План-конспект на тему: Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье. Родительское собрание Тема: «Поощрение и наказание в семье

Цель: знакомство с принципами использования поощрений и наказаний.

Задачи : дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и наказаниям; обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Форма проведения: традиционное собрание с элементами тренинга.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.

Подготовительная paбота

Анкетирование родителей. Как я воспитываю своего ребенка

1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка?

Использую свой жизненный опыт.

Слушаю теле- и радиопередачи.

Читаю популярную педагогическую литературу.

Посещаю лекции для родителей.

2. Какие методы, на ваш взгляд, наиболее эффективны в воспитании ребенка?

Понимание.

Поощрение.

Приучение.

Требование.

Убеждение.

Признание.

Принятие.

Наказание.

3. Какие виды поощрений вы используете?

Выражение приятного удивления.

Положительная словесная оценка.

Проявление уверенности в том, что у ребенка обязательно получится.

Ласка, выражение удовольствия.

Чувство радости за успех ребенка.

4. Какие виды наказания вы используете чаще всего?

Лишение развлечения.

Словесная угроза.

Проявление обиды, огорчения взрослых.

Молчание.

Физические наказания. Ограничение подвижности.

Оформление помещения, оборудование

1. Стулья расставлены по кругу.

2. Оформление доски:

Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания. (А.С. Макаренко)

Маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду и школе. (В.А. Сухомлинский)

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель . В семье наиболее распространенными методами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности.

Поощрение и наказание - весьма сложные средства педагогического воздействия на ребенка, но действенную силу они приобретают лишь в руках умелого воспитателя. Психологическая природа поощрения и наказания состоит в том, что как первое, так и второе вызывает у ребенка переживания, а, следовательно, и самооценку своего поступка, что является необходимым условием нравственного совершенствования личности.

Поощрение как форма положительной оценки поведения ребенка вызывает у него чувства удовлетворения: радость, восторг, бодрость, уверенность в своих силах. Эти чувства пробуждают у ребенка желание и готовность повторять правильные поступки, усиливают сознательное стремление к нужному поведению.

Наказание как форма порицания поступков ребенка также вызывает чувства, но чувства неудовлетворенности: стыд, раскаяние, неловкость, недовольство собой, угрызения совести и другие. Именно эта психологическая сторона делает его весьма действенным, способным затормозить одни поступки ребенка и активизировать другие.

Сложность поощрения и наказания состоит в том, что практическое применение их - дело далеко не техническое, оно требует от родителей учета ряда жизненных обстоятельств, индивидуальных свойств личности. Только при этом условии поощрение и наказание могут принести ожидаемые результаты. Поэтому пользоваться ими надо осторожно, без спешки, одним словом, умеючи. Неумело осуществленное наказание всегда приносит вред делу: в любом случае оно подрывает авторитет родителей.

II. Выступление психолога

Рассказывает об основных функциях поощрения и наказания. Участники составляют список поощрений и список наказаний, которыми они пользуются. Затем эти списки обсуждаются в кругу, выделяются типы поощрений и наказаний.

Психолог. В теории эффективного родительского поведения Томаса Гордона стремление родителей воздействовать с помощью поощрений и наград рассматривается как фактор развития у детей либо синдрома выигрывающего, либо синдрома проигрывающего. В первом случае ребенок настроен на выигрыш, на победу, высокие достижения любой ценой; во втором случае он обречен испытывать фрустрацию в течение всей жизни, так как оказался недостаточно способным, чтобы получать поощрения. Для родителей вопрос о поощрениях и наказаниях в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии.

О применении поощрения

Поощрение (одобрение, похвала, доверие, совместные игры и прогулки, материальное стимулирование). Одобрение широко применяется в практике семейного воспитания. Одобрительное замечание - это еще не похвала, а просто подтверждение, что сделано хорошо, правильно. Человек, у которого правильное поведение еще только формируется, очень нуждается в одобрении, потому что оно является подтверждением правильности его действий, поведения. Одобрение чаще применяется к детям младшего возраста, еще плохо разбирающимся в том, что - хорошо и что - плохо, и поэтому особенно нуждающимся в оценке. На одобрительные замечания и жесты не надо скупиться. Но и здесь старайтесь не переборщить. Часто приходится наблюдать прямой протест против одобрительных замечаний.

Похвала - это выражение воспитателем удовлетворения определенными действиями, поступками воспитанника. Как и одобрение, она не должна быть многословной, но иногда одного слова «молодец!» все-таки недостаточно. Родителям нужно следить, чтобы похвалы не сыграли отрицательную роль, потому что чрезмерное захваливание также очень вредно. Доверять детям - значит проявлять к ним уважение. Доверие, конечно, нужно соразмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда нужно стараться делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Если родители говорят Ребенку «ты неисправим», «тебе ничего нельзя доверить», то этим расслабляют его волю и замедляют развитие чувства собственного Достоинства. Приучать к хорошему без доверия невозможно.

Выбирая меры поощрения, нужно учитывать возраст, индивидуальные особенности, степень воспитанности, а также характер действий, поступков, которые являются основанием для поощрения.

Поощрение как воспитательное средство более действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если же похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с родными людьми («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале.

Дети очень чувствительны к оценке их поведения и находят большое удовлетворение в том, что их успехи, зачастую добытые упорным трудом, отмечаются старшими и получают одобрение. Да разве только дети? К поощрениям восприимчивы и взрослые. Каждый человек испытывает удовлетворение и гордость, если его усилия отмечены по достоинству. A.M. Горький говорил: «Похвалить человека очень полезно. Это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам».

Опыт показывает, что нерадивые в прошлом дети, лентяи, неряхи, недисциплинированные, нечестные изменяются в лучшую сторону под воздействием поощрения. Главное - это правильно подойти к ним сначала, с учетом индивидуальных особенностей, помочь им, а потом похвалить. Успех не заставит себя долго ждать.

Посредством поощрения мы добиваемся закрепления правильного поведения. Поощрять детей нужно не только за хорошую учебу, дисциплину, работу, но и за любой благородный поступок. Разберем такой пример. Болезнь надолго приковала Николая к постели. Одноклассники не оставляли друга одного. Но прошло время, и многие ребята охладели и не стали заходить к больному. Один из его товарищей, Андрей, возвратившись как-то домой позднее обычного, сказал матери: «Извини, мама, раньше не мог. Задержался у Коли, объяснил ему алгебру, потом сыграли в шахматы». Мать, хорошо знавшая историю Николая, сказала сыну: «А знаешь, я была уверена, что ты не оставишь друга в беде». Нельзя здесь не увидеть, что, поощряя поступок сына, мать стимулировала развитие положительных черт его характера: коллективизма, отзывчивости, чуткости, готовности не на словах, а на деле помочь товарищу. А ведь могло быть иначе, если бы мать с видом занятого человека безразлично отнеслась к поступку сына. Этого было бы достаточно, чтобы погасить благородный порыв души и утвердить черствость, равнодушие, безразличие к чужому горю.

Среди части родителей утвердилось мнение, будто поощрение нельзя применять ко всем детям. «Есть, - говорят они, - дети, которых можно поощрять, они восприимчивы к похвале, их легко направить в нужное русло, а есть дети, на которых поощрение не действует, они реагируют только на строгость». Это ложная мысль. Все дети восприимчивы к поощрению, все испытывают радость по поводу положительной оценки их труда. Поэтому поощрять надо всех. Другое дело, поощрять надо умеючи: одних больше, других меньше, одни дети чувствительны к одному средству воздействия, другие - к другому. Выбор меры поощрения должен быть сделан с учетом психологии ребенка, знания его личности. В поощрении особенно нуждаются дети, не уверенные в себе и педагогически запущенные.

Рассмотрим основные виды поощрения детей в семье. К ним относятся одобрение, похвала, награда.

Одобрением мы подтверждаем правильность того, что сделал ребенок. Оно может быть выражено утвердительным кивком головы, поощрительным взглядом, улыбкой, коротким словесным замечанием («очень хорошо поступил», «молодец»). Дети, выполняющие непривычную для них работу или работу эмоционально неприятную, очень нуждаются в одобрении. В этих условиях чувствительность к оценке, одобрению у детей неизмеримо велика. И хорошо поступают те родители, которые не скупятся на нее.

Поощрения надо применять в меру. Чрезмерная расточительность снижает их воспитательную силу. Часто похвала или награда обесцениваются в глазах ребенка, он привыкает, у него притупляется вкус к ним. В этом случае поощрение не становится стимулом к внедрению правильных норм поведения, не побуждает ребенка к самовоспитанию. Постоянное подчеркивание успехов ребенка в учебе, восхищение его способностями, расхваливание в присутствии гостей и знакомых за участие в домашнем труде и вообще чуть ли не за каждый нормальный поступок приводит к тому, что дети начинают рассматривать свою учебу и участие в домашнем труде не как долг и прямую обязанность, а как одолжение, которое они делают родителям. В характере таких детей вырабатывается зазнайство, эгоизм, иногда они превращаются в маленьких тиранов семьи.

Поощрение должно быть заслуженным - это значит не за случайные успехи. Поощрять нужно за такие успехи, которые требуют от детей усилий воли, старания, терпения, самообладания, трудолюбия. Поощрять нужно за такие поступки, в которых выражается честность, правдивость, аккуратность, отзывчивость.

Награждать детей подарками можно в исключительных случаях и притом весьма осторожно. Награждение деньгами и подарками за успехи в учебе, за хорошую дисциплину нежелательно, так как хорошо учиться и вести себя - долг каждого школьника, и оплачивать это непедагогично.

О применении наказания

Традиционно наказание рассматривается как такое воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

Если ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, наказание будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности детей, которые могут быть причиной проступка.

В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков для наказания. Ребенок не всегда понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом, наказания, вызывающие страх. Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

Особое значение имеют телесные наказания, от которых страдают многие современные дети в своих семьях. Почему на пороге XXI в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребенка» (1989)? Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития детей, выдержки и терпения в процессе воспитания. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали, отсюда жестокие побои и истязания детей. Следует помнить, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После ремня и розог дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности. В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало - вытри, насорил - убери.

Педагогические требования к применению наказаний следующие.

2. Последовательность. Сила и эффективность наказаний значительно снижаются, если они применяются часто, поэтому не следует быть расточительными на наказания.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, уровня воспитанности. За одинаковый поступок, например, за грубость к старшим, нельзя одинаково наказывать младшего школьника и юношу, того, кто допустил грубую выходку по недопониманию и того, кто сделал это преднамеренно.

4. Справедливость. Нельзя наказывать «сгоряча». Прежде чем наложить взыскание, надо выяснить причины и мотивы поступка. Несправедливые наказания озлобляют, дезориентируют детей, резко ухудшают их отношение к родителям.

5. Соответствие между отрицательным поступком и наказанием.

6. Твердость. Если наказание объявлено, то его не следует отменять, за исключением случаев, когда выясняется его несправедливость.

7. Коллективный характер наказания. Это означает, что в воспитании каждого из детей принимают участие все члены семьи.

Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении! Да, многие ученые считают, что взрослые должны овладеть искусством прощать (3. Матейчик, Е.В. Субботский, Б. Спок и др.). Прощение по сути значит примирение, а оно поднимает в сердце ребенка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, способными прощать.

Участники знакомятся со следующими положениями, основанными на теориях бихевиоризма.

Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

Лучше использовать поощрения, чем наказания. Бихевиористы давно доказали в экспериментах на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удартоком), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем если используются и поощрения, и наказания.

Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реально выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

Часто возникает вопрос о физических наказаниях. По моему глубокому убеждению, физические наказания совершенно недопустимы, бесполезны, они могут служить прерыванию нежелательного поведения (шлепок) только в очень раннем возрасте, до 2-3 лет, пока не воспринимаются ребенком как покушение на его личность. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.

Обсуждение темы физических наказаний в родительских группах наводит на мысли, что чаще всего родители прибегают к побоям из-за неумения найти другой выход из затруднительной ситуации, чувствуя бессилие и растерянность. Хотя в некоторых случаях и действует установка «Меня в детстве тоже били».

Иной раз родители, пытаясь найти оправдание своим действиям, вспоминают случаи, когда физическое наказание возымело большое влияние в плане воспитывающего воздействия на них самих в детстве или на их собственных детей. Я всегда с вниманием выслушиваю эти истории и каждый раз обнаруживаю сходство между ними. Взрослые люди вспоминают даже не сам факт избиения, а то, какое серьезное действие оказало их неправильное поведение на родителей, насколько они были потрясены проступком своего чада, что даже взяли в руки ремень. По сути воспитательное влияние оказывает не само физическое воздействие, а бурные переживания родителей по поводу, как правило, безнравственного поступка ребенка (например, воровства). Есть еще одно сходство между этими семейными историями: в каждой из них физическое наказание воспринималось как весьма редкий, а иногда и единственный случай.

Все время демонстрируя ребенку свою несдержанность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из очень нежелательных результатов частого битья - тот, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Реакция на побои у детей бывает разной:

Маленький ребенок, которого ударили, зачастую начинает плакать еще громче;

Ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным;

Ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам;

Ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим.

Приведем для примера те желательные поощрения и, соответственно, самые неприятные наказания, которые выбраны самими детьми.

Уже в этом небольшом примере обращает на себя внимание упоминание ремня, однако не стоит делать выводы, что если ребенок боится этого наказания, то оно действительно используется в семье. Часто битье воспринимается как возможное, вполне реальное наказание. Из 15 опрошенных б-летних детей группы детского сада 80% назвали самым страшным наказанием ремень, однако только в 40% случаев удалось установить его реальное использование. Более того, дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это наказание как наиболее нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, оно для них вообще теряет свою функцию прерывания нежелательного поведения.

В приведенном примере из трех случаев упоминания ремня только в одном он использовался действительно. Поэтому вполне понятно недоумение и замешательство родителей, которые получили такие ответы от своих детей. Это лишний раз подчеркивает, в каком страхе могут находиться дети, воспринимающие ремень как реальную угрозу физического наказания. Вместе с тем, не стоит отчаиваться тем родителям, которые испытывают серьезное чувство вины в связи с нанесенными побоями. Во-первых, если ребенок помнит, то можно поговорить с ним об этом, прояснив свои чувства бессилия и отчаяния в ту минуту. Во-вторых, поговорить с ним о той ответственности, которую несет родитель за воспитание своего ребенка. В-третьих, выразить свою любовь и заботу о ребенке, а также поговорить с ним о том, что в отношениях между людьми бывают очень разные чувства, и даже близкие, любящие друг друга люди могут испытывать ненависть, разочарование, обиду.

Удивительно, насколько детско-родительские представления о желательных поощрениях и наказаниях могут расходиться между собой. И здесь не стоит забывать, что ребенок, впрочем, так же, как и родитель, имеет право на свои собственные ощущения, важно только признавать эти права друг за другом. Вот, например, что рассказала мама о своей беседе с ребенком-первоклассником во время выполнения предыдущего домашнего задания.

«Я думала, что он захочет какую-нибудь книжку получить, мы ему в последнее время большие красивые познавательные книги покупаем. А он говорит: "Ну хоть пистолетик какой-нибудь, ну маленький". Нам с мужем казалось, что его игрушки уже не интересуют. Я была очень удивлена, да и про наказание не меньше. Он говорит: "А помнишь, как ты меня тапочкой побила в три-четыре года за то, что я деньги с балкона спустил?" - "Да чуть-чуть стукнула!" - "Нет, избила"».

Часто родителям легче понять своих детей, когда они вспоминают собственные детские обиды, а иногда и делают какие-то выводы. Увязать какие-то поступки детей не с их злым умыслом, да еще и найти в этом позитивный смысл может быть очень важно. Будучи уже матерью двоих детей, одна участница группы вспоминала, как однажды в детстве мыла полы во всей квартире, пытаясь найти обещанный и запрятанный где-то на полу мамин подарок (пример действия и тут же следующего за ним подкрепления). Однако, тщательно перемыв все, подарок она так и не нашла, была очень разочарована и обижена. Лишь с приходом мамы выяснилось, что небольшой сверток лежал за дверью, которая была открыта. Яркие воспоминания об этом событии (о котором, кстати, ее мать совершенно забыла) способствовали тому, что женщина до сих пор тщательно моет пол во всех углах, да еще и своим девочкам рассказывает этот случай.

Некоторые события воспринимаются детьми как наказания, хотя, по сути, не должны такими являться. Например, фраза девочки «Лечь в больницу - это наказание» вызвала недоумение и обсуждение в группе, однако ребенок воспринимает это действительно как наказание за поведение, которое не соответствовало установкам мамы «одеваться потеплее».

Следующий пример касается того списка, который составили родители младших школьников.

Используемые поощрения

Используемые наказания

1. Похвала

2. Невербальный язык (обнять, приласкать, улыбнуться)

3. Подарок, награда

4. Пойти куда-то вместе

5. Поиграть в его любимую игру

6. Разрешить что-то сделать, заняться любимым делом

7. Исполнение желаний, дать сладкое

8. Одобрение поступка

9. Предоставление информации

1. Лишение чего-либо (морального или материального)

2. Поставить в угол

3. Обругать, пристыдить

4. Невербальные проявления (молчание)

5. Заставить

6. Физические наказания (шлепок, намеренная боль)

7. Порицание

8. Сравнение с другими детьми

9. Жалоба папе

III. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Уважаемые родители! Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

Решением собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Поощряя и побуждая детей...

1. Поощряйте их усилия так же, как и их успехи.

2. Одобряйте проявление инициативы и самостоятельности и избегайте общих, безликих похвал.

3. Пользуйтесь поощрением, побуждая детей к ответственному поведению.

4. Применяйте реалистическое поощрение, чтобы помочь детям определить границы своих сил и способностей.

Дополнительный материал

Ситуация для обсуждения

Любой ребенок ведет себя временами безупречно. Вы замечаете и поощряете положительные усилия ваших детей? Например, ваша дочь заучивает наизусть свой номер телефона и часть номера она произносит правильно. Какие из отцовских слов ближе вам по духу?

Вариант № 1: Отлично!

Вариант № 2: Ты запомнила правильно только половину.

Вариант № 3: Ты хорошо запомнила первую часть номера. Не помочь ли тебе со второй?

Подсказка: Неопределенная, общая похвала типа «здорово», «прекрасно» или «фантастично» мало что означает для ребенка. Зачастую такая похвала дается почти бездумно и ребенок совершенно не воспринимает ее смысла. Полуискреннее замечание первого отца вряд ли способно передать его удовольствие или гордость от хорошей работы дочери. Реакция второго отца сосредоточена на негативной стороне и, пожалуй, заставит ребенка усомниться в успехе дальнейших стараний. В третьем примере отец помогает ребенку реально оценить свои способности, нацеливает его на завершение важной работы. Вдобавок всегда полезно выразить свое удовольствие от усилий ребенка.

Отец: Я счастлив, что ты заучиваешь свой телефонный номер. Запоминание своего номера - важная работа, и ты прекрасно с ней справляешься.

С такого рода особыми похвалами ребенок осознает, что он - ответственная личность и что его работа необходима. Когда мы показываем свое одобрение усилий наших детей и поощряем их работу, они стремятся повторить «образец поведения».

Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т. Гордону)

1. Приказ, директива, команда . Эти сообщения говорят ребенку, что его чувства или нужды не важны; он должен действовать в соответствии с тем, что его родитель чувствует или хочет сделать («Мне не важно, что ты собираешься делать: немедленно иди домой»). Они сообщают о неприятии ребенка таким, какой он есть в этот момент («Перестань крутиться вокруг меня»), и вызывают страх перед родительской властью. Они могут создавать чувство обиды, злости, сопротивления и сообщать ребенку, что родитель не доверяет суждениям или способностям ребенка («Не трогай это блюдо, отойди от малыша»).

2. Предостережение, предупреждение, угроза . Эти реакции родителей создают у детей чувство боязни и покорности («Если ты это не сделаешь, то пожалеешь»). Они также могут вызвать сопротивление и враждебность, как и приказания, директивы, команды. Эти сообщения говорят о том, что родитель не уважает желания и чувства ребенка («Если не прекратишь игру, я все это выброшу»). Эти сообщения также вызывают у ребенка желание «испытать» родительскую угрозу, для того чтобы увидеть, произойдут ли обещанные последствия.

3.Увещевание, морализирование, пристыжение . Эти сообщения возлагают на ребенка груз внешнего авторитета, долга обязанности. Дети могут отвечать на все эти «должен», «нужно», «следует» сопротивлением и еще более сильным отстаиванием своей позиции («Ты должен всегда уважать своих учителей»). Они могут заставить ребенка чувствовать недоверие со стороны родителей или вызвать у ребенка чувство вины - «я плохой» («Тебе не следует думать так»).

4. Советы, готовые решения. Такие сообщения часто ощущаются детьми как свидетельство того, что родители не доверяют способности ребенка самому принять решение. Они могут повлиять на формирование у ребенка чувства зависимости и прекращение развития самостоятельности («Что мне нужно сделать, папа?»). Советы часто передают чувство превосходства родителей над ребенком («Мы с мамой лучше знаем, как надо»). У ребенка также мажет выработаться чувство, что родители его совершенно не понимают. Советы могут привести к тому, что ребенок перестанет развивать свои собственные идеи.

5. Нотации, поучения. Дети обычно ненавидят нотации («Разошелся, а я сиди и слушай»). Поучения делают из ребенка ученика, создают чувство подчиненности, неполноценности. Дети часто отметают родительские аргументы («Твои идеи устарели») и, как и взрослые, не любят, когда им доказывают, что они не правы. Иногда дети предпочитают игнорировать факты («Ну и что»; «Наплевать»; «Со мной этого не случится»).

6. Критика, несогласие . Эти сообщения, пожалуй, более других вызывают у детей чувство неадекватности, тупости, никчемности, «я плох». Оценки и суждения родителей очень влияют на образ «Я» у ребенка. Как родитель судит о ребенке, так и ребенок будет судить о самом себе. Критика также часто вызывает контркритику («На себя бы посмотрел»; «Сами так делаете»). Оценивание заставляет детей скрывать свои чувства от родителей («Если я им скажу, меня будут ругать»). Частая оценка и критицизм приводят к тому, что многие дети чувствуют, что они плохи и что родители не любят их. Часто они сердятся на все это, и может возникнуть ненависть к родителям.

7. Похвала, согласие . Вопреки распространенному мнению, что похвала всегда хорошо влияет на ребенка, она часто дает негативные эффекты. Позитивная оценка, которая не соответствует образу «Я» ребенка, может вызвать враждебность («Я ненавижу свои волосы»; «Я плохо играл, неуклюже»). Отсутствие похвалы в семье, где обычно часто хвалят, может быть понято ребенком как критика («Ты ничего не сказала о моей прическе, значит, она тебе не нравится»).

Похвала часто воспринимается ребенком как манипуляция - как способ мягко заставить ребенка делать то, что хочется родителям («Ты говоришь это только для того, чтобы я хорошо учился»). Дети часто чувствуют неудобство, смущаются, когда их хвалят публично, перед друзьями. Иногда дети обнаруживают, что родители их не понимают, когда хвалят («Ты не сказала бы этого, если бы знала, как я действительно себя чувствовал»). Дети, которых часто хвалят, могут привыкнуть к похвале, стать зависимыми от нее и даже требовать ее («Правда, я хорошо это сделал?»; «Как я выгляжу?»).

8. Обзывание, насмешка. Могут иметь разрушающее влияние на образ «Я». Наиболее частый ответ на эти сообщения - послать их обратно («Ты сам лентяй»). Если такое сообщение исходит от родителя с целью повлиять на ребенка, то это уменьшает вероятность того, что ребенок изменится с помощью реалистического взгляда на себя. Вместо этого он обесценит родительское сообщение («Мне не идет моя косметика. Это же смешно и неправда»),

9. Интерпретация, анализ, диагноз . Эти сообщения создают у ребенка ощущение, что его «вычислили», что родители знают мотивы его поведения. Этот родительский психоанализ может фрустрировать ребенка, действовать на него угрожающе. Если этот анализ или интерпретации верны, то ребенок очень смущается, так как он - «на виду», если неверны - раздражается из-за того, что его обвинили несправедливо. Слишком частый анализ сообщает ребенку, что родители умнее, мудрее, ребенок чувствует отношение превосходства со стороны родителей. Сообщения типа «Я знаю почему» и «Я тебя вижу насквозь» часто прерывают общение и учат ребенка не обращаться к родителям со своими проблемами.

10. Утешение, поддержка. Эти сообщения не так помогают, как кажется. Утешение может дать ребенку почувствовать, что его не понимают («Ты бы так не говорила, если бы знала, как я напуган»). Родители утешают, так как они расстроены оттого, что ребенку плохо. Такие сообщения говорят ребенку, что вы хотите, чтобы он перестал чувствовать то, что он чувствует (огорчение, обиду и т. п.). Дети могут рассматривать попытки утешения как попытки изменить их и часто перестают доверять родителям («Ты говоришь это просто потому, что хочешь ободрить меня»). Эти реакции часто могут остановить дальнейшую коммуникацию, так как ребенок чувствует, что родитель не принимает его переживаний такими, какие они есть, и хочет, чтобы они поскорее прекратились.

11. Вопросы, допытывание. Вопросы могут означать для ребенка, что вы ему не доверяете, подозреваете в чем-то, сомневаетесь («Ты вымыл руки, как я сказала?»). Дети чувствуют за вопросами угрозу, особенно если не понимают, зачем их спрашивают («К чему ты клонишь?»). Если вы задаете вопросы ребенку, который хочет разделить с вами свою проблему, он может заподозрить, что вы хотите собрать информацию, чтобы решить за него эту проблему, а не предоставить ему возможность самому найти нужное решение. В этой ситуации вопросы ограничивают свободу человека говорить о том, о чем он хочет, - в том смысле, что вопрос диктует последующее сообщение. Ограничение свободы высказывания затрудняет коммуникацию.

12. Отвлечение, обращение в шутку. Ребенок считает, что он не интересует родителя, который не уважает его чувства и отвергает его. Дети очень серьезны, когда хотят поговорить о чем-то. Поддразнивание, шутка могут заставить их почувствовать себя отверженными, обиженными. Отвлечение детей от тяжелых чувств может дать временный эффект, но чувства не проходят. Отложенные проблемы редко оказываются решенными. Дети, как и взрослые, хотят быть выслушаны с уважением.

Светлана Аникина
Родительское собрание «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Родительское собрание

«Поощрение и наказание ребенка в семье »

Форма проведения : круглый стол.

Цель : дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений , переосмыслить их.

Задачи :

1. Повышение педагогической культуры родителей , пополнение арсенала их знаний по вопросу воспитания ребёнка в семье ;

2. Содействие сплочению педагогического и родительского коллектива ;

3. Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;

4. Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей ;

5. Подведение итогов совместной деятельности педагогов и родителей .

Предварительная работа : Анкетирование для родителей «Наказание ребенка в семье »

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемые родители , бабушки и дедушки! Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети, - о проблеме целесообразности применения поощрения и наказаний .

И мне бы хотелось начать тематическое собрание примером из жизненной ситуации.

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В итоге он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол . После того как мальчик «отбыл наказание » , отец его спросил :

Будешь еще так делать?

Нет, - ответил малыш.

А ты понял, за что тебя наказали ? – догадался спросить отец.

Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок (обсуждение) .

В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка . Согласно требованиям Конвенции и нормативно-правовым документам Российской Федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имеют право на любовь и заботу. Ребенку необходимо расти в атмосфере счастья, любви и понимания. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Оценивать только поступки, действия, говорить ребенку не «Ты плохой» , а «Ты сделал плохо» , не «Ты жестокий» , а «Ты поступил жестоко» . Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы , ни в коем случае не отнимать подаренного.

Результаты проведенного анкетирования родителей .

Наказание и поощрение – два диаметрально противоположных и одинаково необходимых метода воспитания. Что они из себя представляют?

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка . Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка . Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения , возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребенка , на формирование его характера. Поощрение ребенка за что-то хорошее укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрением . При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения . В процессе воспитания приходится прибегать и к наказаниям .

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм нравственности. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери : холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

Но надо помнить, что чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияния на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ждать положительного результата.

Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребенка , не оскорбляло его человеческое достоинство. Порицание нужно делать кратко, ясно, твердо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

Наказания не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать.

Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко по отношению к ровесникам и даже взрослым они проявляют резкость, грубость, развязность. Запреты и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы или совета.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребенок очень чувствителен к справедливости наказания .

Пожалуйста, помните следующее :

Вы можете ошибиться. Имейте мужество извиниться перед ребенком , если наказали его незаслуженно .

Контролируйте поведение ребенка , старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком , общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения Ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае Ваши мысли станут его мыслями, Ваши стремления станут его стремлениями.

Педагогические ситуации : родителям предлагаются ситуации для обсуждение.

1. Ребенок что-то испортил , стащил, напакостил. Родители узнали об этом спустя два месяца. Как вы поступите?

2. Диалог матери с ребенком :

Если ты не перестанешь грубить, я поставлю тебя в угол!

Не поставишь!

Как ты разговариваешь с матерью!

Нормально.

Ты считаешь, что можно так разговаривать со взрослыми?

Быстро в угол!

Будет ли эффект от такого наказания ?

3. Диалог матери с ребенком :

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик важнее матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть мальчишкам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то что не пришел, когда обещал, вынеси мусор и помети пол!

Справедливо ли наказание ?

4. В магазине ребенок просит у мамы купить игрушку, мама отказывает ему. Ребенок начинает громко плакать и требовать игрушку у мамы. Какие действия со стороны мамы могут последовать? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

5. Во время обеда ребенок постоянно вертится . В результате он проливает тарелку с супом. Как отреагирует мама? Предложите позитивный и негативный выход из ситуации.

Виды наказаний и их последствия

1. Физическая агрессия – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба, связанное с переживанием боли, страхом перед болью, унижение личности ребенка .

Последствия : рост агрессивности, склонность к насилию.

2. Вербальная агрессия – порицания, упреки, ворчливость, осуждения, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка .

Последствия : нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкой самооценки , зависимости, тревожности, неуверенности в себе, мотивации избегания, скрытности, зависти

3. Аффективное воздействие – гнев, ярость, крик.

Последствия : потеря ребенком чувствительности , способности к эмпатии, вызывают чувство страха. Защитная реакция приводит к потере чувствительности к крику, повышенному тону, родительским окрикам . Теряется авторитет родителя .

4. Лишение родительской любви – избегание контактов с ребенком , стремление родителя уйти , покинуть помещение, в котором находится ребенок , демонстративная изоляция от ребенка .

Последствия : вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности.

Воспитательный эффект данного вида наказания достигается при соблюдении следующих условий :

Наличие стабильной эмоциональной связи ребенка и родителя ;

родитель в открытой и ясной форме сообщает ребенку , что его негативное эмоциональное переживание относится не к личности ребенка , а к его поступку. При этом используется техника сообщения : «Мне очень неприятен твой поступок…» , «Мне обидно…» .

Данным видом наказания нельзя злоупотреблять.

5. Ограничение активности ребенка – поставить в «угол» , запереть в комнате, посадить ребенка на стульчик и не разрешать вставать, лишить прогулки и т. п.

Последствия : вызывает чувство обиды, переживание беспомощности и зависимости от взрослого, провоцирует развитие пассивности или безынициативности либо негативизма и протестных реакций

6. Лишение благ и привилегий – лишение материальных благ, сладкого, просмотра передач и т. д. Отрицательные моменты данного вида наказания обусловлены жестко заданной позицией власти и доминирования родителя .

Подводя итог собрания , мне бы хотелось, чтобы Вы назвали педагогически оправданные наказания .

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже :

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка ;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного , без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан .

Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан . Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Рефлексия. Родители высказывают свое впечатление по теме собрания , была ли полезна данная информация.

В заключение нашего собрания хочу предложить Вам памятку «Искусство наказывать и прощать » . Она поможет Вам, ответив на многие Ваши вопросы.

Список использованной литературы :

1. Алексеева Е. Е. О наказаниях и поощрениях детей дошкольного возраста /Дошкольная педагогика. – 2006.

2. Бурмистрова Е. Воспитание подростков в многодетной семье / М – 2010 .

3. Дель О. Хвала похвале? / М –2006.

4. Дементьева Л. Ты против? / М – 2008.

5. Дьяченко О. М. Что такое хорошо и что такое плохо / О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева // Психологические особенности развития дошкольников / М - 2009.

6. Шишова Т. Не бросайте слов на ветер… или Как воспитать ответственность / М – 2006.

10. Конвенция о правах ребёнка.

Приложение1.

Памятка «Искусство наказывать и поощрять »

Чаще хвалите ребенка , чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые.

- Наказывать легче , воспитывать труднее.

Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера , разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка .

Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

Если есть сомнение, наказывать или нет , - не наказывайте !

Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы :

Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

Агрессия - ребенок ищет способ самозащиты;

Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

Приложение 2.

Анкета для родителей «Наказание ребенка в семье »

Уважаемые родители ! Как Вы считаете, целесообразно ли применять наказания в воспитании Вашего ребенка Да , Нет (подчеркнуть) .

Если «Да» , то ответе, пожалуйста, на следующие вопросы :

1. Наказание происходит потому , что ___

2. Мне приходится наказывать ребенка , когда ___

3. Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое ___

4. Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку ? ___

5. Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку ?

6. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка ? ___

8. За что, в какой ситуации Вы можете ударить своего ребенка ? ___

9. Что раздражает Вас в вашем ребенке ? ___

10. Что раздражает Вас в самом себе? ___

11. Кто из родителей заполнил анкету ? Мама, Папа, Бабушка (Подчеркнуть)

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком .

Медведева Ольга Сергеевна

«Социально - реабилитационный центр

Для несовершеннолетних»

Ивнянского района Белгородской области .

Родительское собрание «Поощрение и наказание в семье»

«Наказание – это причинение вреда

Причиняющему вред.

Похвала – педагогический домкрат».

В. Кротов.

Цели собрания :обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье.

Задачи:

Формировать у родителей культуру поощрения ребёнка в семье.

Убедить родителей во вреде насилия над детьми.

Обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.

Форма проведения: обмен мнениями.

Организация родительского собрания:

Приглашение родителей;

Подготовка педагогических ситуаций по проблеме;

Подготовка анкет для родителей по проблеме собрания;

Подготовка памяток для родителей

Ход собрания

Вступительное слово специалистов.

Здравствуйте,Уважаемые родители! Тема нашего с вами собрания « ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ». Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.

(высказывания, чего ожидают родители от родительского собрания)

Тема нашего собрания очень важна. Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы наказания.

Я хочу родителям раздать небольшие анкеты, на которые вы пожалуйста ответьте честно (родители отвечают на вопросы анкеты).

А теперь давайте проведем тест: “Какой вы родитель?”.

Отметьте те фразы,
которые вы часто употребляете в общении с детьми.

Баллы

Сколько раз тебе повторять?

Посоветуй мне, пожалуйста.

Не зная, что бы я без тебя делала.

И в кого ты только такой уродился?!

Какие у тебя замечательные друзья!

Ну, на кого ты похож(а)?

Я в твое время!

Ты моя опора и помощник(ца)!

Ну, что за друзья у тебя?

О чем ты только думаешь?

Какая ты у меня умница!

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

У всех дети как дети, а ты …

Какой ты у меня сообразительный!

Подсчитайте общее количество баллов.

5-6 – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас: ваши отношения способствуют становлению личности.

7-8 – свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9-10 – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств .

Все мы испытываем потребность похвалить за что-то своего ребёнка, поцеловать, приласкать его, сделать подарок.

Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.

Индивидуальная работа родителей.

Специалисты предлагают родителям выполнить задание:

1. поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми вы поощряете , хвалите своих детей, а в другой – которыми ругаете .

Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»

С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?

С каким лицом чаще всего общаетесь вы со своим ребенком?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

3.Показ презентации (прокомментировать каждый слайд )

Памятки (Приложение 1)

Как поощрять ребёнка в семье.

Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет своими игрушками.

Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.

Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.

Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите принимать их.

Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, и т.д.

Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.

Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией у вашего ребёнка.

Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно.

Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.

Позволяйте ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.

Учите своего ребёнка ценить и понимать поощрения своих родителей.

Решение родительского собрания.

Уважаемые родители! Вот и подошло к концу наше с вами собрание. Я думаю, каждый из вас сделал вывод из нашей с вами беседы.

Выводы:

  • Трудно быть послушным, если не знаешь , что же собственно нужно делать.Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказания.
  • Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).
  • Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломит волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера, именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространенной формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребенка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.
  • Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребенком усилие. К каким результатам ребенок пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребенка только за достижения при условии определенного результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Действительно, если ребенок получает четверки вместо ожидаемых пятерок, то вроде бы и хвалить-то его не за что. Однако даже получение четверки или тройки иной раз связано с самоограничением, усилиями и старанием – не заметить этого и не похвалить было бы большой ошибкой.
  • Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребенка и который сам по себе может доставить радость.
  • Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

Высказывание родителей после завершения собрания.

Памятка для родителей Приложение 1

Памятка «Как поощрять ребёнка в семье

1. Сравнивайте своего ребенка не с другими детьми, а с тем, каким он был вчера. Дайте ребенку ощущение роста своих возможностей.

2. Постарайтесь найти такую сферу деятельности, в которой ваш ребенок успешен. Хвалите сына или дочку почаще.

3. Вы и ребенок должны верить: все успехи постоянны, а неудачи временны.

4. Не делайте сыну или дочке замечания у всех на глазах, поговорите с ребенком наедине.

5. Постарайтесь не фиксировать старание школьника на оценке. Лучше оценивать его старание и желание учиться.

6. Все школьные вопросы решайте с сыном или дочкой спокойно и доброжелательно, не заставляйте и не настаивайте.

7. Помогайте ребенку правильно организовать свое рабочее место, приучайте его следить за своими вещами.

8. Поощрение всегда более эффективно, чем наказание. В свою очередь, наказание должно выражаться в лишении сына или дочки приятного и привлекательного, а не в негативном воздействии.

Правила наказания
Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?
Наказание никогда не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, наказывать или нет – не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).
За один раз можно наказать только за один проступок.
Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.
Наказан – значит, прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.
Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.
Нельзя наказывать лишением любви!


Родительское собрание.

«Поощрение и наказание в воспитании ребенка».

Цели:

1) дать общее представление о том, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям.

2) обратить внимание родителей на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы.

Участники: классный руководитель, родители обучающихся, социальный педагог, педагог - психолог.

Подготовка: анкетирование родителей во время родительского собрания, анкетирование детей до родительского собрания.

Оформление: оборудование и инвентарь.

1)На классной доске записана тема родительского собрания и цитата: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение». (Е.А. Аркин)

2) На партах для каждого родителя приготовлены листы бумаги и ручки.

Ход собрания.

I Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Когда и как это надо делать?

Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

II Индивидуальная работа родителей.

Сейчас я попрошу Вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в другой которыми ругаете. Прошу вас выполнить эту работу за три минуты. (Родители выполняют задание)

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

III Анализ результатов анкетирования.

Социологи сделали вывод о том, что в случае нежелательного поведения детей основными методами воспитания, применяемыми к ним родителями, являются «чтение морали» и окрик.

Как же наказывают своих детей родители нашего класса? Ответы на вопросы анкеты показали, что... (приводятся данные анкеты по вопросу «Как вы наказываете своего ребенка?»)

Конечно, воспитывать ребенка - нелегкое дело. Мифы об ангельски чистых и кротких созданиях далеко не соответствуют действительности. Дети не ангелы, но маленькие человеческие существа, и потому из всех трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.

Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы.

Ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным, он чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Кроме того, его непрерывно мучает страх, что может оказаться губительным для его развития. Ребенку трудно осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения.

Для него гораздо естественнее считать, что такое наказание - это проявление гнева или нелюбви со стороны того, кто его наказал. Но нужно заметить, что словесные оскорбления - обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки - могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий - наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка, если мы действительно хотим научить ребенка, как следует себя вести.

Итак, уважаемые родители, наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители полагают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна.

Воспитывает ребёнка не столько отрицательное (наказание), сколько положительное (поощрение) подкрепление. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки:

Зная тебя, я был уверен, что ты всё сделаешь хорошо;

У тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать...;

Это серьёзный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

IV Анализ результатов анкетирования.

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка.

Особое внимание необходимо уделять похвале за совершённое ребенком усилие. Очень хорошо, если поощрение подчеркивает и способность ребенка к усилиям по достижению цели, и радость от достигнутого успеха.

Предлагаю вновь вернуться к ответам на вопросы анкеты и познакомиться с тем, как часто родители нашего класса хвалят своих детей и поощряют их. (Анализ ответов родителей на вопрос «Как вы поощряете своего ребенка?»)

усиливая радость ребёнка от преодоления трудностей: «Ты можешь! Сегодня ты сумел подняться над собственной слабостью, ленью, пассивностью. Ты сумел, ты стал ещё сильнее, ты преодолел, ты победил!» Вот формула истинно развивающего поощрения. Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребенка на пути к самосовершенствованию.

(Знакомство родителей с ответами детей на вопросы, «Какие слова использовали родители для поощрения и наказания?»)

Анкета

Что для тебя значит семья?

Много ли времени ты проводишь с родителями?

Часто ли тебя хвалят родители?

Часто ли тебя поощряют твои родители?

Часто ли тебя наказывают родители?

Как тебя наказывают родители?

V. Заключительный этап собрания.

Уважаемые родители, сейчас я прошу объединиться в группы

По 6 человек для проведения заключительного этапа нашего родительского собрания. Я предлагаю вам обсудить в группах и записать советы родителям, как можно поощрять своих детей. (Через 5 минут каждая группа знакомит со своими советами).

Я благодарю вас за совместную работу и надеюсь, что наше родительское собрание оказалось для вас полезным.

VI Решением родительского собрания является памятка с советами родителям о том, как можно поощрять детей, разработанная в ходе собрания.

Анкета

«Поощрение и наказание»

Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

а) Да

б) Нет

в) очень хорошо

2. Много ли внимания вы воспитанию своего ребёнка?

а) Круглые сутки

б) 5-6 часов в сутки

в) 1-2 часа в сутки

г) Плохо уделяете

3.Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

а) Всегда

б) Иногда

в) Никогда

4.Как вы поощряете своего ребёнка?

а) Радуетесь вместе с ним его успехам

б)Просто хвалите

в) Покупаете дорогие вещи игрушки

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

А)Делаете вид что вы огорчены и не разговариваете с ним

б)Не разрешаете смотреть телевизор играть в компьютер

в) Применяете физическую силу не разрешаете гулять

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье».

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их. Ш.Монтескье

Если физические наказания повторяются часто, то они вырабатывают упрямца, а если родители станут наказывать детей за их упрямство, то они сделают их еще упрямее. И.Кант

Наказания должны быть производимы всегда с осторожностью, так чтобы дети видели, что конечной целью наказаний служит только их исправление. И.Кант

Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.

формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.

Показать преимущества ненасильственных методов воспитания детей.

Определить средства и приемы построения гуманных взаимоотношений в семье.

Ход собрания:

Папа вазу опрокинул.

Кто его накажет?

“Это к счастью,

Это к счастью!”

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью,

Это сделал я.

“Ты разиня,

Ты растяпа” -

Скажет мне семья.

I. Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье». Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и не дозволенным. В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного.

II. Анализ анкет.

III. Беседа с родителями.

Своими поступками ребенок вызывает удовлетворение или неудовлетворение, радость, симпатию или огорчение, горе, гнев. Родители ласково улыбнулись ему, нежно прикоснулись - они довольны его поступком, одобряют его: действуй так и впредь. На их лице недовольство, жесткость - они предупредили ребенка. В поощрениях и наказаниях мудрость и эмоции тесно переплетаются, и в этом сила их воздействия на ребенка. Проступки ребенка следует предупреждать.

Если ребенок привык к порядку (постоянным правилам поведения) многие его поступки будут предупреждены. Прежде чем наказать, задайте себе вопрос, почему ребенок так поступил, выясните ситуацию и ответьте себе на вопрос: можно ли его за это наказывать?

Какими должны быть наказания?

Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.

Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.

Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Какое же наказание выбрать? Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Возможно, ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.

Кто должен наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений) должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь. В общем, тема наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.

Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

Когда нельзя хвалить?

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

при наличии физического недостатка;

при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

в положении гонимого, «козла отпущения»;

после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

после провала на ответственном испытании, на экзамене;

при болезни;

при несчастной любви;

просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

1. Не сказать ничего. По своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными оценками со стороны родителей.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом. Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны.

3. Скажите ребенку о том, что видите: «Какие красивые цветы ты нарисовал!», «Ты сам надел ботинок!», «Кошке приятно, что ты ее погладил, она даже подставляет тебе шею!». Ребенок не нуждается в оценке, ему важно знать, что вы видите его старания.

4. Спросите ребёнка о его работе: «Тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?». Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств. Сравните две фразы «Отлично нарисовано!» и «Мне очень нравится, как ты нарисовал этот корабль!». Первая – абсолютно безлична. Кем нарисовано, что нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия. Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он сделал, и отмечайте это в своей похвале: «Я вижу, что ты убрал все игрушки. Здорово, что в комнате теперь чисто», вместо «Какой ты у меня чистюля!».

7. Хвалите усилие, а не результат. Отмечайте старания ребенка.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли это, что родители совсем должны отказаться от слов «молодец», «хорошо», «отлично». Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты, когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции.

8. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребёнка), они должны быть чётко увязаны с действиями ребёнка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятёрку теряет свою роль «быть поощрением».

9. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний.

10. Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь долгий и трудный для него день! Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.

Как предупредить непослушание.

Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам:

1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее.

2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).

3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Соблюдать правила должны все члены семьи.

4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста.

IV. Простые советы родителям

1.Помните, что ребенок не состоит сплошь из недостатков, слабостей, неуспехов. Достоинства есть у ребенка сейчас, надо уметь их увидеть.

2.Не скупитесь на похвалу. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить персонально, а критиковать как можно более безразлично.

3.Всякое повышение требований к ребёнку надо начинать с похвалы, даже авансом.

4.Ставьте перед ребенком достижимые цели.

5.Вместо приказаний ребёнку следует просить у него совета или помощи, как у равного или старшего.

6.Позволения учат детей гораздо лучше, чем запреты.

7.При необходимости наказания, помните, что не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребенок должен понимать, за что и почему его наказывают.

8.Надо убедить себя, что в большинстве случаев замечания, одергивания, требования просто не нужны.

9.Любой ребенок заслуживает любви и уважения: ценность в нем самом!


Top