Высказывания выготского о воспитании детей. Методическая разработка родительского собрания"духовно-нравственное воспитание детей"

Воспитание - это жутко трудно, непонятно и безумно интересно. Сделали подборку цитат, которые помогут стать мудрыми, понимающими, слушающими и слышащими родителями.

1. Не обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. (Антуан де Сент-Экзюпери)

2. Дети, к которым относятся с уважением и поддержкой, более эмоционально устойчивы, чем те, которых постоянно защищают. (Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори»)

4. Дети отчасти перенимают пессимизм у взрослых. Они, как губка, впитывают и то, что вы говорите, и то, как вы говорите. (Мартин Селигман, «Ребёнок-оптимист»)

5. Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. (Кант И.)

6. Есть рациональное зерно в том, чтобы позволить малышу разбить чашку или тарелку. (Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори»)


7. Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. (Бэкон Ф.)

8. Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. (Н.А. Рубакин)

9. Одна из важнейших функций творчества - дать возможность детям выразить то, что они не умеют сказать словами. (Джин Ван’т Хал, «Творческое воспитание»)


10. Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

11. Совместное чтение с детьми может стать отличным средством эмоционального воспитания. (Джон Готтман, )


13. Какой бы загруженный график ни был у ваших близких, находите время, чтобы вместе поужинать. (Джули Литкотт-Хеймс, «Отпустите их»)

14. Оставьте детей в покое, но будьте в пределах досягаемости на случай, если понадобитесь. (Астрид Линдгрен)

15. Многие родители думают, что дисциплина означает наказание. На самом деле это значит обучение. (Тим Селдин, «Энциклопедия Монтессори»)

16. Только прививая своему ребёнку оптимистичный взгляд на мир, вы учите его понимать себя, открывать свой внутренний мир и мир вокруг. (Мартин Селигман, «Ребёнок-оптимист»)


17. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.-Ж. Руссо)

18. Помните: дети склонны верить родительским словам. Если вы каждый день говорите малышу, что он вредный, он начинает считать себя именно таким. (Джон Готтман, «Эмоциональный интеллект ребенка»)

19. Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

20. Лучший подарок, который вы можете сделать своему ребенку, это счастливые и прочные отношения между вами, его родителями. (Джон Готтман и Джули Шварц-Готтман, «Испытание ребёнком»)


5 книг по воспитанию

Хорошим подспорьем в воспитании может стать правильная книга. Выбрали целых пять, которые помогут разобраться с трудностями родительства. В них - всё о том, как мотивировать детей в обучении, вдохновить на творчество и научиться правильно выражать свои эмоции.

Гении и аутсайдеры

Жизнь несправедлива. Деньги, власть, слава и успех распределяются среди людей крайне неравномерно. Но почему одним все, а другим ничего? Книга показывает, что общего у Билла Гейтса, «Битлз» и Моцарта и почему им удалось переплюнуть сверстников. «Гении и аутсайдеры» - не пособие «как стать успешным». Это увлекательное путешествие в мир законов жизни, которые вы можете использовать себе на пользу.

Эмоциональный интеллект ребенка

Эта книга - руководство для родителей, которые хотят стать ближе своим детям и помочь им научиться регулировать свои эмоции. Опытный специалист по семейной психологии Джон Готтман наглядно показывает, что те стереотипы поведения, которые мы привыкли считать «правильным», не способствуют становлению эмоционального интеллекта ребенка.

Чего ты по-настоящему хочешь

Эта книга написана для подростков, которые задумываются о будущем, но пока точно не знают, чего хотят. Она поможет определиться с устремлениями и наметить план достижения целей, научит мотивировать себя и вдохновит на подвиги.

Отпустите их

Манифест о вреде гиперопеки как подхода в воспитании детей, написанный куратором и деканом в Стэнфорде и матерью двух детей. В ней говорится о любви и о страхе, которые стоят за нашей вовлеченностью в их дела. В ней рассматривается вред, который мы причиняем чрезмерным усердием, и способы воспитывать по-другому, чтобы добиться хорошего результата в долгосрочной перспективе и помочь нашим детям достичь еще большего успеха.

Творческое воспитание

На страницах своей книги Джин Ван’т Хал рассказывает о том, как развить в ребенке способности к творчеству, заложенные в нем с самого рождения, и как привнести творчество в повседневную жизнь семьи. Эта книга поможет вам:

  • Найти время для творчества в течение дня
  • Подобрать занятия, которые понравятся вашему ребенку
  • Обустроить место для занятий и хранения детских работ
  • Выбрать художественные материалы и инструменты
  • Поощрять и развивать творческое мышление
  • Правильно говорить с ребенком о его рисунках

Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Платон

Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
NN

Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Джудит Мартин

Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Жорж Дюамель

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Руссо Ж.-Ж.

Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Руссо Ж.-Ж.

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А.

Лучшая школа дисциплины есть семья.
Смайлс С.

Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Грамши А.

Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Сухомлинский В. А.

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в тохм, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Макаренко А. С.

Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Гераклит

Пусть первым уроком ребенка будет повиновение,— тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Фуллер Т.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Коменский Я.

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, - это научить их любить себя.
Луиза Хей

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Джон Уилмот

Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Патрик О’Рурк

Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр

Родители уже не воспитывают детей - они финансируют их.
«Пшекруй»

Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Андре Моруа

Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество.
Роберт Орбен

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
NN

Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
Роберт Орбен

В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
NN

Воспитывать - значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
Маршалл Маклюэн

С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Билл Вон

Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Нэнси Митфорд

Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Фазиль Искандер

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Виктор Гюго

Воспитатель сам должен быть воспитан.
Карл Маркс

Самовоспитание - труднейшая разновидность самообслуживания.
Эвгениуш Коркош

Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Борис Замятин

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер

Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Евгений Шварц

Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Пифагор

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Эрма Бомбек

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
Пьер Буаст

С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
«L. & N. Magazin»

Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Надин де Ротшильд

Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Неизвестная американка

Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
NN

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
Лермонтов М. Ю.

Мудрые высказывания о воспитании детей

  • Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. В. А. Сухомлинский
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Ф. Энгельс
  • Дети, которых не любят, становятся взрослыми, которые не могут любить. П. Бак
  • Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Ш.А. Амонашвили
  • Концентрация родительской любви на одном ребенке - страшное заблуждение. Макаренко А. С.
  • Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует много жертв. Буаст П .
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещанное к нему, иначе приучишь его ко лжи. Толстой Л. Н.
  • Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие. Толстой Л. Н.
  • Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи. Толстой Л. Н.
  • Никогда не учите ребенка тому, в чем вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нем, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами знаете, что это ложь. Рескин Д.
  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. Макаренко А. С.
  • Рост и воспитание детей — это большое, серьезное и страшно ответственное дело. Макаренко А. С.
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек
  • Детство не должно быть постоянным праздником — если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Сухомлинский В. А.
  • Один отец значит больше, чем сто учителей. Герберт Д.
  • Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество. Роберт Орбен
  • Руссо Ж.-Ж.
  • Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Шуман Р.
  • Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает. Эрма Бомбек
  • Если ребёнок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу. Надин де Ротшильд
  • Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс С.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Коменский Я.
  • Избалованные и изнеженные дети, любые прихоти которых удовлетворяются родителями, вырастают выродившимися, слабовольными эгоистами. Дзержинский Ф. Э.
  • Стремление создать счастливую жизнь ребенку баловством с младенческих лет, пожалуй, неблагоразумно. Гюго В.
  • Постоянно давать детям награды не годится. Через это они становятся себялюбивыми, и отсюда развивается продажный образ мыслей. Кант И.
  • Предупреждая все требования и постоянно направляя ребенка во всех его действиях и размышлениях, всегда делают его негодным к жизни; такие дети становятся разве только исполнительными, но, к сожалению, очень эгоистичными и самоуверенными. Лесгафт П. Ф.
  • Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери. Я. Корчак
  • Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку, - это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя. Ж. Саломе
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Ушинский К. Д.
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж.
  • Воспитание - это наука, научающая наших детей обходиться без нас.

Э. Легуве.

  • Воспитывая ребенка, нужно думать о предстоящей ему старости. Ж. Жубер
  • Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним. Ж. Ж. Руссо
  • Детям нужны не поучения, а примеры. Ж. Жубер
  • Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их. Мать Тереза.
  • Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее. М. Горький
  • Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. И. С. Тургенев.
  • Хорошее воспитание надежно защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфильд.
  • В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое. П. Валери.
  • Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. Генри Филдинг.
  • Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет. Джон Голсуорси.
  • Молчание - это один из великих способов вести беседу. Уильям Хэзлитт.
  • Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. Аристотель.
  • В процессе воспитания детей немного остается и самим родителям.
  • Воспитание детей - рискованное дело. Ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит
  • Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ф.Э. Дзержинский
  • Дети — это наше будущее! Они должны быть хорошо вооружены для борьбы за наши идеалы. Крупская Н. К.
  • Дети — это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. Горький М.
  • Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. Макаренко А. С.
  • Воспитывать. самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! Лермонтов М. Ю.
  • Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Горький М.
  • Проповедовать с амвона, увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка. Герцен А.
  • Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении. Ж.Руссо
  • Ж.Руссо
  • Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца. Д.Дидро
  • Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р.Эмерсон
  • Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили на себе отпечатки физического и нравственного цинизма; пусть оно будет безрассудно, опрометчиво, лишь бы оно не было глупо и тупо, мертвенность же и безжизненность хуже всего. В Белинский
  • Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически и практически. К.Ушинский
  • Вся гордость мира от матерей. Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. М. Горький
  • Дети - это живые цветы земли. М. Горький
  • Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью. А.П.Чехов
  • Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать. Г.Бичер-Стоу
  • Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Б.Франклин
  • Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. Ф. Искандер.
  • Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. А.Шопенгауэр
  • Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика - когда они переходят меру справедливости. А.Шопенгауэр
  • Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. Пифагор
  • Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. Д.Еремич
  • Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них

нуждаются. Ф. Честерфилд

  • Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. Д.Уэбстер
  • У человека в гневе открывается рот, и закрываются глаза. П.Катон
  • Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. Г.Филдинг
  • Лучший способ воспитать хороших детей - это сделать их счастливыми. О.Уайльд
  • Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. К,Уэйтли
  • Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. Я.Корчак
  • Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. Н.И. Пирогов
  • Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. Д.И.Писарев
  • Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. Д.Питтак
  • Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. А.С.Пушкин
  • Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. Я.Райнис
  • Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. Ж.-Ж. Руссо
  • Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.-Ж.Руссо
  • У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Ж.-Ж.Руссо
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.-Ж.Руссо
  • Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». В.А. Сухомлинский
  • Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. В.А. Сухомлинский
  • Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В.Г.Белинский
  • Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу - корню всякого зла. Г.Гегель
  • Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В.И.Даль
  • Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М.И.Драгоманов
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я.Коменский
  • Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я.Коменский
  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.С.Макаренко
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А.С.Макаренко
  • Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М.Монтень
  • Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р.Тагор
  • Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э.Хаббард
  • Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф.Честерфилд
  • Учатся у тех, кого любят. И.Гете
  • Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. А.С.Макаренко
  • Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сюнь-Цзы
  • С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. В.А.Сухомлинский
  • Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. Эзоп

Уважаемые коллеги, родители и все, кого интересуют вопросы воспитания. Предлагаю Вам подбор мудрых и в то же время таких простых и доступных мыслей о воспитании.

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В.Леви)

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье. (В.М.Гюго)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А.Сухомлинский)

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. (А.С. Макаренко)

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.(А.П.Чехов)

Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. (С. Харрис)

Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

Счастье - это мягкие, тёплые ладошки. За диваном фантики, на диване крошки. Что такое счастье - проще не ответить. Счастье есть у каждого, у кого есть дети!!!

Тупые и неспособные к ученью умы - вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением. (Жан Кокто)

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок. (Джордж Сантаяна)

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. (Лев Николаевич Толстой)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)

Берегитесь детей! Когда-нибудь они овладеют миром! (Эшли Брильянт)

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)

Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме. (Индийская пословица)

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Ульям Артур Уорд)

Становление личностного образа ребенка - процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития. (Е.В. Бондаревская)

Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж.Ж. Руссо)

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. (Антуан де Ривароль)

Все мы родом из детства. (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

Детей нет, есть люди. (Януш Корчак)

Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Будь правдив даже по отношению к дитяти:исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Лев Николаевич Толстой)

Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. (Лев Николаевич Толстой)

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек)

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. (Василий Александрович Сухомлинский)

Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах - не держи его все время за руку. (Виктория Фролова)

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. (Алексей Николаевич Острогорский)

Детский разум ручонками растёт. (Равиль Алеев)

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров. (Борис Кригер)

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. (Макаренко А. С.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)

В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)

Куда не влекут способности, туда не толкай. (Коменский Я.)

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)

Гении случаются редко не потому, что они редко рождаются; нет, гений случается редко, потому что очень сложно избежать процесса «обработки» в обществе. Лишь изредка ребенку удается избежать его тисков. (Ошо)

Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.(Г.Доман)

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

КГУ «Гимназия №45»

.

Родительское собрание

на тему «Духовно-нравственное воспитание детей»

Класс:8

Классный руководитель:

Малышева Л.Н .

Г.Караганда 2015

Предварительная работа:

1.Опрос учащихся

А ) Что значит духовность?

Б)Что значит нравственный человек?

В)Какими качествами должен обладать духовно-нравственный человек?

2.Распечатать на формате А1 солнце с лучами, в центре разместить лицо ребенка.

3.Цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, бумага формата А4-10 шт.

4.Распечатать высказывания.

Собрание начинается с видеоролика. Парадокс нашего времени.

Современное общество имеет набор следующих характеристик –нравственная деградация, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм. Данные характеристики свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности, что приводит к противоречиям в обществе.

Высокая степень проявления противоречий, выливающихся в конфликты, отражает наличие духовного раскола общества, отсутствие в нем единой общенациональной цели, неспособность его обеспечить решение возникших проблем на основе социальной справедливости, проводить необходимую воспитательную политику, прежде всего по отношению к молодому поколению.

Несложно представить к чему может прийти такое общество примером является ситуация на Украине, когда все национальные ценности, ценности общества потеряны, нет.

дополнение

Существуют два вида моральных конфликтов: межличностный (например, когда в повести А. С. Пушкина «Дубровский» помещик Троекуров наносит личное оскорбление своему бывшему приятелю-соседу) и внутриличностный (драма Анны Карениной в одноименном романе Л. Н. Толстого; трагическая раздвоенность Екатерины из драмы А. Н. Островского «Гроза» и др.).

Решение моральных конфликтов тесно связано с проблемой воспитания и самовоспитания личности. В любом обществе оно всегда являлось одной из наиболее сложных и трудоемких задач, которые связаны не только с субъективными желаниями и представлениями молодых людей, но определяются и многими объективными факторами и трудностями в жизни молодежи. Это и длительный период социализации, приобретения самостоятельности (обучение и воспитание), и отсутствие жизненной закалки, и психологическая неустойчивость и ранимость, и преувеличение роли внешних факторов и форм бытия (например, понятие «быть» зачастую подменяется понятием «иметь») и т. д. Но в любом случае необходимо находить нужные формы влияния и убеждения, избегать крайностей. Нельзя систему воспитания превращать в жесткую систему запретов или, наоборот, занимать позицию попустительства неблаговидным делам. Основные качества, которые требуются от людей, претендующих на роль воспитателей и представителей общественного мнения в морали, - это доброжелательность к людям и в то же время твердость по отношению к нарушителям моральных норм. Воспитательный процесс должен быть осмысленным для воспитуемых. Провалы в моральном воспитании опасны, поскольку они ведут к разрыву духовных связей между поколениями, приводят к потере «духовного кода» в воспроизводстве всей системы общественных отношений. Основные качества, которые сегодня особенно важно воспитывать у нового поколения, - это духовность, надежность, порядочность (14, с. 167).

Поэтому Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного общества и человека не случайно.

ДУХО́ВНОСТЬ , духовности , мн . нет , ( книжн . ). Отрешенность от низменных , грубо чувственныхинтересов , стремление к внутреннему совершенствованию , высоте духа.(толковый словарь Ушакова).

Духовность - духовно-практическая деятельность по самосозиданию, самоопределению, духовному росту человека. Без нее невозможны ни самостоянье человека, ни величие его. .(Выгодский Л.С. в психологии).

Значение слова Нравственность по Ожегову:Нравственность-внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Высказывания наших детей.(опрос проведен предварительно).

1.Что значит духовность.

Худшие высказывания:

Без ответа, отношение к религии, это душа, душевное спокойствие,

Лучшие:

Внутренний мир человека, гармония человека.

2.Что значит нравственный человек.

Худшие высказывания.

Без ответа,всем нравиться.

Лучшие.

Человек с душой,душевный,иметь честь и долг, обладает качествами, чтобы яв-ся хорошим человеком.

3.качетва духовно-нравственного человека.

Худшие.

Молчаливый,сильный

Лучшие

Честность,доброта,исренность,красивый внутренний мир,совершает хорошие поступки,сочувствие.вежливый.порядочный,

Духовный кризис и духовно-нравственное воспитание личности

С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Современное постиндустриальное общество, ориентированное на максимальное потребление материальных благ и преобразование окружающего мира для более полного их удовлетворения, породило особый тип технократической личности – «кибернетического человека» (Э.Фромм), интеллектуально развитого и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры. Последствия данного явления отчетливо проявляются в системе социальных, межличностных отношений, в экологическом кризисе, который является ярким показателем духовной ограниченности современного технократа, зачастую лишенного чувства ответственности и осознания своего человеческого долга перед окружающим миром.

С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности и аксиологическим кризисом.

Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Радует то, что сегодня, во-первых, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Во-вторых, эта проблема перестает быть преимущественно делом различных, подчас чуждых нам конфессий и деструктивных сект. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и представителей религий.

Изначально сущность, основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям», в то время как целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира.

Сущность духовно-нравственного воспитания

В чем же заключается сущность духовно-нравственного воспитания? И почему мы настаиваем на единстве духовного и нравственного, а не обращаемся к одному из этих понятий?

Существуют разные точки зрения на этот счет. Одна из них заключается в том, что в их объединении проявляется стремление соединить религиозное и светское понимание духовности (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, но при этом желают подчеркнуть их автономность от религиозной сферы, термины "духовный" и "нравственный" зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. ... Речь в подобных случаях идет все о том же поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение».

Согласно другой точки зрения, нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Но думается, что причины здесь более глубокие. Надо, прежде всего разобраться, что такое духовность и нравственность? И всегда ли духовное воспитание может быть нравственным, а нравственное – духовным?

Духовность, на наш взгляд, – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром. Она определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя, преобразованию пространства собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми, в основе которых – чуткое отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Недаром значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение, тончайший воздух, дыхание.


Второе понятие, важное для осознания сущности духовного воспитания, – «духовная жизнь», или «духовное бытие» человека. «Духовность» и «духовное бытие» – взаимопроникающие, но не синонимичные понятия. Духовное бытие личности проявляет ее духовность, а духовность выступает основой и результатом ее духовного бытия.

Если религиозная традиция чаще всего рассматривает духовное бытие как трансцендентный выход человека за пределы своей реальной жизни, то светская включает в нее всю сферу духовно-практической жизнедеятельности личности: поиск и обретение смысла жизни, своего призвания; духовное самосовершенствование и обогащение внутреннего мира посредством приобщения к культуре, духовного общения между людьми; духовно-практическую деятельность, направленную на служение и помощь окружающим.

Было бы неоправданно сводить процесс становления человека как существа духовного лишь к способности совершенствовать свою духовную сущность на основе выхода за пределы собственного «я» и подготовки к иной, высшей цели своего бытия. Духовные искания могут привести человека как к просветлению, к совершенствованию своей человеческой природы, так и разрушению, фанатизму, отвержению всего человеческого, нарушению нравственных связей с близкими и другими людьми. Не случайно говорят о двойственном характере духовного становления, о светлой и темной духовности.

По мнению русских философов (И. Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.), истинная духовность не существует вне нравственности. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему.

Анализируя различные философские подходы к определению сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам человек становится предметом отрицания, унижения, подавления в передовых явлениях современной культуры. Он подавляется во имя мира идеального (кантианство) и мира социального (марксизм, фашизм), ради духа и ради материи, во имя Бога и во имя зверя. Свободно и окружено почетом тело, освобождается, хотя и в очень ограниченной степени, и дух; гибнет только душа. Но это «только»! Телесный человек живет звериной жизнью, духовный – ангельской. Лишь душевный остается человеком... Духовность, оторванная от разума и чувства, бессильна найти критерий святости: смотря на многих современных "духоносцев", трудно решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая духовность и есть самая страшная форма демонизма» . Человек реализует себя как личность, лишь развивая в себе душевную духовность: способность к состраданию и сопереживанию, чуткость и отзывчивость, совестливость, готовность прийти на помощь другому человеку, ответственность за все, что совершается вокруг него.

Понимание Другого, взаимодействие с Другим рассматривается в качестве сущностных характеристик духовного воспитания как в светской, так и в педагогике любого вероипсповедания, где постоянно подчеркивается направленность человеческого бытия на благо ближнего и на приближение к Всевышнему как абсолютно значимому Другому. Итак, истинно духовное воспитание всегда нравственно ориентировано.

Практическая часть.

Уважаемые родители Вы разделены на команды, вам предстоит выполнять задания и презентовать их всей командой.

1.Первое задание для каждой команды - нарисовать эмблему каждой команды, которая бы раскрыла суть духовно-нравственного человека. затем его презентовать. Время выполнения 5 минут.

2.Обратимся к опыту прошлых лет, т.е. к мудрым высказываниям людей, живших до нас

Задание второе- прочитайте его внимательно и поделитесь с тем, согласны вы с таким утверждением или нет и почему?

«Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов

«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров.

Борис Кригер

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

З. Каждый из нас имеет представление о тех качествах, которые должен иметь его ребенок. Ваша задача из цветной бумаги вырезая полоски, построить дом духовно-нравственного человека, затем написать качества вашего ребенка и разместить людей, которые должны воспитать в нем эти качества. Выбор цвета стен, крыши и т.д. нужно пояснить.

Время 10-15 минут.

Вашему вниманию предлагается просмотр ролика, чтобы еще раз вспомнить человеческие ценности.

4.Ролик.Интервью с Богом.https://youtu.be/zZsdTrvBuKM

Мы хорошо представляем набор тех качеств, которыми должен обладать наши дети, чтобы по праву каждый из них мог считать себя человеком с большой буквы.

5. Душа ребенка светла и чиста. Она напоминает солнце, которое вы видите на доске.Давайте же наполним его необходимыми качествами. Ваша цель написать их на лучах солнца, на каждом по качеству.

Для того, чтобы человека в его повседневной жизни были ориентиры, на которые он может полагаться, была написана книга «Дорога к счастью». Вашему вниманию предлагается просмотр двух роликов.

Заключение.

Наша задача тесно сотрудничать, чтобы сегодняшняя работа не осталась только на словах. В этом деле я желаю нам всем иметь огромное терпение и любовь.

Родительское собрание я хотела бы закончить словами великого физика.

«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее».

Альберт Эйнштейн


Top