Относитесь к своему ребенку с уважением. Над пропастью во ржи…

Счастливы ли современные взрослые и дети? Как научиться простому ощущению счастья? И почему «носить маски» и не показывать эмоции чревато последствиями.

Разбираемся вместе с экспертом-специалистом, учителем русского языка, Викторией Пашкевич .

Виктория Пашкевич

СЧАСТЬЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Понятие «счастье» взрослого человека в современном мире.

Понятие «счастье» у отдельно взятого человека индивидуально. Но для большинства стандарты для счастья - это семья, карьера, наличие жилья, рождение детей.

Счастливая семья - важная составляющая жизни счастливого человека

А у ребенка?

В зависимости от того, какие ценности и установки в семье. Следовательно, счастье в высоких отметках, выздоровлении бабушки, покупке собаки, играх со страшим/младшим братом, для другого - модная одежда, крутой телефон и прочее в таком же духе. Дети - зеркало родителей и семьи в целом.

Помните: ребенок- отражение жизни родителей и семьи

Что вызывает ощущение счастья у современных детей: материальные блага или простые вещи: игра с друзьями, прогулки и путешествия, объятия родителей?

Скорее, нематериальные блага, т.к. дети подвижны и эмоциональны. Но во главе угла, повторюсь, ценности семьи.

Приоритеты, ценности и цели ребенка идут прежде всего из семьи

СЧАСТЬЕ «В КРОВИ»

Насколько взаимосвязаны здоровье и ощущение счастья?

Сложно ответить однозначно. Лермонтов, будучи ребенком, тосковал не из-за болезней, которые приковывали его к постели, а из-за того, что не мог играть, как крестьяне, на улице и потому что мама умерла.

Наверное, всё познается в сравнении. Если здоровый ребенок будет видеть людей болеющих, стесненных, то возможно появление благодарности за собственное здоровье и жизнь.

Само же ощущение счастья часто связано с : холерику то хорошо, то плохо, сангвиник же всегда в гармоничном состоянии.

Ощущение счастья зависит и от темперамента

Позитив, оптимизм, легкое отношение к жизни заложены в генах? Они могут передаваться по наследству?

Гены не до конца изучены. Склоняюсь больше к тому, что личный пример и образ мировосприятия старшего поколения часто накладывают отпечаток на ребенка.

СОБСТВЕННЫЙ ПРИМЕР

Почему детям важен пример родителей? Не достижения и успехи в карьере, а наслаждение жизнью?

Наверное, потому что дети ощущают, что всё, как говорил Соломон, «суета сует». Работа ради работы не имеет смысла, правда? Да и различные достижения в карьере и переживаниями.

Родители приводят детей в этот мир, родители учат своим примером. Не зря англичане говорят, что нет смысла воспитывать детей: всё равно они скопируют родителей.

Несмотря на все множество советов, воспитание детей начинайте с себя

Возможен для родителей частичный эгоцентризм? Наслаждение жизнью без детей, время с собой.

Это не эгоцентризм. Умение найти время на себя - базовая потребность. Родители, особенно мамы, полностью отдают себя детям: сначала выхаживают, обеспечивая физическую защиту, потом долгие годы защищают еще и эмоционально - контейнируют детей, пожалеть, когда ударился, утешить из-за плохой отметки или . Родители 24/7 рядом с ребенком. Рано или поздно, если родители не восполняют свои силы, происходит опустошение и эмоциональное выгорание.

ЭМОЦИИ, ИГРА И САМОДИСЦИПЛИНА

Почему важно позволять себе разные эмоции, а не только маску, что все хорошо?

Многие люди уже осознали опасность так называемой «вертикальной психологии», которая под видом успешности и веры во всесильность человека высасывает из него все силы. И вместо скачка происходит сильное падение.

Человек не робот. Потому возможны разные ситуации и чувства. Да и невозможно опровергнуть, что развитие происходит за зоной комфорта, когда человеку страшно, неудобно. Глупо скрывать свое состояние в такие периоды от близких.

Важно позволять себе разные эмоции и не надевать маску

Что для детей значит игра? Почему она приносит им счастье?

Ребенок не контролирует свои чувства. Счастье и радость - спонтанные состояния. Быть таким по-детски счастливым - мечта каждого взрослого. Но означает ли это, что взрослые люди должны махнув рукой на эмоции, уделять внимание исключительно мышлению и хорошим манерам своего ребенка? Они считают, что это обеспечит статус, а с ним придет удовольствие от жизни.

Учить правильному чувствованию - тренировать интуицию, общаться с грамотными людьми, возбуждать интерес к жизни. От эмоционального благополучия к своему социальному успеху путь короче, нежели от высокого IQ.

Если эмоциональное развитие нарушено в раннем возрасте, то в будущем ребенок будет неспособен правильно описать и назвать, что именно чувствует. И хотя «коллекция» эмоций пополняется только с возрастом, пользоваться простыми смайликами могут даже 2-3 летние малыши, потому что такие маски носят клоуны. А когда детишки приходят в детский сад, их просят обозначить свое настроение с помощью смайликов, которые имеются на доске. Воспитателю сразу становится ясно, кто из детей сегодня не в духе, кто грустит и т.д. И хотя воспитатели не всегда могут узнать причины, они могут так спланировать день, чтобы были включены занятия и игры, которые будут «поднимать настроение».

Эмоциональный восторг

Дети должны уметь не только испытывать свои эмоции, они должны еще уметь их выражать. Это может быть в виде тренинга эмоциональных состояний. Материал может быть самый различный: игры, видеосюжеты, в которых герои проявляют очень сильные отрицательные или положительные эмоции. Детишек просят назвать, что испытывает и чувствует персонаж. Можно также провести своеобразную гимнастику: предложить деткам изобразить «восторг», «страх», «скуку», «ужас», «радость». Дети постарше умеют размышлять, даже могут сказать, чем все эти состояния отличаются. И конечно же, стихия музыкальных занятий, где детям предлагается потанцевать по наитию. Это самый лучший способ гармонизации внутреннего эмоционального мира ребенка.

Чтобы вызвать яркую оживленную эмоцию у ребенка, ему достаточно делать маленькие сюрпризы, а также самим показывать восторг, бурную радость, удивление.

Со-чувства

Ко всем социальным чувствам мы относим страхи, которые необходимо успеть отработать с малышом. Детки боятся высоты, темноты, закрытых дверей, непонятных шорохов и других сигналов. Малыши очень боятся оставаться одни дома, особенно в незнакомом месте. Страх - нормальная реакция на опасность. Самое главное - научить ребенка правильно оценивать ситуацию, а также ее опасность. Один из лучших приемов - пошептать на ушко любимой игрушке о том, что ее настораживает и пугает.

К социальным чувствам можно отнести дружескую привязанность, чувство поддержки, включенности в группу и признание. Это устойчивые переживания, которые связаны с отношениями других людей. Они определяются различными сценариями ролевых игр, тех самых, которые мы предлагаем детям. Следует обращать внимание на то, чтобы игры не вызвали неприязнь или агрессию. Особенно нужно обратить внимание на мальчишеские развлечения. Психофизиология мальчиков часто требует определенного уровня агрессии, возбуждения и риска. Умение справляться с экстремальными переживаниями пригодится детишкам в дальнейшем. А еще, игра в лего захватывает мальчиков намного больше, нежели игра в «звездные войны» или что-то еще.

Счастье есть!

Огромное состояние всеохватывающей радости ребенок достигает, когда получает подтверждение о том, что его любят.

Вот главные признаки, на которые дети ориентируются:

Тактильные контакты;
- улыбка взрослого;
- количество времени, которое родители уделяют своему ребенку;
- желание взрослых продолжать играть с ребенком, даже, несмотря на занятость или усталость;
- сигналы спокойствия и радости, которые ребенок улавливает на определенном невербальном уровне.

7 причин чтобы позаботиться о детях:

1. Если снизился уровень безопасности жизни.

Тот мир, где живут дети, способен рушиться и выживать ценой огромного напряжения. Только по праздникам и благодаря сноровке героев, мир детей наполняется счастьем и умиротворением. Об этом детишки узнают от своих обеспокоенных родителей и из телевизора.

2. Кризис семьи.

Сегодня каждая вторая семья неполная. В наше время около 70% детей обычных детских садов растут, лишь изредка встречаясь с бабушками и дедушками. Современные дети дрейфуют между напряженной обстановкой семейных войн и одиночеством. Зачастую они чувствуют себя ненужными и брошенными, а детский сад становится для них единственным местом, где можно получить достаточно внимания и тепла.

3. Дети стали разнообразнее и чаще болеть.

Стоит отметить, что среди болезней увеличилось количество нервно-психических заболеваний.

4. Девочки становятся более плаксивыми, а мальчики - агрессивными.

5. Девочки и мальчики по-разному реагируют на все неблагоприятные условия.

6. Все дошкольники переживают первый кризис взросления.

Необходимо не только поддерживать детей в их борьбе между «могу» и «хочу», но и подбадривать всех, кто отстает от обычной классической нормы. Многие дети сегодня начинают позже разговаривать, ходить и играть. Может быть, это всего лишь проявление феномена «удлинения детства», ведь он становится сложным испытанием для учителей. Догнать своих сверстников помогут специальные занятия, развивающие эмоции. Особенность сегодняшних детей в том, что их навыки, мотивация и интеллект находятся в рассогласовании, а эмоции помогают этот диссонанс сгладить.

7. С детьми не играют в ролевые игры.

Сегодняшняя жизнь в больших городах ведет к одинокому детству. Поиграть со сверстниками получается очень редко, и то если родители озаботятся этим специально. Многие дети лишь в детских садах знакомятся с друзьями и играют с ними.

Волшебный универсальный совет “просто постарайтесь понять другого” действует далеко не всегда. Ведь пониманию нужно учить и нужно учиться. Особенно, когда речь идет о ребенке. Рассказать о том, как понять малыша, мы попросили Евгению Пайсон, детского психолога-консультанта

1. Спокойствие, только спокойствие

Ребенок зол и рассержен, расстроен или капризен. Он не понял друга или друг не понял его, игра с братишкой не задалась и окончилась слезами… Мама отводит чадо в сторону и пытается втолковать прописные истины: жадничать и обзываться – нехорошо, а уж драться – совсем плохо, и другу тоже обидно, надо его понять… Но почему-то капризуля не хочет понимать ни друга, ни мамины слова. А вместо этого – топает ногами, мотает головой и огрызается. Наказание? Уговоры?

Любые воспитательные разговоры и методы крайне плохо работают, когда ребенок в возбужденном состоянии . Когда плачет неразумный младенец, маме ведь и в голову не придет начать беседу. Она проверит подгузник, даст молочка, уложит спать – т.е. полностью исключит физический дискомфорт, который может стать причиной капризов.
Но в старшем возрасте физиологию тоже никто не отменял. И вопли, капризы или апатия трех, пяти и даже десятилетнего ребенка вполне могут быть обоснованы тем, что хочется есть, пить, жарко, ботинок натирает ногу и вообще, ребенок устал и хочет спать. Но вместо этого он носится, как угорелый, с друзьями по площадке, и не может ни проанализировать свое состояние, ни заявить о нем.
Поэтому любые воспитательные беседы должны происходить, когда ребенок спокоен. А значит – хорошо себя чувствует. Открытая форточка, стакан воды или что-нибудь сладкое – банан, хурма, горсть изюма – подействуют куда лучше, нежели: “успокойся, дорогой” и “я кому сказала, замолчи!”.
Кстати, спокоен на момент разговора должен быть и родитель: тот же стакан воды, открытая форточка и счет до ста применимы здесь на все 100%. Если ситуация слишком накалена, разойдитесь по углам и возьмите тайм-аут. Или вообще отложите разговор до утра, которое вечера мудренее.

2. Триста лет стрижки

Помните анекдот про то, как создать идеальный английский газон? Разрыхлить почву, посадить семена – и всего лишь 300 лет регулярно подстригать. То же касается и ребенка, умеющего понимать свои чувства и чувства других людей. С самого раннего возраста с чадом нужно разговаривать о чувствах, переживаниях и их выражении.
Родители должны постоянно объяснять свои эмоции: я испугалась, когда ты залез на высокое дерево. Папа рассержен, потому что его ежедневник залили краской, и он не может прочитать важные записи. Братик грустит, потому что ты не хочешь с ним играть. Ребенок не должен бояться отрицательных эмоций – они бывают у всех. И мама не всегда сдержана, и у папы может зуб болеть, а настроение из-за этого – ворчливым, и у самого ребенка случается такое, что хочется посидеть одному. Если не получается справиться с этими эмоциями – не надо. Главное – проанализировать их и дать знать окружающим: мне плохо, пожалейте меня. Или, наоброт, не трогайте. А если: “уйди, ты плохая мама” означает “поцелуй меня” – как же маме это понять?
Разбирайте ситуации на примерах рассказов и картинок: смотри, мальчик разбил вазу. А как ты думаешь, что он чувствует? А что бы ты испытал? А что ощутит мама, когда все это увидит?
Мультфильмы, особенно новые, слишком яркие, с быстрой сменой картинки – не лучший “объяснительный” материал. Здесь подойдут старые советские мультики, с хрестоматийными бельчатами-зайчатами. Лучше, если при обсуждении ребенок будет не получать готовые тезисы “что такое хорошо, а что такое плохо”, а приходить к ним сам, отвечая на вопросы родителей.

3. Все возрасты покорны

Мама читает дочке двух с половиной лет стихотворение про жадную девочку. Героиня отобрала у ребят все игрушки, и играет в них одна. На вопрос: “хорошая ли девочка”, дочка уверенно кивает головой. Конечно, хорошая – у нее ведь много игрушек!
Объясняя поступки героев, их эмоции и мотивы, необходимо обязательно учитывать возраст ребенка. До пяти лет детям свойственно “черно-белое” восприятие действительности. Если злой – то стопроцентно злой, мерзавец и негодяй. Если добрый, хороший – прекрасен во всем. Злые сестры и добрая Золушка, благородный царевич и подлый дракон. Чаще всего, “хороший” еще и красивый, а “плохой” – уродливый и отвратительный. После пяти лет поступки героев, их поведение становится более разноплановым для ребенка. Герой может быть в чем-то хорош, а в чем-то плох. И хороший поступок – не всегда такой уж хороший, а плохой – может быть вызван не злостью, а обидой или грустью.
Например, главный персонаж сказки “Красавица и Чудовище”. Он злой, вредный, плохо ведет себя. Но почему он так поступает? Может быть, потому, что стесняется своей внешности? Обижается, что его все боятся? А Сережка-одноклассник, который дергает девочек за хвостики и обзывается – почему так себя ведет? Не потому, что вредный и злой, просто ты ему нравишься, и он хочет привлечь к себе внимание.

4. Симпатия к эмпатии

– Я терпеть не могу Сережу, он плохой.
– Ты его терпеть не можешь? Или он тебе нравится, но ты обижен?
– Да, он меня обидел, оттолкнул, не захотел играть.
– А помнишь, утром к тебе подошел Денис, ты его так же оттолкнул. Как ты думаешь, что чувствовал Денис тогда?
Когда ребенок сумеет понимать свои чувства, ему легче будет понять и проанализировать чувства других, проявить сопереживание, сочувствие (эмпатию) . И на этом нужно постоянно делать акцент: белочке из мультфильма грустно, как было грустно тебе; братик расстроился, что его назвали маленьким, как ты тогда…
У всех детей эмпатия проявляется в разной степени. И любые крайности – будь то чрезмерная жалостливость или равнодушие – требуют коррекции.
Если ребенку жалко всех и всегда, если слезы вызывает и птичка, и тетя, которая споткнулась, и потерявшийся мышонок из книжки – это может говорить еще и об эмоциональной нестабильности. Бесконечные “жалко”, сопровождающиеся слезами – иногда лишь повод отпустить эмоции. В таких ситуациях лучше всего укреплять нервную систему и направлять эмпатию в созидательное русло. Птичку можно покормить, тетю – пожалеть, мышонку – слепить домик из пластилина.
“Равнодушные” дети, спокойнее других воспринимающие съеденных колобков и голодных птичек – вовсе не жестокие тираны. У них просто понижена эмпатия, и они, правда, не понимают, почему другие плачут в конце сказки про колобка. Если беседы не действуют, реакции стоит просто объяснять логически и “заучивать”. Тетя споткнулась и уронила сумку – нужно подойти ей и помочь, потому что так поступают воспитанные люди. Когда человек плачет, его следует пожалеть, потому что ему грустно и плохо. Обладая набором “шпаргалок”, ребенку будет куда легче общаться с окружающими и налаживать с ними отношения.

Родительское собрание "УЧИТЕ РЕБЕНКА ЧУВСТВОВАТЬ"

Время проведения (ноябрь)

Цели: В процессе обсуждения подвести родителей к осознанию того, что, обогащая эмоциональный опыт ребенка, они помогают ему понимать самого себя и свои переживания.

Форма проведения: Вечер-встреча.

План проведения:

  1. Вступительное слово.
  2. Круглый стол.
  3. Упражнение «Рисуем свое чувство» .
  4. Расматривание рисунков «Что у меня на сердце» .
  5. Педагогический всеобуч.
  6. Заключительный этап собрания. Принятия решения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

1Вступительное слово

ВОСПИТАТЕЛЬ: Добрый вечер уважаемые родители! Я рада видеть вас. Я хочу вам предложить с друг другом поздороваться, то есть сказать, «Здравствуйте!» с разными оттенками (Родители достают из сундучка карточку с указанным заданием и произносят, остальные отгадывают) . (удовольствие, страх, дисциплинированность, удивление, упрека, достоинство, неудовольствие, иронии, безразличие, радости) Какие вы все молодцы, вы все справились со своим заданием, и проявили свои эмоции, чувства во время приветствия друг, друга. Вот этим качествам нужно научить наших детей. Я предлагаю пройти за наш стол присесть и об этом поговорить.

2 Круглый стол

Вопросы для обсуждения:

  1. Согласны ли вы с утверждением, что чувства могут дать человеку большую информацию о самом себе?
  2. Легко ли осознать собственные чувства?
  3. Удается ли оставаться вам с ребенком эмоционально честным, открыто выражать свои чувства? Если нет то что этому мешает?
  4. Упражнение «Рисуем свое чувство» .

А теперь, я вас попрошу, прислушаться к себе и определить свое чувство, в данный момент, попробовать под звучание музыки нарисовать, то что соответствует этому чувству и дать свои комментарии к своему рисунку (Родители выполняют упражнение)

Дорогие родители - это упражнение тренирует способность «прикасаться» к своим чувствам. Я предлагаю проводить это упражнение со своими детьми, чтобы знать, о чувствах своего ребенка.

4 Рассматривание рисунков «Что у меня на сердце?»

А теперь предлагаю вам рассмотреть рисунок, вашего ребенка и рассказать какое чувство было у ребенка? Воспитатель: Когда мы побуждаем ребенка «прикасаться» к своим, чувствам, он получает огромную информацию о самом себе. Детям важно дать понять, что они могут испытывать разные чувства: и радость, и удивление, и раздражение, и обиду, и страх и другое. Важно объяснить ребенку, что чувствовать что – либо – это нормально, но вот то, что мы иногда делаем, движимые некоторыми отрицательными чувствами, не всегда хорошо. Воспитатель. Попробуйте ответить ребенку так, чтобы помочь ему осознать собственное чувство, возникающее у него в ситуации:

  • «Не хочу надевать это платье» .
  • «Ни за что не пойду завтра в детский сад» .
  • «Не хочу я ложиться спать, не буду ложиться» .

5 Педагогический обучение «Игровое задание «АРТИСТЫ» (Для детей)

  1. Вариант: Воспитатель «Представьте, как выглядит испуганный человек или зверь» Что с ним происходит? Какой он? Подумайте, что он может сказать? Предложить изобразить позу, мимику, походку такого человека или зверя?
  2. Вариант (По калмыцкой сказке «Плюх пришел!» ) Воспитатель «Как бы сказал бы это медведь, волк, лиса, заяц и т.д.
  3. Вариант Воспитатель предлагает изобразить кошку (позой, мимикой, движениями) ленивого, хитрого, доброго, трудолюбивого, злого и т.д.
  4. Заключительный этап собрания

Воспитатель помогает родителям сделать главный вывод встречи: необходимо относится бережно к чувствам ребенка, помогать ему знакомится с собственными чувствами и осознавать их. Если этого не делать, то ребенок невольно учиться избегать встречи со своими чувствами и потребностями, с самим собой, так и не овладевая способами обращения с ними. Тогда ребенку остается либо «прятаться» за послушанием или безразличие, либо бурное упрямство и капризы.

Родителям выдаются листы с полезными советами:

  1. Наблюдайте за своим ребенком обращая внимания на то, какие чувства ему сложнее заметить в себе и выразить; какие чувства ребенок подавляет в себе, избегает их.
  2. Привлекайте ребенка к наблюдению за собой, например: «Что сейчас случилось с твоим голосом, он очень тихий?»
  3. Чаще задавайте ребенку вопрос: «Что ты хотел (а) бы сейчас от меня?» И предлагайте тут же варианты ответа, например: «Может, ты хочешь, чтобы я погладила тебя, пожалела, поцеловала… сказала что- то приятное…»
  4. Учитесь формулировать точное и нужное сообщение ребенку, которое его действительно поддержит, в котором он действительно нуждается в данный момент.

Литература:

  1. Л.Б. Фесикова «Воспитание сказкой» , 1997г.
  2. Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши» , 1999г.
  3. С.М. Зайцев «1000+1 совет по уходу за ребёнком» , 1998г.
  4. Л.Ф. островская «Педагогические знания родителям» , 1998г
  5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2010г.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №13 городского округа Самара

Выполнила: воспитатель МБДОУ № 13 Семинихина О.А. Самара, 2012год.

Каждому родителю хотелось бы, чтобы у его малыша не было проблем с выражением своих эмоций. Однако зачастую родители, сами того не осознавая, мешают ребенку проявляться, говорить о своих чувствах. Сегодня поговорим о том, как помочь ребенку научиться понимать свои переживания, выражать их, а также о том, как избежать ошибок в этом направлении.

Говорим о чувствах

С самого раннего возраста мамы обучают малышей понимать то, что происходит в их жизни. И точно также стоит учить ребенка распознавать свои эмоции. Когда Вы общаетесь с малышом, то проговаривайте вслух то, что чувствуете Вы. Например: «Я обрадовалась тому, что ты улыбнулся». «Я расстроилась, что каша получилась не такой вкусной». Или же проговаривайте то, что чувствует малыш: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти». «Ты радуешься, когда я тебя обнимаю».

Поэтому формулируем первое правило: «Родитель должен сам говорить о своих чувствах».

Очень важно, чтобы Вы сами не стеснялись. Ведь ребенок может учиться, только наблюдая за близкими. Ему очень нужен пример для подражания и обучения.

Я - высказывания

Очень важно не заблокировать у ребенка способность выражать те чувства, которые мы называем «негативными». Речь идет о раздражении, обиде, возмущении. Родители далеко не всегда готовы принимать такие чувства своего малыша. Многие автоматически говорят: «Не хнычь, не капризничай, прекрати». Однако этим они могут сформировать у ребенка четкое представление, что подобные переживания нужно скрывать от окружающих. Такой ребенок привыкает все свои чувства держать в себе и молчать, закрываться.

Чтобы избежать подобной проблемы, научитесь пользоваться «Я-высказываниями». Ведь фактически Вы подавляете такие его проявления потому, что сталкиваетесь с какими-то своими тоже неприятными переживаниями. Например, ответной злостью, раздражением, стыдом или виной. Поэтому гораздо конструктивнее будет в таких ситуациях говорить о себе. Например: «Меня злит, когда дети себя так ведут». Или: «Мне стыдно, когда так шумят». Постарайтесь соблюдать два принципа: использовать «Я» вместо «Ты» и говорить безлично . Обратите внимание, что в подобном случае Вы не запрещаете ребенку себя так вести, не блокируете его чувства, а, наоборот, выражаете свои, показывая пример.

Подытожим и сформулируем второе правило: «Родитель должен говорить о своих чувствах в «Я - высказываниях».

Чувства мы не можем контролировать. А вот действия и способ их выражения - можем. Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика

Чувство не равно действию

Зачастую мы даже не задумываемся, что наши чувства и наши действия - это совершенно разные вещи. Кроме того, есть еще и промежуточное состояние - намерения выполнить действие. То есть существует, к примеру, злость, намерение ударить обидчика и сам удар. Так вот очень часто родители критикуют и стыдят за сами чувства. Однако это не правильно. Ведь чувства есть вне зависимости от того, хотим мы или нет. Они просто есть. Мы не можем контролировать их существование. А вот действия и способ их выражения - можем. Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика.

Поэтому так важно говорить, что Вам не нравится тот способ выражения чувств, который выбрал Ваш ребенок (например, ударил Вас), но не стоит критиковать само чувство злости.

Приведу пример из практики: В семье родился второй ребенок. Старшая девочка через полгода стала страдать страхами за свое здоровье. На первый взгляд, ревности как таковой нет. Старшая девочка очень бережна к малышу, заботиться о нем, помогает маме. При более детальном рассмотрении оказалось, что девчонка злиться на младшего братика за то, что он «отнимает» у нее маму. Но ей очень стыдно испытывать злость, так как родители критиковали ее в те редкие моменты, когда она ее показывала, стыдили. Теперь она четко усвоила, что злиться на братика нельзя, а если она злиться, то поступает очень плохо. И внутри нее растет страх, что за такое плохое поведение она может быть наказана. И именно поэтому она так тревожно прислушивается к себе, не заболела ли она, не наказывает ли ее Бог за такое плохое поведение. А ведь ошибка в данной ситуации родителей в том, что они стыдили ее за чувства, а не за действия к братику. Правильнее было бы говорит так: «Я понимаю, что ты злишься на него. Это нормально. Но вот бить его нельзя». То есть разделять те чувства, которые есть и поддерживать ребенка в его переживании, а вот порицать действия, форму их проявления.

Правило третье: «Не осуждайте чувства ребенка, поддерживайте их. А выражайте свое недовольство действиями ребенка, его способ выражения своих чувств».


Top