«Роль воспитателя в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Роль воспитателя в музыкальной деятельности детей

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?

Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам(стихи, сценки, инсценир.)

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

Роль воспитателя на музыкальном занятии

Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. В распевании не участвует

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.


Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии - с целью поддержания дисциплины. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги-«дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
17. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.
18. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
Роль воспитателя, чередование его пассивного и активного участия, различны, в зависимости от частей занятия и задач.

Слушание музыки:
1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность.
2. Следит за дисциплиной.
3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:
1. В распевании не участвует.
2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию.
3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.
4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».
5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение - пение с детьми раннего и младшего возраста).

Музыкально-ритмические движения и игры:
1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.
2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение - упражнения на развитие творческой активности детей).
3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.
4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.
5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.
6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.
7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Описание материала :Консультация для воспитателй детских садов

Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1 . Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей . В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра , безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках . Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2.Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог , следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем. Не меньшую роль играет воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку педагогического училища.

Роль педагогов (музыканта и воспитателя) сложна, разнообразна и должна проводиться в тесном контакте.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке. Воспитатель должен активно участвовать в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

В младших группах должен петь вместе с детьми (не заглушая детского пения).

В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с музыкальным руководителем дает оценку выученному материалу. А также может исполнить новую песню под музыкальное сопровождение.

При обучении детей музыкально - ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, тем самым, активизируя малышей.

В средней, старшей и особенно в подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывает движения, напоминает построения, дает устные указания в песнях плясках, играх и хороводах.

Воспитатель развивает музыкальное творчество детей: подсказывает тему, распределяет и разучивает роли в музыкальных сказках, играх, драматизациях. Воспитатель руководит самостоятельной музыкальной деятельностью детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс. Воспитатель повторяет и закрепляет выученный на музыкальных занятиях материал. Участвует в отборе музыкального материала, используя его на других занятиях.

Воспитатель должен соблюдать режим музыкальных занятий и приводить детей в зал на занятия в облегченной, не стесняющей движения одежде и легкой удобной обуви.

Воспитатель должен уделять особое внимание самостоятельной музыкальной деятельности детей, создать соответствующие условия: выделить место для занятий, устроить своеобразный музыкальный уголок и оборудовать его мебелью и пособиями. В уголке должны находиться: музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, которые способствуют музицированию детей.

Воспитатель заботится об оснащении уголка детскими играми и пособиями, причем многие из них самоделки, отдельные атрибуты, элементы костюмов, используемые детьми в музыкальных играх, инсценировках, плясках.

Воспитатель следит, чтобы дети бережно обращались с игрушками и инструментами, после игры убирали их на место. Желательно в каждой группе иметь проигрыватель и набор детских пластинок с записью детских песен, нарядных плясок, мелодий музыкальных сказок, инсценировок. Воспитатель может удовлетворить желание детей послушать музыку, поплясать, поиграть. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но ребенок не должен быть предоставлен самому себе, воспитатель руководит, но косвенно:

  • 1) воспитатель влияет на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду или дома.
  • 2) организует условия, способствующие музыкальной деятельности по инициативе самих детей.
  • 3) воспитатель должен быть тактичным, стать соучастником их игры.

В начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто, чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), основываясь на этих наблюдениях, воспитатель создает для всех оптимальные, наиболее благополучные условия. Основная линия воспитателя в руководстве музыкальной деятельностью - это его активное участие в ней.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в процессе воспитания и обучения детей в детсом саду в себе целый комплекс соответствующих функций и направлений, и способствует их реализации:

  • 1. Повышение качества взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей.
  • 2. Укрепление неформальных связей внутри коллектива.
  • 3. Раскрытие интеллектуальных способностей отдельных детей и целого коллектива.
  • 4. Повышение общего кругозора ребят и их познавательной активности.
  • 5. Стимулирование творческих возможностей, создание атмосферы постоянного творческого поиска у детей, развитие личностной самостоятельности.

Итак, в организации музыкальноой деятельности принимают участие не только музыкальный руководитель, но и воспитатели, старший воспитатель, родители, педагоги дополнительного образования, заведующая, а иногда и другие сотрудники. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для эстетического воспитания и общего развития.

Итак, за общую постановку музыкальной деятельности отвечает воспитатель. Ежедневная работа с каждым ребёнком, знание его интересов, способностей, дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять художественное развитие всех детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, даёт советы, оказывает практическую помощь.

«Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников»

Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Всегда ли воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Осознают ли важность такого участия? Чаще всего, воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – поддерживать дисциплину. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребёнок, вам всё интересно и вы вместе с детьми весело поёте песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идёт педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдём к организационным вопросам.

ИТАК:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.

2.Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.

3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь с твёрдой обложкой на спирали и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5.В время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6.Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр, петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений

8.Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.

9.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

Воспитатели должны хорошо понимать, что воспитание гармонично - развитой личности идет прежде всего через музыку. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать правильное восприятие музыки.

Воспитателю необходимо знать :

Все программные требования по музыкальному воспитанию,

Музыкальный репертуар, разучиваемый своей группой,

Быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях;

Уметь показывать образцы точного выполнения танцевальных движений, иметь навыки песенного исполнения;

Уметь проводить музыкальные занятия с детьми группы, в случае отсутствия музыкального руководителя,

Разучивать песенный и танцевальный репертуар с отстающими детьми;

Закреплять музыкальные впечатления детей с помощью прослушивания музыкальных произведений в группе, используя средства ТСО.

Использовать музыкально-дидактические игры для развития музыкального слуха, памяти, ритма в самостоятельной деятельности детей;

Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности;

Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя песни, танцы, музыкальные игры,

Использовать музыкальное сопровождение в организации занятий и режимных моментов,

Принимать активное участие в проведении музыкальных праздников, развлечений, досугов, кукольных спектаклей;

Готовить подборки поэтического материала к праздникам и развлечениям;

Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала к праздникам.

Во время музыкального занятия роль воспитателя различается, в зависимости от частей занятия и задач, от чередования его активного участия или пассивного.

Так, например, во время слушания музыки :

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

При распевании, пении :

1. В распевании не участвует.

2. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию

3. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

4. При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

5. Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)

Разучивая и закрепляя музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям.

2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.

4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре.

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.


Top