Театрализованная деятельность возможность развития творческих способностей детей. Театрализованная деятельность в детском саду

Марина Лезина
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

Цель: Создание условий для максимального проявления и развития педагогического мастерства участников мастер-класса в использовании театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить участников с изготовлением платковых кукол

Развивающие :

Совершенствовать артистические навыки педагогов в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации, выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

Совершенствовать навыки кукловождения платковыми куклами

Побуждать использовать песенное, танцевальное, инструментальное творчество (детские, нетрадиционные, природные музыкальные инструменты) в своей работе.

Воспитательные:

Вызвать интерес к использованию театрализованной деятельности для развития творческих способностей;

Создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;

Воспитывать театральную культуру

“Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Вступление

В своей работе я уделяю большое внимание театрализованной деятельности.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Одним из основных направлений в моей педагогической деятельности является – активизация творческого потенциала ребёнка и включение его в театрализованную деятельность.

Я работала воспитателем в разных возрастных группах, и всегда отдавала предпочтение театрализованной деятельности. С детьми ставила небольшие театральные постановки, экологические сказки, играла в театрализованные игры. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

И познакомить с разными видами кукол для использования в работе. Свою работу начала с детьми 4 лет. Вела кружок «Арлекино»

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры;

Упражнения по дикции;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учим владеть своим телом», образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

Использую театрализованные этюды

Вопрос: что вы уже знаете о театральных этюдах?

Ожидаемые ответы.

Правильно, этюд – это маленькая история, разыгранная на сцене.

Вопрос: чем отличается этюд от упражнения?

Ожидаемые ответы.

Этюд – упражнение, в котором есть содержание. Он может длиться тридцать секунд и полчаса, это не принципиально, важнее, есть ли в нем жизненное содержание.

Сегодня мы посмотрим этюд на логичность и последовательность действий. Исполнение такого этюда (как и любого другого) требует ряд логических и взаимосвязанных действий в предлагаемых обстоятельствах. Но для начала отгадайте, о чем будет наш этюд:

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий,

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеется тоже.

. Практическая часть «Работа над этюдами»

Этюд «Зеркало» (парный этюд)

И так, наш этюд называется «Зеркало». Сегодня мы будем работать парами. Один из вас будет «Зеркало», а второй просто «Человеком». В этом этюде будем, прежде всего, следить за взаимосвязью и взаимозависимостью партнеров. Начинаем. Встаньте друг против друга. Решите, кто из вас будет «Зеркало», а кто «Человек». Пусть «Человек» делает то, что обычно делает перед зеркалом: причесывается, примеряет новую одежду, «наводит косметику» и другое.

Чтобы этюд получился содержательным «Человеку» необходима конкретная цель его действий, например:

Умываться, чистить зубы

Кушать вкусный йогурт.

А сейчас предлагаю посмотреть этюд в исполнении детей старшего возраста.

Показ этюда воспитанниками группы №6

Веселая разминка - танец «Две половинки»

Театрализованные игры позволяют дошкольнику справиться со многими проблемами в соответствии с его эмоционально-личностными особенностями.

Я советую вам использовать в своей работе

Ритмопластику-

Игры создающие пластический образ; это выражение своих чувств и эмоций через пластику своего тела; ритмопластика развивает движения и фантазию детей. Н р следующие упражнения:

Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.

Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.

Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.

Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.

Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.

Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.

А также использовать пантомимику.

Пантомимика – это упражнения, развивающие двигательные навыки, воображение, мимические движения

Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.

Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.

Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.

Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.

Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.

Игры–драматизации.

Я считаю, что большую роль в творческом развитии детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями.

В нашем театральном уголке много кукол изготовленных своими руками. Я хочу показать вам некоторые из них.

Виды театра

Варежковый театр

Театр кукол би-ба-бо

(или театр «Петрушки»)

Настольный театр, театр игрушек

Теневой театр

Театр на фланелеграфе

Ролевой театр

Театр масок

Театр топотушек

Театр на пластмассовых бобинах (трубках

Платковые куклы – бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы – бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Платковые куклы

И подробно я хочу остановиться на платковых куклах,т к платковые куклы- яркие и зрелищные, послужат настоящим украшением любой театральной постановки, досуга детей, как яркий сюрприз любого занятия. Платковые куклы - это наглядный материал, доступный метод игры. Платковые куклы обогащают детей яркими впечатлениями, развивают творческие способности, память, мышление, речь, воображение, внимание, а также расширяют кругозор детей. У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода на специальных резинках, пришитых к платью – костюму

Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).

Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного вам материала.

За годы работы я собрала небольшую коллекцию платковых кукол. От наиболее простых до более сложных. Это мое увлечение Я хочу показать образцы таких кукол и вместе с вами изготовить наиболее простые.

Показ кукол.

Для того чтобы сделать платковую куклу – нам понадобятся следующие материалы:

Толстый кусок поролона

Картон и цветная бумага;

Капрон телесного цвета или капроновые колготки;

Моток цветной пряжи или мулине;

Готовые платки или цветная ткань;

Резинка (50 см);

Банты или лента (1м);

Ножницы;

Иголка и нитки;

Канцелярский нож;

Клей (пва, титан);

Декоративные глазки;

Гуашь, кисть.

Я приглашаю желающих попробовать свои силы в изготовлении кукол.

И сейчас, я предлагаю вам отправиться в мастерскую, чтобы научиться изготавливать платковые куклы для сказки «Репка»

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью, то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже,

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство…

Куклы – просто загляденье,

Взрослым всем на удивленье,

Для забавы малышам! Посмотри, как хороши!

Коль хотите научиться этих кукол мастерить,

Вам придется не лениться и старанье приложить!

Все необходимое для создания кукол для спектакля у нас есть. Каждый из вас создаст образ одного из героев. Итак, начнем.

Перед каждым участником набор необходимого оборудования для создания игрушки.

Этапы изготовления куклы: на слайде

Мы будем делать кукол к сказке «Репка»

1 этап - изготовление головы куклы

Из картона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).

На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками. Делаем ушки животным.

Оформить можно по-разному: пуговицами, лентами, очками кусочками различной ткани и т. д., а можно просто нарисовать лицо.

Изготовление волос. Берётся подходящая пряжа и изготавливается причёска, затем так же пришивается вручную. Можно заплести косы

Вот и голова нашей куклы готова!

2 этап – изготовление туловища (платья) куклы

Вот наша платковая кукла для театрализованной деятельности готова! Персонажи сказки готовы. Теперь каждый из вас сыграет свою роль в соответствии с содержанием. Я буду говорить слова автора, а участники мастер-класса играют роли.

Начинаем наше представление. Сказка «Репка»

Педагог. Вот мы с вами и побывали в мастерской кукольника, и в заключении мне бы хотелось прочесть стихотворение.

Хорошо живётся куклам в кукольном театре стройным, тощим или пухлым, Из соломы, ватным, из папье-маше, тряпичным или из фарфора…

Все они – народ отличный, славные актёры

не житьё, а загляденье,

всё легко и просто,

А хозяин заведенья тот, кто выше ростом.

Для спектакля на потеху он раздаст всем роли

– Слов и пауз, слёз и смеха, радости и горя.

Рефлексия.

Теперь, уважаемые коллеги, подарите окружающим свою добрую улыбку, а для себя выберите улыбку из этого подноса. Помните, что обозначает каждый цвет круга:

улыбка на красном круге - все удалось, очень интересно.

улыбка на желтом круге - удалось, но материал часто используемый

улыбка на синем круге - скучно, не интересный материал.

Ченских Марина Ивановна
Бакланова Анастасия Михайловна
воспитатели
МБДОУ «Федосеевский детский сад «Яблочко»
Старооскольского городского округа

Формирование творческих способностей дошкольников через театральную деятельность

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Творчество как научная проблема изучается в педагогике и психологии давно и считается одной из самых серьезных областей теоретического и экспериментального исследования.

Развитие творческих способностей современного дошкольника – это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества.

Многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются актуальными и в настоящее время.

Анализ научного знания о творческой самореализации дошкольников позволяет выявить противоречие между необходимостью исследования процесса творческой самореализации дошкольников и недостаточностью практической разработанностью этого вопроса.

Цель: развитие творческой самореализации детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность .

Работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность педагоги начинали с создания развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе. Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также педагогами были изготовлены настольный театр по русским народным сказкам «Репка», «Колобок», приобретен театр би-ба-бо «Курочка Ряба», «Колобок», пальчиковый театр «Курочка Ряба», теневой театр. В группе педагоги оформили книжный уголок, где поместили книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей.

В работе с детьми раннего возраста педагогами предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек и т.д.

В процессе проведения непосредственно-образовательной деятельности педагоги совместно с детьми играли с пальчиками: «Грибы», «Наши мамы», «Посуда», Домашние животные», «Дикие животные» и другие. В ходе проведения НОД использовали театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, вводили персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.

Работа в данном направлении продолжалась и во второй младшей группе. Вместе с детьми педагоги продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. После игры «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения членов семьи, животных, птиц. В подвижных играх «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята» дети имитировали движения животных и птиц. С помощью физминуток также передавали движения животных. В течение года педагоги работали с детьми над этюдами.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами на празднике 8 марта были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке».

Также в работе с детьми педагоги использовали игры на развитие слуха, звукоподражания, на формирование речи, которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

В течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки для эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок, рисовали и лепили сказочных героев.

В средней группе воспитателями была продолжена работа по теме «Театрализованная деятельность». Дополнена развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с возрастом детей: костюмы, виды театров, аудиозаписи классических и детских произведений, различные альбомы, художественная и познавательная литература в соответствии с возрастом детей, коллекция мелких игрушек для режиссёрских игр. Приобретены дидактические игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Сказки» (из кубиков).

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Воспитатели поддерживали интерес к театрализованной игре. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществлялось за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста.

Расширение игрового опыта детей происходило также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой), театр ложек и пр.

В процессе проведения НОД и в свободной деятельности дети средней группы слушали произведения классической и детской музыки, самостоятельно играли на музыкальных инструментах (озвученных и не озвученных), как в оркестре.

Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным считаем организацию сотрудничества с семьей. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей вопросах воспитания собственных детей.

Родители участвовали в организации уголка ряженья: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек, юбочки, накидки. Также родители оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы. В конце года было проведено собрание, на котором дети показывали сказки для своих родителей.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, педагоги рекомендуют использовать его коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Ложкина Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №231"
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности."
Дата публикации: 08.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №231»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Развитие творческих способностей детей

посредством театрализованной деятельности.

Воспитатель: Ложкина Тамара Николаевна

Ярославль 2017

Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…

Б.Н. Теплов

Введение

Современные дошкольные учреждения ищут новые подходы к образованию.

Я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во

взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и

ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной

жизни, как интересно можно жить в этом мире;

Как воспитывать и развивать основные его способности: слышать, видеть,

чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь на поставленную задачу, меня, как воспитателя творческого,

привлекла театрализованная деятельность. Это один из самых, пожалуй,

эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко

проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются

у детей неизменной любовью. Театрализованная деятельность является

источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,

приобщает его к духовным ценностям. «В процессе этого сопереживания, - как

отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов, - создаются определенные

отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую

принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для

внедрения его в практику своей группы, а так же пришла к выводу, что используя

данный материал, можно повысить интерес к театрально - игровой деятельности.

Актуальность опыта работы.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО

«Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать

развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных

видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками».

Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность

раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание всестороннего развития

личности. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя

не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает

стеснительность, скованность движений, исчезают имеющиеся комплексы.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (комплекс

сценариев, досугов с детьми, театрализованных постановок, разработка

театральных игр) может быть использован при проведении праздников,

развлечений, в повседневной жизни детей и в работе дошкольного учреждения.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении

проблемы развития творческих способностей дошкольников средствами

театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми, как на

занятиях, так и в совместной деятельности, в обозначении основных

направлений.

Цель: Создание атмосферы творчества, социально-эмоционального развития

детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной

деятельности.

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра,

театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами

деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия,

физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).

4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей,

сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного

микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Ведущая педагогическая идея опыта работы: всестороннее развитие личности

ребёнка через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её

тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания

ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной.

Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля,

приобретённая вера в свои силы повышает самооценку детей. Их игровая

деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную

насыщенность. Именно театрализованная игра развивает мышление,

воображение, тренирует память и образное восприятие, совершенствует речь.

По данному направлению я работаю несколько лет. В своей работе использовала

различные формы организации театрализованной деятельности.

Формы организации театрализованной деятельности:

1. Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей.

2. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные

игры в повседневной жизни.

3. Мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной

деятельности.

4. Посещение театров в ДОУ или вне детского сада с родителями.

Театрализацию в работе с детьми я начала с младшего возраста. В группе

оборудовали театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может

побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть

иллюстрации к театрализации. В зоне театрализованной деятельности разместили

разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, плоскостной, театр

теней, театр на ложках, маски, ладошковый театр, платочный театр, реквизиты и

декорации. Следующим этапом работы было: подбор игр на развитие слуха,

звукоподражания, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика,

сценарии сказок, театрализованных игр, этюды. Так же мною был разработан

перспективный план проведения театральных игр и развлечений, досугов с

родителями. Подготовлены и проведены родительские собрания, анкеты для

родителей, памятки, консультации.

литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями,

костюмами. Развитию творческой активности детей способствовали как занятия

по театрализованной деятельности, так и индивидуальная работа с каждым

ребёнком.

Просмотр кукольных спектаклей

Игры-драматизации

Упражнения для социально-эмоционального развития детей

Упражнения по дикции

Упражнения на развитие детской пластики

Пальчиковый игротренинг

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства

пантомимы

Дидактические игры по сказкам с использованием интерактивной

Мультимедиа

В своей работе я использую интернет-ресурсы:

maam- Международный образовательный портал МААМ. RU

htth://o –detstve – О детстве

htth://solnet.ee/ - Детский портал Солнышко

dohcolonoc – Всё для воспитателей детских садов

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных,

значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная

деятельность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою

значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует

усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». В своей работе я часто

использую метод проектов, не исключение и театрализованная деятельность.

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного

опыта у детей – длительная работа, которая требует участие родителей. Важно их

выступление в тематических вечерах, где дети вместе с родителями становятся

равноправными участниками. Они исполняют роли, являются авторами текстов,

изготавливают декорации, шьют костюмы и т.д. В любом случае совместная

работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному

и эстетическому развитию детей.

Театр в нашем саду «живет» давно. Стало хорошей традицией, проведение

утренников с включением театрализованной постановки. Используем спектакли и

родительского

собрания.

Количество

родителей

собрания

увеличилось в разы. Спектакли – это еще и развлечения для младших детей.

Опыт работы показывает, что дети с большим желанием участвуют в постановке

сказок. Ждут с нетерпением, когда же еще будет следующая репетиция.

Творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает

возможность детям получить массу впечатлений и эмоций. Занимаясь развитием

творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в

процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:

У детей после первого года обучения улучшилась способность к импровизации,

особенно при прочтении художественных произведений;

Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты,

движения);

Повысилась эмоциональная отзывчивость;

Дети стали больше проявлять активность, инициативность;

У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества

личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело

или роль до конца);

У детей появилось желание придумывать, сочинять, рассказывать сказку;

Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

За 3 года работы количество детей с высоким уровнем творческого развития в

театрализованной деятельности увеличилось на 44%. При выполнении творческих

креативность, показала высокое качество выполненной работы.

С учетом анализа собственного опыта пришла к выводу, что система

проделанной работы оказалась наиболее оптимальной, адекватной и эффективной.

На протяжении этих трех лет дети показали свои достижения на праздниках,

конкурсах, развлечениях. Их выступления отличались ярким, артистическим

исполнением. Я, как педагог, занимаясь развитием творческих способностей детей

средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от

самого процесса совместной творческой деятельности.

Утверждаю

Заведующая МДОУ «Детский сад

комбинированного вида №113»

Середа И.А.

РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Из опыта работы

воспитателя МДОУ «Детский сад комбинированного вида №113»

Вавилиной Н.А.

руководителя театральной студии «Жар-птица»

Цель творчества – самоотдача!

А не шумиха, не успех.

В наше время дети рано становятся зрителями, сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре.

Мои многолетние наблюдения показали, что особый интерес у них вызывает театр (и не только как зрителей). Для ребенка участие в игре-драматизации всегда праздник. И это не случайно, ведь с самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество.

Поэтому и возникла идея создания театра. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.

Так появился театр-студия «Жар-птица», где я стараюсь создать атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряя желание малышей быть непохожими на других, побуждая их фантазию, пытаюсь максимально реализовать их способности.

Именно в театре я даю детям возможность пережить мир по-новому, увидеть его с иной точки зрения, а также выразить свое эмоциональное отношение к предмету, явлению, действию, используя все выразительные средства.

Каждый спектакль – это кусочек жизни, поэтому дети с удовольствием идут в театр-студию. Им нравится общаться, они учатся творчески мыслить, анализировать, ощущать себя в ином мире, видеть и слышать другого.

У меня нет цели - сделать из каждого ребенка актера, своей задачей я ставлю – дать возможность выразить себя средствами театра, развивать детское творчество.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Теремок» у нас было несколько лягушек, несколько мышек. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества.

Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к игре на сцене, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении.

С одной стороны очень важно было для меня сохранить богатство импровизации, живость и непосредственность передачи различных эмоциональных состояний, с другой стороны, необходимо вооружить детей элементарными приемами актерской техники и мастерства.

Так, взяв за основу программу Н.Ф. Сорокиной и Л.Г. Миланович «Театр – творчество - дети», я разработала свой перспективный план по развитию творческих способностей детей средствами театрального искусства.

В процессе работы с детьми по этому плану складывалась определенная структура занятий, на которых я использовала различные упражнения, игры с целью помочь детям овладеть средствами образной выразительности.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались и мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность. Именно в предлагаемых обстоятельствах, как считал К.С. Станиславский, мощный творческий импульс. Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно. Такие задания были включены в занятия с определённой темой «В магазине игрушек» и т.д.

Предлагая детям поиграть с пальчиками, я ввела в свою работу «Пальчиковый игротренинг», который потихоньку перерос в игры-представления с куклами, которые мы изготавливали из сподручного материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных масок из бумаги. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ принца, например, или «кота в сапогах».

Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги.

Свои занятия я начинала с техники речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их на сцене. Так мы делали этюды по стихам.

Например, в этюд по стихотворению Б. Кожевникова «Медвежонок» была введена белка (умная, воспитанная), которая была возмущена, что медвежонок ест мёд лапой. Но медвежонок, зная, что поступает плохо, ничего не мог поделать с собой – уж очень вкусным был мёд.

Эй, послушай, косолапый,

Разве можно кушать лапой?

Нет, нельзя, -

Вздохнул он грустно, -

Только очень, очень вкусно

Вот попробую немножко,

А потом пойду за ложкой.

В своей работе над выразительностью речи я привлекала родителей, предварительно написав для них консультацию о том, как надо заучивать стихи и диалоги с ребёнком.

Используя в своей работе сказочную тематику, я проводила с детьми серию игр, игровых упражнений и приёмов для развития воображения, фантазии, их мыслительной деятельности. Такое игровое упражнение, как моделирование сказочного сюжета, помогало не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменить) его экспериментировать с ним. Рассказывая детям сказку, я сопровождала повествование условными картинками-символами.

Например, в сказке «Теремок» это были буквы – зверушки. А к сказке «Золушка» были придуманы другие условные обозначения.

В дальнейшем дети самостоятельно рассказывали и придумывали сказки по опорным моделям.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством.

Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности. Но такую сложную задачу непосильно решить одному человеку, поэтому к этой работе был привлечён весь педагогический коллектив.

Сначала я провела консультации для воспитателей, где обратила их внимание на важность театральной деятельности в детском саду, акцентировать их внимание на театрализованных играх, так как театрализованные игры позволяют решить многие задачи программы детского сада.

Следующим этапом моей работы с коллективом была организация кукольного театра силами воспитателей. С появлением театра-студии пополнилась костюмами костюмерная.

Благодаря 6-ти летнему опыту моей работы, я пришла к выводу, что дети, посещающие театр-студию, научились понимать настроение другого человека, чутко относиться друг к другу, у них отмечается стабилизация эмоционального состояния, нет боязни выразить свой внутренний мир.

Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим, а значит, облегчает вхождение ребёнка в сложный социальный мир.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево

Проект

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

СКАЧАТЬ (С фото)

Руководитель: Королева Светлана Евгеньевна,

воспитатель МБДОУ №1 ЗАТО Видяево

ЗАТО Видяево

ВВЕДЕНИЕ

  1. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста..........................................2

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Цель проекта…......................................................................................3
  2. Задачи проекта......................................................................................3
  3. Актуальность........................................................................................3
    1. Этапы реализации проекта…………………………………………4 -5
    2. Формы работы над проектом…………………………………………6
    3. Научно-методическая работа...............................................................7
    4. Материально-техническое обеспечение……………………………..8
    5. Результаты проектной деятельности…………………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….10

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Детство любого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: озорного Буратино, добрую Дюймовочку, доверчивого Заюшку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта. Театрализованная деятельность помогает:

Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
-повысить общую культуру ребенка, приобщить его к духовным ценностям;
-познакомить его с детской литературой, музыкой,изобразительным искусством,обрядами,традициями;
-совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка-это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Постановка любимой сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей и собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи. Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения детей;
  3. Обогащать словарь детей, учить пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок, рассказов;
  4. Совершенствовать умения связно и выразительно пересказывать сказки, самостоятельно сочинять свои сказки, рассказы, используя кукол;
  5. Развивать память, мышление, воображение, речь, внимание детей.

Актуальность

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации. С введением ФГОС одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности. Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности : слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Этапы реализации проек та

I . Подготовительный этап:

1. Выбор темы проекта («Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»).

3. Посещение детей 1 младшей группы (Осадчая А.Э.) , 1младшей группы (Костырко Н.Н.) нашими детьми для знакомства с будущими зрителями.

4. Чтение и разучивание сказки «Теремок» по ролям.

II . Практический этап:

В течение января месяца я ознакомилась с методической литературой по теме проекта. Рассмотрены работы:

  • Л. Выготского,
  • М. Каменской,
  • А. Брянского,
  • С. Рубинштейна.
  • О. Дьяченко,
  • Н. Ветлугиной и др.

Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии, ее так же исследовалиА.Н.Леонтьев, Л.И.Винер, Б.М.Теплов, А.И.Волков и многие другие.

Парциальные программы по театрализованной деятельности дошкольников: «Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр» Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович. «Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханевой,«Театрализованная деятельность в детском саду» Е.А. Антипиной. «Школа театра в детском саду» Л.П. Бочкаревой и И.Ю. Пугачевой.

Проведение мероприятий:

В апреле месяце были проведены следующие мероприятия:

Спортивное развлечение «В гостях у сказки»

Для детей 1 младшей группы (Костырко Н.Н.), детей 2 младшей группы (Горшкова Е.К.) была показана сказка «Теремок».

Под руководством музыкального руководителя Зайцевой С.А. инсценирована музыкальная сказка «Репка».

III Презентационный этап :

Защита проекта на конкурсе проектов в нашем детском саду.

Формы рабо ты над проектом

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры - один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения - учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают, помогают стимулировать мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса,) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым

и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка - это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра - это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач :

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Научно-методическая работа

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых - Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др.

Интерес для практических работников представляют и методические

В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников» , Т. Н. Дороновой «Играем в театр» , М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, мы определили следующую цель: развивать эмоциональную сферу дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Материально-техническое обеспечени е

Материально-техническое обеспечение предполагает изготовление костюмов для сценок и оборудования для игр. Все средства были выделены мною и родителями детей.

Результаты проектной деятельности

Методы исследования : беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н . Ф. Сорокиной)

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

пп

Целевые ориентиры

Критерии оценки

Качество проявляется

часто

редко

Не проявляется

Ребенок имеет первоначальные представления о жанре сказки, особенностях сказки.

Имеет представления об особенностях сказки как жанра фольклора: наличие вымысла и композиционное своеобразие: зачин, повторы, концовка.

Проявляет инициативу и самостоятельность в речевом творчестве, достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки

Может самостоятельно сочинить сказку, не отступая от темы, соблюдая логику изложения, используя средства выразительности: синонимическую замену, диалоги героев, описания места событий, внешнего вида героев.

Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения в коллективном сочинении сказки

Умеет пользоваться схемами, моделирующими содержание и структуру будущего высказывания.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в речевом творчестве.

Умеет самостоятельно анализировать произведение сточки зрения содержания и художественных средств; развита фантазия и воображение, литературное творчество.

Сорокиной Н.Ф. была предложена методика работы с детьми по театральной деятельности на занятиях. Работа эта строится поэтапно:

1) на первом этапе дети коллективно воспроизводят текст сказки;

2) на втором этапе одному ребенку предлагается читать за всех персонажей сказки;

3) на третьем этапе дети выполняют ряд творческих заданий (выразить радость, страх и т.п.);

4) на четвертом этапе осуществляется чтение сказки по ролям и т.п.

Исследования показали следующие результаты :

  • Сделав сравнительный анализ вводной и промежуточной диагностики, я пришла к выводу, что повысился процент детей, показавших хорошие и удовлетворительные результаты, а низкий результат снизился. Из группы (4 человека) показали низкий результат, эти дети мало посещали детский сад по причине болезни и семейным причинам.
  • На основании данных диагностики показатель уровня развития творческих способностей через театрализованную деятельность у детей значительно увеличился. Высокий уровень показали 17% детей, средний уровень - 61%, низкий уровень показали дети, мало посещающие детский сад - 22% (по сравнению с предыдущей диагностикой - % меньше на 67 %).
  • Высокий уровень знаний увеличился на 17%.

Мои воспитанники приняли участие в муниципальном конкурсе «Творчество без границ» и в областном конкурсе чтецов «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, театрализованная деятельность - это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы

такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке. Прежде всего, театрализованная деятельность - это радость, смех, яркая вспышка эмоций, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются и проигрываются мечты, желания, фобии и многое другое. В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Работу над проектом я решила продолжить в следующем учебном году.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

4. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004г.

5. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - №1.

6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2004. - 128 с


Top