План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект по развитию речевого творчества детей подготовительной группы. Конспект занятия по развитию речи Тема «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Ольга Колунтаева
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему «Устное народное творчество»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему :

«Устное народное творчество » .

Колунтаева Ольга Михайловна

воспитатель МБДОУ д/c №6 х. Туркинский Белоглинского района Краснодарского края

Цель : приобщить детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству , развивать речь детей средствами фольклора.

Задачи :

Уточнить представление детей о таких жанрах фольклора, как закличка, потешка, загадка, сказка, скороговорка;

Учить интонационно выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем;

Помочь отгадывать загадки, построенные на описании;

Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений;

Воспитывать интерес к устному народному творчеству .

Оборудование : игрушка солнышко и тучка; зонт; корзиночка, в которой лежат 2 яйца : простое и золотое; мольберт с магнитами; лепестки цветка с написанными загадками.

Ход занятия:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро приветливым лицам!

Каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.

Ребята, а от чего у нас бывает хорошее настроение? (подарки, игры с друзьями, приезжают гости) . А хорошая погода даёт нам хорошее настроение? Да, конечно! А какая погода хорошая? (когда солнечно) .

Тогда давайте солнышко позовём или, как раньше говорили, кликнем. Встаньте все в хоровод, прочитаем закличку для солнышка :

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошечко!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко, покажись!

Красное, появись!

Я думаю, теперь солнышко обязательно появится, и настроение у нас будет хорошим.

(Появляется солнышко.)

Ой, ребята, а что это такое? (Солнышко) Солнышко, ты нас обогреть, порадовать пришло?

Я пришло, потому что вы меня звали, а греть вас сегодня не могу.

Потому что тучка меня закрывает. А из тучки пошёл дождик. И мне скучно.

Ребята, давайте зонт возьмём,

Под дождём гулять пойдём!

Музыкальная игра «Солнышко и дождик» .

Ой, ребята, а тучка не уходит. Что же делать? Без солнышка нам будет плохо. Чем же нам его повеселить, чем же потешить? Ой, придумала, потешкой и потешим. Помните, мы с вами о потешках говорили. Это такие маленькие стихи, которые развлекают и развивают детей . Может потешка и солнышко развеселит .

Смотрит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Солнышко, тебе понравилась наша потешка?

Потешка хорошая, но всё равно мне скучно.

Чем же нам солнышко развеселить , как вы думаете? А давайте ему загадки позагадываем. Да непростые загадки, а сказочные :

1. Ждали маму с молоком,

А впустили волка в дом.

Кто же были эти детки? (Семеро козлят)

2. Что за сказка : кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка.

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

3. Из муки он был печён,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

4. Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

5. Отвечайте на вопрос :

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? (Медведь)

Ребята, у меня есть корзиночка. Посмотрите, что там лежит? (2 яйца : простое и золотое) . Дети, из какой сказки эти яички? (Курочка-ряба) а что сказала курочка в конце сказки?

А что же наше солнышко? ….(имя ребёнка, спроси у него, развеселили ли мы его ?

Интересно с вами, интересно, но чего-то ещё не хватает для радости.

А давай, солнышко, скороговорки говорить, это тоже весело. Для чего, ребята, нужны скороговорки? (помогают людям научится правильно и чётко говорить) . Запоминайте скороговорку :

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

(дети говорят сначала медленно, а потом побыстрее и быстро)

Тучка уходит и Солнышко улыбается.

Ой, ребята, смотрите мы солнышко развеселили , потешили. Теперь оно нас будет греть и больше не скучать. А когда ему станет скучно, оно вспомнит наши игры, сказки, потешки и скороговорки. Давайте попрощаемся с солнышком, ему на небо пора, обещание своё выполнять, нас греть.

Дети машут солнышку.

Ребята, а чем мы с вами сегодня пытались развеселить солнышко ?

(потешкой, игрой, сказкой, загадкой и скороговоркой) И всё это богатство создал русский народ .

Давайте поаплодируем друг другу за занятия .

Публикации по теме:

Темой для своего лэпбука я выбрала устное народное творчество. Песенки, потешки, прибаутки - маленькие шедевры народного творчества, накопленные.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста».

НОД по социально-коммуникативному развитию «Устное народное творчество» МОУ- Лицей структурное подразделение МДОУ детский сад №9 г. Маркс Саратовской области Конспект НОД по социально- коммуникативному.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи детей раннего возраста» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №55 «Чудесница» Департамент социально-культурных и Дошкольных образовательных учреждений Администрации.

Цель:

Учить детей творческому рассказыванию ; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.

Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.

Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).

Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.

Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.

Развивать речевое творчество дошкольников.

Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Предварительная работа :

Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича Слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.

Ход занятия:

Звучит песня «Приходите в гости к нам » . Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету …

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо …

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Какие жанры сказок вы знаете?

Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)

Кто придумывает сказки?

А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

1.Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом –домок

В чистом поле одинок. («Теремок»).

2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды сбирать…(«Маша и медведь»).

3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая калачи,Ехал парень на печи.Прокатился по деревне.И женился на царевне.(Емеля)из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?

(Рассматриваем героев на магнитной доске).

Ответы детей: (лиса,дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).

Мы с вами вспомним повадки этих животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Покажи животное».

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки. (Поскоки на двух ногах,

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся. поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги. (Через стороны поднимают руки вверх,

На носочках он пошёл, и на пяточках потом. ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка « Курочка Ряба»?

Я предлагаю вам сочинить сказку « Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?

Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина – Жили-были…

Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы ….(Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло.

Мы должны увидеть, что это сказка новая.

Самую лучшую сказку мы запишем вместе в альбом, который оформим рисунками к сказке.

(В домике спрятан в окне цыплёнок , если ребёнок захочет вставить его в свою сказку ).

Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываю героев.

(Опрашиваю 4-5 человек ).

Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

Ответы детей:

Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

МБДОУ «Золотой ключик» пос. Нижняя Пойма

Рисование: «Дымковская лошадка» .

Воспитаталь 1 квалификационной категории:

Ховренкова Татьяна Ивановна

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.

Задачи:

  • Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.
  • Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.
  • Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.
  • Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу» , песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Развивать внимание, мышление, память.
  • Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.
  • Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.
  • Воспитывать аккуратность в работе.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

  • Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.

Предварительная работа:

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.

Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.

Подготовка к занятию:

Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка» , песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись) , русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая) , подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух) .

Ход занятия:

Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка» .

В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. . Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость» . (Ответы детей) . А сейчас я вам загадку загадаю:

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

(Печь)

Может быть кто – то стихи о печке знает?

Ребёнок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Всё готовится в печи,
И хлеба и калачи,

Каши и картошка,
И баранья ножка.

Матрёна Ивановна:

На Руси в старину всегда кашу варили, да говорили: «каша - еда наша» . А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша» .

Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость» . Пришли к нам Ваня и Дуня.

Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.

Чики – чики, чикалочки,
Ехал Ваня на палочке,
А Дуня в тележке,
Щелкала орешки.

Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?

(Ответы детей: «Русские народные костюмы» )

Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?

(Ответы детей)

Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?

А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется? (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)

(Проводится индивидуальная работа)

Матрёна Ивановна:

А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?

(Ответы детей.)

Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)

А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей.)

Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?

(Ответы детей.)

Правильно: штаны и сапоги.

Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.

А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом – наперед
И поехал в огород.

Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)

Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»

(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)

Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку) :

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

Один из участников - «коза» - движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, покачаем, покачаем,
И снова начинаем, начинаем, начинаем.

(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)

Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети садятся на лавочку) .

Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?

(Детям загадываются загадки.)

Матрёна Ивановна:

А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:

Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,

Уж как я тебе коту
За работу заплачу:

Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик) .

Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?

(Ответы детей)

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный) .

– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка» , «Кот, петух и лиса» , «Петушок и бобовое зёрнышко» .)

– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка» ? (Зайчику)

Звучит русская народная музыка.

Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?

(Ответы детей)

Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.

Рисование - «Дымковская лошадка» .

Дети входят в группу, проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.

Садятся за столы.

Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте:

У меня большая грива,
Ушки и копытца,
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,
Кто же я?

(Лошадка) .

Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку) :

Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.

(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.

Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?

(Ответы детей)

Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.

Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.
Шесть – за столик тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.

Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.

Используемая литература:

  • Документ ФГОС ДО,
  • «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,
  • Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г.,
  • «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,
  • Интернет – сайты.

Коршкова Светлана Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 2 «Белочка»

Воспитатель

Конспект занятия по развитию речи

Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, физическая, познавательно-исследовательская, художественное творчество.

Задачи : учить детей придумывать сказки; развивать творческую активность детей; развивать устную речь; обогащать словарный запас; учить составлять сказку, опираясь на вопросы; активно занимается словотворчеством, рассуждать, высказывать свою точку зрения; закреплять умение создавать части коллективной композиции; упражнять в симметричном расположении изображений; развивать эстетические чувства и эстетическое восприятие.

Планируемые результаты: самостоятельно составлять небольшую сказку; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых задач; выражает положительные эмоции; интересуется изобразительной детской деятельностью (аппликация «Корзина с цветами»).

Материалы и оборудование: мольберт – 2 шт.; проектор и доска, корзина, цветы, клей.

Содержание организованной деятельности детей

1. Введение игрового момента.

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: да.

Воспитатель: А в сказке побывать хотите?

Дети: да.

Воспитатель: Но чтобы попасть в неё, мы должны произнести волшебные слова. Вы готовы?

Дети: да.

Воспитатель:

Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Дети: повторяют слова за воспитателем.

На экране появляется царь и принцесса Несмеяна.

Несмеяна: Батюшка, хочу подарок. Ведь на день рождение всем дарят подарок. Хочу-хочу.

Царь: Что ты хочешь? Ведь у тебя всё есть.

Несмеяна: Хочу…хочу сказку.

Царь: Сказку? Ну, сказку так сказку. В одном страшном – страшном замке жил страшный….

Несмеяна плачет, качает головой и кричит

Царь: Не надо. Не хочу. Не буду слушать.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемый царь и Несмеяна.

Герои: Здравствуйте, а вы кто такие? Как вы к нам попали?

Воспитатель: Мы те, кто очень любит сказки. И попали к вам, видно не случайно. Царь батюшка, вы такую страшную сказку рассказываете. Вам самому не страшно?

Царь: Да не умею я сказки рассказывать. Ведь это не царское дело.

Воспитатель: А где ваш сказочник?

Царь: Да отпросился он, у него бабушка заболела. Вот и пришлось его отпустить. А Несмеяне, сказочку в подарок на День рожденье захотелось. Сказки я рассказывать не умею, только указы могу издавать.

2. Составление творческого рассказа.

Воспитатель: Уважаемый царь, если вы нам разрешите, то мы вашему горю поможем. Ребята, сочинят для Несмеяны добрую, волшебную сказку. Правда ребята?

Дети: да.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какими словами начинаются сказки.

Дети: Давным-давно; однажды; жили-были; в тридевятом царстве – в тридесятом государстве и т.д.

Царь: Ой, голова моя седая. Совсем забыл. Есть у меня волшебный ларец, который подсказками богат. Он поможет вам в этом нелегком деле – сочинить сказку.

Воспитатель: Спасибо вам, царь, за помощь вашу. Ой, ребята, мне так интересно что у нас получится. А вам?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: Что ж, не будем терять времени. Давайте начинать.

На экране появляется ларец и он под музыку открывается.

Дети: по очереди начинают рассказывать.

Из ларца достается подсказка, изображение персонажа или место действия и т.д.

Несмеяна: Хотелось бы мне, чтобы в сказке появился добрый молодец.

Картинка героя – оживает . На экране появляется Иванушка.

Иванушка: Здравствуйте, люди добрые. Ой, как - то вяло вы здороваетесь. Ну ка давайте разомнёмся!

3. Динамическая пауза.

ФИЗМИНУТКА «Сказки»

Мышка быстренько бежала

(бег на месте)

Мышка хвостиком виляла

(имитация движения)

Ой, яичко уронила

(наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила

(показать «яичко» на вытянутых руках)

Воспитатель: Иванушка, почему ты загрустил?

Иванушка: Неловко как-то мне. Вы, ребята, молодцы. Вот какую сказку придумали и подарили Несмеянне, а я.

Воспитатель: Иванушка, ты не грусти, что-нибудь придумаем.

Иванушка: Я бы хотел подарить целую корзину цветов для Несмеяны. Да где их взять, ума не приложу.

Воспитатель: Иванушка, ты не грусти. Мы с ребятами и тебе поможем.

4. Коллективная аппликация «Корзина с цветами».

Иванушка: - Вот это цветы! Молодцы ребята. Спасибо вам большое за помощь. (Дарит Несмеяне корзину с цветами).

Воспитатель: А нам пора возвращаться обратно. (Произносим волшебные слова. Занавес закрывается).

Дети произносят:

Сказка по лесу идет –

Сказку за руку ведет,

Чтобы, чтобы, чтобы снова добрый злого победил!

Чтобы добрый, чтобы злого стать хорошим убедил.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили.

Мы ногами топали,

Мы в ладоши хлопали.

Будут в сказке помнить нас.

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы.

Дети уходят в группу.

Конспект открытого занятия по развитию речевого творчества детей в подготовительной к школе группе.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и называть знакомые сказки;
  • Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;
  • Формировать умение мыслить творчески;
  • Совершенствовать умение высказывать свое собственное мнение;
  • Активизировать словарный запас;
  • Развивать воображение, эмоциональное восприятие, образное мышление;
  • Воспитывать коммуникативные качества, желание помочь, любовь к сказкам.


Предварительная работа : Чтение сказок, совместное обсуждение характеров героев, придумывание новых концовок.
Словарь: активизировать в речи детей выражения «золотое сердце», «ледяное сердце», отзывчивость.
Материал: Дидактическая кукла Кузя, камень с надписью, расписной сундучок, наполненный разноцветным льдом, волшебные предметы, «книга сказок», ширма, лапти, метелка, маска Бабы-Яги, музыкальные фрагменты в аудиозаписи.
Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Я работаю в детском саду. Моим деткам, как и вам по 6-7 лет. А еще у меня есть друг Кузя, он очень любопытный и знает про всех на свете. Он рассказал много интересного о вас, ребята, и мне захотелось с вами познакомиться. Но пришла я к вам не одна, а с кем… узнаете чуть позже, после игры « Передай свое имя» (цель игры: знакомство с детьми, организация на совместную деятельность).

Мне очень приятно с вами познакомиться. Пришла я вместе с Кузей. Он приготовил для вас сюрприз. Хотите узнать какой?

(Воспитатель подводит детей к группе, у входа в которую стоит камень с надписью)
Вот чудеса, камень какой-то, ну просто как в сказке:
«Прямо пойдёшь – друга из беды выручишь».
«Налево пойдёшь - с другом расстанешься навсегда».
«Направо пойдёшь - красивую игрушку найдёшь».
Какую из дорог выберем? Почему? (Ответы детей). Правильно, друг тебя никогда не обидит, всегда придёт тебе на помощь. Есть поговорка: «Сам пропадай, а друга выручай» Итак, мы выбрали дорогу - идём прямо к нашему Кузе. А вот и Кузя нас встречает. (На сундучке сидит Кузя). Здравствуй, Кузя, какой у тебя красивый расписной сундучок. Интересно, что там, дети, как вы думаете? (Ответы детей). Воспитатель берёт в руки Кузю, от его лица говорит:
«Я приготовил вам новую интересную сказку, она в сундучке.
Все люди любят сказки,
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы, как солнышка привет.
И если любишь сказки, они тебе расскажут:
О том, что было, а может быть, и нет.
Раз, два, три, четыре, пять - можно сказку начинать».
Воспитатель открывает сундук. - Ой, что это? Вместо волшебной книги сказок здесь одни кусочки льда: холодные, колкие. Как вы думаете, что произошло? Кто забрался в сказочный сундучок Кузи, похитил все его сказки и всё здесь заморозил? (Ответы детей). Как же узнать, кто это? Да, дети, нам без волшебства не обойтись. Давайте возьмём блюдечко с наливным яблочком, оно нам поможет. Говорите вместе со мной волшебные слова:
«Катись, катись яблочко наливное, по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, покажи нам леса и моря, покажи нам гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку». Дети, вы видите что-нибудь? (Ответы детей).
- А я вижу Снежную Королеву, вот её карета мчится, лошади белые, гривы снежные. Она полетела в тридесятое царство. Что же может случиться? (Она может всех заморозить, у добрых героев станет ледяное, холодное сердце, они будут злые и хитрые). Надо отправляться в тридесятое царство на помощь сказочным героям. Найдём Снежную Королеву, вернём Кузе его Волшебную книгу сказок. Только как ее победить? (У Снежной Королевы холодное, ледяное сердце, она боится тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Попасть в сказочное государство нам поможет волшебное заклинание. Воспитатель проводит физминутку («погружение в сказку»):

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре самолете,

На летучем большом корабле,

Или с Бабой-Ягой на метле,

На плоту по молочной реке

И верхом на Коньке-Горбунке,

Можно в сказку влететь на Жар-птице,

Можно на Колобке закатиться,

Можно въехать, как слон на еже.

Ой! Мы, кажется, в сказке уже.
(Входят на полянку).

Смотрите, домик (ширма). Кто живет в этом домике? Как вы догадались?

Как называется дом Бабы-Яги? Воспитатель предлагает сесть на полянке возле домика, заходит за ширму, берет маску и говорит:

«Я Баба-Яга, костяная нога, где из мёда река, кисельные - берега, там живу я
века. Ага, ага! Да вы меня не бойтесь, я добрая. А вы зачем в тридесятое царство пожаловали? Дело пытаете, али от дела мыкаете? (Дети говорят, что они пришли спасать сказки от злой волшебницы).

Я помогу вам. Но сначала пройдите мои испытания. Развяжите мой сказочный клубок.

«Салат из сказок». Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.
Дети называют сказки.

Молодцы сказки знаете. Теперь загадка про сказочных героев. Как в сказках называют: мышку (норушка), зайку, волка, лису, Бабу-Ягу (костяная нога), лягушку.

Последнее испытание. Сколько лет живу здесь, слово доброе не слыхала. А назовите меня ласково (дети называют).

Ну, что же покажу я вам дорогу, идите прямо и никуда не сворачивайте».
(Дети идут дальше и видят паука в паутине).
- В какое место мы с вами забрели, темно как. Смотрите, паук у нас на пути. Что же делать? Не пропустит он нас. (Предложения детей). Боюсь, что волшебные предметы нам тут не помогут, так как паук сам - волшебник. 1.Давайте, паучку, что-нибудь приятное сделаем, попросим пропустить нас от лица сказочного героя (дети называют своего героя и от его лица просят паучка пропустить их). 2. Поиграем с паучком. Пальчиковая гимнастика «Паучок». Можно идти дальше.
- Вы чувствуете, как стало холодно и сыро, наверно Снежная Королева где-то рядом. 0й, смотрите, какие странные льдинки. Что мы можем сделать? (Попробовать их соединить). - Посмотрите, у нас получилось сердце. Это сердце доброты. Оно будет посылать всем свое тепло, добро.

(Вдруг к детям выкатывается клубок). - А тут, откуда ни возьмись, клубочек выкатился. Нам сама сказка помогает - путь указывает, пойдёмте за волшебным клубочком. Куда он покатится - там и Королева Снежная. Смотрите - это её замок. Но он странно выглядит, что с ним произошло? (растаял). Почему? Как вы думаете? Что больше всего боится Снежная Королева? (Тепла, доброты, горячих, отзывчивых сердец). Воспитатель достаёт из замка книгу. - А вот и Кузина волшебная книга сказок. (Берут книгу, произносят волшебные слова и возвращаются). - Возьми Кузенька книгу.
Сказки, сказки, ярмарка чудес,
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они спешат.
(Звучит красивая спокойная музыка).
Ребята, Кузя дарит вам за ваши добрые отзывчивые сердца на память талисманы в виде сказочного домика. У домика есть окошечко. Нарисуйте в нём вашего любимого сказочного героя, и он будет жить в вашем домике и

помогать вам. Мне пора возвращаться к своим деткам, до свидания, ребята



Top