Сосет пальцы, грызет ногти. Рассуждения психотерапевта

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Сосание языка считается в ортодонтии менее сложной вредной привычкой, главным образом потому что в меньшей степени играет роль психологический фактор.

Этиология развития вредной привычки сосание языка:
1. Генетический фактор.
2. Копирование поведенческих реакций от взрослых.
3. Механический фактор, например, при временной потере зубов.
4. Психологический фактор. Значительно меньше чем при вредной привычке сосание пальца. Психологический фактор является причиной примерно в 40 % пациентов.
5. Неврологическая природа.



Классификация BACKLUND 1963
▪ Anterior tongue thrust Выталкивание языка в переднем участке.
▪ Forceful anterior thrust Силовое выталкивание спереди.
▪ Posterior tongue thrust Толчки в заднем положении языка.
▪ Lateral thrusting in case of missing teeth. Боковые толчки при отсутствии боковых зубов.

Классификация Fletcher
A. Simple: associated with thumb sucking, open bite. Простая форма, связанный с сосанием пальца, открытый прикус.
B. Complex: associated with tonsils, URTI. Комплексный, связанный с миндалинами.

Клинические проявляния вредной привычки сосание языка:
1. Открытый прикус в переднем или боковом участке.
2. Наклон передних зубов.
3. Протрузия.
Сосание языка ортодонт должен контролировать начиная с 3 лет, психологический фактор не так сильно действует на ребенка, поэтому можно начинать раннее лечение. Важно провести дифференциальную диагностику и выявить сосание языка это вредная привычка или адаптация на период потери зубов при физиологической смене.

Другие статьи

Принципы биомеханики в ортодонтии. Типы перемещения зубов. Часть 4

Существует бесконечное множество вариантов перемещения зубов, тем не менее, их можно подразделить на четыре основных типа: наклон, корпусное перемещение, перемещение корня и ротация.

Лечение дистального прикуса скелетная форма у нерастущих пациентов.

В подавляющем большинстве взрослые пациенты с скелетным вторым классом требуют хирургического вмешательства. Аргументы за хирургическое вмешательство:

Ортогональный анализ

Стандартный прикус отличается идеальной формой дуги и идеальным фиссурно-бугорковым контактом. Идеальная линия профиля этнологически разная. Следует отметить тот факт, что для значительной группы пациентов характерны правильные трансверзальные и вертикальные соотношения, а для другой многочисленной группы пациентов характерны вертикальные аномалии при правильных сагиттальных и трансверзальных размерах.

Преимущества и недостатки дуг ТМА в клинической работе.

Разговор о дугах ТМА мы начали в предыдущей статье и сейчас рассмотрим плюсы и минусы этих дуг.

Основные преимущества дуг ТМА в работе:

Не «устают», то есть практически не требуют реактивации (нанесенных ранее реверсионных изгибов, коррекций по ширине);

Меньшая жесткость позволяет мягче и эффективнее работать с детализирующими изгибами;

ТМА - дуга выбора для активной работы с торком (торковые изгибы действуют мягче, чем на стали);

Альтернатива стальных дуг у пародонтологических пациентов.



Сосание пальцев маленьким ребенком способно превратиться в серьезную проблему. Если раньше такое поведение считали просто одной из вредных привычек, стараясь всеми силами препятствовать малышу сосать палец, то сейчас отношение к данной проблеме поменялось. Почему ребенок начинает сосать палец и как его отучить от такого действия?

Причины

Основной причиной сосания пальца является желание ребенка удовлетворить инстинкт сосания. Отмечено, что дети, у которых частота кормлений больше, сосут пальцы реже. Также те детки, которые высасывают молочко быстрее, чаще прибегают к сосанию пальца, чем малыши, сосущие молоко длительное время.

Ребенок может сосать палец, потому что:

  • Он голоден либо еще хочет пососать грудь.
  • У него режутся зубки и хочется почесать десна.
  • Малышу не хватает внимания и любви родителей.
  • Так ребенок успокаивает сам себя.
  • Ему просто скучно.
  • Его слишком рано или очень резко отлучили от груди.


Чаще всего ребенка, который сосет пальцы, достаточно рано отлучили от груди

Груднички

Чаще всего сосание пальца можно заметить у грудных малышей, и тип вскармливания влияет на развитие этой привычки.

При грудном вскармливании

Малыши, получающие мамино молоко, сосут палец довольно редко, особенно, если мама дает крохе грудь по требованию и не препятствует сосанию. Мамочка не видит, есть ли в груди молоко, поэтому дает малышу возможность сосать дольше, чем при кормлении из бутылочки.

При искусственном вскармливании

Зачастую младенцы-искусственники начинают сосать палец, если выпивают порцию смеси слишком быстро. В норме малыш должен сосать молочко из бутылочки в течение 20 минут (это время только сосания, без учета промежутков отдыха), и отверстия на соске должны быть подобраны такого размера, чтобы обеспечить сосание молока именно за такой временной промежуток.


Обратите внимание на скорость вытекания молочка из бутылочки, ребенок должен удовлетворять сосательный рефлекс, поэтому прием смеси не должен быть быстрым

Дети старше года

Ребенок очень редко начинает сосать палец в этом возрасте, обычно он был замечен в этом действии и раньше. Дети старше 12 месяцев сосут пальцы ради успокоения, когда скучают, огорчены, устали или хотят уснуть. И потому для избавления от такой привычки им нужны совсем другие меры, чем у малышей первого года жизни с сильным сосательным рефлексом.

Сосание большого пальца

В большинстве случаев дети сосут именно большие пальцы руки. Если такая привычка укореняется и ребенок продолжает сосать большой палец в возрасте старше 4 лет, существует большой риск нарушения прикуса, а также речи. Проблемой является и то, что при сосании кожа пальца огрубевает и даже может воспалиться. Длительное сосание также может привести к деформации пальца.


Сосание большого пальца становится особенно опасным после 4 лет

Влияние на рост зубов

Нередко у малышей, которые сосут палец, верхние молочные зубы спереди немного выступают вперед, в то время как зубы внизу слегка наклонены назад. Чем дольше ребенок будет сосать палец, тем более выраженным будет смещение зубов. Во многом положение зубов будет определяться положением пальца во рту во время сосания. Однако следует отметить, что данное действие никак не влияет на постоянные зубы, если ребенок прекратил сосать палец до шестилетнего возраста.

Как нельзя отучать?

В способах отучения от сосания пальца родители проявляют немалую изобретательность, однако не рекомендуется делать с малышом следующее:

  • Мазать палец соком алоэ, горчицей, горьким лаком или чем-то другим с очень неприятными вкусом.
  • Бинтовать пальцы и привязывать руки.
  • Надевать плотные варежки или пришивать их к рубашке.
  • Кричать на ребенка, заставляя его вынуть палец.
  • Угрожать наказанием или наказывать.


Для правильного отучения от сосания пальцев нужно много терпения, "быстрые" методы пойдут во вред ребенку

Почему нельзя связывать?

Связывание рук малыша и другие ограничительные меры заставляют малютку страдать. К тому же, такие действия не избавят младенца от сосания пальца. Как только мама прекратит привязывать руки или мазать палец чем-то неприятным, ребенок вернется к своей привычке и будет сосать еще интенсивнее, чем до связывания, поскольку ему нужно будет себя успокоить.

Что нужно делать?

Принимать меры в отношении сосания пальца нужно немедленно, как только родители заметили такие действия малыша. Особенно сильно нуждаются в сосании малютки первых трех-четырех месяцев жизни, а после полугода у большинства детей сосательный инстинкт начинает уменьшаться. И поэтому первые попытки сосать пальцы детки совершают до 3 месяцев. Чуть позже все малыши начинают посасывать и покусывать свои пальцы из-за режущихся зубов. Такое поведение нужно разграничивать с сосанием пальца.

Если малыш на грудном вскармливании , длительность кормлений грудью следует увеличить до 30-40 минут. В случаях, когда мама за одно кормление дает младенцу сразу обе груди, ей следует максимально долго держать младенца у первой груди. Ребенку-искусственнику нужно правильно подобрать соску для бутылочки, чтобы ребенок сосал смесь достаточно долго.

Сокращать количество кормлений у малыша, сосущего палец, не рекомендуется. Напротив, иногда требуется добавить одно кормление, которое со временем можно будет отменить.

У детей старше года следует выяснить причину такого поведения. Возможно, ребенку не хватает общества сверстников, игрушек, общения с мамой. Постарайтесь оградить карапуза от разных стрессов, а также увеличьте физический контакт мамы с малышом.


Забота, внимание, любовь и совместные игры способны отучить малыша от сосания пальчиков

Если ребенок 3-6 лет все еще сосет палец, поговорите с ним, как с равным собеседником. Сходите с ребенком к стоматологу, пусть он расскажет, почему вредно сосать палец. Также рассказывайте малышу, что подобная привычка подходит лишь маленьким деткам, акцентируя внимание на том, что переставший сосать палец ребенок становится совсем взрослым.

Находим альтернативу

Родители могут:

  • Научить ребенка успокаиваться другим способом, например, выражать собственные чувства словами, почитать книжку, посидеть в объятьях мамы.
  • Дать ребенку игрушку, которую он сможет мять пальцами, например, небольшой резиновый мяч.
  • Сделать маленькой моднице симпатичный маникюр, похожий на мамин, который не захочется испортить.
  • Малышам можно предложить прорезыватель, который станет альтернативой сосания пальцев.

С какого возраста это становится проблемой?

Сосущий палец грудничок практически не вызывает у взрослых тревоги. Если ребенку уже исполнился год, а он продолжает сосать палец, родители начинают волноваться, но переживать особо не нужно. Нередко такое сосание еще рефлекторное и нежелательная привычка быстро уходит в прошлое, если взрослые поняли ее причину и помогли малышу.

Многие детишки сами перестают сосать пальчики после года

Ситуация становится серьезнее, если палец сосет 3-4-летний карапуз. В первую очередь нужно оценить психологическое состояние малыша, ведь такое поведение может иметь весьма серьезные причины. И избавиться от пристрастия сосать палец в возрасте старше 3 лет уже сложнее, а риск отрицательного влияния на зубы и речь возрастает.

Секреты

Основной секрет – если мама уже впадает в отчаяние в своем желании отучить кроху от столь вредной по ее мнению привычки, ей следует остановиться. Сосание пальца действительно является тревожным сигналом, на который нужно реагировать. Но не нужно считать его катастрофой, с которой следует срочно справляться.

Будьте терпеливы и действуйте последовательно. Постарайтесь создать малышу максимально благоприятные условия для развития и жизни. Лишь от родителей зависит благополучие младенцев. И если мама это поймет, то шансы успешно распрощаться с привычкой сосать палец повысятся.

Если ребенок активно сосет лишь большой палец, можно предложить ему не обделять другие пальчики, а сосать и их тоже. Многие детки, пытаясь выполнить поручение, настолько устают от сосания пальцев, что перестают делать это вообще.


Отучение от сосания пальца для детей является стрессом, поэтому проявляйте понимание и любовь к крохе

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр, как и другие врачи, считает причиной сосания пальца инстинктивное удовлетворение сосательного рефлекса. Он предлагает переключить внимание ребенка на пустышку, экспериментируя с их разными видами. Комаровский уверен, что просто бороться с инстинктами – бесполезно. Если уж родители «забирают» у ребенка палец, им непременно нужно предложить крохе что-то взамен. Не искоренять это явление, а создать ему альтернативу.

Профилактика

Чтобы малыш не начал сосать свои пальцы, подойдут такие действия:

  • Грудному малышу давать сосать грудь длительное время.
  • Если у малыша сильно выражен сосательный рефлекс, приучить ребенка к пустышке .
  • В период прорезывания зубов давать малышу «грызунки».
  • Больше общаться с малюткой, играть, показывать окружающий мир.
  • Постоянно заниматься тем, что улучшает мелкую моторику и занимает руки – лепкой, играми с песком, складыванием паззлов, конструктора, мозаики и подобным.

За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.

Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к врачу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это - причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.

Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.

Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое - от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.

Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен. Один из моих пациентов, подросток, так и заявил: "Я должен догрызть палец до боли".

Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий - пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.

Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, на мой взгляд, физиологичны и необходимы.

Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.

Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.

Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.

Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности. Один из моих пациентов в десять месяцев был отлучен от груди. Для того чтобы этот акт прошел спокойно, родители отправили его на две недели к бабушке. Когда его вернули и он увидел мать, то тут же стал сосать язык. Вредная привычка образовалась на глазах у взрослых и закрепилась надолго: мальчик сосал язык и в 14 лет, когда родители обратились ко мне за помощью.

Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть - восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.

Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь - слово "дитя" - среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член - только части его тела.

Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение "нельзя", но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем - это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку - он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.

Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь - караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.

Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.

Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.

Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров - это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.

Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.

Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее "излеченной" вредной привычки.

У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка - нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.

Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя - родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой - всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.

Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: "Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся". Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности - главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.

При сосании пальца, вещей - рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.

Дети и взрослые сосут пальцы, грызут и обламывают ногти. Взрослые изобретательны в своих реакциях и попытках (а чаще пытках) «искоренить» эту привычку.

Дети изобретательны и прекрасны в своей способности к адаптации и поисках исцеления. Не существует, к сожалению, универсальных рецептов. Предложу несколько направлений для мыслей и поисков. Будет очень много - но практично. Тема многогранная и разностронне изученная.

1. Сосание пальцев (уголков одежды, в продолжении - возможно курение и прочее), кусание ногтей, обламывание ногтей - симптомы, на первый взгляд похожие, но имеющие, как правило, разную причину.

2. Это не просто «вредная привычка» - это невротические действия, часто совершенно не осознаваемые, не всегда контролируемые (особенно у деток, у которых волевые центры еще не сформированы). Ребенок это делает не специально, чтобы позлить родителя.

3. За каждым таким действием есть более глубокая причина - и взрослые напрягаются, если уж быть честными, даже не из-за самого действия, а из-за «заряда»- неконтролируемого и важного, который ощущают «за» действиями. (Так же, как родители напрягаются не из-за беспорядка в комнате подростка, а из-за внутреннего состояния подростка, который маскирует беспорядок внешний).

4. Любая сформированная привычка - говорит о существующих закрепленных механизмах - это привычка наших нейронных связей. Для того, чтобы она изменилась - нужно время. И нужно предложить и наработать альтернативное действие или реакцию.

5. Мы ничего не можем забрать, ничего не предоставив взамен. Это базовое правило воспитания. Если мы изымаем себя - оставляем вместо себя бабушку или няню. Забираем компьютер - предлагаем значимую альтернативу - свое эмоциональное присутствие, книгу…. Если нет замены - в этой образовавшейся «пустоте» вырастет новый, возможно более серьезный и уже телесный- соматический симптом.

6. Чем больше наше напряжение, чем больше требований «что-то с этим делать» - тем больше ребенок себя чувствует «не таким», тем больше вероятность закрепления симптома или трансформации его во что-то другое (например - без комментариев об адекватности методов «родительской терапии» - у ребенка, которому сказали, что оторвут руки и пенис при еще одном «застукивании» за мастурбацией - появилось сосание пальцев, когда родители пригрозили отрезать пальцы - начался энурез).

Сосание

Мы много знаем об оральной фазе развития. Это время, когда малыш-грудничок получает удовольствие и развивает множество телесных приспособлений и механизмов (например, при сосании задействованы сразу три нерва с огромными зонами «ведения»: блуждающий, троичный и носоглоточный нерв), получает опыт близости, безопасности, доверия - благодаря именно сосанию молочка из груди. И именно тогда и столько, сколько ему нужно. Норма у каждого ребенка своя, как и возможности семейной системы.

Это «оральное» время, когда в ребенке закладывается ощущение Я Существовую и Мои Потребности могут быть миром удовлетворены. Это время формирования привязанности - возможности вообще быть в близких отношениях, принимать и давать отклик на близость. Это время формирования базового доверия или недоверия к миру.

У каждого человечка свои потребности, уроки и свой опыт. Если потребность ребенка по разнообразным причинам не была удовлетворена, если в это время происходило что-то травматичное - ребенок может «доудовлетворять» - добирать эту потребность, выбирая «заменители» - палец, соску, карандаш, сигарету…

В сосании пальцев мы разделяем возраст:

Малыши и дети после 3 лет

Малыши, находящиеся на смешанном вскармливании, при прорезании зубиков - с помощью сосания кулачка и пальчика компенсируют то, чего им не достает или обезболивают процесс. Это вариант нормы, с этим можно «ничего не делать» (но - важный минус - может перерасти в привычку). В этом возрасте недостаток контакта с грудью компенсируется эмоциональной близостью и эмоциональным откликом и телесным контактом.

Старшие и совсем взрослые человеки возвращают себе с помощью сосания ощущение присутствия кого-то важнейшего (заполняют пустоту, в которой должны быть мама и папа), безопасности, снимают эмоциональное напряжение.

Они Регрессируют - возвращаются в прошлое, когда настоящее слишком напряженно.

  • Возвращают себе ощущение безопасных границ.
  • Компенсируют недостающую нежность.
  • Успокаиваются перед сном.
  • Заполняют пространство «скуки».

Для единственных детей в семье - возможность таким странным способом отдохнуть от избыточных контактов (в школе и садике).

Потребность: Безопасность, Опора на маму, снять избыточное напряжение, вернуться в близость и нежность. Вернуть себе ощущение важности при ревности к младшему. Снизить собственную критичность, контроль, выйти из-под давления критичности, контроля, перфекционизма - своего и родителей.

Что делать:

1. Найти источник невротизации - небезопасности.

2. Снизить возможную требовательность и оценочность.

3. Больше телесного контакта, массажиков, телесных игр, особенно обнимашек и всего, что напоминает объятия - объятия - это проекция «матки», игры в прятки, в халабуды и проч. Играть в младенцев.

4. Рисовать мандалы, домики, строить что-то, что создавало бы ощущение границ. Играть под одеялом.

5. Давать пить из трубочки, из поилки.

6. Вместе готовить еду.

7. Иногда работает парадоксальный метод - сделать сосание пальцев не только разрешенным, а обязательным. Я выписывала рецепт с печатью - «в понедельник с 15-15:15 сосать с причмокиванием большой палец правой руки. Вторник - с 16-16:15 - сосать с причмокиванием указательный палец левой руки и так далее. Для родителей это серьезное испытание, для детей - парадоксальная психотерапия.

8. Играть с водой и в воде.

9. Рисовать пальчиковыми красками.

Странные вопросы для взрослого:

  • Что - кого хочешь вернуть - всосать, впитать?
  • О ком скучаешь?
  • Хочется свернуться в калачик?
  • Что для тебя нежность?

Обкусывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии - ребенок грызет ногти, вместо того, чтобы «укусить», показать зубы.

Ребенок с таким симптомом часто гиперответственен и чувствителен, боится сделать больно другим, сказать «не то», обидеть, застенчив, самокритичен. Он часто берет ответственность за чувства своих родителей. Боится их расстроить, боится совершить ошибку, не оправдать ожиданий. Может иногда говорить тихо и невнятно. Ему сложно сказать Нет. Подавляет естественные Агрессивные импульсы. Часто не может сказать, чего хочет и не хочет. Не позволяет себе ошибаться. Сложно расслабиться. Может искривляться спинка, как будто на плечах лежит груз. Испытывает часто страх и чувство вины. В обгрызании ногтей проявляются подавленные слова, самоедство, контроль. В ногтевом ложе есть точки - проекции разных этапов нашего развития. Иногда ребенок «стимулирует», ковыряя или кусая, «точку зачатия, рождения»… У этого же ребенка могут быть частые ларингиты, ангины, бронхиты.


Что делать:

1. Снизить давление. Снять с ребенка ответственность за свои чувства и вою нереализованность.

2. Учить и позволять говорить нет.

3. Стимулировать делать самому выбор и поощрять его выбор.

4. Рассказывать о своих ошибках со смехом.

5. Самим «попускаться» и позволять себе дурачиться и радоваться.

6. Играть в псевдо-агрессивные игры (где есть «разрушение»). Тянуть ртом платок, как собачки, рычать, лаять друг на друга, грызть сухари, яблоки, толкаться.

7. Петь, кричать, проявляться в любом творчестве, плеваться в цель из трубочки.

8. Лепить из глины, пластилина, играть с кинетическим песком, крупами, переливать жидкости.

9. Массаж тела и рук.

10. Играть в ролевые игры, ходить в театральные студии.

11. Позволять говорить «Мое!»

Все, что было написано при сосании пальцев.

Странный вопрос взрослым:

  • Ты самоед?
  • За что себя «ешь»?
  • Кого хотел бы укусить?
  • Когда позволял себе «показывать зубы»?

Обламывание ногтей

Форма аутоагрессии и ретрофлексии, подавление агрессивных и разрушительных импульсов, противостояние давлению. Реакция на телесные наказания, вина за причиненную физическую боль или физический ущерб, ощущение ущербности, невозможность физически защитить границы, свою территорию, страх телесных наказаний, потребность в нежности и физической близости, самонаказание за мастурбацию или «запретные» действия.

  • Перфекционизм.
  • Контроль.
  • Тревога.
  • Давление.
  • Потоемность в эмоциональной и телесной близости и ощущении принятия.


Что делать:

1. Учить и учиться говорить нет.

2. На телесном уровне отстаивать свои границы - защищать свою территорию.

3. Дать право на слово "Мое".

4. Позволять хвастаться.

5. Рвать бумагу, играть с песком, глиной, рисовать мелками, играть в джангу, плести из лозы.

6. Игры: бокс, боулинг, городки, дарц, подушечные бои, «в чапаева».

7. Играть на барабане.

Все, что было написано ранее.

Странные вопросы взрослым:

  • В чем ты себя ломаешь?
  • Тебя «ломает» от чего?
  • Кто тебя обламывает?

Конечно, у каждого человечка и человека свои симптомы и их причины, и выраженность этих симптомов и причин. Конечно, психологи все усложняют и без них вон сколько поколений выросло. И, конечно, вместо всего написанного, легче крикнуть, треснуть или намазать пальцы зеленкой. Добрых взрослений. опубликовано

Светлана Ройз

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet


Top