Специфика семейного воспитания в неполной семье. Психосексуальное развитие отличается противоречивостью

Сделайте жизнь ребенка радостной и счастливой!

В нашем современном мире случается, что семья «наполнена» наполовину. Мы говорим о неполной семье. Уже в слове «неполная» ощущается какая-то пустота. Так чем же заполнить ее? И так ли уж отличается неполная семья от полной? На эти вопросы приходится отвечать многим родителям, которые, в силу тех или иных причин, сталкиваются с проблемой воспитания ребенка в неполной семье.

Мы хотим рассмотреть некоторые аспекты, связанные с воспитанием детей и вместе разберемся, так уж отличается неполная семья от полной, и, если отличается, то чем. Выделим такие психологические аспекты существования семьи:

Качество эмоциональных отношений внутри семьи;

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений;

Опыт общения с различными социальными ролями («мать», «отец», «бабушка», и т.д.);

Формирование представлений о психологических различиях полов и социальных моделях поведения полов.

Самым первым фактором является качество эмоциональных отношений. В сознании людей, которые никогда не жили в полной семье, существует миф о том, что полная семья полна любви, заботы, тепла и внимания. Очень показательны, в этом смысле, мечты воспитанников интернатов и детских домов. Часто они искренне верят в то, что формальное наличие двух родителей в одной семье приводит к атмосфере любви и благополучия. Но арифметика человеческих чувств такова что «1+1» не всегда больше чем «2-1». Присутствие мамы и папы одновременно далеко не всегда обеспечивает ребенку необходимую атмосферу любви и защиты. Слишком часто, так называемые полные семьи полны гнева и обид. Волны ненависти, злобы, равнодушия и обмана захлестывают некоторые семейные корабли. Иногда в таких ситуациях изменить негативную семейную атмосферу на более положительную возможно только путем развода, тогда острая ненависть и гнев сменяются на легкое раздражение и удивление: «как же я столько прожил с этим человеком? » Поэтому, неполные семьи после развода достаточно часто могут похвастаться более благоприятной семейной атмосферой, чем до развода. Атмосфера добра, уважения и спокойствия не зависит от наличия мамы и папы. Другими словами у ребенка есть все шансы получить достаточное количество любви и заботы, как в полной, так и в неполной семье.

Напряженность и интенсивность эмоциональных отношений — это второй аспект. Тут играет большую роль социальный закон о том, что чем меньше членов группы, тем более интенсивные отношения между ними существуют. Отношения внутри однополых коллективов более напряженные и однообразные чем в тех, где присутствуют представители двух полов. Именно поэтому любая эмоция, возникающая между матерью и дочерью (отцом – сыном), которые живут вдвоем, будет более интенсивной и напряженной, чем, если бы в семье был кто-то третий, неважно кто это будет - еще один ребенок, бабушка или дедушка. В этом плане неполные семьи действительно отличаются от полных, и в наибольшей зоне риска находятся семьи, состоящие всего из двух человек одного пола. Безобидный носок под шкафом, полученная «2», или опоздание на школьный праздник вызывают такую бурю, что впору сравнивать их с шекспировскими трагедиями. Очень важно чтобы ребенок в такой семье имел возможность позитивного, близкого общения с кем-то из взрослых за пределами узкого семейного круга. Это может быть дальний родственник или педагог кружка по интересам. Самое главное, чтобы этот человек не был связан с ребенком общими бытовыми проблемами, наступающими вследствие совместного проживания.

В реальной жизни малыши зачастую сами инстинктивно стараются найти такого человека. В дошкольном и младшем школьном возрасте это чаще взрослые люди, а вот для подростков это - другие подростки, отличающиеся более старшим возрастом и авторитетом в группе. К сожалению, родители ребенка не всегда правильно относятся к таким детским поискам, и неуклюже пытаются самостоятельно разрешить эту ситуацию. И вот мы видим как одинокая мама (папа) приводит ребенку «нового папу» (или «маму») и настоятельно требует от ребенка «правильного» отношения к новому члену семьи, иногда даже быстро наделяя нового участника семейной драмы властными полномочиями и бытовыми привилегиями. Почему такие ситуации очень часто приводят к тяжелым конфликтам? Прежде всего, по двум причинам. Первая – в сознании ребенка всегда существует четко сформированный образ отсутствующего родителя, в независимости от того общается он с ним или нет. А это значит, что реальный человек, неожиданно ставший на место этого мифического существа, никогда не будет соответствовать придуманным качествам и войдет в глубокое противоречие с существующим мифом. Вторая причина состоит в том, что ребенок хорошо чувствует, что родитель ищет, прежде всего, партнера для себя самого и эта фальшь в отношениях будет тем сильнее, чем сильнее родитель будет убеждать себя и ребенка в обратном. А любой обман в отношениях только ухудшает их.

Что делать? Помочь ребенку найти эмоциональные привязанности по своему вкусу за пределами семьи. Это снизит напряженность внутри семьи и поможет спокойнее общаться. Следует также всегда помнить о той разнице, которая существует между ролью отца ребенка и мужем мамы, и не пытаться ее искусственно сократить в авральном порядке. Вынося часть эмоций за узкий круг проживающей вместе семьи, ребенок облегчает тот эмоциональный груз, который он накопил, в том числе во время бытовых конфликтов. И если это на самом деле происходит, то ребенок приходит со встречи с облегчением и позитивом. Главное, в такой ситуации маме набраться мудрости и постараться сохранить полученный позитив ребенка, а, не заразившись ревностью, броситься его разрушать. Не стоит забирать у ребенка праздник, если он действительно состоялся. Поддержите налаживающиеся отношения ребенка со вторым родителем, и Ваши отношения с ребенком тоже улучшаться.

Следующий фактор – многообразие социальных ролей, которые опробывает ребенок в семье. Если у ребенка есть возможность быть не только «сыном», но и «внуком» разных бабушек и дедушек, «младшим братом», «старшим братом», «племянником» и т.д. , то у такого ребенка развиваются более разнообразные навыки социального взаимодействия. Но в этом аспекте выигрывают скорее благополучные многочисленные семьи, в независимости от того есть ли формальные фигуры «папы» и «мамы». Так известно, что старший сын часто берет на себя роль отсутствующего отца, «папина сестра» может стать заменой матери, и т.д. Поэтому с этой точки зрения формально «неполные» семьи могут быть более благополучными, если у них есть более широкий семейный круг, нежели некоторые «полные», но ограниченные только «папой» и «мамой».

И последний выделенный аспект – формирование представлений о моделях поведения полов. К сожалению, именно здесь существуют самые глубокие различия между полными и неполными семьями. В полной семье этот процесс происходит почти автоматически – ребенок постоянно видит разницу в поведении папы и мамы и автоматически воспринимает модель поведения своего папы как «истинно мужскую», а мамы - как «истинно женскую». Стиль общения однополого родителя с ребенком становиться образцом подражания для общения, в будущем, со своим собственным ребенком. А стиль общения с родителем противоположного пола приводит к формированию представлений о том, каким является этот самый противоположный пол. Поэтому существует достаточно аргументированное мнение о том, что ребенок, выросший в неполной семье, будет испытывать трудности в общении с другим полом и устройстве собственной семьи.

Процесс формирования представления о мужской и женской роли протекает по-разному в каждой семье и, можно утверждать, с различной долей успеха, даже с точки зрения самих мам и пап. Поэтому, это тот самый случай, когда отсутствие опыта иногда оказывается более благоприятным, чем наличие отрицательного опыта. Если у родителей возникает вопрос о «правильности» воспитания «мужчины» или «женщины», лучше обратится к специалисту-психологу и разобраться, стоит ли предпринимать какие-либо специальные дополнительные меры воспитания. Таким образом, можно смело утверждать, что воспитание в неполной семье не является однозначным приговором. Это как в вечном философском вопросе: «Стакан наполовину пуст или наполовину полон? » Даже если мы допустим, что стакан только «наполовину полон», то всегда есть возможность сделать так, чтобы эта половина была созидающей, радостной и счастливой.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

7 способов остановить детские истерики

Это интересно!

Просмотрено

Пупочная грыжа новорожденных: уход, профилактика, лечение

Советы родителям

Просмотрено

Самостоятельность в жизни ребенка. Как научить этому?

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Ошибки родителей во время конфликтов с детьми

Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Ребенок врет - фантазия или проблема?

Беременность и роды

Просмотрено

Как я рада, что положила эти 7 вещей в свою больничную сумку, когда отправилась на роды!

Воспитание ребенка в неполной семье… Это словосочетание в современном обществе имеет негативную окраску, в нем как-бы изначально заложен смысл неполноценности, ограниченности. Априори считается, что воспитание ребенка без отца (или без матери) означает, что он недополучит что-то очень важное - ласку, материальное обеспечение или личный пример отсутствующего родителя.

Бытует мнение, что дети, воспитанные в неполной семье, вырастая, испытывают сложности в создании и сохранении уже своих семей, а также с трудом проходят процесс социализации в обществе. Однако только ли отсутствие второго родителя негативно сказывается на воспитании ребенка в неполной семье? Или же есть другие причины его жизненных неудач?
Ответить на этот вопрос помогает Юрия Бурлана.

Воспитание ребенка в неполной семье

- Что-то ты, дочка, поправляться начала…, - подозрительно спросила мама, взглянув на округлившуюся фигуру незамужней дочери. - Ты, случайно, не беременна?
Девушка вспыхнула, как маков цвет, потом побледнела, вскочила и убежала в другую комнату.

Мама растерялась - она никак не ожидала, что её фраза, сказанная полноватой дочке в шутку, окажет такое действие. Тревога ледяной колючей лапой сжала материнское сердце…
Через 4,5 месяца мама стала бабушкой, а её дочка - мамой-одиночкой. И перед ними в полный рост встала проблема - как воспитывать ребенка без отца, который пожелал остаться безликим прочерком в свидетельстве о рождении.

У матери-одиночки возникает огромное количество вопросов, касающихся воспитания детей. Как в таких условиях правильно воспитать ребенка? На что следует обратить внимание? Как возместить ребенку недостаток отсутствующего родителя?

Сразу оговорюсь - обеспечить ребенку счастливое детство и условия для полноценного развития можно, вне зависимости от того, воспитывается он в полной или же в неполной семье. Для этого нужно лишь учесть его врожденные свойства.

И разобраться в своих…

Воспитание ребенка без отца - почему «исчезает» мужчина

Теоретически, обстоятельства, вынудившие мужчину оставить женщину одну с ребенком, могут быть самыми разными. Но по большому счету наш жизненный сценарий напрямую зависит от нашего набора векторов, уровня их развития и реализации. Отношение к детям, к их воспитанию также зависит от векторального набора родителей.

Как правило, мужчины, не желающие связывать себя «лишними» обязательствами, неминуемо возникающими при рождении ребенка - это обладатели кожного вектора. К свойствам кожного вектора относятся стремление к новизне (в том числе и в плане сексуальных связей), желание сэкономить и получить выгоду. Кроме того, для людей с кожным вектором характерна гибкость мышления и умение быстро приспосабливаться к изменяющейся ситуации.

Мужчин с неразвитыми свойствами кожного вектора врожденное желание сэкономить подчас толкает на поступки, которые общественная мораль осуждает. Например, бросить забеременевшую женщину.

Они без особых проблем могут оставить своих детей на попечении женщины, полностью забывая о своих родительских обязательствах. Эти же мужчины «откупаются» алиментами, абсолютно не претендуя на участие в воспитательном процессе.

Воспитание ребенка в неполной семье - О чем должна знать мать-одиночка

Что же делать женщине, оставшейся с ребенком, и «брошенной» мужчиной? Как воспитать ребенка без отца и вырастить его счастливым? Очень важно создать оптимальные условия для развития именно тех свойств, которые заложены в ребенке от рождения. И здесь приходит на помощь Юрия Бурлана, позволяющая дифференцировать врожденные свойства человека.

Понимая, какие процессы протекают в бессознательном ребенка, маме, даже без поддержки мужчины, намного проще найти правильный подход к ребенку, помочь ему в полной мере раскрыть его потенциал.

Наша реакция на разворачивающиеся события зависит от наших психических свойств - от набора векторов, а также от степени их развитости. Мама с развитым кожным вектором , вынужденная воспитывать ребенка без отца, скорее всего, быстро приспособится к ситуации. Она, с большой долей вероятности, сможет вступить в новые отношения и найдет для своего ребенка отчима, готового обеспечивать семью и участвовать в процессе воспитания.

Совсем другая картина складывается, если в наборе векторов мамы присутствует анальный. Для людей с анальным вектором, семейные ценности приоритетны. Для них крайне важно, чтобы все, в том числе и семейная жизнь, складывалось в соответствии с принятыми нормами. В таких условиях нежелание мужчины участвовать в воспитательном процессе, его «бегство» из семьи воспринимается как предательство и порождает чувство сильнейшей обиды. Причем это негативное чувство нередко распространяется не только на конкретного мужчину, но и на весь сильный пол.

В этом случае возникает очевидная опасность для ребенка - мама может неосознанно проецировать на него свои обиды. Кроме того, обиженная анальная мама зачастую старается сформировать в сознании ребенка негативный образ «отца-предателя», не осознавая, что тем самым подрывает его ощущение психологической защищенности.

Для людей с анальным вектором характерна вязкость мышления, неумение быстро приспосабливаться. Для них очень важен первый опыт - если он негативен, в психическом анальника формируется «якорь», не дающий ему создавать новые отношения «с чистого листа».

В результате женщина, брошенная отцом своего ребенка, не может вступить в новые отношения. Проблема зачастую усугубляется сексуальными фрустрациями, анальный вектор наделяет женщину мощным либидо, а врожденная консервативность, не позволяет получить удовлетворение в случайных связях.

Куцее временное облегчение в этом случае дает садистирование и критиканство. И «под огнем» очень часто оказываются самые близкие люди, в том числе и ребенок.

Отсутствие сильного мужского плеча, на которое мы могли бы опираться при воспитании ребенка, делает нас еще более требовательными к самим себе и к своим детям - ведь нет худшего позора, чем брошенное соседкой «безотцовщиной растет, вот и хулиганит».

Воспитание ребенка без отца - Как не задушить его любовью

- Сынок, не бегай, упадешь!..
- Не смей залезать на горку – это опасно!..
- Нет, не ходи на улицу, там полно хулиганья – лучше сядь, почитай…
- В садик? Вы с ума сошли? Моего ребенка там будут бить и обижать! Только мать знает, что лучше для её ребенка!..


Под девизом «Мама лучше знает» зачастую проходит детство детей анально-зрительных мам - самых лучших, самых заботливых и внимательных. Однако в том случае, если «зрение» такой мамы недостаточно развито, либо не находит своей реализации, материнская забота и любовь может превратиться в удушающую гиперопеку.

Мы, анально-зрительные мамы, очень боимся, что нашего ненаглядного ребенка испортит «улица». Еще бы, ведь там гуляют сплошь хулиганы и бездельники, тогда как мы своего малыша воспитываем в лучших семейных традициях.

Вот и стараемся всеми силами оградить ребенка от тлетворного влияния «улицы». На кружки разные записываем, в спортивные секции водим. И дома глаз не спускаем - контролируем каждый шаг ребенка, каждое его слово.

Пусть лучше лишний раз книжку почитает, чем на улице с мальчишками будет хулиганить…

В результате ребенку негде получить навыки социализации. Ведь в любых детских играх заложен очень глубокий смысл - играя со сверстниками, общаясь с ними в неформальной обстановке, ребенок учиться находить свое место в обществе.

Тотальный контроль, полное лишение ребенка самостоятельности, повышенная тревожность за ребенка, не позволяют полноценно развиться его врожденным свойствам.

Этот перекос «выходит боком» во время пубертата, когда природа старается наверстать упущенное, а ребенок, не получивший навыков социализации, «срывается с катушек» и демонстрирует маме проблемы переходного возраста во всей красе.

Глубокое понимание особенностей своего психического позволяет скорректировать свое отношение к сложившейся ситуации, а также к воспитанию ребенка.

Воспитание ребенка при разводе

Сегодня все чаще достоянием общественности становятся скандалы, связанные с «дележкой» детей после развода. Если раньше предпочтение в подавляющем большинстве отдавалось матери, то сегодня мужчины нередко заявляют о своем родительском праве и пытаются убедить суд, что им можно доверить воспитание ребенка при разводе.

Судьям приходится принимать во внимание большое количество факторов, чтобы понять, с кем лучше оставить ребенка. Моральный облик родителей, их материальный достаток - учитывается все, кроме самого главного… Природой предназначено так, что за ребенком должна ухаживать мать. Именно поэтому природа наделила женщин (всех, за исключением кожно-зрительной) материнским инстинктом.

А вот отцовского инстинкта в природе не существует. Мужчина должен лишь помогать женщине, воспитывающей его ребенка, обеспечивать её материально. Это его своеобразная плата за продолжение себя во времени.

Впрочем, современное общество потребления дает женщине широкие возможности. Сегодня многие женщины вполне способны самостоятельно обеспечить не только себя, но и своих детей. Однако не стоит забывать, что наши дети живы «не хлебом единым». Материальный достаток важен, однако намного важнее, удалось ли родителям, несмотря на развод, создать условия для оптимального развития врожденных свойств ребенка.

Воспитание ребенка при разводе - о чем должен знать отец-одиночка

Несмотря на то, что традиционно дети при разводе остаются с матерью, мы знаем ситуации, при которых мать сама оставляет ребенка на воспитание отцу, отдавая предпочтение карьере, новым впечатлениям и новым отношениям.

Как правило, на подобный шаг решаются кожно-зрительные женщины, по природе своей не рожающие и не имеющие материнского инстинкта. А вот отцами-одиночками в подавляющем большинстве случаев становятся мужчины с анальным вектором - именно они способны взять на себя обязанности матери и обеспечить полноценное воспитание ребенка в неполной семье.
Более того, именно эти мужчины при разводе стараются отстоять свое право участвовать в процессе воспитания ребенка.

Но в этой ситуации существует определенная опасность, избежать которой можно, осознав особенности своего психического. Дело в том, что для анального вектора характерно деление на «чистое и грязное». В представлении анального мужчины верная жена и заботливая мать – «чистая», в то время как женщина, оставившая семью – «грязная».

Это свое видение отец пытается внушить и ребенку, негативно отзываясь о его матери. Это наносит ребенку глубокую психологическую травму, лишает чувства защищенности, необходимого для его полноценного развития.

Другой ошибкой родителя, воспитывающего ребенка в неполной семье, является попытка заменить отсутствующего маму или папу. Такой подход ошибочен - ведь роли матери и отца в воспитании ребенка абсолютно разные. Поэтому родителю-одиночке, необходимо сосредоточиться на создании благоприятной психологической обстановки, в которой ребенок сможет пережить развод родителей с наименьшими потерями.

Воспитание ребенка в неполной семье с Юрия Бурлана

Что же дает системно-векторный психоанализ родителю, воспитывающему ребенка в одиночку? Во-первых, глубокое понимание своего ребенка, его врожденных свойств.

Проблема заключается в том, что мы оцениваем окружающих людей, в том числе и собственных детей, «через себя». Мы бессознательно пытаемся наделить их своими свойствами и пытаемся их развить, вне зависимости от того, присутствуют они у ребенка или нет.

Кожная мама, привыкшая все делать быстро, активная, умеющая быстро адаптироваться, хочет видеть все эти свойства и в ребенке. Но развить эти свойства можно только в одном случае - если у ребенка также есть кожный вектор. Однако векторальный набор родителей и детей совпадает не всегда - и эта «непохожесть» способна порождать массу проблем и недопонимание.

Например, для ребенка с анальным вектором характерна обстоятельность, ригидность мышления, усидчивость. Для кожной мамы все это кажется медлительностью, заторможенностью и даже упрямством, с которым нужно «обязательно бороться». И мама начинает подгонять ребенка, дергать, чем повергает его в состояние стресса.

В этом случае реакции ребенка окончательно замедляются, вплоть до полного ступора, и он вынужден начинать все сначала. Невозможность завершить начатое дело доставляет ему психологический дискомфорт, что, в конечном итоге, и становится причиной упрямства, а также проблем с пищеварением и даже детского садизма.

Не менее сложные проблемы возникают в том случае, если обстоятельный неспешный анальный отец воспитывает шустрого, подвижного кожного сына. Пытаясь привить ему усидчивость, умение все доводить до конца, отец с анальным вектором нередко допускает телесные наказания, рассуждая «Меня отец порол - я человеком вырос. Значит, и я своего сына пороть должен, чтобы он человеком вырос!».

К сожалению, подобный подход совершенно не учитывает разность психических свойств отца и сына. Между тем кожный мальчик, к которому применяют физические наказания, с большой долей вероятности рано или поздно начнет воровать, чем окончательно убедит отца в своей «врожденной испорченности генами непутевой матери».

Юрия Бурлана полностью раскрывает нам корни всех этих многочисленных проблем. Пройдя тренинг, вы научитесь видеть за внешними проявлениями первопричину тех или иных поступков себя и своих детей, а также понимать мотивы поведения каждого человека.

P.S. В одной статье невозможно осветить все возможные жизненные сценарии неполных семей. Однако Юрия Бурлана дает главное - с её помощью любой родитель, вне зависимости от состава семьи, может создать оптимальные условия для развития именно тех свойств ребенка, которыми он наделен с рождения.

Статья подготовлена по материалам тренингов по Юрия Бурлана

Неполной называют семью, в которой рядом с ребенком находится только один родитель – мать или отец. Мамы и папы, в одиночку воспитывающие ребенка, часто задаются непростыми вопросами. Не скажется ли отсутствие второго родителя на развитии малыша? Как помочь своему чаду стать гармоничной личностью при таких обстоятельствах? «Я родитель» уверяет, что неполная семья тоже может дать ребенку полноценное воспитание, главное – учитывать некоторые особенности.

Полоролевое воспитание

Как только дети впервые осознают свою , они начинают осваивать важные особенности поведения: мальчики – мужские, девочки – женские. Естественно, стать настоящим джентльменом или леди им помогают примеры самых близких людей. В обычной семье дела так и обстоят: мальчики учатся мужскому поведению, смотря на своих отцов, а девочки воспитывают в себе женственность, наблюдая за своими матерями. Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. Поэтому одиноким отцам очень трудно объяснить подрастающей дочери, каково это – быть женщиной. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда у матери-одиночки подрастает сын: женщина просто не может показать на личном примере, каким должно быть настоящее мужское поведение. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Для мальчика таким человеком может стать дедушка, дядя, старший брат, для девочки – бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра.

Главное, чтобы у человека, который заменяет недостающего родителя, хватало времени и желания на общение с ребенком.

Если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет вообще или вы не поддерживаете с ними связь, попробуйте найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени. Это может быть лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом. Очень часто случается, что в неполных семьях единственный родитель взваливает на себя тяжкий груз забот на всех существующих фронтах, и, в итоге, на общение с ребенком у него совсем не остается времени. В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи. Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми, ведь ребенку нужно всего лишь видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе.

Ребенку будет больно видеть перед собой замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается вовлеченным в общество. Он с момента своего рождения оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец. Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся), наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе.

В неполной семье ситуация принципиально другая. У ребенка есть только один родитель, и малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию.

Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж. Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения - показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение. Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

Ошибки матерей-одиночек

Очень часто в неполной семье, где ребенка воспитывает одна мать, возникает непреодолимая сложность в том, как научить ребенка правильно общаться с противоположным полом. Ситуация особенно усугубляется, когда отец ребенка оставил маму из-за другой женщины. Обида, крепко затаившаяся в женском сердце на всю жизнь, порой не дает возможности построить новые отношения. И в глубине души женщина начинает ненавидеть всех мужчин поголовно. Идущая на поводу у своих эмоций (злости, обиды, желания отомстить), такая мать может неосознанно вселить в сознание своей подрастающей дочери мысль о том, что абсолютно всем, без исключения, мужчинам нельзя верить.

Если женщина постоянно рассказывает ребенку гадости о его отце, а в подростковом возрасте убеждает дочь, что ни к чему хорошему отношения с мужчинами не приведут, велик шанс того, что повзрослевшая девочка так и не построит своего личного счастья. Она подсознательно будет избегать мужчин, бояться их, не доверять им, испытывать страх перед отношениями и копировать поведение своей матери.

Если вас бросил муж, не убеждайте себя в том, что и вашей дочери непременно встретится недостойный ее человек. Все ситуации разные, и то, что ваш брак закончился , вовсе не означает, что и выбор вашей дочери будет неправильным. Дайте ей шанс самостоятельно пройти через период первой любви, построить отношения без постороннего вмешательства и научиться чему-то на собственных ошибках.

Принципиально другая ситуация возникает, когда в положении брошенной жены оказывается женщина, воспитывающая мальчика. Ее негативный настрой по отношению к ушедшему отцу может сформировать у ребенка ошибочный стереотип мужского поведения. Если мама постоянно рассказывает сыну, что его отец был плохим человеком, то ребенок начинает чувствовать себя ущербным – ведь в его жилах течет кровь «плохого» отца. Самооценка ребенка в таком случае падает, что приводит к психологическим проблемам, сложностям в общении с ровесниками и противоположным полом, затяжным депрессиям, к агрессивному и вызывающему поведению, которое особенно сильно обостряется в подростковом возрасте.

Если от вас ушел отец вашего ребенка – старайтесь держать себя в руках и помнить, что ваша ненависть к нему ни в коем случае не должна передаваться ребенку. Постарайтесь сформировать у него, если не положительный, то хотя бы нейтральный образ отца.

Ошибки отцов-одиночек

Самой главной трудностью, с которой сталкиваются одинокие отцы, является отсутствие физической связи между ними и ребенком. Когда женщина вынашивает ребенка в своем чреве и дарит ему возможность появиться на свет, между ними возникает крепкая подсознательная связь, которая особенно сильна в первые годы жизни. Именно к матери ребенок привязывается больше всего. Мужчина же чаще всего просто не чувствует этого особенного контакта.

Труднее всего отцам-одиночкам воспитывать дочерей. Очень часто у них вырастают девочки, которых можно назвать «своим парнем», поскольку папы-одиночки не знают, как научить дочь женственности. Вместо этого дочка получает багаж знаний о том, как быть сильной, выносливой и самостоятельной.

Если вы в одиночку воспитываете дочь, не отказывайтесь от помощи и советов родственников и знакомых женского пола, особенно тех, у кого есть дети. Не стесняйтесь задавать им волнующие вас вопросы, ведь от того, как именно вы воспитаете своего ребенка, будет зависеть его дальнейшая жизнь и личное счастье.

Виктория Котлярова

Не каждая полная семья может гарантировать хорошее воспитание. Дети, которые растут в полной семье наряду с детьми, прожившими свое детство только с матерью или бабушкой, развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на детей распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанной разницей является то, что на одной стороне более благоприятные условия для воспитания и формирования личности ребенка, чем на другой.

Жизнь ребенка с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Возможность дать своему ребенку необходимое нравственное, духовное и физическое воспитание имеет большинство одиноких матерей. К счастью, редки случаи, когда ребенок предоставлен самому себе, живя в атмосфере душевной бедности. Но если такое случается, то это является следствием серьезного нарушения психической деятельности родителя, который воспитывает ребенка.

В неполной семье возможно возникновения с самого начала следующей трудности. Рассмотрим вариант, когда с ребенком осталась мать. Не вызывает сомнений, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. Возможно ли, что одинокая мать в большей степени занята личными проблемами? Такая мама меньше занимается со своим ребенком, в некоторых случаях и вовсе перестает заботиться о нем. Также возможны и противоположные случаи. Некоторые матери, находясь в испуге от того, что они недостаточно заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за ребенка или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают своего ребенка впечатлениями, всячески стараясь ускорить его развитие. Следует помнить, что избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Также опасность кроется и в том, что процесс воспитания односторонний, отсутствует разнообразие, недостает обращения к индивидуальности ребенка.

Чаще всего неполная семья мало отличается от полной семьи, если это касается реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта. В ситуации, когда ребенок воспитывается только одним родителем, ему не угрожает лишение потребности совершать открытия, познавать окружающий мир, играть, познавать законы окружающей среды. Обычно первое социальное обучение происходит в самом узком семейном круге, соответственно при нормальных условиях мать может сама с этим справиться.

В неполной семье есть еще ряд проблем. Одна из них также связана с самим ребенком. Как показали психологические исследования, хорошо в эмоциональном плане развиваются в неполных семьях такие дети, матери которых готовы находчиво отвечать на расспросы детей, комментировать их поступки, проявлять интерес к открытиям своего ребенка.

Ограниченные возможности знакомства и общения с разными общественными ролями в неполной семье более касаются девочек, потому что мальчики, особенно в школьном возрасте, благодаря своим спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят нужное количество мужских примеров, соответственно отсутствие отца у них сглаживается в определенной мере, как считают некоторые психологи.

Следует отметить, что воспитание ребенка в условиях неполной семьи - это абсолютно обычное, нормальное воспитание. Особенностью такого воспитания является то, что оно осуществляется в более трудных условиях. Поэтому весьма разумно поступает родитель, который воспитывает ребенка один, когда осмысливает, понимает ситуацию, ища правильные пути для определения возможных препятствий, чтобы избегать опасности. Необходимо осознавать, что сам воспитывающий родитель является источником многих трудностей, соответственно он и должен их ликвидировать.

Добрые, честные, открытые многогранные отношения с людьми способны создать радостную и приятную атмосферу дома, способствуя лучшему развитию ребенка, помогая превращению неполной семьи в полную.

Психические заболевания, связанные с воспитанием в неполной семье.

В некоторых случаях непомерные нагрузки, при этом не только умственные, но и эмоциональные, не выдерживает детская психика, у ребенка возникают тики, неврозы, заикания, навязчивые страхи, нарушения сна. К неблагоприятным условиям, при которых это возникают, относятся хронические стрессы в семье. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Если у ребенка появился невроз, проявляющийся в навязчивых движениях и страхе, заикании и тиках, это обозначает, что ребенок не справляется с нагрузкой, ему не хватает родительской любви и понимания.

Если невротические явления не отражаются на личности ребенка, не влияют на его отношения со сверстниками и характер, то ситуация поправима. Но следует сказать, что дети с неустойчивой психикой довольно скоро быстро жизненную ориентацию, они как будто затормаживаются в развитии, а их поведение становится неконтролируемым. В этом случае можно предположить возможность серьезной психической патологии. Но такое состояние не всегда можно отличить от глубокого невроза. Это должен сделать специалист.

От чего ребенка должна уберегать мать? Если требования чрезмерные, не соответствуют возможностям ребенка, то они порождают страх перед занятиями, но самое главное, страх матери, которая поругает и накажет. Для ребенка материнский гнев является самым тяжелым испытанием, потому что делает его отверженным. А это является первым шагом к психическому заболеванию. Слишком хрупкая нервная система ребенка, особенно в период кризиса, может не выдержать такого воспитания. Поэтому нужно беречь ребенка, так как знания и умения нужны здоровому человеку. Родителям нужно помнить, что теперь только от них зависит здоровое развитие ребенка. (Ист. №2)

Негативные последствия воспитания детей в неполной семье.

В результате воспитания детей в условиях неполной семьи проблематичным становится обращение с проявлениями агрессивности. В случае, если ребенок боится своей собственной агрессии и ярости, то и во взрослом возрасте он будет бояться проявить гнев или раздражение по поводу несправедливости или пережитых неудач, то есть он так и не сможет активно защищать свои интересы.

Еще одним негативным последствием воспитания младшего школьника в неполной семье является формирования у ребенка чувства собственной неполноценности. Это чувство появляется тогда, когда ребенок считает себя брошенным, недостаточно любимым, потому что он был недостаточно важен, чтобы родители смогли принести ему в жертву свои личные разногласия. Вместе с ушедшим из дома родителем ребенок теряет важную часть своей личности.

Бывшие дети разводов в большинстве случаев имеют стремление к счастливому браку, давая себе общение не повторять ошибок своих родителей. Однако на пути к исполнению этих стремлений стоят большие помехи, и они часто терпят неудачи прежде всего потому, что им незнакома модель функционирующего партнерства

Ребенок, который воспитывался в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к жизни в семье. Вероятность распада брака у тех, кто вырос в неполных семьях, гораздо выше в сравнении с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на учебную успеваемость детей, их нравственный облик, активность, жизненную позицию в будущем, подготовку к семейной жизни.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее количество неполных семей имеют характеристики «зависящих от пособий» и «бедных». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что такие семьи в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Следует также сказать о том, что все неблагоприятные факторы, которые сказываются на родителях, такие как материальные проблемы, плохое жилье, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на ребенке.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что издержки воспитания в неполной семье являются, в первую очередь, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. (Ист. №12)

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой. Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

У каждой неполной семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере. Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — играть роль «строгих отцов»... и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую. Критика отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование женщины. А это чревато будущей деформацией половой идентификации, нарушением эмоциональных связей с миром людей.

Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает». Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»... Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников. В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.

Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация. Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек. И наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

Развивайте социальные связи своей семьи , чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

Обсуждение

Особенно понравились советы родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье.
"Говорите с ребенком и слушайте его!" - а что, в полной семье с ребенком можно не разговаривать?
"Чаще хвалите, а не наказывайте!" - а если оба родителя в наличии, бейте три раза в день.
"Развивайте социальные связи своей семьи" - вот тоже совет, в полной семье совершенно не нужный...)))

> - этот пункт статьи говорит как раз о пользе воспитания в неполных семьях. Что ж плохого, когда дети растут дружными и более привязанными друг к другу в эмоциональном плане?
- вот с этим, лично я, как мать воспитывающая дочь одна, не согласна. После развода мне стало наоборот легче. Я знаю, что расчитывать мне не на кого, кроме себя и по вопросам воспитания ни с кем разногласий нет.
> - вот это вообще бред полный. Если учесть, что мужчины стали более инфантильными, я бы сказала как раз наоборот, что сейчас мужчины вообще стараются не участвовать в воспитании детей. Сходил бы этот их социолог на родительское собрание в детский сад, не стал бы писать такие глупости.

04.10.2009 18:32:23, мамапапасынсобака

А вот кто-нибудь написал бы статью, о так называемых "полных семьях", но в которых наличие отца у ребенка номинально. То есть вроде бы он и есть, но почему-то в футбол с дошкольником играет мама, на вилосипеде и плавать учит она же. А папа возлежит на диване перед телевизором и за 8 ребенкиных лет жизни сходил погулять с ним столько же раз. А если что-то в поведении ребенка его не устраивает, то он выговаривает матери - "Твое воспитание!!!"
Ну и чем такая "полная" семья лучше неполной??? О какой "половой идентификации" может идти речь, когда перед глазами пример такого отца)))

Комментировать статью "Воспитание ребенка в неполной семье"

Что-то я в замешательстве.....Если наши дети в приемной семье на полном госопеспечении, то дети в сиротских учреждениях на каком обеспечении? Не могу найти в законах четкого объяснения.

Обсуждение

Нет, конечно. Они не находятся на полном государственном обеспечении. Как минимум, они пользуются жильем опекуна и его имуществом. Никакого возмещения за это не выплачивается. Юридически находясь в семье опекуна, они могут быть на полном гособеспечении, если помещены в соответствующего режима интернат или подобное госучреждение. В точности так же, как кровные дети, которых помещают в учреждения родители, оставаясь при этом законными представителями и семьёй. Гос. обеспечение не может считаться полным, если не предоставлено общежитие, мед. обслуживание и прочее, упомянутое в определении.
Но отказывать на этом основании, конечно, очень удобно. У нас в регионе отказывают в некоторых социальных пособиях, ссылаясь на этот мотив.

19.02.2016 14:48:28, Офигения запатченная наглухо

ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПОСОБИЙ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
36. Для назначения ежемесячного пособия детям-инвалидам необходимы следующие документы:
а) заявление о назначении ежемесячного пособия детям-инвалидам с указанием способа получения пособия (перечисление на счет, открытый в кредитной организации; перечисление на счет федерального почтового отделения связи);
б) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) свидетельство о рождении ребенка или иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством Российской Федерации факт рождения ребенка;
г) справка учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления категории "ребенок-инвалид", на ребенка, которому установлена категория "ребенок-инвалид";

д) документы, подтверждающие место жительства заявителя и ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка в Московской области;
(подп. "д" в ред. постановления Правительства МО от 06.06.2013 N 383/21)
е) выписка из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного ребенка и заявителя. При регистрации законных представителей по разным адресам указанные документы представляются с места жительства каждого законного представителя;
(в ред. постановления Правительства МО от 06.06.2013 N 383/21)
ж) выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком (детьми) опеки (попечительства) - на ребенка (детей), находящегося под опекой (попечительством), переданного в приемную семью;
з) решение суда о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах - на ребенка (детей), в отношении которого родитель (родители) лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
и) решение органов опеки и попечительства либо решение суда о приобретении полной дееспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации - на ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, признанного полностью дееспособным;
к) документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения, - на ребенка-инвалида или на ВИЧ-инфицированного ребенка, проживающего в семье, среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством Московской области на душу населения;

Пункт ж) это для Вас. В каком Вы районе живете?

Эта женщина не пьет и не курит. Она любит своих детей и боится их потерять. Дети любят мать и боятся ее потерять. Но упитанная и уверенная в себе дама-соцальный работник считает, что мать "ненадлежащим образом заботится о ребенке". Причем о том, как надлежит, а как - нет, решает она сама. Самое страшное, что теперь в зоне риска будет находиться все больше семей. Видео: [ссылка-1] C одной стороны, люди нищают, их при этом еще 24 часа в сутки развращают с экранов телевизоров, попагандируя...

ну я жила в такой семье. ненависть была просто зоологической, с обоих сторон. терпели ради меня,типа вот, чтобы ребенок жил в полной семье. оба при этом мне все это говорили, типа я ненавижу твою мать(отца), но есть ты, и счастья в жизни никому не будет.

Обсуждение

Если это реально _жертва_ ради детей - то, скорее всего, это начнёт сказываться на отношении жертвующего к ребёнку. Поскольку ребёнок этой жертвы не оценит. А неоцененные крупные жертвы - они сильно разъедают душу...

Однозначно, люди имеют право, и должны! - устраивать свою личную жизнь. Всем во благо будет.

Мама и папа больше не могут быть вместе, а куда деваться при их разводе ребенку? Вопрос очень болезненный и острый. Часто мы не знаем, как даже сказать нашему малышу о разводе, как объяснить свое решение, как подготовить его к новой жизни. Многие родители допускают ошибку и устанавливают враждебные отношения друг к другу. Таким образом с самого детства ощущение безопасности и защищенности ребенка получает брешь, а значит, он не может спокойно развиваться. Многие родители думают, что...

Принято считать, что вырастить мальчика настоящим мужчиной можно только в полной семье, когда у ребенка перед глазами есть пример для подражания. Это заблуждение порой становится причиной того, что женщина готова сохранять семью любой ценой. А даже если брак распался, мама, переживая за судьбу сына, спешит связать себя новыми отношениями, не особо задумываясь о том, насколько подходит ей этот мужчина. Главное ― чтобы у сына был пример перед глазами. Но насколько это утверждение...

В столице сегодня открылся международный форум «Многодетная семья и будущее человечества». Он является частью программы «Святость материнства». На форуме собрались те, для кого семейное счастье и чадолюбие не просто слова – часть их собственной жизни и источник полноты существования. Опираясь на собственный опыт, участники пытаются понять, в каких условиях традиционная семья не только сохранится в современном мире, но и станет его духовно-нравственной опорой. Рассказывают «Новости...

Моя профессия - социальный педагог Я работаю в Центре социальной помощи семьи и детям. Мы занимаемся с ребятами из семей, требующими особенного социального участия. Деткам сложно, а их родителям еще сложней. Например, неполная семья, где мама одна воспитывает детей или мать-одиночка, многодетная семья или приемная. Еще встречаются представители так называемой «группы риска», где кто-то из домочадцев страдает от алкоголизма, наркомании и прочих зависимостей... Соответственно, и дети...

Сегодня сдала исполнительный лист в УФССП, доехала до работы, зашла на почту, а тут статья на актуальную тему... :) "МОСКВА, 30 мая - РИА Новости. В Госдуме предлагают продлить срок уплаты алиментов на детей, обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих самостоятельного заработка, с 18 лет до 23 лет, соответствующий законопроект внесен в нижнюю палату парламента. Согласно действующему законодательству, второй родитель должен выплачивать алименты на содержание ребенка до достижения...

Обсуждение

Хорошая будет поправка, справедливая. Меня если честно всегда поражает, как можно, без зазрения совести все заботы о становлении детей на ноги сбрасывать на того с кем остались дети.

Хорошо бы. А то папы и в ус не дуют, что детям не на что учиться.

Алименты положены от бывшего мужа, а не от гос-ва. А чтобы получать пособия как малоимущие и соответствующие льготы разводиться не надо, на них и полная семья может претендовать если доход небольшой.

Обсуждение

Просто по факту развода ни на что рассчитывать не можете, никаких льгот и выплат разведенным от гос-ва нет. Алименты положены от бывшего мужа, а не от гос-ва.
А чтобы получать пособия как малоимущие и соответствующие льготы разводиться не надо, на них и полная семья может претендовать если доход небольшой.
Но лучше всего все-таки доехать до собеса. Если информации в инете не хватает, это же все открытая информация, доход свой можно легко посчитать и понять стоит ли отпрашиваться с работы.

Собесы работают, бывает, до восьми вечера. Точно в Москве по понедельникам, а может, и второй день есть. Поэтому, отпрашиваться Вам точно не придется.

Многие мамы часто озабочены тем, что их дети растут без отца, а значит, отсутствие «мужской руки» может, по их мнению, негативно отразиться на будущем ребенка. Но действительно ли отсутствие отца закладывает негативный сценарий? Cистемно-векторная психология утверждает, что в воспитании ребенка, гораздо большую роль играет не то, кто воспитывает ребенка, а соответствие воспитания природным задаткам. Подробнее, по ссылке ниже.

Бытует мнение, что дети, воспитанные в неполной семье, вырастая, испытывают сложности в создании и сохранении уже своих семей, а также с трудом проходят процесс социализации в обществе. Однако только ли отсутствие второго родителя негативно сказывается на воспитании ребенка в неполной семье? Или же есть другие причины его жизненных неудач? Отзывы тысяч людей свидетельствуют о том, что системно векторный психоанализ- тест врожденных свойств родителей и ребенка, а также дифференцированный...

Любви и внимания ребенок получает не меньше, чем от мам в полных семьях. Еще пример не совсем в тему: подруга, будучи замужем за обеспеченным мужем) решила выйти на работу после 10-летнего перерыва.

Обсуждение

Работаю с 6 мес ребенкиных. Госслужба. Есть и работа в выходные. После сада/по болезни - няня. Сейчас в школе, второй класс. Научила сразу добираться до дома из школы для экстренных случаев. После школы - едет на доп занятия (я специально её устроила в школу рядом с работой) - часто в обеденный перерыв увожу её я. После мызыкальной школы - делает там же уроки, после работы забираю. Один раз в неделю - едет домой и ждет меня там.
Выходные проводим вместе. Вечер дома вместе, на работу/в школу час в пути - вместе. Ну а как иначе? Кушать хочется)

Если вечерами будете уделять им хотя бы час в общей сложности для общения и игр, они будут не более за брошены, чем дети в полных семьях.
По примеру моих знакомых, одинокие матери - женщины сильные и финансово независимые: одна фрилансер, другая -руководитель юридической компании. Вторая работает строго до пяти и мчится домой к ребенку (двухлетнему и второму по счету). Любви и внимания ребенок получает не меньше, чем от мам в полных семьях.
Еще пример не совсем в тему: подруга, будучи замужем за обеспеченным мужем) решила выйти на работу после 10-летнего перерыва. У вас дети одно возраста. Младший -в ДС, старший после школы идет в библиотеку и там делает уроки.
Смотрите,что умеете делать, что хотите и какая зарплата нужна. Далее ищите вакансию и убеждайте работодателя, что Вы - то что надо.
Или работайте на себя в свободном графике.

Как воспитать ребенка в неполной семье так, чтобы он не чувствовал себя неполноценным, чтобы на его развитии это факт биографии не сказался печальным образом? Это возможно.

За свою пятнадцатилетнюю практику работы в детском саду я безошибочно определяю детей из неблагополучных семей. Хотя родители ребёнка не пьют, семья полная, но дело в другом. В эмоциональном благополучии. Вернее, в его отсутствии. Какие же бедные и издёрганные эти дети! Какие они беспокойные! Какое сильное моторное возбуждение у одних и, наоборот, заторможенность, медлительность у других. Дети чаще болеют, хуже приспосабливаются к окружающей обстановке. Пообщавшись с таким ребёнком, можно...

Неблагополучная семья - это семья, которая: - в социальном и правовом контексте является «отклоняющейся от нормы» и/или не в семьи, которые видите счастливы, мы тоже последние 7 лет изображали счастливых.У Вас полно возможностей, так что дерзайте.И без уныния.

Обсуждение

Неблагополучная семья - это семья, которая:
- в социальном и правовом контексте является «отклоняющейся от нормы» и/или не в состоянии обеспечить прожиточный минимум своим членам;
- имеет неоптимальные социально-психологические показатели функционирования и/или член(-ы) которой страдают физическими/психичес-кими заболеваниями;
- ведет незаконную жизнедеятельность, нарушает права личности или член(-ы) которой уже совершили преступление (правонарушение).
Это если неблагополучную семью рассматривать с т.з. социальной работы.

Ребенка загрузить кружками по самые уши и все будет ок. Сейчас полно бесплатных, нужно их просто найти. А то если дошколенок трудный, то что будет со школьником. У меня вторая дочь, умница, красавица. Но мне, именно мне, с ней очень трудно, настолько мы с ней разные. Я сейчас постоянно себе об этом напоминаю, а раньше в бешенство впадала.Ты ей слово она тебе 100 в ответ и ведь в 10 лет по житейски очень мудрая. старшая такая же как я и мне с ней легко.Так что не надо пораженческих настроений,я тоже мало оплачиваемая, берусь за все где можно заработать и получается вполне нормально.Питаемся тоже экономно, есть повседневная пища, а есть то что покупается раз в неделю, месяц и это не зависит от того сколько денег у меня, я определила сумму на питание и ее придерживаюсь уже много лет.Одежду тоже стараюсь покупать подешевле, одно время стала покупать дорогую, а они ее портят, теперь тоже есть предел на цены по одежде.Шубки нет, но я ее запланировала.Машины нет, и прав нет, не доучилась. Есть МЧ с правами, не слишком холеный, но это исправимо выхолим.Машину запланируем. А мой БМ после развода, заведший себе шофера с машиной, горничную для НЖ вчера мне на напоминание о деньгах для детей, которые он обязан по договору передавать мне 5 числа, в очередной раз сказал - нету денег.Я его так и называю - господин нетю денег.Он неделю назад кожаную мебель купил, а про то что дети должны кушать каждый день, забыл.И не все семьи, которые видите счастливы, мы тоже последние 7 лет изображали счастливых.У Вас полно возможностей, так что дерзайте.И без уныния.

Полная семья, папа военный, жили только в Москве, достаток хороший и т.д. Но это только внешне. На самом деле я и сестра старшая наслушались скандалов "выше крыши":-(Папа наш не пил вообще.

Обсуждение

Болезнь, согласен. Но не алкоголизм, а скорее всего эдогенное психотическое расстройство (шизофрения, скорее), а алкоголизация идет рядом, возможно даже и компенсирует какие-то переживания.
Реакция возмущения отвтивших понятна. Наверное в них много рационального и полезного для автора топика. Но есть еще один моент.
Самой несчастной в этой ситуации является как раз мама автора. Ее писхическое расстройство не грубое, оно не инвалидизирует ее, но застваляет вести таким образом. Скорее всего она состоит из двух половинок - хорошей и плохой. И наличие хорошей тоже прослеживается - ведь жил с ней ее муж, полюбил ее, родил с ней двух дочек. И квартиру она так или иначе предоставила одной из них. И пытается наладить с ними отрношения, видимо. Скорее всего в связи с возрастным измененияями так или иначе компенсированная болезнь ее сделалась более выпклой, она перестала контроллировать то, что раньше удавалось (не всегда, но видимо часто справялась).
Мне она представляется скорее не монстром, а глубоко несчастной женщиной, живущей в полной социальной изоляции. Да эт стену строит и поддерживает она сама, но от этого ее страдания не меньше.
Если бы она была алкоголичкой, то за такой период времени эта болезнь должна былы бы перейти в третью стадию со всеми вытекающими. Здесь этого нет. Алкголизация является компнесационной.
Автору топика: Ваше нежелание попытаться организовать ее психиатрическое обследование не что иное как оставление больного без помощи.Сейчас есть масса мягких, но эффективных психокорректоров, которые нормализуют поведения и гораздо более тяжелых больных с еще более грубыми расстройствами поведения. Вы обязаны как дочь сделать все, чтобы помочь своей матери этим.
Хочу выразить свое восхищение Вашей выдержкой и интуитивным пониманием того, что ситация не так проста как кажется на первый взгляд.

Это похоже на на характер, а на болезнь. Алкогольный психоз, простите, на почве алкоголизма. Мало кто (кроме тех, у кого в семье есть такие люди) осознает, что это - болезнь, а не характер. Я пишу, основываясь на печальном семейном опыте (2 случая, оба человека уже умерли - от алкоголизма). В обоих случаях - полное изменение психики, поведения, реакций, агрессия. Отсутствие критики - т.е. "это вы все больные, а я один - нормальный". в одном случае был "бред ревности", в другом - просто немотивированные скандалы. И еще вспомнила, был такой у меня знакомый. Тоже - полное тотальное изменение психики при приеме алкоголя.
К сожалению, помочь ничем не удавалось - только максимально вывести этих людей (близких! ближайших!) из жизни. Это действительно, крест. Ваш. Главное - чтобы он не касался отношений с мужем. Жить-то все равно лучше с мужем, чем с мамой.
Я предпочитала дистанцироваться от отношений, минимальная зависимость, вмешательство - по просьбе "той" стороны, только материальное (такие люди вечно без денег, ведь работать полноценно они уже не могут - нет здоровья). Лечить их - нам не удавалось, увы... Они ведь не признают проблемы - они-то считают себя здоровыми.
Это - вечная грусть и чувство вины. Но впускать их в свою жизнь нельзя, это мое грустное, но твердое мнение.

Легального определения семьи в СК действительно нет, но теория исходит из того, что семья это круг лиц, "связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства...

Неужели найдется кто-то, кто примет это все за чистую монету?

Не хочу обидеть, но... Вам нужны дети или любимая женщина? Я вот неуверена, что родив 4 детей я останусь интересна для вас. Я не принадлежу конечно ни к одному из знаков вами перечисленными, но... Просто замечательно когда человек готов обеспечивать свою семью, но воспитанием детей в основном занимается женщина, а вам внимание не нужно, вы не хотите чтобы вас любили? А при наличии такого количества детей или мама вся в заботах о них или надо нанимать няню, а вот нужно ли чтобы чужой человек воспитывал ваших детей - это тоже вопрос. А иметь такое количество как сам факт, ну уж извините... Или полная семья - это жена, большое количество детей и любовница? Ну уж извините, я наверное никогда не пойму мужчин. Не знаю насколько понятно изъяснилась, но я очень старалась чтобы меня поняли.


Top