоза в пояснице и кифоза в груди.

Во фронтальной плоскости появляется сколиотическая дуга. Она не является заболеванием в отличие от сколиоза (бокового искривления оси позвоночника), а лишь следствием повышенного тонуса скелетной мускулатуры в одной половине туловища.

1 степень – ребенок при желании может принять нормальную позицию, но в свободной позе прослеживается искривление позвоночной оси;

2 степень – деформация устраняется при висе на турнике или шведской стенке, и выпрямлении туловища;

3 степень – искривление остается при выпрямлении и висе ребенка на гимнастической штанге.

Осанка у детей при смещении оси позвоночника в боковую плоскость называется сколиотической дугой. Без выполнения рентгенографии позвоночного столба в прямой и боковой проекциях ее сложно отличить от истинного сколиоза. Тем не менее, искривление позвоночника во фронтальной плоскости в 3 и 4 степень приводит к инвалидности детей.

Виды сколиоза и нарушений осанки у детей

  1. На начальной стадии внешнего искривления спины вбок сложно дифференцировать между сколиозом и сколиотической дугой. Единственным признаком на рентгенограмме, позволяющим это сделать, является поворот позвонков вокруг оси (торсия) при истинном сколиозе. Величина искривления не превышает 30%.
  2. Искривление 31-60% отчетливо прослеживается при визуальном осмотре спины ребенка и появляется на 2 стадии сколиоза;
  3. Деформация позвоночного столба до 90% характеризуется изменением формы позвонков (они становятся клиновидными) и свидетельствует от 3 стадии патологии;
  4. При искривлении более 90% позвоночного столба (4 степень) в боковой плоскости появляется выраженное искривление вертикальной оси тела с непропорциональным смещением анатомических структур и внутренних органов.

Сколиоз более характерен для девочек в возрасте 12-14 лет при быстром росте и половом созревании. В данном случае изменения связаны с тем, что мышечно-связочный аппарат не успевает приспосабливаться к быстрому росту костной структуры.

Нарушенная осанка у детей может сочетаться с позвоночным горбом. При обзоре спины ребенка с данной патологией отчетливо выделяется большое выпячивание в грудном отделе. Дети с позвоночным горбом не могут опереться о спинку стула при сидении и всегда жалуются на боли в грудном отделе позвоночника.

Правильная осанка у детей должна формироваться с самого юного возраста. Как предотвратить искривление позвоночника у грудничков:

  • Грудничка нельзя класть на мягкую перину, а также сажать на подушки;
  • Когда малышу исполнится 3 года, его уже следует перекладывать на живот;
  • Не следует преждевременно пытаться научить малыша ходить;
  • Нельзя носить детей на одной руке все время;
  • При прогулке вместе с ребенком лучше водить его не за руку, а за широкую ленту, пропущенную через область подмышечных впадин;
  • С 2-3 лет учите детей правильно сидеть на стуле;
  • Постарайтесь научить их спать на жесткой постели с раннего возраста.

Родители должны помнить, что все их предыдущие старания по формированию правильной осанки у детей могут быть перечеркнуты неправильной посадкой за школьной партой или ношением тяжелого рюкзака на одном плече.

Медицинские принципы исправления позвоночника у ребенка

Неправильная осанка у детей требует обязательной постановки их на диспансерный учет. При этом ортопед-травматолог определит оптимальные методы коррекции:

  • При прогрессирующем сколиозе 3-4 степени, который выявляется у 0,6-0,7% процентов детей требуется госпитальное лечение: вытяжение, подводный массаж, специальные упражнения;
  • Не прогрессирующие сколиозы лечатся в амбулаторных условиях до окончания процесса роста детей;
  • При исправление патологии проводится корригирующей гимнастикой в группе лечебной физкультуры;
  • Смещение оси позвоночника в боковой плоскости 2-3 степени требует тщательного подхода к лечению. Таким детям назначаются занятия лечебной физкультурой в медицинском заведении или врачебно-физкультурном диспансере.

При сутулости, плоской и круглой спине необходимо ориентировать детей на регулярное выполнение упражнений (не реже 3 раз в неделю).

Перед выполнением лечебной гимнастики необходимо проработать позу правильной осанки. Установите ребенка возле стены и положите на голову книгу. Необходимо удерживать ее максимальное время. С помощью данной тренировки подсознательно закрепляется правильная поза.

Для профилактики искривления спины следует обращать внимание на следующие особенности:

  • Предотвратить функциональное укорочение конечности поможет правильный подбор обуви. При врожденном плоскостопии необходимо носить специальную обувь;
  • Для сна ребенку необходимо приобрести жесткий матрас;
  • Строгое соблюдение режима дня;
  • Отказ от некоторых вредных привычек: ношение рюкзака, неправильное положение туловища за школьной партой, перекидывание одной ноги на другую.

Заостряем внимание родителей на том, что частой причиной нарушения осанки у детей является плоскостопие. К сожалению, неправильное формирование свода стопы у малыша не настораживает родителей. Тем не менее, при ходьбе у ребенка с плоскостопием вес тела приходится на суставы и позвоночник, нарушается амортизационная функция последнего.

Поскольку плоская стопа у детей вначале не болит, проблема не доставляет дискомфорта. Болевой синдром возникнет лишь когда в костях отложатся соли кальция, а в организме человека не хватит сил для обеспечения функции передвижения.

С течением времени вслед за плоскостопием возникнет варикозное расширение вен нижних конечностей по причине нагрузки на кровеносную систему ног.

Вследствие быстрого развития осложнений врачи пытаются лечить нарушения осанки сразу после обнаружения. Эффективность терапии напрямую зависит от заинтересованности пациента в правильности, регулярности и длительности выполнения рекомендаций врача.

Укрепление мышечного корсета

Упражнения при нарушении осанки позволяют укрепить мышечный корсет спины, улучшить динамические свойства скелетной мускулатуры и предотвратить дальнейшее смещение позвоночника.

Курс лечебной гимнастики необходимо проводить регулярно и длительно. Систематичность выполнения упражнений не должна быть меньше 3 раза в неделю.

Гимнастические упражнения для в зависимости от механизма действия классифицируются на 2 вида:

  • Статические;
  • Динамические.

Статические упражнения предназначены для укрепления «медленных» мышечных групп. Данные волокна чаще находятся в тоническом состоянии и очень медленно расслабляются. При искривлении оси позвоночника «медленные» мышцы с одной стороны туловища находятся в спазмированном состоянии. Чтобы его предотвратить назначаются статические упражнения.

Тренировка динамической скелетной мускулатуры направлена на повышение ее эластичности. В данном случае укрепляются «быстрые» мышечные волокна. Они способны быстро сокращаться и расслабляться. Активируются при активных физических движениях.

Гимнастические упражнения по особенностям воздействия на мышцы можно разделить на 3 разновидности:

  • Симметричные;
  • Ассиметричные;
  • Смешанные.

Симметричные упражнения воздействуют на симметричные группы мышц с обеих сторон туловища. Ассиметричные – направлены на укрепление отдельных мышечных волокон. Комбинированные варианты включают в себя обе вышеперечисленные группы.

Гимнастические упражнения

Приведем примерный перечень упражнений, которые применяются для исправления деформации позвоночника у детей:

  • Осуществляйте подъем прямых ног в стоячем положении. При этом на каждый счет пытайтесь достать ладонью руки носок ноги;
  • Если ежедневно выполнять упражнение «велосипед», можно быстро укрепить брюшной пресс. Оно предполагает имитирование езды на велосипеде, сидя на стуле;
  • Приподнимите ноги на высоту 40 см над полом и меняйте высоту подъема нижних конечностей постоянно. При этом одна нога должна двигаться вверх, а другая вниз;
  • Вытяните ноги прямо, а руки расположите вдоль туловища. В таком положении приподнимите ноги и зафиксируйте их на 30 секунд под углом в 30 градусов;
  • Если предыдущее упражнение выполнять легко, можно применить его усложненный вариант: поднимайте ноги под углом в 45 градусов;
  • Лягте на спину и выполняйте «ножницы» около 30 раз (попеременно заводите одну ногу за другую в поднятом положении);
  • Лежа поднимайте и опускайте ноги за голову 10-15 раз;
  • Сидя на стуле, закрепите ноги под опорой (ей может быть стул). Руки заведите за голову. Медленно разгибайтесь и опускайтесь;
  • Выполняйте висение на перекладине. Поднимите ноги прямо до прямого угла. Количество повторов 10-15 в течение 10 секунд;
  • Подтягивайте колени к животу в лежачем положении. Число повторений – по самочувствию.

Вышеприведенные упражнения для детей могут выполнять и родители. Они удобны тем, что не требуют длительных повторов и укрепляют мышечный корсет спины.

В заключение хотелось бы напомнить, что не существует таких лекарств, которые бы сделали мускулатуру сильной, а связки эластичными. Только лечебная гимнастика способна привести к королевской осанке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Тема: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста».

Март. Подготовительная группа.

Формирование правильной осанки:

  • 1. Значение правильной осанки
  • 3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки

1. Значение правильной осанки.

Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.

Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки , естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.

Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.

Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной. Именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.

2. Виды, признаки неправильной осанки

Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число.

А) Лордогическая.

Лордоз шейного отдела - это изгиб позвоночника вперед в области шеи. Небольшой изгиб присутствует у всех людей. Нарушением осанки считается его отсутствие, то есть шея выпрямлена полностью без изгиба, а так же чрезмерный изгиб, когда голова заметно выступает вперед относительно тела.

Наиболее часто встречается второй вариант, когда шейный лордоз увеличен. Это следствие выдвинутой вперед головы, и чтобы сохранить равновесие и равномерно нагружались шейные позвонки, шейный отдел позвоночника излишне изгибается. Многие даже и не догадываются что у них шейный лордоз, лишь у небольшой части это вызывает боли в шее.

Как выглядит шейный лордоз? При взгляде сбоку голова как бы запрокинута назад, и шея визуально выглядит укороченной. Из-за этого мышцы шеи постоянно находятся в напряжении.

Б) Кифотическая.

Кифотическая осанка (сутулость, круглая спина) - увеличение грудного кифоза, часто сочетающееся с уменьшением поясничного лордоза вплоть до его полного отсутствия, голова наклонена вперед, легко определяется выступающий остистый отросток седьмого шейного позвонка, из-за укорочения грудных мышц плечи сведены вперед, живот выпячен, отмечается привычное компенсаторное полусогнутое положение коленных суставов. При длительно существующей кифотической осанке деформация фиксируется (особенно часто у мальчиков) и коррекция ее становится невозможной при активном напряжении мышц.

В) Выпрямленная .

Плоская спина - длинное туловище и шея, плечи опущены, грудная клетка уплощена, живот может быть втянут или выпячен вперед из-за слабости мышц, физиологические изгибы позвоночника почти отсутствуют, нижние углы лопаток резко выступают кзади (крыловидные лопатки), сила и тонус мышц обычно снижены. Создаются благоприятные условия для прогрессирования бокового искривления позвоночника, обусловленного сколиотической болезнью.

Г) Сутулая.

Сутулость обычно возникает из-за непропорционального развития грудных мышц и верхних мышц спины. Если грудные мышцы более развиты чем верх спины, а это очень частое явление даже для тех, кто не посещает тренажерный зал, то они будут оттягивать плечи вперед, так как не встречают сопротивления со стороны мышц прижимающих лопатки к телу.

Д) Сколиоз.

Если сколиоз - это боковое искривление позвоночника, то становится понятным, откуда пошло название сколиоза грудного отдела - оно походит из места положения, в данном случае на уровне груди.

Чаще всего сколиоз грудного отдела встречается с одной дугой. То есть искривление при взгляде спереди напоминает букву “С”. Она может быть обращена вершиной в правую или левую сторону.

3. Причины и пути предупреждения неправильной осанки.

У детей до завершения окостенения скелета позвоночник очень гибкий и пластичный. Вследствие разновременных процессов роста и развития организма развитие мышечной ткани отстает от роста скелета. Например, передняя продольная связка на уровне физиологического грудного кифоза (широкая, плотная, похожая на сухожилие) до завершения роста скелета следует за удлиняющимся позвоночником с некоторым отставанием и потому не обеспечивает ему должной стабильности. Лишь после завершения роста тонус ее повышается, и она активно участвует в удержании грудного кифоза. Такого рода особенности вместе с неправильными позами и недостаточной двигательной активностью и приводят к возникновению нарушений осанки.

Причиной развития круглой спины может быть систематическое длительное пребывание в положении сидя или лежа "калачиком", когда мышцы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы находятся в состоянии растяжения, а мышцы передней поверхности бедер укорачиваются. Поскольку положение таза в значительной мере зависит от равномерной тяги этих мышц, при ее нарушении увеличиваются наклон таза и поясничная кривизна позвоночника, что и наблюдается в положении стоя. Несоответствие размеров и конструкции мебели росту ребенка также приводит к возникновению этого типа нарушений осанки.

Одной из причин уплощения позвоночника является недостаточный наклон таза, дети с такой осанкой предрасположены к боковым искривлениям позвоночника. Предрасполагают к образованию плоской спины рахиты, слишком раннее усаживание младенца, вызывающее сильное вытягивание поясничного отдела позвоночника, впоследствии трудно поддающееся коррекции.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными, и к хирургу-ортопеду дети попадают со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению. Не всегда удается регулярно посещать врача-ортопеда, а нарушения желательно обнаруживать как можно раньше.

Формирование осанки происходит под влиянием многих условий: характера строения и степени развития костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, особенностей условий труда и быта, нарушения деятельности и строения организма вследствие некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве. Осанка в любом возрасте имеет нестабильный характер, она может улучшаться или ухудшаться. У детей количество нарушений осанки возрастает в период активного роста в 5-7 лет и в период полового созревания. Осанка в школьном возрасте весьма нестабильна и зависит во многом от психики ребенка, от состояния нервной и мышечной системы, развития мускулатуры живота, спины и нижних конечностей.

Различные отклонения от правильной осанки считаются ее нарушениями, или дефектами, и не являются заболеванием. Чаще всего они возникают при гиподинамии, неправильной позе при работе и отдыхе, носят функциональный характер и связаны с изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых возникают "ошибочные" условно-рефлекторные связи, привычка неправильного положения тела, мышечный дисбаланс, связанный со слабостью мышц и связок. Нарушения осанки занимают промежуточное положение между нормой и патологией, а по сути, являются состоянием предболезни. Поскольку при нарушениях осанки ухудшается работа всех систем и органов организма, то сами нарушения осанки могут быть предвестниками серьезных заболеваний.

Главный принцип сохранения здоровья - профилактика . Опыт и наблюдения специалистов убеждают, что главную роль в формировании правильной осанки играют воспитание и систематические физические упражнения.

В детстве легко вырабатываются положительные навыки, поэтому формировать правильную осанку нужно еще до школы. Мебель - стол, стул - должна соответствовать росту ребенка. Уже с 4-летнего возраста надо приучать детей правильно сидеть, стоять, не сутулиться во время ходьбы. Холодные обтирания не только закаляют, но и способствуют повышению тонуса мышц. Большое значение имеет правильное питание с достаточным содержанием полноценных веществ - белков, витаминов, минералов.

С началом обучения особое внимание взрослых должно быть обращено на создание ребенку благоприятной рабочей обстановки - для выполнения школьных домашних заданий, для чтения, компьютерных игр и любых других занятий. Прежде всего, необходимо позаботиться, чтобы ребенку было удобно сидеть, а для этого надо подобрать мебель, подходящую по росту. Проверить это просто: крышка стола должна быть на 2-3 см выше локтя сидящего ребенка, сиденье стула - на уровне коленного сустава.

Для предупреждения нарушения осанки и зрения необходимо также обращать внимание на следующее:

При правильном положении стола и достаточном его освещении во время чтения и письма нормальным расстоянием от глаз до книги и тетради считается 30-35 сантиметров;

Очень важно следить за правильной позой, особенно во время письма. Оно у дошкольников вызывает наибольшее утомление. Дети начинают искать опору для головы и туловища, прислоняться грудью к краю стола, при этом затрудняются дыхание и кровообращение и, конечно, легко возникают дефекты осанки. Так как посадка наиболее сильно страдает при косом письме, то следует приучать детей писать с небольшим (10-15°) наклоном букв.

Также очень важно чередовать умственный труд с отдыхом: необходимо минимум через каждые 25-30 мин. устраивать короткие, на 10 мин., перерывы для отдыха с простыми физическими упражнениями, которые быстро восстанавливают работоспособность, и обязательной гимнастикой для глаз.

Систематические занятия физической культурой и спортом - самое лучшее средство предупреждения нарушений осанки. Воспитание правильной осанки можно сравнить с выработкой особого вида условного двигательного рефлекса, который должен время от времени подкрепляться безусловным (похвалой, поощрением). Такими условными раздражителями для ребенка являются замечания и напоминания родителей и педагогов и понимание необходимости сохранения правильного положения тела.

1. Следует регулярно проводить с ребенком физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие его здоровье и опорно-двигательный аппарат.

2. Не допускать, чтобы ребенок лежал или спал в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью его тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку.

3. Не следует разрешать ребенку подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах.

4. Следить за тем, чтобы ребенок не стоял и не сидел на корточках продолжительное время на одном месте, не ходил на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносил тяжестей.

5. Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой ребенка. Мебель должна соответствовать его росту и пропорциям тела.


Красота каждого человека – это не только черты лица, фигура и состояние кожи. Это еще красивая ходьба и осанка, зависящие от состояния спины. Оно формируются как раз в подростковом периоде, когда опорно-двигательный аппарат ребенка «переживает» множество изменений и происходит его активный рост.

Каждый родитель должен осознавать, что пропущенные в детстве и юношестве нарушения развития скелета очень сложно корректируются во взрослой жизни человека. Поэтому очень важно выявлять их в начале формирования.

Нарушение осанки у детей школьного возраста встречается повсеместно. Причин для развития таких нарушений опорно-двигательного аппарата много. Связаны они часто не всегда с наследственной предрасположенностью или особенностями растущего организма, т.е. с неблагоприятным фоном.

Как правило, внешние факторы становятся ключевыми в формировании неправильной осанки ребенка, наслаиваясь на фоновое состояние.

Задача позвоночного столба человека в любом возрасте, в том числе и подростковом периоде – это:

  • поддерживать правильное вертикальное положение тела;
  • равномерно распределять возникающую в таком случае нагрузку на туловище;
  • помогать координировать ходьбу, бег и другую физическую активность.

Нарушения осанки не только приводят к ограничению трудоспособности или физической активности, но и служат причиной болей в спине. Нередко они предрасполагают к развитию ряда дегенеративных болезней позвоночника.

К моменту первого похода в школу ребенок уже имеет сформированный позвоночный столб, который с каждым годом растет и удлиняется. Именно позвоночник, принимающий на себя всю нагрузку при прямохождении человека, формирует внешний вид спины и туловища при стоянии или ходьбе. Это и принято именовать осанкой человека. Однако позвоночник даже ребенка в норме не является прямым «стержнем». В норме он имеет 2 больших физиологических изгиба – в грудном отделе он направлен кзади, а в поясничном – кпереди. Именно благодаря таким «искривлениям» в форме английской буквы S, нагрузка, которая появляется в вертикальном положении тела на позвонки, распределяется равномерно.

Обычно перед первым походом в школу ребенка осматривает врач ортопед-травматолог. Он может выявить сформировавшиеся в этом возрасте нарушения осанки. Чаще всего они возникают по причине врожденных деформаций скелета, травм или заболеваний костной ткани (рахита и т.д.). Однако практически у 90% детей в этом возрасте (6-7 лет) не выявляются какие-либо значительные искривления позвоночного столба, которые требовали бы лечения или дальнейшего врачебного наблюдения. А вот в школьные годы процент детей, у которых развиваются те или иные нарушения осанки, начинает стремительно расти. К этому приводят как особенности сидения за партой, так и ряд сугубо индивидуальных причин.

Поэтому родители не должны перекладывать ответственность за здоровье ребенка на учителей, школьных медсестер и т.д. Необходимо самостоятельно следить за тем, правильно ли развивается опорно-двигательная система у детей. Не стоит игнорировать регулярные профилактические осмотры у ортопеда-травматолога, которые помогут выявить начинающиеся отклонения в формировании правильной осанки, не дожидаясь их запущенной стадии.

Причины изменений осанки у детей

Естественно, что любое изменение формы позвоночника у ребенка не возникает само по себе. Существуют вполне конкретные, но не всегда очевидные причины, почему изменяется нормальная осанка. К сожалению, некоторые из них очень трудно диагностируемые. Они крайне редко выявляются на ранней стадии изменения опорно-двигательного аппарата, вызывая быстрое развитие заболевания. Другие же причины влияют на осанку медленно и постепенно, что вызывает стойкое и прогрессирующие ухудшение состояния спины ребенка.

Обобщенно, причины, ведущие к стойкому изменению формы осанки детей школьного возраста можно представить так:

  1. Врожденные заболевания и аномалии развития, ведущие к деформации позвоночного столба и грудной клетки. Они могут быть следствием как врожденных уродств плода, так и результатом деформаций тела из-за пороков сердца. При достижении школьного возраста у таких детей происходит закономерный рост костей тела, что часто только усугубляет врожденные нарушения осанки.
  2. Заболевание, связанное с дефицитом витамина Д3 и нарушением нормального обмена кальция – рахит. В результате происходит изменение структуры костей, в том числе и позвоночника. К счастью, рахит у современных малышей, благодаря высокому уровню медицины, диагностируется все реже. Однако именно от родителей зависит, возникнет ли такая патология у ребенка, которая необратимо скажется на формировании осанки в старшем возрасте. Так, еще на первом году жизни с профилактической целью врачи назначают прием витамина Д3 в каплях.
  3. Наследственная предрасположенность к возникновению деформаций позвоночника и нарушениям осанки. Если родители ребенка страдают тяжелыми формами искривления позвоночного столба, то часто такие изменения могут возникнуть и у ребенка. Чаще всего истинной причиной таких процессов являются различные генетические синдромы, которые ведут к изменению нормальных свойств соединительной, хрящевой и мышечной ткани.
  4. Отсутствие специальной гимнастики для мышц спины, занятий физкультурой или пауз для физических упражнений во время обучения в школе. Именно физическая активность и соблюдение регулярных перерывов во время уроков – это залог того, что даже при не совсем идеально подобранной парте, осанка ребенка останется в норме.
  5. Тесная и неудобная одежда, выбранная родителями для своего ребенка.
  6. Регулярное ношение ранцев на одном плече или тяжелых портфелей в одной руке без чередования. Воздействие такой нагрузки на одну сторону тела вызывает компенсаторное мышечное напряжение на другой стороне. Туловище как бы пытается справиться это чревато искривлением позвоночного столба.
  7. Травма позвоночника, лопаток или грудной клетки в этом возрасте. Если после сращения переломов позвонков, ребер или лопаток сохраняются небольшие отклонения по оси костных фрагментов, в дальнейшем при росте костей деформации могут только усиливаться. В тяжелых случаях это угрожает критическим нарушением скелета и прекращением роста костной ткани.

Причины нарушений осанки, возникающие непосредственно в школе

Одной из причин искривления позвоночника является ослабление мышечного корсета спины. Оно развивается на фоне длительных неудобных, статичных положений тела. Именно эту причину и провоцируют некоторые особенности обучения в школе:

  • Неверно подобранные школьные парты, сидения и столы. Это заставляет ребенка занимать неудобное и неправильное положение для того, чтобы писать, читать и рисовать. Регулярное и длительное нахождение в таких условиях заставляет позвоночник адаптироваться, но ценой нарушения нормальной осанки.
  • Неправильное освещение рабочего места за партой. Часто ребенок вынужден учиться в условиях, когда падающий боковой свет закрывается рукой. Это заставляет школьника занимать неправильное положение за партой и, следовательно, провоцирует нарушение осанки.
  • Неверно оборудованное место для выполнения домашних заданий, чтения и работы за компьютером дома.
  • Постоянное использование гаджетов (смартфонов, планшетов и ноутбуков), не сидя за столом с правильным положением спины, а лежа или сидя в кровати.

Выше приведены лишь основные, часто встречающие причины нарушения детской осанки. Существует также множество более редких причин развития такой патологии (инфекции, аутоиммунные процессы, опухоли и т.д.).

Однако в большинстве случаев возникновение искривления позвоночного столба различных видов возникает по вине самого школьника, его родителей, а также системы образования. Она не обращает должного внимания на ортопедический компонент школьной мебели.

Виды нарушений осанки у детей школьного возраста

Основные виды нарушения осанки, которые встречаются у школьников, следующие:

  1. Подростковый сколиоз. Это форма бокового искривления позвоночного столба, т.е. влево или вправо. Она выявляется визуально врачом по искривлению условной оси, проведенной по остистым отросткам позвонков. Наглядно ее можно диагностировать и рентгенологически с вычислением угла искривления и определения стадии заболевания. Существуют некоторые разногласия относительно истинной причины развития такого изменения осанки – вызывается ли она неправильной нагрузкой на позвоночник во время обучения в школе или возникает по невыясненным причинам (идиопатически). При этом сидячее положение на уроках только усугубляет течение болезни.
  2. Кифоз – искривление позвоночника вперед в грудном отделе, которое провоцируется длительным, неправильным положением тела. То есть как раз тем состоянием, которое наблюдается у большинства школьников, когда они неправильно сидят за партами, длительно читают книги или пишут. У подростков чаще всего диагностируется мобильный кифоз, связанный со слабостью мышц спины.
  3. Лордоз шейного или поясничного отдела у подростков. Это состояние встречается довольно редко и обычно обусловлено заболеваниями позвоночника или травмами.

Нарушение осанки у детей должны быть не только вовремя выявлены специалистом, но и требуют предпринятия мер по устранению и коррекции таких состояний. Это позволит избежать прогрессирования искривления позвоночного столба и сложного оперативного лечения в последующем.

Лечение и профилактика нарушений осанки у детей школьного возраста


Лечение искривления позвоночника у детей чаще всего проводится консервативно. Лечебная гимнастика и физическая реабилитация для детей, имеющих начальные стадии нарушения осанки, позволяют не только сдержать прогрессирование патологии, но и укрепляя мышечно-связочный аппарат позвоночника, исправить искривления его оси.

ЛФК для детей с нарушением осанки включают не только физические упражнения, но и плавание в бассейне, массаж и гидромассаж, ношение специальных корректирующих корсетов и т.д. Лечебная физкультура при таких нарушениях позвоночного столба должна стать для ребенка незаменимым, регулярным занятием. Существующие комплексы ЛФК для детей с нарушением осанки при правильном применении под контролем врачей и инструкторов позволяют школьникам восстановить красоту осанки и забыть о потенциальных проблемах со спиной во взрослой жизни.


Ношение специальных корректирующих корсетов, задача которых сдержать процесс искривления позвоночника, решают проблему ребенка лишь наполовину. Зачастую их эффективность без физических упражнений невысока. В сложных случаях, когда нарушения осанки прогрессируют или связаны не только со слабостью мышц спины, врачи вынуждены прибегать к оперативному лечению и стабилизации позвоночного столба специальными металлоконструкциями. Такое лечение, к сожалению, не только длительное, снижает функциональные возможности спины, но и не может быть проведено до момента окончания роста позвонков, т.е. оно противопоказано до возраста 16-18 лет.

Сегодня у каждого десятого школьника при поступлении в первый класс диагностируют нарушение осанки, а после окончания школы такой диагноз слышит каждый четвертый. Около 70% детей имеют нарушения осанки, а 10% - боковое искривление позвоночника или сколиоз. Возникновение данной патологии Гиппократ объяснял - нарушением мышечного равновесия.

Осанка - это поза непринужденно стоящего человека, определяющаяся способностью без напряжений держать прямо голову и корпус. Осанка всецело зависит от положения позвоночника и как именно его в вертикальном положении удерживает мышечно-связочный аппарат. У детей с неправильной осанкой грудная клетка кажется запавшей за счет сведенных плечевых , голова наклонена вперед.

Правильную осанку можно охарактеризовать такими показателями:

  • положение туловища и головы в вертикальном положении;
  • нижние конечности выпрямлены в коленях и развернуты в тазобедренных суставах;
  • грудная клетка «развернута»;
  • плечи слегка отведены назад;
  • живот подтянут.

Следить за правильностью формирования осанки следует не только из эстетических соображений. Если осанка искривлена, то это может повлечь за собой психические и физические заболевания разной степени проявления, а также существенное снижение .

Как правило, нарушение осанки появляется в период бурного роста: 5-8 и 11-13 лет. В этот период мышцы и кости существенно увеличиваются в длину, а механизм поддержания позы приспосабливается к происходящим изменениям с небольшой задержкой. Наблюдаются отклонения в основном у детей семи - восьми лет.

Множество факторов провоцируют искривление позвоночника, к примеру:

  • Отрицательно сказываются на формировании позвоночника болезни и неправильное питание, так как они нарушают рост и правильное развитие костной, мышечной и хрящевой тканей.
  • К значимым факторам относят врожденные пороки развития опорно-двигательного аппарата. Увеличение поясничного изгиба практически неизбежно, если в тазобедренном суставе есть двусторонний врожденный вывих.
  • Склонность к отклонениям увеличивается при неравномерном развитии определенных групп мышц, особенно при всеобщей слабости мускулатуры. К примеру, если плечи опущены к низу - это свидетельствует о том, что трапециевидные мышцы спины работают недостаточно. Если плечи вытянуты вперед - это говорит о преобладании грудных мышц и слабенькой силе мышц, сближающих лопатки.
  • Перегрузка односторонней работой определенных мышц, также играет важную роль в формировании осанки, к примеру, неправильное положение туловища во время занятий, игр.

Все вышеуказанные причины усиливают или ослабляют существующие изгибы позвоночника, впоследствии, изменяется положение лопаток и плеч, положение тела становится асимметричным. Постепенно неправильная осанка становится привычной и может закрепиться. Обязательно присмотритесь к своему ребенку!

Положение сидя

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок сидел за столом правильно, не подкладывал одну ногу под себя, не сутулился, не косился, опираясь на локоть. Неправильным положением тела является и посадка, при которой туловище наклонено в сторону, повернуто или согнуто вперед. Причиной может быть далеко отставленный от стола стул, или слишком низкий стол (парта). Возможно книга, изучаемая ребенком, отодвинута далеко.

Привычка сидеть с высоко поднятым правым плечом, неизбежно приведет к формированию асимметричного положения плечевого пояса. Стол, за которым занимается Ваш ребенок, не должен быть для него высоковатым, низковатым. Левая рука не должна свисать со столешницы, а такое часто встречается, если стол круглый.

Положение стоя

Наиболее частой причиной формирования асимметричного положения тела является привычка стоять, отставляя полусогнутую ногу в сторону.

Гиподинамия

Именно гиподинамия (снижение силы мышечных сокращений и двигательной активности) является одной из основных причин нарушения детской осанки. Как это ни печально, но ХХ век не безосновательно можно назвать веком сидячего человека, или даже сидячей цивилизацией. Развитие крупных городских агломераций, современного транспорта, все новых машин, облегчающих труд дома, в школе - все это приводит к кардинальным изменениям образа жизни.

Начиная с трехлетнего возраста многие малыши вливаются в ряды групп умственного раннего развития, а далее этот процесс движется по нарастающей. С ранних лет дети приобщаются к просмотру видеопродукции, телевизора, уличные подвижные игры заменяют виртуальными. Опорно-двигательный аппарат при этом сознательно «выключается».

Физическое здоровье мышц и скелета от этого бездействия явно страдают. День ото дня они становятся все более слабыми и притягивают к себе множество патологий. Однако ребенок должен развиваться гармонично, а физическому развитию ни в коем случае нельзя позволять отставать.

Как вовремя распознать нарушение осанки у детей?

Главные признаки этогопатологического состояния следующие : При осмотре со спины, когда ребенок стоит: лопатки и плечи должны находиться на одном уровне. Подъягодичные складки позвоночника - на одном уровне.

При осмотре спереди следует отметить на одном ли уровне соски и ключицы. Можно выявить со стороны и вялую осанку, сутулость. Это возможно определить на глаз, а можно воспользоваться специальными тестами.

  1. Поставьте ребенка спиной к стене, ягодицы, лопатки, затылок - соприкасаются со стеной. Затем ребенок делает шаг вперед, при этом сохраняет правильное положение. Если Вы обнаружили искривление, то уложите малыша на твердую, ровную поверхность лицом вниз, а руки вытянуты вдоль туловища. Если в положении лежа искривление позвоночного столба не сохраняется, то в данной ситуации нарушение осанки, которую можно исправить.
  2. Ноги стоят прямо, ребенок наклоняется вперед, руки должны коснуться пола. Во время наклона, на спине выпячивание реберных бугров происходит строго симметрично слева и справа.
  3. Плечи зафиксированы, а центром подбородка с поворотом не менее 80-90 градусов необходимо коснуться плеча.
  4. Тест для мышц. Уложите ребенка на кушетку, лицом вниз, часть тела выше бедер должна находиться на весу вне кушетки, ноги придерживайте. Горизонтальное положение туловища ребенок должен удержать. В норме для 5-6 лет - 30-60 секунд, для 7-10 лет - 1-1,5 минуты, для 12-16 лет - от 1,5 до 2,5 минут. Этим тестом определяется способность Вашего ребенка к длительным напряжениям мышц спины.

После того как Вами в домашних условиях были выявлены слабость мышечной системы или нарушения осанки, настоятельно рекомендуем проконсультироваться с ортопедом. В случае необходимости будут назначены дополнительные методы исследования: электромиография, рентгенография, топографическая фотометрия (метод, появившийся не так давно).

Как предотвратить возникновение проблем с осанкой?

Основным условием правильной осанки является правильное развитие организма. Общепринятой нормой является соблюдение общего гигиенического режима: пребывание на свежем воздухе, регулярный прием пищи, чередование отдыха с занятиями. Укреплять мышечный корсет следует с первых дней рождения. Но ни в коем случае не торопите физическое развитие, к примеру, садить ребенка, если он еще не сидит, или заставлять ходить, чтобы обогнать сверстников. В дальнейшем чрезмерная ранняя вертикальная нагрузка способна призвести к возникновению ортопедических заболеваний. Если Ваше чадо и не собирается сидеть или ходить, то пускай он по максимуму двигается в положении лежа, или ползком.

Старайтесь заниматься с ребенком физическими упражнениями, поскольку недостаток физической активности становится основным препятствием развитию мышечного корсета. Крепость мышц спины и брюшного корсета при быстром росте необходимы. Если физические упражнения подобраны правильно, то они предупредят нарушение осанки или помогут ее определить.

Несколько советов по подбору упражнений:

  • Если есть склонность к сутулости, то спину следует разгибать до положения максимально выпрямленного;
  • Если плечи сведены вперед - выполняйте с детьми круговые движения одновременно двумя руками назад, сгибание рук на затылок, к плечам, отведение их назад;
  • Если плечевые суставы «свисают» - поднимание плеч, отведение рук через стороны вверх, с противодействием вытягивание рук вверх;
  • Правильной осанке способствуют упражнения на равновесие. Например, ходьба по бревну, скамейке с отведенными руками в стороны.

Для самых маленьких все упражнения должны носить игровой характер. Например, ребята с огромным удовольствие вытянут и выпрямят позвоночник, если их попросить показать ровненький столбик, или исправить поясничный лордоз помогут «прыжки лягушонка» и т. д. Дошкольники способны выполнять множество более сложных упражнений, главное красиво их припрятать за игровой формой.

Очень благоприятно будут влиять на осанку ребенка выработанная привычка начинать и завершать день упражнениями для укрепления мышц спины, брюшного пресса. Желательно заинтересовать детей проблемой их осанки, приучить думать о ней в течение дня, во время занятий и отдыха. Можно предложить ребенку следить не только за собственной осанкой, но и за положением спины и плеч товарища. Такое соревнование может выработать привычку следить за осанкой.

Приведенные выше советы являются скорее методами профилактики, так как они, в первую очередь, полезны здоровым детям. Если у ребенка обнаружены нарушения осанки, то необходимо, чтобы врач подобрал индивидуальный комплекс упражнений. Процесс лечения патологий опорно-двигательного аппарата сложный, длительный, требующий значительных усилий. Случается, что лечебные мероприятия и проблемы с осанкой делают недоступными некоторые стороны детской «общественной» жизни, поэтому лучше предупредить возникновение проблем с осанкой, нежели потом лечить.

Поддерживайте интерес ребенка к спортивным занятиям, к гимнастическим упражнениям и никогда не узнаете о проблемах нарушения осанки. Научите своего ребенка жить здорово!

Формирование правильной осанки у детей – это одна из главных задач, которые стоят перед родителями. Позвоночник у малышей дошкольного возраста еще не сформирован до конца, поэтому риски, связанные с его искривлением достаточно высоки. У детей с нарушениями осанки наблюдаются не только проблемы с опорно-двигательным аппаратом, но также и с внутренними органами. Ниже мы расскажем вам о том, как сделать так, чтобы сколиоз обошел стороной ваших детей, и какие методы лечения и профилактики дают наиболее положительный эффект.

Причины

Перед тем как начинать лечение, важно определить причины, которые спровоцировали нарушения. Сколиоз у детей дошкольного возраста может быть врожденным или приобретенным. Говоря о врожденных изменениях и патологиях, в первую очередь важно вспомнить о родовых травмах. На формирование правильной осанки может влиять подвывих 1 шейного позвонка и кривошея. Также при некоторых генетических отклонениях и патологическом течении беременности могут происходить такие изменения, как дисплазия соединительной ткани, миотонический синдром, образование дополнительных позвонков, клиновидная деформация позвонков.

Такие патологические врожденные состояния диагностируют у 5-10% случаев. У всех остальных детей нарушения осанки носят приобретенный характер. В группу риска входят дети с избыточным весом и астеническим телосложением. Нередко нарушения осанки провоцирует недостаточная активность ребенка и недостаток некоторых витаминов и микроэлементов. Детей дошкольного возраста нельзя водить гулять, всегда держа за одну и ту же руку. Также опасны преждевременные посадка малыша и постановка на ноги.

Не помешает обратить внимание на детскую мебель. К нарушениям осанки приводят слишком мягкие матрасы и несоответствующие росту столы и стулья. На формирование правильной осанки влияют некоторые заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (остеомиелит, туберкулез, рахит, последствия переломов позвоночника). Иногда правильная осанка нарушается из-за глазных болезней (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Эти патологии вынуждают детей принимать неправильные позы во время рисования или других занятий за столом.

Видео «Профилактика и лечение нарушений осанки»

Как правильно стоять и сидеть

Приучать свое чадо к правильному сидению за столом и просто на стуле нужно с самого раннего возраста, чтобы в дальнейшем такой навык стал автоматическим и ребенок самостоятельно садился так как нужно. Голова всегда должна находиться вертикально или немного наклонена вперед. Плечи должны быть симметричными горизонтальной поверхности. При правильной посадке стопы полностью упираются об пол, а не свисают в воздухе. Ноги в коленях и бедрах расположены под прямым углом. Туловище должно быть прямым. Локти кладут свободно на стол.

Идеальное расстояние между столом и глазами – 30-35 сантиметров. В таком положении осанка находится в правильном виде, а позвоночник разгружается. Следите тщательно за тем, чтобы дети, сидя за столом, не сползали на него грудью, не подгибали под себя ноги, не сидели боком, не клали голову на одно плечо. Выбирая мебель, отдавайте предпочтение стульям со спинками, а не табуретам. Лучше всего подбирать мебель индивидуально, следя за тем, чтобы ребенок плотно сидел на сиденье, не сползал и не ерзал на нем.

Чтобы малыш формировал правильную осанку во время ходьбы, покупайте ему устойчивую обувь с супинаторами. Не позволяйте чаду искривлять ступни во время стояния. На состояние позвоночника влияет и традиция ставить детей в угол в качестве наказания. Длительное пребывание в одной позе заставляет ребенка сутулиться, опираться о стены и принимать другие неестественные позы.

Применение физической культуры

В лечении детского сколиоза и других нарушений осанки гимнастика занимает важное место. Особенно важна правильная физическая нагрузка при наличии начальных стадий заболевания. Упражнения позволяют укрепить мышцы спины. Детям дошкольного возраста достаточно проводить комплекс из 3-4 основных корректирующих упражнений, направленных на разработку мышц спины, живота, сближение лопаток и расширение грудной клетки.

Лучше всего работать с детьми старших групп и подготовительных классов. В возрасте 4-6 лет малыши более осознанно проводят гимнастику и поддаются обучению. Главное в лечении физическими упражнениями – систематичность и индивидуальность. Перед внедрением в ежедневный режим тех или иных упражнений, обязательно пройдите обследование у ортопеда, педиатра или хирурга.

Одноразовые занятия не принесут ожидаемого эффекта. Гимнастика должна быть последовательной. Все лечебные и профилактические упражнения должны подбираться в индивидуальном порядке. Если ребенок жалуется на болезненные ощущения во время выполнения определенных движений, откажитесь от данного упражнения.

Для того чтобы заинтересовать малыша, делайте все упражнения в игровой форме и участвуйте в занятиях сами. Не заставляйте ребенка делать что-либо через силу.

Если он капризничает, лучше перенесите занятие на другое время. Ваша задача – создать наилучшие психо-эмоциональные условия. Каждое занятие должно длиться не более 25-30 минут. Первые результаты можно будет увидеть уже через 3-4 недели.

Профилактические упражнения

В лечении патологий опорно-двигательного-аппарата профилактика стоит на первом месте. Профилактические упражнения как нельзя лучше влияют на формирование правильной осанки. Предлагаем вашему вниманию несколько действенных и простых вариантов для ежедневной гимнастики.

Поставьте ребенка спиной к стене так, чтобы лопатки касались ее поверхности. Теперь пусть малыш медленно опуститься на корточки, не отходя от стены, и подымиться в исходное положение. Упражнение повторить несколько раз в медленном темпе. Если у вас дома имеется резиновый мяч, то смело используйте его для физкультуры. Положите ребенка животом на мяч и попросите его поочередно поднимать руки. Ноги при этом находятся на полу.

Для профилактики сколиоза обязательно приседайте на носках. Следите за ровным положением спины детей. Сразу же после сна на кровати можно проводить упражнение с прогибанием поясницы и вытягиванием рук. Для равномерного развития всех групп мышц важно делать наклоны в стороны, повороты туловища и шеи. Для того чтобы процесс дошел до автоматизма применяйте упражнения, где ребенку нужно выполнять движения с закрытыми глазами или между приемами поворачиваться на 360 градусов.

Важно научить ребенка отличать правильную и неправильную осанку, а также следить за собой самостоятельно. Для этого широко применяются игры направленные на подражание. При этом больше внимания акцентируйте на том, как все должно быть в идеале, а не наоборот. Выполняя такие нехитрые упражнения, вам не придется в будущем думать о серьезном лечении сколиоза с помощью корсетов и массажей.

Видео «Упражнения для правильной осанки»

В небольшом видео-ролике вы увидите основные методики и способы их применения для коррекции осанки детей дошкольного возраста.


Top