Воспитание дисциплинированности и культуры поведения. Дисциплина в семье, как хорошая семейная традиция

Бриурош С.Н.

Родительское собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

"Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" (В.А. Сухомлинский).

"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной" (А.С. Макаренко).

План:

    Мотивация проведения родительского собрания и выбора его тематики.

    Определение понятия «дисциплина».

    Пути формирование у детей сознательной дисциплины.

    Эффективность используемых методов поощрения и наказания.

    Решение родительского собрания.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ

Вступительное слово.

Добрый вечер, уважаемые родители. Наше родительское собрание состоит из двух частей. Первая – теоретическая часть, тему которой мы определим позже вместе. Вторая организационные вопросы, которые мы должны решить до конца четверти.

На нашем собрании присутствует заместитель директора. Если у вас возникнут вопросы к члену администрации, то вы сможете их задать.

Предлагаю говорить чётко, конкретно и по существу, чтобы не затягивать наше заседание. По личным вопросам можно подойти после собрания.

Итак, начнём.

    Определение темы заседания. Мотивация.

Чтобы определить тему нашего собрания, прочитайте цитаты из известных источников. - Спрогнозируйте тему нашего разговора.

Почему именно сегодня важно говорить о формировании сознательной дисциплины?

Потому что первый класс является переломным в жизни ребёнка. Он приспосабливается к новым условиям. Осуществляется переход от ведущей игровой деятельности к учебной. Он должен научиться соблюдать определённые школьные правила поведения. Причём, у всех этот адаптационный период проходит по-разному.

И если упустить этот момент в плане воспитания, сделав упор только на предметные знания, то в перспективе мы будем иметь хоть и грамотную личность, но плохо адаптирующуюся в социуме.

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое своё слово и поступок перед окружающими. Что такое “сознательная дисциплина”, с какого возраста необходимо начать формировать это качество? Вот об этом мы и решили поговорить с вами на собрании.

Ещё и тем эта тема актуальна, что данная проблема воспитания в нашем коллективе присутствует.

    Определение понятия «дисциплина»

Некоторым взрослым кажется, что если ребёнок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако, случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, даже не всякого ребёнка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, у которого это качество стало как бы свойством характера.


- В “Словаре русского языка” С.И. Ожегова записано “дисциплина” – ... обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу”. Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный.
- Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов “Энциклопедического словаря”, то можно прочитать, что дисциплина – это “определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации”.
- На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что “в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества”.

По каким признакам мы узнаём воспитанного человека, обладающего самодисциплиной? (см. слайд)

    Факторы, влияющие на формирование сознательной дисциплины.

Как же воспитывать в ребёнке такое качество? Тем более, что наши дети, так отличаются от нас, взрослых.

Мы, два разных поколения, воспитанных в разных условиях и на разных традициях. Интересную теорию поколений представили учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус.

По их теории … (см. слайд)

Но, не смотря на то, что мы такие разные, что родились и выросли в разные эпохи, основные ценностные ориентиры формируются именно в семье. И процесс формирования осознанной дисциплинированности ребёнка во многом зависит от воспитанности и дисциплинированности самих взрослых, с которыми дети общаются ежедневно. Значит и от родителей в первую очередь.

Какие же факторы влияют на формирование осознанной дисциплины у ребёнка в семье?

От ребёнка требуется быть прилежным и настойчивым в ученье, добросовестным, верным слову, точным и аккуратным в работе, уметь организовывать своё время и досуг, проявлять уважение к старшим, заботиться о близких людях, быть скромным и вежливым. Также воспитание дисциплины, наверное, связано с приобщением ребенка к выполнению каких-то обязанностей.

Детям необходимо чувствовать свою принадлежность к семье, своё членство в ней. Если они не видят для этого положительных путей, они находят другие возможности доказать свою значительность.

Вот здесь и возникают проблемы.

    Причины негативного поведения младших школьников.

В чём же причины негативного поведения наших ребят?

- Сначала я предлагаю вам ответить на вопросы теста , который предложил родителям журнал “Воспитание школьников”. Проверять я ваши результаты не буду, поэтому прошу ответить честно, чтобы вы сами увидели реальную картинку.
Поставьте в строчку, через запятую, числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: «да» - 2 балла, «отчасти», «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, записывая баллы под номером вопроса.

ТЕСТ


1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, имеют ли они постоянные обязанности в семье?

6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11. А телевизионные передачи и книги?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми?
Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку?

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали более 20 баллов. От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены. Менее 10 баллов . Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Давайте определим, причины недисциплинированного поведения.

    Подражает взрослым;

    Желание выделиться, так как его не замечают;

    Мстит за нелюбовь и неуважение;

    Желание манипулировать взрослыми;

    Протест против существующих правил;

    Отсутствие единых требований;

    Вседозволенность и попустительство;

    Манипулирует взрослыми.

    Пути формирования у детей сознательной дисциплины.

Давайте определим пути формирования у наших детей сознательной дисциплины.

    Личный пример взрослых;

    Комфортная семейная среда;

    Принятие, уважение и любовь ребёнка таким, какой он есть;

    Единство интересов;

    Участие в жизни ребёнка;

    Единство требований к ребёнку;

    Чёткий режим дня, труда и отдыха;

    Ответственность за свои поступки;

    Обязанности в семье;

    Адекватный контроль.

Предложения:

    Составляйте вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье.

    Научите детей навыкам работы и выполняйте её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно. Дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом. Отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят. Если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется.

    Обеспечьте детей инвентарем соответственно их возрасту, таким, как маленький веник, маленькие садовые инструменты и т.д.

    Установите время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей.

    Цените вклад, а не качество сделанной работы. Если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы он её полностью закончил.

    Не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что им много задали или они занимаются спортом. Помогите им так организовать своё время, чтобы домашняя работа была не в ущерб остальным занятиям.

    Убедитесь, что работа соответствует возрасту.

При воспитании сознательной дисциплины родители должны правильно попросить сына или дочь, чтобы ребёнок выполнил эту просьбу. При этом :

    обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон;

    старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы;

    обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения;

    не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите;

    не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу.

    Эффективность методов поощрения и наказания.

Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный лёгкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок… Важно “вызвать” чувство удовлетворения, чтобы всё, сто связано с исполнением норм и правил поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка. Смысл наказания должен заключаться в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворённости своим поведением. Аналогично поощрениям, существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. “Не ожидала от тебя”, – говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

    Вы можете ошибаться.

    Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

    Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

    Итог родительского собрания.

Я хочу, чтобы вы задумались над темой нашего собрания, потому что такие проблемы у нас существуют. И ненормативная лексика, обидные слова, нетерпимость друг к другу, повышение голоса, если его не услышали с первого раза, всплески гнева, вплоть до рукоприкладства, недисциплинированное поведение в момент отсутствия контроля со стороны взрослых, некачественное выполнение домашнего задания (если мама не проверила) и т.д.

Необходимо отметить, что дети сами очень страдают от своей недисциплинированности и от плохо организованного уклада жизни в семье. Уклад, режим, принятый в доме, и есть тот внешний порядок, с помощью которого элементарно образуются определённые рамки поведения. Режим семьи представляет собой определённую систему средств и методов, помогающих воспитывать ребёнка. Конечно, это не панацея от всех бед, но неплохой помощник. Именно при соблюдении режима в значительной мере происходит накопление правильного дисциплинарного опыта и приходит умение властвовать собой, которое мы называем самодисциплиной, и без которого человека невозможно считать подлинно дисциплинированным.

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает.
Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А. С. Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Советская педагогика стоит на позиции единства в формировании нравственных качеств личности и их внешнего выражения в манерах, культуре общения и поведения.
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми.
В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п.
Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).
У детей среднего возраста воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде и т. д.
В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду. В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ним, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойно, без крика, чтобы не помешать занимающийся детям, и т. д.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в трамвае, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.
В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить. Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты, участка с целью накопления опыта ухода за игрушками, пособиями и т. п. У детей формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любому его нарушению. Воспитывая их бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.
Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.
У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.
В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться.
Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.
Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.
В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.
Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.
Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формирований их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка - все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремится подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками.
Немаловажным условием воспитания дисциплинированности у детей является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха.
Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются.
Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомительного ожидания.
Одевание, умывание и другие процессы, связанные с режимом, являются в то же время средством формирования у детей культуры поведения в коллективе сверстников. Поскольку в это время они всегда находятся рядом друг с другом, воспитатель приучает их вежливо обратиться с просьбой, попросить разрешения пройти, посторониться, уступая дорогу, предложить свою помощь.
Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна - продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Правильная организация обстановки, в которой находятся дети, также имеет немаловажное значение для формирования дисциплинированности и культуры поведения. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив, - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.
Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины и культуры поведения.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.
Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или: «Машенька первая вошла в раздевальную и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят».
Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Однако напоминание не должно носить характер назойливых назиданий. Например, увидев назревающий конфликт между детьми, воспитатель обращается к ним: «Я думаю, вам не надо напоминать о правиле, как поступают друзья. Вы хорошо помните, что надо уметь договориться. Кто же первый предложит, как надо поступить?» и т. д. Такое обращение к детям, содержащее в себе уверенность педагога в том, что они хорошие друзья, побуждает их мирно договориться, способствует развитию товарищеских взаимоотношений.
Педагог нередко разъясняет детям моральное содержание вводимых правил: «Если не извиниться за допущенную оплошность перед товарищем, он сможет подумать, что ты его нарочно толкнул, и обидится на тебя».
Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А. С. Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.
Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкоатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»
В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово.
Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.
Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных прайил поведения.
В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельным, их выполнением, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности.
В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины и культуры поведения. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил. Дружеские, товарищеские взаимоотношения побуждают ребенка уступать, договариваться, спокойно разрешать возникающие споры и разногласия. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил, большей самостоятельности в выборе поступка в разнообразных ситуациях, складывающихся в совместной детской деятельности.
В повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушения дисциплины, неподчинения правилам. Причины этого различны. Одной из основных является несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто-либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д.), то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением.
Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой.
Дошкольники нарушают дисциплину и в условиях, когда в группе устанавливается система запретов, порой совершенно необоснованных, или когда воспитатель постоянно заставляет их кого-то ждать («Подождем, пока оденется Коля», «Подождем, пока Сережа найдет лопатку» и т. п.). Бесконечные ожидания вызывают раздражение, дети ищут, чем заняться, и нередко нарушают установленные правила.
Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни детей и руководстве их деятельностью. Педагогу следует проанализировать, насколько содержательной была деятельность ребенка, нарушившего дисциплину, помогли ли ему сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой-либо деятельности. Лучшей мерой в таких случаях будет вовлечение ребенка в деятельность, помощь в ее организации, советы, позволяющие добиться результата. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.
Иногда воспитателю приходится прибегать и к некоторым мерам наказания в тех случаях, когда он убежден, что ребенок проявил недисциплинированность не случайно.
Например, воспитатель может на некоторое время лишить ребенка вольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними, свои поступки.
В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми.
Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитзможности играть со сверстниками: «Я не могу тебе разрешить играть с товарищами. Ты очень грубо разговариваешь с ними, совсем не умеешь договариваться. Поиграй вот здесь один, возле меня» и т. п.
Если между двумя детьми возникает конфликт, воспитатель должен найти способ воздействия на обоих, показав меру вины каждого. Например: «Он тебе ответил грубо, но почему так произошло? Конечно, грубить очень плохо, и ты, Коля, очень виноват. А ты, Андрюша, сам подумай, в чем твоя вина, почему Коля так грубо тебе ответил?» Помочь детям осознать долю своей вины, наладить их взаимоотношения - в этом состоит задача педагога. То же происходит, когда конфликт, нарушение дисциплины возникает в группе детей. Например, дети начали играть в комнате с мячом и разрушили чью-то постройку. Они считают виноватым мальчика, который последним бросил мяч. Но так ли это? Ведь играли все. И каждый мог так же поступить. Значит, виноват немножко каждый, потому что все забыли, что играть в мяч в комнате нельзя. Подобные рассуждения помогают детям осознавать свою причастность к случившемуся, не перекладывая всю вину на одного из них.
Воспитатель должен знать, что в детском саду категорически запрещаются физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, оскорбляют его достоинство, приносят вред здоровью (лишение еды, прогулки, удаление из групповой комнаты, насмешки, прозвища, запугивания и т; п.). Дети нередко обращаются к воспитателю с жалобами. Чтобы правильно отнестись к каждому такому случаю, надо понять причины, побудившие ребенка обратиться с жалобой, вникнуть в ее суть.
В жалобе часто выражается отношение дошкольника к возникшей в повседневной жизни группы ситуации, когда имеет место несоответствие поведения кого-либо из детей установленным правилам. Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило, можно ли поступить по-другому. Например, воспитатель приготовил для занятия книгу и положил ее на свой стол. Дети знают, что со стола педагога ничего брать нельзя. «А Коля взял с вашего стола книгу», - заявляет ребенок, обнаружив, что сверстник поступил вразрез с правилом.
В подобных случаях воспитатель подтверждает необходимость соблюдения введенного правила, но делает это по-разному, учитывая возраст детей. Так, если такой поступок совершает малыш, воспитатель учитывает недостаточное развитие его волевых процессов, в силу чего интерес к новому, необычному оказывается настолько сильным, что не может быть заторможен действием правила. «Правильно, Катюша, - обращается педагог к ребенку,- не надо брать книгу со стола. Я ее всем ребятам на занятии покажу. Коля, положи книгу на стол. Ты мне ее подашь, когда все сядут заниматься». Педагог помогает ребенку выполнить правило, не вызывая упрямства, капризов.
Если такой поступок совершает ребенок среднего возраста, педагог напоминает о необходимости выполнить правило, подчеркивая, что в этом возрасте все дети уже умеют сдерживать себя и не нарушают запретов. А ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника, напомнить ему действующее в группе правило.
В жалобах часто звучит обращение к воспитателю за помощью, поддержкой, неудовлетворенность поступком сверстника или его отношением, обида (отобрали игрушку, дразнили, толкнули и т. п.). В этих случаях педагогу важно справедливо разрешить конфликт, установить долю вины каждого и воздействовать таким образом, чтобы не только восстановить справедливость, но и урегулировать отношения между детьми. Например, в ответ на жалобу ребенка о том, что товарищи его не принимают в игру, воспитатель предлагает сначала подумать, почему они так поступают: может быть, он сам вспомнит, как нередко спорил со сверстниками из-за желания всегда быть первым, или в игре для него не нашли подходящей роли, или просто не поняли его. Вместе с обиженным педагог может обсудить этот вопрос с детьми, помочь им включить сверстника в общую игру (найти роль, наладить взаимоотношения и т. д.)
Естественно, воспитатель категорически запрещает детям бить или толкать друг друга. Однако даже в таких случаях он глубоко вникает в мотивы совершенных проступков.
Бывают иногда случаи, что кто-либо из детей часто обращается к воспитателю с несостоятельными жалобами. Следует разъяснить ребенку неправильность такого поведения, но не обсуждать его в коллективе детей, чтобы не вызвать их отрицательного отношения к сверстнику.
Детям старшего дошкольного возраста воспитатель помогает самим разбираться в возникшем недоразумении, приучая их выслушивать друг друга, убеждать, доказывать свою правоту, вместо того чтобы обращаться с жалобой.

С проблемами при воспитании современных детей сталкиваются все родители без исключения. И даже обладая знаниями в сфере психологии и педагогическими навыками, не исключены промахи и перекосы. К самым типичным ошибкам семейного воспитания относятся неверная установка границ дозволенного, отсутствие правил в семье, неправильная реакция на детские эмоции и панибратство.

Непосредственным воплощением того, как встраивается ребенок в семейный уклад, являются границы, которые взрослые устанавливают ребенку, правила и требования, которые ему предъявляют. Трудности с установлением этих границ знакомы многим родителям. Однако проблемы воспитания детей дошкольного возраста, связанные с установлением границ – явление в истории педагогики, вероятнее всего, молодое. Оно появилось в связи с тенденцией гуманизации воспитания, отказом от физического и грубого психологического «оружия» в обеспечении дисциплины детей.

Именно отказ от грубых методов воздействия на ребенка, понимание того, что взрослый может нанести непоправимый вред ребенку, если обращается с ним жестоко, и становится ошибкой воспитания, причиной трудностей в установлении правил для него. Родители лишились традиционного инструмента власти - физического наказания, которое объявлено вредоносным. В то же время родители не приобрели (или прибрели в недостаточном количестве) иные инструменты воспитания – психологические приемы, умение убеждать и вести детей за собой, мотивировать их. В этой ситуации и возникает такая проблема семейного воспитания детей, как ошибка в установлении границ для ребенка. Кроме того, многие родители отождествляют понятие жестокости в отношении ребенка с понятием жесткости в следовании правилам, отношения к некоторым ситуациям с ребенком. Однако жесткость не означает жестокости, и в некоторых ситуациях для поддержания порядка родители должны иметь смелость эту жесткость проявить.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в современной семье

Большинство обращений к психологу по поводу детей касается именно проблем с поведением детей, сложностей родителей в том, чтобы добиваться исполнения семейных или общественных правил.

На внешнем уровне проблемы воспитания детей, связанные с установлением границ для ребенка, выражаются в том, что с ребенком трудно в ежедневных делах: он не желает соблюдать гигиенические предписания (чистить зубы, умываться), не хочет вставать утром, идти, куда следует, или, наоборот, покидать милые его сердцу места. Может кричать или грубить, а иногда и бить родителей, отказываться делать уроки, убирать свои вещи, обижать младших или животных. Все эти явления сами по себе объяснимы, сопротивление ребенка правилам – в целом дело совершенно естественное. Однако, когда сопротивление правилам становится тотальным, жизнь родителей и детей превращается в непрерывную борьбу вокруг правил, ситуация явно нуждается в коррекции. Отношения обостряются, родители начинают даже побаиваться ребенка, так как тот часто устраивает изматывающие скандалы, может легко поставить окружающих в неудобное положение своим поведением. Ошибки семейного воспитания проявляются тем, что ребенок постоянно сопротивляется требованиям, и становится трудно обеспечить элементарные нормы поведения и даже безопасности.

Чем старше ребенок, чем больше у него опыт войны с правилами родителей или игнорирования этих правил, тем сложнее может оказаться ситуация.

У такой ситуации, когда ребенок отказывается подчиняться правилам, могут быть глубокие причины, которые кроются в личности родителей или самого ребенка. Глубинные причины могут касаться прошлого семьи, болезни кого-то из ее членов или других обстоятельств. Эти проблемы воспитания детей в семье всегда индивидуальны, их анализом лучше заниматься со специалистом.

Множество проблем с поведением детей касается того, каким образом детям устанавливаются правила и границы. И какая внутренняя мотивация движет родителями, когда те устанавливают правила для ребенка.

Начнем именно с внутреннего состояния родителей, их установок относительно правил для ребенка.

Существует несколько типичных ошибок семейного воспитания детей, неконструктивных установок и способов поведения родителей, которые мешают им установить в семье разумные правила.

Актуальная проблема воспитания детей: отсутствие границ

Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.

Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания. Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком. Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою». Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.

Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало. Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.

Ошибки родительского воспитания: отсутствие правил в семье

Ещё одна типичная ошибка воспитания – отсутствие правил в семье, отрицательное отношение к границам, когда родители вообще считают, что они душат свободу личности. Такие люди по различным причинам негативно настроены к правилам как к явлению. Такая ситуация имеет свои истоки, произрастает из истории человека. Некоторые родители сами, по сути, бунтари, не приемлющие каких-то правил, власти над собой, сопротивляющиеся установленным правилам. Такие родители могут, с одной стороны, пытаться правила для ребенка устанавливать, а с другой - втайне поощрять его сопротивление правилам, любоваться своеволием детей.

Другие же родители повышенно конформны, боятся отойти от предписаний, но не хотели бы, чтобы дети повторили их судьбу и по этой причине выставляют требования неохотно, как бы стесняясь своей роли.

Если вы внутренне сопротивляетесь самой идее установки правил для ребенка, правила ассоциируются у вас с серостью, скучной жизнью, посредственностью, то вы транслируете ему противоречивые послания на двух уровнях. На внешнем уровне вы, конечно, должны установить ему правила, с родителей ведь никто не снимает обязанности ознакомить ребенка хотя бы с минимальными социальными нормами. Но на более тонком уровне, как правило, не вербально, сложной системой поощрений бунтарского поведения ребенка вы передаете совсем другие сигналы. На тонком уровне он получает предписание не повиноваться, не признавать правил. Ребенок никогда не осознает самого факта противоречия различных посланий. Однако это сильно влияет на него, заставляет беспокоиться. В результате такого двойного послания возникают проблемы с воспитанием детей родителями, ведь ребенок теряется, не желает отождествлять себя с правилами, которые ему предлагаются, ведь и сами взрослые относятся к ним негативно.

Проблема, связанная с воспитанием ребенка: боязнь детских эмоций

Часто встречающейся проблемой, связанной с воспитанием ребенка, является боязнь его эмоций. Часто родители не могут эффективно установить правила для ребенка, так как они боятся яркого проявления его эмоций: истерик, плача, вспышек ярости.

Многие родители боятся, что сильными эмоциями ребенок нанесет вред своему телесному или психологическому здоровью. Стремясь не допустить сильной истерики или плача, такие родители допускают ошибки при воспитании детей, идут у них на поводу, когда малыши демонстрируют сильные эмоции. Любопытно, что именно дети, у которых трудности с границами, обычно наиболее истеричны. Идя на уступки во время плача или истерики ребенка, вы учите его постоянно прибегать к этому средству, чтобы достичь желаемого, то есть фактически формируете истерический характер.

Такого рода поведение быстро формируется детьми, родители которых уверены, что плач ребенка – явление крайне опасное, и ребенок, не контролируя себя, может нанести себе увечье. Обычно такие опасения сильно преувеличены, и рыдающий ребенок находится в сравнительной безопасности, если предоставить ему выразить свои эмоции.

Никто из родителей не хотел бы, чтобы плакал его ребенок, это, как правило, очень болезненное переживание. Плач ребенка – один из наиболее раздражающих звуков для человеческого уха, сама природа позаботилась о том, чтобы мы стремились утешить ребенка и остановить плач. Однако всегда ли нужно останавливать плач, всегда ли сильные эмоции, будь то слезы ярости или горя, ребенка вредны ему? Ниже рассмотрены несколько педагогических проблем в воспитании детей, возникающих в ситуациях, когда ребенок демонстрирует слишком острую эмоциональную реакцию.

Когда ребенок плачет от жестокости взрослого, страха, отвержения родителей, хронического плохого обращения с ним - это слезы, которые обозначают ситуации, сами по себе приносящие вред ребенку. Так, например, если вы в наказание за непослушание заперли ребенка в темной комнате, где он испытывает ужас и плачет, это, безусловно, травмирующая история, которую нужно прекратить как можно скорее. Но если ваш ребенок требует папин телефон, очередную конфету или включить ему мультфильмы и при этом устраивает очень громкий скандал, то его положение безопасно, несмотря на бурные эмоции. Дайте ему просто выразить свои чувства.

Часть родителей не выносит истерик, потому что во время этих истерик они остро ощущают себя плохими родителями. Они начинают переживать, что ребенок их не любит или он слишком несчастен, и, значит, они оказываются плохими родителями.

Еще одной важной причиной, по которой люди боятся детских истерик, является, конечно же, общественное мнение. Это может быть мнение близких вам людей, например, бабушек или супруга или мнение посторонних наблюдателей. И в том и в другом случае вы можете совершить типичную ошибку при воспитании детей – пойти на неразумные уступки ребенку, чтобы избежать осуждения окружающих.

Страх детской истерики, боязнь, что плачущий ребенок наносит себе большой вред (в том числе и физический), боязнь критики со стороны окружающих заставляет родителей идти на уступки, которые сказываются как на текущей ситуации, так и на будущем характере ребенка. Кроме того, ситуация, когда родители не могут переносить эмоций ребенка, изматывает и самих родителей, делая их заложниками ситуации, лишая средств и инструментов управления.

Ошибка воспитания в семье: панибратство

К числу основных проблем воспитания детей можно отнести и панибратство, то есть чрезмерное стремление стать ребенку другом. Множество родителей уверены, что наилучшая картина отношений между взрослым и ребенком - дружба. Для них наивысшим достижением была бы возможность сказать: «Я лучший друг для своего ребенка!»

У убеждения, что с ребенком необходимо дружить, много аспектов. Один из них состоит в том, что родитель хочет полностью контролировать жизнь и мысли ребенка, поэтому стремится к нему в лучшие друзья, чтобы ребенок не имел от него секретов. Другая ошибка родительского воспитания заключается в том, что взрослый никому не хочет уступать место в жизни и душе ребенка, хочет стать для него всем, в том числе и лучшим другом. Часто родители, которые претендуют на то, чтобы стать с ребенком лучшими друзьями, имеют напряженные или отстраненные отношения со своими родителями, всегда чувствовали недостаток любви к себе. Такие люди могут стремиться к дружбе с ребенком, чтобы не допустить образования той же пропасти, что разделяет их с собственными родителями. Кроме этого, в близости и эксклюзивном положении в жизни ребенка они как бы компенсируют боль отвержения, которую пережили в отношениях с собственными родителями. Любовь и привязанность ребенка в таком случае должны компенсировать урон, полученный человеком в других
близких отношениях (с собственными родителями, партнерами). В таких случаях родители хотят, чтобы все чувства и привязанности ребенка принадлежали только им.

Как добиться выполнения неприятных ребенку требований, не вызывая его раздражения? Как не допустить ошибок в семейном воспитании детей? Рушится главная концепция, на которой выстроена основная идея – дружба с ребенком. Если бы мать действовала, ощущая свое право на установку границ и не стремясь во что бы то ни стало нравиться ребенку, девочка быстрее приняла бы правила. Обстановка стала бы более определенной, спокойной, и именно это позволило бы ее участникам проводить больше приятного времени вместе.

Руководящая роль взрослого отнюдь не означает армейской дисциплины, игнорирование чувств и воли ребенка, командно-приказную систему общения. Однако если рядом с ребенком не оказывается лица, направляющего и при необходимости ограничивающего его, то можно только гадать, какие выборы он сделает.

Родители - мать и отец - уникальные люди в судьбе человека. С ними его связывают самые разнообразные чувства и отношения, часто эти чувства сложны и противоречивы, но они всегда очень важны, кардинально влияют на его отношения с миром. Дружба между ребенком и родителем, конечно, возможна, но это происходит только на определенном этапе жизни ребенка, когда он достаточно взрослый, равен родителю по своему статусу. Пока же ребенок маленький, отношения между родителем и ребенком - крайне несимметричные. Родитель обязан нести ответственность за него, устанавливать правила, руководить ребенком, то есть быть главным. А основа дружбы состоит в близких, почти симметричных отношениях, где каждый свободен эти отношения покинуть, если того пожелает. Опускаясь до панибратства, вы совершаете серьезную ошибку воспитания в семье, ведь дружба с ребенком изначально лицемерна, так как отношения не равны и ребенок не свободен их покинуть по своей воле. Кроме того, он должен подчиняться родителям в принципиальных вопросах. Родитель должен опекать, направлять, любить, поддерживать и учить ребенка, но не пытаться дружить с ним. В этих отношениях может быть много тепла, веселья и удовольствия, дружелюбия, сотрудничества и взаимного внимания, однако это не отношения двух друзей. Не стоит совершать такую типичную ошибку родителей в воспитании детей, как подменять ребенку друга – нужно научить его искать друзей, строить и сохранять дружеские отношения. У родителей уникальная роль, им не стоит претендовать на нечто большее.

Другая частая ошибка воспитания детей в семье – это боязнь родителей, что в результате требований они просто потеряют любовь и привязанность ребенка. Ребенок, недовольный вечным давлением и требованиями, которые к нему предъявляются, просто отвергнет родителя, внутренне отстранится от него. Что может быть печальнее потери любви родного ребенка? В таком случае родители совершают ещё одну педагогическую ошибку в воспитании детей – не хотят добиваться дисциплины, охраняя такую важную вещь, как привязанность ребенка. Такие опасения чаще свойственны тем родителям, которые воспитывают ребенка в одиночку. Также подобная ситуация встречается в семьях, где один из родителей отстраняется от воспитания, предоставляя действовать второму. Именно этот второй, обязанный нести весь груз ответственности, и переживает, что станет для ребенка лишь источником ограничений, в то время как второй родитель останется для ребенка вечным праздником.

В действительности гораздо важнее то, что происходит в отношениях помимо требований к ребенку. Что еще вы предлагаете, что даете своему ребенку? Если ваше общение сводится к требованиям, критике, устранению «ошибок детского воспитания», то рано или поздно отдаление неизбежно, как бы успешно ни было ваше «управление». Да, с родителей никто не снимает ответственности за ребенка, необходимости его направлять, но важно, что еще вы даете своему ребенку. Психологи, размышляя над тем, почему возникают проблемы воспитания детей в современной семье, предлагают родителям проанализировать:

  • Умеют ли они по-настоящему понять ребенка, соприкоснуться с его миром?
  • Часто ли проводят вместе приятное обоим время?
  • Могут ли они сказать, что их ребенок полностью доверяет им, чувствует себя спокойно и защищенно рядом с родителями?

Если на эти вопросы вы с уверенностью отвечаете «да», то вряд ли вы будете бояться предъявлять к ребенку требования.

Чтобы не допускать ошибок в семейном воспитании, родители должны налаживать отношения с ребенком, не снимая требований к нему, а наполняя общение теплом, любовью и близостью. Тогда на основе хороших отношений ребенок примет правила, как часть жизни. Если у ребенка есть уверенность в любви родителей, чувство тепла в отношениях, то дискомфорт от ограничений ему есть чем сглаживать, за счет чего переживать.

Родителям, которые боятся установить правила, чтобы не потерять привязанность ребенка, лучше всего обратить внимание на то, чем, кроме правил, наполнена жизнь ребенка, и направить свою активность именно в это русло.

Родителям вне зависимости от их установок приходится устанавливать правила для ребенка. Не существует родителей, свободных от этой необходимости. Чтобы не совершать типичных родительских ошибок в воспитании детей, постарайтесь установить свои правила, без внутреннего конфликта и раздора с ребенком.

Статья прочитана 14 538 раз(a).

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива.

Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А.С.Макаренко.

На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.). Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми. В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.

В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п. Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).

В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.

У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.

В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться. Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.

Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.

В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми. Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»

В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово. Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.

Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.

Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится,живет,отдыхает. Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А. С. Макаренко.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ дошкольника - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в обществе, в разных видах деятельности.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство - уважение к человеку, к законам человеческого общества.

Понятие культуры поведения очень широкое. Оно включает внешнюю и внутреннюю культуру. Внешняя (манеры, внешний виц) и внутренняя культура (уважение к окружающим, чуткость, правдивость и др.) должны находиться в единстве.

Культурно-гигинические навыки и привычки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви продиктована на не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих от ношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважений к окружающим. Взрослые же должны помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе и культурно-гигиенические, приносят человеку большую пользу на протяжении всей дальнейшей жизни.

Культура общения со взрослыми и сверстниками предусматривает выполнения детьми норм м правил общения, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения имеет в виду умение не только действовать определенным образом, но и воздерживаться от неуместных в данных обстоятельствах действий, жестов. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение разговаривать лаконично, сохраняя спокойный тон. Не менее важно учить ребенка внимательно слушать собеседника, спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему. Культура речи формируется на занятиях и в повседневной жизни, в разных видах самостоятельной деятельности.

Культура деятельности проявляется в поведении детей на занятиях, в игре, в труде. Формировать у ребенка культуру деятельности - значит воспитывать у него умение поддерживать в порядке рабочее место, где он работает, занимается, играет; привычку доводить начатое дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель культуры деятельности - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем.

Условия, воспитания культуры поведения дошкольников:

1. Авторитет и культура воспитателей и родителей . Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют огромное значение в формировании культуры поведения. Умение воспитателя использовать вместо замечания совет, а иногда юмор, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддерживать, доверие и ласка. - всё ото вызывает у детей желание общаться с ним, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Дети подражают поведению авторитетного воспитателя, переносят его во взаимоотношения со сверстниками. В поведении ребенка отражается также и культура родителей.

2. Точное осуществление режима позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключаться от одной деятельности к другой, не допускать переутомления, чередовать время активной деятельности и отдыха. Точный режим позволяет сформировать стереотип поведения. Своевременное проведение режимных процессов предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомляющего ожидания.

3. Правильная организация обстановки , в которой находятся дети. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования, которые соответствуют возрасту детей, их интересам и содержанию знаний, умений и навыков, удобное размещение мебели, всё это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.

4. Положительная эмоциональная атмосфера в детском саду и семье. Это атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей, что воспитывает у детей стремление к занятости, организует их жизнь и отражается на формировании у них культуры поведения

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, которые формируются на основе норм:

Правила должны быть конкретными, предполагающими определенные поступки. Например: "Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней";

Правила должны быть сформулированы четко, доступно для понимания детей, в форме указаний, а не запретов;

Каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми (разъяснения, обучения выполнению, напоминания, предупреждения возможных нарушений);

Правила вводятся постепенно.

Методы воспитания: разъяснение, показ, упражнение, напоминании, контроль, оценка, беседа, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, положительный пример, поощрение и наказание.

В младших группах воспитатель приучает детей к правильному поведению, последовательно и терпеливо добивается послушания, некоторой самостоятельности в выполнении элементарных правил поведения. В средней группе воспитатель постоянно следит за самостоятельным выполнением правил, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибок. Важным является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки культуры поведения. Возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Формируются мотивы поведения. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил.


Top