Второй год жизни ребенка — первое полугодие. Особенности процесса мышления ребенка второго года жизни

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

На протяжении второго года жизни у детей происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Однако теперь масса тела и рост: ребенка не изменяются так интенсивно, как это было на первом году жизни: к 2 годам масса тела увеличивается на 2500-3000 г, а рост - на 12-13 см. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей, объем груди становится больше объема головы.

Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, повышается любознательность и познавательная деятельность . Как и на первом году жизни, ребенок стремится к частому общению со взрослыми и у него возникают положительные взаимоотношения с детьми.

Второй год жизни условно делится на два периода:

от 1 года до 1 года 5-6 месяцев

от 1 года 5-6 месяцев до 2 лет.

Каждый из них имеет свои качественные особенности.

ПЕРИОД ОТ 1 ГОДА 5-6 МЕСЯЦЕВ

Физическое развитие.

В первом полугодии второго года жизни дети физически еще очень ранимы, легко заболевают, быстро устают. Высокая двигательная активность у них сочетается с недостаточной координа-цией движений. Поэтому они, например, неуверенно двигаются на участке, часто падают, испытывают трудности в преодолении препятствий. Научившись ходить, ребенок 1 года - 1 года 3 мес почти все время двигается, но еще не может пройти большое расстояние без перерыва, остановки или смены движения. Детей пугает пространство. Овладевая ходьбой, ребенок передвигается в сравнительно быстром темпе, так как при этом легче удерживается равновесие. Каждый шаг сопровождается множеством сопутствующих движений рук и всего тела. Шаги короткие и неравномерные, походка шаркающая. Сначала дети переходят от предмета к предмету сравнительно маленькие расстояния (до 3 м), постепенно овладевают умением ходить в прямом направлении уже на большие расстояния (до 10 м) и даже с игрушкой в руках. Малыши при ходьбе не всегда могут вовремя остановиться, обойти препятствие, при встрече уступить дорогу друг другу. Ребенку трудно еще производить одновременно движения руками и ногами, он делает их поочередно: на предложение взрослого «потанцуй» - он сначала потопает ногами, потом похлопает в ладоши. При ходьбе дети часто сутулятся. Еще в конце первого года жизни они научились взбираться на горку (из трех ступеней), а теперь самостоятельно влезают на невысокий диванчик, и позже к 1,5 годам, на лесенку-стремянку высотой 1 м приставным (поставил ногу, рядом другую) или чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Спускаются с лесенки приставным шагом. К 1 году 6 мес дети могут двумя руками бросать большой мяч (циаметром 15-20 см) вниз из положения стоя и одной рукой - маленький мяч (диаметром 5-6 см) на расстояние 50 см. Совершенствуется навык ползания: появляется более четкая координация движений рук и ног, быстрота, способность перебираться через препятствия (бревно), проползти в отверстие (обруч). Помимо совершенствования основных движений, у детей к 1,5 годам появляются, а позже развиваются подражательные действия, которым их обучает взрослый - «как ходит мишка», «как прыгает зайчик» и т. д. В этом возрасте дети учатся ходить по ограниченной площади: по нежащей на полу доске шириной 25-30 см (1 год 2 мес) или по этой же доске, но приподнятой с одного мжца на высоту 10-12 см (1 год 4 мес); они также перешагивают через палку, лежащую на полу, а позже - приподнятую на 5-10 см от пола; у детей хорошо развиваются действия пальцев руки. Они могут целенаправленно собирать пирамиду из 3-5 колец, 2-местную матрешку, самостоятельно пользоваться ложкой.

К 1,5 годам дети становятся достаточно выносливыми, периоды бодрствования увеличиваются до 4-4,5 ч, г они переходят на одноразовый дневной сон.

Умственное развитие.

У ребенка повышен интерес ко всему, особенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидел мяч, играет с ним, заметил куклу, оставляет мяч - берет куклу. Более тонкими становятся зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Ребенок к 1,5 годам легко различает резко контрастные формы предметов (шар, куб), может правильно среди разных по величине шариков отобрать маленькие в одну коробку, а большие - в другую. Особенно хорошо развивается понимание речи: к 1,5 годам дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, а также названия знакомых предметов и, действий с ними. Если годовалый ребенок все пушистое и меховое называл «кихя» или «кх» (киса), то теперь уже в 1 год 4 мес он кошку называет «кихя», меховую шапку и шубу - «ся», а плюшевых мишку и обезьянку - «мись». Ребенок все активнее и правильнее повторяет слова, произнесенные взрослыми. Появилась вопросительная форма: годовалый ребенок показывает на предмет и спрашивает «кы?», ему отвечают «коробочка», в знак согласия он лишь кивает головой или что-то лепечет, похожее на это слово. Этот же малыш в 1 год 3 мес старательно повторяет за взрослым это же слово «коба» (коробочка). Дети очень любят подражать звучащим предметам (машина - «би», паровоз «ту-ту»), животным. Интересно отметить, что, если взрослый говорит ребенку как кошка пищит («мяу»), то ребенок старается повторить это слово, копируя интонацию взрослого, но если дать ребенку послушать звучание в оригинале, то он достаточно точно и мелодично воспро-изводит звук. Ребенок старается подражать речи взрослых - произносит облегченные слова, ударные слоги, при этом у него очень выразительны мимика и жесты. Ребенок сердится, когда взрослый не понимает его, или повторяет его «детские» слова, копируя произношение. Растет запас активного словаря; к 1,5 годам у многих он достигает 30-40 слов. Примерно до 1 года 3-4 мес дети заменяют предложение одним словом, дополняя жестами и мимикой, а к 1,5 годам появляются предложения из двух слов - «мама, ди», при этом ребенок показывает направление рукой (мама, иди туда), или «Витя-гуя» (Витя хочет гулять в саду). Ребенок в возрасте 1 года 4-6 мес. понимает сюжет или несколько взаимосвязанных действий; при рассказе взрослого пытается повторять знакомые слова, очень заинтересованно слушает и любит повторения в рассказе; свою активную речь сопровождает движениями. Изменяется и характер игры ребенка. Первые 3-4 мес. второго года жизни ребенок в самостоятельной игре повторяет только те действия с игрушкой, которые неоднократно подсказывал ему взрослый: кормит куклу именно из той посуды, из которой кормила воспитательница, хотя рядом находятся и другие чашечки. К 1,5 годам ребенок в игре начинает выполнять словесные просьбы взрослого. Ребенок играет индивидуально, но иногда подходит к другим детям, отнимет игрушку или отдаст свою, если потерял к ней интерес.

Нравственное развитие.

На втором году жизни у ребенка возникают положительные взаимоотношения не только со взрослыми, но и с детьми, образуются привычки, которые будут иметь важное значение в его дальнейшей жизни. И все-таки общение со взрослыми остается самой сильной потребностью ребенка этого возраста. Он сейчас же замечает и плачет, если мама вышла из комнаты или если он потерял воспитательницу из своего поля зрения. Оставленный без общения со взрослыми ребенок становится вялым, даже если его окружают игрушки. Ребенок уже начинает обращать внимание на своего плачущего товарища и «жалеть» его, если взрослый подсказал как это делается - дает ему игрушку, гладит по голове. Возникает некоторое понимание элементарных понятий «хорошо» и «плохо».

Развитие трудовых навыков.

Первой ступенью в развитии трудовых навыков является проявление самостоятельности - отталкивает руку взрослого, требуя ложку, чтобы есть самостоятельно; пытается надеть шапку или обувь, говоря при этом «сам».

Эстетическое развитие.

Внимание ребенка привлекает все яркое, новое. В этом возрасте дети вкладывают определенное понятие в слово «красивое-ннака!» (нюхает цветок, прищелкивает языком, улыбается). Красные ботинки с восторгом показывает и взрослым, и детям; восхищенно реагирует на разноцветный мячик, но, глядя на выпачканные руки, качает головой и объявляет- «бяка!».

ПЕРИОД ОТ 1 ГОДА 5-6 МЕСЯЦЕВ ДО 2 ЛЕТ

Физическое развитие.

К 1,5 годам ребенок становится физически более выносливым и в дальнейшем, во второй половине второго года жизни, у него резко повышается работоспособность нервной системы, периоды непрерывного бодрствования увеличиваются до 5 ч. У детей не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия, они учатся подпрыгивать, бросать мяч в цель в определенном направлении. Теперь дети способны подчинять определенным правилам свои некоторые движения, не двигаться до сигнала, бежать в нужном направлении и т. д. Ребенок легко поднимается на лесенку-стремянку и спускается с нее чередующимся шагом (попеременно правой и левой ногой). Продолжают развиваться движения пальцев руки: при занятии со строительным материалом ребенок уже может поставить кирпичик вертикально на узкую грань; держит карандаш и пытается «рисовать»; пытается раздевать куклу. Дети могут совместно проделывать некоторые движения: держась за руки, вдвоем потопать, покружиться (к 2 годам), играть в «поезд».

Умственное развитие.

Совершенствование движений расширяет возможности умственного развития и деятельности детей. Дети становятся спокойнее, наблюдательнее, игровая деятельность - более устойчивой и разнообразной. Конец второго года характеризуется особенно значительными изменениями в развитии активной речи, словарный запас увеличивается до 200-
400 слов и более, а разрыв между пониманием и активной речью уменьшается. Многие поручения дети достаточно быстро выполняют по просьбе взрослого: "принеси мячик", «пойдем мыть руки» и др. Но сложные, многоэтапные действия выполнять им трудно. Дети хорошо понимают, когда их зовут по имени (даже издали), но обращение к коллективу - «дети, идите кушать» - ими еще не воспринимается, хотя знакомое слово «кушать» и привлекает внимание. В детской речи все больше появляется слов, обозначающих не только предметы и действия, но и доступные пониманию качества и отношения между предметами, например, наречия. В конце второго года в речи ребенка слышатся отдельные прилагательные, но их мало. Местоимениями, особенно личными, дети пользуются часто и без особого труда. К концу второго года предложения ребенка могут состоять из 4 слов, быть вопросительными, восклицательными. Начинаются изменения слов в числе, роде и некоторых падежах. Предложения чаще всего состоят из подлежащего, сказуемого и дополнения; вопрос выражается интонацией, появляются вопросительные слова: «что это?» и удовлетворяется названием предмета. Но и этого становится недостаточно, дети хотят знать, как зовут мальчика, девочку, собачку и даже воробья; их интересует вопрос, у всех ли есть мама: «у самолета мама есть?», «собачкина мама, да?». Если ребенок на вопрос взрослого «какое у девочки платье?» (синее, красное, красивое), не знает как ответить, то часто определяет - «другое». Возникновение в речи ребенка предложений является качественным изменением, которое совпадает с соответствующими изменениями в других видах деятельности . Ребенок начинает выполнять целевые, характерные действия с игрушкой: укладывать все кубики в коробку, надевать все кольца на стержень пирамидки, кормить и укладывать куклу спать. К 2 годам ребенок уже различает некоторые формы (шар, яйцо), величину предметов, цвет, пространственное расположение («принеси, пожалуйста, мячик - вон он у стола»). Игровые действия становятся разнообразнее: куклу, например, не только кормят и укладывают спать, но и лечат; с игрушками-животными воспроизводят повадки самих животных - заставляют «лаять» собачку, а плюшевого медведя - «рычать». Дети уже умеют найти предмет, необходимый для продолжения игры: затерявшуюся игрушку, одеяло для куклы; утюжок, чтобы «погладить» тряпочки. Малыши увлеченно играют лопаткой и совочком, толкают перед собой движущуюся игрушку на палочке (возить за собой машину на веревочке некоторым еще сложно). В основном игра ребенка второго года жизни находится на этапе отобразительной предметно-игровой деятельности, т. е. ребенок копирует действия взрослого с игрушкой. Но после 1,5г лет малыш постепенно начинает повторять действия взрослого по своему усмотрению: мама положила в ванну белье для стирки и девочка бросает в воду свою куклу «постиять», замешкалась санитарка, моющая пол, а «помощник» тут как тут-уже схватил тряпку. К концу второго года можно в действиях ребенка заметить элементы сюжетной игры, когда они в игре начинают использовать не только игрушки, а «заменители» реальных предметов: камешек вместо мыла для куклы, палочку вместо термометра.

Нравственное развитие.

Совершенствуются положительные взаимоотношения с окружающими детьми и взрослыми. Ребенок усваивает некоторые нормы поведения, подчиняется требованиям взрослого, выполняет поручения, обращается к воспитателю по собственной инициативе. Возникает большой интерес к сверстникам, к их деятельности. Ребенок подражает им, стремится играть рядом, делает попытки включиться в игровые действия других детей. Однако положительное взаимовлияние детей на втором году жизни еще ограничено: им легче воспринять новое от взрослого, который более умело показывает и объясняет. Увидев же примитивные действия товарища, ребенок с удовольствием подражает ему, особенно в отрицательном: возит по полу стулья, бросает игрушки. Дети получают удовольствие, когда им удается успешно завершить действие. Хорошее настроение детей обычно связано с воспитанием положительных форм общения их друг с другом. На втором году могут относительно часто возникать и конфликты, поскольку у детей еще недостаточно развита речь, повышена возбудимость. Отрицательные взаимоотношения детей иногда являются результатом подражания взрослым, если родители не сдержаны в присутствии детей. В этом возрасте у ребенка наблюдаются определенные волевые усилия, тормозные реакции: ребенок может по настойчивой просьбе взрослого выполнить посильные ему действия, спокойно подождать или выдержать неприятную процедуру.

Развитие трудовых навыков.

К 2 годам ребенок может самостоятельно производить некоторые действия по самообслуживанию: сравнительно аккуратно кушать, частично раздеваться и одеваться, вместе со взрослыми положить на место игрушки. У детей появляется желание «помогать» взрослым: нести с мамой сумку или пытаться «подметать» пол и т. д.

Эстетическое развитие.

Ребенок второго года больше прислушивается к музыке и художественному слову. Он реагирует на ритм и напевность стихов, потешек, на интонацию, с которой их произносят взрослые. Дети любят музыку плясового и спокойного характера, подпевают отдельные слоги или нетрудные слова, повторяют интонацию. Им нравится выполнять ритмичные движения под музыку. Ребенок радуется не только красивой игрушке, но и ярким цветам на клумбе, красным флагам во время праздника, он восторженными глазами смотрит на наряженную елку.

На первом году жизни происходит окончательное формирование первой сигнальной системы, развиваются органы чувств, ребенок обучается видеть, слышать, осязать, различать форму и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года у ребенка появляется речь, т. е. начинает формироваться вторая сигнальная система (кратко о двух сигнальных системах можно прочитать здесь >>>>).

Быстроту развития в этом возрасте, пожалуй, не сравнить ни с чем. В течение одного года ребенок превращается из бессознательного комочка живой плоти в мыслящее существо - пусть и маленького, но человека, т. е. проделывает путь, на который природа потратила тысячелетия. Но конечно же все не может проходить гладко, такое быстрое развитие ребенка влечет за собой немало опасностей и проблем.

Два года - это первый кризис маленького человека, именно в этом возрасте ребенок сталкивается с большим миром, со всеми его прелестями и трудностями. Поэтому родителям необходимо максимально подготовить своего малыша к преодолению подобного кризиса.

Кто не знает замечательных слов А. С. Макаренко о том, что воспитание ребенка нужно начинать с первых дней его жизни? Однако далеко не все родители выполняют эту главную заповедь выдающегося отечественного педагога. "Ведь ребенок еще ничего не понимает, - рассуждают иные родители, - как его воспитывать? Вот подрастет, тогда..." А когда родители, мыслящие таким образом, непосредственно приступают к воспитанию, зачастую бывает слишком поздно.

Основы воспитания закладываются в течение первых пяти лет, причем наиболее важным является период именно полутора-двух лет.

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Через активное речевое общение с окружающими людьми ребенок получает основную информацию, необходимую для его личностного развития. Речь содержит в себе словесные поощрения и наказания, средства контроля и самоконтроля поведения. Она же является носителем правил и норм, которым подчиняется ребенок. С усвоением речи качественно перестраивается, ускоряется процесс развития ребенка как личности.

Поэтому на данном возрастном этапе развития вашего малыша каждому родителю необходимо как можно больше внимания уделять формированию речи, так как именно на ранний возраст приходятся первые наиболее заметные изменения в психологии ребенка. На втором году жизни у малыша формируется способность к обобщению. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение предметов.

Немало тревог доставляет родителям формирование у детей языка общения. Ни одному явлению при изучении психологии развивающегося ребенка не уделялось столь пристального внимания, как мышлению и речи. Это объясняется тем, что эти две составляющие являются основой интеллекта, а проблемы развития интересуют ученых, в частности, для того, чтобы определить правильный подход к интеллектуальному воспитанию детей.

Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте одного-полутора лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи.

Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений). Однако остается ряд проблем, на которые необходимо обратить внимание родителям.

Ваш ребенок, хорошо передвигающийся по комнате и на улице, сталкивается с большим количеством новых и незнакомых предметов, а нужная ему игрушка находится среди них. Поэтому родителям необходимо развивать ориентировку в окружающем мире, следить, чтобы вновь образованные связи (слово-предмет, слово-действие), закрепляясь, сохранились в разной по сложности обстановке.

Для того чтобы закрепить у ребенка навыки и ассоциации предмета с жизнью, вам - родителям - необходимо в первую очередь научить малыша отыскивать нужный ему предмет, но при этом он должен проговаривать название встречающихся ему вещей. В этом случае могут помочь игры "Я спрячу, а ты поищи", понаблюдайте за своим малышом, легко ли он справляется с вашим заданием.

Усложнение задания заключается в увеличении числа предметов, среди которых ребенку нужно отыскать требуемый, в различении, узнавании в чем-то сходных предметов - например, имеющих сходно звучащие названия (шар - шарф - шкаф) или внешне похожих, но имеющих контрастные названия (например, две птицы - утка и курица); и, наконец, в подборе, группировке предметов одного названия, но имеющих разные внешние признаки (мишка большой и маленький, мяч синий и красный).

Этими упражнениями можно заниматься с ребенком с полутора лет, они необходимы для развития интеллекта и речи, но до конца второго года дети справляются с ними с определенными трудностями. Такой факт не должен настораживать родителей и воспитателей - это вполне нормально. Так как у ребенка к двум годам больше развита "речь понимания", а вот активная речь, т. е. сам разговор, совершенствуется намного медленнее.

Учитывая эти факты, родителям во время игры необходимо отрабатывать четкий двигательный ответ на предложение "Покажи, где" или "Дай то-то". На втором году жизни ребенок начинает понимать смысл многих действий, которые отражают сферу обслуживания ребенка родителями, и действий, которые он проделывает сам с предметами и игрушками.

В этом возрасте родителям необходимо научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения малыша. При этом следует помнить, что новые действия он может выполнить только в том случае, если слово сочетается с показателем действия.

На втором году жизни у детей формируется способность к обобщению. Эти навыки на протяжении раннего дошкольного возраста проходят ряд ступений. Сначала слово замещает несколько образов от однородных предметов. Слово "кукла" относится не только к своей игрушке, но и к другим, имеющим с ней общие черты. Затем слово замещает несколько чувственных образов от разнородных предметов. Так, слово "игрушки" обобщает и мячи, и куклы, и кубики. Такие ступени обобщения говорят о том, что процесс познания и мышления происходит постепенно, последовательно.

Дети раннего возраста овладевают, как правило, первой и частично второй ступенью обобщения. На втором году, особенно после полутора лет, слово ассоциируется не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обобщать все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия. Дети узнают не только предмет-натуру, но и его изображение на картинке или этот же предмет-игрушку.

На протяжении раннего детства происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, которое отличается тем, что действия с материальными предметами здесь заменяются действиями с их образами. Внутреннее развитие мышления у малыша, в свою очередь, идет по двум основным направлениям: развитие интеллектуальных операций и формирование понятий.

Не следует родителям бить тревогу, если их ребенок к двум годам не может быстро найти ответ на поставленную перед ним задачу. Выполнять подобные действия в уме для многих детей такого возраста еще очень сложно. На этой стадии ребенок может лишь абстрагировать и выделять форму и цвета предметов.

При решении задачи группировки предметов по их признакам дети в первую очередь ориентируются на размер и цвет предметов. Около двух лет основанием для выделения предметов становятся многие существенные и несущественные признаки: зрительные, слуховые, осязательные. В дальнейшем они могут классифицироваться по другим признакам.

Также хотелось бы отметить то, что в это время речь ребенка с его мышлением не очень хорошо связана. Понимание и говорение внешне представляют собой акты общения, а внутренне строятся на простых переходах от знака - воспринятого слова - к значению - конкретному предмету, который это слово обозначает, или наоборот - от значения к знаку. Но к двум годам значение слова постепенно становится обобщенным, насыщается смыслом, абстрагируется, отделяется от конкретного содержания.

В результате исследований было выявлено, что в более раннем возрасте у ребенка преобладает наглядно-действенное мышление, которое осуществляется практически независимо от речи. Но уже к двум-трем годам у ребенка начинает преобладать наглядно-образное мышление, так как образ сам по себе представляет некоторое абстрагированное свойство предметов. В образе знак связан со значением, но уже отделен от непосредственного восприятия обозначаемого им предмета.

Хронологически начало формирования у детей наглядно-образного мышления приурочено к концу младенческого возраста и по времени обычно совпадает с двумя событиями: становлением элементарного сознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции. Сопровождается все это достаточно развитым воображением ребенка.

У большинства малышей к концу второго года жизни начинается период "почемучек". В это время в диалоге ребенка появляется настойчивость, он непременно хочет добиться ответа на поставленный вопрос, демонстрирует собственное отношение к ответу, не всегда удовлетворяется им и не обязательно соглашается. Родители, не сердитесь. Это вполне нормальное явление, просто вашему ребенку пришло время "все" знать. Наоборот, вы должны радоваться тому, что у вашего малыша происходит формирование и накопление интеллектуального уровня знаний. Общаясь с вами, он узнает много нового и интересного. А кто же еще, как не родители, может познакомить с окружающим миром, ведь в нем так много интересного и незнакомого?

Да, конечно, часть жизненно необходимых сведений о предметах, их свойствах, назначении, о том, как с ними обращаться, дети приобретают в процессе общения с родителями и окружающими, но этого недостаточно. Нужны специальные, целенаправленные наблюдения, проводимые как занятия.

Существенно и то, на каком материале в процессе занятий малыш приобретает сведения о предметах. Рассматривание игрушечной кошки или медведя поможет сформировать у детей самые общие представления о них. Но отчетливо соответствующий образ может сложиться лишь тогда, когда ребенок увидит настоящее животное.

Жизненный опыт детей невелик. Поэтому родителям не следует забывать и о всевозможных прогулках в зоопарк, выездах на природу, посещении аквапарков - именно такие походы максимально пополняют кругозор малыша. Но, даже просто выходя на прогулку, постарайтесь как можно больше внимания ребенка обращать на окружающие предметы: солнышко, деревья, насекомые, животные. Заинтересуйте его происходящим вокруг.

Для лучшего усвоения ребенком информации во время каких-либо объяснений мы хотим рекомендовать родителям как можно больше использовать элементов наглядно-действенного обучения. Даже находясь дома, вы можете наглядно показать малышу назначение многих вещей. Посмотрите вокруг. Допустим, вы сели обедать, объясните, для чего нужен тот или иной столовый прибор, как им пользоваться, а также можете показать, как их мыть и где место тарелок, ложек, бокалов и т. д. Таким образом вы не только объясните ребенку предназначение каких-либо предметов, но и начнете приучать его к порядку.

С вашей помощью ребенок начинает психологически отделять себя от внешнего мира, в своем сознании он становится субъектом действия. Малыш начинает видеть себя как бы со стороны, управлять собственным поведением. Он осознает то, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах тогда, когда они непосредственно не воспринимаются им, т. е. когда он сам эти предметы не видит. Таким образом, ребенок начинает мыслить. Чем больше времени вы уделяете своему малышу, общаясь с ним, играя, обучая, тем больше пополняется его словарный запас, воображение, память. В таком возрасте лучше всего проводить познавательные игры, они помогут ребенку развить множество новых качеств и навыков.

С целью развития речи детей проводят показы предметов с названием их, показы предметов в действии, инсценировок, а также можно постепенно прививать детям любовь к культурным мероприятиям, например, показывая им кукольные спектакли.

Хорошо влияет на развитие речи и рассматривание иллюстраций. При этом ребенок учится узнавать определенные предметы, изображенные на картинке, и называть их. Вы должны показать ребенку знакомую игрушку, рассказать о ней, а потом показать другую картинку с изображением того же предмета. Задавайте при этом вопросы малышу: "Покажи, где мяч или кукла. Что это?"

При последующих занятиях ребенка следует ставить в ситуацию выбора: он должен выбрать требуемую картинку из двух, а затем из большого числа изображений знакомых ему предметов.

Постепенно малыш начинает узнавать, находить требуемое изображение не только на картинках, но и в комнате.

Совершенствуя наблюдательность и активную речь малыша, ему следует показывать изображения одних и тех же персонажей в разном виде, проделывающих разные действия. Рассматривание таких картин детям старше полутора лет дают также с целью формирования способности общения.

Такая способность формирует у ребенка отношение к действиям. К концу второго года жизни можно проводить занятия "Кто что сделал". При этом малыш называет действие, изображенное на предлагаемой картинке, и проделывает его с настоящим предметом.

В этом возрасте детям показывают также картины с жизненно близким сюжетом. Сначала используют настольные картины. Потом можно рассматривать картины уже большего размера, например, настенные. Но лучше всего такие занятия проводить не с одним ребенком, а в группе.

В число занятий по развитию речи мы рекомендуем родителям включить чтение потешек, небольших стихотворений, песенок. Этот процесс не только доставляет малышу радость, он развивает слуховое внимание, учит проговаривать слова, звукосочетания, воспроизводить игровые действия.

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

На втором году жизни формируются сложные и важные функции мозга, начинает складываться характер. В этот период формируется поведение ребёнка, кроха начинает проявлять самостоятельность. Малыш учится понимать речь взрослого и активно говорить сам. Происходит дальнейшее сенсорное развитие. Развиваются движения, действия с предметами, формируется игровая деятельность.

3 слайд

Описание слайда:

В физическом развитии можно наблюдать значительные изменения. Так, масса тела в среднем достигает 12-12,7 кг; рост – 85-86 см. К концу второго года жизни у малыша появляется 20 молочных зубов. Благодаря увеличению трудоспособности нервной системы увеличивается время бодрствования ребёнка с 3,5 – 4 часов до 5 – 5,5 часов. До 1 года 6 месяцев малыш спит днём дважды и постепенно переходит на одноразовый дневной сон во втором полугодии второго года жизни. Происходит более быстрое формирование условных рефлексов, хотя всё ещё они долго остаются неустойчивыми. Возрастает двигательная активность малыша, координируются движения, появляются целевые действия. Ребёнок теперь может обходить предметы, передвигать их, бросать, катать, делает первые открытия в освоении пространства.

4 слайд

Описание слайда:

Предметная деятельность на втором году жизни становится ведущей. Манипулируя предметами, малыш знакомится с их свойствами (массой, цветом, материалом, весом, крепостью и прочими). Также ребёнок усваивает взаимосвязи между предметами (толкнуть машинку – и она поедет). Ничто не проходит мимо внимания малыша, ему всё интересно узнавать, во всем хочется действовать.

5 слайд

Описание слайда:

Ребёнок начинает усваивать новую для него деятельность – игровую. Первые игры с предметами – это простые манипуляции, ребёнок больше подражает действиям взрослого, сопровождая определённые из них словами (ляля «ам», мишка «а-а» и другими). С накоплением опыта предметной деятельности, в процессе общения с взрослым и наблюдения за окружающим миром, осваивает сюжетно-отобразительную игру. В ней он передаёт увиденные действия взрослых, а также начинает использовать в игре предметы-заместители. Так, постепенно развивается наглядно-действенное мышление ребёнка. В игре развиваются эмоции малыша – появляется заинтересованность, удивление, радость при достижении результата, а также нежность, чувство вины, сочувствия.

6 слайд

Описание слайда:

К концу второго года жизни малыш хорошо держит карандаш, может рисовать на песке и мелом на асфальте. Более устойчивым становится внимание – ребёнок до 7-10 минут заниматься одним и тем же видом деятельности. Также совершенствуется умение запоминать, формируются умение обобщать и отвлечённо мыслить.

7 слайд

Описание слайда:

Поведение крохи в этом возрасте ещё неустойчиво. Например, на фоне эмоционального подъёма он может неожиданно заплакать. Поэтому очень важна роль взрослых, которые будут формировать у малыша позитивное эмоциональное настроение. Малыш начинает проявлять яркие познавательные интересы в общении с взрослыми. Одновременно формируются некоторые социальные черты личности ребёнка – любовь к близким, сочувствие к сверстникам. Ребёнок начинает адекватно реагировать на оценку своего поведения взрослым. В первом полугодии второго года жизни происходит интенсивное развитие понимания речи. Постепенно ребёнок устанавливает связь между словами и предметами, словами и действиями. Активная речь развивается через подражание взрослому. К концу второго года жизни активный словарь малыша насчитывает около 300 слов, кроха начинает говорить простыми предложениями сначала из двух, а позже из трёх-четырёх слов. Речь становится основным средством общения с взрослыми.

8 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни – значительный этап в развитии ребёнка, начало широкого общения с окружающим миром. Для детей этого возраста характерным является нестойкое поведение. Это требует особого внимания со стороны взрослых для нормализации поведения малыша, поддержания его хорошего настроения. Общение взрослого с ребёнком приобретает ярко выраженный познавательный характер. В процессе общения ребёнок учится действовать совместно с взрослым. Так малыш постепенно знакомится с окружающим, свойствами предметов, действиями с ними, правилами поведения.

9 слайд

Описание слайда:

С приобретением и обогащением жизненного опыта у ребёнка начитает проявляться стремление к самостоятельности. Дети стремятся всё делать сами: есть, играть, действовать. Можно заметить, как они напрягают все свои силы, чтобы преодолеть трудности. Но их действия ещё очень импульсивны, слабо контролируются и не осознаны как целенаправленная деятельность. В этот период могут возникать противоречия между возможностями и потребностями ребёнка. Их должен решить взрослый. Желательно не делать всё за ребёнка, а совместно с ним; помогать и давать проявиться самостоятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Второй год жизни - ответственный период речевого развития. На базе речевых умений у годовалого ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются понимание речи взрослых и активная речь. Темп развития этих сторон речевой деятельности различен. В первом полугодии наиболее интенсивно развивается понимание речи, во втором (точнее, в последней четверти года) - активная речь. Понимание речи окружающих развивается довольно легко. Достаточно несколько раз обозначить словом предмет или действие, как ребенок запоминает их названия. Это связано с его повышенной двигательной активностью: он хорошо передвигается по комнате и на участке, сталкивается с большим количеством предметов, вещей, перебирает, рассматривает их. Работа воспитателя по развитию речи и ориентировки ребенка в окружающем должна проходить одновременно. Для этого необходимо использовать действия взрослых, различные предметы обстановки, процессы кормления, туалета и т. п. В общении с ребенком следует называть все то, что его окружает, интересует и доступно пониманию. При кормлении нужно говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды. Важно, чтобы все, о чем говорят с ребенком, подкреплялось его ощущениями, восприятием, действиями.

11 слайд

Описание слайда:

В этом возрасте важно также научить ребенка выполнять поручения взрослого, речь которого должна постепенно стать регулятором поведения детей. На втором году жизни у детей начинает формироваться способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом их мысленное объединение. Сначала дети обобщают предметы по внешним более ярким признакам: кисой называют кошку, любую мягкую игрушку и все пушистое (шубку, шапку).

12 слайд

Описание слайда:

Постепенно в процессе деятельности и под влиянием объяснений взрослых способность к обобщению развивается: в конце второго года жизни дети объединяют предметы уже не только по внешним признакам, но и по их назначению, а также если эти предметы изображены на картинке. Названия многих действий тоже становятся обобщенными. Способность обобщать предметы и действия по существенным признакам является показателем развития мышления у детей.

13 слайд

Описание слайда:

В начале второго года жизни дети еще много лепечут. Лепет их разнообразен, эмоционально выразителен и сопровождает почти все действия. Подражание звукам и звукосочетаниям в этом возрасте совершенствуется, что способствует постепенному увеличению словаря. По принятым в нашей стране показателям развития детей, к полутора годам активный словарь составляет 30, а к двум - 200-300 слов. На развитии активного словаря отражаются индивидуальные особенности и условия воспитания.

Ежемесячная прибавка в весе составляет 200-250 граммов, а в росте 1 см. Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток.

Длительность каждого периода активного бодрствования у ребёнка до полутора лет составляет 3-4 часа, двух лет — 4-5,5 часа.

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку».

Постепенно совершенствуется ходьба. Ребёнок учится свободно передвигаться на прогулке: он взбирается на бугорки, ходит по траве, перешагивает через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно кружатся на месте.

В начале второго года малыш много лазает: взбираются на горку, на диванчик, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Он также перелезает через бревно, подлезает под скамейку, пролезает через обруч. После полутора лет у малыша кроме основных развиваются и подражательные движения (мишке, зайчику).

При обучении и правильном подборе игрового материала ребёнок осваивает действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем отсроченного подражания.

Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Малыш начинает переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); он активно ищет предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2-3 действия, он сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, ее кормят и укладывают спать.

Бытовые действия с сюжетными игрушками малыш воспроизводит на протяжении всего периода дошкольного детства. Но при этом дети 3-5 лет и старше устраивают из каждого действия «многозвеньевой ритуал». Перед едой кукле вымоют руки, завяжут салфетку, проверят, не горяча ли каша, кормить будут ложкой, а пить дадут из чашки. Всего этого на втором году нет. Ребенок просто подносит миску ко рту куклы. Аналогично он поступает и в других ситуациях. Этими особенностями объясняется простота подбора сюжетных игрушек и атрибутов к ним.

Изложенное дает основание считать, что на втором году из отдельных действий складываются элементы, основа деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетно-ролевая игра (последнюю на втором году можно считать лишь отобразительной).
Второй год жизни - период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируют¬ся в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.

Ребёнок усваивает названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний.

В процессе разнообразной деятельности со взрослыми ребёнок усваивает, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».

Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет малышу узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «кс»,он обозначал и кошку, и меховой воротник.

Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».

Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, и активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т.д.), а также предлоги.

Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов), наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу. Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году.

Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так, слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся. К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно:
«Ия куся?» — то есть «Ира кушала?». Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?».

Основными приобретениями второго года жизни можно считать:

  • Совершенствование основных движений,особенно ходьбы.
  • Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных занятиях и наблюдении.
  • Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения.
  • Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, иначе говоря, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз. С помощью речи можно организовать поведение ребенка, а речь самого малыша становится основным средством общения со взрослым.

У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизнипластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

(2 оценили на 5,00 из 5 )

Увы, могут.Моя дочка оч рано начала говорить, в два года она сама без помощи научилась различать цвета считать до десяти, поёт песенки ну и многое другое. Нам щас 2,5 а развитие у неё как у 3-4 летнего ребёнка и поверьте таких детей оч много. Занимайтесь, проговаривайте все что можно, цвета, слова, Цыфра ….оч хорошо развивает интернет, включайте всякие развивашки и у вас будет такой ребёнок. Удачи

    особенно зацепило цЫфра и щас…)))
    полагаю, что ребенок должен уметь мыслить, а не на автомате цифры и буквы озвучивать, которые насмотрелся на экране компьютера, не понимая, что они означают…

Здравствуйте! моему сыну 2.7 он не слушается,и когда ему говорю что так плохо и нельзя так делать он меня игнорирует вырывается с усмешкой.а когда мы приходим домой я его сажу на стул и пытаюсь с ним поговорить он просто поет не своим голосом как будто его убивают.как правильно объяснить и как себя вести, чтобы дети слушались и слышали?

  1. Аня, здравствуйте. Ваш ребенок вступил в возраст кризиса 3-лет (подробнее о нем в ). Постарайтесь не ругать ребенка по пустякам, обязательно поощрять за хорошие поступки. От вас в это время потребуется проявить терпение к капризам малыша, это неотъемлемая часть процесса взросления. Удачи!

Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом. Стоит уже паниковать, или пока подождать. Второй ребёнок, мальчик, 2.8, очень мало говорит. Катастрофически мало. Остальное развитие, после прочтения вашей статьи, примерно в норме. Кроме речи. Не четко, в основном звуки, например: свет-ки, машина — нка, паровозик томас-то ти, спокойной ночи — споть носи, много болтает сам с собой, есть простые предложения — мама не есь(мама не лезь), да маньдин (дай мандарин). Категорично не хочет учится ни в какой форме. Но очень наблюдательный. Может очень долго почти час заниматься чем-то — следить за механизмом, за интересной вещью, за зверушками, строить башни или собирать лего, пусть не очень получается. Очень скромный по характеру. Почти год назад я попала в больницу, после этого ребёнок перестал общаться со мной совсем на 2 месяца. И мне кажется, что он после этого сильно затормозил в развитии. На мой взгляд, он с тех пор почти ничему новому не научился. Но, возможно, я просто много сравниваю со старшим и каким он был в это время. Врачи никаких проблем в развитии по возрасту не находили.

Без знания общего состояния здоровья малыша, полного диагноза, результатов обследований неправомерно назначать какие-либо препараты. Если выстраивание четкого режима, прогулки, физическая активность на протяжении дня не помогают наладить сон, обратитесь на прием к наблюдающему невропатологу, для медикаментозной корректировки.


Top